Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе. свойства стекла

Конспект занятия по ознакомление с окружающим в средней группе «Ознакомление со свойствами стекла»

Цель: познакомить детей со свойствами стекла при помощи разнообразных приемов. Научить группировать предметы по материалу из которого они сделаны   (металл, резина, стекло, дерево, бумага, пластмасса). Воспитывать  наблюдательность, внимание.

Оборудование:  бумага, стекло обыкновенное, стекло увеличительное, маленькая игрушка.

Словарь:  звучащее, прозрачное, хрупкое, гладкое, холодное, цветное, лупа.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, нас с вами окружают  различные предметы. Все они служат человеку, делают его жизнь удобнее, красивее. Посмотрите, у меня на столе лежат различные предметы (книга, стакан, мяч, кубик, пластмассовая кегля, ключи). Скажите пожалуйста из чего же сделаны все эти предметы?

Дети: Из бумаги, дерева, резины, стекла, пластмассы, металла.

Воспитатель: ребятки, скажите, предмет из какого материала самый легкий? Давайте проведем с вами опыт: положим в воду кусочки дерева, стекла, пластмассы, металла).

Посмотрите, стекло и металл утонули,  значит они тяжелые, а пластмасса и дерево плавают.

А какой же предмет самый прочный? А почему? Бумага рвется, стекло можно разбить, дерево прочное его трудно сломать, резину можно порвать, металл – прочный, не зря из него делают замки, ключи, машины, самолеты и многое другое.

А сейчас послушайте загадку: «Звучащее, прозрачное, воды не боюсь, а ударь — разобьюсь» (стекло). Правильно, ребята – это стекло. Вот сегодня мы с вами  поговорим о стекле, о его свойствах, т. е. о том, какое оно.

Воспитатель: Опустим в стакан маленькую игрушку. Ребята, скажите, что я опустила в стакан?

— Правильно.

— Почему вы узнали, что там именно  коровка?

— Потому что стекло прозрачное.

Обратите внимание

А где еще используется прозрачность стекла? Что делают из стекла? Из него делают окна в домах, стекло в машине, очки, люстры, лампочки и  т. д.  Стекло бывает и цветное (зеленая бутылка, коричневый пузырек, синяя лампочка и различные цветные вазочки, посуда).

— А что произойдет если уронить предмет из стекла?

-Правильно, он разобьется, а почему он разобьется? Потому что стекло хрупкое.

-Потрогайте стекло, погладьте его. Какое оно на ощупь?

-Правильно. Гладкое, холодное, скользкое.

Мы с вами немножко устали, давайте отдохнем:

Физкультминутка « Ветер»

Ветер дует нам в лицо, Закачалось деревцо. Ветер тише, тише, тише.

Деревцо всё выше, выше. (Дети имитируют дуновение ветра, качая туловище то в одну, то в другую сторону. На слова «тише, тише» дети приседают, на «выше, выше» — выпрямляются.)

Воспитатель: Отдохнули?  Молодцы, садитесь на стульчики.

Воспитатель: Ребята, а у стекла есть и еще одно свойство – оно может издавать звук. (Ударяется по хрустальному стакану карандашом).

Стекло еще бывает  толстое и тонкое. Из тонкого стекла делают окна, лампочки. А из толстого, делают увеличительное стекло, лупу(показ лупы). Давайте мы с вами посмотрим через лупу на игрушку.

Воспитатель: Сейчас я буду загадывать вам загадки, а вы будете отгадывать. Послушайте внимательно.

1) Заболели ушки,
Прохудился носик.
Заболели глазки
Капаем из нее лекарство без опаски.
( Пипетка)
2) Вот стеклянный карандаш-
Он в беде помощник наш.
Определит без докторов,
Кто заболел, а кто здоров.  ( Градусник)
3) Бабушка Варвара
Всюду их искала
Не залезла чуть в трубу,
А они нашлись на лбу.   ( Очки)
4) Вот стеклянный пузырек,
А живет в нем – огонек
Днем он спит, а вечером проснется,
Ярким пламенем зажжется. ( Лампочка)
5) Стеклянный домик на окне,
С прозрачною водой.
С песком и камешком на дне
И с рыбкой золотой.   ( Аквариум)
6) У Золушки  с ножки
Свалилась случайно,
Была не простою она,
А хрустальной.   ( Туфелька)
7)  Гляди  в меня  
Хоть целый день,
Коль на себя
Смотреть не лень. ( Зеркало)

Воспитатель: А теперь давайте поиграем с вами в игру, которая  называется «Выбери предмет». На столе лежат предметы из дерева, металла, резины, пластмассы. Дети достают из мешочка материал, и определяют, что им нужно выбрать, т.е. предметы из дерева, стекла и т.д.

Воспитатель: Ребятки, о чем мы сегодня с вами говорили?

Ответы детей: О стекле.

Воспитатель: Стекло, оно какое?

Ответы детей: Прозрачное, светлое, цветное, гладкое, хрупкое, холодное, толстое, тонкое. Может петь, звучать и увеличивать предметы.

Воспитатель: Молодцы ребятки, на этом наше занятие подошло к концу, давайте с вами скажем нашим гостям спасибо, за то, что они пришли к нам на занятие.

Источник: https://lenaasha-ds6asha.educhel.ru/folders/post/334686

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе. свойства стекла — Педагог

Конспект занятия по окружающему миру в средней группе.

                                                                             Бокслер Е.А.

Тема: «В мире стекла»

    Цель: познакомить детей  со свойствами стекла ( прозрачное, цветное,

             прочное, хрупкое, гладкое)

     Материалы и оборудование:

         лампочка, подсвечник цветной, цветные камешки, кружка, тарелка,

       флакон из-под духов, вода, кружки и бумажные стаканы по количеству детей.

       Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Труд», «Безопасность».

      Виды детской деятельности: продуктивная, познавательно – исследовательская.

                                               Ход занятия

    В группе стоит стол, на столе находятся стеклянные  предметы накрытые простынью. Воспитатель вместе с детьми подходит к столу.

  — Ребята у меня на столе расположены множество предметов. Но прежде чем мы их с вами рассмотрим, отгадайте пожалуйста мои загадки.

   Отгадывание загадок.

