Конспект занятия по экологии в подготовительной группе. растительный мир

Конспект НОД по экологическому воспитанию в подготовительной группе на тему: «Юные спасатели»

ГБОУ СОШ п. г. т. Осинки

 муниципальный район Безенчукский

структурное подразделение д/с «Светлячок»

КОНСПЕКТ

НОД по экологическому воспитанию

в подготовительной группе

на тему: «Юные спасатели»

Конспект подготовила — Воронина Оксана Викторовна –

воспитатель I квалификационной категории

Пояснительная записка

«Мир, окружающий ребёнка – это, прежде всего мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума» (В. Сухомлинский.)

План-конспект имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. С началом третьего тысячелетия экологические проблемы, возникшие ранее, не только не исчезли, а продолжают углубляться. В ХХI веке их решение приобретает характер фактора выживания человечества.

Так как проблемы экологии в последние годы выдвигаются на первый план, то необходимо углублять знания детей в этой области. Приобщение детей к экологической культуре необходимо начинать с детства, так как в этом возрасте легче всего приобщить детей к природе, научить любить и охранять природу.

Дети учатся наблюдать за изменениями, происходящими в природе и делать выводы. В процессе наблюдений они обогащают свой запас знаний новыми знаниями о природных явлениях. Это воспитывает у ребят любознательность, бережное отношение к природе, желание знать больше.

Обратите внимание

При изучении темы конспекта у детей развивается мышление (образное и конкретное); зрительная и слуховая память; речь, внимание, восприятие.

Возраст детей6-7 лет.

Ожидаемый результат взаимодействия с детьми.

  1.      Дети должны знать и соблюдать элементарные правила поведения в природе (способы безопасного взаимодействия с растениями и животными).
  2.      Проявлять интерес, уважительное отношение к природным явлениям и объектам.
  1. Помогать друг другу, бережно, доброжелательно относиться к природе, проявлять творчество.

ТЕМА: «Юные спасатели».

ЦЕЛЬ.

Формировать представление у детей о неразрывной связи человека с природой (человек и природа — единое целое).

ЗАДАЧИ.

Познавательное развитие – способствовать укреплению знаний детей о лесе и его обитателях; развивать умение самостоятельно устанавливать взаимосвязи в экосистемах; закрепить знания детей о правилах поведения в природе, воспитывать бережное и ответственное отношение к природе, ко всему живому.

Речевое развитие – развивать речь, творческую, познавательную активность, устойчивость внимания, наглядно-действенное мышление.

Методы и приёмы.

  •         Методы наглядного обучения– компьютернаяпрезентация слайдов «Пожар в лесу», использование картинок с изображением деревьев, растений, животных, птиц, насекомых и т. д.
  •         Словесныйбеседа, обсуждение, отгадки на загадки, художественное слово.
  •         Игровойигра «Вызовем пожарников», игровое задание «Лабиринт», дидактическая игра «Если бы я был волшебником», игра «Можно-нельзя».

Оборудование.

Игрушечная белка, мобильный телефон, ноутбук, карта-лабиринт, картинки с изображением жителей леса (животные, деревья, растения, насекомые, птицы и т. д.), мелодия песни «Милый лес», деревянные макеты деревьев, выставка детских рисунков.

Предварительная работа.

Беседа на темы: «Лес и здоровье», «Дары леса»; рассматривание иллюстраций с изображением леса и альбома «Звери леса»; заучивание пословиц о лесе; отгадывание загадок о лесных зверях; рисование на лесную тематику.

ХОД НОД.

Приветствие гостей в зале.

I. Оргмомент.

Мы речь сегодня поведём о том,

                                                Что вся земля наш общий дом.

     Наш добрый дом, просторный дом –

  Мы все с рожденья в нём живём.

— Много на нашей Земле разных чудес: и высокие горы, и глубокие реки, и ледяные моря, и жаркие пустыни. Но, пожалуй, самое большое чудо – это лес.

— И сегодня из леса к нам пришла гостья – белочка — умелочка. Но она очень грустная. Послушайте историю, которую рассказало мне это милое животное.

— В лесу под зелёною сосной

                                             Вырос домик расписной,

                                             И жила в нём белочка,

                                             Белочка – умелочка.

                                             Хорошо она жила:

                                             Чай с орехами пила,

                                             Вечером на лесенке

                                             Распевала песенки,

                                             Но вдруг произошёл пожар в лесу…

II. Просмотр презентации «Пожар в лесу».

Во время просмотра педагог читает стихотворение:

 Огонь траву с цветами вместе выжег,

Кусты спалил, в зелёный лес вошёл.

   Он, как испуганная стая белок рыжих,

                                             Метался со ствола на ствол.

                                             И лес гудел от огненной метели,

                                             С морозным треском падали стволы.

                                             И, как снежинки, искры с них летели

                                             Над серыми сугробами золы.

— Ребята, что же нам делать, ведь в лесу пожар?

— Правильно, нужно позвонить в пожарную часть. Какой номер мы должны набрать? (01).

— Что надо сказать по телефону? (Назвать своё имя и фамилию, адрес, рассказать, что случилось).

III. Игра «Вызовем пожарников».

(Импровизация звонка в пожарную часть. Звонит ребёнок).

— Ну вот, пожарники уже в пути и я надеюсь, что они спасут лес!

— Ребята, как вы думаете, какими должны быть пожарники? (Смелыми, выносливыми, бесстрашными, должны заниматься спортом, учиться, знать много приёмов по спасению людей).

— Да, пожарники должны быть именно такими. Но ещё они должны хорошо ориентироваться на местности. Сейчас мы с вами будем тренироваться.

