Дополнительные занятия по музыке в детском саду

Музыкальные занятия в детском саду: примеры конспектов по ФГОС, развитие способностей в музыке у дошкольников и прочее

Музыка сопровождает пребывание ребёнка в детском саду ежедневно.

От пропевания первых потешек в младшей группе до исполнения вокальных номеров на выпускном — этап дошкольного образования, частью которого всегда было знакомство с музыкальным искусством.

Прослушивание классических композиций и хоровое пение, обучение игре на простых инструментах и исполнение танцевальных движений в такт мелодии — эти и другие формы занятий развивают восприятие и мышление дошкольников.

Музыкальные занятия в детском саду: цели, задачи, виды

Отечественные и иностранные психологи открывают всё большее влияние музыки на формирование личности и развитие интеллекта ребёнка.

В период дошкольного детства музыкальные занятия закладывают в детях способность восприятия образа, сотканного из звуков.

Навыки пространственного мышления, речевое развитие, активное воображение находятся на высоком уровне у тех дошкольников, с кем регулярно и с раннего возраста проводились музыкальные занятия в разнообразных формах.

Обратите внимание

Знакомство с музыкальными инструментами и мелодиями является частью концепции бережного развития интеллекта

Музыкальное воспитание дошкольников реализуется в рамках образовательной области «Художественно-эстетическое» и отвечает требованиям Федерального государственного образовательного стандарта.

Цель музыкальной деятельности в современном детском саду — приобщение детей к искусству через всестороннее развитие физических и психоэмоциональных качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями воспитанников.

Подробнее об особенностях организации музыкальных занятий в старшей группе можно узнать из нашей статьи — Музыка с детьми: как провести занятие в старшей группе.

Знакомство с музыкальным искусством осуществляется в рамках образовательного процесса в детском саду согласно ФГОС

На занятиях формируются представления о разнообразии музыкальных инструментов, их звучании и истории

По предъявляемым задачам образовательного процесса видно, что музыкальные занятия развивают двигательные способности детей (разнообразие движений, координацию), внимательность, речевые навыки (подпевание, включение в активный словарь специальных терминов), умение работать в коллективе. От форм организации музыкального воспитания зависит успешность обучения: степень культуры слушания и исполнения. Музыкальные занятия — главная форма музыкального обучения в детском саду.

  • Типовое занятие. Это классическое форма организации, в которой участвуют все виды деятельности дошкольников: музыкально-ритмические упражнения, слушание музыкальных композиций, распевка, речевая вокализация, разучивание песен, игровые и творческие задания. Примеры типовых музыкальных занятий: «Клоун в гостях у друзей» для средней группы (ребята показывают клоуну, чему они научились: выполнение упражнение, слушание песен и выражение эмоций от услышанного, сочинение продолжения песенной строки), «Музыка весны» в подготовительной группе (прослушивание фрагментов «Подснежник», «Вальс цветов» П. И. Чайковского, узнавание звучания музыкальных инструментов, выполнение двигательных упражнений под музыку, исполнение акапелло, музыкальная игра).Структура типового занятия включает все виды деятельности, в т. ч. ритмико-музыкальные упражнения
  • Доминантное занятие. Направлено на развитие конкретного вида музыкальной деятельности или музыкального навыка детей. Структура доминантного занятия может быть сохранена, как в типовом, но каждый элемент подчиняется основной развивающей задаче. Примеры: «Все нотки в гости будут к нам» в подготовительной группе (доминантное занятие по развитию певческих навыков, включает в структуру распевку, хоровое исполнение знакомых песен, синхронное исполнение песни и танца, разучивание новой песенной композиции), «Сказка-сказка, оживи!» в старшей группе (доминантное занятие по развитию музыкально-ритмических движений, с выполнением игр, имитацией движений сказочных персонажей под музыку, исполнением ритмического танца и танца-импровизации, выполнения движений партерной гимнастики).Для воспитанников старшей группы доминантные занятия ритмической направленности включают элементы партерной гимнастики
  • Комплексное занятие. Музыкальное занятие этого типа содержит в структуре элемент из образовательных разделов «Развитие речи», «Изодеятельность: рисование, лепка, аппликация», «Экспериментирование», «Трудовая деятельность» и др. Комплексное занятие проводится совместно музыкальным руководителем и воспитателем. Примеры: «Музыка дождя» в первой младшей группе (включение в музыкальное занятие задания по нетрадиционному рисованию: пальчиковая живопись), «Зима» в средней группе (музыкальная деятельность сочетается с изучением и обсуждением наглядного материала: зимние пейзажи).Комплексное музыкальное занятие проводится муз. руководителем и воспитателем
  • Интегрированное занятие. Цель такого занятия состоит в раскрытии темы в нескольких видах деятельности: музыкальной и речевой, музыкальной и познавательно-исследовательской и т. д. Для проведения интегрированных занятий часто применяются ИКТ: просмотр презентаций, использование интерактивной доски, компьютеров. Примеры интегрированных занятий: «Музыкальная математика» в старшей группе (развитие музыкальных и математических способностей: соотнесение формы музыкальных инструментов с геометрическими фигурами, игровые задания на выполнение ритмических движений и счёт), «Музыка природы» (обучение видеть взаимодействие музыки и окружающего мира: изучение инструментов из природных материалов (из камешков, орехов, семян, кусочков дерева), прослушивание аудиозаписей с «голосами» природы и соотнесение их с инструментальными мелодиями).Тема интегрированного занятие раскрывается в образовательных областях: «Художественно-эстетическое» и «Познание», например
  • Креативное занятие. Построение занятия по музыкальному воспитанию в нетрадиционной форме: путешествие, квест, спектакль-импровизация. Включение необычных видов творчества: пантомима, рисование песком, на молоке, через мокрую марлю и т. д. Примеры креативных занятий: «Музыка и театр» в старшей группе (знакомство с театром теней как уникальным видом искусства), «О чём поёт песок» в подготовительной группе (занятие включает творческую часть по рисованию на песке под музыку).Креативные занятия с дошкольниками имеют творческо-музыкальную направленность: музыка стимулирует детскую фантазию

Музыкальное воспитание в детском саду осуществляется в рамках индивидуального и дифференцированного подходов в соответствии с ФГОС ДО.