      Очень хрупко и прозрачно

 В пользу людям предназначено. ( стекло)

На окошечках простое,

А в бутылочках цветное,

Не бежит, не льется,

А ударишь – разобьется. (стекло)

— Какие молодцы все загадки разгадали. Правильно. Мы сегодня с вами на занятии поговорим о стекле, которое всем хорошо известно. Но были времена когда человек не знал, что такое стекло.

-А вы знаете, что такое стекло?

— Ответы детей.

— Стекло – это природный материал или рукотворный?

— Ответы детей.

Никто в точности не знает  откуда произошло стекло. Но главные компоненты стекла это песок, содовая зола и известь, расплавленные вместе при высокой температуре.( объяснение воспитателя детям что такое известь, содовая зола,песок).

— Ребята скажите а как вы думаете кто же производит стекло?

— Ответы детей.

— Люди которые производят стекло называются стеклодуи.

 ( рассказ воспитателя детям о профессии «стеклодув»)

 Показ  и рассматривание фотографий.

                                        Физминутка

Девочки и мальчики: хлоп, хлоп, хлоп.

Прыгают как мячики: прыг — скок, прыг – скок.

Ножками топочут: топ, топ, топ.

Весело хохочут: ха – ха – ха.

Глазками моргают ( ритмично зажмуривают глаза).

После отдыхают ( приседают, руки свободны).

— А сейчас подойдите пожалуйста к столу, садить на стульчики, давайте рассмотрим эти предметы.

— Что вы видите на столе?

— Ответы детей.

—  Как вы думаете, из чего сделаны все эти предметы?

— Из стекла.

— Молодцы.

— а если эти предметы сделаны из стекла, значит они какие?

— Стеклянные.

— Умнички.

— А теперь возьмите в руки любой предмет и потрогайте его.

— Что вы можете сказать?

— Ответы детей. ( прозрачное, гладкое, холодное)

— Возьмите пожалуйста в руки карандаш и постучите по стеклу, что можно сказать?

— Ответы детей. ( звонкое, звенящее)

— Молодцы.

-Стекло бывает не только прозрачным. А каким еще?

— Ответы детей(цветным)

— Молодцы.

— Скажите пожалуйста, а какие предметы вы знаете из прозрачного и цветного стекла?

— Ответы детей.

— Молодцы.

— А как нам с вами убедиться в том, что стекло действительно прозрачное?

— Ответы детей.

— Давайте с вами возьмем по пять камешек и положим в кружку и посмотрим.

— Вам видно камешки или нет?

— Ответы детей.

— Значит мы с вами убедились в том, что стекло бывает прозрачное.

— А если мы с вами возьмем камешки и положим их в цветной подсвечник, мы увидим их?

— Ответы детей.(нет)

— Почему?

— Ответы детей.

— Молодцы.

— Ребята, посмотрите вокруг себя и скажите у нас в группе есть предметы из стекла?

— Да

— Назовите их.

— Ответы детей

— Молодцы

-Ребята, скажите как вы думаете, стекло по толщине одинаковое или нет?

— Ответы детей.

— Молодцы

— А как вы думаете, стекло водопроницаемо или нет?

— Ответы детей (нет)

— Молодцы

— А давайте с вами сравним стеклянные и бумажные стаканчики?

— Давайте.

Детям воспитатель предлагает сравнить два стакана стеклянный и бумажный. В два стакана наливается вода.

— Что вы видите, что происходит?

— Ответы детей.

— Почему стакан бумажный промок и вся вода вылилась?

— Ответы детей ( потому, сто стакан сделан из бумаги, он не прочный)

— Молодцы. Умнички.

-Ребята а вы знаете , что на стекле можно еще рисовать?

— Ответы детей.

— Я вам предлагаю подойти к столу и порисовать на стекле.

Воспитатель заранее приготовила безопасное небольшое стекло которое располагалось  на столе. Стекло было засыпано декоративным цветным песком. Детям было предложено нарисовать пальцами коллективную работу.

Рефлексия

— Ребята с чем мы сегодня познакомились?

— Ответы детей.

-Что мы сегодня узнали про стекло?

— Ответы детей.

— Вам понравилось сегодня наше занятие?

— Ответы детей.

— Большое вам всем спасибо, все были сегодня молодцы.

Источник:

Конспект НОД «В мире стекла» — ДетсадКлуб

Источник: http://pedagogtop.ru/drugoe/konspekt-zanyatiya-po-oznakomleniyu-s-okruzhayushhim-mirom-v-srednej-gruppe-svojstva-stekla.html

№ 363 Конспект НОД по ознакомлению с окружающим в средней группе «Знакомство со свойствами и качествами бумаги и ткани» — Воспитателю.ру — сайт для воспитателей детских садов

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим в средней группе

«Знакомство со свойствами и качествами бумаги и ткани» 

Задачи:

  1. Познакомить детей со свойствами бумаги (непрочная, рвется, мнется, ее можно склеить) и ткани (прочная, ее трудно порвать, мнется меньше, чем бумага, ее можно сшить). 
  2. Воспитывать бережное отношение к окружающим предметам, особенно к книгам.

Оборудование и материалы:

Кукла Катя, бумажные ленты и ленты из ткани у воспитателя и на каждого ребенка; предметы, сшитые из ткани и склеенные из бумаги.

Ход занятия.

Воспитатель приносит в группу куклу.

Воспитатель — Посмотрите, к нам пришла кукла Катя. Она сегодня идет к подружке на день рождения и хочет, чтобы мы завязали ей бантик. Она принесла вот такую бумажную ленту и просит завязать из нее бантик. Я ей говорю, что из бумажной ленты бантик не получится, а она не верит, говорит, что эта бумажная лента очень красивая.

Воспитатель — Как вы думаете, ребята, получится из бумажной ленты бантик или нет? (Предположения детей.). Чтобы Катя убедилась, что из бумажной ленты бантик не получится, давайте попробуем его завязать.

Важно

Воспитатель начинает завязывать бант из бумажной ленты, сильно тянет за концы так, чтобы лента порвалась.

Воспитатель — Ребята, что произошло с бумажной лентой? (Она порвалась). Почему порвалась бумажная лента? (Вы сильно потянули. Другие предположения детей). Бумажная лента порвалась, потому что она непрочная. Скажите все вместе это новое слово.

Читайте также:  Сценарий новогоднего утренника в 1 классе

Дети повторяют слово хором и индивидуально по просьбе воспитателя.

