Беседа о солнце в старшей группе

Конспект занятия в старшей группе «У Солнышка в гостях» — ДетсадКлуб

Автор: М. Москалева.

Дети любят путешествовать и на этот раз мы отправляемся в гости к Солнцу на ковре-самолете.

На занятии у детей закрепляются знания о временах года, обогащается речь, развиваются творческие способности (работают пастельными мелками и в нетрадиционной технике рисования «ниткопись»).

Занятие проходило как мастер класс «Влияние народного искусства на психологию ребенка» и было положительно оценено коллегами.

Программное содержание:

— Воспитывать в детях умение видеть и понимать нежную, неброскую красоту русской природы на основе активного использования фольклора (загадок, закличек).

— Приобщать к традициям общения (приветствие, прощание), гостеприимства.

— Закреплять знания времен года, зимних месяцев, об изменениях в природе с наступлением весны.

— Создать в группе атмосферу, способствующую снятию психо-эмоционального напряжения; помогающую раскрыть способности каждого ребенка; благоприятному отношению друг к другу.

— Формировать умение передавать в рисунке характерные изменения в природе с наступлением весны; работать пастельными мелками.

— Формировать эстетический вкус, воображение.

— Развивать речь детей, обогатить ее словами-признаками.

— Развивать умение устанавливать связи между цветом и эмоциональным состоянием.

— Развивать моторику рук методом нетрадиционного рисования «ниткопись».

Оборудование:

Обратите внимание

Листы бархатной бумаги, цветные ниточки для изображения солнца. Тонированные альбомные листы, пастельные мелки, салфетки. Ширма, Солнце-кукла. «Лучики-солнышки» из соленого теста. Аудиозапись для музыкального сопровождения занятия.

Предварительная работа:

Беседы о зиме, солнце. Заучивание загадок, закличек. Чтение сказок.

Ход занятия:

Воспитатель: Здравствуйте, дети! Наша беседа совсем не случайно началась с этого слова. Говоря по обычаю «здравствуйте», мы желаем друг другу здоровья, добра, благополучия.

Дети садятся.

Воспитатель: Сегодня мы продолжим разговор об отношении русских людей к окружающему миру. К природе. Отгадайте загадку.

Ежегодно приходят к нам гости:

Один седой, другой молодой,

Третий скачет, а четвертый плачет.

Дети: Времена года.

Воспитатель: Назовите их.

Дети: Зима, весна, лето, осень.

Воспитатель: Молодцы. Какое сейчас время года?

Дети: Зима.

Воспитатель: Назовите зимние месяцы.

Дети: Декабрь, январь, февраль.

Воспитатель. Дети, расскажите, какая зима в нашем краю?

Дети: Холодная, белоснежная, пушистая, волшебная, красивая, с дождем, с оттепелью, веселая, нарядная.

Воспитатель: Зима у нас действительно разная. Капризна и переменчива погода этой зимой: выпавший снег смывается неожиданным дождем, и вновь сильные ветры наметают снежные сугробы. Много пасмурных дней было этой зимой.

Но, несмотря на это, во все времена людям нравится зима. «Зимушка-зима», «зимонька», «зимунька» — так ласково называли в русском народе самое холодное время года.

Зиме посвящено много произведений устного народного творчества.

Послушайте песенку о зимушке-зиме.

Ребенок:

Уж ты, зимушка-зима,

Ты с морозами пришла.

Ветер воет, вьюга воет,

Вдоль по улице метет.

Белым снегом замело

Все дороги на село.

Все дороги, все пути,

Ни проехать, ни пройти.

Воспитатель: Какой месяц заканчивает зиму?

Дети: Февраль — последний месяц зимы.

Воспитатель: Дети, сегодня 20 февраля. Зима заканчивается. Какое время года наступит после?

Дети: Весна.

Воспитатель: Дети, как мы узнаем о скором наступлении весны?

Дети: Тает снег. Появляются проталины. День становится длиннее. Чаще и теплее греет солнышко.

Важно

Воспитатель: Правильно. Люди всегда ждут солнышка с нетерпением. Оно дарит всем тепло и свет. И от этого нам с вами становится радостно, весело, празднично. В далеком прошлом русские люди сравнивали солнце с птицами. Ведь оно парит в небе как златокрылая птица.

Лучи восходящего солнца напоминали петушиный гребень, а небо, окрашенное вечерней зарей — яркие красно-оранжевые перья. Желая подчеркнуть красоту солнца, сравнивали его с молодой девушкой, в сиянии лучей проходящей по небу. Этот образ сохранился в русских народных загадках.

Давайте их вспомним.

Дети:

Катится по голубому блюдечку золотое яблочко.

Красная девушка по небу ходит.

Без него плачемся, а как появится — от него прячемся.

Встану я рано, бело да румяно,

Да как распущу золотые волосы,

Да выйду на гору,

И человек и зверь возрадуется.

Воспитатель: Молодцы. Интересные и красивые загадки вы рассказали о солнце. Ребята, в далеком прошлом от солнца многое зависело в жизни людей, поэтому они представляли себе его могущественным царем.

Сказки и легенды рассказывают, что живет Солнце на востоке далеко за морем, в солнечном царстве. Все необычное в том волшебном царстве. Растут там сады с золотыми и серебряными деревьями. Посреди сада высится золотой дворец. Ослепительно сверкающий.

Во дворце том живет Царь-солнце. Ребята, вам хочется побывать в царстве Солнца?

Дети: Да, очень хочется.

Воспитатель: Хорошо, тогда сегодня мы отправимся в гости к солнышку. Но в гости принято ходить с хорошим радостным настроением и с подарками. У вас какое настроение?

Дети: У меня радостное настроение. У меня хорошее настроение.

Воспитатель: Замечательно. Дети, что мы можем подарить солнышку? (ответы детей)

Воспитатель: Очень хорошие предложения. Давайте мы нарисуем портрет солнышка ниточками.

Дети садятся за столы.

Воспитатель: Дети, какого цвета солнышко?

Дети: Днем мы видим желтое солнце. Утром и вечером можно увидеть красное, оранжевое солнце.

Воспитатель: У каждого из вас лежат ниточки. Расскажите, какого они цвета.

Дети: У меня желтые ниточки. У меня ниточки красные. У меня оранжевые.

Воспитатель: Какие ниточки по размеру?

Дети: Одна длинная, много коротких.

Воспитатель: Хорошо. Что вы сделаете из длинной ниточки?

Дети: Из длинной ниточки сделаем кружок.

Воспитатель: Что сделаете из коротких ниточек?

Дети: Из коротких ниточек сделаем лучики.

Воспитатель: Молодцы. Приступайте к работе.

Дети выполняют работу. Звучит спокойная мелодия.

Воспитатель: Подарки готовы. Так и притягивают к себе взгляд. Теперь мы смело можем отправляться в гости. Дети, на каком транспорте мы можем попасть в царство Солнца?

Дети: На самолете. На ракете. На ковре-самолете.

Совет

Воспитатель: Ваши предложения очень интересны. Давайте полетим на ковре-самолете. Согласны?

Дети: Да.