— Представьте, что вы пожарники и вам нужно найти путь к «белочкиному» лесу, проложить маршрут на  машине. А для этого важно знать, какой бывает лес.

— Отгадайте загадки:

1. Любит подберёзовик

    Лес какой? (Берёзовый)

2. Любит подосиновик

    Лес какой? (Осиновый)

3. Сосны вышли на бугор

    Лес такой – сосновый (Бор)

4. Ели словно на подбор,

    С красной шапкой мухомор

    Спрятался бездельник

    В вечнозелёный (Ельник)

5. Дуб налево, дуб направо,

    Это что у нас? (Дубрава)

Ребята, а ещё какой бывает лес? (смешанный).

— Какие деревья растут в смешанном лесу? (Лиственные и хвойные).

IV. Игра «Лабиринт».

— А теперь путь к «белочкиному» лесу покажет… ( на большой карте путь показывает один ребёнок, остальные дети наблюдают и контролируют).

— Молодцы! С заданием справились!

Игровой момент – звонок из пожарной части (воспитатель разговаривает по телефону).

— Я хочу сообщить вам радостную весть – «белочкин» лес спасён! Теперь и мы можем отправиться в лес и отнести белочку в дом.

Физкультминутка «Здравствуй лес!»

Педагог с детьми оставляют белочку в лесу, а сами возвращаются в детский сад.

— Я очень рада, что пожарники спасли «белочкин» лес, но одна поляна сгорела.

Посмотрите, как она выглядит (показ фотосдайда «Лес после пожара»).

— Как вы думаете, от чего мог произойти пожар? (От того, что разожгли костёр и не потушили, от молнии).

— Почему после пожара лес умирает?

Дети выстраивают цепочку: погибли растения – негде жить и нечем питаться животным, птицам, насекомым. Повреждённые деревья заселяются вредными насекомыми и дереворазрушающими грибами, погибшие растения не выделяют кислород, воздух становится неживым – это вредит здоровью людей.

— Для рождения нового леса нужно очень много времени. Давайте представим, что мы превратились в волшебников и каждый из вас должен подарить лесу подарок.

V. Дидактическая игра «Если бы я был волшебником». (Дети по очереди дарят лесу подарки, объясняя их значение).

  1.      Лес, я дарю тебе солнышко, пусть оно ярко светит и согревает тебя.
  2.      Лес, я дарю тебе дождик, пусть он напоит всех твоих жителей.
  3.      Лес, я дарю тебе траву, чтобы смогли вернуться насекомые и животные.
  4.      Лес, я дарю тебе деревья, чтобы вернулись птицы.
  5.      Лес, я дарю тебе цветы, пусть они тебя украшают.
  6.      Лес, я дарю тебе зверей, ведь ты для них – дом.
  7.      Лес, я дарю тебе птиц, чтобы они радовали тебя своим пением.
  8.      Лес, я дарю тебе насекомых, чтобы они украсили тебя своим ярким нарядом.
  9.      Лес, я дарю тебе ягоды, ведь ими питаются птицы.
  10.    Лес, я дарю тебе грибы, ведь ими питаются животные.

— Ребята, мы совершили чудо, и сгоревший лес на нашей картине стал живым и цветущим. Сегодня мы спасли лес на рисунке, но мы обязаны делать это и в жизни.

Чтобы в лесу не случилось никаких бед, что нужно соблюдать? (Правила поведения в природе).

VI. Игра «Можно-нельзя.» (Дети отвечают хором).

  •         Ломать ветки деревьев и кустарников — нельзя.
  •         Сажать больше деревьев – можно.
  •         Ходить и топтать на лугах цветы – нельзя.
  •         Ходить только по тропинкам – можно.
  •         Рвать большие букеты цветов – нельзя.
  •         Любоваться ими – можно.
  •         Оставлять мусор в лесу – нельзя.
  •         Собирать мусор в яму и закапывать его – можно.
  •         Разжигать костры в лесу – нельзя.
  •         Беречь лес от пожара – можно.
  •         В лесу шуметь – нельзя.
  •         Разорять птичьи гнёзда, муравейники и норы зверей – нельзя.
  •         Быть другом животных – можно.

— Молодцы! Хорошо знаете правила поведения в природе.

— Ребята, сегодня вы были настоящими спасателями. Так давайте будем беречь зелёный лес, птиц, животных, насекомых, цветы, реки. Ведь все они живут на нашей прекрасной Земле. А Земля – наш мир, наш общий дом. Человек должен быть добрым!

Читайте также:  Концерт к 8 марта в начальной школе

Исполняется песня «Милый лес» (слова – Л. Чадовой, музыка – Н. Лукониной).

Список литературы.

1. Молодова Л. П. Игровые экологические занятия с детьми – Мн.: «Асар» –1996.

2. Горькова Л. Г., Обухова Л. А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию. Издательство  ВАКО –2008.

3. Смирнова Л. Н. Логопедия в детском саду – Издательство «Мозаика –  синтез» – 2002.

4.  Алябьева Е. А. Итоговые дни по лексическим темам.Планирование и конспекты. – Издательство «Сфера» – 2008.

5. Николаева С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников М.:Издательство: Просвещение – 2006.

6. Лапшина Г. А. Фольклорно-экологические занятия с детьми старшего дошкольного возраста – Издательство «Учитель» – 2006

Источник: https://blog.dohcolonoc.ru/entry/zanyatiya/konspekt-nod-po-ekologicheskomu-vospitaniyu-v-podgotovitelnoj-gruppe-na-temu-yunye-spasateli.html

Конспект занятия в подготовительной группе «Путешествие в мир растений»

Международные и Всероссийские конкурсы

Всероссийский конкурс педагогического мастерства «Методическая копилка педагога детского сада»

Растения – благодатный объект для познания, для развития наблюдательности, мышления ребенка.
Он видит множество растений в любое время года, может их потрогать, понюхать, ощутить на вкус и т.д.