Воспитатель — Максим, почему порвалась бумажная лента? (Потому что она непрочная). А ты, Настя, как думаешь?

Воспитатель — Вот, видишь, Катя, не получился бант из бумажной ленты, потому что бумага непрочная, она рвется. Но ты не расстраивайся, у меня есть лента из ткани. Давайте, ребята, попробуем завязать бантик из этой ленты.

Воспитатель завязывает бант из капроновой ленты и приговаривает: «Вот как сильно потяну ленточку, чтобы бантик не развязался».

Воспитатель — Ребята, лента из ткани порвалась? (Нет). А как вы думаете, почему бумажная лента порвалась, а лента из ткани не порвалась? (Предположения детей).

Бумажная лента порвалась, потому что бумага какая? (Непрочная). А лента (из ткани не порвалась, потому что ткань какая? (Прочная). Повторите слово «прочная» все вместе.

(Дети повторяют новое слово хором и индивидуально).

Воспитатель — Катя, посмотри, а у ребят на столах тоже ленточки лежат. Ребята, найдите бумажную ленточку, возьмите ее и покажите Кате. Ваня, какую ленточку ты взял? (Бумажную). А ты, Юля?

Совет

Воспитатель — Теперь, ребята, возьмите бумажную ленту за края и потяните ее. (Если дети не поймут, что нужно делать, воспитатель должен показать на своей ленте).Что произошло с бумажной лентой? (Она порвалась).

Почему бумажная лента порвалась? (Потому что она не прочная. Воспитатель должен спросить нескольких детей).А теперь возьмите ленту из ткани и потяните ее. Лента из ткани порвалась? (Нет).

А почему? (Потому что она прочная).

Воспитатель — У вас на столах есть еще одна бумажная лента. Положите ее на ладошку, сожмите в кулачок, потом разожмите. Что произошло с бумажной лентой? (Она помялась). Да, бумага не только рвется, она еще и сильно мнется. Попробуйте ее разгладить. Получилось? (Нет). Не разглаживается бумажная лента.

Воспитатель — А теперь положите на ладошку ленту из ткани, сожмите кулачок, разожмите. Лента из ткани помялась? (Помялась, но немного). Ткань почти не помялась.

Вот, Катя, теперь ты будешь знать из какой ленты лучше завязывать бантик. Из бумажной ленты не завязывай. Почему, ребята? (Потому что она рвется, непрочная и мнется).

А вот из ткани бантик получится очень красивый, потому что ткань прочная, не рвется, а если мнется, ее легко можно разгладить утюгом.

Воспитатель — Посмотрите, у меня в руке две короткие бумажные ленточки, а мне нужна одна длинная. Кто знает, как мне их соединить? (Предположения детей). Да, бумагу можно склеить. Мы же клеим бумагу на занятии по аппликации. (Воспитатель предлагает кому-нибудь из детей помочь ей склеить бумажные ленты).

Воспитатель — А как мне соединить две короткие ленточки из ткани, чтобы получилась одна длинная? (Предположения детей).

Обратите внимание

Если дети скажут, что ленточки нужно склеить, воспитатель склеивает их и, потянув за концы, показывает, что ленточки не соединились.

—      Ленточки из ткани можно сшить. (Сшивает две ленточки).

Сегодня вы узнали, что бумага очень непрочная, она мнется, и поэтому с предметами из бумаги надо обращаться очень осторожно, чтобы их не смять и не порвать.

—      Сейчас вы пройдете по группе, каждый найдет и принесет нам с Катей один предмет из бумаги.

(Дети расходятся по группе и каждый приносит по одному предмету из бумаги, которые заранее разложены по всей группе. Когда ребенок отдает воспитателю предмет, воспитатель просит назвать предмет и сказать, из чего он сделан или употребить слово «бумажный»).

—      Бумажные предметы вы нашли. А сейчас принесите мне по одному предмету из ткани.

В конце занятия воспитатель предлагает детям сесть, берет в руки книгу и говорит:

—      Книга сделана из бумаги, значит, она не прочная и ее легко можно порвать, если неаккуратно с ней обращаться. Порванную книгу уже не хочется смотреть, ее нельзя будет читать. Поэтому вы теперь знаете, что бумага непрочная, легко рвется, и будете с книгами обращаться бережно. И в нашем книжном уголке книги всегда будут красивые и их приятно будет читать.

Источник: http://vospitately.ru/baza-publikaciy/publikacii/no-363-konspekt-nod-po-oznakomleniyu-s-okruzhayushchim-v-sredney-gruppe-znakomstvo-so-svoystvami-i-kachestvami-bumagi-i-tkani/

Нод по ознакомлению детей с окружающим миром «посуда»

Цель: Расширять представления детей об окружающих предметах.

Образовательные задачи: Расширение представлений о посуде, её назначении, частей, из которых она состоит.

Развивающие задачи: Развитие связной речи, фонематического восприятия, речевого слуха; зрительного внимания; логического мышления; мелкой и общей моторики.

Воспитательные задачи: Формирование навыков сотрудничества, положительной установки на участие в занятии, бережного отношения к посуде. Воспитание исполнительности, стремления доводить начатое дело до конца.

Оборудование: цветные карточки с загадками, изображения кухонной, столовой и чайной посуды, предметные картинки с изображениями посуды, разрезные картинки, предметы посуды.

Предварительная работа: Чтение стихотворения К. Чуковского «Федорино горе», рассматривание иллюстраций, предметов посуды, дид. игра «Что для чего? », составление рассказов-описаний о предметах посуды, отгадывание загадок, разучивание слов к упражнению «Мамины помощники».

 Воспитатель:

Коммуникативное упражнение «Здравствуйте!»

Я с утра пришла сюда,

Здравствуйте, мои друзья,

Здравствуй, солнце и земля,

Это я… (по очереди дети называют себя по имени)

Здравствуйте!

Воспитатель: Ребята к нам пришли гости. Давайте поздороваемся и с ними.

Дети: Здравствуйте!

Воспитатель: Ребята, вы любите ходить в гости?

Дети: да!

Воспитатель: у кого вы бывали в гостях?

Дети: у бабушки, у дедушки. У друзей. У родственников и т.д.

Воспитатель: а у сказочного героя вы были в гостях?

Дети: нет.

