Конспект урока литературного чтения, 1 класс. умк «перспектива»

План-конспект урока по чтению (1 класс) на тему: Урок литературного чтения в 1 классе УМК «Перспектива»

Открытие нового знания.

Первичное восприятие и усвоение нового материала.

Физкультминутка

Создать условия для усвоения учащимися нового материала:

— Прочитайте, пожалуйста, то, что написано на доске:

Мяу – мяу, гав – гав, кар – кар,  чик – чирик.

— Кто так говорит?

— У кого дома живут кошки или собаки? Вы понимаете, что они вам говорят? Как вы догадываетесь?

— А вот воробьи чирикают: чик – чирик, о чем они говорят?

— Ребята, давайте прочитаем, что услышал в этом чириканье В.Берестов,  познакомимся с его стихотворением  «О чем поют воробушки» на стр.85  самостоятельно

— Читаем хором вслух.

— Вы поняли, о чем поют воробушки?

— Какое настроение у птичек? Почему? Ребята, как вы думаете, кто помог воробушкам пережить долгую и холодную зиму? Ребята, расскажите, а как вы помогаете птичкам пережить это тяжелое для них время года.

— Молодцы ребята, молодцы ваши родители.

— Давайте попробуем прочитать это стихотворение так, чтобы было понятно, что воробушки радуются.

— Продолжим работу над темой урока. К природе относятся не только животные, но и растения. Как вы думаете, а растения умеют разговаривать?

-А как они это делают?

— Я уже вам рассказывала, что поэты очень наблюдательные люди, сейчас мы в этом убедимся.

Послушайте стихотворение И.Токмаковой «Разговор Старой ивы с Дождём»

(читает учитель)

— Итак, как вы думаете, по мнению И.Токмаковой умеет разговаривать природа?

— Ребята, поэты и писатели часто используют в своих произведениях прием ОЛИЦЕТВОРЕНИЯ, и все предметы становятся живыми. Автор наблюдает, а затем придумывает, а может быть, догадывается, о чем же разговаривают дождь и ива.

— Прочитайте это стихотворение самостоятельно и ответьте на вопрос:

— О чем вели разговор ива и дождь?

— Почему дождь решил пересчитать все ромашки?

— Ребята, как называется разговор двух лиц?

— Можно сказать, что ива и дождь вели диалог?

-Какие слова вам непонятны в стихотворении?

— А сейчас прочитаем  вместе ещё раз, чтобы выяснить, какие слова говорит ива, а какие дождь. Это понадобится для чтения по ролям.

— Давайте карандашиком отметим, где говорит дождь, а где ива. Читаем по строчке и рассуждаем.

— Попробуйте в паре поработать с этим стихотворением, прочитав по ролям. Договоритесь, кто из вас будет дождь, а кто – ива.

— Проверим, как вы справились, разыграем сценку разговора Дождя и Ивы.

— Вернёмся к плану. Как бы поэты ответили на вопрос? Соглашаетесь с их мнением?

—  Как вы теперь ответите на вопрос: умеет ли разговаривать природа?

Учащиеся работают по теме урока.

— Чтение вслух хором

— Так говорят животные.

— Примерные ответы учащихся: по движениям, по жестам, трутся о ноги, по глазам и т.д.

— Затрудняются с ответом или высказывают свое мнение

— Чтение шепотом, вполголоса, вслух.

— Высказывают свое мнение

— Радостное, веселое

— Воробьи выжили, в этом им помогли люди.

-Рассказ детей об акции «Покормите птиц зимой»:

На уроке окружающего мира мы узнали, как тяжело приходится зимой птичкам. Поэтому приняли решение – нужно им помочь. Вместе с родителями мы сделали кормушки, развесили их на деревьях вокруг школы.

Теперь мы постоянно подкармливаем птиц в нашей «птичьей столовой» семечками подсолнуха, овсом, сушеной рябиной. Когда мы несём корм, синички, воробьи, снегири уже ждут нас. Они приветствуют нас звонким щебетанием. Дома мы тоже подкармливаем птиц.

Надеемся, что это поможет нашим пернатым друзьям пережить холодную зиму.

— Читают 1-2 ученика, остальные дают оценку чтения.

-Физкультминутка:

Воробушки как проснутся,

Очень любят потянуться,

Обязательно зевнуть,

Ловко хвостиком махнуть,

Воробей по лужице 
Прыгает и кружится. 

Тут взлетит, там вспорхнет

С мостовой зерно клюет

-Учащиеся высказывают свои предположения.

-Учащиеся слушают стихотворение, высказывают свое мнение.

— Учащиеся самостоятельно читают стихотворение, затем отвечают на вопросы учителя.

-Обсуждение трудных и непонятных слов.

— Чтение по ролям, дети читают по строчке и выясняют, от чьего имени ведётся разговор,

распределяют роли в паре.

— Читает одна пара учащихся, получает при этом таблички: ДОЖДЬ, ИВА

-Учащиеся высказывают свое мнение.

Личностные:

— формирование умения выказывать своё отношение к происходящему

Коммуникатив-

ные :

-формирование умения слушать и понимать других,

-формирование умение читать по ролям,

-договариваться о распределении ролей в совместной деятельности,

-умение отвечать на вопросы,

-умение рассказывать.

Регулятивные:

-умение удерживать учебную задачу.

Познаватель-

ные:

-осуществление смыслового чтения,

-умение на основе анализа произведения делать выводы;

-перечитывание текста с разными задачами;

— оценка смысла всего текста;

— произвольное и осознанное построение речевого высказывания.

-Связь человека и природы

Участие детей в деятельности по охране и защите природы.

Взаимосвязь живой и неживой природы.

Источник: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/2018/01/11/urok-literaturnogo-chteniya-v-1-klasse-umk-perspektiva

Урок литературного чтения в 1 классе. УМК «Перспектива»

Цели: познакомить с произведениями С. Михалкова, А.С. Пушкина; обучать выразительному чтению с опорой на знаки препинания, творческому пересказу, пониманию характеров героев, главной мысли текста; развивать воображение, речь, память.

Планируемые результаты: учащиеся научатся выразительно читать вслух по слогам и целыми словами, обозначая интонационно конец предложения; объяснять название произведения и по названию прогнозировать его содержание; бережно относиться к книгам; различать понятия «книга», «писатель», «читатель», «библиотека», «каталог алфавитный и систематический», «формуляр».