И это многообразие растений предстает перед ним не в статичном, а постоянно изменяющемся виде.
Данное занятие учит ценить и беречь красоту природы, стремиться вызвать у детей чувство благодарности, дает знания о деревьях и лекарственных растениях.

Тема: Путешествие в мир растений

Программное содержание:

  • прививать детям культуру поведения  в лесу, учить бережно относиться ко всему, что там растет и живет. Напомнить детям о разнообразных дарах, которые дает лес человеку;
  • закреплять знания детей о деревьях, лекарственных растениях;
  • учить ценить и беречь красоту природы, используя художественное слово;
  • стремиться вызвать у детей чувство благодарности за то, что мир прекрасен.

Предшествующая работа: Рассматривание иллюстраций, чтение книг, знакомство с «зеленой аптекой», рассматривание растений, гербария, экскурсия в лес, парк, водоем.

Ход занятия

Воспитатель:  Жил-был Художник. Это был необыкновенный художник. Он мог разглядеть чудо в обыденности. Чудеса окружают нас повсюду: на улице, в лесу, у моря. И Художник отправился в необыкновенное путешествие – в мир растений. Это сказочный мир доброго царя Берендея. Присмотритесь и прислушайтесь, и попадете в лес. (Звучи мелодия).

Лес полон загадок и таинств. Что бы понять, как живет лес, почему все происходит так, а не иначе. Нужно хорошо знать растительный мир.

В лесу растут деревья. Я могу рассказать, откуда произошло слово «дерево». «Драть», «дерево», «здоровый» — это слова-родственники. Вас удивляет это? Эти слова связаны друг с другом древнейшим словом «деру».

Это слово было в древнегреческом, славянском языках и везде оно означало «лес», «дерево», «дуб», «смола» или «сила», «мощь», «выносливость».

Важно

Может быть, наш далекий предок, расчищая место для пашни, перенес значение этого слова на выкарчевываемые деревья.

Ну а «здоровый» просто-напросто означает «крепкий, как деревяшка». Вот, оказывается, как много интересного в простом слове «дерево». А какие бывают деревья? Давайте загадаем друг другу загадки.

(Дети загадывают и отгадывают загадки).

Стоит в белой одежке, свесив сережки. (Береза)

В белом сарафанеВстала на полянеЛетели синицы,

Сели на косицы. (Береза)

Воспитатель: Береза – единственное в мире дерево с белой корой. Вот оно, чудо первое! Да и название свое дерево получило по цвету коры.

У древних славян слово «Бер», означало «светлый», «ясный», «блестящий», «белый». От слова «Бер» получились слова «берза», «береза».

В коре березы есть особое вещество, которое окрашивает кору в белый цвет, ствол всегда прохладен, он отражает лучи солнца. Ученые назвали его бетулином (по-латыни «береза» — «бетула»).

Из березы делают мебель, лыжи, деготь. Из настоев почек – лекарство от простуды, натирания суставов. Получают березовый сок.

(Дети читают стихи про березу).

Воспитатель: Какие еще загадки есть про деревья?

Богатырского сложеньяОн раскидист и высок.Желуди на нем растут.Как его зовут?

                             (Дуб)

Это дерево дождя и ветра вовсе не боится.Кто сказал, что дереву страшно, простудиться?Могучий, крепкий богатырь с желудями.

                                                                         (Дуб)

Воспитатель: Древние славяне называли дуб величайшим чудом, красавцем, могучим, сильным «перуновым деревом» в честь бога грома и молнии. Самый главный был бог Перун.

Древесину дубов используют при строительстве судов и вагонов, делают дома. Из коры делают лекарства, чтобы закрепить кишечник, вылечить больной живот.

(Дети читают стихи).

Следующая загадка

Ее всегда в лесу найдешь -Пойдем гулять и встретим:Стоит колючая как еж,Зимою в платье летнем.

                                        (Ель).

Зимой и летом одним цветом.
                                        (Ель).

Воспитатель: Ель вечнозеленое растение, с ним связываются вечная жизнь и здоровье. Из ели делают бумагу, искусственный шелк, музыкальные инструменты и строят дома из дерева и делают лекарства.

Совет

Стройная и прекрасная, на ней ягода красная
                                                                     (рябина)

Весной зеленела,Летом загорала,Осенью наделаКрасные кораллы

                              (рябина)

Воспитатель: В ягодах рябины — уйму витаминов (для людей, птиц и животных). 

Правильно, вы отгадали все загадки.

Где растут эти деревья? (В лесу).

А что еще можно встретить в лесу? (Ответы детей).

Правильно, настоящий лес – это деревья, травы, грибы, цветы, животные и птицы, а так же лекарственные растения. Какие лекарственные растения вы знаете? (Ответы детей).

Мать и мачеха.

Откуда у нас такое название? (из сказок)

Жила-была она семья счастливо, покуда не заболела мама, а потом и умерла. Отец женился на другой женщине. И сразу в доме затихли песни и радостные игры ребятишек. Стали люди замечать, что жизнь в семье будто замерла. Мачеха говорит тепло, а холодом веет, проведет рукой по волосам – словно репьев насажает.

Как пригрело солнышко, младшая дочка от тоски стала на косогор к речке бегать, слезы выплакивать.