Воспитатель: Сегодня я предлагаю вам отправиться в гости к сказочному герою. А к кому мы пойдем, вы узнаете, если отгадаете мою загадку:

Уж не буду, уж не буду

Я посуду обижать.

Буду, буду я посуду

И любить, и уважать!

Дети: это бабушка Федора!

Воспитатель: правильно. Мы пойдем в гости к бабушке Федоре. Но как мы попадем в сказку?

Дети: С помощью волшебной палочки, скажем волшебные слова.

Воспитатель: я предлагаю вам встать закрыть глаза и сказать волшебные слова: крибле, крабле, бумс!

(воспитатель надевает платок, берет на себя роль Федоры)

Федора: Здравствуйте, гости дорогие!

Дети: Здравствуй, бабушка Федора! Мы пришли к тебе в гости

Федора: Как я рада вас видеть! Я очень люблю гостей. Ребята, сегодня утром почтальон Печкин принес мне послание, где просит отгадать загадки. Поможете мне?

Федора: Проходите на стульчики и внимательно слушайте.

Загадывание загадок.

Среди ложек я полковник.

И зовут меня… (Половник!)

Суп, салат, пюре, котлеты

Подают всегда в … (Тарелке)

А на чай и простоквашу

Подставляй, дружочек, … (Чашку)

На плите — кастрюль начальник.

Толстый, длинноносый… (Чайник)

По моей тарелке лодочка плывёт.

Лодочку с едою отправляю в рот.

(Ложка)

Будет вкусная еда

С золотою коркою,

Если пользуешься ты…

Верно, сковородкою!

Картинки с посудой выставляются на наборное полотно.

Федора: Ребята, как одним словом назвать все эти предметы? (Посуда) .

Федора: А для чего нужна посуда? (Ответы детей) .

Идет рассказ

Федора: Было время когда от меня убегала посуда, но потом я поняла, что её нужно любить и ухаживать за ней. А как нужно за ней ухаживать? Вы знаете? Ребята, я хочу вам сказать, что посуда бывает разной по назначению. Посуда, в которой готовят пищу, еду называется кухонной. Посуда, из которой едят, называется столовой. Посуда, из которой пьют чай называется чайной.

(Выставляются картинки с наборами посуды) .

–Ещё посуда бывает сделана из разных материалов.

  • Чайная и столовая посуда сделана из фарфора. Ее называют фарфоровая.
  • Кухонная посуда сделана из металла. Как ее можно назвать –металлическая.

– Есть посуда, сделанная из других материалов, посмотрите и потрогайте некоторые предметы:

  • Это тарелка из глины (коричневая и шершавая) – она глиняная;
  • Ложка сделана из дерева – деревянная;
  • Стакан из стекла (тонкий и хрупкий материал) –стеклянный;
  • Кружка из пластмассы, не бьется – пластмассовая.

– Мы с вами узнали, из какого материала бывает посуда. Давайте повторим еще раз: из фарфора – фарфоровая и т.д.

Федора: Ребята, а что вы знаете о посуде? Назовите посуду, изображенную на картинках, и расскажите, для чего она предназначена.

Например: Кружка нужна для того, чтобы из нее… (пить чай).

Федора благодарит детей , а сейчас я предлагаю провести пальчиковую гимнастику.

«Мамины помощники».

Раз, два, три, четыре, Удары кулачками друг о друга.

Мы посуду перемыли: Одна ладонь скользит по другой.

Чайник, чашку, ковшик, ложку Загибают пальчики, начиная с большого

И большую поварешку.

 Мы посуду перемыли: Одна ладонь скользит по другой.

Только чашку мы разбили, Загибают пальчики, начиная с большого.

Ковшик тоже развалился,

Нос у чайника отбился.

Ложку мы чуть-чуть сломали,

 Так мы маме помогали. Удары кулачками др. о друга.

Федора: Молодцы, какие, а мне поможете разобрать на группы посуду? На первый стол поставьте столовую посуду, на второй – кухонную. на третий – чайную. Да смотрите, не ошибитесь!

(дети выполняют задание)

Федора: а сейчас проверим, правильно ли вы расставили мою посуду?

Федора: молодцы, все знаете.

Пока вы раскладывали посуду, у меня самовар закипел. Смотрите как он кипел: сначала он пыхтел потихоньку, а потом выпустил весь пар: «ПФ-пф-пф». Давайте вместе покажем, как кипел чайник.

(Дыхательное упражнение «Самовар кипит»)

Федора: А сейчас я предлагаю поиграть. Согласны?

 Игра с мячом

— Образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом: чашка-чашечка, ложка-ложечка и т.д.

Федора предлагает конверты с «разбитой посудой».

Важно

Игра «Разбитые чашки» Посмотрите, какие красивые чашки у меня на этих картинках, а в конвертах — такие же чашки, но разбитые. Помогите мне их склеить: сложите части правильно.

Итог занятия

– Вспомните, какая бывает посуда, как ее используют?

  • Посуда, в которой готовят пищу, она нужна на кухне – называется кухонная посуда.
  • Посуда, которой пользуются во время обеда за столом – столовая посуда.
  • Посуда для того, чтобы пить чай называется – чайная.

У мамы на кухне много посуды:

Здесь чайник, половник, кофейник и блюдо,

Кастрюли по росту на полках стоят,

Ковши и лопатки по стенкам висят.

Столовый сервиз приготовлен к обеду,

А чайный красиво на полке стоит.

И в хлебнице хлеб под красивой салфеткой

Душистый и вкусный к обеду лежит.

Насыпана соль в расписную солонку,

Положено масло аккуратно в масленку,

В салатник нарезаны овощи все,

И супница пышет уже на столе.

В посуде еду и хранят и готовят,

Хозяйки посуду и сушат и моют.

И, как от Федоры, она не сбежит,

Если чистой на полке стоит.

Цель: Расширять представления детей об окружающих предметах.

Образовательные задачи: Расширение представлений о посуде, её назначении, частей, из которых она состоит.

Развивающие задачи: Развитие связной речи, фонематического восприятия, речевого слуха; зрительного внимания; логического мышления; мелкой и общей моторики.

Воспитательные задачи: Формирование навыков сотрудничества, положительной установки на участие в занятии, бережного отношения к посуде. Воспитание исполнительности, стремления доводить начатое дело до конца.

