Конспект занятия в старшей группе на тему: флора и фауна болота

Конспект занятия по образовательной области «познание» тема: флора и фауна приморского края

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ПОЗНАНИЕ»ТЕМА: ФЛОРА И ФАУНА ПРИМОРСКОГО КРАЯПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:1. Продолжать знакомить с флорой и фауной Приморского края. 2. Формировать позитивное отношение к животным и растениям родного края. 3. Воспитывать желание сохранять и беречь природу.Обогащение словаря: флора, фауна.Активизация словаря: женьшень, лимонник, зверобой, хвоя.ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:- посещение городского музея;- чтение художественной литературы, разучивание стихотворений о природе Дальнего Востока;- беседы с детьми о флоре и фауне Приморского края;- просмотр иллюстраций о флоре и фауне Приморского края;- просмотр видеофильмов об Амурском тигре, Уссурийской тайге.МАТЕРИАЛ:Мультимедийное оборудование, презентация в электроном виде «Флора и фауна Приморского края», магнитофон, аудиозаписи звуков леса и рычание тигра, разрезные картинки растений, карточки с животными.^В: Сегодня у нас в группе много гостей, давайте поздороваемся. Ребята, подарите друг другу хорошее настроение, повернитесь и улыбнитесь. Молодцы!В: Скажите, а как называется край, в котором мы с вами живем? (ответы детей).В: Сегодня на занятии мы с вами будем говорить о флоре и фауне Приморского края.В: Что такое флора? (ответы детей)А что называют фауной? (ответы детей)В: Посмотрите на экран, что изображено на нем? (ответы детей)В: Это карта Приморского края, в котором мы с вами живем.В: Мы живем в сказочном крае – Приморье. Мы первыми встречаем восход солнца, жители нашего края могут восхищаться тайгой, ее необозримыми просторами и редкими обитателями, незабываемым запахам деревьев и трав, хрустально чистыми реками, озерами, в которых обитает до 100 видов рыб, многочисленными хребтами и сопками, которые создают необычайный по красоте пейзаж. Почти все горы Приморского края относятся к одной горной цепи Сихотэ-Алинь. На территории края расположено шесть заповедников. С востока и юго-востока берега края омывает Японское море, по видовому многообразию рыб это море занимает первое место среди морей России. Какое счастье родиться в Приморском крае! В: Как вы думаете, почему наш край назвали Приморский? (ответы детей) В: Какое море омывает наш край? (Японское море)В: Как называется наш приморский лес? (ответы детей).В: Посмотрите, как красива и богата наша приморская тайга. (слайд )Здравствуй, лес, дремучий лес,Полон сказок и чудес!Ты о чем шумишь листвоюНочью темной, грозовою?Что там шепчешь на заре,То в росе, то в серебре?Кто в глуши твоей таится?Что за зверь? Какая птица?Все открой, не утаи:Ты же видишь мы свои.В: Ребята, назовите деревья, которые растут в нашем Приморском крае? Посмотрите на экран. Это ель.(слайд) Как называется шишка ели?Это кедр. (слайд) Как называется шишка кедра?Это сосна. (слайд). Как называется шишка сосны?Как эти деревья назвать одним слово? (хвойные)В: Почему? (ответы детей)Назовите деревья, изображенные на экране.Осина, береза, клен, дуб, тополь, рябина. (слайды)В: Как назвать эти деревья одним словом? (лиственные)В: Почему? (ответы детей)В: Леса Приморья состоят из многих пород деревьев, как лиственных, так и хвойных.В: А можем ли мы с вами жить без деревьев? Для чего нам они нужны? (ответы детей)В: Еще наш край богат растениями. В: Картинку собери и название растения назови.Игра «Собери разрезную картинку».В: Назовите у кого какое растение? (ответы детей)В: Назовите у кого лекарственные растения? (ответы детей)В: Многие из растений нашего края занесены в Красную книгу. В книгу заносятся животные и растения, которых на земле осталось мало. Они могут исчезнуть совсем.В: Ребята, а как вы думаете, почему такую книгу назвали Красной и окрасили обложку в красный цвет? (ответы детей) (слайд)В: Правильно, красный цвет обозначает опасность.В: Природа нашего края преподносит много подарков для человека, а какой подарок мы можем сделать природе? (ответы детей)Р: Мы любим лес в любое время года.Мы слышим речек медленную речь.Все это называется природой.Давайте же всегда ее беречь.Р: В лугах ромашки солнечного света,Такие, что светлей на свете жить.Природой называется все это,Давайте же с природою дружить.Р: Летят, звеня, дождинки с небосвода,Клубиться на заре тумана дым.Все это называется природаДавайте же сердца ей отдадим.В: Природу нужно беречь и любить. А как нужно себя вести, чтобы не навредить природе? (ответы детей)1) Не бросать мусор в лесу!!!2) Не оставлять непотушенный костер!!!3) Не баловаться спичками!!!4) Не топтать грибы, цветы, муравейники!!!5) Не рушить птичьи гнёзда!!!6) Не ломать ветки деревьев!!!7) Не срывать растения!!!В: Я знаю, вы очень воспитанные дети и обязательно будете соблюдать все эти правила.В: Ребята, я загадок много знаю и сейчас вам одну загадаю:Мордочка усатая,Шубка полосатая,Шагает тихо,Но если зарычит,Весь лес замолчит. (слайд) (тигр)В: Тигр – это очень красивое животное. У него длинные когти, большие и крепкие зубы Его называют хозяином тайги, это самая крупная кошка на Земле Он не боится воды, великолепно плавает. Он может переплыть даже такую широкую реку, как Амур.Он хорошо лазает по скалам, быстро бегает, высоко прыгает. Тигра можно смело назвать разносторонним спортсменом.В: Ребята, а давайте послушаем, как рычит тигр. (звукозапись)В: А сейчас мы с вами поиграем в игруОтвечайте мне в ответ,Слово «да» или слово «нет». У него большие лапы?Носит он пальто и шляпу?У него огромный хвост?А большой скажите рост?Пьет какао по утрам?Ест морожено без меры?У него мясной обед?Понимает нашу речь?Мы должны его беречь? (ответы детей)В: Мы должны беречь тигра ведь их осталось совсем мало.В: Поиграем в игру «Закончи предложение»1) Ворона – это птица, а тигр – это …(зверь).2) Тело рыбы покрыто чешуей, а тело тигра — …(шерстью)3) Олень – травоядный, а тигр — …(хищный).4) Дом лисы – нора, а тигра …(логово).5) У медведя медвежата, а у тигра — …(тигрята).В: Ребята, посмотрите на экран, что на нем изображено?В: Правильно. Это герб Приморского края. А как вы думаете, почему именно тигр на нем изображен? (ответы детей).Золотистый тигр — символизирует одну из природно-географических особенностей Приморского края, именно Приморье — основной ареал обитания этого хозяина уссурийской тайги.Как вы думаете, что означает синий цвет креста? (цвет моря).Что означает зелёный цвет? (цвет тайги). ^В: Отгадайте загадку о еще одной лесной кошке, живущей в наших лесах. Меньше тигра, больше кошки,На ушках – кисти похожие на рожки. (слайд)(рысь)В: А чтобы узнать, какой родственник тигра обитает на юге Приморья, послушайте еще одну загадку.Я меньше тигра, но больше рыси.У меня, как у тигра, острые зубы и когти большие.Но вместо полос – темные пятна на шкуре моейОтгадай, кто же я, поскорей. (слайд)(леопард) В: Леопард – самая редкая кошка в мире.В: Посмотрите на экран, перед вами тигр, рысь и леопард чем они похожи? Чем отличаются? (ответы детей) (слайд)В: Все эти кошки занесены в Красную книгу. А почему? (ответы детей)В: Ребята, а каких еще зверей можно встретить в наших Приморских лесах? (ответы детей).В: Наш край богат не только растительным миром, но и животным.Работа с карточками.В: Я буду задавать вопросы, а вы поднимайте карточку с правильным ответом.- Кто из этих животных меняет на зиму шубку? (заяц, белка)- Кто укладывается спать на всю зиму? (медведь) — Кто делает запасы на зиму? (белка)- Кто живет в логове? (волк)- Кто живет в норе? (лиса)- Кто живет в берлоге? (медведь)- Кто заметает свои следы пушистым хвостом? (лиса)В: Молодцы, и с этим заданием вы справились.В: Приморский край — удивительный край, в котором сформирован поистине уникальный животный и растительный мир.В: Что нового вы узнали о флоре и фауне Приморского края? Что вам запомнилось на занятии? (ответы детей)В: Я родилась в ПриморьеГде сопки, море и тайга. Люблю тебя, мое ПриморьеОстанусь жить здесь навсегда.В: Наше занятие закончено. Я говорю всем большое спасибо.
Fauna Award «Флора и фауна Украины»Дипломная программа uffa «Флора и фауна Украины» учреждена рк «Дельта», Киевской области, 9 апреля 2006 года О внесении изменений в постановление департамента по тарифам Приморского…Приморского края, утвержденным постановлением Администрации Приморского края от 06 августа 2007 года №214-па «О переименовании региональной…
Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познание»Интеграция образовательных областей: «Познание», «Ознакомление с художественной литературой», «Коммуникация», «Социализация» Конспект занятия по образовательной области «Познание»Цель: познавательное развитие детей и формирование у них мотивационной готовности к обучению в школе
Конспект непосредственной образовательной деятельности по освоению…Игровая, познавательно – исследовательская, двигательная, музыкальная, восприятие художественной литературы Конспект занятия по образовательной области «Познание»Сергиенко Наталья Владимировна, воспитатель мбдоу «Центр развития ребенка – детский сад №5» Дальнереченского городского округа
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по образовательной…Конспект непосредственно-образовательной деятельности по образовательной области познание для детей средней группы Тема: Береза белаяКонспект нод образовательной области «Познание» для детей старшего дошкольного возраста
Конспект занятия нод: Познавательное развитие Тема: «Вода вокруг нас»Образовательные области: Познание, социализация, коммуникация, художественное чтение Конспект интегрированного занятия непосредственной неприрывной образовательной…Образовательные задачи: закреплять умение узнавать и называть породы деревьев (берёза,дуб,ель,рабина)