Руководитель наблюдает за развитием музыкальных способностей и формированию предпочтений в пении и танцах у каждого воспитанника.

Для удобства оценки педагог может провести мониторинг уровня умений и навыков детей несколько раз в течение учебного года. Условием для индивидуализации работы становится и низкий показатель музыкального развития, и высокий.

Важно

Работа музыкального руководителя с отстающими и одарёнными детьми предполагает создание карт (портфолио), в которых фиксируются данные мониторинга развития и для отстающих — план коррекции, для одарённых — план работы по развитию творческого потенциала. Вне основного расписания организуются дополнительные музыкальные занятия в индивидуальной форме или в подгруппах по 3–4 воспитанника. Такие занятия проводятся и в качестве репетиции сольных номеров к предстоящему празднику.

Пример карточки отстающего воспитанника:

  • Катя Иванова, 5 лет
  • развитие ритмического слуха — 2 (по шкале от 1 до 5)
  • эмоциональный отклик на музыкальные композиции — 3
  • выполнение танцевальных движений — 3
  • способность импровизировать — 1
  • коррекционная работа на ближайшие два месяца: дополнительные занятия в подгруппе, индивидуальные занятия в музыкальном и театрализованном уголках, проведение консультации с родителями по развитию музыкальных способностей ребёнка.

Личностный подход реализуется на фронтальных занятиях через индивидуализацию заданий. Любая форма учебного процесса имеет как результат положительное эмоциональное состояние воспитанников.

Поэтому благоприятно для внутреннего фона ребёнка то задание, выполнение которого ему под силу и требует некоторого напряжения. Таким образом, отстающие получают задания упрощённые, преуспевающие — повышенной сложности.

В современном образовании нет ориентации на «среднего» воспитанника, учитываются способности и потребности каждого.

Примеры дифференцированных заданий:

  • Игра «Море волнуется — раз!»: даётся задание во время проигрыша импровизировать в исполнении танцевальных движений, похожих на движения морских обитателей, слабые воспитанники выполняют волнообразные движения руками в такт музыке.
  • Творческое задание: воспитанники упражняются в придумывании колыбельной, сильные воспитанники сочиняют мелодию (напев) и слова к ней, другие — только мелодию, отстающие пробуют продолжить мелодическую фразу за педагогом.
  • Исполнение: задание в игровой форме по изображению оркестровой деятельности дифференцирует воспитанников по сложности исполнения мелодий на конкретных инструментах (погремушки, колокольчики — простые, дудочки, барабан, металлофон — сложнее).

Индивидуально-личностный подход осуществляется через игру на разный музыкальных интрументах

Основные приёмы на музыкальном занятии

  • Активное слушание музыки (пластическое интонирование) — восприятие музыкального образа через движение или жест. Дети при помощи движений рук, танцевальной импровизации показывают, что им «видится» в звучащей мелодии.Такая игра даёт ощущение музыкальной динамики, темпа и пластического интонирования

Источник: https://melkie.net/zanyatiya-s-detmi/konspektyi-muzyikalnyih-zanyatiy-v-detskom-sadu-po-fgos.html

Музыка в детском саду. Зачем нужны музыкальные занятия

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД №1 БЕРЕЗКА»

142403, Московская область, г. Ногинск, ул. Санаторная, д.24

Тел. 8 (496) 517-32-39, e-mail: mbdou1berezka@yandex.ru

Консультация для родителей:

«Музыка в детском саду. Зачем нужны музыкальные занятия»

Подготовила:

музыкальный руководитель

первой квалификационной категории

Шишканова Александра Викторовна

Ногинск

2017

Мы познакомим Вас с тем, как осуществляется музыкальное развитие Ваших детей; что для этого делается в стенах детского сада; какие созданы условия и как это выглядит изнутри. Ведь Вы чаще видите итоги проделанной работы на развлечениях и праздниках, а остальная часть остается для Вас невидимой.

Но сначала расскажем о том, как организована работа по музыкальному развитию. Для того, чтобы все стороны музыкального развития были учтены и сбалансированы, существуют программы по музыкальному воспитанию. Музыкальное воспитание в нашем детском саду осуществляется с раннего возраста, практически с первых дней пребывания ребенка в группе и до выпускного вечера в подготовительной группе.

В соответствии с расписанием, утвержденным заведующим детским садом, музыкальные занятия проводятся два раза в неделю. Кроме этого перед праздниками проводятся дополнительные групповые и подгрупповые, индивидуальные занятия.

Также музыка сопровождает детей на гимнастике, физкультурных занятиях, звучит фоном на занятиях художественным творчеством и в свободной самостоятельной деятельности детей.

Основные задачи музыкального воспитания:

— развивать музыкальные и творческие способности детей (с учетом возможностей каждого) посредством различных видов музыкальной деятельности;

— формировать начало музыкальной культуры, способствовать развитию общей духовной культуры.

Перечисленные задачи решаются через 5 видов музыкальной деятельности: 

1) пение — это основной вид музыкальной деятельности в детском саду;

2) музыкальное движение — это различные упражнения, танцы, игры;

3) слушание музыки – классической, современной, народной; 

4) игра на музыкальных инструментах 

5) игра-драматизация

С развитием музыкальных способностей у детей развиваются и специфичные для каждого вида деятельности навыки и умения. Детство является периодом, наиболее благоприятным для становления музыкальных способностей, упущение которого невосполнимо. Музыкальные способности, как и любые другие, формируются и развиваются в деятельности.

Наряду с собственно музыкальной работой, музыкальный руководитель, как педагог, проводит с детьми большую общеобразовательную и воспитательную работу, направленную на их интеллектуальное и нравственное развитие.