Читайте также:  Стишки для детей до года

Оборудование: цветные карточки с загадками, изображения кухонной, столовой и чайной посуды, предметные картинки с изображениями посуды, разрезные картинки, предметы посуды.

Предварительная работа: Чтение стихотворения К. Чуковского «Федорино горе», рассматривание иллюстраций, предметов посуды, дид. игра «Что для чего? », составление рассказов-описаний о предметах посуды, отгадывание загадок, разучивание слов к упражнению «Мамины помощники».

1. На данной НОД решались дидактические задачи по реализации принципа интеграции образовательных областей:

образовательная область «Коммуникация»: уточнять, обогащать, активизировать словарь по теме «Посуда», формировать навыки согласования, словоизменения, словообразование, умение отвечать полным распространённым предложением.

Совет

образовательная область «Социализация»: закреплять навыки поведения в игре, беседе;

образовательная область «Здоровье»: развивать слуховое и зрительное восприятие, плавный длительный речевой выдох;

образовательная область «Физическая культур»: формировать точные координированные движения в сочетании с речью.

В ходе НОД прослеживалось единство коррекционных, образовательных и воспитательных задач.

2. Организация непосредственно образовательной деятельности (НОД)

Образовательная деятельность проводилась в средней с подгруппой детей и длилась 19 минут 46 сек.

Все санитарно-гигиенические требования были соблюдены: подобрана мебель по росту детей, помещение проветрено, освещенность соответствовала нормам.

Для создания интереса воспитатель была в роли бабушки Федоры.

Непосредственно образовательная деятельность была построена в едином игровом сюжете.

Смена видов деятельности (игровой, коммуникативной, восприятие художественной литературы, двигательной) способствовала поддержанию внимания и работоспособности детей на протяжении всей НОД.

Обратите внимание

В процессе деятельности была использована физминутка для снятия мышечной усталости и дыхательная гимнастика.

3. Структура непосредственно образовательной деятельности (НОД).

По своей структуре непосредственно образовательная деятельность построена таким образом, чтобы вызывать и поддерживать познавательный интерес.

Первая часть включала в себя организационный момент: загадывание загадок, для стимуляции слухового восприятия и внимания, мотивации.

Вторая часть составляла беседу, дидактические игры, рассматривание иллюстраций, малоподвижную игру, что способствовало поддержанию внимания и работоспособности детей на протяжении всей образовательной деятельности.

Третья часть – итог.

4. Методы и приёмы обучения.

Методы и приемы подобраны в соответствии с образовательными, развивающими и воспитательными задачами.

В ходе непосредственно образовательной деятельности использовались наглядные, словесные и практические, игровые методы, направленные на применение речевых, познавательных, двигательных, практических навыков и умений, их совершенствование.

Предложенные игры и упражнения подобраны соответственно возрасту детей, что способствовало решению поставленных задач на развитие внимания, воображения, памяти, речи.

На протяжении всей деятельности поддерживался познавательный интерес с использованием игрового сюжета, сюрпризного момента, игр, иллюстраций.

Важно

В процессе образовательной деятельности преследовались и воспитательные цели: воспитывать любовь и бережное отношение к посуде, уметь видеть её красоту, желание сохранять её.

Применялись различные способы включения детей в образовательный процесс: интонирование речи, эмоциональная выразительность, учитывались речевые возможности каждого ребёнка.

Для расширения и закрепления знаний детей о посуде использовались такие приемы, как беседа о посуде, дидактические игры: «Назови ласково», «Для чего нужна посуда?», «Разбитые чашки», координация речи и движения: физминутка «Мамины помощники», упражнение для длительного речевого выдоха «Самовар».

Для активизации мыслительной деятельности, задавались вопросы поискового характера («почему?», «как вы думаете?») .

В процессе непосредственно образовательной деятельности непрерывно велась работа над расширением, обогащением, уточнением словарного запаса детей, умением согласовывать слова в предложениях.

5. Результативность.

В НОД считаю, что поставленная цель и задачи реализованы.

Источник: http://PlanetaDetstva.net/vospitatelam/srednyaya-gruppa/nod-po-oznakomleniyu-detej-s-okruzhayushhim-mirom-posuda.html

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром с детьми средней группы на тему «Времена года»

  Цель: закрепить представления детей о признаках всех времен года.     

 Задачи: закрепить представления детей об основных признаках времен       

года, умение самостоятельно находить их, иметь представления об их чередовании; закреплять умение  читать символические обозначения;    развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, делать выводы,  

развивать  образность речи, активизировать в речи детей эмоционально – оценочную лексику;

  воспитывать любознательность, бережное и заботливое  отношение к природе; умение взаимодействовать друг с другом.

Совет

  Материал: иллюстрации с изображением всех времен года, карточки – символы, бумага и карандаши для каждого ребенка.

  Формы работы: игровой  момент, проблемная ситуация, пальчиковая гимнастика, физкультминутка, самостоятельная работа детей.

  Предварительная работа: беседы на экологические темы,  заучивание стихотворений,    загадок,   наблюдение за живой природой и природными явлениями,   тематические    прогулки.

        Ход занятия:

упражнение на концентрацию внимания: Дима сядь  первый , Ира сядь справа от Димы,  на третий стул сядет Даша, между Мишей и Вовой сядет Катя и т.д.

   Восп.:  Ребята, кто-то к нам идет, вы слышите?  (стук в дверь)  Кто же там? Сейчас  посмотрю.

Заношу игрушку лесовичка.

Мы с вами много раз ходили в гости к старичку — лесовичку, а сегодня он к нам пришел.

    Лесовичок:         Здравствуйте, мои милые!

Здравствуйте, мои хорошие!

                                Здравствуйте, мои пригожие!

                                А мальчики у нас как ясные соколы!

                                А девочки как аленькие цветочки!

                                   Расселись удобно? Вот и хорошо!                       

Восп.: Хочет лесовичок сказку вам рассказать, а заодно и проверить

внимательны ли вы, не зря ли целый год по лесам, полям, деревням

  путешествовали. Слушайте:

   Жил был царь. Проснулся он как-то  утром, посмотрел в окно – ничего не видно. Все окно узором затянуто. Позвал он помощника и велел ему в саду малины нарвать. Пошел  помощник,  но вернулся ни с чем.

— Почему?  ( ответы детей: Зима, зимой ягоды не растут)

— Когда ягоды поспевают?  ( летом).

