Конспект сказкотерапевтического занятия по сказке Абрамцева «Тише, пожалуйста, тише»
Сказкотерапевтическое занятие по сказке
Н. Абрамцева « Тише, пожалуйста, тише »
Цель: создание условий для комплексного решения актуальных: эмоциональных, личностных и коммуникативных проблем у детей.
Задачи:
- Развивать эмоциональную саморегуляцию установления положительных взаимоотношений с другими детьми и взрослыми.
- Познакомить с приемами эффективного поведения в конфликтных ситуациях.
- Способствовать снятию психо-эмоционального напряжения, снижению уровня агрессивности.
- Корректировать и предупреждать поведенческие отклонения.
- Воспитывать в детском сознании правильного восприятия окружающего мира, в соответствии с моральными правилами и нормами.
Необходимые атрибуты:
— пиктограммы
— картинки домов Добра и Зла
— космическая музыка, музыка реки, для релаксации
— волшебная палочка
-пульверизатор
— фигурки животных
— листы бумаги, краски, кисти
— картинки «правила совладения с отрицательными эмоциями»
— шарики «злинки»
Ход сказкотерапевтического занятия:
Здравствуйте ребята и родители. Я рада новой встрече с вами, рада вашим улыбкам, рада, видеть ваши симпатичные лица. И вновь хочу пригласить вас в мир загадок, чудес тайн, мудрости — в мир Сказки. С помощью различных сказочных персонажей мы будем учиться фантазировать, играть, учиться понимать друг друга и себя.
Однажды, много лет назад, когда я была таким же ребенком, как и вы, услышала от одной серьёзной женщины такие слова: «Нужно сохранять свое эмоциональное равновесие».
«Ох и чудные же эти взрослые, всё время изъясняются каким-то непонятным языком»- подумала я. Недавно я вдруг вспомнила эту фраз и решила с вами посоветоваться, что же это такое «Своё эмоциональное равновесие (рассуждения детей).
О каких эмоциях мы уже с вами говорили? (страх, злость радость, удивление…- демонстрация пиктограмм).
Итак, сохранять своё эмоциональное равновесие — это значит уметь управлять своими эмоциями, а значит своим поведением.
Мы уже с вами знаем, что у каждого человека есть Душа, как мы ещё е называли — Фея Душа, которая является хозяйкой нашего внутреннего дворика.
Кто помнит, чьи дома ещё находятся в нашем внутреннем дворике? (дома феи Красоты волшебника Ума, феи Доброты и т.д.) И у всех людей эти дома разные.
У некоторых самый высокий и крепкий дом — дом феи Доброты, а у других людей, к сожалению, дом феи Злючки (демонстрация картинок домов, которые дети рисовали на прошлых занятиях)
А давайте мы попробуем сравнить нашу Душу с солнышком.
Дыхательная гимнастика «Солнышко»
К сожалению, наше солнышко не всегда светит, греет и радует. Иногда его заслоняют грозные тучки, атакуют злые колючки, ранят страшилки, дразнилки.
Что же делать, если в нашем внутреннем дворике поселяются нежелательные гости? (размышления детей).
А давайте представим как будто мы с вами уже стали взрослыми. И попали мы немного-немало, в Государственную Думу. А там серьёзные тёти и дяди думу думают, да разные законы и правила составляют. Вот и мы с вами сейчас подумаем и вместе выработаем такие законы и правила, которые помогут нам легко преодолевать различные трудности.
А теперь поднимите руки те, кто отправится со мной в Сказочную Думу, те, кто не боится ни каких трудностей и готов самоотверженно сражаться с такими врагами нашей души, как Гнев, Зависть, Страх, Неприязнь, Досада.
Игра «Эмоция замри»
(участники свободно передвигаются по залу). По команде ведущего: раз, два, три, фигура радости замри. Все замирают с выражением радости. Аналогично с эмоциями зла, страха, удивления, грусти, стыда, гордости.
Сегодня я приглашаю вас в сказку; Н. Абрамцева «Тише, пожалуйста, тише» Слушайте внимательно, да помните о том, что сказка ложь, да в ней намек — добрым молодцам, да девицам урок.
Ритуал вхождения в сказку.
Медитация: Огонь волшебный и могучий, развей! над нами злые тучи, сердца ты наши обогрей, введи нас в сказку поскорей.
Чтение сказки
Николай Абрамцев «Тише, пожалуйста, тише».
1. Где то в лесу жила была речка. Чистая-чистая, прозрачная-прозрачная. Весь свой лес поила холодной водой. Каждому позволяла смотреться в себя, как в зеркало. Ни с кем не ссорилась, со всеми болтала, весёлая, добрая речка была.
2. Так было долго. Но однажды утром проснулась она в плохом настроении. То ли сон грустный увидала, то ли ещё что случилось. Вздохнула речка печально.
