Как воспитать одарённого ребёнка

Как воспитать одаренного ребенка – советы психологов и педагогов

В пользу раннего развития говорит тот факт, что в первые годы жизни клетки мозга быстро развиваются, и закладывается база для дальнейшего роста способностей и качеств человека. Поэтому так важно заниматься с ребенком речью, помогать ему в умственном развитии.

Нельзя упускать из виду психические и духовные качества. Если ребенка постоянно ругать, он научится осуждать, если его хвалить – оценивать, если оскорблять – быть виноватым.  А вот дружеская атмосфера и одобрение подарит ребенку ощущение собственной важности и нужности, поможет ему понять, как находить и дарить любовь.

Игры

Воспитание маленького гения надо начинать с игры. Исследования на крысах показали, что активная игровая среда увеличивает объем мозга на 25%. То же самое происходит и с человеком. Красивые, развивающие воображение игрушки действуют на ребенка так же. Крайне важно обеспечить ему свободный доступ к ним и возможность выбирать.

Обратите внимание

Оптимальный набор игрушек для будущего гения включает в себя краски, пластилин, цветную бумагу, конструкторы, мячи, спортивный уголок (шведская стенка, качели, батут), ролевые наборы (кукольные домики для девочек, мастерские для мальчиков), простые музыкальные инструменты, мягкие игрушки. Последних не должно быть слишком много, во всем стоит знать меру.

Играм ребенка тоже надо учить. Важно, чтобы родители сами играли с  детьми по несколько минут в день. Для этого стоит разграничить детскую комнату на зоны: игровую, спортивную и сенсорную. В ней должны быть вещи разной фактуры, размера и запахов.

Музыка вместо иностранных языков

Считается, что обучать ребенка иностранным языкам надо как можно раньше. Это не совсем так.

Психологи уверяют, что оптимальный возраст для изучения иностранного наступает только после того, как ребенок уверенно заговорит на родном языке, то есть в 5-7 лет.

Доказано, что ребенок, с которым родители говорят на двух языках, начинает позже говорить. Это происходит из-за того, что мозг малыша перегружается.

Поскольку ребенок не всегда может разобраться со словами и предложениями, некоторые психологи уверяют, что лучше всего начинать изучение иностранного языка с 14 лет.

Однако тут есть и одна маленькая хитрость: в небольшом возрасте можно заложить базу для дальнейшего обучения. Для этого достаточно выучить с малышом один детский стишок.

Тогда в 14 лет на его основу ляжет вся остальная языковая система.

Еще один миф теории раннего развития – показывать ребенку карточки для того, чтобы он больше запоминал. На самом деле куда правильнее будет просто поиграть с малышом в прятки.

Важно

Как вариант, можно изучать с ребенком несложные карточки с уже знакомыми словами. На ней стоит написать описание предмета. В результате у малыша пополнится словарный запас, и он быстрее освоит письмо.

Цифры поможет выучить игра в лото.

Классическая музыка, например, произведения Моцарта, активизирует мозговую деятельность. Однако здесь тоже есть свои нюансы. Во-первых, не стоит эксплуатировать постоянно одну и ту же мелодию и музыкальные инструменты. Во-вторых, если у родителей нет слуха, лучше ребенку не петь. Развитию его музыкальных талантов это не поможет.

Главное — здоровье

Важно заниматься спортом с ребенком дома и на улице. Вообще, он должен много двигаться. Это намного важнее, чем изучение иностранных языков. Именно поэтому детские психологи говорят о необходимости наличия в доме шведской стенки. Поднимаясь по лестнице, ребенок становится увереннее. Так в нем формируются лидерские качества.

Не стоит сильно ограничивать ребенка в просмотре телевизора и времяпрепровождении у компьютера. Куда более правильно будет грамотно распределять время, и вовремя давать ребенку отдых. Также необходимо позаботиться о нормальном освещении рабочего места и правильной осанке.

Вообще, воспитывая маленького гения, уж лучше переборщить с методиками раннего воспитания, чем не заниматься ребенком вообще. Между тем, если стоит выбор между занятием, например, музыкой и прогулкой, выбирать надо второе. Все-таки здоровье важнее.

Методики раннего развития

Вальдорфская методика

Вальдорфская методика — это часть антропософского учения, которое создал австрийский ученый Рудольф Штайнер в начале XX века. У этой методики больше оппонентов, чем последователей. Например, представители русской православной церкви довольно резко высказывались по поводу этой системы образования.

Вальдорфская методика не приемлет раннее интеллектуальное развитие. Например, обучение ребенка чтению и письму начинают не раньше десяти — двенадцати лет, когда у ребенка уже развит духовный и эмоциональный мир. Противопоказанными считаются телевизор и компьютер, поскольку они могут спровоцировать стресс или донести ненужную информацию. 

В вальдорфской педагогике акцент делается на развитие эмоционального состояния ребёнка, его творческих способностей. Основными занятиями по Вальдорфской методике считаются керамика, вышивание, музыка, театрализованные представления, драматические и кукольные спектакли. Предпочтение отдаётся самодельным игрушкам из натуральных природных материалов (дерева, шерсти, глины).

Методика Фребеля

Совет

Фридрих Фребель — немецкий гуманист, педагог, автор оригинальной системы воспитания и обучения дошкольников в коллективе, создатель первых детских садов. Фребель полагал, что дети самовыражаются и учатся в играх.

Для своего детского сада он разработал набор игр и игрушек, которые дети получали в подарок, например, кубики или мячи.

Также в детском саду Фребеля дети пели песни, играли в различные игры или слушали истории воспитателей.

Фридрих Фребель предложил использовать складывание из бумаги как метод для объяснения детям простых правил геометрии. Он советовал детям заниматься оригами, чтобы сначала понять геометрию с помощью пальцев, а затем — умом. Кроме того, педагог известен как автор головоломки — так называемых «блоков Фребеля». Блоки представляют собой куб и складываются в кубическую деревянную коробку. 

Методика Монтессори

Мария Монтессори — известный итальянский педагог. Сначала ее метод использовали для воспитания и образования детей, отстающих в развитии по разным причинам. Но после того как результаты работы с такими детьми оказались успешными, она решила перенести свой метод на здоровых детей.