Решил тогда царь отправиться в лес и посмотреть  на медведя.

— Как вы думаете, удалась ему эта царская забава?  (нет).

— Почему? (медведь зимой спит в берлоге).

— А кто еще из животных спит зимой?  ( еж).

Обратите внимание

Захотелось царю свою царевну порадовать, подснежников ей подарить, да яблочком с ветки  угостить. Попросил он своих помощников  в лес, в сад идти.

— Удалось ли царю сделать приятное царице?

— Почему?  (…..)

— Когда цветут подснежники?  ( весной).

— Когда созревают яблоки?  ( осенью).

Видно царь, хоть и взрослый был, да не знал, что бывает в каждое время года и какое время года за каким следом идет.

— Ребята, помогите царю. (на столе лежат картинки с изображением времен года).

— Посмотрите, здесь все картинки перепутались. Давайте разберемся, как нужно эти карточки разделить на 4 группы, по какому принципу.

Дети рассматривают картинки и выясняют, что на них изображены 4 времени года: зима, весна, лето, осень. Дети отбирают отдельно  летние, зимние, весенние и осенние иллюстративные картинки и размещают их на соответствующих карточках.

   Все работы коллективно проверяются вместе с лесовичком.

Он же задает ребятам вопросы:

— Назовите времена года? (зима, весна, лето и осень),

— Сколько их? (4).

— Что идет после осени? (…).   Лета? (…).  Весны? (…).  Зимы? (…).

— Что было до лета? И т.д.

— Какая была зима в этом году? (…..) – снежная, сугробов намело много.

   Физминутка:

Представьте себе, что вы – большой снежный сугроб. Всю зиму сугроб «проспал» под большим деревом (дети изображают сугроб, приседают на корточки, в «кучу»). Но вот пригрело теплое, весеннее солнышко.

Озорные лучики «защекотали» сугроб  (детки начинают двигаться): «Просыпайся, вставай скорее! Пора!- говорят они. Не выдержал сугроб и рассмеялся.

Брызнули во все стороны струйки воды и потекли тоненькие веселые ручейки (ребята разбегаются по группе).

Собираются возле воспитателя.

— Кого вы хотите разбудить, ручейки? ( деревья, кусты, траву, реки, цветы и т. д.)

Побежали ручейки дальше. (дети проходят и садятся за столы)

— Ребята, мы наблюдали за погодой во все времена года и отмечали знаками на календаре. Посмотрите на символические обозначения (их 4) и попробуйте определить, на каком отмечена погода зимой, весной, летом, осенью.

— Как вы догадались? По каким признакам?  (…)

 Пальчиковая гимнастика: «Наш волшебный карандаш»

Представьте, что вы отмечаете погоду в один из дней какого – либо времени года, нарисуйте это.

(Каждый из детей рисует календарь погоды на один день, можно обмениваться).

   А сейчас отгадайте загадки и объясните, по каким признакам вы догадались, о чем идет речь.

Важно

  Наступили холода                                                          Я раскрываю почки

  Обернулась в лед вода.                                                  В зеленые листочки.

  Длинноухий зайка серый                                              Деревья одеваю,

  Обернулся зайкой белым.                                             Посевы поливаю.

  Перестал медведь реветь,                                              Движения полна

  В спячку впал в бору медведь.                                     Зовут меня……(весна).

  Кто скажет, кто знает,

  Когда это бывает?   (зимой).

  Я соткано из зноя,                                                         Несу  я урожаи,

  Несу тепло с собою,                                                      Поля вновь засеваю,

Совет

  Я реки согреваю,                                                           Птиц к югу отправляю,

  «Купайтесь!» — приглашаю.                                         Деревья раздеваю.

  И любите за это                                                            Но не касаюсь сосен

  Вы все меня. Я …(лето).                                              И елочек. Я …(осень).

 Лесовичок:

Молодцы, ребята, хорошо занимались, все внимательные. Не забывайте меня, приходите в гости. До свидания!

 Итог занятия: рассматривание  карточек – схем, беседа.

Источник: https://konspekteka.ru/konspekt-zanyatiya-po-oznakomleniyu-s-okruzhayushhim-mirom-s-detmi-srednej-gruppy-na-temu-vremena-goda/

План-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему

План — конспект НОД образовательная область«Ознакомление с окружающем миром»

Тема: «В мире стекла»

    Цель: познакомить детей  со свойствами стекла ( прозрачное, цветное,  прочное, хрупкое, гладкое)

Задачи: помочь детям выявить свойства стекла (прозрачное, гладкое, цветное, прочное). Воспитывать бережное отношение к вещам. Развивать любознательность.

Материал: лампочка, цветные камешки, кружка, тарелка, флакон из-под духов, вода, кружки и бумажные стаканы, карандаш.

Ход занятия

В группе стоит стол, на столе находятся стеклянные  предметы накрытые простынью. Воспитатель вместе с детьми подходит к столу.

  — Ребята у меня на столе расположены множество предметов. Но прежде чем мы их с вами рассмотрим, отгадайте пожалуйста мои загадки.

   Отгадывание загадок.

Очень хрупко и прозрачно

 В пользу людям предназначено. ( стекло)

На окошечках простое,

А в бутылочках цветное,

Не бежит, не льется,

А ударишь – разобьется. (стекло)

— Какие молодцы все загадки разгадали. Правильно. Мы сегодня с вами на занятии поговорим о стекле, которое всем хорошо известно. Но были времена когда человек не знал, что такое стекло.

-А вы знаете, что такое стекло?

— Ответы детей.

— Стекло – это природный материал или рукотворный?

— Ответы детей.

Никто в точности не знает  откуда произошло стекло. Но главные компоненты стекла это песок, содовая зола и известь, расплавленные вместе при высокой температуре.

— Ребята скажите а как вы думаете кто же производит стекло?

— Ответы детей.

Ребята, посмотрите вокруг и назовите, какие стеклянные предметы нас вами окружают?

— Ответы детей.

Физминутка

Девочки и мальчики: хлоп, хлоп, хлоп.

Прыгают как мячики: прыг — скок, прыг – скок.

Ножками топочут: топ, топ, топ.

Весело хохочут: ха – ха – ха.

Глазками моргают ( ритмично зажмуривают глаза).

После отдыхают ( приседают, руки свободны).

— А сейчас подойдите пожалуйста к столу, садить на стульчики, давайте рассмотрим эти предметы.