Эта работа, благодаря эмоциональной сущности музыки, оказывается более эффективной, чем проводимое в других условиях прямое обучение и назидание.

Читайте также:  Новогодние поделки из бумаги дед мороз и снегурочка. шаблоны. мастер-класс с пошаговыми фото

Зачем нужны музыкальные занятия?

Совет

Исследования психологов и педагогов показывают, что занятия музыкой в самом раннем возрасте очень эффективны для общего развития ребенка.

Речь, координация движений, концентрация внимания, способность к обучению, способность слушать и слышать, видеть, чувствовать — вот далеко не полный список того, что могут развить занятия музыкой.

Занятия музыкой способствуют гармоничной работе обоих полушарий мозга, что повышает общий уровень интеллекта ребенка.  В дальнейшем ему легче учиться в школе, проще воспринимать и запоминать новую информацию.

Исследование, проведенное психологами, доказало, что в основе развития творческих и музыкальных способностей лежит высокий уровень развития всех видов памяти, пластичность сенсорных систем, скорость обработки информации.

Пение и музыка:

— развивают воображение, и способность выражать мысли словами, музыкой, танцами и жестами

— приятный способ развития памяти (многократные ненавязчивые повторения);

— обогащение словаря ребенка;

— развитие способности последовательного изложения фактов, событий, явлений;

— тренировка более четкой артикуляции со стороны и педагога, и ученика;

— развитие навыка чтения: пение помогает понять ритмический строй языка;

— песни, сопровождающиеся жестами, движениями, способствуют не только прочному запоминанию, но и развитию координации движений.

— правильное дыхание при пении развивает легкие, что способствует лучшей циркуляции крови в организме, что, в свою очередь, дает оздоровительный эффект

 — пение в группах развивает способность работы в команде.

Музыка дает ребенку ощущение счастья, а также музыка влияет на интенсивность обменных процессов, работу сердечно-сосудистой системы, на повышение тонуса головного мозга и кровообращения.

Пение помогает в лечении многих хронических заболеваний. Медики заметили, что пение способствует улучшению состояния больных с заболеваниями позвоночника и суставов.

Практика именно группового пения активно внедряется в программу лечения и профилактики заболеваний.

Здоровье и развитие мозга.

Игра на музыкальных инструментах способствует развитию мозга через мелкую моторику пальцев рук, так как на кончиках пальцев сосредоточены нервные окончания всех внутренних органов организма.

Учеными биофизиками отмечено удивительное влияние акустических волн классической музыки на здоровье человека.

Обратите внимание

Во всем мире с помощью хорового пения успешно лечат детей от заикания, болезней органов дыхания, укрепляют сердечную мышцу.

Хоровое пение является эффективным средством для снятия внутреннего напряжения и для самовыражения.

 Что дети приобретают через занятия музыкой:

  • Воспитание характера без риска и травм;
  • Развитие математических способностей;
  • Развитие навыков общения;
  • Развитие структурного мышления;
  • Развитие эмоциональности и чувственности (только эмоциональные люди не способны на жестокие поступки);
  • Выявление новых черт характера;
  • Музыкальные занятия воспитывают маленьких «Цезарей», умеющих делать много дел сразу.

Вновь и вновь многочисленные исследования ученых всего мира подтверждают, что психологические основы обучения закладываются с рождения и закрепляются уже к трехлетнему возрасту.

Отсюда вывод: не упускать время от самого рождения и развивать музыкальные способности, не забывая об общем развитии ребенка.

Все начинается с детства, в том числе и культура – и общая, и художественная, то есть связанная с приобщением к искусству. Её основы закладываются уже в детском саду, на занятиях музыкой, рисованием, художественной литературой, театром.

Детский сад беднеет и «гаснет», если дети лишаются даже одного из этих видов занятий, каждый из которых вносит свой уникальный вклад в общее и художественное развитие ребенка. Велико влияние искусства и художественного образования на человека в период его становления.

Поэтому остановимся на самых общих линиях этого влияния. Прежде всего, нужно сказать о значении музыки в развитии эмоциональной сферы личности. Известно, что эмоциональная сфера является ведущей в психическом развитии в дошкольном детстве.

Она играет решающую роль в становлении личности ребенка, развитии его высших психических функций, регуляции поведения.

Известно также, что гармония личности ребенка возможна только при условии нормального, синхронного развития двух основных сфер его психики – интеллектуальной и эмоциональной, при условии «единства интеллекта и аффекта». Умение слышать, распознавать и воспроизводить музыкальные элементы в комплексе (мелодика, ритмика, сопровождение и т.д.) – очень сложная координационно-интеллектуальная задача.

 «…Ребенку музыка нужна для его личностного развития и роста, нужна, как вода и воздух…»

Важно

У каждого явления на Земле есть своя неповторимая и уникальная миссия. Есть она и у музыки. Миссия музыки состоит в том, чтобы помогать человеку приводить свой внутренний мир в состояние гармонии, равновесия, радости и полета, а также служить средством общения.

Известный психолог Л.С.Выготский писал о феномене «засушенное сердце» (отсутствие чувства), наблюдавшегося у его современников и связанном с воспитанием, направленным на логическое и интеллектуальное поведение.

Оно не потеряло актуальности и в наше время, когда «обесчувствованию» способствует технологизация жизни. Замыкаясь на телевизоре, компьютерах, дети стали меньше общаться со взрослыми и сверстниками.

Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других, поэтому работа по развитию эмоциональной сферы очень актуальна и важна.

 Праздники в детском саду

 И родители, и дети с нетерпением ждут детсадовских праздников, которые также называют утренниками.

Малыши радуются тому, что родители придут на них посмотреть, а родителям представляется возможность окунуться в собственные детские воспоминания.

Но утренники в детском саду устраиваются не только для того, чтобы порадовать родителей и воспитанников, погрузив их в атмосферу праздника. Есть и другие, более важные цели и причины.

 Зачем нужны праздники в детском саду

 Во-первых, подготовка к празднику является отличным стимулом для детей на занятиях по развитию речи и музыке.