Мария Монтессори считала, что каждый ребенок умен и талантлив от природы. Взрослые должны помочь ему раскрыть свой потенциал, научить его самостоятельно познавать мир. Для этого необходимо создать среду, в которой ребенок сможет и захочет проявить свои индивидуальные способности, будет развиваться и обучаться в собственном ритме.

Педагогическая система Монтессори состоит из трех частей: ребенок, окружающая среда, учитель. В центре внимания — ребенок.

В «погружающей» среде он улучшает свое физическое состояние, учится двигаться, ощущать окружающий его мир, получает знания на собственном опыте.

Обратите внимание

Задача учителя – наблюдать за ребенком и создавать среду, в которой ребенок может всесторонне развиваться. Принцип педагогики Монтессори: «Помоги мне это сделать самому».

По методике Монтесссори развитие идет в 5 областях: область чувств (развитие органов чувств), навыки практической жизни, математика, родной язык, космическое воспитание.

Космическое воспитание — это термин Монтессори, куда входят основы географии, биологии, физики, химии. Существуют пособия Монтессори, например, широко известные «рамки и вкладыши».

Это набор рамок-пластин, в каждой из которых вырезаны отверстия, закрывающиеся крышкой-вкладышем такой же формы и размера.

Методика Глена Домана

Глен Доман — американский педиатр, основатель филадельфийского института «Better Baby Institute» (BBI), автор уникальной методики развития умственных способностей детей самого раннего возраста. К началу 1960-х гг.

благодаря своей знаменитой работе с умственно отсталыми детьми он организовал исследования по совершенствованию умственного роста нормальных детей.

Основа его методики – развитие зрительных и физических способностей с рождения.

Доман считает, что учеба эффективна только в период роста мозга. А мозг человека растет до семи — семи с половиной лет, но интенсивнее всего это происходит именно в первые три года жизни. Исходя из этого, свою систему он разработал для малышей от 2 до 4 лет. В этот период ребенка можно обучить очень многому — от иностранного языка до высшей математики.

Цель методики Домана, по его собственным словам, — «дать детям неограниченные возможности в жизни. А осуществление этой цели будет определяться тем, что выберет для себя ребенок, кем он решит стать, что приглянется ему из длинного списка возможностей».

Важно

Глен Доман отдает предпочтение зрительному опыту как способу познания мира. Он рекомендует с первых дней жизни показывать детям серии карточек из разных областей жизни, начиная от написанных слов, карточек с точками (математика) и кончая изображением растений, животных и т.д.

У этой методики много противников. Их аргументы таковы: методика очень трудоемка и практически невыполнима. Ребенок не участвует в самом процессе обучения. Он лишь воспринимает информацию, а его творческие и исследовательские возможности не развиваются. 

Методика Сесиль Лупан

Сесиль Лупан — бельгийская актриса. С 1981 г. она переехала в США, где преподавала актерское мастерство. В этот же период, когда она была молодой матерью, она познакомилась с методикой Домана. Сесиль Лупан использовала ее при воспитании двух своих дочерях. Однако она немного переделала эту методику, внеся туда определенные коррективы.

Измененная методика Сесиль Лупан отличается от методики Глена Домана тем, что последний наблюдает сразу очень многих детей, и поэтому не может проникнуть в их душевный мир. Сесиль Лупан, наоборот, наблюдает только своих детей и пытается понять, что именно им нужно, и дает им это в тот момент, когда им этого хочется.

Сесиль Лупан более индивидуально подбирает методы обучения и придерживается следующих четырех принципов:

1) Самые лучшие преподаватели для малыша — его родители;

2) Обучение — это игра, которую следует прекращать раньше, чем ребенок устанет;

3) Никогда не проверяйте своего ребенка;

4) Любознательность поддерживается быстротой и новизной.

Методика Шиничи Сузуки

Шиничи Сузуки — японский скрипач, педагог, философ. Вот основа его подхода: «музыкальность — это не врожденный талант, а способность, которая, как и всякая способность, может быть развита. Любой ребенок, обученный должным образом, может стать музыкальным — это не сложнее, чем научиться говорить на родном языке. Потенциал каждого маленького человечка неограничен».

Метод Сузуки родился из его наблюдений за тем, как легко дети изучают родной язык. Он решил использовать метод обучения языку в обучении игре на скрипке. Метод получил название «Рождение таланта». Однако доктор Сузуки всегда отмечал, что использует обучение музыке только как дополнительную возможность развить ребенка, помочь познать ему мир.

Методика Никитиных

Борис Павлович и Лена Андреевна Никитины — педагоги-новаторы, родители семерых детей из подмосковного города Болшева. Они создали свою систему воспитания и оздоровления детей в семье. Система Никитиных заключается в естественном развитии и развивающих играх.

Совет

Первым принципом методики является легкая одежда и спортивная обстановка в доме: у детей с раннего детства есть доступ к спортснарядам. Детей не принуждают к специальным тренировкам, зарядкам, урокам. Ребята занимаются столько, сколько хотят, сочетая спортивные занятия со всеми другими видами деятельности.

Еще один принцип методики заключается в постоянном внимании родителей к деятельностей малышей, участие в их играх, соревнованиях, самой жизни.

Борис и Елена Никитины выработали свои принципы развития в практике жизни.

«Мы пользовались ими интуитивно, неосознанно, преследуя лишь одну цель: не мешать развитию, а помогать ему, причем не давить на ребенка в соответствии со своими какими-то замыслами, а… создавать условия для дальнейшего его развития». Никитины — авторы таких развивающих игр, как «Сложи квадрат», «Сложи узор», «Дроби», «Кирпичики», «Кубики для всех», «Уникуб».

Методика Зайцева

Николай Зайцев — педагог-новатор из Санкт-Петербурга, автор новых направлений в методиках преподавания математики, грамматики. Главный принцип методики Зайцева –  складовой принцип, т. е.

самой маленькой частицей речи в этой методике является не буква, не слог, а склад или усилие, которое мы делаем, когда произносим звук.