Воспитатель: Тогда в путь. Вот он — ковер-самолет. Располагайтесь. Полетели.

Ты ковер, лети, лети,

Нас по небу прокати.

Выше, выше поднимайся.

Тише, тише не качайся.

Не пугай моих ребят.

Мы летим. Мимо проплывают белые пушистые облака. Они нам улыбаются. Улыбнитесь и вы им. Дети, возьмитесь за руки. Почувствуйте тепло рук ваших друзей. Сегодня необыкновенно хороший день. Вы дышите легко и свободно. Вы чувствуйте себя хорошо. Вам хорошо от того, что вы все вместе. У вас радостное настроение. Вас ждет встреча с солнышком. Наш полет заканчивается.

Ты ковер, лети, лети,

Ниже, ниже опускайся.

Тише, тише не качайся.

Ребята, смотрите, вот он — дровец Солнца. Солнышка не видно. Я кажется, знаю. Оно заблудилось в облаке и потеряло свои яркие лучики. Чтобы оно вновь засияло, засветило и согрело всех своим теплом, надо рассказать какое солнышко?

Игра «Какое солнышко». Дети, передавая микрофон, рассказывают о солнышке на фоне музыки, звук постепенно увеличивается. Звучит музыка Григ «Утро».

Дети: Солнышко яркое. Солнышко доброе. Солнышко золотое. Солнышко жаркое и т.д.

На ширме появляется Солнце.

Воспитатель: Вот оно — солнышко красное. Вы рады ему?

Дети: Да.

Воспитатель: Давайте передадим свое настроение в танце.

Динамическая пауза «Веснянка».

Солнце:

Здравствуйте, гости дорогие, проходите,

Красному гостю — красное место.

Гость на гость — хозяину радость.

Воспитатель: Солнышко, прими от ребят подарки, они их сами сделали.

Воспитатель выставляет работы детей.

Солнце: Спасибо всем, ребята, за такую красоту. Мне очень приятно, что вы помните обо мне. Расскажите о себе, кто вы и откуда.

Дети: Мы из города…Из д/сада №…

Воспитатель: Солнышко, ребята знают много закличек о тебе и хотят их рассказать.

Солнце: С удовольствием их послушаю.

Дети рассказывают заклички о солнце.

Заклички о солнце

Солнышко, ведрышко,

Выгляни в окошечко!

Солнышко, покажись,

Красное, нарядись!

***

Солнышко, солнышко,

Красное зернышко

Выйди поскорее

Будь к нам подобрее.

***

Солнышко, покажись!

Красное, снарядись!

Чтобы год от года

Давала нам погода:

Теплое летечко,

Ягоды в лукошко,

Зеленого горошка.

Солнце: Порадовали вы меня, ребята. Ваши голоса показывают, что вы соскучились по моему теплу. Ждете прихода дружной весны. Я стараюсь согревать своими лучами землю, все живое вокруг. Но мне нужна ваша помощь. Побудьте «волшебниками» и превратите зимние картины природы в картины весны. Поможете мне?

Дети: Да.

Дети выполняют работы. Звучит музыка.

Солнце: Молодцы, ребята. Спасибо вам за помощь. Вы настоящие волшебники. Картины получились теплые, светлые, радостные. Теперь весна обязательно наступит дружная, теплая, солнечная.

Воспитатель: Хорошо у тебя Солнышко в гостях, но нам пора возвращаться в детский сад.

Обратите внимание

Солнце: Подарю я вам на прощанье свои маленькие лучики-солнышки: красные, желтые, оранжевые. Это лучики огня, тепла и света: красные — дадут вам тепло и радость; оранжевые — смелость и храбрость; желтые — волшебный свет и силу.

Дети выбирают лучики.

Солнце: Есть у меня для вас еще один подарок-сюрприз. Возьмите его. Его вы откроете только когда вернетесь в детский сад.

Воспитатель: Спасибо, Солнышко, за гостеприимство. Дети, попрощаемся с солнышком.

Дети: До свидания.

Воспитатель: Мы возвращаемся в детский сад. Располагайтесь на ковре-самолете. Возьмитесь за руки.

Воспитатель и дети:

Ты ковер лети назад,

В наш любимый детский сад!

Воспитатель: Ребята, вам понравилось наше путешествие? Что особенно вам запомнилось?

Дети делятся впечатлениями.

Все вместе произносят слова:

Ты ковер лети, лети.

Ниже, ниже опускайся.

Тише, тише не качайся!

Вот он, вот он, детский сад,

Принимай своих ребят!

Воспитатель: Вот мы и вернулись. Дети, вам хочется узнать, какой сюрприз приготовило нам Солнышко.

Дети: Очень хочется.

Воспитатель: Посмотрим.

Дети раскрывают коробку и видят картину, на ней портрет Солнца. Все вместе решают, как с ним поступить.

Источник: http://www.detsadclub.ru/14-vospitatelu/teksty-konspektov-zanyatij/2340-konspekt-zanyatiya-v-starshej-gruppe-u-solnyshka-v-gostyah

Мбдоу детский сад №12

Праздник «Международный день солнца» ежегодно отмечается в мире 3 мая. Солнце является ближайшей к Земле звездой, все остальные расположены на большем расстоянии от нашей планеты. Земля, как известно, вращается вокруг Солнца. Солнце необходимо нам, без его света мы не смогли бы жить.

   Солнце является для нашей планеты мощнейшим источником космической энергии. Оно дает нам свет и тепло, которые необходимы не только людям, но также растениям и животным. Нужно отметить, что без солнца у нас не было бы воздуха и воды.

   Ведь тогда воздух превратился бы в жидкий азотный океан, все воды бы замерзли, а суша обледенела. Наша планета возникла около солнца и жизнь на ней зародилась тоже во многом благодаря ему.

   Солнце дает людям возобновляемую энергию, которую легко использовать. Кроме того, такая энергия не образует токсичных и радиоактивных отходов

История праздника Международный день Солнца.

   Европейское отделение Международного общества солнечной энергии (МОСЭ) в 1994 году решило создать этот праздник. Это было сделано с целью привлечения внимания общества к возможностям использования возобновляемых источников энергии.

Важно

   В этот день по всей Европе организуются мероприятия различного рода, которые направлены на демонстрацию возможностей солнечной энергии.

   Очень важно, что, забирая часть солнечной энергии, мы не привносим серьезных изменений в энергетический баланс планеты. В последнее время использование солнечной энергии становится все более популярным.

Это связано с подорожанием других видов энергии. Сегодня производится большое количество различных товаров, работающих на солнечных батареях.

Ведь этот вид энергии является дешевым и экологичным, позволяет избежать добычи и сжигания отравляющего топлива.

Солнце — что это?

   Солнце представляет собой центральную и единственную звезду Солнечной системы, вокруг которой осуществляют вращение другие объекты системы. Солнечное излучение принимает участие в процессе фотосинтеза, оказывает непосредственное влияние на погоду, климат и смену времен года на нашей планете. Продолжительность солнечного дня очень сильно влияет на жизнедеятельность организмов.