Как-то раз подняла голову, а у ног цветочек желтенький расцвел. В тот день навсегда исчезла мачеха, след простыл. А цветочек каждую весну появляется.

Посмотрит, хорошо ли детям, и снова пропадает. На его месте летом листья вырастают, сверху холодные, а снизу теплые, мягкие.

Листья собирают в середине лета (июле), сушат в тени – лекарственное средство, без черешков.

Это растение, мать и мачеха, лечит кашель, сердце, насморк, заживляет раны.

А весной ранний мед самих цветков сладкий, самый целебный выручает всех пчел, шмелей после долгой зимы.

Одуванчик получил такое название за то, что его семена умеют летать: одуванчик, ветродуйка, пустодуйка.

Обратите внимание

Богатырскую силу принял  одуванчик от человека. Когда-то давно в разоренной врагами земле случайно уцелел крестьянский мальчик. В пыли и грязи из живого нашел он только изломанный цветок одуванчика. Поправил он ему шляпку, и тот ожил. Поляна вскоре покрылась ковром желтых цветов.

Сошлись люди сюда из других мест и изгнали врага. С тех самых пор самая могучая из полевых трав – одуванчик – платит человеку за силу свою.

Одуванчик съедобен: из молодых листьев делают салат, из корней кофе, из цветков варенье, мед. Делают лекарство от зубной боли, от глазных болезней, от бессонницы. Соком выводят веснушки. Корни заготавливают ранней весной или поздней осенью, промывают, просушивают, досушивают в печке.

Отвар корней лечит больных желтухой.

(Стихи про одуванчик).

Полынь горькая

Бытует такая история о двух пастухах – соперниках.

Жили они в одной местности. От зари до зари пасли они своих коров. Вот однажды один пастух приметил, что у другого пастуха все коровы сытые, гладкие, а его коровы еле ноги таскают. Почему так? И увидел, что пастух держит стадо на полынном лугу, в то время полынь не была горькой. Но такая зависть проснулась у неудачника-пастуха, что в миг на поляне трава прогоркла навсегда и стала горькой.

Полынь – лекарственное растение.

Если путник уставший привяжет к ноге полынь, снимет усталость.

Цветки и листья, прибавив к еде, полезны желудку, изгоняют из человека яд и желчь.

На Руси соком полыни лечили раны и ушибы. Хозяйка, которая будет солить огурцы или капусту, должна пропарить бочку отваром полыни.

Полынь боятся насекомые, моль, блохи, клещи.

Полынь ядовита, обращаться с ней надо осторожно.

Собирают верхушки стебля и нижние листья травы во время цветения. Сушат и применяют только цветы и листья.

Черемуха

Жили когда-то на земле красавицы. Все люди любовались ею. Солнце кудри золотило, ветер ласкал. И желала она оставаться вечно молодой и неотразимой. Бог ее услышал и превратил чаровницу в дерево черемухи.

Каждую весну обряжается черемуха в белоснежный подвенечный убор, как невеста. От ее красоты звучат в душе весенние нотки, и кружиться голова от приятного запаха.

Важно

Черемухи становиться меньше , так как ее обламывают охапками и выбрасывают целыми букетами. Ее надо беречь.

Не желательно  держать в комнате черемуховые ветки с цветами. Они вызывают головную боль, и можно задохнуться. Черемуха ядовита, с ней надо быть очень осторожным.

Из свежих цветков можно делать примочки для глаз. Плоды черемухи как чай можно кушать или пить, когда болит живот. Отвар коры от всяких насекомых: мух, вшей. (стихи детей).

Шиповник

В своих лепестках накапливается масло, это масло заживляет раны. Лепестки поворачиваются в течении дня за солнцем, куда солнце – туда цветок.

Есть в народе поверье о том, как мать поставила на ноги своего дитя будущего богатыря Илью Муромца, отпаивала его настоями из ягод шиповника.

Читайте также:  Конспект занятия на тему «насекомые» в подготовительной группе

В ягодах много витаминов. Цветет шиповник с мая до июля, плоды созревают в августе – сентябре, но на ветвях держатся до зимы. Плоды собирают, сушат на воздухе, затем в печах или в сушилках. Отвар шиповника помогает при ожогах, обморожениях, при усталости придают силу организму, укрепляют кости. Из плодов делают варенье, сок, желе. Из шиповника получают масло.

Лекарственные растения используют с древнейших времен. Жители Древней Руси широко использовали травы для лечения различных болезней. Лечением занимались ведуны и знахари. Ученые монахи так же собирали лекарственные растения и лечили им больных.

Позже в городах начали открывать особые «зеленые лавки», в которых продавали травы и приготовленные из них лекарства. Что бы найти лекарственные растения нужно многому учиться, много знать.

Растениями лечатся не только люди, но и животные.

Совет

В лесу обитают различные звери и птицы, растут разнообразные растения, но постепенно они исчезают. Лес надо беречь и охранять: не ломать деревья, не разводить костер, не пугать его обитателей. Если все это выполнять, тогда лес не скупясь, одарит людей.

Лес – щедрый друг человека. Что бы узнать лесные тайны, увидеть лесных птиц и зверей, нужно уметь беречь тишину, научиться бесшумно ходить по лесу. И вот в такой тишине Художник взял кисть и нарисовал деревья и кусты, траву, грибы, птиц и насекомых. Потом нарисовал лесных зверей.

Вот теперь это настоящий лес, он будет жить. А людям дан наказ: «Не истреби, не сорви, не затопчи, не испорти», «Сбереги, дай вырасти – и ты станешь богаче не только цветами и лесами, но и душой».