3. Потянулась и зацепилась волной за корягу, поцарапалась. Совсем расстроилась речка, чуть помутнела вода. Заметило это солнце. Решило развеселить речку Пощекотало её своим длинным лучиком, да как то неудачно: сломался луч, уколол без того поцарапанную волну. Вскрикнула речка испуганно, «что за глупые шутки?» подумала она обиженно.
А тут ещё неприятность: кто то больно толкнул речку копытцем. Оказывается, совсем маленький лосёнок, покачиваясь на своих тоненьких ножках, пришёл попить. Запутался в речной траве и упал в воду, да еле выбрался. Эта мелочь окончательно вывела речку из себя. Да.
Расстроенная, испуганная обиженная речка рассердилась, разозлилась, фыркнула и вышла из себя.
4. Из берегов своих… Сначала осторожно, на прибрежную траву. Дальше — до первых кустов. Потом закружилась вокруг стволов деревьев. Во все стороны дальше, дальше, дальше растекается речка…
И понимает, что не то делает, вернуться не может, коряга не хотела царапаться, и солнечный луч нечаянно уколол, и лосёнок, конечно же, не нарочно упал в воду. Всё понимает бывшая речка, а теперь бесформенна мелкая лужа. Всё понимает, а вернуться, не может…
Сорвалась… Вышла из себя. I вперёд бежать не может, сил больше нет.
5. Качается почти стоячая вода меж кустов и деревьев. Гниют ветки, листья, трава в стоячей воде. Никто не пьёт из бывшей речки, никто в неё не смотрится. Мутной грязной, вязкой трясиной стала чистая, светлая речная вода… Болото… Неровные кочки… Ползучие стебли… Страшные чёрные оконца… Опять болото, а была речка. Была…
Только вот из себя вышла… Выйти каждый может. Всегда может. Выйти легко. Очень… Слишком даже… и не надо кричать… и дверью хлопать не стоит… ногам топать… спокойно… тише, пожалуйста, тише…
Вот такая история приключилась с Речкой. У кого из вас без видимой причины портилось настроение, приходила Злость, Страх или просто все вокруг раздражал! или хотелось отомстить, сделать больно? — поднимите руку.
Можно сделать вывод, что Речка не одна такая, что и вы обладаете не только добрыми, позитивными чувствами, но и, возможно даже злыми.
Скажите мне на ушко, что портит вам настроение, что вас беспокоит?
Чтобы ответить на многие вопросы, я предлагаю вам поиграть в эту сказку погрузиться в неё, примерить на себя чувства Речки.
Повторение 1 отрывка (музыка реки)
Хотели бы вы, чтобы я вас превратила с помощью волшебной палочки в Речку? Те, до кого я коснусь, изображают мимикой, жестами, телодвижениями, голосом, речку из начала сказки. Тот, кто покажет самый удачный вариант, становится волшебником и превращает всех детей в одну Речку.
Теперь возьмитесь за руки и образуйте длинную-длинную реку и под музыку воды обойдем свои владения.
- медленно и ровно текла река по равнине
- сверкала под летним солнышком (взмахи руками)
- радовалась тёплому дождичку (пульверизатор)
- протекала под упавшим деревом (шаг с наклоном)
- преодолевала крутые пороги (перепрыгивание через коробки, стулья ,здоровалась со всеми и поила животных и растения свежей водой (здороваются и «поят» из ладошек родителей).
Вот такая замечательная жизнь у нашей Речки была
Работа за столом ( рисование)
Разделите лист на 4 части и в левом верхнем углу нарисуйте образ Речки в виде какого-нибудь предмета, животного, человека, феи и т.д.)
Повторение 2 отрывка
Теперь в правом верхнем углу нарисуйте, какие изменения произошли с Речкой момента нашего знакомства с ней в начале сказки.
Можно ли сказать, что она виновата в том, что она испытывает чувство печали начале сказки?
Повторение 3 отрывка
Как вы думаете, кто же виноват в том, что речка рассердилась, вышла из себя. Кто желал ей зла?
Игра «Согласие-несогласие» (с закрытыми глазами)
«ДА»- шаг вперед
«НЕТ»- шаг назад
Я думаю, что сейчас Речка:
- безразличная
- напряженная
- гневная
- счастливая
- раздраженная
- спокойная
- прозрачная
- тревожная
- ласковая
- красная
- добродушная
Рисование 3 отрывка
А сейчас давайте представим себя маленькими экстрасенсами, закройте глаза прислонитесь ладошкой к 3 рисунку и попробуйте прочувствовать душевное состояние нарисованного вами образа (досада, раздражение, обида, злоба).
Повторение 4 отрывка
«… вышла из себя и сил уж больше нет…» А с вами бывало такое? Что вы при этом делали?
Давайте подумаем, что бы мы могли сказать Речке, как помочь ей совладать своим поведением? (размышления детей)
А если нам обратиться к таким верным подругам феи Души как фее Любви и с Доброте, фее Терпении? Как они могут помочь душе Речки?