   Кстати, Солнце светит беловатым светом, но, проходя через атмосферу Земли, он становится жёлтоватым. Самая распространенная теория возникновения Солнечной системы гласит, что к её формированию привели взрывы одной или нескольких сверхновых звёзд

   Люди издавна поклонялись Солнцу как божеству и устраивали в его честь различные праздники. На Руси такими праздниками являлись Масленица, День летнего солнцестояния и День весеннего равноденствия. В честь Солнца сочинялись заклинания, песни, устраивались игры.

Культ Солнца имелся в религиях цивилизаций инков, египтян, ацтеков. Многие древние памятники связаны с Солнцем, к ним относятся мегалиты, которые точно отмечали положение летнего солнцестояния. Один из самых крупных и известных из них – это мегалит в английском Стоунхендже.

Совет

   Солнце излучает ультрафиолет, который обладает антисептическими свойствами. Его можно использовать с целью дезинфекции воды и различных предметов. Это излучение также способно вызывать загар на коже человека, и обладает некоторыми другими биологическими эффектами – к примеру, оно способствует выработке в организме человека витамина D.

Читайте также:  Зимнее развлечение на улице в старшей группе детского сада

Нужно отметить, что большие дозы ультрафиолетового излучения вредны для нашего здоровья – они способны вызывать онкологические заболевания кожи, солнечный удар и некоторые другие проблемы. Поэтому людям в летний период, когда солнце является наиболее активным, нужно защищаться от его лучей.

Для этого мы носим головные уборы, солнцезащитные очки и пользуемся солнцезащитными кремами.

   Как известно, воздействие ультрафиолета ослабляется озоновым слоем, находящимся в земной атмосфере. Однако в последние годы ухудшение экологии на нашей планете приводит к истончению озонового слоя и образованию, так называемых, озоновых дыр.

   Солнце имеет очень мощное магнитное поле, его напряжённость меняется со временем. Есть люди, которые чувствительны к магнитным бурям, происходящим на Солнце. У них эти процессы вызывают ухудшение самочувствия и головную боль.

   Учеными было подсчитано, что текущий возраст Солнца составляет около 4,57 миллиарда лет.

Идею о том, что Солнце является центром, вокруг которого обращаются планеты, впервые высказали Аристарх Самосский и древнеиндийские ученые. В 16 веке данная теория была возрождена знаменитым Коперником. Измерить расстояние от Земли до Солнца первым пытался Аристарх Самосский. Но, конечно, сделать это в те времена не было никакой возможности.

   Современные ученые располагают большим количеством оборудования и знаний для всестороннего изучения Солнца. Сегодня наблюдения за солнцем и его съёмки проводят с аэростатов, спутников, ракет и космическим станций.

Обратите внимание

   При помощи второго искусственного спутника Земли Спутник-2 в 1957 году были проведены первые внеатмосферные наблюдения Солнца.

   Первыми космическими аппаратами, предназначенными для наблюдений за Солнцем, были спутники серии «Пионер», созданные NASA. Они были запущены в период между 1960 и 1968 годами.

Согласно плану работы 3 мая в МБДОУ детский сад № 12 дети встретили солнышко радостной песней «Солнышко лучистое» музыка Филипепенко.

В течение дня в каждой группе проводились познавательные беседы, образовательная деятельность, игры, в которых обязательным персонажем было Солнышко, на прогулке проводились опыты с солнечными лучами.

Дети старшей и подготовительной группы посмотрели мультфильмы «Почемучка», «Фиксики», «Хочу все знать». А во второй половине дня дети с удовольствием оставили свои впечатления в рисунках и поделках.

День солнца во второй младшей группе

Развлечение «Разбудим Солнышко»

Цель:
Воспитание социально-активной личности, способной понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относится к ним.
Задачи:
— расширять знания о явлениях неживой природы;
— закрепить знания потешек, песен, хороводов;
— создать положительный эмоциональный настрой.

На полянке стоит расписной домик, в нём спит Солнышко.

Ведущая:
Детки, посмотрите, на лесной полянке домик сказочный стоит.
А домик этот не простой, домик этот расписной.
Солнышко в нём поживает, на перинке отдыхает.
Надо Солнце разбудить, и на праздник пригласить.
(все вместе зовут Солнышко)

Дети и ведущая:
Солнышко красное покажись,
Платье алое надень,
Подари нам красный день!

Ведущая:
Нет, не слышит ничего
Даже не глядит в окно.
Кто к домику подойдёт,
Солнышко нам позовёт?
Зарычал тут бурый Мишка:

Мишка:
Я как громко зарычу,
Солнышко вам разбужу.
(Мишка стучит в окно)

Ведущая:
Не слышит Солнце не беда!
Танцевать нам всем пора.
Дети ленточки все взяли, весело затопотали.

(танец с ленточками)

Важно

Ведущая:
Не слышит Солнце ничего
Даже не глядит в окно.
Кто к окошку подойдёт, Солнышко нам позовёт?
(появляется зайка у домика)

Зайка:
Я весёлый, ловкий Зайка,
Я в окошко постучу, ясно, Солнце разбужу.

Ведущая:
Ребята, Зайчик предлагает детям похлопать в ладоши, потопать ножками.

Зайчик:
Ну-ка Солнышко проснись, и в окошке появись.

Ведущая:
Не слышит Солнце не чего
Солнце не глядит в окно.
Кто к окошку подойдёт, звонко песенку споёт?
(прилетает птичка)

Птичка:
-Я! Песню звонкую спою, Солнышко нам разбужу.
(исполняется песня про воробья)

Птичка:
Ну-ка Солнышко проснись, и в окошке появись.

Ведущая:
Что ж такое за беда, Мишка топал, Зайка звал,
Громко лапою стучал.
Воробей спел песню звонко
Дети подпевали громко
Надо Солнце всем позвать, громко-громко закричать.
(дети и звери зовут Солнышко все вместе)

Солнышко-вёдрышко!
Взойди поскорей,
Освети, обогрей!

Ведущая:
Солнышко проснулось
И всем улыбнулось.

Солнце:
Здравствуйте мои друзья!
Выходите на лужок, становитесь все в кружок.
Пляска начинается, праздник продолжается.
(дети водят хоровод)

(пока дети танцевали, Тучка спрятала Солнышко)
Ведущая:
Тучка, отпусти Солнышко.

Тучка:
Пусть детки поиграют со мной.
(игра «Солнышко и дождик»)

Солнце:
Спасибо вам детки, что разбудили меня.
А теперь пора прощаться
Надо в путь мне отправляться.
Вам же детки, дарю я конфетки.

(Солнышко угощает детей и прощается с ними).

Во второй половине дня дети рисовали и лепили Солнышко.

День солнца в средней группе (ОД)

Источник: http://xn—-12-53dwcf1akj7fei.xn--p1ai/?p=9976

Конспект занятия в старшей группе детского сада «Солнышко, покажись, красное нарядись» | Конспекты занятий, ООД | Воспитатель ру — для воспитателей и педагогов ДОУ. Официальный сайт журнала «Воспитатель»

Автор: Салова Вера Германовна

Организация: МОУ детский сад №300

Населенный пункт: Волгоградская область, г. Волгоград

Образовательная область: Познавательное развитие.