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.

Источник: https://www.o-detstve.ru/users/89400/articles/165670-konspekt-zanyatiya-v-podgotovitelnoj-gruppe-puteshestvie-v-mir-rastenij.html

Конспект итогового занятия по экологии в подготовительной к школе группе, тема занятия «В гостях у Феи Экологии»

Конспект итогового занятия по экологии в подготовительной к школе группе, тема занятия «В гостях у Феи Экологии».Автор: Михайлова Любовь Федоровна, воспитатель МБДОУ №1 «Золотая рыбка», г. Апатиты Мурманской области.

Цель занятия:

Формировать представления детей о климатических условиях Крайнего Севера и Тундры, его животном и растительном мире.

Задачи:

1.Дать детям элементарные представления об особенностях географического положения Крайнего Севера.2.Закрепить представление о приспособлении растений и животных к условиям северного климата.3.Уточнить с детьми названия животных севера, знания их внешних признаков, их строение.4.Систематизировать экологические знания и представления о родной природе.5.Расширять словарный запас детей: айсберг, северное сияние, полярная ночь, тундра. 1.Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.2.Развивать у детей любознательность, стремление изучать природу Земли, живых обитателей.3.Формировать у детей навыки исследовательской деятельности.4.Развивать у детей элементы экологического сознания: «Мы нужны друг другу на Земле».5.Развивать умение детей формулировать вопросы и ответы в рамках определенного познавательного материала. 1.Воспитывать бережное отношение ко всему живому, любовь к суровому северному краю.2.Воспитывать доброжелательное отношение к ответам товарищей.

Предварительная работа:

1.Беседа с детьми о Севере и его обитателях.2.Свободное общение: «Почему животные севера не могут жить в жарких странах?».3.Рассматривание иллюстраций, картин с изображением природы, животных севера и тундры.4.Чтение художественной литературы: Г. Снегирев «След оленя»; Н. Сладков «Белая земля» ( из книги «Разноцветная земля»); В. Есаулов «Арктическое чудо».5.Дидактические игры: «Кто где живет?», «Четвертый лишний», «Отгадай животное».6.Подготовить демонстрационный материал.7.Продуктивная деятельность:Лепка: «Животные севера»; рисование: «Растения тундры», «Кто живет на полюсе?».

Приоритетные образовательные области:

«Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы».

Интеграция образовательных областей:

«Физическая культура», «Социализация», «Музыка», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Чтение художественной литературы».

Виды деятельности:

1.Игровая (сюрпризный момент);2.Коммуникативная;3.Двигательная;4.Наглядная;5.Познавательно — исследовательская;6.Музыкально – художественная;7.Продуктивная

Оборудование:

  • Раздаточный материал:лист бумаги в клетку на каждого ребенка; простые карандаши.
  • Демонстрационный материал: глобус; проигрыватель; аудиозапись звуков ветра и метели; фонограмма песен «Широка страна моя родная», «Где–то на белом свете»; письмо и посылка с цветиком–семицветиком; картинки с изображением малыша–эскимоса, айсберга, белого медведя, моржа, тюленя, северного оленя; трехлитровая банка с водой, лед; макет животных севера; макет тундры (установлен чум, олень, житель тундры в национальном костюме); картинка–помощница «Северное сияние»; картинки растений тундры.

Место проведения: групповое помещение.

Ход ООД:

Дети заходят в группу под фонограмму песни «Широка страна моя родная». Присаживаются полукругом.

Воспитатель:

Здравствуйте, мои друзья! Наша с вами Земля – прекрасная планета, полная чудес и загадок. Землю населяют множество существ: люди, животные, растения, грибы, микроорганизмы.

Все мы живем бок о бок в одном общем доме, связаны друг с другом прочными, хотя порой и невидимыми нитями. Поймав зверька, сломав веточку, сорвав цветок, человек может, сам того не желая, нанести природе вред, оборвать нить, связывающую живые существа на Земле.

Жизнь можно обнаружить в любом, самом суровом, глухом уголке Земли! Послушайте стихотворение «Жизнь на Земле».

Ребенок:

Жизнь на Земле – это разве не чудо?Бабочка, птица, пчела на цветке,Жизнь на Земле вы найдете повсюду –В самом далеком, глухом уголке!Жизнь на Земле – это разве не чудо!Рыбы, полярные совы, моржи…Жизнь на Земле вы найдете повсюду,Даже в арктической белой глуши!(Раздается стук в дверь. Приносят посылку. Воспитатель открывает посылку, достает письмо и цветик–семицветик)

Воспитатель:

Смотрите, ребята, нам пришло письмо. «Здравствуйте, дорогие ребята! Меня зовут фея Экология. Я по земле хожу да за порядком слежу. Изучаю, что происходит с разными живыми существами, учу других людей, как нужно спасать природу. Только мне трудно одной – стара уж стала.

Смотрю – то гнездо разорено, то цветы помяты, то ягодные кустики вырваны с корнем, дерево срублено, кора повреждена. Вот и решила я подыскать помощников – пошла по земле в поисках удачи. Узнала про ваш детский сад «Золотая рыбка». Знаю, что в этом саду живут добрые и заботливые дети.

Очень хочу поближе познакомиться с вами и предложить вам стать моими помощниками – юными экологами: помогать животным и растениям. Но для этого нужно много знать и уметь. Я приглашаю вашу группу к себе в гости в увлекательное путешествие по природным зонам нашей страны.