Вот видите, мы с вами пришли к доказательству того, что добро и зло живут
одной душе.
Игра «Изобрази речку»
Какую речку вам легче изобразить?
Игра «Ладошки»
Приготовьте свои ладошки. Громко хлопните, если считаете, что пословица подходит к данной ситуации. Если нет, то сложите ладони в крепкий замок.
- Гнев — плохой советчик.
- Сделал дело — гуляй смело.
- Раздулся пузырь, да и лопнул.
- Кто гнев одолевает, тот крепок бывает.
- Топор своего дорубится.
- До времени всё с рук сходит.
- Душа согрешила, а тело в ответе.
Можно сказать, что её чувства накалены до предела?
Повторение 5 отрывка
Дети образуют круг из ленточки (болото) и выполняют движения, соответствен тексту.
А теперь закройте глаза, вспомните и скажите мне какой была Речка на цвет начале сказке,… а на вкус?
А какого цвета стала Речка после того, что с ней приключилось? А на вкус?
А теперь давайте потрогаем её рукой. Какая она? (жесткая, ядовитая, пачкающая..) Рисование 4 рисунка
В правом нижнем углу нарисуйте речку из конца сказки. Какие изменения с ней произошли?
Игра «Работа с чувствами»
Вытяните руки вперед. Если вы согласны с моим утверждением- распрямите пальцы, если нет- сожмите их в кулак.
- Речка стала безразличной
- усталой
- шустрой
- злой -тоскливой
- здоровой
- глупой
- обиженной
- одинокой
- счастливой
А теперь рассмотрим наши рисунки. Мы видим 4 образа Речки. Какой образ вам больше нравится? А с каким вам никогда не хотелось бы встречаться, дружить?
Мы с вами пронаблюдали за теми изменениями, которые произошли с Речкой и еще раз убедились в том, что добро и зло могут одновременно жить в одной душе.
Что же делать Речке и всем тем, в чью душу проникает зло? Как его победить? Как сохранить наше внутреннее солнышко от злых тучек?
Давайте мы вместе выведем несколько волшебных правил
(все пункты правил сопровождаются рисунками).
-
Скажи себе «СТОП». Каждый раз, когда хочется ударить, толкнуть или обидеть словами, нужно дотронуться до кармашка, где лежит знак (всем детям раздаются знаки), глубоко вдохнуть и посчитать до 10.
-
Если очень хочется ударить, сильно сожмите кулаки и расслабьте их (знак «кулак»)
-
Если хочется плакать, то можно и поплакать (знак «подушка»)
-
Не терпите обиду, а поговорите с тем, кому доверяете, кто вас не осудит, выслушает (мама, животное, игрушка).
5. Можно доверить свои тайны дневнику, рисунку или подушке
6. Если мысли остаются злыми даже спустя время, а вы не знаете как помириться, то выпустите свои эмоции на волю, но не вымещайте их на других.
Как это сделать, я могу вас научить. Смотрите и повторяйте за мной.
Упражнение «Цветок и злинка»
Представьте себе, нераскрывшийся бутон цветка. Внутри этого цветка находится невидимое облачко аромата (запах). Так и внутри нас находится невидимая «злинка». Мы не должны держать наши «злинки» внутри себя, так же как и цветок не держит аромат внутри себя.
Заглянем внутрь цветка как будто внутрь себя и выпустим наши «злинки» на просторы, так же как цветок выпускает аромат. А ещё мы простим нашу «злинку» за то, что она поселилась в нас без спроса и попросим у неё прощения, за то, что не отпустили её раньше.
Говорим слова: «я отпускаю тебя «злинка», ты свободна».
Упражнение на релаксацию «Шарик»
Во время ссоры наше тело напряжено, от чего мы чувствуем себя плохо. Чтобы убедиться в этом, давайте проведём эксперимент.
Возьмите в руку маленький шарик-это наша злинка. Зажмите сильно шарик в кулаке и потрясите рукой. Шарик выпал? Нет! А теперь раскройте ладонь, расслабьте пальцы, положите шарик и потрясите рукой, шарик выпал, а значит мы сможем освободиться от плохих эмоций, расслабив тело. Попробуем этому научится.
Упражнение на релаксацию «Снежная баба»
Сейчас мы с вами будем катать по полу воображаемые комья снега. Теперь мы слепим снежную бабу. И так, получилась красивая снежная баба (дети изображают её). Есть у неё голова, туловище, две руки, которые чуть торчат в стороны, и стоит она на прочном основании. Ночью подул холодный ветер и стала наша баба замерзать.
С начало у неё замёрзла голова (дети напрягают мышцы лица и шеи), потом плечи, туловище, ноги. А ветер дует всё сильнее, хочет разрушить снежную бабу. Уперлась она своим основанием (дети сильно напрягают и расставляют ноги). Не удалось ветру разрушить её, а утром выглянуло солнышко. Увидело оно снежную бабу и решило её отогреть.