— Что вы видите на столе?

Читайте также:  Познавательно развлекательная игра для младших школьников

— Ответы детей.

—  Как вы думаете, из чего сделаны все эти предметы?

— Из стекла.

— Молодцы.

— а если эти предметы сделаны из стекла, значит они какие?

— Стеклянные.

— Умнички.

— А теперь возьмите в руки любой предмет и потрогайте его.

— Что вы можете сказать?

— Ответы детей. ( прозрачное, гладкое, холодное)

— Возьмите пожалуйста в руки карандаш и постучите по стеклу, что можно сказать?

— Ответы детей. ( звонкое, звенящее)

— Молодцы.

-Стекло бывает не только прозрачным. А каким еще?

— Ответы детей(цветным)

— Молодцы.

— Скажите пожалуйста, а какие предметы вы знаете из прозрачного и цветного стекла?

— Ответы детей.

— Молодцы.

— А как нам с вами убедиться в том, что стекло действительно прозрачное?

— Ответы детей.

— Давайте с вами возьмем по пять камешек и положим в кружку и посмотрим.

— Вам видно камешки или нет?

— Ответы детей.

— Значит мы с вами убедились в том, что стекло бывает прозрачное.

— Ребята, посмотрите вокруг себя и скажите у нас в группе есть предметы из стекла?

— Да

— Назовите их.

— Ответы детей

— Молодцы

-Ребята, скажите как вы думаете, стекло по толщине одинаковое или нет?

— Ответы детей.

— Молодцы

— А как вы думаете, стекло водопроницаемо или нет?

— Ответы детей (нет)

— Молодцы

— А давайте с вами сравним стеклянные и бумажные стаканчики?

— Давайте.

Детям воспитатель предлагает сравнить два стакана стеклянный и бумажный. В два стакана наливается вода.

— Что вы видите, что происходит?

— Ответы детей.

— Почему стакан бумажный промок и вся вода вылилась?

— Ответы детей ( потому, сто стакан сделан из бумаги, он не прочный)

— Молодцы. Умнички.

-Ребята а вы знаете , что на стекле можно еще рисовать?

— Ответы детей.

— Я вам предлагаю подойти к столу и порисовать на стекле.

Воспитатель заранее приготовила безопасное небольшое стекло которое располагалось  на столе. Стекло было засыпано декоративным цветным песком. Детям было предложено нарисовать пальцами коллективную работу.

Итог занятия

— Ребята с чем мы сегодня познакомились?

— Ответы детей.

-Что мы сегодня узнали про стекло?

— Ответы детей.

— Вам понравилось сегодня наше занятие?

— Ответы детей.

— Большое вам всем спасибо, все были сегодня молодцы

Скачать файл:  konspekt_pro_steklo.docx 17.83 КБ

Источник: https://dsdnr.ru/metodraz/105402-plan-konspekt-zanjatija-po-okruzhayuschemu-miru-srednjaja-gruppa-na-temu-plan-konspekt-nod-ob.html

Тарелка, конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром

Автор занятия: Давыдова Светлана Алексеевна, воспитатель-методист высшей квалификационной категории.

Цель занятия:

Познакомить детей с историей посуды, с процессом ее преобразования человеком.
Учить детей приемам барельефной лепки из тонких жгутиков, завитков, шарообразных форм.
Словарь: выставка, хрупкий, декоративный.

Упражнять детей в использовании прилагательных, обозначающих материал, из которого изготовлен предмет.
Закрепить знания о материалах (камень, стекло, дерево, металл, керамика, пластик).
Активизировать познавательную деятельность детей.

Развивать любознательность, мышление, творческое воображение, мелкую моторику.

Воспитывать у детей самостоятельность и аккуратность при работе с пластилином.

Оборудование:

Разнообразные тарелки, расставленные как на выставке, картинка с изображением древнего человека у костра, крупные листья какого-нибудь растения, плоские камни, крупа, пластиковые тарелки, разноцветный пластилин, оборудование для лепки.

Тарелка, лепка, работа детей средней группы

Ход занятия:

Сегодня мы с вами отправляемся на выставку. Знаете ли вы, что такое выставка? Выставка – это показ, выставление на показ, чтобы многие люди могли увидеть. Повторите слово «выставка» и запомните его.
А теперь мы отправляемся на выставку тарелок.

Рассматривание экспонатов выставки

Какие именно тарелки понравились вам больше всего? Почему? Что вас удивило?

Вас удивило, почему на выставке тарелок оказались камень и лист растения. Послушайте, и вам все станет понятно.

«Тарелка из листка»

Давным-давно, когда не было ни домов, ни детских садиков, ни магазинов, когда люди жили еще в пещерах, произошла эта история. Захотел как-то древний человек поесть. Убил он на охоте кабана, поджарил на костре мясо. (Показ картинки).

И тут он подумал: на что ему мясо положить? В руках держать горячо, на землю положить – что с мясом будет? Испачкается мясо. Подумал человек и решил сорвать большой лист у какого-нибудь растения, чтобы на него положить мясо. Так и сделал. Так что первой тарелкой был листок.

Но удобна ли такая тарелка? Давайте проведем эксперимент.

Экспериментальная деятельность детей

Возьмите листочки, насыпьте на них крупу и попробуйте сделать вид, что хотите поесть с листочков? Что происходит? Все рассыпается. Удобно ли есть с листочка? Почему все рассыпается? Листок плоский и маленький.

«Тарелка из камня»

Вот и древнему человеку было неудобно есть из такой тарелки. Нужно придумать что-то другое. Посмотрел вокруг себя и увидел много камней. Выбрал из них самый плоский. Вот такой примерно. (Показ плоского камня). Затем целых два дня долбил он камень, чтобы появилось в нем углубление. А легко ли ему было долбить камень? Попробуйте сами.

Экспериментальная деятельность детей

Детям предлагается попытаться сделать углубление в камене с помощью другого камня.
Получилось ли у вас сделать хоть малюсенькое углубление в камне? Легка или тяжела эта работа?

Тяжело пришлось древнему человеку. Но когда готова была каменная тарелка, положил на нее человек мясо, сел и обрадовался, что у него есть теперь такая удобная тарелка.

Динамическая пауза «Мы на выставке бывали»

Мы на выставке бывали,
Очень многое узнали.