Возраст: 5 лет.

Форма организации: Подгруппа.

Цели занятия:

— Сформировать представление о солнце как о раскалённом небесном теле, шарообразной формы, которое является источником света и тепла для всего живого на Земле;

— Дать представление о звёздах как о громадных раскалённых газовых шарах, похожих на наше Солнце;

— Учить сравнивать небесные тела (Земля и Солнце).

Цели воспитательные:

— Воспитывать навыки сотрудничества, умение выслушивать ответы детей, развивать активность;

Словарь новых слов:

— Ввести в словарь детей новые слова: Ярило, владыка, раскалённое вещество, звёзды – белые, голубые, жёлтые, красные.

Предварительная работа:

— Просмотр слайдов космической тематики;

— Просмотр презентаций «Космос», «Планеты солнечной системы»;

— Чтение сказки Чуковского «Краденое солнце».

Оборудование и материалы:

— Слайды и иллюстрации с изображением звёзд;

— Макет солнечной системы.

Ход занятия:

Воспитатель: Посмотрите, ребята, какое яркое весеннее солнышко светит к нам в окно. Какое у вас возникает настроение, когда вы смотрите на такое яркое солнышко?

Дети: Хорошие.

Воспитатель: Ну-ка дети взялись за руки и сделали круг:

— Собрались все дети в круг,

Я твой друг, и ты мой друг.

Крепко за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся!

Воспитатель: Улыбнитесь, друг другу, как кот на солнышке, а теперь как хитрая лиса, а сейчас представьте себе, как будто вам подарили маленького котёнка, улыбнитесь от всей души. А ещё у меня хорошее настроение, потому что мы можем сегодня много-много интересного узнать.

А о чём мы будем говорить, вы можете отгадать сами:

Ну-ка, кто из вас ответит:

Не огонь, а больно жжёт,

Не фонарь, а ярко светит,

И не пекарь, а печёт?

И ещё одна загадка:

Оно свет на землю льёт и

Тепло нам всем даёт.

На экране появляется солнышко

Да это Солнце, оно нам даёт свет и тепло. После холодной пасмурной зимы люди и животные особенно радуются его ласковым лучам.

Игра «Какое солнышко»:

— Солнце какое?

Дети: Солнышко яркое, доброе, золотое, красное, жаркое, ласковое, лучистое…

— Как вы думаете, для чего нужно солнышко? (Ответы)

Совет

Воспитатель: Значение Солнца для жизни на Земле человек чувствовал уже в далёкие времена. Древним людям оно представлялось могучим существом, от которого зависело всё: не будь Солнца, не было бы ни растений, ни жизни, ни человека.

«Владыка пищи, отец и мать людей», так называли Солнце египтяне. Они строили в честь его храмы и молились этому богу. Много сказок и легенд есть про Солнце у разных народов. Греки изображали Солнце Богом в золотом шлеме, на золотой колеснице с белыми конями.

На Древней Руси покланялись Богу Солнца и называли его Ярилом, устраивали в его честь пляски, приносили жертвы. Давайте вспомним, как мы недавно были на празднике Масленица. Этот праздник – проводы зимы и встреча весны.

Люди радовались весеннему солнышку, пекли блины такие же круглые как солнце. В конце праздника сжигалось чучело, которое олицетворяло зиму.

А что же такое Солнце на самом деле? Солнце – это огромный огненный шар, похожий на мячик по форме, но состоит из расплавленных газов.

Подвижная игра: «Круглое как солнышко».

Воспитатель: Вот вам всем по солнышку (раздаёт мячи жёлтого цвета).

Воспитатель называет предметы различной формы, в том числе шарообразной . Коробка, арбуз, яблоко, теннисный мячик, книга, и т.д. Услышав название предмета, которое по форме напоминает солнце, дети садятся на корточки, поднимая вверх руки с мечем.

— Что излучает солнце?

Воспитатель: Раскалённое вещество излучает свет, т.е. светит. Вот и Солнце тоже светит, его свет доходит до Земли, поэтому днём нам так тепло и светло. Температура поверхности Солнца очень высокая.

При такой температуре любой метал или камень превращается в газ. Поэтому Солнце, очень горячая звезда. Прямые солнечные лучи очень горячие, они быстро нагревают предметы, воду в реках, озёрах, морях.

— Можно ли долго находиться под лучами солнца, особенно, летом? (ответы)

— Почему?

Они даже могут вызвать ожог на теле человека, если долго загорать, а также могут стать причиной пожара в лесу, если долго не будет дождей. Хотите посмотреть, как это бывает?

Опыт «Солнечные спички».

(проводит воспитатель).

Обратите внимание

Представьте себе, что лучи солнца добрались до земли и своим жаром зажгли сухую траву, мусор, например, газету.

Что произошло с газетой, вы видели? Почему она сгорела? Потому что, солнечные лучи очень горячие.

Я показала Вам опыт со спичками, но как вы думаете, можно ли спички брать Вам? (ответы)

— На солнышко на экране можно смотреть?

— А как мы можем посмотреть на солнце, чтобы глазам было не больно?

Для этого есть солнцезащитные очки. Когда мы выйдем на прогулку, я вам дам цветные стёкла и через них вы сможете посмотреть на Солнце.

Представьте ребята, что ясным вечером вы вышли на улицу и посмотрите на небо, что вы там увидите? Сколько звёзд!

— Какие созвездия вы знаете?

Звёзд на небе очень, очень много. Все звёзды – это огромные огненные шары. Но температура у этих раскалённых шаров разная, поэтому цвет у них разный. Самые горячие звёзды – белые, чуть менее горячи – голубые, затем следуют жёлтые, а замыкают ряд красные. Как вы думаете, почему звёзды кажутся маленькими? Верно. Звёзды находятся от нас бесконечно далеко.

Если это самая близкая к нам звезда, это Солнце, на каком транспорте можно добраться до него. На велосипеде до него можно доехать за 3000 лет, на машине за 1000 лет, на самолёте за 20 лет, на ракете за несколько месяцев.

Ребята как, выдумаете солнце маленькое или большое? Наблюдали ли вы за самолётом в небе? Каким он, кажется в полёте? Конечно, крошечным, потом, что летит далеко от нас. А ведь на самом деле самолёт большой, правда? Так и солнце.

Важно

Ведь мы знаем, насколько далеко от нас находится. Значит, Солнце… огромное. Поэтому, у него много сил, чтобы держать около себя всю свою семью. Но кроме Земли вокруг Солнца вращаются восемь других планет. Все вместе они составляют Солнечную систему.

Планеты и Солнце действительно напоминают дружную семью. Глава этой семьи Солнце. Одни из планет находятся ближе к Солнцу, другие – дальше от него. Каждая из планет вращается по своей дорожке. Ни одна из планет никогда не сталкивается с другой.

Давайте вспомним, какие планеты солнечной системы вы знаете. Вспомним нашу считалочку.

Дети:

По порядку все планеты

Назовёт любой из нас:

Раз – Меркурий,

Два – Венера,

Три – Земля,

Четыре – Марс,

Пять – Юпитер,

Шесть – Сатурн,

Семь – Уран,

За ним – Нептун,

Он восьмым идёт по счёту.