Стало солнышко припекать, а баба наша таять. Сначала растаяла голова (дети отпускают голову), потом плечи (расслабляют и отпускают плечи), потом руки (аналогично), потом туловище (дети, как бы оседая, склоняются вперёд), а потом и ноги (сгибают ноги в коленях, затем садятся, а потом ложатся на пол).
Солнышко греет, снежная баба тает и превращается в лужицу, растекающуюся по земле.
А наше занятие подошло к концу. Берегите себя и свое душевное равновесие!
Источник: https://infourok.ru/konspekt-skazkoterapevticheskogo-zanyatiya-po-skazke-abramceva-tishe-pozhaluysta-tishe-1238567.html
Конспект урока по литературному чтению Н.К. Амбрамцева Сказки для добрых сердец
Приложение 2
к Положению
о технологической карте
Дата 18.03.2016
Класс 1-2 класс-комплект
Предмет литературное чтение_
Технологическая карта урока № _____
Тема
Н. К. Абрамцева «Сказки для добрых сердец»
Цель
Расширять читательский кругозор обучающихся на примере жизни и творчества
Н. К. Абрамцевой
Формировать УУД:
- Личностные: воспитание норм морали и нравственности через принятие идейной нагрузки художественного произведения; формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения поставленных задач
- Регулятивные: постановка и сохранение учебной задачи; умение ориентироваться в текстовом массиве, перечитывать текст, отыскивать информацию, необходимую для ответа на вопрос
- Коммуникативные: готовность слушать собеседника и вести диалог, формулировать собственное мнение и позицию; воспитывать культуру речи, доброжелательное отношение к мнению других; формировать договорные отношения при решении общих задач в совместной деятельности
- Познавательные: формирование навыков самостоятельной работы с текстом; развитие образного и логического мышления, творческого воображения детей; овладение логическими действиями сравнения, анализа, установления аналогий и причинно-следственных связей, построение суждений
Планируемые результаты
Предметные: знать биографию Н.К.Абрамцевой. Уметь пересказывать сказку, пользуясь мнемотаблицей .
Личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своѐ действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учѐта характера сделанных ошибок; высказывать своѐ предположение (Регулятивные УУД).
Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД).
Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).
Инструментальный блок
Задачи урока
Образовательные: Формировать представление о биографии Н.К.Абрамцевой.. Формировать умение пересказывать сказку; правильно оформлять мнемотаблицу..
Способствовать развитию устной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления.
Воспитывать культуру поведения при парной, фронтальной, групповой работе.
Тип урока
Урок обобщения и систематизации предметных знаний.
Учебно-методический комплекс
Презентация «Сказки для добрых сердец»
Проектор, компьютер
Раздаточный материал
Мультфильм «Осенняя встреча»
Организационно-деятельностный блок
Основные понятия
Организация урока:
Организация пространства
Парная, групповая, фронтальная
работа
Межпредметные связи
Литературное чтение
Организация урока
Этапы урока
Ход урока
УУД
I. Оргмомент
Мелодия «В гостях у сказки»
1 слайд пр.
— Прочитайте эпиграф к нашему уроку.
«Чтобы поверить в добро, надо начать его делать»
— Как вы понимаете эти слова?
— Скажите друг другу что-нибудь доброе.
Регулятивные: контролируют свои действия
II. Актуализация знаний и постановка проблемы.
2 слайд пр.
— Посмотрите на коллаж .Кого вы узнаёте? Из каких они сказок? Кто автор этих сказок? Как называются эти сказки?
Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков.
Регулятивные: формулировать вместе с учителем учебную задачу урока в соответствием с целями и темой.
III. Беседа об авторе
3 слайд пр.
— Посмотрите на портрет Н.К. Абрамцевой. Как вы думаете, какой она была?
— Давайте повторим, что мы знаем об этой замечательной писательнице.
4 слайд пр.
Рассказ об авторе по мнемотаблице.
5 слайд пр.
— Давайте проверим, прочные ли у вас знания.
Работаем в парах (первоклассник + второклассник), заполняем пробелы в карточке.
— Кто готов, поднимите домик друзей
6 слайд пр.
Самопроверка.
— Поднимите руки, у кого всё верно? Молодцы!
Ребята, а как вы думаете, почему мы так подробно говорим о жизни Н.К.Абрамцевой? (Чтобы лучше понимать её произведения, она сама пример мужества и доброты)
— Что вы можете сказать о её сказках, какие они?(Добрые, нежные, поучительные, милые, о дружбе, иногда немного грустные, но простые и понятные)
— Каким общим названием объединила Н.К.Абрамцева свои сказки?(Сказки для добрых сердец)
7 – 8 слайд пр.