Склады в таблицах и на кубиках различаются по цвету, размеру, объёму, звучанию (кубики заполнены разными материалами). 

Известным пособием Зайцева является «Кубики». Но также есть «240 картинок для обучения письму, чтению, рисованию», «Читай и пой» с аудиокассетой, пособие «Пишу красиво». Автор создал методики обучения начальной математике, английскому языку. Сам Зайцев считает, что эту методику можно использовать для детей от 2 лет и больше она подходит для работы в группе.

Читайте также:  Весенний физкультурный досуг в младшей группе детского сада

Методика Тюленева

Павел Тюленев — социолог, педагог, президент Ассоциации педагогов — новаторов. Он — автор «Метода интеллектуального развития ребенка», или «Системы ускоренного обучения МИР». Среди книг Тюленева есть такие, как «Читать раньше, чем ходить», «Считать — раньше, чем ходить» «Знать ноты раньше, чем ходить», «Предпринимать — раньше, чем ходить».

Тюленев считает, что для того, чтобы обучить ребенка различным навыкам раньше, чем он научится ходить,  нужно создать ему соответствующую среду, начиная с рождения.

Обратите внимание

Методика отличается тем, что все применяемые рекомендации постепенно усложняются, с первых недель жизни до совершеннолетия. Однако у Тюленева есть и противники. Они подвергают сомнению эффективность такого быстрого развития. Также следует учесть, что эта система существует не так давно, и говорить о конкретных результатах ещё очень рано.

Материал подготовлен редакцией rian.ru на основе информации РИА Новости и открытых источников

Источник: https://ria.ru/20081120/155530681.html

Как воспитать одарённого ребёнка

Для каждого родителя его ребёнок — особенный, и каждое достижение кажется чем-то значительным, однако до трёх лет говорить о талантах рано. А вот к 4–5 годам уже можно заметить определённые способности: если ваш ребёнок опережает сверстников в какой-либо области, то стоит присмотреться к его успехам внимательнее.

Будущий олимпийский чемпион может отличаться прекрасной координацией, оперный певец — умением точно воспроизводить музыку, инженер или программист — склонностью к конструированию или, наоборот, желанием разобрать любую вещь, чтобы понять, как она работает.

Понаблюдайте за малышом на детской площадке и дома, расспросите бабушек и воспитательниц в детском саду. Дети интуитивно отдают предпочтение занятиям, которые у них получаются лучше других. В психологии это называется склонностью.

Талант может дремать довольно долго, особенно если у ребёнка нет возможности проявить себя: малыш, который никогда не держал в руках красок, вряд ли станет художником. Поэтому главная задача родителей дошкольника — не столько развивать способности, сколько создавать среду для их естественного проявления.

Предоставьте ребёнку возможность пробовать себя в разных областях.

Путешествуйте, ходите в музеи, мастерите, посещайте кружки и секции, но не настаивайте, если через несколько занятий ребёнок потеряет к ним интерес. Чем больше он попробует, тем больше вероятность, что рано или поздно найдётся занятие, которое разбудит дремлющие способности. Загорелись глаза? Значит, вы на верном пути!

Однако не перегибайте палку. Нервная система детей не приспособлена к потреблению больших объёмов информации и может не справиться с чрезмерной нагрузкой. В этом случае вы получите прямо противоположный эффект — полную потерю интереса к любой деятельности.

Итак, у вашего ребёнка есть ярко выраженные способности: к музыке, рисованию, математике, спорту или любому другому занятию. Они похожи на драгоценный камень, который требует огранки. Вот что поможет придать природным данным достойную форму.

Методичность и регулярность

Говорят, что успех лишь на четверть состоит из таланта, а остальное — это упорная работа. Можно двигаться понемногу, главное — делать это постоянно: даже маленькие шажки могут со временем привести к крупным успехам.

Хороший учитель

Грамотный наставник очень важен для любого ребёнка, а для одарённого — особенно. Такого найти непросто: например, талантливым юным спортсменам в поисках хорошего тренера иногда приходится переезжать в другой город или даже страну.

Зато склонность к математике, информатике или языкам таких жертв не потребует: даже если рядом с вами не нашлось достойных педагогов, можно заниматься дистанционно, по видеосвязи.

Такую услугу предлагают как частные преподаватели, так и образовательные проекты.

Чуткость и понимание

Помните, что талант должен служить ребёнку, а не наоборот. Поэтому, сосредоточившись на развитии способностей, не стоит приносить детские чувства и потребности в жертву.

Внимательно прислушивайтесь к своему ребёнку, организуйте занятия сообразно возрасту, позаботьтесь об отдыхе.

Обязательно расспрашивайте своего гения — возможно, он сам подскажет вам, как сделать занятия интереснее, эффективнее и приятнее.

Важно

Жизнь талантливого ребёнка почти никогда не вписывается в привычные сценарии, а значит, родителям в первую очередь нужно поработать над принятием «особенности» своего чада, ведь даже самые одарённые дети нуждаются в заботе, поддержке и безусловной родительской любви.

Нужно быть готовым к проблемам с учёбой в школе или, наоборот, к тому, что школьная программа окажется для юного гения слишком «тесной».

В первом случае не стоит ругать ребёнка за плохие отметки, лучше помочь ему разобраться в непонятных темах. Проявите здравый смысл, не требуйте досконального знания всех предметов: тому, кто часами просиживает за мольбертом, не страшны тройки по математике, а будущий программист вполне способен обойтись без пятёрки по музыке.

Во втором случае есть смысл задуматься об индивидуальном обучении. Многие школы, гордясь уникальными учениками, идут навстречу родителям и составляют персональные образовательные программы, но даже если вам отказали — не беда. Домашнее обучение не так сложно, как кажется на первый взгляд.

Экстернат — это выход и для спортсменов, которые проводят много времени на сборах, и для детей, которые делают карьеру в кино и шоу-бизнесе. Помните «Гарри Поттера»? Дэниелу Рэдклиффу, Эмме Уотсон и Руперту Гринту приходилось учиться прямо на съёмочной площадке. Да и обычный ребёнок вполне может учиться экстерном, избежав всех «побочек» очного школьного образования.