Совет

Малыши разучивают песни, стихи и танцевальные движения не просто так, а для того, чтобы потом продемонстрировать все свои умения родителям на детском утреннике, да еще получить за это подарки, которые тоже занимают не последнее место в мотивации ребенка.

Таким образом, воспитатель всегда может объяснить ребенку, для чего проводится то или иное занятие и почему нужно стараться. А когда у малыша есть конкретный стимул, он и заниматься будет усерднее. Во-вторых, детсадовский утренник – это своего рода отчет воспитателей и музыкального руководителя перед родителями о проделанной работе.

Праздник в детском саду наглядно демонстрирует родителям, чему научилось их чадо за последние несколько месяцев посещения садика. Кроме того, это возможность для родителей получить представление о том, какие у ребенка взаимоотношения с коллективом и с другими детьми.

Ведь мы узнаем о том, что творится за стенами детского сада только со слов воспитателей и самого ребенка. В-третьих, праздник в детском саду позволяет родителям сравнить навыки своего ребенка с умениями сверстников, и, возможно, выделить какие-то проблемные моменты, над которыми стоит поработать дома.

Помимо этого, вы можете оценить поведение ребенка в коллективе: насколько он общителен, не стесняется ли он, и достаточно ли он дисциплинирован. Надо сказать, что на утренники в ясельных группах родителей могут и не пригласить, потому что малыши нередко реагируют слезами на появление родителей, к которым нельзя подойти, и теряют весь интерес к празднику. Во время эпидемиологических вспышек присутствие родителей тоже, как правило, не допускается.

 Как проходят праздники в детском саду

 Тем, кто идет на праздник в детском саду, будет интересно узнать, что собой представляет данное мероприятие. На самом деле, все детские утренники чем-то схожи. Праздники проходят в музыкальном зале, тематически украшенном в зависимости от конкретного события. Абсолютно все утренники имеют музыкальную, танцевальную и игровую составляющую.

То есть дети хором поют под музыку песни, танцуют (водят хоровод, топают, хлопают в ладоши, танцуют в парах и так далее) и принимают участие в игровой сценке – например, кидают «снежки» по случаю нового года или собирают «опавшие листья» в праздник осени. Помимо этого, некоторые дети читают стихи.

А завершающим этапом любого праздника является непременное награждение подарками и возможность пообщаться с родителями. Как правило, в течение учебного года в детском саду проводится 3 крупных праздника с участием родителей: праздник осени, новый год и праздник весны, приуроченный к 8 марта. Выпускной бал в завершении посещения ребёнком детского сада, в 6-7 лет.

Обратите внимание

Также часто отмечают 23 февраля и масленицу, но это уже без родителей, в тесном кругу группы.

Подготовка к празднику в детском саду

 Если вашему ребенку досталось домашнее задание к празднику в виде стихов, которые нужно выучить, то постарайтесь обыграть этот момент так, чтобы ребенок воспринял это, как развлечение, а не как что-то обязательное. Лучший способ выучить что-то наизусть – в многократном повторении, но ваша задача – сделать это ненавязчиво.

Если у малыша что-то не получается, не показывайте своего раздражения или беспокойства, потому что дети впитывают наши эмоции, как губки.

Если же ребенок категорически не хочет рассказывать стихотворение на утреннике, потому что стесняется или потому что не может запомнить стишок, скажите об этом воспитателю, иначе праздник в детском саду превратится для ребенка в наказание.

Музыка, игра, пение, пляски создают положительные эмоции.

А положительные эмоции – это внутреннее благополучие малыша, его душевное и физическое здоровье.

И наша цель: доставлять музыкальными занятиями удовольствие детям и занимаясь с ними музыкой, делать их жизнь лучше и счастливее! 

Источник: https://multiurok.ru/index.php/files/muzyka-v-detskom-sadu-zachem-nuzhny-muzykalnye-zan.html

Музыкальные занятия с дошкольниками в детском саду

1     0     161

Цель занятия: использование здоровьесберегающих технологий в развитии у детей музыкального слуха, речи, певческого голоса.Задачи музыкального занятия: Развивать у детей эмоциональную отзывчивость на…

— Читать далее — 2     0     411

Программные задачи:Развивать способность к сопереживанию музыке, представления о разных видах эстетических переживаний;Формировать основы музыкальной культуры.Воспитывать у старших дошкольников культуру…

— Читать далее — 5     0     908

Программные задачи: развивать вокальные умения у детей среднего дошкольного возраста, воспитывать у них потребность в общении с музыкой.Материал и оборудование: жёлтые искусственные веточки, музыкальные молоточки…

— Читать далее — 5     0     1066

Важно

Программные задачи: — развивать чувство радости от единения с природой, умение координировать речь с движением, динамический слух, чувство ритма, лёгкость, пластичность, выразительность при исполнении танца; —…

— Читать далее — 8     0     1205

К нам пришла ВеснаПрограммные задачи: продолжать знакомить детей с творчеством композитора П. Чайковского; закреплять умения высказываться об эмоционально-образном содержании музыки, выразительно исполнять…

— Читать далее — 4     0     1360

«В гости к тётушке Матрёшке»Задачи: Совершенствовать умение ритмично выполнять основные движения (бег, ходьба, прыжки) под музыку; формировать умение воспроизводить ритм жестами и передавать ритмический рисунок…

— Читать далее — 7     0     1390

Цель: развитие художественно-познавательной сферы воспитанников в условиях деятельностного погружения в мир музыкальных эмоций и образов.Материал и оборудование: метла, салфетка, муляж пирога, призы, 5 клубков ниток…

Читайте также:  Сценарий новогоднего представления для младших школьников

— Читать далее — 7     1     2156

Малютки-феи в королевстве ОвощейПрограммные задачи: формировать положительное отношение к окружающему миру; воспитывать творческое отношение к различным видам музыкальной деятельности.
Материал и оборудование:…