А за ним уже, потом,

И девятая планета

Под названием Плутон.

Воспитатель: Что общего между Землёй и Солнцем, и чем они отличаются? И Солнце и Земля имеют форму шара. Оба движутся в космосе. Но Солнце – звезда, а Земля – планета. Солнце очень горячее, на его поверхности газ. Солнце во много раз больше Земли. Если представить Землю в виде пшеничного зёрнышка, то Солнце рядом с ним будет размером с арбуз.

Читайте также:  Конспект занятия в средней группе. приметы осени

Ребята , помните сказку о том как ужасный крокодил солнце в небе проглотил? Что же после этого произойдёт? Что произойдёт, если Солнце перестанет светить.

Дети: Темно, холодно.

Воспитатель: Да, Земля погрузилась бы в темноту, и превратилась бы в мёртвую пустыню. Погибли бы все растения , ведь для жизни им необходимы солнечный свет и тепло. А растениями в свою очередь питаются люди и животные. Кроме того растения выделяют в атмосферу кислород, который нужен для дыхания. Вот получается, что благодаря Солнцу на Земле есть растения, животные и люди.

Воспитатель: Дело в том, что Солнце всегда оказывало на нас влияние. Как только на горизонте появляется Солнце, на Земле закипает жизнь. И эта жизнь никак не может обойтись без Солнца – источника света и тепла. Без него жизнь на земле была бы невозможна. Если бы Солнце стало холодным, то Земля погрузилась бы в темноту. Закончить наше занятие я бы хотела добрым и ласковым стихотворением:

Тучка прячется за лес,

Смотрит солнышко с небес.

И такое чистое,

Доброе, лучистое.

Если б мы его достали,

Мы б его расцеловали.

Литература:

Детям о космосе и Юрии Гагарине – первом космонавте Земли: беседы, досуги, рассказы/ Авт. – Т.А. Шорыгина, сост. М.Ю. Парамонова. – М.: ТЦ Сфера, 2014. – 128с.

Нищев В.М., Нищеа Н.В. Весёлая астрономия для дошкольников. – СПб.: ООО «Издательство «Детство – пресс», 2016. – 32с.

Совет

Левитан Е.П. Малышам о звёздах и планетах/Е.П. Левитан. – М.: Росмэн, 2014. – 128с.: ил.

Источник: https://www.vospitatelru.ru/categories/1/articles/67

Конспект познавательного занятия в младшей группе «Солнце-источник жизни на земле»

Младший возраст

Воспитатель ДУУ «Антошка»
Коростылева Н.В

Тема: Солнце – источник жизни на Земле

Цель:
Дать детям знания о Солнце как звезде, его величину, действие. Расширить знания детей о значение солнечного тепла для всех живых организмов. Учить детей сравнивать предметы, наблюдать за состоянием погоды, давать ответы на вопросы взрослого. Развивать воображение, память, логическое мышление, речь, развивать творческие умения во время выполнения аппликации.

Вызвать интерес к природе Космоса.

Материал: макет Солнышка; маленькие «солнышки» на ладошке у детей; лист ватмана с не дорисованным солнышком, ленты желтого и красного цвета разной длины; рисунки с изображением предметов похожих на Солнышко.

Предварительная работа: Наблюдение за зимними явлениями в природе, за солнцем.

Литература: Основная общеобразовательная программа дошкольного образования Веракса,Комагова,Васильева «От рождения до школы» Каплуновская «Дошкольникам о Космосе» — Программа и методические рекомендации. – Запорожье: ООО «ЛИПС. Лтд», 2000г.

Старченко «Дошкольникам про звездное небо» — метод. Пособие к базовой программе «Я в Мире» — Х.; Утро, 2010г.

Воспитатель : Проходите, посмотрите какая красота. А теперь давайте поздороваемся  с гостями. Все: — «Доброе утро!» Воспитатель. А сейчас давайте поздороваемся  друг с другом. Коснемся ладонями и улыбнемся. Доброе утро София, … Дети. Доброго утра! (по очереди поздороваться со всеми детьми)            . Воспитатель. Дети, скажите какое сейчас время года? (Зима).

А как вы об этом узнали? (Холодно, идет снег, воет ветер, люди тепло одеты, на улице мороз…)

Когда я сегодня шла в детский сад, то кого-то встретила. Послушайте внимательно загадку, и отгадайте, кто это?

Обратите внимание

Загадка: Просыпаюсь на рассвете, Всех поздравлю с добрым утром. Заглядываю в каждый дом; — Просыпайтесь, все кто в нем

Выгляньте в окошко –я — яркое…(солнышко).

Воспитатель: Да, это Солнышко, давайте с ним поздороваемся.

Все: Улыбнемся солнышку — здравствуй, золотое ! И цветочку улыбнемся: — да, оно цветет! Улыбнемся дождику — лейся, дорогое! улыбнемся и друзьям мы – Пожелаем им добра !


Также интересное занятие по познавательному развитию:
Конспект занятия по познавательному развитию в младшей группе детского сада «Разноцветные колёса»

Воспитатель: Солнечные лучи, как золотые мечи, дорогу себе пробивают.

Давайте, скажем, какое Солнышко? А оно нам за это даст поиграть своими лучами- (ласковое, золотое, веселое, теплое, приветливое, круглое, желтое, ласковое, красивое (воспитатель раздает лучи).

Воспитатель: А теперь давайте поиграем.
— Дети начали играть,

В путешествие пошли (ходьба) Хотят мальчики и девочки Ясное солнце поздравить — (наклон) А навстречу к малышам Лучиков веселый ряд, Лучики смеются, играют, И, как зайчики, прыгают (подскоки) Как только солнце поднялось – Свет – сияние полилось, Солнце улыбается Лучики зовет: Лучи мои собирите

Скорее мне верните (подходят, вставляют лучинки в круг(солнце))

(«Солнце» подвесить к потолку).

Воспитатель: Солнце – это звезда на небе. Это большой огненный шар, очень – очень горячий. Но нам она кажется небольшое, потому что находится очень далеко в небе.

Скажите пожалуйста, что умеет делать Солнышко? (Греет, светит, прячется за тучки, улыбается…)

Давайте спросим наших гостей, как они считают, что умеет солнышко?
(Ответы воспитателей).

Воспитатель: Всему живому нужно солнечное тепло и свет : и животным, и растениям, и людям.
Давайте сделаем круг и представим себя маленьким солнышком (у каждого на ладонь надето игрушечное солнышко).

— Мы маленькие солнышки. Мы просыпаемся от сна (потянуться). Мы умываемся (умываются). Расчесываем свои лучики (имитируют движения) И поднимаемся (поднимаются и берутся за руки) Теперь мы большое солнышко. У нас много тепла и света. (руки разводят). Свое тепло мы дарим и небу, и тучкам, и реке, и деревьям, и людям.

Мы хотим, чтобы все были веселы и счастливы.