Талант и любимое дело — важная часть жизни одарённых детей, но она не должна быть единственной.

Даже самый способный ребёнок — это всего лишь ребёнок, которому необходимо общение с друзьями, прогулки, отдых, развлечения и возможность немного побаловаться.

Если чрезмерно сосредоточиться на развитии способностей и исключить простые детские радости, то очень скоро можно получить полную потерю интереса и нежелание заниматься любимым делом.

И ещё один совет родителям талантливых детей: уважайте способности своих чад, но не выделяйте их среди сверстников, если не хотите вырастить высокомерного зазнайку. Не стоит сравнивать детей между собой, лучше обратить внимание на личный прогресс ребёнка.

Удачи в воспитании гениев!

Источник: https://Lifehacker.ru/kak-vospitat-odaryonnogo-rebyonka/

Как воспитывать одаренного ребенка?

2 квартал 140080 Россия, Московская область, Лыткарино +7 499 390 42 37

В данной статье мы поговорим о том, как правильно воспитать одаренных детей, и как с ними работать. Из нее вы узнаете об основных аспектах, которые помогут вам успешно развить вашего ребенка, одаренного от природы.

Здравствуйте, друзья. Благодарим вас за то, что посетили наш блог.

Есть два основных аспекта успешного воспитания одаренного ребенка. Во-первых, надо удостовериться, что вы развиваете его таланты и по максимуму реализуете его потенциал. Во-вторых, не стоит перегружать своего ребенка на пути его развития, т. к. это может породить различные эмоциональные проблемы не только у него, но и у вас самих.

Как воспитывать одаренного ребенка?

Развитие талантов ребенка

После наблюдения за семьями с одаренными детьми, эксперты вывели следующие рекомендации по эффективному развитию врожденных талантов ребенка:

  • Будьте вовлечены в развитие талантов ребенка. Внимательно относитесь к учебным успехам ребенка. Если он имеет заметную склонность к наукам, проверяйте его домашние задания. Разделяйте с ним ваш личный опыт и знания в той области, в которой он одарен. Вы можете заниматься вместе с ним, показывая свой интерес к тому, что он делает. Ваш ребенок талантлив в игре на пианино? Играйте вместе с ним или просто наблюдайте, сидя рядом. Давайте советы, если это необходимо. Всегда поддерживайте его мотивацию на высоком уровне.
  • Акцентируйте внимание ребенка на тренировке и работе над своими талантами. Даже ярко выраженный талант требует постоянной практики. Говорите ребенку, что прежде чем поиграть, он должен сделать что-то важное для своего развития. Когда он работает над развитием своего таланта, подкрепляйте его любовь к этой области и напоминайте о «награде», которая его ждет. Давайте ему задания, которые соответствуют уровню его знаний и опыта. Не загружайте ребенка слишком сильно.
  • Убедитесь в том, что ребенок продуктивно распоряжается своим временем.
  • Снабжайте ребенка хорошими источниками знаний. Это означает — найти для него хорошего наставника (учителя) для развития его талантов. По возможности, отдайте его в самую лучшую или даже специальную школу для одаренных детей. Водите ребенка на тематические выставки, концерты и другие полезные места, где он сможет значительно расширить знания в своей области.
  • Знакомьте ребенка с ресурсами, которые будут подкреплять его интерес к области, в которой он одарен. Подпишитесь на интересные журналы, покупайте книги, видео курсы и программы.
  • Обеспечивайте ребенка личным пространством, где он может практиковать свои навыки. Выделите для него отдельную комнату и оборудуйте ее всем необходимым.
  • Научитесь оценивать прогресс своего ребенка, а также его сильные и слабые стороны. Вместе с ним посещайте все соревнования, олимпиады и другие мероприятия.
  • Хвалите ребенка и награждайте его за хорошо проделанную работу. Развесьте по дому праздничные ленты и отметьте успехи вашего сына или дочки. Ребенок должен усвоить, что если он будет стараться изо всех сил, он всегда будет вознагражден.
  • Правильно обозначьте приоритеты для своего ребенка и донесите до него ценность каждого нового достижения. Объясните ему, что нельзя быть лучшим сразу во всем, а нужно сконцентрироваться на чем-то одном. Нужно сосредоточить свое внимание именно на той области, в которой он одарен от природы.

Излишние перегрузки

С другой стороны, слишком большое давление на себя и своего ребенка может привести к серьезным эмоциональным проблемам. Таким образом:

  • Любите ребенка в независимости от его успехов. Бывает так, что родители уделяют слишком много внимания талантам своего одаренного ребенка, что может заставить его думать, будто вы его любите лишь за его способности. Из-за этого, ребенок может чувствовать себя незащищенным и постоянно думать, что вы в нем разочаруетесь, если он не оправдает ваших ожиданий. Дайте ребенку понять, что вы любите его за то, какой он есть, и его таланты здесь совершенно не при чем. Эта любовь обеспечит его чувством эмоциональной защищенности.
  • Позволяйте ребенку заниматься чем-то отвлеченным. По мере развития таланта ребенка, он не должен быть сфокусирован лишь на нем одном. Это позволит ему получать удовольствие от детства в полной мере. Например, если он одарен физически, знакомьте его и с красотой искусства. Развитие областей, которые совсем не относятся к его таланту, может положительно сказаться на развитии его основных способностей.
  • Ребенок должен наслаждаться жизнью. Не требуйте от него слишком многого. Не  забывайте, что он всего-лишь ребенок и должен получать удовольствие от таких вещей, как игры и общение с друзьями. Трезво оценивайте ожидания от своего ребенка.
  • Помогайте ребенку, если он сильно расстраивается из-за неудач. Одаренные дети часто являются перфекционистами и сильно разочаровываются в себе, если у них что-то не получается. Не в коем случае не осуждайте ребенка за его неудачи, тем самым усиливая его расстройства. Напротив, старайтесь отвлечь его и объясняйте, что ошибиться может каждый. Допустив ошибку сейчас, он покажет себя гораздо лучше в следующий раз.
  • Не будьте чрезмерно горды своим ребенком, не хвастайтесь им. Это негативно сказывается на его полноценном развитии.
  • Открыто общайтесь со своим ребенком. Существует много вещей, касающихся его, в которых он должен разобраться. Дайте ему понять, что он уникален — он мыслит не так, как все остальные дети его возраста. Помогите ему адаптироваться и жить обычной жизнью. Он не должен обижать других детей только потому, что он уникален. И наоборот, он не должен чувствовать себя белой вороной. Даже если ваш ребенок рассуждает, как взрослый человек, не следует общаться с ним как со взрослым, потому что он еще не достаточно опытен. Также, одаренный ребенок, обычно, эмоционально неординарен. Относитесь к нему с терпением и пониманием. Убедите его, что вы всегда поможете ему в общении с друзьями, в школе и в его взрослой жизни.
  • Не стоит слишком сильно сравнивать себя со своим ребенком. Часто, дети наследуют свой дар от родителей. Если у вас было не очень благополучное детство, и ваши родители не смогли грамотно реализовать ваш потенциал, не стоит переносить это на своего ребенка. Не позволяйте вашему прошлому негативно сказаться на развитии своих детей. Ваш ребенок живет своей собственной жизнью, и она никак не связана с вашим детством.
  • Не пытайтесь стать идеальным родителем. Воспитывать одаренных детей — непросто. Не стоит слишком сильно переживать о том, что ваш ребенок требует иного подхода в воспитании. Будьте хорошими родителями и любите его. Этого вполне достаточно.
  • Познакомьтесь в людьми, которые могут помочь вам в воспитании вашего одаренного ребенка. Это могут быть различные форумы и другие интернет сообщества.
Читайте также:  Выпускной из яслей в детский сад. сценарий