Виртуальная выставка книг Н.К.Абрамцевой
Регулятивные: планируют собственную деятельность,
находят нужную информацию через мнемотаблицы, учатся строить связное высказывание
Коммуникативные: уважение к мнению собеседника
IV Представление сказок, прочитанных детьми.
9 — 14 слайды пр.
Представление детьми прочитанных сказок при помощи рисунков и мнемотаблиц.
Физкультминутка
Регулятивные: планируют свой ответ.
Личностные: формирование установки на здоровый образ жизни
V. Совместное открытие новых знаний
Чтение сказки «Тише, пожалуйста, тише»
— Сегодня мы прочитаем ещё одну сказку Н.К.Абрамцевой. Вы обратили внимание, что вместо названия пустая строка?
— Как вы думаете, может ли сказка быть без названия?
— Ребята, произведения разных жанров могут быть без названия.Но у сказок Н.К.Абрамцевой названия есть. У всех. Почему же перед нами сказка без названия?
Д. – Мы будем сами придумывать названия и сравнивать их с авторским.
— Верно! А ещё мы попробуем объяснить ваш выбор и выбор автора.
Анализ сказки.
-
Актуализация эмоциональной памяти.
У. – Закрываем глазки. Вспоминаем самые яркие моменты сказки. Что вам видится, когда вы слышите слово речка?
Д. – Весёлый плеск воды, добрая, игривая, маленькая, солнечные зайчики бегают по воде, голубой-голубой, чистой-чистой…
— Найдите в тексте описание чистой речки.
2. Избавление от негативных эмоций.
— Что не понравилось вам в сказке, может, даже разозлило? Найдите в тексте и прочитайте.
Д. – Речка расстроилась, разозлилась на корягу, на лучик, на лосёнка, проснулась в плохом настроении…
— Ребята, а у нас, у людей так бывает?
— Как вы думаете, что нужно сделать в такой момент?( улыбнуться самому себе, постараться успокоиться)
— Почему так получилось?
— Что значит выражение «вышла из себя»?
3. Восстановление баланса. Положительные эмоции.
— А какие моменты показались вам наиболее светлыми, радостными? Подтвердите словами из текста.
Д. – Речка в начале сказки весёлая, красивая, разговорчивая, болтушка, у неё много друзей, все хотят с ней играть, вода чистая и прозрачная, солнышко – хороший друг, оно хотело развеселить речку.
4.Идентификация.
— С кем из героев вам хотелось бы дружить?
Д. – С чистой речкой, с лосёнком, с солнышком.
— А какой персонаж вам не нравится?
Д. – Болото, трясина, коряга.
5.Понимание внутреннего сюжета сказки.
— Ребята, мы с вами говорили об образах , встретившихся нам в сказке. А теперь обсудите в парах, какое название вы дали бы этой сказке. Посоветуйтесь и придите к единому мнению. Объясните, почему именно это название…
— Кто готов, поднимите домик друзей.
Д : (варианты названий)
«Добрая и злая речка»
Речка.
Речка и настроение.
Болото.
— Давайте посмотрим, как автор назвала свою сказку?
15 слайд пр.
— Как вы думаете, почему?
Д. – Не нужно обижаться друг на друга, ругаться, злиться тоже не надо.
— Надо учиться держать себя в руках и вовремя останавливаться.
— Запишите это авторское название на свои листочки
— Как вы думаете, а речка из сказки понимает, что зря разозлилась? Найдите подтверждение в тексте.
— А что происходит с нами, когда понимаешь, что делаешь что-то не то, а остановиться не можешь?
Д. – Совесть мучает, душа болит, чувствуешь себя виноватым и несчастным, одиноким, что плакать хочется…
— Как же исправить такую беду?
— А если наша речка расплачется от огорчения и будет плакать долго-долго, что произойдёт?
Д. – Она очистится, потечёт уже чистая речка.
Работа в группах по классам.
Восстановление последовательности событий в сказке.
18-19 слайд пр.
Первоклассники расставляют номера рисунков на мнемотаблице.
20 слайд пр.
Второклассники составляют словесную мнемотаблицу.
Самопроверка по слайдам пр.
Физкультминутка
Личностные: высказывать свою точку зрения, допускать существование других точек зрения, уметь работать в парах.
Регулятивные: формировать учебную задачу вместе с учителем.
Познавательные: формирование навыков самостоятельной работы с текстом, развитие образного и логического мышления, умение анализировать текст.
Познавательные: знаково-символическое моделирование;
Анализ объекта с целью выделения признаков
VI.Просмотр мультфильма «Осенняя встреча»
— Теперь я предлагаю посмотреть мультфильм по сценарию Натальи Абрамцевой «Осенняя встреча»
— Понравился ли вам мультфильм?
— Было ли вам грустно? Почему?
— А когда вы обрадовались?
— Кто из героев вам понравился? Почему?
— Кого вам стало жалко?
— На кого вы рассердились? Почему?
— С кем вы хотели бы подружиться?
Работа в смешанных группах.