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы
Школьные материалы

При копировании материала укажите ссылку © 2014

shkolnie.ru

Источник: http://shkolnie.ru/geografiya/65301/index.html

Конспект занятия в старшей группе на тему: флора и фауна болота — Педагог

Конспект непосредственной образовательной деятельности с воспитанниками старшего дошкольного возраста

«Что такое болото»

Цель: обогащение знаний старших дошкольников о природных богатствах малой родины — Ханты-Мансийского автономного округа-Югры.

Программное содержание: 

  • формировать у  детей представление о болотах как части природы;
  • учить детей использовать накопленные ранее знания при изучении и обследовании вещества;
  • уточнить представления детей о том, какие полезные ископаемые залегают на территории нашего округа;
  • закрепить знания дошкольников о разнообразии животных и растений болота;
  • побуждать детей проявлять патриотические чувства;
  • развивать выразительность речи при прочтении стихов;
  • продолжать развивать навыки связной речи: умение выражать свою мысль в предложении; говорить распространёнными предложениями;
  • воспитывать стремление проявлять себя на занятии как экологически-грамотную личность.

Словарная работа:

  • обогащение словаря детей: «среда обитания», «природные богатства», «торф», «ондатра»;
  • активизация словаря: Ханты-Мансийский округ, Югра, болото, водяной

Интеграция образовательных областей:

безопасность, коммуникация, познание, физическая культура, здоровье

Предварительная работа:

    рассматривание иллюстраций с изображением болот    

    ХМАО;

разучивание стихов о природе края;

изучение обитателей болот, их особенностей;

чтение книги «Кто живёт на болоте»

рассматривание торфа,

знакомство с его происхождением.

Материалы и оборудование: 

                             музыкальный диск с песней «Я водяной»;

кассета с мелодией « Воздушная кукуруза»

пособие « Торт-болото»;

кроссворд;

лепестки ромашек из бумаги, разложенные на 4-х столиках по темам: животные, растения, ягоды, лекарственные растения;

магнитная доска; цветные магниты;

тарелочки с торфом по количеству детей, влажные салфетки на каждого ребёнка;

костюм Водяного;

тексты загадок на листках кувшинок;

ширма, задрапированная под болото;

Ход НОД:

Дети входят под песню « Я водяной» (из мультфильма «Летучий корабль») и садятся на стульчики. На фоне ширмы, оформленной под болото, сидит печальный «Водяной» (воспитатель).

Водяной: Здравствуйте, дети! Я очень рад вас видеть у меня в гостях.

Ой, горе мне! Сегодня проснулся утром и понял, что ничего не помню: царь я или не царь! Где живу – не знаю, имя своё — и то забыл!

Обратите внимание

Ребята, помогите мне всё вспомнить, пожалуйста. Если вы разгадаете кроссворд, то я всё вспомню. Я-то сам читать не умею.

(На магнитной доске (или мольберте) вывешен кроссворд с пустыми клеточками, а на столике рядом лежат слова-разгадки, которые дети будут крепить магнитами по контурам слов в кроссворде.

Выкладывает тот ребёнок, который отгадал загадку)

ЗАГАДКИ: 

  • Что за ягода такая, словно небо голубая?  (голубика)
  • Посреди поля зеркало лежит;

    Само как небо голубое, а края зелёные.    (озеро)

  • На моховой кочке посреди болот

        В аленьком платочке ягодка растёт.