Друзья, на этом мы с вами прощаемся! Если вам понравилась данная статья, не забудьте поделиться ею с остальными!

Источник: http://kidar.ru/razvitie-detej/kak-vospitat-odarennogo-rebenka/

Как воспитывать одаренного ребенка?

Кто он такой — одаренный ребенок? Одаренными называют детей, которые отличаются выдающимися способностями, достижениями, а также имеют предпосылки к ним. При этом не является важным, в какой именно деятельности ребенок проявляет особые таланты.

Он может быть способным к музыке и спорту, творчество и науке, обладать незаурядными познавательными процессами, такими как высокий уровень развития памяти, мышления, внимания, воображения, восприятия.

Совет

В настоящее время одаренность определяется специальными тестами, которые проводят в школе педагоги и психологи. Однако также признаки незаурядных способностей ребенка могут заметить и родители дома.

Занимаясь воспитанием одаренных детей, следует придерживаться определенной тактики и поведения, потому что их уровень развития и природные особенности требуют к себе специального отношения. Как воспитывать маленького гения в школе и дома? Ответы можно узнать из данной статьи.

Признаки одаренности у детей

Одаренность, если рассматривать ее как природное качество личности, может проявляться в двух крайностях. С одной стороны, по ребенку с малых лет бывает заметно, что он более способный, чем его сверстники — он достаточно рано начинает ходить и говорить, его любопытство и неуемная энергия помогают усваивать информацию, которая другим детям непонятна и неинтересна.

Одаренные дети в раннем дошкольном возрасте хорошо разбираются в географии и астрономии, технике или математике. От других детей, чей уровень мышления и восприятия находится в рамках среднего, они отличаются тем, что умеют хорошо контролировать себя, ставят цели и достигают их, интересуются знаниями больше, чем играми и общению с друзьями.

Часто такие малыши похожи на маленьких взрослых — они рассудительны, внимательны и умны не по годам.

Другая сторона одаренности — это ребенок, который, наоборот, может быть очень молчалив и сосредоточен. Иногда родители, наблюдая за ним, начинают думать, что с ним что-то не так.

Однако спустя время, он демонстрирует незаурядные способности в хобби, увлечениях, науке, творчестве.

Явные признаки одаренности:

  • Способность долгое время заниматься умственной деятельностью.
  • Энергичность и напряженность во время выполнения интересного дела.
  • Быстрые ответы на вопросы, молниеносный анализ, высокая результативность работы.
  • Широкий и разнообразный круг интересов, в который ребенок «погружается с головой», а не просто изучает на поверхности.
  • Высокий уровень интеллекта.
  • Нестандартное творческое мышление.
  • Высокий уровень мотивации.
  • Дисциплинированность и схватывание материала «на лету».
  • Нестандартное решение проблем.
  • Высокий уровень абстрактного мышления.
  • Высокие показатели развития в одной деятельности или нескольких сразу.

Потребность детей трудиться

Одаренного ребенка отличает высокая работоспособность, активность и целеустремленность. В результате этого родители могут замечать, что он не просто внимательно и серьезно занимается каким-либо делом, а отдает ему всего себя, свободное время и силы.

К чему это приводит? К уменьшению живых контактов в жизни — например, посвятив всего себя музыке или конструированию, ребенок перестает хотеть общаться со сверстниками и проводить с ними время.

Если детей не «переключать» с деятельности на отношения, то они рискуют остаться в одиночестве.

Обратите внимание

Кроме того, их потребность в труде приводит к развитию перфекционизма. Они живут в постоянном стремлении достичь совершенства, и совершить ошибку для них является непозволительным.

Что делать родителям? Хвалить за достижения и поддерживать, однако показывать, что кроме деятельности в жизни существуют и другие сферы — общение с близкими людьми и забота о себе, ничегонеделание и активный отдых, развлечения, досуг, коллективные мероприятия, на которых можно получить заряд положительных эмоций и найти друзей.

Развитие самостоятельности у детей

Иногда одаренные дети воспринимаются как особая ценность семьи, особенно если в ней больше никто не отличается выдающимися способностями или же наоборот — мама и папа, предыдущие поколения тоже были высокообразованными и одухотворенными личностями.

Существуют побочные эффекты одаренности, такие как постоянный контроль над ребенком и его деятельностью, детоцентричность в семье, «вознесение» маленького гения на пьедестал.

Если родители так относятся к ребенку, то, создавая ему условия для развития способностей, они упускают из виду необходимые навыки жизнедеятельности. Так, одаренный в математике или пении малыш может вырасти несамостоятельным и неспособным позаботиться о себе без помощи взрослых.