Важно

Воспитатель: А сейчас подойдите ко мне, посмотрите на столе лежат карточки. Найдите рисунки на карточках, которые похожи на Солнышко. (беседа с детьми). Дарья, что у тебя? (Мяч). А почему ты так думаешь, что мяч похож на Солнце?

(Он круглый, как Солнце)

На рисунках (мандарин, яблоко, крышка от кастрюли – по цвету и форме). А сейчас я вам предлагаю на память о нашей встрече, сделать портрет Солнышка!

Подойдите, посмотрите какое красивое солнышко, но у нашего Солнышка чего-то не хватает. Чего? (Лучей)

Давайте вместе наклеим из цветных лент лучики (нетрадиционная аппликация).
Слушайте внимательно: Короткие лучи будут красного цвета, а длинные – желтого. Сначала намажем клей, а теперь будем прикладывать ленты и тихонько надавливать салфеткой.

Спросить у детей: (индивидуально на время выполнения работы): — какой формы солнышко? — какого цвета? — сколько лучиков у Солнышка? Один или много?

— какого цвета лучи? (желтые и красные).

Воспитатель:. Очень красивый получился портрет Солнышка, это потому что в свою работу вы добавили любовь, и тепло. Давайте свою долю тепла подарим нашим гостям. (дарят маленькие солнышки). Солнце: Пора мне отдыхать До свидания, малыши. Все дети: Что ж, прощаться нам пора.

Завтра снова приходи к нам!

Название:  Конспект познавательного занятия в младшей группе «Солнце-источник жизни на земле»

Источник: http://portal2011.com/konspekt-poznavatelnogo-zanyatiya-v-mladshej-gruppe/

Беседа: «Роль солнца, воздуха и воды в жизни растений»

Цель: 1. Закрепить знания детей о солнце, воздухе, воде, их свойствах, значении в жизни людей, растений.

2. Вызвать желание детей с помощью опытов узнать свойства солнца, воздуха, воды.

3. Закрепить знания о правилах здоровья и вызвать желание выполнять их.

4. Приобщить детей к здоровому образу жизни.

Материал: костюм Айболита, шапочка «солнце», семена огурца, прозрачные банки, фильтры, вода.

Предварительная работа: предварительное замачивание семян огурца. Проращивание семян на солнце и в тени.

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришёл гость, а кто это, вы узнаете если отгадаете загадку: Лечит маленьких детей,Лечит птичек и зверей,Сквозь очки свои глядит

Добрый доктор …. (Айболит)

(Одеваю халат и шапочку)

Айболит: — Здравствуйте , дети, как ваше здоровье? Я вижу, что вы здоровы! Румяные щёчки, блестящие глаза, весёлые улыбки! А хорошо ли вы кушали? А спали? Вы группу свою проветриваете? Любите гулять на улице, когда светит солнце?

— Давайте сядем на ковре в кружок, а я вам загадаю загадку:

«Голубой платок, желтый колобок

По платку катается, людям улыбается».

— Правильно! Это солнышко. А что вы знаете о солнце? (Ответы детей)

— Солнце – это источник тепла и света. Что бы случилось, если б не было солнца?

Правильно, солнечный свет необходим всему живому: человеку, животным, растениям. Если человека на долгое время поместить в темноту, он ослепнет. А растение в темноте будет чахнуть и погибнет.

— Я знаю, вы делали опыт с семенами огурца, давайте посмотрим что получилось. В блюдечке, стоявшей на солнце, семена огурца проросли лучше, чем в том, что стояло в тени. Какой вы сделаете вывод? Для роста растений и живых организмов нужен солнечный свет.

— Скоро лето и вы будете много гулять, и загорать на солнце. Для детей полезно загорать, потому, что солнышко посылает в своих лучах нам витамин «Д», который делает наши руки и ноги крепкими и сильными. В сильную жару носить головной убор и долго не загорать на солнце.

Ребёнок: Мы на солнце полежали,

И друг друга не узнали.

Кто же мы – ребятки,

Или шоколадки.

— А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Солнышко».

— Отдохнули? Давайте пройдём в «лабораторию» (За столы)

Отгадайте, пожалуйста, мою загадку.

Он нам нужен для того,

Чтобы сделать вдох и выдох.

А когда он очень пыльный

А когда он очень грязный

Говорим мы: Ах! Ох! Ух!

Очень нужен всем на свете

Свежий, чистый… (воздух)

— Что мы вдыхаем? Давайте вдохнём воздух, куда он попал? Воздух попадает в нос, после этого он спускается в горло, в дыхательную трубочку, затем через бронхи — в лёгкие.

— Какие свойства воздуха вы знаете?

— Мы его видим? Значит он прозрачный.

— У воздуха есть форма? Говорят, такой большой, что весь мир занимает; такой маленький, что в любую щель проникает.

-Воздух звучит? (дети надувают шары и со звуком выпускают воздух)

— У воздуха есть запах? (нет) Есть вес? (нет)

Предлагаю вам отдохнуть.

Дыхательные упражнения «Насос», «Надуваем шар»

— А что бы случилось, если б не было воздуха? (ответы детей)

— Правильно, без воздуха нет жизни. Запомним правило: Вдыхать воздух через нос, выдыхать через рот.

— Ребята, как вы думаете, откуда берётся чистый воздух? Чистый воздух нам дают растения. Мы вдыхаем кислород, выдыхаем углекислый газ; а листочки растений поглощают этот газ и насыщают воздух кислородом.

— А чтобы жили и росли растения, что ещё для этого им нужно? Правильно, вода!

— Ребята, вы знаете, откуда берётся чистая вода? Послушайте стихотворение Бунина «Родник».

В глуши лесной, в глуши зелёной

Всегда тенистой и сырой

В крутом овраге под горой

Бьёт из камней родник студёный:

Кипит, играет и спешит,

Крутясь хрустальными клубами,

Стеклом расплавленным бежит.

— Ребята, какие свойства воды вы знаете? (вода течёт, журчит, она прозрачная, может изменять цвет, бывает холодная и горячая, чистая и грязная и т. д.)

— А бывает твёрдая вода? Правильно, это – лёд.

— Бывает и газообразная – это пар.

— Дети, для чего нужна вода? (ответы детей)

— А можно пить грязную, не кипячёную воду? (нет, в ней микробы)

-Запомним правило: Пить только кипячёную воду.

— В природе самая чистая вода в роднике. А где ещё есть вода? Отгадайте загадки.

Течёт, течёт – не вытечет

Бежит, бежит – не выбежит.

(река)

Кругом вода, а с питьём – беда.

(море)

Бегу я как по лесенке

По камушкам звеня,

Издалека по песенке

Узнаете меня.

(ручеёк)

— Ребята, сегодня мы с вами говорили о солнце, воздухе, и воде. Узнали, что все они очень полезны для вашего здоровья.

— Чем полезно солнце? А воздух? Вода? (ответы детей)

— Доктор Айболит советует вам чаще гулять на свежем воздухе, загорать и дружить с водой.

Запомните такие слова «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья!»

(говорят хором)

— А чтобы вы были здоровы, угощаю вас витаминами.

— До свидания, ребята!