   Хоть на вкус она кисла, детям ягодка мила.  (клюква)

  • Мягок, а не пух; зелен, а не трава.         (мох)
  • У кого глаза на рогах, а дом на спине?  (улитка)
  • Чёрный как уголь, жирный как масло;

    И печь истопит, и растения накормит.  (торф)

Водяной:

          Ну, читайте же скорее слово, которое получилось!          (болото)

           Правильно! Правильно! Вспомнил! Я – царь всех болот Водомут 413!

           И живу я на болоте. А вы знаете что такое  болото?

Дети: Болото – это водный запас Земли;

          Это среда обитания многих растений и животных;

Читайте также:  Игра танграм для младших школьников

          Это начало рек и озёр;

          Это кладовая ягод и лекарственных растений;

          Это богатые запасы полезных ископаемых  нефти и торфа;

          А ещё это очень опасное место. Здесь нужно быть очень осторожным.

          Не вода и не суша – на лодке не проплывёшь и ногами не пройдёшь.

Водяной: А вот с опасностями в моих владениях вам ни за что не справиться!

Дети рассказывают с помощью моделей, какие опасности их могут подстерегать на болоте:

— чтобы не утонуть, нужно взять с собой длинный шест, и прощупывать им дорогу впереди себя;

— увидел змею гадюку – обойди это место стороной, тогда змея тебя не тронет;

— чтобы не испугаться звуков на болоте, помни, что там хохочет филин, а воет выпь;

— не ешь незнакомые ягоды;

— не ходи на болото без взрослых людей, хорошо его знающих.

Водяной: Откуда вы столько про мои болота знаете?

Дети: Мы живём в Ханты-Мансийском автономном округе-Югра, где всюду болота.

Водяной: Ребята, расскажите Водомуту стихи о вашем красивом крае и его болотах.

Дети читают вслух стихи поэтов ХМАО:

Я люблю этот край таёжный,

Край суровый, красивый, тревожный.

Топь болот, бесконечную озера гладь.

Сердцу дорого всё! Почему? Не понять.

                                         Н. Выборнова

Здесь так много  воды,

Глаза тонут в воде,

И синее небо тонет в воде,

И солнце, как рыба попавшая в сеть,

Плещется, плещется в синей воде.      

                                          Ю. Шесталов

На сырых болотах тут

Птицы разные живут.

                                          Ю. Шесталов

По ночам здесь выпь ревёт,

Людям страху придаёт.

                                         Ю. Шесталов

Филин жутко там хохочет,

Он найти добычу хочет.

                         Ю. Шесталов

А на кочках моховых

Много ягод вкусных.

                         Ю. Шесталов

О, сколько бусинок багряных

Рассыпано, не сосчитать!

Мхи на болотистых полянах

Коврами кажутся опять.

                         П. Бровка

Водяной: Ай да молодцы! (встаёт  со стула-пенька)

Ох, спина разболелась от вечного сидения! Научили бы вы меня, ребята, зарядку делать.

Ф/минутка – ритмическая гимнастика «Воздушная кукуруза» из программы «А.В.Бурениной «Ритмическая мозаика»

Водяной:  А знаете ли вы, что болото похоже на слоёный торт?!

               (Работа с пособием «Торт-болото)

Водяной  рассказывает:

Верхний слой – это растения болота, поэтому он зелёного цвета;

Второй слой – торф – это природное богатство нашего края. Торф – это топливо для печей, удобрение для растений, из него делают воск и лекарства;

Под торфом залегает песок, под ним – подземная вода, в нашем крае она минеральная; и глубоко-глубоко под толстым слоем глины залегает нефть.

На закрепление новых знаний — Водяной даёт каждому набор цветных полосок, и прячет «Торт-болото).

Задание: самостоятельно воспроизвести слои болота по памяти.

Водяной:   Ну что ж, если вы такие умные, то есть у меня для вас один сюрприз. Проходите, не стесняйтесь, парами рассаживайтесь, да загляните в волшебные тарелочки. А в них и есть мой сюрприз. Вы рассмотрите, исследуйте это вещество, да скажите мне, как оно называется. Дети садятся за столы и изучают торф, говорят ответ с пояснениями; руки вытирают влажными салфетками.

Важно

Водяной задаёт вспомогательные вопросы:  Как догадались? (черного цвета, маслянистый на ощупь, в нём попадаются веточки, мох.)

Царь: Что же мне  придумать, чтобы вы у меня ещё погостили?! Придумал! Тут у меня кикимора вчера  резвилась, рисунки жителей болотных в ромашки раскладывала. Разделитесь на 3 команды да проверьте: всё ли там правильно!

( Ромашки разложены на столиках; на лепестках одной – растения, на лепестках другой – животные, на лепестках  третьей – ягоды болота, на четвёртой – лекарственные растения болота.)

Задание детям: убрать те лепестки, на которых изображены растения и животные, не живущие на болотах. Задание выполняется под лёгкую музыку.

Водяной:   Ну-ка, Ну-ка, посмотрю,

                  Всё проверю и скажу:

                  Кто ошибку не исправил,  Водомута позабавил.

После выполнения задания дети садятся на стульчики.

Водяной:   Что-то старый видно стал.

                  Вроде всё позабывал!

                  Вы скажите мне ребята:

                  Выпь хохочет или кряква?   (филин)

                  Торф он жидкий или как?  (твёрдый как масло)

                  Кто летает на цветках?   (бабочки)

                  Ну а кто скажите мне, плачет жутко при луне?  (выпь)

                 Что ж  запомню это я.

                  Вы теперь мои друзья!

                  Вы почаще приходите,

                  Старика повеселите!

До свидания!

Источник:

Конспект НОД по окружающему миру в старшей группе. Тема: «Флора и фауна Черного моря»

Цель: обобщить и закрепить знания о  черном море  его флоре и фауне.

Задачи:

-Расширить представления детей об обитателях морских глубин.

-Развивать у детей мышление, умение самостоятельно делать простейшие выводы.

-Воспитывать умение чувствовать и замечать красоту моря в его разных состояниях.

Предварительная работа:

-Создание фотоальбома «Черное море и его обитатели»;

-Рассматривание иллюстраций с изображением морских обитателей, чтение энциклопедий;

-Чтение и разучивание стихотворений о черном море и его обитателях; чтение  произведений художественно-познавательной литературы;

Оборудование:

-Мультимедия;

— записи шума моря;

-подборка видеоматериала с морскими обитателями;

-Материалы для художественно-продуктивной деятельности детей.

Ход занятия:

Дети входят в зал.

Включается видео презентация «Флора и фауна морей».

После того, как дети соберутся у экрана, воспитатель задаёт вопросы:

Как вы думаете, что изображено на экране? (ответы детей  земной шар)

А почему на нем много голубого цвета? (ответы реки, моря, океаны)

Ребята а вы любите фантазировать (включается запись с шумом моря) Закроем глаза произнесем волшебные слова как в сказке  «крибли — крабли –бум» На экране проектора  открывается картинка подводный мир.