Развить чувство ответственности можно, если чаще обращать внимание и формировать такие навыки как: умение себя поддержать, обслужить, накормить, подобрать гардероб, разрешать ссоры и конфликты в обществе самостоятельно.

Одиночество одаренного ребенка

Очень способные дети часто могут переживать чувство одиночества и повзрослев, испытать его на себе. Почему это происходит? Потому что они с детства ощущают себя не такими, как все, и в этом есть большой вклад родителей и педагогов.

Незаурядные способности часто переплетаются с непростым характером ребенка — он может больше понимать об окружающих людях, чем его сверстники, быть слишком педантичным или скептически настроенным, серьезным и глубокомыслящим. Такая характеристика больше свойственна взрослым людям, нежели ребенку.

По этим причинам дети могут сторониться маленьких гениев только потому, что у них с ним нет общих интересов.

Важно

Чтобы оградить от одиночества, родители должны с детства обращать внимание на социальное окружение ребенка, на то, как он общается со сверстниками.

Не стоит словами или поступками возвышать маленького гения над другими — он должен ценить свою личность и способности, однако лучше, если будет чувствовать себя наравне со всеми.

Полезные рекомендации родителям

  • Для того чтобы избежать скуки в школе, можно записать ребенка на более углубленную образовательную программу — так ему будет интереснее учиться.
  • Если ребенку трудно дружить со сверстниками, нужно подумать над тем, с кем он мог бы найти общий язык и интересы.
  • Не стоит «подпитывать» зацикленность маленького гения на себе.
  • Не стоит поощрять в нем бесконечное стремление к совершенству.
  • Одаренные дети очень впечатлительны и часто мыслят как философы. Хорошо если родители сумеют «разбавлять» их серьезность шутками и легким отношением к жизни.
  • Во время воспитания стоит избегать поощрения самокритики — ребенок должен знать, что, несмотря на свои способности, он остается таким же человеком, как и все остальные и имеет право как на выбор, так и на ошибки.

Источник: https://MedAboutMe.ru/mat-i-ditya/publikacii/stati/vospitanie_detey/kak_vospityvat_odarennogo_rebenka/

❶ Как воспитать одаренного ребенка в 2019 году

4 апреля 2019

Автор КакПросто!

Одаренный ребенок в семье – это и радость, и проблема для родителей. Он отличается от остальных детей своей повышенной любознательностью, потребностью получить знание в кратчайшие сроки, критическим отношением к себе и к другим.

Одаренному ребенку трудно взаимодействовать в коллективе сверстников, т.к. его интересы значительно отличаются от интересов всех остальных детей.

Правильно организованный процесс воспитания помогает сохранить этот дар, стать ребенку успешным не только в учебе, но и принятым в социуме.

Инструкция

Известно, что дети рождаются с одинаковыми задатками, т.е. имеют примерно равные возможности для развития способностей. Чтобы проявилась одаренность, должны быть созданы условия для развития этих способностей. Недаром, этимология термина одаренность исходит от корня «дар», т.е. родители или педагоги могут подарить ребенку возможность стать одаренным. Такие условия можно создавать специально или ребенок изначально живет в семье, например, художников и имеет возможность с раннего возраста приобщаться к этой деятельности, непроизвольно усваивать технику изображения, пробовать разные краски, находить способы и формы изображения, наиболее его удовлетворяющие. Полученный от взрослых дар необходимо тренировать, развивать, постоянно поддерживать. Важна и эмоциональная поддержка родителей – радость за успехи ребенка; и предоставление возможности в методической поддержке, т.е. своевременное удовлетворение запроса ребенка в получении знаний по освоению новой техники изображения или развития спортивных навыков. Это потребует от родителей дополнительных вложений и средств по поддержанию и развитию способностей. Для сохранения одаренности и формирования социальной успешности, ребенка необходимо воспитывать в коллективе сверстников. В обычном детском саду или в общеобразовательной школе у него могут возникнуть трудности и в общении, и в познании, т.к. восприятие учебного материала происходит на разном интеллектуальном уровне, а играть такой малыш, чаще всего не умеет. Педагоги жалуются на него: он задает неудобные вопросы, быстрее всех отвечает на занятиях (не дает другим детям подумать, найти правильный ответ), высказывает свою точку зрения, отличающуюся от остальных. Поэтому уровень интеллектуального развития детей в коллективе должен быть примерно таким же, как и у него. Для такого ребенка подойдет школа или класс для одаренных детей. Одаренный ребенок живет своими идеями, размышлениями. У него богатый внутренний мир. Но при этом, он часто не обращает внимания, на такие мелочи, как внешний вид. Задумавшись, он надевает рубашку на изнанку или разные носки. Важно с раннего детства воспитывать аккуратность. При работе с красками, обращать внимание не только на результат работы, но и на рабочее место ребенка, которое должно быть чистым, на одежду, которая не должна быть испачканной. Показывать ребенку красоту не только творчества, но его самого, которого принимают в обществе «по одежке».

Обратите внимание

Воспитание одаренности – это воспитание трудолюбия у ребенка. Через труд и усердие одаренность может проявиться у каждого ребенка.

Полезный совет

Воспитывать – это не только развивать способности ребенка, но и формировать у него социально значимые качества личности, которые позволят ему в будущем использовать свои знания и способности на благо, а не во вред обществу.

Источники:

  • Как вырастить талантливого ребенка или мифы о детской

Распечатать

Как воспитать одаренного ребенка в 2019 году

Источник: https://www.kakprosto.ru/kak-98147-kak-vospitat-odarennogo-rebenka

Правильный подход к воспитанию одаренных детей

Формирование нового человека внутри утробы матери — удивительный процесс, продуманной природой до мелочей. Особенно стоит отметить развитие головного мозга малыша, который еще в утробе готовится к тому, чтобы взаимодействовать с миром.

Так, например, проведенные эксперименты лишний раз подтвердили, что малыши, которым читали одну и ту же сказку во время беременности или пели одну и ту же песню, узнают ее после рождения. То есть можно сделать вывод, что общаться с крохой можно еще до его рождения, способствуя его эмоциональному и умственному развитию еще в утробе.