— Читать далее — 5     0     1457

Необыкновенная историяЦель: формировать у старших дошкольников обобщённые способы музыкального мышления и деятельности в процессе творческого освоения музыки.Действующие лица: ведущий, мама — взрослые, Фиалка,…

— Читать далее — 5     0     2046

Как нам избежать опасностейПрограммные задачи: формировать представления детей старшей группы о безопасном поведении дома, на улице, в том числе в экстремальных ситуациях, уточнять представления о правилах пожарной…

— Читать далее — 7     0     1996

Задачи музыкального занятия:
развивать у детей старшей группы вокальные навыки: певческое дыхание, звукообразование, звуковедение, дикцию и артикуляцию;
развивать способность подчинять движения ритму музыки,…

— Читать далее — 6     0     1537

Перспективное планирование по музыке в средней группе…

— Читать далее — 5     0     1197

Цель музыкального занятия: закрепить знания о жанровой музыке;помочь детям проявить свои творческие задатки в песенном творчестве, самостоятельно, активно пользоваться знакомым музыкальным инструментом; весело…

— Читать далее — 5     0     1442

«Музыкальное настроение»Задачи музыкального занятия: формировать представления о различных средствах музыкальной выразительности, продолжая знакомить с творчеством композитора Д.Б. Кабалевского;закреплять знания…

— Читать далее — 4     0     1393

Совет

Всегда приятно вечером после хлопот трудового дня собраться семьей, взять в руки музыкальные инструменты и начать вместе играть, погружаясь в чарующий мир музыкальных звуков. При этом совершенно не обязательно…

Источник: https://vscolu.ru/muzykalnye-zanyatiya

Занятие — развлечение

«Страна Добрых дел»
(для детей старшего дошкольного возраста)
Цель: учить детей определять эмоциональное состояние по внешним признакам (мимике); устанавливать связь между разными чувствами и причинами их вызывающими.

Задачи:

  • Закрепить знания и представления детей о характере музыки (веселый, грустный, злой); отражать настроение движениями, мимикой, и жестами; подводить детей к пониманию связи между характером музыки и средствами музыкальной выразительности.
  • Побуждать малышей к активным творческим проявлениям в задачах и музыкальных играх.
  • Воспитывать эстетическое восприятие окружающего мира средствами музыки.
  • Учить детей устанавливать связь голосотворческих движений с объемно — пространственным представлениям.
  • Развитие детского слухового внимания, речевого дыхания, чистоты интонирования; отработка четкой артикуляции, «открытие» звукового аппарата.
  • Совершенствовать певческие навыки.
  • Обогащать детей музыкальными впечатлениями.

Оборудование:

  • магнитофон, кассеты с детскими пьесами и пением птиц;
  • дидактическая кукла Бим – Бом,
  • музыкально – дидактическое пособие «Волшебная поляна» с тремя временами года (лето, осень, зима), фишки – карточки с изображением животных (птица, заяц, медведь, волк, еж);
  • волшебный мешочек, сердце, корзина с «угощениями» для зверей;
  • шумовые инструменты, молоточки – палочки.

Репертуар:

Языково – ритмическая упражнение «Прогулка» («Свободный марш», муз. В.Верховинца; «Под –пляски и высокий шаг», муз. В. Косенко; «Плавный танцевальный шаг», муз. Б. Лятошинского; «Бабочки», муз. С.

Майкапара; «Октябрь», муз. П. Чайковского; «Элизе», муз. Л.Бетховена; «Зайчик», муз. Т. Ломової, «Зимние грьози», муз. П. Чайковского; «Зимушка — зима», муз. Д. Компанийца; «Наш сад», муз. В. Герчик.

Ход занятия.

(Дети заходят в зал, становятся в круг, здороваются музыкальным языком, то есть музыкальный руководитель поет: «Добрый день, малыши! Мальчики и девочки!»

Дети отвечают: «Добрый день!»

Музыкальный руководитель: «Всем гостям, добрый день!» (Добрый день!))

Музыкальный руководитель: Дети, вы любите делать добро людям? А почему? (Дети отвечают) Сегодня нас посетил знаменитый весельчак, добряк, волшебник – клоун Бим – Бом. Посмотрите, какой он красивый … (Дети рассматривают игрушку)
Понравился вам Бим – Бом? Давайте покажем друг другу, как клоун улыбается (широко, еще шире).

Артикуляционная гимнастика для ротика «Улыбка».

Молодцы.
Ребята, а как вы считаете, как Бим — Бом с нами поздоровается? (весело, улыбаясь, громко) Кто покажет? (Дети по одному приветствуются — поют или говорят): „Добрый день, малыши!, „Всем – всем, добрый день!” и т. п. Все остальные с той мимикой на лице отвечают: „Добрый день, Бим — Бом!”. Музыкальный руководитель делает вид, что Бим – Бом ему что-то говорит/)

Музыкальный руководитель: Биб — Бому очень понравились ваши поздравления. За ваши открытые сердца и добрые улыбки приглашает всех в Страну Добрых дел, чтобы познакомить вас с его обитателями. А готовы ли вы к необычным приключениям? Итак, в путь.

Языково – ритмическая игра «Прогулка» (разновидности ходьбы).

Музыкальный руководитель: Дети в путешествие идут, По траве ступают И веселую песенку

Все вместе поют (обычная ходьба).

Чтобы нам цветы не помять
Надо ноги поднимать (ходьба с высоким подниманием колен).

Между кустами осторожно Змейкой шагаем (ходьба «змейкой»). Идем легонько и тихо,

Мы не шумим (легкой бег в среднем темпе с переходом на ходу).

(Дети выполняют различные виды ходьбы; с окончанием музыки останавливаются. Музыкальный руководитель предлагает немножко отдохнуть.)

Музыкальный руководитель: Вижу, без помощи волшебника нам не обойтись. Дорога дальняя, а силы нам еще пригодятся для добрых дел. Чем же мы доберемся до Сказочной страны? (Дети предлагают разные виды транспорта. Бим – Бом будто что-то шепчет музыкальному руководителю.)