Посмотрите ребята, что вы видите (ответы морское дно).

Сегодня я вам предлагаю отправиться в путешествие по  Черному морю.

Кто из вас знает почему Черное  море называется Черным?

Ребята, а кто знает, почему вода в море саленая?

( из-за дождей)

В Черном море живет множество видов рыб, а каких рыб вы знаете? (ответы детей)

 Сегодня я вам расскажу о необычных морских обитателях.

Ребята что еще есть в море? Если вы когда-нибудь гуляли по пляжу, то, вероятно, видели морские ракушки, лежащие на песке, куда они были выброшены волнами. Такие ракушки почти всегда пусты — это бывшее жилище некоторых умерших морских животных. (Показ коллекции ракушек)

Раздать детям ракушки, чтобы они поднесли их к уху.

-Что вы услышали ребята? (ответы детей)

-Ребята море умеет говорить? (ответы детей)

-Откуда берутся волны? (ответы детей)

-В море что ни будь, растет? (ответы детей)

 В море растут разнообразные водоросли  служат отличным кормом для рыб и ракообразных, другие служат рыбам отличным убежищем. (Ответы детей, показ слайдов)

Ребята, а этих морских обитателей вы узнали? (Показ слайдов с дельфинами).

Дельфины — единственные киты, которые водятся в Чёрном море

Чем дельфины отличаются от других рыб? (ответы детей)

Дельфины это не рыбы, а млекопитающие — выкармливают детенышей молоком и дышат не жабрами, а легкими. Время от времени им нужно выныривать из воды, чтобы вдохнуть — в эти моменты мы и видим их чёрные блестящие спины, перекатывающиеся по волнам.

Ныряют они обычно не дольше чем на 1-3 минуты, но могут оставаться под водой и по 10 минут, погружаясь в глубину на десятки метров.

Если поплывете на корабле, сможете увидеть, как дельфины пристраиваются к носу судна и плывут в образуемой им волне — так они прибавляют себе скорости;

Дельфины добрые или злые? (ответы детей)

Воспитатель: Ребята, вы увидели красоту подводного мира, а ведь многим видам обитателей глубин грозит практически полное исчезновение, как по естественным причинам, так и из-за деятельности человека. Скажите, ребята, как влияет человек на исчезновение морских обитателей? (ответы детей)

А сейчас, я предлагаю вам нарисовать море и морских обитателей.

Источник: http://pedagogtop.ru/idei/konspekt-zanyatiya-v-starshej-gruppe-na-temu-flora-i-fauna-bolota.html

№ 289 Конспект интегрированной организованной образовательной деятельности «Люблю тебя

Конспект интегрированной организованной образовательной деятельности

«Люблю тебя — мой край родной»
(старший дошкольный возраст) СКАЧАТЬ с приложениями

Составила воспитатель дошкольной группы

МОУ Ясашно-Ташлинской СОШ  Ватрушкина Татьяна Анатольевна

Программное содержание: 

— Обобщить знания детей о растительном и животном мире родного края.

— Познакомить с заповедниками Тереньгульского района Ульяновской области.

— Формировать осознанное действенное отношение к природе родного края, желание беречь и охранять её.

-Развивать интерес к изучению достопримечательностей  родного края, умение делать выводы.

— Воспитывать чувства гордости, любви, ответственности за родную природу, бережное отношение к ней.

1. Аутотренинг «Мы — друзья природы»

Ребята, закройте глаза и представьте:

Ярко светит солнце,

Дует лёгкий ветерок

Мы вдыхаем его чистый

Свежий воздух.

Нам хорошо и приятно.

Мы хотим жить в мире с природой,

И будем с друзьями защищать всё живое.

2.Слушание песни «С чего начинается родина»

(звучит песня М. Бернесса)

 — О чём поётся в этой песне?

— Как вы думаете, что такое Родина?

У каждого жителя Земли есть своя Родина — это место где он родился и живёт. Как называется наша Родина? (дети называют страну, область, район, село).Да, мы с вами живём в Ульяновской области.

3. Путешествие по родному краю

А теперь я предлагаю вам отправиться в путешествие по нашей малой Родине, и вспомнить всё, что вы знаете о флоре и фауне нашего края. Кстати, что такое флора и фауна? (ответы детей).

Понятие флора означает совокупность всех растений, произрастающих  в данной местности. Оранжерейные и комнатные растения к флоре не относятся. 

Совет

Понятие фауна означает совокупность всех видов животных, которые обитали или по сей день живут в данной местности. Животные, находящиеся в зоопарках, и домашние питомцы в состав фауны не входят.

Растительный мир  нашего края.

Воспитатель загадывает загадки, дети находят ответ на плакатах.

    Кто там смотрит из межи

    Посреди колосьев ржи?

    Это цветики-малютки,

    Голубые… (незабудки)

    Цветики — корзинкой

    С желтой серединкой,

    Белая рубашка.

    Хороша… (ромашка)

На зелёном шнурочке

Белые звоночки

Знают даже малыши

То лесные. .. (Ландыши).

Как зовут меня, скажи

Часто прячусь я во ржи

Скромный полевой цветок

Синеглазый. .. (Василёк).

Все знают, что у елки  Не листья, а иголки,  И так же, как она 

С иголками …  (Сосна)

На сучке есть палочка, А на ней черпалочка; В той черпалке коробок,

В нем лежит живой дубок.  (Дуб)

Разбежались по лужайке

Беззаботной лёгкой стайкой

Словно девочки-подростки

Белоствольные. .. (Берёзки).

Наша белоствольная красавица — берёзка нравится всем. Это дерево — символ нашей Родины (ребенок читает стихотворение).

Люблю берёзку русскую, то светлую, то грустную,

В белом сарафанчике,  с платочками в карманчиках,

С красивыми застёжками,  с  зелёными серёжками.

— Животные нашего края. Дидактическая игра.

Дети подходят к столу, на котором разложены игрушки,  изображающие животных.

 Из них  дети должны выбрать тех, которые обитают в Ульяновской области, и рассказать  о некоторых из них (предварительно некоторым детям даются небольшие рассказы  о животных).

Читайте также:  Сценарий зимнего досуга в детском саду. старшая группа

Например: лисица, заяц, белка…

Воспитатель: Наше путешествие в природу подошло к концу. Давайте полежим на солнечной лужайке. (Дети ложатся на ковёр и закрывают глаза).

Релаксация: Представьте себе, что вы лежите на солнечной лужайке, на которой много цветов и бабочек. Выберите себе самую красивую бабочку и проследите за её полётом. 

(Дети садятся за столы).

4. Беседа о заповедных местах нашего края.

— Что такое заповедник?

 Заповедник — это определённая территория (может быть лес, поле или смешанная местность), охраняемая законом, на которой запрещены любые виды человеческой деятельности, из-за обитания на ней редко встречающихся или вымирающих видов животных и растений.