Обратите внимание

Для этого я шлю вам цветик- семицветик, лепестки которого обозначают цвета природных зон. Не забывайте, что цветок волшебный, исполняет все желания. Мы живем на огромной планете! Поэтому порядок на ней будет только тогда, когда все взрослые и дети как настоящие хозяева будут постоянно его поддерживать.Берегите планету! Другой такой на свете нету.

В обиду ее никому не давайте.Берегите птиц, насекомых, зверей!От этого станете только добрей!До свидания. Я буду ждать вашего возвращения. Фея Экология.
Воспитатель:Вы готовы стать помощниками феи Экологии?

Дети:

Да.

Воспитатель:

Тогда вперед! Вот вам первое испытание. Фея Экология прислала цветик – семицветик, лепестки которого обозначают цвета природных зон, назовите их.

Дети:

Зеленый цвет – это лесная зона, равнины.Желтый цвет – степи.Оранжевый цвет – пустыни.Фиолетовый цвет – тундра.Белый цвет – Крайний Север и Арктика.Коричневый цвет – горы.

Воспитатель:

Молодцы! Я вам предлагаю отправиться в путешествие. А куда – вы определите сами, если внимательно меня послушаете.Это суровый, холодный край – царство трескучих морозов, глубокого снега и толстого льда.

Дети:

Это Север.

Воспитатель:

Из каких двух природных зон складывается Север нашей страны? (Ответы детей: Арктики и тундры ).

Воспитатель:

Давайте найдем на глобусе Северный полюс. (Дети выполняют задание).

Воспитатель:

Пространство вокруг него окрашено в белый цвет. Почему?

Дети:

Это снега и льды Арктики.

Воспитатель:

Нашей экспедиции предстоит сегодня выяснить: 1.Какие животные населяют арктическую пустыню?2.Какие растения встречаются в этой зоне?А еще, вдруг посчастливится увидеть чудо дивное, когда небо окрашивается всеми цветами радуги. Что это может быть?

Дети:

Северное сияние.

Воспитатель:

Отрываем лепесток, говорим: «Ты лети, лепесток…» (Под аудиозапись звуков ветра и метели дети кружатся).(Открыв глаза, дети и воспитатель начинают «трястись» от холода.)

Воспитатель:

Важно

Если быстро не одеться, то можно замерзнуть. Одевайтесь потеплее, помогайте друг другу.

Игра «Одеваемся»(Играет музыка, а дети имитируют движения одевания). Воспитатель выставляет картину с изображением малыша – эскимоса.

Воспитатель:

У жителей Севера одежда особая. Как она называется?

Дети:

Местная одежда называется малица.

Ребенок:

Шапка к шубе пришивается, рукавички к рукавам.Это северная малица. Очень просто называется,Очень быстро одевается – через голову: раз – два.

Воспитатель:

Теперь мороз нам не страшен, можно и оглядеться. Ребята, вы уже знаете, что русская Арктика – это острова Северного Ледовитого океана, каменистая поверхность которых покрыта снегом, крупными глыбами льда. Посмотрите на картину (показывает). Кто знает, что это такое?

Дети:

Это айсберг.

Воспитатель:

Это плавающие гигантские ледяные горы. Давайте все вместе, хором повторим слово «айсберг». (Дети выполняют).

Большая часть айсбергов прячется под водой, над поверхностью выступает лишь небольшая ледяная гора. Сейчас мы с вами проведем опыт.

Опыт:В банку с водой помещают большой кусок льда.

Воспитатель:

Утонул он?

Дети:

Нет.

Воспитатель:

Почему?

Дети:

Лед легче воды.

Воспитатель:

Этим айсберги очень опасны для кораблей, так как нижней части айсберга не видно, а она намного больше видимой части.В лучах солнца айсберги переливаются разными цветами, как огромные кристаллы: они становятся то зелеными, то голубыми, то кажутся алыми.

Ребята, а теперь давайте поиграем в веселую игру «Кто живет на Севере». Сейчас я буду называть разных животных, а вы выбирайте только тех, кто живет в Арктике и тундре. Если живут – хлопайте в ладоши, если нет – не хлопайте.

Игра: «Кто живет на Севере»

Белка, лисица, жираф, бегемот,Заяц, олень, крокодил, носорог,Волки, верблюды, моржи и тюлени,Полярные совы, песцы, белые медведи.

Воспитатель:

Молодцы! Кого, ребята, можно назвать хозяином бескрайних снежных пустынь? (Ответы детей).

Воспитатель:

Совет

Правильно, белого полярного медведя.(На мольберт выставляются картинки белого медведя, тюленя, моржа).

Как он выглядит?

Дети:

Это огромный зверь, самый крупный хищник на нашей планете. У него огромные лапы, крупная голова, черный нос и небольшие, но очень внимательные, умные глаза. У полярного медведя великолепный мех.

Ему не страшны даже самые лютые морозы. Белые медведи – настоящие чистюли! После того как они полакомились свежей рыбкой или тюленьим мясом, моются в воде или тщательно очищают снегом остатки пищи со своей шерсти.

Читайте также:  Праздник окончания 3 класса. сценарий

Воспитатель:

Как вы думаете, почему эти полярные жители должны содержать свой мех в идеальной чистоте? (Ответы детей). Правильно! Грязный мех заметен на белом снегу и может помешать медведям охотиться. Ой, что – то я замерзла. Давайте потанцуем. (Звучит фонограмма песни «Где-то на белом свете», дети танцуют под музыку).

Воспитатель:

А теперь, ребята, отгадайте загадку.

Загадка: «Этот зверь – пловец прекрасный, вместо лап у зверя ласты,

В море плавает весь день, угадайте, кто?…(Тюлень).

Воспитатель:

Почему тюленей относят к ластоногим животным?