— Перед вами три синквейна: о мальчике, об игрушечной собачке и о домашнем псе. Вы должны узнать героя по описанию и записать заглавие синквейна.
Проверка: чтение синквейна.
VII. Рефлексия.
20 слайд пр.
Оцените свою работу на уроке, отметьте нужный кружок.
VIII. Домашнее задание
1 класс – проиллюстрировать сказку «Тише…»
2 класс – синквейн про чистую речку и болото.
Источник: https://docbaza.ru/naurok/nachalnye_klassy/text-21960658.html
Конспект урока развития речи в 5 классе на тему «Радость есть особая мудрость»
Конспект урока
развития речи в 5 классе
на тему «Радость есть особая мудрость»
Решеткова Е.В., учительница русского языка и литературы МОУ «Октябрьская средняя общеобразовательная школа № 1»пгт. Октябрьский, 2007 г.
«Радость есть особая мудрость»
Цели урока:
— повторить изученные орфограммы и виды разбора; — повторить понятия текста, темы, основной мысли; — побудить учащихся к размышлению о том, что такое радость; — воспитывать стремление к прекрасному: к радости, красоте, доброте и чуткости.
Оборудование: мультимедийный проектор, листы бумаги, цветные карандаши, тетради по развитию речи, музыкальное сопровождение.
Ход урока:
I. Организационный момент. Приветствие. Запись даты, темы урока, объявление целей (слайд № 1).II. Беседа: — Испытывали ли вы когда-нибудь радость? — Какое это чувство? — Было ли у вас в жизни какое-нибудь радостное событие? — А что такое радость?В толковых словарях даются разные определения этого слова (слайд № 2 о радости с диаграммой)- Что же такое радость? (после ответов – слайд № 3 с определением радости).- А какое чувство является противоположным радости? (грусть).Верно. И я хочу прочитать вам сказку. В которой тоже соединились радость и грусть. Автор ее Надежда Абрамцева, а называется сказка «Тише, пожалуйста…тише».III. Чтение сказки (на фоне чтения – музыкальное сопровождение). Н. Абрамцева ТИШЕ, ПОЖАЛУЙСТА… ТИШЕГде-то в лесу жила-была речка. Чистая-чистая, прозрачная-прозрачная. Весь свой лес поила холодной водой. Каждому позволяла смотреться в себя, как в зеркало. Веселая добрая речка. Так было долго. Но однажды утром проснулась она в плохом настроении. То ли сон грустный увидала, то ли еще что случилось. Вздохнула речка печально, потянулась и зацепилась волной за корягу, поцарапалась. Совсем расстроилась речка, чуть помутнела вода. Заметило это солнце. Решило развеселить речку. Пощекотало ее своим длинным лучиком, да как-то неудачно: сломался луч, уколол и без того поцарапанную волну. Вскрикнула речка испуганно. «Что за глупые шутки?» — подумала она обиженно. А тут еще неприятность: кто-то больно толкнул речку копытцем. Оказывается, совсем маленький лосенок, покачиваясь на своих тоненьких ножках, пришел попить, запутался в речной траве и упал в воду, еле выбрался. Эта мелочь окончательно вывела речку из себя. Да. Расстроенная, испуганная, обиженная речка рассердилась, разозлилась, фыркнула и… вышла из себя. Из берегов своих… Сначала осторожно, на прибрежную траву. Дальше – до первых кустов. Потом закружилась вокруг стволов деревьев. Во все стороны, дальше, дальше, дальше растекается речка… И понимает, что не то делает, а вернуться не может. И коряга не хотела царапаться, и солнечный луч нечаянно уколол, и лосенок, конечно же, не нарочно упал в воду. Все понимает бывшая речка, а теперь бесформенная мелкая лужа. Все понимает, а вернуться не может… Сорвалась… Вышла из себя. И вперед бежать не может, сил больше нет… Качается почти стоячая вода меж кустов и деревьев. Гниют ветки, листья, трава в стоячей воде. Никто не пьет из бывшей речки, никто в нее не смотрится. Мутной, грязной, вязкой трясиной стала чистая, светлая речная вода… Болото… Неверные кочки… Ползучие стебли… Страшные черные оконца… Болото… А была речка. Была… Добрая, веселая лесная речка. Только вот из себя вышла… Выйти каждый может. Выйти легко… Очень… Слишком даже… Не надо кричать… и дверью хлопать не стоит… Спокойно… Зачем бить посуду?! Тише, пожалуйста… Тише…Пауза.IV. Продолжение беседы. — Понравилась ли вам сказка? — Какова тема? — Какова основная мысль? Где она находится? — Можно ли сказать, что у речки есть характер?Задание: опишите, какой вы видите речку до того, как она вышла из себя. — А вот какой ее запечатлели фотограф А.Заболоцкий (слайд «Реченька») — А это представление художника __________ (слайд № 4 – «Речка и мост»). — Какой речка стала потом? Почему?