Музыкальный руководитель: Дети, Бим – Бом предлагает нам продолжить путешествие на самой настоящей телеге. Только где же мы его возьмем? (Бим – Бом дает волшебного мешочка)
Да, разумеется, у Бим – Бома в мешочке есть много волшебных молоточков, которые помогут быстро смастерить повозку.

Языково – ритмическая упражнение «Веселые молоточки».

(Дети сидят на стульях и молоточками передают ритм, который наносит музыкальный руководитель, одновременно произнося рифмованные строки.)

Дети и музыкальный руководитель:

Стучи, стучи, молоток,

Тук – тук, тук – тук — ток,

Стучи веселей. Бей точнее, молоток.
Этот и этот, и этот гвоздик

Тук – тук, тук – тук -ток,
Забивай покрепче.

Смастерили мы тележку.

Музыкальный руководитель: Хорошего тележки мы вместе смастерили, занимайте места:
Поэтому в дорогу отправляйтесь, все внимательно рассматривайте.

Упражнение на звукоподражание «Едем мы на коляске».

(Упражнение выполняется в умеренном темпе. Дети самостоятельно подбирают звуки окружающей среды (скрип телеги, шепот ветра, шорох листьев, пение птиц, бульканье ручейка).)

1.Едем мы на коляске
В гости к леска. (Скрипа – скрип, скрип – скрип)

2.Ветерок нас встречает, (Фу – фу – фу…)
С листьями в прятки он играет. (Ш – ш – ш…)

3.А веселии птички
Завели свои песни. (Фить – фить, чив – чив, тех – тех…)

4.На ветке белочка сидит,
Орешки съесть ей не терпится(Цок – цок – цок…)

5. Вот ручей течет, булькая,
Он убежать к реке хочет. (Брр –брр…)

6. Очень долго ехали,
Наконец мы приехали. Ух! (Все вместе.)

(Музыкальный руководитель открывает 1 страницу дидактического пособия «Волшебная поляна». Звучит фонограмма птичьего пения.)

Музыкальный руководитель: Ребята, куда же это тележка нас привез? Так, на волшебную поляну. Посмотрите как красиво. Хотя на дворе лютая зима, а здесь повсюду цветы и бабочки, все цветет.

Слушание пьесы С. Майкапара «Мотылек».

Дидактическая игра «Бабочки и цветы».

(Дидактическая игра: звучит музыка – бабочки летают, музыка останавливается — бабочки садятся на цветы. Дети движениями рук отражают начало и окончание инструментальной музыки.)

Музыкальный руководитель: Дети, эта пьеса по настроению? (легкая, подвижная, веселая.) Если музыка веселая, то и день должен быть «солнечным» (подсказывают дети). Поможем солнышку освободиться от тучки.

Дыхательное упражнение «Освободим солнышко от тучки».

(Упражнение проводится с целью улучшения у детей речевого дыхания и выработки целенаправленной воздушной струи. Дети дуют на тучку, снова повторно звучит пьеса «Бабочка» – выбранная ребенок самостоятельно перемещает на стенде тучку от солнышка, открывает его.)

Упражнение «Ученый кузнечик».

(Упражнение на развитие звуковысотного слуха, определение движения мелодии.)

Музыкальный руководитель: Ой, а это кто здесь прыгает по цветам? Покажись малышам!.. Да это же кузнечик разгулялся. Дети, этот конек ученый, прыгает по цветам, как ему указывают. Ну-ка, конек, прыгай до 3 – х цветки, а затем отсюда вниз.

А теперь к 5 –й цветка и снова вниз.

(Дети на склад «скок» сопровождают пение движениями рук. Музыкальный руководитель наигрывает мелодию на металлофон, выбранная ребенок сопровождает пение движением конька по цветам.)

(Меняется лицо Бим – Бома с веселого на грустное.)

Музыкальный руководитель: Дети, посмотрите на нашего Бим – Бома, он почему-то очень грустный, вот – вот заплачет. Дружище, что случилось, почему ты такой расстроенный? (делает вид будто тот что-то рассказывает).

Бим – Бом нашел в траве маленького птенца. Оно выпало из гнезда и зовет мамочку. (Слышны звуки минора.) Покажите мне голосом, как поет воробушек! (Дети выполняют упражнение и показывают рукой).

Музыкальный руководитель: Поможем воробушку снова попасть к гнездышка? Тогда возьмем птичку в ладошки и подкидывают ее вот так В Х (высоко и быстро с порогом „х”).

Упражнение «Помоги воробушку».

(Основным элементом упражнения является восходящая интонация с резким переходом из грудного «в» в фальцетный «в» регистр с характерным «переломом» голоса «х».)

(Звучит сначала взволнованная музыка. Музыкальный руководитель говорит, что не понимает что происходит, откуда взялся сильный ветер и разогнал всех бабочек, тучки закрыли солнышко. Звучит печальная музыка из цикла «Времена года» П. И. Чайковского «Октябрь».)

Языково – ритмическая упражнение «Песенка дождика».

(Упражнение направлено на развитие ритмического и мелодического слуха (чистоту интонирования), автома-тизацию звуков, освобождение нижней челюсти для свободной артикуляции.)

Музыкальный руководитель: Начался небольшой дождь. Не пугайтесь, дети! Давайте вместе с дождиком споем его песенку, вот такую (поет высоко на одном звука): Те – те – те – те – те – те – да,

Песенку пою так!

Музыкальный руководитель: А дождь все не унимается, а наоборот становится еще сильнее и песенка его теперь такая (поет низко на одном звука): Тук – тук – тук, Тук – тук – тук,

Читайте также:  Конспект занятия по пдд в средней группе на тему «городской общественный транспорт»

Слышно дождика нам звук.

(Песня дождика повторяется несколько раз, чтобы дети смогли зафиксировать в памяти высокое и низкое
положение звука.

Музыкальный руководитель предлагает детям показать еще языком песенку маленького и сильного дождика – выполнить высокие и низкие щелчки.)