— Какие заповедные места находятся на территории нашей области?

— Какие виды растений и животных находятся в них под охраной?

— Как называется книга, в которую внесены исчезающие виды?

Внимание детей привлекается к презентации.

Памятник природы  «Скрипинские Кучуры»  находится на юге Тереньгульского района Ульяновской области в пяти  километрах от села Михайловка. Этот небольшой участок, около 200 га, представляет собой гирлянду холмов, покрытую лесами.

Но знаменит он не своими великолепными лесами, а как раз холмами, состоящими из мощных массивов кварцевого песчаника, оказавшегося на поверхности в результате тектонического поднятия около 30 миллионов лет назад, а на холмах стоят огромные валуны. Эти камни и есть настоящая загадка данного места.

Рассматривая их, возникает странная уверенность, что таких причудливых форм природа сама создать не могла и что здесь присутствовала рука человека или даже инопланетного разума.

Обратите внимание

Ну, как могла сама собой встать на ребро узкая многотонная глыба, чтобы простоять так миллионы лет? Или как ветра и дожди сумели отшлифовать камень так, чтобы получился человеческий череп? Да и многое другое кажется невероятным, например, почему только здесь в Европе растет ровесник динозавров папоротник-многоножка. Загадок здесь великое множество, и любой человек, попавший сюда, найдет повод и удивиться, и задуматься. 

5. Чтение стихов о бережном отношении к природе.

 Действительно природа нашего края красива и многообразна, но она беззащитна перед человеком.

Ребёнок:

Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда умеют защититься

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.

Ребёнок:

Если я сорву цветок,

Если ты сорвёшь цветок

Если вместе я и ты

Если все сорвут цветы,

То останутся пусты

Все деревья и кусты

И не будет красоты!

6. Рефлексия. Песня Ю. Антонова «Не рвите цветы»

Источник: http://vospitately.ru/baza-publikaciy/publikacii/no-289-konspekt-integrirovannoy-organizovannoy-obrazovatelnoy-deyatelnosti-lyublyu-tebya-moy-kray-rodnoy-starshiy-doshkolnyy-vozrast/

Конспект интегрированного занятия по коммуникации и формированию целостной картины мира в подготовительной группе. Тема: «У лесного болота»

Конспект интегрированного занятия по коммуникации и формированию целостной картины мира в подготовительной группе. Тема: «У лесного болота».

Дошкольные группы МОУ «Тумская СОШ №3» Рязанская область ВОСПИТАТЕЛЬ 1 КВАЛИФИКАЦИОННОЙ КАТЕГОРИИ Боровкова Ирина Сергеевна

Направление: познавательно-речевое.

Цель: развитие словаря детей в процессе знакомства с природой родного края.

Задачи:

— образовательные:

  • уточнить и расширить представления детей о природе средней полосы России

— развивающие:

  • развивать логическое мышление, внимание, память, воображение
  • обогащать словарный запас детей

— воспитательные:

  • прививать любовь и бережное отношение к природе
  • воспитывать любознательность, желание познавать окружающий мир

— воспитывать чувство товарищества и взаимопомощи.

Методы и приемы: беседа, иллюстрирование, создание ситуации, опосредующей необходимость познавательной деятельности, дидактическая игра, сюрпризный момент.

Оборудование и материалы: мультимедиапроектор, ковер-самолет, посылка, диск с записью обращения лесника, презентация «Кикимора».

Предварительная работа: проблемно-поисковая беседа «Кто где живет?»; знакомство с Мещерой и ее расположением на карте; просмотр иллюстраций и энциклопедий по теме; отгадывание загадок, чтение литературных произведений; составление описательных рассказов о животных; дидактические игры, направленные на совершенствование слухового и зрительного внимания.

Словарная работа: лесник, сторожка, поросята (детеныши кабана), берлога, гнездо.

Предполагаемый результат: активизация познавательного процесса дошкольников к жизни леса и болота, обогащение представлений о растительном и животном мире.

Ход занятия:

Воспитатель: Здравствуйте, дети! Сегодня занятие у вас буду проводить я. Зовут меня Ирина Сергеевна. Ребята, пока я к вам шла, встретила по дороге почтальона. Он очень торопился и попросил передать вам посылку. Может быть, посмотрим, что в ней? (Открывают посылку, находят диск). Диск какой-то. Интересно, что на нем записано? (Включают диск).

На диске видеообращение лесника:

Здравствуйте, дорогие ребята! Меня зовут дед Иван, я лесник. Моя обязанность присматривать за этим лесом. И все у меня было хорошо да ладно, пока не случилась беда. Вчера пришел к моей сторожке лось, пришел и прямо возле крыльца упал. Вроде живой, а подняться не может. Заболел, видно. Где-то я слыхивал, что лосей можно мухоморами лечить.

Весь день я вчера по лесу бегал в поисках хотя бы одного мухомора, да так ничего и не нашел. Где можно найти мухомор знает Кикимора, что живет в нашем болоте, но она говорить просто так отказывается, загадками своими сначала мучает. Сколько бы я ни старался, а разгадать ее головоломки не могу. Ребята, выручите, пожалуйста, бедное животное.

Важно

В посылке вы найдете ковер-самолет, который и перенесет вас прямо на болото к Кикиморе. Заранее спасибо.

В.: Как, ребята, поможем лосю?

Садятся на ковер, летят. Звучит музыка взлета и посадки. Во время полета воспитатель уточняет с детьми, кто такой “лесник” и что такое “сторожка”.

Кикимора: Болото – это мой дом. Правда, оно красивое? Находится в лесу. Мое болото никто не может пройти, вязнут ноги. А еще здесь есть торф и растет клюква.

Вам нравится мой дом? Подберите к слову “болото” не менее семи слов, отвечающих на вопрос “какое? ”, вот тогда я буду с вами разговаривать. Только слова должны быть добрыми, хорошими. (Дети подбирают слова.

Если испытывают затруднения, воспитатель напоминает рассказ Кикиморы о болоте: в лесу – лесное, никто не может пройти – непроходимое, вязнут ноги – вязкое, есть торф – торфяное, клюква – клюквенное.)

Молодцы, справились. Так чего вам надо-то? (Дети напоминают о мухоморе.) Мухомор у меня действительно есть. Но просто так я его никому не отдам. Я очень люблю загадки, головоломки всякие. Ответите правильно на три задания, будет вам и мухомор.

Задание первое. Тут на днях пошутили мы с лешим – беспорядок в лесу устроили. Все мы перепутали, все перемешали. Эх, и весело же было! На память даже сфотографировали. Найдете 5 ошибок, считайте, первое задание выполнили.

(Дети ищут на картине, изображенной на проекторе, 5 ошибок: 1) медведь живет в берлоге, а птица в гнезде; 2) у белки детеныши бельчата, у кабана – поросята; 3) грибы растут под деревьями, а не на деревьях, 4) у волка хвост волчий, у лисы – лисий; земляника не бывает синяя, она красная).