Дети:

Так называют животных, у которых вместо ног — передние и задние ласты. Они помогают этим морским зверям хорошо плавать и ловко нырять. Тюлени – чуткие животные. У них прекрасный слух и отличное зрение.

Их главный враг – громадные белые медведи. Тюлени знают, что белый медведь – хороший охотник, он может очень долго сидеть возле ледяной лунки и ждать, когда морской зверь высунет в лунку голову.

Воспитатель:

Правильно, молодцы! (Выставляет макет животных Арктики).

У кого еще из животных есть ласты? (Ответы детей).

Вспомните, как называются люди, которые зимой купаются в ледяном проруби? (Ответы детей). Верно! Моржи! Как вы думаете, почему?

Дети:

Потому что они закаленные и, как настоящие моржи, не боятся холодов.

Воспитатель:

Зачем моржам клыки?

Дети:

Во-первых, клыками они выкапывают пищу. Во-вторых, клыки помогают моржам защищаться от врагов. В-третьих, морж цепляется ими за льдину, вылезая на поверхность.

Воспитатель:

Ребята, если мы с вами будем двигаться на юг, то попадем в тундру.

Представьте себе, что мы идем по глубокому снегу, скользим по ледяной горке, попали в пургу.(Дети имитируют движения).

Пришло время и отдохнуть. (Воспитатель приглашает детей сесть на коврик и выставляет макет тундры).

Воспитатель:

Как вы думаете, а каких животных мы можем встретить в тундре?

Дети:

Северного оленя, полярную сову, песца, лемминга.

Воспитатель:

Как выглядят олень? (Выставляет картину северного оленя).

Дети:

Могучий, ветвистые рога, густая шерсть, недлинные ноги с широкими копытами.

Воспитатель:

Давайте поиграем в игру «Оленьи упряжки»

Игра: «Оленьи упряжки»

Один из играющих изображает запряженного оленя, другой –каюра. По сигналу упряжки бегут друг за другом, преодолевая препятствия. Доехав до стойбища ( до противоположной стороны), каюры отпускают своих оленей погулять. По сигналу «Олени далеко, ловите своих оленей!» каждый игрок-каюр ловит свою пару.

Воспитатель:

Обратите внимание

Молодцы! Весело поиграли.Ребята, если есть олени, значит должна быть растительность. Что же растет в тундре?

Дети:

Мох, лишайник, карликовая береза.

Воспитатель:

Правильно! В тундре как и везде тоже бывает лето, но какое оно? (Ответы детей). Но за короткое лето успевают поспеть ягоды. Какие, назовите их? Дети:

Клюква, морошка, брусника, голубика.

Воспитатель:

Назовите лишнее в ряду слово-растение, которое не встречается в тундре: голубика, клюква, банан, брусника;

Карликовая береза, клен, карликовая ива. (Ответы детей).

Как вы думаете, почему березки в тундре совсем другие-маленькие и тоненькие, словно тростинки? А нашу березу сравнивают с девицей-красавицей. Она высокая и стройная.

Дети:

Потому что здесь им не хватает питательных веществ, тепла и света.

Воспитатель:

Чем занимаются люди в тундре?

Дети:

Разводят оленей, охотятся, ловя рыбу, женщины шьют одежду.

Воспитатель:

Ребята, давайте сделаем подарок оленеводам.Садитесь за столы на свои места. Возьмите лист бумаги, поставьте карандаш на точку. Внимательно слушайте и выполняйте задание.

Графический диктант:

3кл. вправо, 4-вниз, 6-вправо, 2-вниз, 1-вправо, 5-вниз, 1-влево, 4-вверх, 1-влево, 4-вниз, 1-влево,4-вверх, 3-влево, 4-вниз, 1-влево, 4-вверх, 1-влево, 4-вниз, 1-влево, 4-вверх, 1-влево, 3-вверх, 1-вправо, 2-вверх. 1-влево, 2-вверх.

Воспитатель:

Какое изображение у вас получилось?

Дети:

Олени.

Воспитатель:

Молодцы! Вы справились с заданием. Я думаю, оленеводы будут рады нашей помощи. А нам пора возвращаться в свой детский сад. Как хорошо, что у нас есть цветик-семицветик. Отрываем лепесток, говорим слова: «Ты лети, лепесток…» (Звучит аудиозапись ветра, дети кружатся).

Воспитатель:Вот мы и в своем детском саду.

Раздается стук в дверь. Входит фея Экологии ( Воспитатель в костюме феи).

Фея Экологии:

Здравствуйте, ребята! Я рада вашему возвращению и очень вами довольна. Я наблюдала за вами и могу с гордостью считать вас своими помощниками. Расскажите мне, что вам больше всего запомнилось в вашем путешествии? Каких животных Крайнего Севера вы увидели? Чему вы удивились? Где бы вы еще хотели побывать? (Ответы детей).

Мне пора возвращаться, но я хочу вам дать задание. В свободный отрезок времени зарисуйте свои впечатления от путешествия и пришлите мне. Я очень буду рада вашим рисункам.

Дети:

Важно

Фея Экология, большое Вам спасибо за путешествие! Мы дарим Вам на память картинку-помощницу «Северное сияние». Чтобы всем, кто попадет в Северную страну, освещало путь СЕВЕРНОЕ СИЯНИЕ! До свидания, мы будем ждать новой встречи с вами.

Источник: http://lit.na5bal.ru/biolog/18518/index.html

Конспект занятия по экологическому воспитанию в подготовительной группе

         Данное занятие по экологическому воспитанию лучше всего проводить в начале весны. Я проводила его в марте. Это занятие очень насыщено, но за счёт умелой организации детей (дети не сидят на месте, а перемещаются по зонам) они не устают. Я использовала его как открытое занятие.