Оборудование: портреты С. Михалкова и А.С. Пушкина, презентация путешествия по библиотеке (по возможности).

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

— Как в наше время люди сообщают друг другу важное и интересное? (Ответы детей.)

III. Речевая разминка

(Дети читают скороговорки на с. 14 учебника. Учитель распределяет, кто какую скороговорку будет читать. Сначала дети работают самостоятельно, затем в парах, а потом, по указанию учителя, читают группами.)

— Прочитайте скороговорку медленно.

— Прочитайте ее шепотом, громко.

— А сейчас прочитайте, играя голосом: первую строчку громко, вторую — тихо, третью — громко, четвертую — тихо.

— Прочитайте скороговорку быстро друг другу.

— А сейчас прочитайте хором те, кто готовил первую скороговорку.

(Дети читают хором группами вторую, третью скороговорки, шутку-минутку.)

IV. Актуализация знаний. Постановка целей урока

— Ребята, пока вы читали скороговорки, у меня на доске буквы перепутались. Составьте из этих букв слово, и вы узнаете автора произведения, которое мы будем читать сегодня на уроке.

A M Л Х И О В К

(Михалков.)

— Верно, Михалков. Кто из вас знает, как его зовут? (Сергей Владимирович.)

— Какие произведения этого автора вы знаете?

(Краткое знакомство с жизнью и творчеством С.В. Михалкова.)

Материал для учителя

Сергей Владимирович Михалков (1913—2009) — русский поэт, драматург. Родился в Москве в семье служащего, «одного из зачинателей советского промышленного птицеводства».

Отец привил сыну любовь к русской литературе, познакомил со стихами В. Маяковского, Д. Бедного, С. Есенина, влияние которых сказалось на детских и юношеских поэтических опытах юного Михалкова.

Школьные годы провел в Пятигорске, в 1930 г. окончил среднюю школу.

Первое стихотворение Михалкова «Дорога» было напечатано в журнале «На подъеме» (Ростов-на-Дону) в 1928 г. В этом же году он был зачислен в авторский актив Терской ассоциации пролетарских писателей (ТАП П), и его стихи часто стали печатать на страницах пятигорской газеты «Терек».

В 1930 г. Михалков переезжает в Москву и в течение трех лет работает чернорабочим на Москворецкой ткацко-отделочной фабрике. Принимает участие в геолого-разведочной экспедиции в Восточный Казахстан и на Волгу. Стихи Михалкова все чаще стали публиковать в столичной печати, передавали по радио. С 1933 г. у Михалкова появилась возможность жить только на литературный заработок.

Обратите внимание

С.В. Михалков стал членом объединения молодых писателей при журнале «Огонек». В 1935—1937 гг. учился в Литературном институте им. М. Горького.

В 1935 г. в журнале «Пионер» Михалков опубликовал стихотворение для детей «Три гражданина». За ним последовали другие детские стихи: «Веселый турист», «Упрямый Фома», «Мы с приятелем», «Дядя Степа», вошедшие в первую книгу стихов (1936).

Рассказывают, что редактор журнала, прочитав рукопись, решил напечатать ее в «Пионере» немедленно, в ближайшем же номере. Но нужны были иллюстрации к поэме.

— За такой короткий срок художнику рисунков не сделать, — вздохнул редактор. — Придется, видимо, выпуск журнала задержать, а не хотелось бы…

Он внимательно посмотрел на стоявшего перед ним поэта, измерил взглядом его долговязую фигуру с ног до головы и неожиданно произнес:

— Зачем нам рисунки, когда можно просто сфотографировать вас. Вы самый настоящий дядя Степа!

И редактор попросил фотографа срочно сделать необходимые снимки. (Подробнее см.: Школьный словарик. С. 49.)

V. Работа по теме урока

Сегодня на уроке мы познакомимся с новым произведением.

— Откройте учебник на с. 13. Прочитайте название стихотворения. («Как бы жили мы без книг?..»)

— Как вы думаете, о чем это стихотворение? (Ответы детей.) Прочитаем его и узнаем, верны ли наши предположения. (Читают хорошо читающие ученики или учитель.)

— Так о чем это стихотворение? Докажите строчками стихотворения.

— Прочитайте его друг другу.

— Кто готов прочитать выразительно всему классу?

VI. Физкультминутка

Точим нож!

Будет очень он хорош.

Будет резать он припасы:

Масло, сало, хлеб, колбасы,

Помидоры, огурцы…

Угощайтесь, молодцы!

(Дети имитируют движения точильщика. На две последние строки — четыре хлопка.)

VII. Продолжение работы по теме урока

— Как вы думаете, когда появились библиотеки? Для чего они были созданы?

— Наша гостья окружена книгами со всех сторон. Она помогает находить их, любить. С ней встречаются те, кто читает книги. Кто это? (Библиотекарь.)

Знаете ли вы происхождение слова «библиотека»? Это слово пришло к нам из греческого языка и сложено из двух частей: «библион» — книга и «тека» — хранилище.

— Теперь вам понятно значение этого слова?

— Прочитайте на доске текст, научитесь правильно произносить выделенные слова. Подготовьтесь к выразительному чтению.

Чтоб скорей в библиотеке

Отыскать ты книгу смог,

В ней бывает картотека,

Специальный каталог.

— Откройте учебник на с. 15. Прочитайте, что говорит Ваня.

— Переверните страницу и прочитайте, что ответила Аня.

— Какие указатели вы видите? Что такое каталог? (Список, перечень книг, рукописей, картин, музейных экспонатов и т.п., составленный в определенном порядке.)

Читайте также:  Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию в детском саду в старшей группе

— Обратите внимание на то, какие бывают каталоги в библиотеке (с. 17). (Алфавитный и систематический.)

— Попробуйте объяснить, чем они различаются. Александр Сергеевич Пушкин написал сказочную поэму «Руслан и Людмила». Она повествует о том, как злой волшебник унес со свадьбы Людмилу, невесту Руслана. Руслан отправился за ней, много препятствий было на его пути, но все закончилось счастливо.

У этой поэмы Пушкина есть вступление. Сегодня мы будем его читать.