Задание второе. Физкультминутка.

Задание третье. Есть такая игра – «Четвертый лишний». Нравится она мне очень. Я буду называть вам по четыре слова, а вы попробуйте найти среди них одно лишнее и объяснить, почему оно лишнее. На проекторе 4 картинки:

Береза – ель – пальма – сосна.Бабочка – сорока – кузнечик – муравей.Кенгуру – медведь – лось – кабан.Река – пруд – болото – бассейн.

Клюква – земляника – малина – ландыш.

Совет

Кикимора: Молодцы! Я не думала, что вы справитесь с моими загадками так быстро. Уговор дороже денег. Получайте свой мухомор. Только смотрите сами его не ешьте, мухомор ядовит, вы можете отравиться.

Это лосям он лекарство, а для человека – отрава. А вообще-то я этот мухомор лучше сама отнесу леснику. Знаю я, где он живет. Так будет надежнее.

А вам за ваше старанее и добрые, отзывчивые сердца угощение мое болотное.

Воспитатель: Ребята, нас ждет ковер. (Дети садятся на ковер, возвращаются в детский сад. Пока ковер летит воспитатель спрашивает, понравилось ли им занятие, что особенно впечатлило).

Источник: http://doshkolnik.ru/okr-mir/2342.html

Верховое болото: описание флоры и каких представителей фауны можно встретить в заболоченной местности

Основными признаками классификации болот являются условия заболачивания и особенности питания растений. По особенностям питания болотной растительности различают: верховые, переходные, низинные болота.

Наиболее распространенный тип болот в России – верховые или олиготрофные, они встречаются в разных зонах, от южной тундры до лесостепи. Наибольшее количество верховых болот сконцентрировано в таежной зоне.

Описание

Верховые болота обычно не связаны с грунтовыми водами, заболачивание территории происходит за счет застаивания верховых вод на понижениях водоразделов, подстилаемых глиной или другими водонепроницаемыми породами.

Существование болота поддерживается за счет воды, поступающей с атмосферными осадками. Корни растений располагаются в толще торфа, не достигая минерального грунта. Источниками питания растений служит пыль, оседающая из атмосферы, а также разлагающиеся органические остатки.

На верховых болотах господствуют сфагновые мхи, развитие которых определяет особенности строения и структуры болота. Быстрее всего мхи нарастают в его средней части, вследствие чего на болоте образуется выраженная вершина, возвышающаяся над окраиной на 2–8 м.

В зависимости от особенностей расположения вершины различают:

  • пологовыпуклые;
  • резковыпуклые болота.

Для верховых болот характерен специфический микрорельеф с понижениями и нерегулярными повышениями в виде гряд и кочек. Понижения называют мочажинами или озерками в зависимости от наличия зеркала воды и типа растительного сообщества, обитающего в понижении.

Болота поглощают около 40 % углекислого газа, поступающего в атмосферу, активно образуют органическое вещество. На заболоченных территориях аккумулируются значительные запасы пресной воды, питающие озера и реки, которые вытекают из болота или находятся вблизи от него.
Болота являются источником торфа и средой обитания ряда ценных лекарственных растений.

Верховые болота – геологически юные образования, они появились на планете примерно 12 тысяч лет назад. Это косвенно подтверждается тем, что сфагнофильных видов животных и растений, способных обитать при недостатке кислорода, бедном минеральном питании, низких температурах и высокой кислотности среды сравнительно немного.

Растения верховых болот

К типичным сфагнофилам относят ряд растений семейства вересковых: клюква мелкоплодная, вереск, голубика, черника.

В верховых болотах встречаются багульник, кассандра, андромеда (подбел),шейхцерия. По мере продвижения на север кустарнички вытесняются карликовой березой.

В болотных озерках могут обитать кувшинки. Среди типичных ценозообразователей верхового болота наряду со сфагновыми мхами пушица и осока топяная.

В верховых болотах встречаются некоторые виды лишайников и зеленых мхов. На болотах обитают необычные представители флоры – хищные растения из семейств росянковые и пузырчатковые.

Для восполнения недостатка азота эти растения пассивно охотятся на мелких беспозвоночных: росянки ловят насекомых, пузырчатка – рачков.

Растительность болота служит индикатором его проходимости. Болотные комплексы, где обитают кустарничковые и пушицевые сообщества, проходимы, моховые болота в своем большинстве относят к непроходимым.

Фауна

Видовой состав фауны верховых болот зависит от климатической зоны, в которой находится болото, и типа болотного комплекса.

В болотных водоемах развиваются популяции коловраток и сфагнофильных ракообразных, а также проходит личиночная стадия жизненного цикла ряда насекомых: ручейников, стрекоз, двукрылых. В мочажинах и озерках встречаются водные виды жесткокрылых.

На болотах обитают некоторые виды лягушек, змей и ящериц.

Встречающихся на болотах птиц экологи подразделяют на две группы:

  • Регулярно гнездящиеся.
  • Спорадически гнездящиеся, использующие болота как кормовую базу в период гнездования или на пролете.

Исключительно на верховых болотах гнездится золотистая ржанка, серый сорокопут, средний кроншнеп, белая куропатка. К болотам тяготеют и другие представители отряда ржанкообразных: кроншнеп, веретенник, чибис.

На болотах тундровой зоны гнездятся некоторые представители гусеобразных. Среди регулярно гнездящихся на болотах встречаются птицы, тяготеющие к открытым пространствам: луговой чекан, полевой жаворонок, желтая и белая трясогузки.

Часть видов регулярно гнездящихся птиц связана с деревьями. Это тетерев, лесной конек, козодой, беркут.

Обратите внимание

Среди нерегулярно гнездящихся синицы, скворец, глухарь, иволга. Добывают корм на болотах деревенская ласточка, луговой и болотный лунь, некоторые виды чаек.

На болота можно встретить и крупных млекопитающих: диких кабанов, медведей, лосей.

Проблемы охраны болот в России

Экосистемы болот очень уязвимы, особая угроза для них идет от хозяйственной деятельности человека. Наибольшую опасность представляют:

  • осушение;
  • разработка залежей торфа;
  • повреждения растительного покрова при геологоразведочных работах с применением тяжелой гусеничной техники;
  • вытаптывание и прочие повреждения растительного покрова почвы при сборе ягод и заготовках лекарственного растительного сырья;
  • повреждения при пожарах, вызванных неправильным обращением с огнем. Поэтому очень важна профилактика лесных пожаров.

Источник: https://greenologia.ru/eko-problemy/biosfera/bolota/rol-verxovyx-bolot.html

Конспект занятия в подготовительной группе по теме «Степь»

Конспект занятия в подготовительной группе по теме

Читайте также:  Головоломки для 1 класса

«Степь»

Задачи: 1.Закрепить у детей представление о степи, как о природной зоне.2. Показать взаимосвязь растений и животных с условиями обитания.3. Показать причины исчезновения степных растений и животных и необходимости охраны оставшихся мест обитания.