Появляясь на свет, любой малыш нуждается в любви и ласке близких, и прежде всего родителей. Он с радостью реагирует на возможность принять участие в совместных играх, на обращение к нему. Именно в этот период взрослые закладывают семена, из которых впоследствии может вырасти яркая, разносторонняя личность, способная менять действительность в лучшую сторону.

Совет

Прежде чем поговорить о том, какие выделяют особенности воспитания одаренных детей, углубимся в само понятие детской одаренности, выясним, как она проявляется и как вообще детям живется с таким даром. Чем больше взрослые будут знать об особенностях одаренных детей, тем проще им будет построить методику их воспитания, допуская минимум ошибок.

Читайте также:  Паустовский «сивый мерин» читать текст полностью

Детская одаренность — это одна из самых интересных загадок природы. Много сотен лет ученые и специалисты по работе с детьми работают над изучением этой особенности, проявляя к таким детям повышенный интерес. Кстати, интерес этот вполне себя оправдывает, ведь одаренные дети способны перевернуть мир, помочь обществу перейти на новый этап развития.

Вундеркинды всех времен

Человечеству знакомо несколько десятков гениев, которые озарили своими талантами мир за последние несколько сотен лет. Все они проявили неординарные способности в нежном возрасте, что лишний раз подтверждает наличие такого феномена, как детская одаренность.

Так, например, «отец» кибернетики, Норберт Винер, в 12 лет доказал, что он уже способен справиться с программой университета, а в 14 лет совершенно заслуженно получил ученую степень. Знаменитый Виктор Гюго в своем арсенале наград имел отзыв французской академии, когда ему еще не было и 15 лет.

Одаренность в детстве в свое время доказали Мечников, который научится читать в неполных два года абсолютно без помощи взрослых, проявляя повышенный интерес к ботанике, и Грибоедов, сумевший поступить в столичный университет, когда ему едва исполнилось 11 лет.

Что это означает? Лишь то, что одаренность детей, проявляющаяся в раннем возрасте, может свидетельствовать о наличии у них яркого таланта.

О «гибкости» одаренности

Не следует думать, что одаренность детей — явление постоянное, на которое ничто не сможет повлиять. Вполне вероятно, что без правильного воспитания и обучения неординарные способности детей по мере взросления будут притупляться.

Именно поэтому так важно вовремя рассмотреть одаренность в раннем детстве, чтобы помочь ребенку в ее развитии, а главное, поспособствовать совершенствованию коммуникативных навыков, которых многие малыши бывают практически лишены.

Необходимо, чтобы неординарные дети умели налаживать контакт с детьми, имеющим обычный уровень развития. Это понадобится им для того, чтобы найти свое место в жизни и не стать гениальным отшельником.

Обратите внимание

Чаще всего именно родители первыми замечают способности чада, хотя это не так просто, как кажется, из-за индивидуального их проявления в каждом отдельном случае. Какой должна быть реакция взрослых при выявлении одаренности у детей?

Прежде всего они должны разработать методику поведения, стараясь уделять внимание развитию его потенциала, но без перехода границ, за пределами которых начинается подневольная эксплуатация навыков ребенка.

Одаренные дети отличаются от обычных детей не только высоким уровнем развития способностей, но и отличным от других видением мира.

Они не всегда способны строить отношения с окружающими так, как это принято в обществе, имеют свой подход ко всему, в том числе и к труду.

В большинстве случаев понятие «одаренный ребенок» означает, что такой ребенок по развитию на несколько шагов впереди сверстников.

Одаренные дети отличаются нестандартным креативным мышлением, при этом не всегда усваивают материал так же хорошо, как сверстники. Именно поэтому в детских садах и школах их дар может оставаться без внимания.

Между тем многие специалисты уверены, что каждый малыш появляется на свет одаренным, проблема же в том, что он в большинстве случаев получает неправильное воспитание, а за ним и обучение. Результат — опустошение внутреннего мира и привитие шаблонного мышления.

Чтобы помочь маленькому человечку раскрыться, необходимо ежедневно заниматься развитием его духовного мира.

Что есть одаренность и каковы ее признаки?

Одаренность — известный психологический термин, содержание которого до сих пор неоднозначно. Считается, что именно одаренность позволяет ребенку, а потом и взрослому человеку добиваться высоких результатов в одной или нескольких деятельностях одновременно.

Одаренность может быть специальной и общей. Первая подразумевает незаурядные способности в определенном виде деятельности:

  • технической;
  • музыкальной;
  • изобразительной;
  • математической и пр.

Общая одаренность предполагает собой способности человека отлично владеть сразу несколькими видами деятельности. В случаях, когда человек одинаково сильно одарен во всем, имеет смысл говорить о гениальности.

Главными признаками одаренности у детей являются:

  • развитие навыков в определенной деятельности;
  • неугасаемый интерес к деятельности;
  • проявление способности мыслить творчески и нешаблонно;
  • быстрое усваивание информации и пр.

Как можно отличить одаренных детей, как найти их среди общей массы обычных малышей с заурядными способностями и на что обратить внимание? Об этом ниже.

Одаренные дети: характеристики личностей

Шутка природы это или закономерность, с которой нужно смириться, но так уж сложилось, что часто действительно одаренные дети почти ничем не отличаются от детей своего возраста. Но это лишь на первый взгляд.

Если понаблюдать за таким малышом, то можно будет заметить, насколько он более любознателен и подвижен. У таких детей отмечается повышенная активность мозга, что является главной причиной их бесконечной исследовательской деятельности.

Пристальное наблюдение за такими детьми покажет, что главное их занятие — изучение и переработка информации в максимально возможном количестве. Если попытаться перекрыть доступ к информации или, более того, ограничить их активность, то не избежать тяжелых последствий невротического характера.

Важно

С раннего детства для таких малышей не представляет труда провести причинно-следственные связи, проанализировать ситуацию и сделать верное заключение, причем часто с использованием альтернативного метода решения задачки, поиск которого, кстати, для маленьких дарований является самым любимым занятием.