Физкультминутка.V. Орфографическая работа. — Давайте оформим ваши высказывания и мои характеристики. Записываем: орфографическая работа. Задание: записать слова, обозначить графически изученные орфограммы (2 человека работают у доски). Радостный (радость) Прекрасный (прекрасен) Грустный (грусть) Счастливый (счастье) Тоскливый Раздражительный Проверьте правильность написания (слайд № 5 – орфографическая работа).IV. Продолжение беседы. — Эти качества относятся и к человеку. — А что происходит с человеком, когда он выходит из себя? — Человек перестает себя контролировать. Он становится злым и раздражительным. Может накричать, причинить боль другому, и даже близкому. Тоска, уныние овладевают им. — Можно ли передать людям свое плохое или хорошее настроение? — да, если человек постоянно раздражается, окружающим людям рядом с ним неуютно. Свет и тепло передает человек радостный и веселый. Недаром говорится: (слайд № 6 с пословицами) «Мощь улыбка несет» «Радость молодит, а горе старит» «Доброму везде добро» «Мудрому человеку вся земля открыта» «Веселое слово – речи основа» «Веселье лучшее богатство».VII. Задание: запишите первую пословицу, графически обозначая орфограммы. Запишите слова в транскрипции.Мощь улыбка несет (улыбочка, нес). Улыбка [у л ы п к а] по 1 человеку у доски Несет [н и с о т]VIII. Продолжение беседы. На Востоке, в Индии считается, что пищу может готовить только добрый, веселый человек. На Руси, когда пекли пряники, пели песни. Такая пища напитывалась счастьем и радостью. И не надо забывать, что «чувство, бросаемое в пространство, как бумеранг, возвращается к своему хозяину». — Что такое бумеранг? (после ответов – слайд № 7 с определением бумеранга).- А в чем можно находить радость? Чему можно радоваться? — Можно ли испытывать это чувство, глядя на эту фотографию? (слайд № 8). — В красоте полей и лесов, неба и солнца, деревьев и трав, капелек росы на листьях, в улыбках, в полете ласточки. Будьте только внимательны. — Но есть еще одна радость. Это радость творчества. Ведь когда творишь, забываешь обо всех невзгодах, потому что душа твоя устремляется к прекрасному. Можно писать стихи, рисовать, слагать музыку, заниматься любимым делом. Вот как просто и в то же время мудро написал об этом мальчик Александр Ильин (слайд № 8 «Живу, дышу…»): Живу, дышу, и каждым мигом, Как вечным даром, дорожу, Любуюсь солнца ясным ликом И в звездах радость нахожу. А теперь попробуйте сами стать творцами радости.IX. Рисование под музыку. Задание: в течение нескольких минут попробуйте нарисовать радость в виде символа (показ рисунков).X. Итог урока. — Ребята, вы сумели украсить класс энергией радости. От ваших рисунков он стал теплее и уютнее. — А как вы думаете, справедливы ли слова, взятые мной в название урока? — Почему радость мудра? — Почему нужно жить в радости? — Об этом вы порассуждаете дома.XI. Домашнее задание (слайд № 9).
- Сочинение – рассуждение «Прав ли тот, кто утверждает, что «Радость есть особая мудрость»?
- (Для тех кому это задание покажется трудным) Составить словарный диктант на тему «Характер».
XII. Оценки.
XIII. Итог урока.
Источник: http://referat.znate.ru/text/index-36266.html
Живой родник сказок Натальи Абрамцевой
Сегодня
словно в живой источник окунулась, из чистого родника попила: весь день читаю
сказки Натальи Абрамцевой.
Сказки ее так же удивительны и необычны, как и судьба Наташи.
Сказки Натальи Абрамцевой заставляют задуматься о жизни, о своем месте в ней. Иногда они заканчиваются, казалось бы, риторическим вопросом, но он застревает в тебе — и не дает покоя…
«Сказки для добрых сердец» — так назван один из сборников Натальи Абрамцевой. Прочтите! Уверяю вас: не пожалеете! Они будут одинаково близки и понятны и детям, и взрослым!
Вот одна из них…
Тише, пожалуйста…
Где-то
в лесу жила-была речка. Чистая-чистая, прозрачная-прозрачная. Весь свой лес
поила прохладной водой. Каждому позволяла смотреться в себя, как в зеркало. Ни
с кем не ссорилась, со всеми болтала. Веселая, добрая речка.
Так
было долго. Но однажды утром проснулась она в плохом настроении. То ли сон
грустный увидела, то ли еще что случилось. Вздохнула речка печально, потянулась
и зацепилась волной за корягу, поцарапалась. Совсем расстроилась речка, чуть
помутнела ее вода. Заметило это солнце. Решило развеселить речку.
Пощекотало ее
своим длинным лучиком, да как-то неудачно: сломался луч, уколол и без того
поцарапанную волну. Вскрикнула речка испуганно. «Что за глупые шутки?» —
подумала она обиженно. А тут еще неприятность: кто-то больно толкнул речку копытцем.