(Чтение текста вступления учителем или воспроизведение аудио- или видеозаписи. Словарная работа.)

У лукоморья — у морского залива.

Дол — то же, что и долина.

Пленяет — берет в плен.

Тужит — грустит, тяжело ей, туго приходится.

Чахнет — сохнет.

— Прочитайте вступление самостоятельно, найдите в нем сказочные чудеса, о которых рассказал кот ученый.

(Дети читают, делая пометки карандашом. Проверка самостоятельной работы.)

VIII. Рефлексия

— Скажите, что у вас сегодня на уроке получалось хорошо, легко. А что не получалось? Почему?

IX. Подведение итогов урока

— Какие произведения читали на уроке?

— Назовите их авторов. Что вы о них узнали?

Домашнее задание

Выполнить задания в учебнике на с. 22—23.

Источник: https://kladraz.ru/metodika/urok-literaturnogo-chtenija-v-1-klase-umk-perspektiva.html

Конспект урока литературного чтения 1 класс УМК «Перспектива» Тема: «Обходиться добром со всяким»

III этап

Проблемная ситуация

цель -постановка учебной задачи.

IV этап. Изучение нового материала.

РАБОТА С ТЕКСТОМ

Ориентировочная беседа.

цель — заинтересовать детей чтением; отрабатывать навык чтения целыми словами.

Аналитическая беседа

цель-развитие эмпатии и полноценного восприятия; развитие духовного мира ребёнка

V этап. Обобщение по теме урока

цель – продолжение работы с басней в следующих формах:

-выразительное чтение;

-составление плана

VIэтап.

Итог урока.

Vl этап.

Рефлексия деятельности.

цель – подвести итогпроделанной работе на уроке.

Домашнее задание

Организовать работу по

определению темы урока

Организовать фронтальную работу с классом в форме опроса

Включить учащихся

в работу по заданной проблеме

Организовать фронтальную работу по вопросам

Проводит работу по определению главной мысли произведения

Организовать работу в парах

Работают коллективно.

Участвуют в обсуждении задания.

Осуществляют контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь

Читать вслух целыми словами осознанно, правильно, выразительно, используя интонацию, соответствующие темп и тон речи.

Участвовать в диалоге в соответствии с правилами речевого общения.

Мы продолжаем знакомиться с творчеством Л.Н.Толстого.

И сегодня мы с вами будем учиться выразительно читать. Читать выразительно — значит выражать чувства автора произведения.

-Для этого надо подумать, как автор относится к своим героям?

-Но прежде чем приступит к чтению, важно понять, что же такое басня. Есть такие литературные произведения, которые по-особому построены. Басня и есть такое произведение.

Она несёт в себе особый поучительный смысл. В конце басни есть краткое нравоучительное заключение, так называемая мораль басни. Героями могут быть животные, растения, вещи, через характеристику которых высмеиваются пороки людей.

-А о чём говорит Лев Николаевич в своих произведениях?

(О сочувствии и помощи слабым; о настоящей дружбе и смелости; о жизни животных, о защите слабых; об уважении родителей; о честности.)

-Мы начинаем работу с новым для вас произведением.

-Рассмотрите иллюстрацию, предположите содержание этого произведения. (Ответы детей)

Прочитайте название.

-Что можно сказать про муравья? Какой он?

— Что можно сказать о голубке? Какая она? (Ответы детей)

-ЧТО важно понять, прочитав басню?

Физкульминутка

Учитель читает текст выразительно.

Понравилась ли басня? Оправдались ли наши предположения?

У каждого ученика на столе текст.

КАРТОЧКА

Муравей и голубка 

Важно

Муравей спустился к ручью: захотел напиться. Волна захлестнула его и чуть не потопила. Голубка несла ветку; она увидела – муравей тонет, и бросила ему ветку в ручей. Муравей сел на ветку и спасся. Потом охотник расставил сеть на голубку и хотел захлопнуть. Муравей подполз к охотнику и укусил его за ногу; охотник охнул и уронил сеть. Голубка вспорхнула и улетела.

Перечитывание басни учащимися.

-Как же автор относится к муравью?

Давайте прочитаем выразительно первое предложение.

-Объясните, почему муравей спустился к ручью?

Прочитаем выразительно второе предложение.

-Подумайте, чувствуется ли отношение автора к муравью?

-Автор сочувствует муравью.

-Прочитайте выразительно это предложение, покажите голосом, что вы переживаете за муравья.

-Прочитайте третье и четвёртое предложение. — Чьи чувства нужно передать при чтении третьего предложения?

-Передайте голосом беспокойство голубки. Символом чего является голубка в басне? (добра)

А четвёртое предложение нужно читать с интонацией беспокойства? Так как же прочесть его?

Прочитайте шёпотом все четыре предложения. Подготовьтесь прочесть вслух выразительно, передавая авторское отношение.

-Читаем пятое предложение. Какое чувство вы испытываете?

-Как прочесть это предложение? Символом чего является охотник в басне? (зла)

-Читаем шестое предложение, оно длинное, поэтому прочтём первую его часть до точки с запятой. Какое чувство вы испытываете? Вам жалко охотника?

-Читаем вторую часть шестого предложения. Какое чувство вы испытываете?

-Читаем седьмое предложение. Какое чувство вы испытываете?

-Что хотел сказать автор в басне?

Выразительное чтение басни учащимися.

Работа в парах.

Составление плана басни.

Чему учит нас басня? (Басня учит нас быть добрыми, чуткими, внимательными, всегда приходить на помощь попавшему в беду)

Мы с вами уже знаем, что такое пословица. Что это меткое изречение, которое хранится народной памяти.

На доске записаны пословицы.

Делай другим добро — будешь сам без беды.

Как аукнется, так и откликнется.

Подумайте, походят ли они к басне?

-Какое настроение у вас к концу урока, понравилось ли вам работать? Что вам особенно понравилось? (Ответы детей.) — Какими вы были читателями? — Что нового узнали? -С каким жанром литературы познакомились?

— Кто доволен сегодня своей работой?

– А как бы вы ОЦЕНИЛИ свою работу? Почему?

Молодцы, ребята! Вы активно работали, старались читать правильно целым словом, давали полные ответы, по-настоящему были внимательными и думающими читателями. Желаю вам успеха!