Упражнение «Высокие и низкие клацающие звуки».

(Дети щелкают языком, изменяя форму рта

Музыкальный руководитель: Все, дождик перестал идти, не смог нас напугать. Обратите внимание, дети, как сменилась пора года. Странность, вместо лета пришла… (Дети отвечают).

(Меняется страница. Звучит повторно пьеса «Октябрь» Музыкальный руководитель предлагает детям изобразить при помощи шумовых инструментов из волшебного мешочка Бим — Бома шорох листьев, ветер, дождь…)

Игра на шумовых инструментах, «Элизе», муз. Л. В. Бетховен, в инструментальной обработке.

Музыкальный руководитель: Ой, посмотрите дети, за деревом кто-то спрятался, видимо какая-то зверушка. Помогите мне ее отыскать.

(Объяснить детям, что вот где – несколько карточек животных. После прослушанной музыки нужно выбрать ту карточку, о ком подсказывает музыка.)

Слушание пьесы «Зайчик» Т. Ломовой, из цикла «В лесу».

( Музыкальный руководитель обращает внимание детей на лицо Бим – Бома, оно испуганный. За елкой видно фигуру волка.)

Упражнение «Страшный зверь».

(Упражнение на установление связей между голосотворческими движениями и объемно – пространственным представлениям, на развитие речевого слуха, чистоты интонирования. Дети дают образную характеристику волку: весь серый, очень зол — В, большие страшные глаза — УО, страшные клыки — УОА.

Произносить гласные звуки тихим низким голосом. Глаза широко открыть, поднять брови, общее выражение лица должно быть испуганным.)

(Когда волк исчезает, лицо Бим – Бома снова становится веселым.

Звучит фонограмма муз. П. И. Чайковского «Зимние грёзы». Меняется страница на «Зиму».)

Музыкальный руководитель: Что за невидаль, опять сменилась пора года. Вокруг бело – бело, а под ногами слышно как шуршит снег.

Упражнение «Артикуляция».

(Упражнение на развитие певческого дыхания, «открытие» артикуляционного аппарата. Упражнение состоит из сильной активной произношения согласных. Рот максимально открыт движениями челюсти вверх-вниз.

В таком положении производится бесшумный вдох ртом и использование движения конечностей рук. Руки поднимаются на уровень рта, конечности раскрываются так, чтобы пальцы были расставлены и напряжены, ладони развернуты вперед. Конечности работают вместе с произношением согласных( ш, с).

(Музыкальный руководитель предлагает детям согреться веселым танцем.)

Песня – танец Д. Компанийца «Зимушка – Зима».

Музыкальный руководитель: Посмотрите-ка, какой странный шатер. Ой, тише, малыши, это же берлогу. Медведь зимой спит и видит во сне мед и сладкие ягодки, он сосет лапу и «канючит» — очень просит, чтобы ему дали меда – «ням – ням – ням».

Упражнение «Канючим».

(Упражнение на развитие певческого дыхания, освобождение нижней челюсти для свободной артикуляции.
Исходное положение лицо расслаблено, рот чуть приоткрыт, глаза полусонные. Это необходимо для включения расслабленного регистра голоса, который не имеет фиксированной звуковисотності.)

Музыкальный руководитель: Как вы считаете, дети, все лесные звери зимой спят? (Нет.) Можете назвать тех зверей, которым нужна помощь зимой? (Дети отвечают.)

(Воспитатель оставляет корзину с гостинцами для зверей: мед – медведям, морковь – зайцам, капусту, сенце – оленям, лосям, зерно – птичкам, орешки – белки.)

Музыкальный руководитель: Ребята, Бим – Бом говорит, что вы молодцы, настоящие друзья, помогаете в трудную час, не забыли и о животных.
Это потому, Бим – Бом, что в нашем детсаду учат малышей никогда не оставлять друзей в беде, помогать друг другу. Мы все вместе – одна дружная семья и знаем, что такое добро. Предлагаю всем вместе спеть песню дружбы.

Песня В. Герчик «Наш сад».

Музыкальный руководитель: За хорошие поступки, на правах настоящего волшебника, Бим – Бом награждает вас почетным званием «Добрый волшебник». Становитесь вместе под его серебряный дождь. А еще Бим – Бом на память о сегодняшней встрече дарит вам вот это сердце, пусть оно всегда согревает всех своим теплом.

(Дети благодарят Бим –Бому за подарки, прощаются и уходят.)

Если понравилась статья, поддержите пятой звездочкой (No Ratings Yet)
Загрузка…

Источник: https://podrastu.ru/konspekty/konspekt-zanjatija-muzyki.html

Как организовать эффективное музыкальное занятие?

Структура музыкального занятия для детей

Обучение ребенка музыке будет успешным, если педагогом был выбран правильный подход к построению музыкальных занятий. Если говорить коротко, то для дошкольников эффективными считаются занятия, в которых используются разные виды деятельности, применяется игровая методика.

При правильном построении музыкальных занятий осуществляется систематическое и всестороннее развитие детей, направленное на достижение поставленных целей.

При этом малышам интересно выполнять задачи педагога, они с удовольствием знакомятся с новым материалом, приобретая новые и полезные навыки, умения, знания.

Виды музыкальных занятий

Прежде чем начать занятия музыкой с ребенком, педагог должен определить вид этого занятия, что поможет подобрать дальнейшую структуру и последовательность работы.