Тема:Посадка бархатцев

Задачи: Обобщать знания детей об условиях роста и развития растений. Расширять знания о бархатцах.

Расширять словарь детей и развивать связную речь, продолжать учить детей отвечать на вопросы полными предложениями. Развивать умение сравнивать, закреплять умения по уходу за растениями. Продолжать воспитывать у детей стремление заботиться о растениях. Воспитывать трудолюбие и опрятность.

Материалы и оборудование, необходимые для занятия: фартук для каждого ребёнка, семена бархатцев, лейка с водой, горшочки с землёй, палочки, клеёнка, открытки с изображением цветов, иллюстрации с изображением труда людей в саду, разноцветный колпачок, лоскуток бархата, маркерная доска, маркеры для маркерных досок.

Предварительная работа: наблюдения на прогулке, рассматривание иллюстраций с изображением труда людей в саду, проведение беседы, рассматривание открыток с изображением цветов, проведение подвижной игры «Садовник и цветы».

Словарная работа: растение, цветок, бархатцы, другие названия цветов, стебель, корни, листья, цветовод, садовод, посеять, семена.

Организация детей:в водной части и при объяснении дети стоят вокруг стола воспитателя; в основной части дети стоят у своих столов, на которых находится оборудование.

Ход занятия:

I часть.

Воспитатель: — Ребята, кто из вас мне скажет, какое сейчас время года? (весна).

 — А какой сейчас весенний месяц? (март).

 — А какие весенние месяца вы ещё знаете? (апрель и май).

         Воспитатель достаёт цветной колпачок и показывает его детям:

 — Это весёлый колпачок, передавайте его друг другу по кругу, и у кого он останется в руках, тот назовёт один признак весны, что происходит весной (дети играют в игру «Признаки весны»).

         Воспитатель: — Весна – это время, когда все растения оживают и начинают расти, а люди начинают заботиться о своём саде и огороде. А как же они это делают? (если дети затрудняются ответить, им предлагаются иллюстрации с изображением труда людей в саду).

         — какая сейчас весна? (ранняя).

         А можно сейчас сажать растения на улице? (нет). А почему? (потому что земля холодная и зёрнышки там замёрзнут).

         — А что же делают люди, чтобы побыстрее получить плоды? (выращивают рассаду).

         — Отгадайте загадку:

Дышит, растёт,

А ходить не может

                                        (растение).

         — Кто из вас мне назовёт, рассаду каких растений выращивают люди? (помидор, перец, огурец, тыква и т.д.) – можно предложить картинки с изображением овощей.

         — Как вы думаете, а цветы можно высаживать рассадой? (да).

         — На нашем участке есть большая клумба, а что нужно сделать, чтобы на ней рано расцвели цветы и чтобы на нашем участке было красиво? (Вырастить рассаду цветов).

         — Так вот, сегодня мы с вами будем сеять семена, чтобы вырастить рассаду, а когда станет тепло, и земля прогреется, мы высадим рассаду на клумбу и у нас будут цвести красивые цветы, которыми мы будем любоваться всё лето.

         — Но пока давайте с вами вспомним, из чего состоит растение? (Дети называю части растения, а воспитатель зарисовывает их на доске)

II часть.

Воспитатель: — Ребята, какие цветы вы знаете? (воспитатель показывает открытки с цветами, а дети угадывают их названия)

Воспитатель: — Да, их существует великое множество. А мы сегодня с вами будем сеять семена бархатцев. Бархатцы – это родственники астры. Как вы думаете, почему их так назвали? (потому что лепестки мягкие, бархатистые, похожи на бархат. Воспитатель даёт детям потрогать лоскуток бархата).

 — Какого цвета бывают бархатцы? (оранжевого, жёлтого, красно-оранжевого, золотисто-оранжевого). 

 — А теперь, давайте рассмотрим семена бархатцев. На что они похожи? (на иголочки). Какого цвета семена бархатцев? (тёмного, чёрного).

 — И, наконец-то, давайте посеем семена, но сначала, напомните мне, что нужно растению, чтобы оно выросло? (свет, влага, тепло, почва). Правильно!

         — Посмотрите сначала, как буду сажать семечко я. Беру горшочек с землёй и палочку. Палочкой делаю мелкую луночку, а почему мелкую? (потому чтобы семечко быстрее проросло).

Совет

Затем беру лейку с водой, и наливаю немного воды в лунку. Это лучше делать до того, как вы посадите семечко, чтобы его не размыло. Теперь можно посадить семечко и закрыть его землёй.

Теперь вы тоже можете посадить ваши семечки.

         Дети самостоятельно сеют семена, воспитатель смотрит, чтобы все сажали правильно, оценивает, по мере необходимости делает замечания.

III часть.

         Воспитатель: — Давайте свои горшочки поставим на окно, к свету и приведём столы в порядок (дети ставят горшочки на окно, вытирают землю со стола, убирают клеёнку)

         Воспитатель: — Ребята, расскажите, что нового вы узнали на сегодняшнем занятии? (дети отвечают).

          — А вы знаете, как называют людей, которые занимаются выращиванием и разведением цветов? (цветоводы). Молодцы. Вы сегодня были хорошими цветоводами, надеюсь, у нас вырастут красивые цветы, и они будут украшать наш участок летом.

Источник: http://nashidetci.ru/konspekt-zanyatiya-po-ekologicheskomu-vospitaniyu-v-podgotovitelnoy-gruppe/

Ссылка на основную публикацию