Создание текста (сочинения по следам прочитанного) на свободную тему по желанию

Познавательные:

исследование, поиск и отбор необходимой информации.

Регулятивные:

формулировать тему урока, принимать и сохранять учебную цель и задачу.

Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу получен­ного задания.

Регулятивные:

умение слушать в соответствии с целевой установкой.

Личностные:осознание алгоритма своего действия; перевод внешней речи на внутренний план.

построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений.

Коммуникативные: умение договариваться, уважать в общении и сотрудничестве партнёра и самого себя.

Личностные:

умение выражать свои чувства, мысли,

проявлять эмоциональную реакцию на текст.

Познавательные: умение

извлекатьинформацию из текста.

Регулятивные:

учитьсявысказывать своё предположение

Коммуникативные: определение способов взаимодействия, оценка действий других, умение полно и точно выражать свои мысли

Личностные:

нравственно-этическое оценивание содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающих нравственный выбор.

Личностные:

рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Источник: https://kopilkaurokov.ru/nachalniyeKlassi/uroki/konspiekt-uroka-litieraturnogho-chtieniia-1-klass-umk-pierspiektiva-tiema-obkhodit-sia-dobrom-so-vsiakim

Урок литературного чтения (обучение грамоте) 1 класс. Тема: «Умеет ли разговаривать природа?» Тип урока: комбинированный

Урок литературного чтения (обучение грамоте) 1 класс

Учебник 1 класс. «Азбука» Ф.Климановой, С.Г.Макеевой М.:«Просвещение», 2011,. Литературное чтение. Учебник для общеобразовательных учреждений в 2 частях авт. Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, Л.А. Виноградская. Российская академия наук, Российская академия образования, изд-во «Просвещение».–М.: Просвещение, 2011. (УМК «Перспектива»).

Тема: «Умеет ли разговаривать природа?»

Тип урока: комбинированный.

Цели:

  • Познакомить с приёмами олицетворения на примере произведений детских писателей о природе;
  • Развивать читательские умения, навыки работы с текстом, орфографическую зоркость;
  • Прививать чувство прекрасного, эстетический вкус, любовь к природе и бережного отношения к ней.

Формируемые УУД:

Личностные: развитие познавательных интересов, формирование этических и эстетических чувств (при помощи слов создается красота природы, она живая – требует бережного отношения).

Регулятивные: освоение навыков литературного чтения, осознание качества и уровня усвоения, формирование умения контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные: осуществление поиска необходимой информации; совершенствование умения строить речевое высказывание в устной форме, развитие навыков выразительного чтения (чтение по ролям).

Коммуникативные: развитие навыков сотрудничества: слушать собеседника, вести диалог; использовать в общении формулы речевого этикета; умение общаться, находить выход из спорных ситуаций, если таковы возникнут; работать в парах.

Межпредметные связи: окружающий мир, математика, музыка.

Оборудование:
• мультимедийный проектор; • интерактивная доска;

• компьютер.

Ход урока.

Организационный момент.

Прозвенел звонок,

Начинается урок!

Сядьте все за парты дружно, Будем думать, рассуждать

И читать не позабудем, Чтоб общительнее стать.

Актуализация знаний.

— Ребята, а скажите мне, пожалуйста:

— Сколько букв в нашем алфавите? (Ответы детей.)

— Сколько гласных? (Ответы детей.)

— Сколько согласных? (Ответы детей.)

— Назовите буквы всегда твердые. (Ответы детей.)

— Назовите буквы всегда мягкие. (Ответы детей.)

— Назовите буквы, которые не обозначают звука. (Ответы детей.)

— Назовите парные по глухости-звонкости звуки. (Ответы детей.)

— Молодцы!

Мотивационно — целевой этап.

— Сейчас я прочитаю вам стихотворение, а вы закройте глазки и послушайте. (Звучит музыка А. Моцарта)

Природа говорит с тобой. Опушка леса. Ясный день, Лучи играют по росе, Сосна отбрасывая тень, Волной стелиться по траве. А если взглянешь на просвет, Через сплетения ветвей, Увидишь в мареве рассвет, Предвестник ярких светлых дней. Прислушайся к тиши лесной, И ты услышишь много песен, Природа говорит с тобой,

Она поёт, как мир чудесен.

— Что вы представили? (Ответы детей.)

— А что услышали? (Ответы детей.)

— Хорошо!

— А посмотрите на слайд. Это картина замечательного нашего художника и земляка Ивана Ивановича Шишкина. Называется она «Опушка леса». (Слайд 2)

— А что такое опушка леса? (Ответы детей.)

— Вы догадались, о чём мы будем говорить, и читать на уроке? (Ответы детей.)

— Правильно, о природе. А что такое природа? (Ответы детей.)

— Сейчас давайте поиграем. Я буду называть слова, а вы хлопнете в ладоши один раз, если это слово относится к природе. Приготовились!

Горы, картина,

Роща, шалаш,

Речка, палатка,

Шашлык, лаваш.

(Лаваш – пресный хлеб, в виде лепешки, пришедший к нам из Кавказа).

— Молодцы!

— Теперь отгадайте загадки:

По морю идет, идет, А до берега дойдет –

Тут и пропадет. (Волна)(Слайд 3-4)

Не шмель, Не пчела,

А жалит. (Крапива)(Слайд 5-6)

Кто зимой холодной,
Ходит злой, голодный? (Волк) (Слайд 7-8)

Читайте также:  Классный час 4 класс. обучение общению

На берёзе 6 больших шишек и 3 маленьких.

Сколько всего шишек? (Ни одной)(Слайд 9-10)

Кто всю ночь по крыше бьёт, да постукивает? И бормочет и поёт, убаюкивает? Его просят, его ждут,

А как придёт, прятаться идут. (Дождь)(Слайд 11-12)

Кудри в речку отпустила,  И о чём – то загрустила.  А о чём она грустит,

 Никому не говорит. (Ива)(Слайд 13-14)

Пять царств, в которых организмов много,
Мы называем матушкой — … (природой) (Слайд 15-16)

— Молодцы!

— А как вы думаете, чему мы должны научиться сегодня на уроке?

(Понимать, любить, беречь)

— Молодцы!

Работа по теме урока.

— Откроем учебники на стр. 84. Прочитайте название темы. («Умеет ли разговаривать природа?») (Слайд 17).