Виды музыкальных занятий

Характеристика

Индивидуальная работа и работа с подгруппами Чаще применяется в занятиях с младшими дошкольниками, которым сложно работать большими группами. Длительность таких занятий — 5-10 минут, частота – 2 раза в неделю. Для эффективности индивидуальных занятий объединяют разные виды деятельности, используют игровые приемы, яркие наглядные атрибуты. Индивидуальные занятия могут понадобиться не только детям, которые отстают от своих сверстников: часто подобная работа направлена на развитие и совершенствование конкретных музыкальных способностей, на обучение игры на музыкальных инструментах. Работа с подгруппами уместна, когда несколько детей проявляют интерес к одному музыкальному виду деятельности.
Фронтальные занятия Охватывают все виды музыкальной деятельности, проводятся с детьми всей группы.
Доминантные занятия Доминантное занятие актуально для развития конкретной музыкальной способности, и заключается в доминировании одного из видов музыкальной деятельности:

  • восприятия музыки;
  • пения;
  • музыкально-ритмических движений;
  • игры на музыкальных инструментах;
  • детского музыкального творчества.
Тематическая работа Тематические занятия предусматривают использование всех видов музыкальной деятельности, объединенных общей темой. Различают 3 вида таких занятий: собственно тематическое (может проводиться вместо утренника), музыкально-тематическое, где тема занятия связана непосредственно с музыкой (например, «Динамика», «Тембр в музыке» и т.д.), и сюжетное, которое объединено единой темой и имеет общую сюжетную линию.
Комплексные занятия Содержат различные виды искусства и художественной деятельности, чаще бывают фронтальными, проводятся с группой детей. Целью комплексных занятий является:

  • познакомить детей со спецификой различных видов искусства;
  • акцентировать внимание на особенностях художественных средств разных видов искусства;
  • научить передавать свои мысли и настроения за счет разных видов деятельности.

Рекомендуемая частота таких занятий – раз в месяц.

Типовые занятия Как правило, на типовых занятиях используются различные виды музыкальной деятельности. На практике же выясняется, что во время занятий не используется какой-то один вид деятельности, например, игра на музыкальных инструментах. Если это явление имеет непостоянный характер, то нарушений в организации типового занятия нет – это норма.

Каким требованиям должно отвечать музыкальное занятие?

Хороший педагог, профессионал своего дела, составляя музыкальное занятие должен учитывать общепринятые требования:

  1. Физическую, умственную и эмоциональную нагрузку ребенка.
  2. Последовательность используемых видов музыкальной деятельности и репертуара.
  3. Связь развития музыкальных способностей, освоения навыков и знаний, разучивание музыкального репертуара.
  4. Возрастные особенности учеников, наличие и специфику отклонений в развитии.
  5. Соответствие занятий учебным задачам музыкального развития.

В большей степени эффективность музыкальных занятий зависит от:

  • учебного материала, его качества и содержания;
  • поставленных целей и задач;
  • особенностей ребенка (возрастных и индивидуальных);
  • методов, приемов обучения;
  • профессионализма педагога и его умения контактировать с ребенком.

Структура стандартного музыкального занятия

Стандартное занятие на развитие музыкальных способностей ребенка включает 4 основных направления:

  1. Слушание музыки.
  2. Ритмика.
  3. Развитие слуха.
  4. Развитие способностей к музицированию.

С каждым новым занятием материал должен усложняться и обогащаться новой информацией. Однако не стоит забывать о повторении уже пройденного материала. В каждом музыкальном занятии должна присутствовать новизна, сюрприз, элемент неожиданности.

Педагог должен тщательно продумывать каждую секунду предстоящего занятия, тщательно готовиться к его проведению.

В музыкальных занятиях приветствуется импровизация – она позволяет творчески подходить к решению поставленных задач, что очень полезно для развития познавательных процессов ребенка.

Обратите внимание

В музыкальном занятии должны использоваться разные методы музыкальной деятельности. В целом структура занятия может выглядеть так:

  1. Вводная часть занятия: музыкально-ритмические упражнения. Задача: настроить ребенка на занятие, развитие танцевальных навыков, разучивание простых танцевальных движений.
  2. Основная часть занятия: a) Слушание музыки. Задача: воспитывать в ребенке умение вслушиваться в мелодию и аккомпанемент, которые создают художественно-музыкальные образы, учить эмоционально реагировать на прослушиваемые произведения. b) Пение и подпевание. Задача: развивать певческие навыки ребенка, способствовать развитию музыкального слуха, учить петь чисто, не напрягая голос, правильно забирать и распределять дыхание во время пения.

    c) Музыкально-дидактические игры. Задача – познакомить ребенка с музыкальными инструментами, их особенностями и характеристиками; развивать познавательные процессы ребенка и музыкально-сенсорные способности.

  3. Заключительная часть занятия. Игра или пляска на выбор. Задача: вызывать у детей интерес к занятиям, желание заниматься музыкой; доставлять эмоциональное наслаждение от выполняемых действий, вызывать чувство радости.

Любое музыкальное занятие можно и нужно корректировать, подстраивать под необходимые цели и задачи, учитывая степень усвоения детьми изучаемого материала и их психоэмоционального состояния. И главное помнить, что музыкальное занятие должно обучать и развивать способности ребенка.

Что влияет на эффективность музыкального занятия?

Существует несколько правил, влияющих на успешность и эффективность музыкальных занятий с детьми.

  1. Педагог должен продумать занятие заранее, тщательно изучить его.
  2. Материал должен отвечать возрасту ребенка, быть последовательным.
  3. Занятия должны включать разные виды музыкальной деятельности.
  4. Наличие музыкально-педагогического оборудования на занятиях музыкой обязательно (музыкальные игрушки и инструменты, дидактические игры музыкального характера, звуковые и экранные пособия со специальным оборудованием, записи классической музыки, костюмы, атрибуты и многое другое).
  5. Важно использовать игровую методику обучения, моменты неожиданности.
  6. Занятия должны быть эмоционально насыщенными, веселыми и интересными.

Не менее важно, чтобы занятия проводились регулярно. Ребенка ничто не должно отвлекать, пока он занимается музыкой, поскольку несосредоточенность негативно влияет на восприятие и запоминание материала, а значит, занятие будет неэффективным, при этом драгоценное время будет потрачено впустую.

← Как сделать занятия музыкой интересными?Раннее музыкальное развитие →

Источник: https://jliza.ru/struktura-muzyikalnogo-zanyatiya.html

Ссылка на основную публикацию