Чаще всего одаренные дети способны быстро и много запоминать без особых усилий, рано начинают разговаривать, владеют способностью абстрактно мыслить. Для таких малышей легким покажется задание на классифицирование предметов, группирование информации с использованием имеющихся знаний.

Узнать одаренных детей можно по не по-детски богатой, наполненной сложными конструкциями речи, а также по умению правильно формулировать и задавать вопросы. Такие малыши много времени с самого детства уделяют книгам, включая словари и энциклопедии, пополняя базу знаний, придумывают новые слова, которые, как они считают, в том или ином случае помогут выразить им то, что они хотели сказать.

Одаренные дети противоречивы в своем поведении. С одной стороны, они при необходимости способны проявить чудеса терпения, упорства и старательности, удерживая внимание на каком-то задании часами. С другой – часто берутся сразу за несколько непростых задач, решение которых им пока непосильно, и не доводят дело до конца.

Взрослым, окружающим одаренного малыша, очень важно вовремя разглядеть его способности и направить энергию в нужно русло, способствуя развитию и без того незаурядного интеллекта.

Общие проблемы одаренных детей

Работать с одаренными детьми без специальной педагогической и психологической подготовки непросто. Более того, такая работа в большинстве способов не принесет результата. Проблема современного общества заключается в том, что специалистов, обученных работе с одаренными детьми в разном возрасте, очень мало.

В большинстве случаев детей обучают по стандартной программе, намеренно пресекая их попытки предложить новые интересные идеи и альтернативные методы решения. К чему это приводит? Ребенок теряет мотивацию, старается лишний раз не демонстрировать свои знания, которые по тем или иным причинам не вписываются в шаблонный мир детского сада или школы.

Сохранить мотивацию одаренных детей и поспособствовать их развитию поможет составленная с учетом их индивидуальных особенностей программа по интеллектуальному развитию.

{advice]Очень важно, чтобы малыш на начальных этапах своего обучения не имел дела с педагогами, не подготовленными для для работы с особыми детьми .[/advice] Для развивающейся тонкой личности ежедневный контакт с таким человеком может привести к проявлению истеричности и нежеланию обучаться.

Совет

Все дело в том, что такие педагоги не способны разглядеть в ребенке одаренность и прилагают все усилия , чтобы заставить его быть «как все», в буквальном смысле затаптывая потенциал.

К проблемам одаренных детей можно отнести практически закономерное несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием. Обычно такие малыши много времени проводят за размышлениями о жизни, о религии, о смерти и не выносят общества сверстников, не способных говорить и думать на одном с ними уровне.

Если в школе таким детям учится легко, то в жизни порой простая, но рутинная работа может вызвать сложности и нежелание доделывать ее до конца.

Достаточно часто дети с незаурядными способностями не могут найти общего языка с участниками команды, когда необходимо поработать в связке с кем-либо.

Такие малыши не приемлют запретов, часто ставят себе недостижимые цели и очень расстраиваются, когда терпят крах.

Еще одна особенность одаренных детей, осложняющая им жизнь, — это излишняя самокритичность. Будучи почти гениальными, такие малыши остро реагируют не только на неприкрытую критику, но и на сигналы невербального характера. Достигая цели, они часто недовольны собой из-за допущенных ошибок.

Такие малыши выбирают одну, наиболее привлекательную для себя деятельность, в которую погружаются целиком, часто пренебрегая остальными видами деятельностями. Очень важно, чтобы рядом с таким незаурядными личностями всегда были близкие, способные помогать им справляться с простыми бытовыми задачами и проблемами, на решение которых у них просто не остается времени.

Как воспитывать одаренную личность: основные правила и рекомендации

Родители, при условии правильного планирования воспитания, смогут из самобытного ростка вырастить настоящего гения, способного жить в обществе, с адекватной самооценкой.

Если нет возможности определить ребенка с незаурядными способностями в специальную школу, не стоит отчаиваться. Школа в системе его ценностей не должна занимать основное место. Путь ребенок имеет время для занятий любимыми делами, позволяющими ему раскрыть потенциал.

Детский сад или школа — все это учреждения, которые помогают формироваться стереотипам в головах детей, что в результате сводит на нет оригинальность мышления, засоряет чистоту восприятия. К сожалению, пока это единственный массовый способ обучения, разработанный обществом.

Обратите внимание

Одаренные дети обычно нуждаются в меньшем количества часов сна, чем обычные дети. Часто им вполне достаточно 4-5 часов. Короткий сон нужен для того, чтобы мозг не успевал войти в состояние неработоспособности, из которого потом сложно выйти.

Родители обязательно должны учитывать этот момент и позволять ребенку жить по индивидуальному, подходящему для него графику. В свободное время малыша нужно отвлекать от безделья предложениями поиграть, порисовать, собрать конструктор или просто потанцевать.

Важно, чтобы родители обращали внимание на эмоции малыша во время выполнения им тех или иных действий, связанных с проявлением потенциала. Если эмоций нет, значит, это занятие ребенку не доставляет удовольствие.

Чтобы ребенок с незаурядными способностями развивался, ему можно давать постоянные поручения, позволяющие окунуться в мир взрослых, который для таких детей с раннего детства является самой заветной целью. Пусть малыш помогает по дому, ухаживает за домашним питомцем, участвует в приготовлении кулинарных шедевров.

Родителям одаренного ребенка нужно понимать, что их первоочередная задача — воспитать самодостаточного и счастливого человека, и только потом – гения. Даже маленькие гении нуждаются в похвале, в поддержке, в откровенных разговорах с близкими, во время которых они смогут поделиться сокровенными мыслями.

Чтобы одаренность ребенка расцвела пышным цветком, его нужно любить, понимать, поддерживать, оставляя время для саморазвития, давая понять, что он для родителей самый важный и нужный человек. Вместе с тем нужно не забывать, что одаренные малыши тоже время от времени нуждаются в расслаблении, достичь которого можно, занимаясь обычными детскими делами.

Источник: https://rebenkoved.ru/vospitanie/pravilnyj-podhod-k-vospitaniyu-odarennyh-detej.html

Ссылка на основную публикацию