— Как бы вы ответили на поставленный вопрос? (Ответы детей.)

— Послушайте стихотворение «Разговор Старой ивы с Дождём». Это стихотворение написала детский поэт и прозаик Ирина Петровна Токмакова. (Слайд 18). Она родилась 3 октября 1929 года, ей 86 лет, живет в Москве. Следим за мной пальчиком.

Как поэтессе удалось «оживить» иву и дождик? (Ответы детей.)

— А посмотрите на картинки, как художник изобразил иву и дождик? (Ответы детей.)

— Сейчас давайте послушаем, как звучит дождь. (Звучит «шум дождя».) Прочитаем это стихотворение. Найдите в тексте слово, в начале, которого стоит гласная. Правильно! «Елью». Каждый в паре составьте схему слова «Ель». Проверяем! Кто считает, что он справился, покажите зеленый кружок. Кто не справился – красный.

Молодцы!

Физкультминутка под музыку «маленьких утят».

Продолжение работы по теме урока.

— Ребята, а как вы думаете, о чём поют птицы? (Ответы детей.)

— Давайте послушаем, о чём поют воробушки. (Звучит «чириканье воробьев»). А теперь прочитаем стихотворение на стр.85 «О чём поют воробушки». Это стихотворение написал русский поэт Валентин Дмитриевич Берестов. (Слайд 18). Следим за мной пальчиком.

— Как вы считаете, воробушки поют весело или грустно? (Ответы детей.)

— Почему радуются воробушки? (Ответы детей.)

— Как нужно читать слова их песенки? (Ответы детей.)

— Давайте, сначала первое предложение прочитают мальчики, а девочки прочитают за «воробушек».

— Молодцы! Мальчики оцените, как прочитали девочки. Покажите зеленый кружок, если девочки прочитали хорошо. Если вы считаете, что они не справились, покажите красный кружок.

Теперь поменяемся ролями.

— Молодцы! Найдите в тексте слово, в котором больше букв, чем звуков. Правильно? «День». Составьте каждый в паре звуковую схему со словом «День». Проверяем! Кто считает, что он справился, покажите зеленый кружок. Кто не справился – красный.

— Хорошо! Молодцы!

— Как вы знаете, не все птички зимой улетают на юг, а как мы можем помочь воробьям? (Ответы детей.)

— Ребята, скажите, а как вы помогали птицам? (Ответы детей.) Молодцы!

— Посмотрите на доску. Это пословицы.

— Без труда — не вынешь рыбку из пруда.

— Кто лес любит, тот его не губит.

— Хочешь дружбы – будь другом.

— Выберите пословицу к нашей теме. (Кто лес любит, тот его не губит.)

— Правильно! Молодцы!

— А как вы её понимаете? (Ответы детей.)

Рефлексивно – оценочный этап.

— Как вы считаете, как каждый работал на уроке. Оцените свою работу. Зелёный кружок – я все понял, я был активен, желтый – я не все понял, поэтому был недостаточно активным и красный кружок – я не понял, мне нужна помощь учителя.

— Скажите, кто вам больше всего понравился на уроке, кто лучше всех прочитал?

Подведение итога урока.

— Ребята, а как вы думаете, человек, который слышит, о чём поют птицы, шумят деревья, что говорят дождь и ветер, обидеть природу? (Нет.)

Вам понятны речи
Ручейка и речки?

Вам понятно до конца,

Что сказали деревца?

Нет, не затрещали –

Что-то закричали.

Нет, не заскрипели –

Что-то захрипели.

Это, вероятно,

Было непонятно,

Тот, кто их ломал,

тот не понимал.

— Какой вывод вы сделали для себя? (Нужно понимать природу, любить её, беречь) (Слайд 19)

-Спасибо всем! Урок закончен. (Слайд 20)

Презентация к уроку
PPT / 4.55 Мб
Музыка А.Моцарта
MP3 / 7.74 Мб
Шум дождя
MP3 / 12.24 Мб
Чириканье воробьев
MP3 / 845.5 Кб
Физкульминутка
MP3 / 2.41 Мб

Источник: https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/urok_literaturnogo_chteniya_obuchenie_gramote_1_klass_224135.html

конспект урока литературного чтения УМК «Перспектива» для 1 класса «Умеет ли природа говорить?»

Схема конспекта урока

Дата: 13.02.2012

Студент: Крюкова Екатерина Сергеевна

Учитель-методист базы практики: Лябчук Наталья Николаевна

Класс: 1 «Г»

Программа: «Перспектива»

Предмет: Литературное чтение

Тема урока: Умеет ли природа говорить?

УУД, формируемые на данном уроке

1)Личностные:адекватная мотивация учебной деятельности,

2)Регулятивные: освоение обучающимся организации своей учебной деятельности

3) Коммуникативные: умение отвечать на вопросы, ознакомление с алгоритмом (работы в паре)

4)Познавательные: осмысление обучающимися методов чтения, отработка навыков чтения.

Оборудование: таблица, портрет И.П. Токмаковой, грамоты, медаль активного участника, разноцветные кружочки(баллы)

Формы работы: коллективно, в группе, в паре

Этапы урока Содержание этапа (заполняется педагогом)
1 Организационный момент, включающий: (3’)Цель для учащихся: подготовится к продуктивной работе на уроке.Цель для педагога: способствовать созданию условий для эффективной работы на урокеЗадачи: -создать положительный эмоциональный настрой; -вызвать интерес к предстоящей учебной деятельностиМетоды организации работы учащихся на начальном этапе урока:-методы организации познавательной деятельности:-фронтальные;-репродуктивные;-объяснительно-иллюстративные;-методы стимулирования и мотивации Здравствуйте ребята, я студентка Волгоградского социально-педагогического колледжа. Зовут меня Алина Михайловна, и сегодня урок литературного чтения буду проводить я.Ребята, у нас проблема, давайте попробуем её решить? Скажите-ка ребята, а умеет ли природа говорить?? Кто может ответить на этот вопрос?Сегодня вашу работу будет оценивать жюри, это…За каждые правильные ответы вы будете получать баллы, выглядят они вот так (показываю разноцветные кружочки)А после каждого конкурса будут подсчитываться результаты и записываться в таблицу.Предлагаю вам, поделиться на 3 команды (команды делятся по рядам, на доске записываются таблица с результатами конкурса)
2 ФНЗ (25’)Цель для учащихся: подготовится к продуктивной работе на уроке.Цель для педагога: побудить учащихся к активности при изучении нового материала (задачи на разностное сравнение)Задачи: -организовать работу и учить умению взаимодействовать в паре; -выявить и своевременно исправить затруднения в работе по алгоритму;Формы и методы изложения нового учебного материала: -словесный(объяснение); -наглядный;Критерии определения уровня внимания и интереса учащихся к излагаемому педагогом учебному материалу: -своевременно и правильное выполнение этапов работы; -эмоциональный настрой детей;Методы мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся в ходе освоения нового учебного материала: -одобрение, похвала; -создание ситуации успеха.