Предварительная работа: дать представления о степи, о растительном и животном мире на конкретных представителях; рассматривание географических карт России; рассматривание иллюстраций пасущегося скота, табуны копытных животных, чтение энциклопедий.

Ход

— Мы сегодня с вами отправимся в путешествие по степи. Слайд 1.- Что называют степью? — Чем она отличается от других природных зон?

Степь – это равнина, поросшая травянистой растительностью. Степи свойственны особые климатические отношения и особая флора и фауна. Степи особенно развиты в южной России, и чисто русское слово степь перешло во все иностранные языки.

Слайд 2.- Какой климат в степях (температура, осадки)?- Что часто бывает(дует) в степи и почему? (Сильные ветры — суховеи)Степи бывают разные: более чернозёмные, богатые перегноем и травянистой растительностью, переходящие в полупустыни.

В районах степей зима холодная, солнечная, снежная, короткая (с декабря по февраль), отличается большой продолжительностью безморозного периода. Лето жаркое и сухое, с недостаточным количеством осадков, более продолжительное (с мая по сентябрь). Средняя температура января −19 °C, а июля +19 °C, с типичными отклонениями до −35 °C и +35 °C., иногда возможны даже морозы до −50 °C.

Сильные ветры — суховеи, часто господствуют в степи.Слайд 3.

— Какая степь бывает весной и летом, с чем это связано?Весной степь пестрит яркими цветами: в северной степи, например, появляются сон-трава, тюльпаны, лилии, луки, касатики, адонис с крупными золотисто-желтыми цветками, позже развиваются голубые незабудки, желтые крестоцветные, затем злаки; в южных степях колышутся серебристые перья ковыля, образующего сплошные заросли.

Позднее наступает время цветения губоцветных, особенно темно-лилового шалфея и душистого чабреца, и многих других. Летом в степи очень жарко, воды почти нет. Поэтому травы высыхают. Степь становится похожа на море, по которому катятся серебристые волны растения ковыль.Слайд 4, 5, 6, 7.

— Какая характерная черта степей?- Назовите растения, которые растут в степи?- Как приспособились растения к жизни в степи?- Как вы думаете, почему степные растения сильно пахнут? (Дать понюхать сухой чабрец, душицу).Рассказ детей о растениях.Характерная черта степи — безлесье огромных равнин, покрытых богатой травянистой растительностью.

Травы, образующие сомкнутый или почти сомкнутый ковёр: ковыль, типчак, тонконог, мятлик, овсец и др., между которыми видна голая почва. Все растения степи травянистые, растут на плодородной почве. Степные растения очень сильно пахнут.Более всего распространены виды ковыля. После видов ковыля самую важную роль играет типчак или типец. Типец представляет прекрасный корм для овец.

Эти растения растут в виде крупного плотного куста. Внизу, у самой земли, многочисленные побеги плотно прижаты друг к другу. Листья ковыля и типчака узкие, чтобы испарялось меньше влаги, корни уходят глубоко в землю.

Растения приспосабливаются к жизни в степи по-разному: например, у тюльпанов, которые имеют красивые цветы, напоминающие перевернутую чалму, после цветения листья и стебли отмирают, и в земле остается луковица с запасом питательных веществ до следующей весны.Так же приспособились ирисы и таволга. У таволги на корнях клубневидные утолщения, там откладываются запасные питательные вещества, их даже можно употреблять в пищу. Слайд 8.- Для чего нужны лекарственные растения?- Какие лекарственные растения растут в степи?

— Как они помогают людям?

В степях заготовляют много лекарственных растений: ромашка аптечная, горицвет, чабрец, гусиный лук. Особенно широко распространена в степях солодка.

Вывод: В степях очень много разнотравных растений.

Д/и « Правильно посади растение в степи» Правило: из предложенных растений выбери и посади только степные.Участвует любое количество детей, в зависимости от предложенных картинок.Слайд 9.- Как вы думаете, какие небольшие животные любят питаться растениями?- Какие насекомые обитают в степях?- Что вы про них помните?Рассказы детей о насекомых.В степях нет деревьев, но есть травянистый покров, поэтому в траве живет множество насекомых.В совершенно безводной степи обитают крупные стройные мухи-ктыри. В степях встречается самый крупный представитель этого семейства — ктырь гигантский, достигающий длины  5 см. Велико   в   степи   и   число   различных кузнечиков. В разгар лета воздух звенит от их неумолкаемого стрекотания. Весной, над цветами порхает много бабочек. В степях много пауков. Один из наиболее опасных – южнорусский тарантул. Тарантул ядовит, человека кусает редко, но больно. Укус вызывает локальную опухоль и сильные болевые ощущения. Место укуса необходимо сразу прижечь спичкой. Укусы пауков неглубокие, яд впрыскивается в кожу. При прижигании происходит термическое разложение яда. О летальных случаях достоверно неизвестно, но у детей последствия укусов проходят очень тяжело, и могут не заживать 2-3 дня. Эта саранча является, возможно, самым опасным вредителем из всего семейства. Предпочитает теплый климат и песчаную почву. При обилии пищи ведет одиночный образ жизни, но при дефиците корма образует огромные колонии (насчитывающие десятки миллионов особей), которые начинают активный поиск богатых пищей территорий. Колонии совершают перелёты в основном утром или вечером, на расстояния до 100 км. Питается различными (в том числе сельскохозяйственными) травами, кустарниками, деревьями, поедая их листья, стебли, цветы и плоды. В среднем за день каждая особь съедает количество корма равное её весу. Очень быстро размножается: за год успевают развиться 2-5 поколений.Слайд 10.- Каких ещё животных много в степи? (Грызунов, можно назвать).- Как они приспособились к условиям выживания?Самая многочисленная группа животных в степи — грызуны. Это суслики, полевки, земляные зайцы, тушканчики, хомячки, сурки. Другой способ защиты, которым пользуются небольшие степные животные — жизнь в норах. Там они находят убежище от летнего зноя и зимней стужи, хранят и оберегают от врагов запасы корма, выхаживают и воспитывают потомство. Изолированная от внешнего мира нора с ходами, забитыми земляными пробками, имеет относительно постоянные температуру и влажность. Это позволяет животным жить здесь, не выходя на свет в течение длительного времени. Степные животные очень осторожны. Сурки и суслики, прежде чем отойти от норы, долго осматривают степь, становясь «столбиком». Суслик, заметивший опасность, издает резкий свист, и все остальные суслики быстро скрываются в норах. Норные грызуны, чтобы иметь хороший обзор, специально выбирают места, где мало травы. Слайд 11,12.- Какие животные могут питаться грызунами, назовите их? (Хищники: лиса, волк, степной орёл)- Вспомните и назовите их особенности.В степях есть хищные животные и птицы.Степная лиса – несколько выше и хвост короче, чем у обычной. Питается мышами, зайцами, птицами, лягушками и ящерицами. Степной волк несколько мельче лесного, с более редким и грубым волосом. Самка сама уничтожает слабых детей. Пусть меньшее количество, но все сильные. Слабо изучен. Степной орёл питается в основном суслики. Он охотится за ними в основном высматривая с воздуха, в парении. Нередко караулит, сидя, или даже лежа у норы и выжидая, когда суслик выйдет наружу. После этого вскакивает и догоняет его бегом. Степные орлы высокие на ногах и бегают лучше других орлов. Любят поджидать жертву, сидя на столбе. Охотятся и на других мелких зверьков, на птиц, охотно едят падаль. Занесен в Красные книги России и Казахстана.Слайд 13,14.- Какие ещё животные обитают в степях? (Копытные: сайгаки, джейраны)- Для чего нужна стадность этим животным?- Почему у сайгака такой нос?- Что интересного можете рассказать о джейранах?