(Шаг на месте)

Хорошо все рассмотрели,
И, конечно, поумнели.

(Развести руки в стороны, дотронуться указательным пальцем до головы)

Но пора нам отдохнуть.
Разомнемся – снова в путь.
Для начала мы с тобой
Крутим только головой.

(Вращения головой)

Корпусом вращаем тоже.
Это мы, конечно, сможем.

(Повороты вправо и влево)

А теперь мы приседаем,
Мы прекрасно понимаем –
Ноги нужно укреплять,
Раз-два-три-четыре-пять.

(Приседания)

Напоследок потянулись
Вверх и в стороны. Прогнулись.

(Потягивания вверх и в стороны)

Но через некоторое время человеку эта тарелка стала меньше нравиться. Как вы думаете, почему? Возьмите камень в руки. Какой он по весу? Тяжелый. Руки устают держать такую тарелку, ведь столов тогда еще не было.

«Тарелка из дерева»

Тогда решил человек сделать посуду из чего-нибудь полегче – из дерева. Взял он деревянную чурку выдолбил в ней углубление. Получилась удобная тарелка.

Всем она хороша, да только боятся деревянные тарелки огня, воды и солнца. Давайте поразмышляем, почему? Почему тарелка из дерева боится огня? Дерево быстро и хорошо горит.

Обратите внимание

А почему тарелка из дерева боится воды? От воды дерево разбухает и теряет форму. И почему тарелка из дерева боится солнца?

Прошло немало времени. Человек научился строить дома, шить одежду и многому другому. И захотелось человеку, что бы предметы, которыми он себя окружил, были не только удобными, но и красивыми. Вот тогда-то и пришло человеку в голову украсить тарелку узорами. Вот какие красивые расписные тарелки. (Показ).

«Тарелка из глины»

Чем больше проходило времени, тем больше умел человек. Человек стал использовать для изготовления тарелок глину. (Показ). Глиняные тарелки не боялись огня, воды и солнца, но были хрупкие.

Как вы понимаете это слово? Хрупкий – значит очень непрочный, легко ломающийся. Повторите слово «хрупкий» и постарайтесь запомнить.

Большинство тарелок в вашем доме и в детском саду сделаны именно из глины.

«Тарелка из метала»

Научился человек делать изделия из металла, тут же сделал металлические тарелки. (Показ). Такие тарелки легкие, прочные, не горят, не бьются. Но они сильно нагреваются, когда в них находится горячая пища. Проведем несложный эксперимент.

Экспериментальная деятельность

В металлическую тарелку наливается из чайника кипяток, через полминуты он выливается, а дети осторожно притрагиваются к тарелке для того, чтобы убедиться, что тарелка нагрелась.

«Тарелка из стекла»

Когда человек научился делать стекло, он стал изготавливать из него тарелки. (Показ). Что вы можете сказать о стеклянных тарелок? Какие они? Стеклянные тарелки красивые, изящные, праздничные. Но у них есть серьезный недостаток. Как вы думаете, какой? Они хрупкие, легко бьются.

«Тарелка из пластика»

Со временем человек овладел производством пластика. Из пластика были сделаны многие предметы. В том числе и тарелки. (Показ). Чем хороши эти тарелки? Они легкие, небьющиеся. Но от горячего такие тарелки могут плавиться. Поэтому из пластиковой посуды нельзя есть горячую пищу.

Но зачем человек придумал столько разнообразных тарелок? Жизнь человека разнообразна, разные тарелки для разных случаев. В наше время люди очень редко пользуются деревянными тарелками и совсем не используют листья растений в качестве тарелок. Зато все остальные тарелки использует, но в разных случаях. Давайте поиграем.

Дидактическая игра «Какие взять тарелки»

Я буду предлагать вам случай, ситуацию, а вы предлагайте мне тарелки, которые к ней подойдут.
Какие взять тарелки для праздничного застолья? Стеклянные.
Какие тарелки подойдут для дачи или пикника? Пластиковые.
А какие тарелки положат в рюкзак туристы, отправляясь в дальний поход?
Металлические.
Какими тарелками мы пользуемся ежедневно?

Глиняными.

Воспитатель просит не только назвать материал, но и обосновать свое предложение.

Сегодня мы увидели много разнообразных тарелок. Все они сделаны мастерами. Давайте будем с уважением относиться к таким людям, беречь их труд. А как именно мы можем беречь их труд? Аккуратно обращаться с тарелками, мыть их, не бить.

А на память о нашем сегодняшнем посещением выставки я хочу предложить вам украсить свою тарелку. Но сначала подготовим пальчики к работе.

Пальчиковая гимнастика «Полепить мы захотели»

Вот все пальчики мои, их как хочешь поверни:
(Смотрим на раскрытые ладони и вертим ими)

И вот эдак, и вот так, не обидятся никак.
(Потираем руками)

Раз, два, три, четыре, пять,
(Хлопаем в ладоши)

Не сидится им опять.
(Встряхиваем кистями)

Постучали,
(Стучим по столу)

Повертели
(Круговые вращения кистью)

Полепить мы захотели.
(Потираем руками)

Поработают немножко,
(Активное шевеление пальцами)

Мы дадим им отдохнуть.
(Сложили ладони вместе)

Барельефная лепка «Декоративная тарелка»

Мы возьмем тарелку из пластика и украсим ее узорами из пластилина. Можно будет есть из такой тарелки? Нет. Тарелки, которые изготавливают не для еды, а для красоты, называются декоративными. Декоративной тарелкой можно украсить кухню. Сегодня мы сделаем декоративную тарелку. Давайте повторим это слово и запомним его.

Детям предлагаются пластиковые тарелки и пластилин разных цветов. Воспитатель показывает знакомые детям приемы барельефной лепки (раскатывание, загибание, сплющивание, размазывание) и элементы узоров (ягодка, цветок, завиток, линия).

Скачать конспект занятия «Тарелка»

В 1930 году в американский прокат вышел фильм «Песня мошенника» (The Rogue Song) про похищение девушки в горах Кавказа. Актеры Стэн Лорел, Лоуренс Тиббетт и Оливер Харди сыграли в этом фильме местных жуликов. Удивительно, но эти актеры очень похожи на героев …

Читать дальше…

Источник: http://vospitatel.com.ua/zaniatia/mir/tarelka.html

Ссылка на основную публикацию