Источник: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/nachalnaja-shkola/chtenie/93495-konspekt-uroka-literaturnogo-chtenija-umk-per.html

Урок по литературному чтению в 1 классе. УМК «Перспектива» «В сказке солнышко горит, справедливость в ней царит!»

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Касторенская средняя общеобразовательная  школа №1»

Касторенского района Курской области

Литературное чтение

1 класс 

УМК «Перспектива» (Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, Л. А. Виноградская)

Тема: «В сказке солнышко горит, справедливость в ней царит!»

Подготовила

Мордасова Светлана Вячеславовна,

учитель начальных классов

Тип урока: урок — исследование.

Учебная задача: учить различать народные и авторские сказки; продолжать формировать понятия об отличительных особенностях народной сказки. 

Планируемые результаты урока:

— предметные: будет различать народные сказки и авторские; будет давать характеристику героям русской народной и авторской  сказок; обращать внимание на речь персонажей, осмысливать их поступки; будет выразительно читать диалоги в сказке: передавать настроение персонажей, их характер. 

метапредметные:

  • регулятивные: принимает и удерживает цель урока; сознательно осуществляет коррекцию и оценку своей деятельности;
  • познавательные: учится владеть навыками смыслового чтения; сравнивает, анализирует, делает выводы;
  •   коммуникативные: учится слушать учителя, одноклассников и вступать в диалог, формировать собственное мнение и позицию, участвовать в коллективном обсуждении, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество с одноклассниками и учителем.

— личностные: чувствует красоту художественного слова.

Оборудование: презентация к уроку, выставка книг «Сказка о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина, «Конёк — Горбунок» П. Ершова, Сказки Л. Пантелеева, минусовка русской народной песни «Во поле берёза стояла», картинки с изображением солнышка, шапочка петушка.

Ход урока

1. Мотивация к учебной деятельности.

(На доске тема урока, эпиграф к уроку — пословица «В сказке солнышко горит, справедливость в ней царит!»)

На фоне тихой музыки (СЛАЙД 1) учитель читает стихотворение Ф. Кривина «О чем-то скрипит половица».

О чем-то скрипит половица,

И спице опять не спится,

Присев на кровати, подушки

Уже навострили ушки…

И сразу меняются лица,

Меняются звуки и краски…

Тихонько скрипит половица,

По комнате ходят сказки…

— Внимательно посмотрите на доску и прочитайте, что написано.

— Как вы можете объяснить смысл пословицы?

— Предположите, над чем мы будем работать на уроке? (Над сказками)

          2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии.

       2.1 Анализ русской народной сказки «Лиса, заяц и петух».

— Какую сказку вы читали дома? («Лиса, заяц и петух»)

— Назовите персонажей сказки?

— Кто из персонажей вынесен в название сказки? Почему?

— Кто автор сказки? (народ)

— Определите жанр сказки (русская народная сказка, сказка о животных)

—  Какое событие стоит в центре сказки?

— Как каждый из персонажей вел себя?

— Что нужно было сделать, чтобы восстановить справедливость?

— Кто вызвался помогать Зайчику в беде?

— Что общего в поведении собак и медведя?

— Почему? Ведь эти животные сильные, большие?

       2.2 Работа в группах.

Ребята, кто желает поработать в группах? Разделитесь по желанию на  3 группы. Вспомните правила работы в группе (СЛАЙД).

Задание:                                        

 — На карточках подчеркните те качества характера, которые подходят к указанному герою. Обоснуйте, почему вы выбрали эти качества.

Лиса                                                                                                                          Хитрый

Смелый

Добрый

Отзывчивый

Злой

Заяц                                                                                                                                                         Храбрый

Трудолюбивый

Находчивый

Трусливый

Совет

          Петух                                                                                                                                               Ленивый

Уверенный  в своих силах

(Устно побеседовать с учащимися о выполненном задании. Сверка с эталоном (Слайд 2)).

Вывод

Под сказочными героями подразумеваются люди, их характер. Не все можно сделать силой, иногда нужна смекалка, находчивость, настойчивость, терпение и даже хитрость. Здесь кроется мудрость народная.

— А сейчас я приглашаю всех в театр посмотреть заключительную часть сказки.

          2.3 Чтение сказки по ролям

— Почему Петуху удалось выгнать Лису из домика?

— Как можно голосом передать эти качества Петушка? Какие слова Петушка вам кажутся наиболее красивыми, выразительными? (на плечи, посечи). Они передают колорит русского слова. Как будем читать его песенку? (1-2 человека читают с места)

Читайте также:  Прощание с начальной школой. сценарий торжественного мероприятия

Вывод

Петушок встает на защиту справедливости, его желание — во что бы то ни стало восстановить справедливость, помочь. Коса выступает как орудие справедливости.

-А как в это время ведёт себя Лиса? Как мы передадим эти качества Лисы голосом? (чтение слов Лисы 1-2 чел.)

-Кто желает прочитать по ролям сцену победы добра над злом? Мне нужно 3 человека: автор, Петух, Лиса. Не забывайте правильно интонировать.

2.4  Работа над отличительными особенностями сказки.

— Итак, назовите отличительные особенности сказки о животных. (Учитель выводит их на экран (Слайд 3))      

— Животные разговаривают, наделены человеческими качествами.

     — Троекратный повтор.

               — Добро побеждает зло.

               — Сказка даёт поучительный урок.

               — Автор – народ.

3. Физкультминутка со сменой положения тела.