Оказывается, совсем маленький лосенок, покачиваясь на своих тоненьких ножках,
пришел попить.
Запутался в речной траве и упал в воду, еле выбрался. Эта мелочь
окончательно вывела речку из себя.
Да,
расстроенная, испуганная, обиженная речка рассердилась, разозлилась, фыркнула
и… вышла из себя. Из берегов своих… Сначала осторожно, на прибрежную траву.
Дальше — до первых кустов. Потом закружилась вокруг стволов деревьев.
Во все
стороны, дальше, дальше, дальше растекается речка… И понимает, что не то делает,
а вернуться не может. И коряга не хотела царапаться, и солнечный луч нечаянно
уколол, и лосенок, конечно же, не нарочно упал в воду.
Все понимает речка, а
теперь — бесформенная мелкая огромная лужа. Все понимает, а вернуться не
может… Сорвалась… Вышла из себя. И вперед бежать не может, сил больше
нет… Качается почти стоячая вода меж кустов и деревьев. Гниют ветки, листья,
трава в стоячей воде.
Никто не пьет из бывшей речки, никто в нее не смотрится.
Мутной, грязной, вязкой трясиной стала чистая, светлая речная вода.
Болото…
Неверные кочки… Ползучие стебли… Страшные черные оконца… Болото…
А
была речка. Была… Добрая, веселая лесная речка. Только вот из себя вышла…
Выйти каждый может. Всегда может. Выйти легко… Очень-Слишком даже…
…Не
надо кричать… И дверью хлопать не стоит… Спокойно… Зачем бить посуду?!
Тише, пожалуйста… Тише…
Источник: http://iszelenije.blogspot.com/2015/03/blog-post_19.html
Наталья АБРАМЦЕВА. Тише, пожалуйста…
Добавлено: 14 августа 2014 | Просмотров: 3219
Где-то в лесу жила-была речка. Чистая-чистая, прозрачная-прозрачная. Весь свой лес поила прохладной водой. Каждому позволяла смотреться в себя, как в зеркало. Ни с кем не ссорилась, со всеми болтала. Веселая, добрая речка.
Так было долго. Но однажды утром проснулась она в плохом настроении.
То ли сон грустный увидела, то ли еще что случилось. Вздохнула речка печально, потянулась и зацепилась волной за корягу, поцарапалась. Совсем расстроилась речка, чуть помутнела ее вода. Заметило это солнце. Решило развеселить речку. Пощекотало ее своим длинным лучиком, да как-то неудачно: сломался луч, уколол и без того поцарапанную волну. Вскрикнула речка испуганно.
«Что за глупые шутки?» – подумала она обиженно. А тут еще неприятность: кто-то больно толкнул речку копытцем. Оказывается, совсем маленький лосенок, покачиваясь на своих тоненьких ножках, пришел попить. Запутался в речной траве и упал в воду, еле выбрался. Эта мелочь окончательно вывела речку из себя.
Да, расстроенная, испуганная, обиженная речка рассердилась, разозлилась, фыркнула и… вышла из себя. Из берегов своих… Сначала осторожно, на прибрежную траву. Дальше – до первых кустов. Потом закружилась вокруг стволов деревьев. Во все стороны, дальше, дальше, дальше растекается речка… И понимает, что не то делает, а вернуться не может.
И коряга не хотела царапаться, и солнечный луч нечаянно уколол, и лосенок, конечно же, не нарочно упал в воду. Все понимает речка, а теперь – бесформенная мелкая огромная лужа. Все понимает, а вернуться не может… Сорвалась… Вышла из себя. И вперед бежать не может, сил больше нет… Качается почти стоячая вода меж кустов и деревьев.
Гниют ветки, листья, трава в стоячей воде. Никто не пьет из бывшей речки, никто в нее не смотрится. Мутной, грязной, вязкой трясиной стала чистая, светлая речная вода.
Болото… Неверные кочки… Ползучие стебли… Страшные черные оконца… Болото…
А была речка. Была… Добрая, веселая лесная речка. Только вот из себя вышла… Выйти каждый может. Всегда может.
Выйти легко… Очень-Слишком даже…
…Не надо кричать… И дверью хлопать не стоит… Спокойно… Зачем бить посуду?! Тише, пожалуйста… Тише…
Небо было голубым, а тучка розовой. Не совсем розовой, скорее – белой. Розовыми были ее чудесные волосы (люди их называют перистыми облаками). Читать…
Куст сирени рос по одну сторону крылечка, темно-зеленая елка – по другую его сторону. А само крылечко принадлежало дачному домику. Куст был молод, разговорчив, ветви его были длинными и гибкими, а цвел он светло-светло-сиреневым цветом. Читать…
Источник: https://PeskarLib.ru/n-abramceva/tishe-pozhaluysta/