Источник: https://pedportal.net/doshkolnoe-obrazovanie/zdorovyy-obraz-zhizni/beseda-laquo-rol-solnca-vozduha-i-vody-v-zhizni-rasteniy-raquo-449475

Конспект занятия по экологии на тему «Значение солнца в нашей жизни»

Для детей средней группы

Программное содержание.

Обратить внимание детей на постоянное присутствие солнца, тепла, света в нашей жизни человека, вызвать эмоциональное отношение к солнцу, к его роли в жизни человека, животных птиц.

Познакомить детей с особенностями поведения и зрения у животных, обитающих в условиях недостатка света или при полном отсутствии света. Дать первые представления об охране окружающей среды.

Читайте также:  Брейн-ринг в 4 классе. сценарий

Материал и оборудование. Плотное одеяло, нарисованное солнце, фигурка человека, лампа настольная, мешочек с различными сухими травами, различные мелкие предметы, зеркала для каждого ребенка, музыкальное сопровождение.

Ход занятия.

Совет

Какая сегодня погода: солнечная или пасмурная. Светит ли солнце? Какое настроение у детей в солнечную погоду, а какое в пасмурную? Проводится психо-гимнастика «Солнечно — пасмурно»

Зачем нам солнце? Что оно делает для нас? /согревает, светит/. Куда уходит солнце вечером? Что мы делаем ночью? Откуда берется солнце утром? /просыпается/.

Игра «День — ночь». По команде воспитателя ночь /дети засыпают/, по команде день — просыпаются.

Чтобы случилось, если бы солнце ушло спать и не вернулось? /замерзли/. Психо-гимнастика «Холодно».

Чтобы почувствовать, как мы жили бы без солнечного света, нам нужно оказаться в полной темноте. Для игры берется плотное покрывало, дети садятся на пол и накрываются покрывалом.

Что они при этом видят? Наступает день, покрывало убирается, и солнечный свет помогает детям различать предметы. Почему дети не могли видеть, ведь у них есть глаза? Человек видит тогда, когда у него есть свет.

Если бы не было света, то глаза были бы не нужны нам.

Как солнце попадает к нам в окошко? Что у него есть? /лучи/. Вы хотите поиграть с лучом солнца? Как можно поиграть с лучом? Можно его поймать. Как? /зеркалом/.

Воспитатель зеркалом ловит солнечный луч, предлагает и детям поймать луч, /что такое солнечный луч?/ что такое солнечный зайчик? Солнечный луч отражается от зеркала и превращается в солнечного зайчика.

Обратите внимание

Игра «солнечные зайчики» дети превращаются в солнечных зайчиков и под музыкальное сопровождение порхают, как солнечные зайчики.

Кому еще кроме человека необходимо солнце? /животным/, Зачем? Но есть животные, которые видят в темноте. Кто это? /кошка, сова/, Как они охотятся? Игра «Животные в темноте».

Ребенку завязывают глаза, воспитатель дает в руки какой-либо предмет и просит угадать, что именно он получил. Желательно чтобы у предмета был запах, /это может быть сушеная трава, свежая шишка, лимон или яблоко/.

Находясь в темноте, ребенок будет пытаться в слепую определить предложенный предмет. Как он это будет делать? Трогать предмет руками, гладить его, поворачивать, нюхать.

После того как дети определят в темноте предметы, воспитатель обсуждает с ними, как они это делали. Нужны им при этом были глаза? А ведь есть такие животные, которые живут там, где света практически нет. Например: под землей в глубоких пещерах, на дне океана. Действительно глаза у них превращаются в маленькие щелочки /крот/.

Кому еще необходим солнечный свет? /растениям/. Что случится, если растение попадет в полную темноту? /погибнет/. Воспитатель демонстрирует растение, которое росло в темноте, и растение, росшее на свету. Дети находят разницу в цвете растения. Делают вывод.

Куда может пропасть солнце? /ночь, туча, дым/. Что мы должны делать, чтобы солнце не пропало? /дети отвечают/. А пока мы дружим с солнцем.

Проводится психо-гимнастика «Солнечное тепло». Под спокойную музыку дети подставляют лицо солнцу, закрывают глаза, расслабляются.

Важно

Чтобы дети наглядно поняли, как солнце закрывает туча, и на человека находит тень, проводится опыт. Берется настольная горящая лампа, маленький человечек, между ними вставляется плоский круг. На человека находит тень.

Источник: https://dohcolonoc.ru/conspect/12667-konspekt-zanyatiya-znachenie-solntsa-v-nashej-zhizni.html

Беседа для детей старшей группы «Планеты солнечной системы»

Вы уже знаете, что планета Земля вращается вокруг огненной звезды — Солнца. Но кроме Земли вокруг него вращаются еще восемь других планет. Все вместе они и составляют Солнечную систему.

♦ Знаете ли вы названия планет Солнечной системы?

Планеты и Солнце напоминают дружную семью.

Глава этой семьи — Солнце! Среди планет есть большие и малые. Одни из них находятся ближе к Солнцу, другие — дальше от него. Каждая из планет вращается по своей собственной орбите. Ни одна из планет никогда не сталкивается с другой и не покидает пределы Солнечной системы.

♦ Вспомните, чем планеты отличаются от звезд.

Звезды состоят только из раскаленных газов, а в состав планет могут входить и жидкости, и твердые частицы… Кроме того, планеты сами не светятся, их освещает звезда.

Поговорим о каждой планете, вращающейся вокруг Солнца.

Самая близкая к Солнцу планета — Меркурий. По размерам он меньше Земли, у него твердая, каменистая поверхность. Меркурий во многом похож на спутницу Земли — Луну. На Меркурии нет атмосферы, которая могла бы защитить его от ударов метеоритов и обжигающих солнечных лучей.

♦ Как вы думаете, на Меркурии холодно или жарко?

На этой планете очень жарко! Ведь Меркурий находится ближе всех к горячему Солнцу.

Он торопится за Солнцем, словно боится отстать от него. За земной год эта планета успевает обежать вокруг Солнца четыре раза.

Древние греки говорили, что те, «кому надо спешить куда-нибудь, пусть учатся у Меркурия» (П.В. Клушанцев).

В древности Меркурий считался покровителем путешественников и торговцев.

Меркурий

Меркурий — ближайшая к Солнцу планета,

Залит он лучами горячего света,

Так много ему достается лучей,

Что эта планета других горячей!

Так быстро Меркурий бежит по орбите,

Как будто торопит: «Меня догоните!»

Вторая от Солнца планета — Венера. Для нас, землян, она видна на небесах, как далекий, но яркий фонарик.

Совет

Венеру называют то Утренней, то Вечерней звездой, ведь в разное время года она появляется в небе то на заре, то в ранних сумерках, когда звезд еще не видно.

Венера светится на небесном темно-синем бархате, как кристаллик горного хрусталя, и кажется удивительно красивой! Поэтому и назвали ее в честь богини красоты — Венеры.

В древности люди сложили немало легенд, посвященных этой планете. В одной из них рассказывается, как юная царица Венера мчится по небу в колеснице, запряженной тройкой белоснежных златогривых коней.