— А какой клич, призыв к борьбе повторял Петушок? (Ку-ка-ре-ку!)

— Кто хочет провести физкультминутку, опираясь на слова Петушка?

Ку-ка-реку!
Несу косу на плечи,
Хочу лису посечи,

Поди, лиса, вон.

(Ребёнок перед классом показывает импровизированные движения под музыку к словам главного героя сказки 2 раза.)

4. Выявление места и причины затруднения.

— Ребята, а всегда ли автором сказок выступает народ? (Мнения учащихся. Можно заранее организовать выставку авторских сказок – А.С. Пушкин и др.)

— Итак, мнения разделились, одни утверждают, что сказки — это народный жанр, другие, что существуют ещё и авторские сказки.

— А есть ли между ними отличия, и какие есть сходства? Можем ли мы сейчас ответить на этот вопрос?  (Мнения учащихся)

— Попробуем разобраться в этом.

5. Построение проекта и выхода из затруднения.

 — Какую цель мы поставим перед собой на уроке? (Научиться различать народные сказки и авторские.)

— Что нам нужно сделать, чтобы достичь поставленной цели? На что мы обратим внимание при чтении новой сказки? (На отличительные особенности авторской сказки от народной) (Слайд 4 Цели урока)

6. Реализация построенного проекта. Знакомство детей с авторской сказкой «Две лягушки».

(Слайд 5 — Леонид Пантелеев)

   6.1 Знакомство с творчеством Л. Пантелеева.

Псевдоним- Алексей Иванович Еремеев

Л. Пантелеев (1908 по 1987 гг.)

 – Сегодня мы с вами познакомимся с творчеством замечательного детского писателя — Леонида Пантелеева. Настоящее имя писателя Алексей Еремеев, а печатался он под выдуманными именем и фамилией, псевдонимом – Леонид Пантелеев. Это привычное явление в литературе.  С самого раннего детства Алёша Еремеев очень любил читать.

Читал много, запоем. Мать Алёши, Александра Васильевна, выписывала детский журнал «Золотое детство», который он с братом и сестрой с удовольствием читали. Потихоньку мальчик пристрастился и ко взрослой литературе. У него много рассказов для детей. Их можно взять в нашей библиотеке.

Леонид Пантелеев писал и для детей, и для взрослых. 

— Давайте поближе познакомимся с его творчеством, сказкой «Две лягушки».

   6.2  Чтение сказки учителем.

— Пока я буду читать, вы подумайте:

 — Какая лягушка вам больше понравилась и почему?

7. Первичное закрепление во внешней речи.

— Какая лягушка вам больше понравилась и почему?

-С какой лягушки вы хотели бы взять пример?

— К какому литературному жанру относится это произведение? Ответ обоснуйте. (Авторская сказка о животных).

7. 1 Словарная работа.

— В тексте  нам встретились новые и малоупотребляемые слова. (На доске)

— Прочитайте и объясните смысл этих слов.

КАНАВА (неглубокая и неширокая траншея)

ПОГРЕБ  (кладовая ниже уровня земли, для хранения овощей и продуктов)

БА-РАХ-ТАТЬ-СЯ

БАРАХТАТЬСЯ (делать беспорядочные движения, находясь в жидкости)

БУЛ- ТЫ-ХАТЬ-СЯ

БУЛТЫХАТЬСЯ (плескаться)

ЗА-ХЛЕБ-НУТЬ-СЯ

ЗАХЛЕБНУТЬСЯ (задохнуться или поперхнуться от попадания в дыхательное горло жидкости)

  7.2 Повторное чтение сказки по цепочке. Работа по содержанию.

— Еще раз прочитаем сказку, чтобы лучше понять ее содержание, смысл и достичь поставленной цели. Вспомните, какую цель мы ставили в начале урока?

— Где жили две лягушки-подружки?  (Они жили в одной канаве.)

— Что случилось однажды с лягушками?  

— Как они оказались в горшке со сметаной?

— Что сделала первая лягушка, лентяйка? (Она немножко поплавала, побултыхалась и захлебнулась.)

— Как повела себя вторая лягушка? (Она была очень настойчивая, все время работала лапками и взбила сметану в масло.)

— Какой урок приготовила нам эта сказка?

— Похоже ли поведение лягушек на поведение людей?

8. Физкультминутка — для глаз (СЛАЙД 6)

Давайте снимем напряжение с глаз. Следуйте ими за движениями указки. Закройте глаза руками, поморгайте, продолжим работу на уроке.

9. Включение в систему знаний и повторение. Работа в парах.

Сейчас мы с вами будем работать парами, словно исследователи. На карточках выберите из позиций  русских народных сказок те, которые подходят и для авторской сказки Л. Пантелеева «Две лягушки».

-Давайте посмотрим,  что же вы открыли для себя? (Проверка работы в группах. Позиции выводятся на экран, отличие в позиции автор)

-Итак, по какому пункту авторская сказка отличается от русской народной? Чем они схожи?

— Вернемся к теме нашего урока.

— Согласны ли вы, что справедливость царит в сказке? (да) Докажите.

— И еще очень важное слово солнышко. Оно символизирует добро, тепло, свет.

В сказках люди не просто мечтали о победе добра, а учили быть твердыми в жизненных испытаниях, советовали не мириться со злом. Сказки давали урок (поучение). «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок» 

-У каждого из вас на столе лежит солнышко. Напишите на нём, чему нас учит авторская сказка «Две лягушки»? (1-2 чел. Спросить)

10. Рефлексия.

— Вернёмся к СЛАЙДУ № 4, достигли ли мы поставленной цели? Докажите.

— Кому было легко выполнять предложенные задания? Почему?

— Кто нуждался в помощи учителя, одноклассников? Почему?