Важно

Стадность — главная особенность жизни степных копытных животных. Она облегчает защиту слабых членов стада от крупных хищников. Открытости степного ландшафта и наличию большого количества быстрых и опасных хищников, например, волков, стадные животные вынуждены противопоставлять большую скорость, передвижения.

Так, сайгак развивает скорость бега до 80 км/час, джейран — до 65. Наряду со скоростью степные копытные животные вынуждены обладать и большой выносливостью. К этому их обязывают длительные переходы, быстрые перемены погоды в степи, заставляющие подолгу оставаться без корма. Степные животные очень осторожны. Копытные всегда пасутся под надзором вожака.

Вожак, стоя на страже, не ест и не ложится, пока его не сменит другое животное.

Сайгак — прекрасные бегуны-иноходцы (могут развивать скорость до 80 км/ч). Огромный нос сайгака — теплообменник, защищающий зимой дыхательные пути бегущих животных от холодного ветра. Сайгаки держатся большими стадами. Они постоянно кочуют на сотни километров в поисках новых пастбищ.

кормятся самыми разными видами растений, в том числе ядовитыми Джейран — кормится травянистыми и кустарниковыми растениями. Пьют не только пресную, но и горько—соленую воду, Летом пасутся утром и вечером, а самое жаркое время дня проводят на лежках. Джейран крайне чуток и осторожен.

При малейшей тревоге он бросается в бегство, развивая скорость до 62 км/ч, но такую скачку выдерживает лишь несколько минут. На бегу джейран задирает хвост, обнажая «зеркало», и удаляется большими прыжками, подняв голову. Главный враг джейрана — волк. Слайд 15.

— Каких степных птиц вы знаете?- Как степные птицы защищаются от врагов?

Птиц, характерных только для степей, по численности видов не очень много. До распашки степи были населены такими крупными видами, как дрофа, стрепет, журавль-красавка, серая куропатка. Степные птицы очень осторожны. Мелким птицам трудно заметить опасность из-за высокой травы. Время от времени они взлетают над ней.

Кроме этого, у степных птиц часто встречается так называемая покровительственная окраска, делающая их незаметными для врагов. Например, птенцы куликов, дроф и стрепетов почти неотличимы от травы, в которой они затаились. Среди воробьиных многочисленны различные виды жаворонков, а также трясогузка. Многие птицы степи устраивают гнезда прямо на земле.

Слайд 16.

— Чем опасны змеи?- Каких змей можно увидеть в степи?- Где можно увидеть этих змей? — Что нужно сделать, если ты встретил змею?Самая обычная змея всей степной зоны Евразии — степная гадюка, которая населяет все виды степей. Для своего убежища она выбирает заброшенные норы сусликов, тушканчиков и хомяков. Степная гадюка преимущественно ночное животное, но начинает охотиться еще до сумерек.

В жаркие полуденные часы она греется на солнцепеке, растянувшись или свернувшись на каком-нибудь косогоре. Завидев человека, гадюка спешит скрыться, но если неосторожно наступить на нее или схватить ее рукой, она . наносит быстрый удар своими ядовитыми зубами.Для степей Евразии характерным видом является желтобрюхий полоз. Это крупная, длиной до 2 м, и довольно толстая змея.

Отличительная особенность ее поведения — необычайная агрессивность. При встрече с человеком полоз не пытается скрыться, как остальные змеи, а сворачивается спиралью и с громким шипением бросается на противника. Укус полоза не опасен, но схватки с человеком для него оканчиваются плачевно. Поэтому он почти повсеместно стал редок.

Совет

Излюбленные места обитания желтобрюха — открытые песчаные степи, каменистые склоны, хорошо прогреваемые солнцем места с кустарниками и камнями, где он находит убежище и охотится.Слайд 17, 18, 19.

— Как человек относится к степным зонам, что он делает?- Почему этого нельзя делать?- Что такое «Красная книга»? — Почему туда заносят животных?- Что надо делать, чтобы эти животные не исчезали?- С какой целью заповедники созданы в степях? Многим растениям и животным степной зоны грозит исчезновение. Главная причина – в распашке степных земель. Люди превратили степи в поля.

Еще одна причина: на нераспаханных участках степей пасут скот, неумеренный выпас приводит к разрушению почв. В Красную книгу занесены следующие животные степи: степной орел, журавль-красавка, дрофа, кузнечик, степная дыбка, растение пион тонколистый. Есть еще одна проблема – это браконьерство.

Чтобы гнезда, построенные на полях, не были разоренными во время полевых работ, ученые создают специальные питомники. Например, яйца дроф собирают и помещают в инкубаторы, а птенцов, когда они подрастут, выпускают в степь. Чтобы сберечь природу степей, надо ограничить ее распашку, ограничить выпас скота, бороться с браконьерством, создавать заповедники.

В степи создано 2 больших заповедника: Хинганский, Приокско-террасный. Хинганский заповедник находится на крайнем юго-востоке Амурской области в пределах Архаринской низменности и отрогов хребта Малый Хинган. Создан 3 октября 1963 года. На равнинной части заповедника имеется множество небольших озёр, самые крупные из которых Долгое, Лебединые и Перешеечные озёра. Основной целью создания Хинганского заповедника является охрана степных и лесостепных ландшафтов Южного Приамурья, а также гнездовий уссурийского (японского) и даурского журавлей. Прио́кско-Терра́сный госуда́рственный приро́дный биосфе́рный запове́дник расположен на левом берегу Оки, в Серпуховском районе Московской области. Центральный зубровый питомник был создан в 1948 году М. А. Заблоцким с целью разведения зубра для восстановления этого редкого вида на территории прежнего ареала.

Источник: http://5-bal.ru/geografiya/97526/index.html

Ссылка на основную публикацию