* * *

В серебристой колеснице

В небесах летит царица.

Ее облик — юный, нежный.

Ее кони белоснежны,

И крылаты, и красивы,

Златоглазы, златогривы…

Поверхность Венеры каменистая. У этой планеты есть атмосфера, но она состоит из углекислого газа, которым ни люди, ни животные дышать не могут.

Венера окружена густыми облаками. Воды на ней практически нет.

Венера

В честь богини красоты

Названа, Венера, ты!

В темных небесах сияешь,

Красотой нас одаряешь.

Наша Земля — третья от Солнца планета. На ней сложились благоприятные условия для жизни растений, животных и людей.

♦ Вспомните и расскажите о тех условиях, которые необходимы для возникновения и поддержания жизни на планете.

Земля — средняя по величине планета. Это важно, ведь если планета очень маленькая, то ей не хватит силы притяжения, чтобы удержать атмосферу. Земля находится не слишком далеко, но и не очень близко от Солнца.

♦ Объясните, почему это важно.

Когда планета расположена далеко от Солнца, ей достается мало солнечного тепла и света. На такой планете холодно и темно. А если планета находится слишком близко от нашего светила, оно обжигает ее своими горячими лучами.

Путь Меркурия и Венеры проходит близко к Солнцу, и на этих планетах слишком жарко! Наоборот, на удаленных от светила планетах, таких как Юпитер и Сатурн, царит вечный холод.

На Земле благоприятная для жизни температура.

♦ Вы ведь помните, почему Землю называют «голубой планетой»?

Обратите внимание

Атмосфера, окутывающая Землю голубоватой дымкой, имеет пригодный для дыхания воздух и защищает планету от перегрева, охлаждения, ударов метеоритов.

Кроме того, значительную часть поверхности нашей планеты занимают водоемы. А вода необходима всем живым организмам.

Земля — планета жизни

От Солнца третья по счету планета,

Наша Земля поменьше звезды.

Но ей хватает тепла и света,

Чистого воздуха и воды.

Жизнь на Земле — это разве не чудо?

Бабочки, птицы, жучок на цветке…

Жизнь на Земле вы найдете повсюду —

В самом далеком, глухом уголке!

У Земли есть спутник — Луна.

Марс — четвертая планета Солнечной системы. Он вдвое меньше Земли. Год на Марсе длится в два раза дольше земного. У этой планеты есть атмосфера, но состоит она в основном из углекислого газа с небольшими примесями водяного пара.

Если внимательно посмотреть на ночное небо, то можно заметить, что Марс отличается от других планет красноватым свечением.

Поэтому его часто называют «Красной планетой».

Ученым удалось установить, что твердая поверхность Марса покрыта оранжево-красным грунтом.

Марс получил свое название в честь бога войны. Возможно, это связано с тем, что, глядя на красную планету, люди невольно вспоминали войны и связанные с ними пожары и бедствия.

Полководцы считали Марс своим покровителем и надеялись на его помощь в сражениях.

Марс

Марс — таинственная планета.

Она по размерам чуть больше Луны,

Из-за кроваво-красного цвета

Назвали планету в честь бога войны.

Пятая от Солнца планета — Юпитер. Этот громадный шар, состоящий из жидкого водорода, в 11 раз больше Земли.

Юпитер — самая большая планета Солнечной системы!

Юпитер

Юпитер — больше всех планет,

Но суши на планете нет.

Повсюду жидкий водород

И лютый холод круглый год!

♦ Как вы думаете, почему на Юпитере холодно?

Юпитеру достается немного тепла от Солнца и поэтому там царит вечная зима.

У Юпитера есть четыре спутника, которые вращаются вокруг него.

Шестая от Солнца планета — Сатурн. Он расположен далеко от Солнца и потому температура его поверхности низкая. Сатурн состоит из газов. Астрономы***, наблюдающие за Сатурном в телескоп, отмечают его красоту. Эта планета окрашена в яркий желто-оранжевый цвет, ее окружают удивительные кольца, состоящие из ледяных глыб и камней.

Сатурн

Сатурн — красивая планета

Желто-оранжевого цвета,

И кольцами камней и льда

Окружена она всегда.

Важно

Уран расположен после Сатурна. Это единственная планета, которая вращается лежа на боку. Этакий лежебока! Поэтому к Солнцу обращен то один его бок, то второй. Каждое полушарие освещается Солнцем ровно 40 лет, а потом 40 лет там царит ночь.

Атмосфера Урана — холодный туман.

Уран

Уран — лежебока, и встать ему лень,

Подняться планете невмочь,

Сорокалетие длится там день

И сорокалетие — ночь.

Нептун — восьмая от Солнца планета. Она кажется темно-голу- бой, потому что ее окружает газ метан. В телескопы астрономы замечают над Нептуном клочковатые белые облака.

Нептун

Планета Нептун от Земли далеко,

Увидеть ее в телескоп нелегко,

От Солнца по счету планета восьмая,

Царит на ней вечно зима ледяная.

Нептун действительно находится так далеко от нас, что сначала его положение предсказали математики, а только потом обнаружили астрономы.

Плутон — самая удаленная от Солнца планета. Ученые строили предположения о его существовании, но открыли эту планету только в 1930 г. Плутон — планета-карлик, меньше Луны. Он слабо освещен Солнцем, потому изучать его очень трудно.

У Плутона есть спутник — Харон. Он состоит из камней и льда.

Плутон — самая холодная планета Солнечной системы.

♦ Как вы думаете, почему?

Плутон

Несется в пространстве далекий Плутон,

Он Солнца лучами едва освещен.

А чтоб не скучал в одиночестве он,

С ним спутник летит под названьем Харон.

Дорогие ребята, теперь вы знаете, какие разные планеты входят в состав Солнечной системы. И все-таки у этих планет есть кое-что общее.

♦ Подумайте и скажите, чем похожи все планеты Солнечной системы?

Верно! Все планеты имеют форму шара и все вращаются вокруг Солнца.

Вопросы для закрепления

♦ Сколько планет в Солнечной системе?

♦ Как называется самая близкая к Солнцу планета?

♦ Какая планета наиболее удалена от Солнца?

♦ Какая планета самая маленькая?

♦ Какая планета самая большая?

♦ Какую планету называют то Утренней, то Вечерней звездой?

♦ Какую планету называют Красной?

♦ Какую планету окружают кольца?

♦ Какая планета вращается, лежа на боку?

♦ Какие планеты ближайшие «соседи» Земли?

♦ Расскажите, какие условия для возникновения и развития жизни есть на Земле.

Рекомендуем посмотреть:

Беседа в подготовительной группе «Солнце — источник жизни на земле»

Сценарий тематического развлечения в средней группе ко Дню космонавтики

Конспект НОД в старшей группе по теме: Космос

Рассказы про Гагарина детям

Беседа в подготовительной группе. Луна — спутник земли

Источник: https://ped-kopilka.ru/vospitateljam/prazdniki-v-dou/den-kosmonavtiki-v-detskom-sadu/beseda-dlja-detei-starshei-grupy-planety-solnechnoi-sistemy.html

Ссылка на основную публикацию