11. Д/З

— Кто желает, дома может изобразить эпизод понравившейся сказки в тетради по литературному чтению

Источник: http://swetlanam.ucoz.net/load/1_klass/urok_po_literaturnomu_chteniju_v_1_klasse_umk_perspektiva_v_skazke_solnyshko_gorit_spravedlivost_v_nej_carit/2-1-0-2

«Книги — мои друзья» урок литературного чтения УМК «Перспектива» 1 класс Чекалкина Наталья Ивановна учитель начальных классов МБОУ «Средняя общеобразовательная. — презентация

1 «Книги — мои друзья» урок литературного чтения УМК «Перспектива» 1 класс Чекалкина Наталья Ивановна учитель начальных классов МБОУ «Средняя общеобразовательная школа 117» г. Снежинск

2 «Азбука хороших слов» аккуратный аппетитный ароматный ангельский авторитетный активный

3 ? Однажды Таня и Ваня возвращались из школы домой. Вдруг подул ветер, налетели тучи, засверкали молнии, началась гроза. Ветер подхватил портфели ребят и унёс в неизвестную сторону. Дети расстроились. Что же делать? Как выучить уроки? Ребята обратились за помощью к своим друзьям. Но и у друзей случилась та же беда. Решили пойти в библиотеку, но и там не оказалось ни одной книги. Что же произошло? Это злой волшебник НЕЧИТАЙ решил уничтожить все книги на свете. Этому волшебнику очень не нравилось, что люди так много знают. Он считал, что виноваты в этом книги. Как вы думаете, ребята, прав ли волшебник? Нужны ли нам книги?

Обратите внимание

4 Радоваться от общения с хорошей книгой Стараться понять смысл произведения Задуматься над тем, что хотел сказать автор

5 Книги – мои друзья книга читатель писатель обложка автор каталог Сказки Рассказы о детях Рассказы о животных Стихи о природе Какие книги ты любишь читать?

6 Самуил Яковлевич Маршак «Новому читателю»

7 Кому писатель посвящает свою песню? кто научился читать Какая хорошая весть его радует? новый читатель является к нам

8 Почему радует? читатель сам каждую строчку может прочесть С чем сравнивается букварь? Почему? с ярким фонарем

9 Научимся читать правильно! посылаю на-пе-ча-тал от-да — ю буд-то на-у-чил-ся при-нес яв-ля-ет-ся тьма хо-ро-ша-я вол-шеб-ный про-честь

10 Конкурс юных читателей

11 автор, У книги есть который ее создал. Но нужен еще один важный человек–, который откроет книгу и постарается понять, что хотел рассказать. Читая, мы ведем разговор с писателем и героями его произведений. читатель писатель

12 Объясните смысл таких его слов: «Читая книгу, мы ведем разговор с писателем и героями его произведений». Согласны ли вы с названием темы «Книги -мои друзья»? Можете ли вы так сказать о себе?

13 Оцени свою работу на уроке «Я полностью справился с заданием самостоятельно» «Я справился с заданием хорошо, но мне помогали» «Я не справился с заданием, так как бы мне хотелось. Мне надо еще поучиться и потренироваться…»

Важно

14 Интернет ресурсы Портрет С. Я. Маршака marshak.org/components/com_datsogallery/sub_wm.php?src=/var/www/paint/data/www/s- marshak.org/components/com_datsogallery/img_pictures/med_marshak.jpg Рисунок буквы А Книги Маршака jpg jpg jpg Учебник литературное чтение

15

Источник: http://www.myshared.ru/slide/1235241/

Как хорошо уметь читать урок литературного чтения УМК «Перспектива» 1 класс — презентация, доклад, проект

Слайд 1
Описание слайда:

Чекалкина Наталья Ивановна учитель начальных классов МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №117» г. СнежинскСлайд 2
Описание слайда:

«Азбука хороших слов»Слайд 3
Описание слайда:

Кто говорит молча?Слайд 4
Описание слайда:

Сочини загадку Хоть не шляпа, а с Не цветок, а с с нами языком.Слайд 5
Описание слайда:

Без головы она Без головы она Без ног она Ты чаще с ней, Станешь вчетвероСлайд 6
Описание слайда:

Вот начало. Где конец? Сама молчит, С книгой поведешься – Золото добывают из земли, У Земли спутник – Луна,Слайд 7
Описание слайда:

Константин УшинскийСлайд 8
Описание слайда:

Возникновение письменностиСлайд 9
Описание слайда:

«Знаете ли вы?» Для узелкового письма требовалась толстая веревка и тоненькие разноцветные шнурки разной длины. Тот, кто хотел выразить свою мысль, должен был обозначить ее шнурком и привязать его в определенном месте веревки. Белый цвет получившегося узла обозначал мир, желтый — золото, зеленый — хлеб и др.Слайд 10
Описание слайда:

Рисуночное письмоСлайд 11
Описание слайда:

ИероглифыСлайд 12
Описание слайда:

Творческая работа
«Я люблю читать книги»Слайд 13
Описание слайда:

Культура чтения, культура обращения с книгой Береги свои учебники. Не загибай страницы. Не вырывай страницы. Не рисуй в книге. Надень на учебник чистую обложку. Бери книгу только чистыми руками.Слайд 14
Описание слайда:

Как хорошо уметь читать!Слайд 15
Описание слайда:

Оцени свою работуСлайд 16
Описание слайда:

Интернет ресурсы Азбука буква Б http://www.dkataev.ru/pictures3/alphabet-02.jpg Портрет К.Ушинского http://ruskline.ru/images/2005/2088.jpg Книги К.Ушинского http://www.neyglamp.ru/product_images/original/2223.jpg http://www.blagovm.ru/zhurnal_zdravnica/img18/tradicii2.jpg http://internetua.com/upload/tinymce/images/AlX09102011/3-popup-low.jpg.jpg http://img2.labirint.ru/books/125024/big.jpg Возникновение письменности http://900igr.net/datai/informatika/Informatsionnye-resursy-obschestva/0004-003-Prokhodili-veka-ljudi-sovershenstvovali-peredachu-informatsii-pojavilos.jpg http://900igr.net/datai/informatika/Informatsionnye-resursy-obschestva/0004-002-Prokhodili-veka-ljudi-sovershenstvovali-peredachu-informatsii-pojavilos.jpg http://ib1.keep4u.ru/b/2009/04/15/f8/f8afcfb4ad27e2f61ad002783fb0237d.jpg http://www.xrest.ru/images/collection/00797/126/preview.jpg http://www.101.ru/vardata/modules/phorum/images/120647068/36351/orig.gif

Слайд 17
Описание слайда:

Спасибо за урок!

Источник: https://myslide.ru/presentation/kak-horosho-umety-chitaty-urok-literaturnogo-chteniya-umk-perspektiva-1-klass

Ссылка на основную публикацию