Конспект занятия во 2 классе. абрамцева «тише, пожалуйста!»

Конспект сказкотерапевтического занятия по сказке Абрамцева «Тише, пожалуйста, тише»

Сказкотерапевтическое занятие по сказке

Н. Абрамцева « Тише, пожалуйста, тише »

Цель: создание условий для комплексного решения актуальных:  эмоциональных, личностных и коммуникативных  проблем у детей.

Задачи:

  • Развивать эмоциональную саморегуляцию установления положительных взаимоотношений с другими детьми и взрослыми.
  • Познакомить с приемами эффективного поведения в конфликтных ситуациях.
  • Способствовать снятию психо-эмоционального напряжения, снижению уровня агрессивности.
  • Корректировать и предупреждать поведенческие отклонения.
  • Воспитывать в детском сознании правильного восприятия окружающего мира, в соответствии с моральными правилами и нормами.

Необходимые атрибуты:

— пиктограммы

— картинки домов Добра и Зла

— космическая музыка, музыка реки, для релаксации

— волшебная палочка

-пульверизатор

— фигурки животных

— листы бумаги, краски, кисти

— картинки «правила совладения с отрицательными эмоциями»

— шарики «злинки»

Ход сказкотерапевтического занятия:

Здравствуйте ребята и родители. Я рада новой встрече с вами, рада вашим улыбкам, рада, видеть ваши симпатичные лица. И вновь хочу пригласить вас в мир загадок, чудес тайн, мудрости — в мир Сказки. С помощью различных сказочных персонажей мы будем учиться фантазировать, играть, учиться понимать друг друга и себя.

Однажды, много лет назад, когда я была таким же ребенком, как и вы, услышала от одной серьёзной женщины такие слова: «Нужно сохранять свое эмоциональное равновесие».

«Ох и чудные же эти взрослые, всё время изъясняются каким-то непонятным языком»- подумала я. Недавно я вдруг вспомнила эту фраз и решила с вами посоветоваться, что же это такое «Своё эмоциональное равновесие (рассуждения детей).

О каких эмоциях мы уже с вами говорили? (страх, злость радость, удивление…- демонстрация пиктограмм).

Обратите внимание

Итак, сохранять своё эмоциональное равновесие — это значит уметь управлять своими эмоциями, а значит своим поведением.

Мы уже с вами знаем, что у каждого человека есть Душа, как мы ещё е называли — Фея Душа, которая является хозяйкой нашего внутреннего дворика.

Кто помнит, чьи дома ещё находятся в нашем внутреннем дворике? (дома феи Красоты волшебника Ума, феи Доброты и т.д.) И у всех людей эти дома разные.

У некоторых самый высокий и крепкий дом — дом феи Доброты, а у других людей, к сожалению, дом феи Злючки (демонстрация картинок домов, которые дети рисовали на прошлых занятиях)

А давайте мы попробуем сравнить нашу Душу с солнышком.

Дыхательная гимнастика «Солнышко»

К сожалению, наше солнышко не всегда светит, греет и радует. Иногда его заслоняют грозные тучки, атакуют злые колючки, ранят страшилки, дразнилки.

Что же делать, если в нашем внутреннем дворике поселяются нежелательные гости? (размышления детей).

А давайте представим как будто мы с вами уже стали взрослыми. И попали мы немного-немало, в Государственную Думу. А там серьёзные тёти и дяди думу думают, да разные законы и правила составляют. Вот и мы с вами сейчас подумаем и вместе выработаем такие законы и правила, которые помогут нам легко преодолевать различные трудности.

А теперь поднимите руки те, кто отправится со мной в Сказочную Думу, те, кто не боится ни каких трудностей и готов самоотверженно сражаться с такими врагами нашей души, как Гнев, Зависть, Страх, Неприязнь, Досада.

Игра «Эмоция замри»

(участники свободно передвигаются по залу). По команде ведущего: раз, два, три, фигура радости замри. Все замирают с выражением радости. Аналогично с эмоциями зла, страха, удивления, грусти, стыда, гордости.

Важно

Сегодня я приглашаю вас в сказку; Н. Абрамцева «Тише, пожалуйста, тише» Слушайте внимательно, да помните о том, что сказка ложь, да в ней намек — добрым молодцам, да девицам урок.

Ритуал вхождения в сказку.

Медитация: Огонь волшебный и могучий, развей! над нами злые тучи, сердца ты наши обогрей, введи нас в сказку поскорей.

Чтение сказки

Николай Абрамцев «Тише, пожалуйста, тише».

1. Где то в лесу жила была речка. Чистая-чистая, прозрачная-прозрачная. Весь свой лес поила холодной водой. Каждому позволяла смотреться в себя, как в зеркало. Ни с кем не ссорилась, со всеми болтала, весёлая, добрая речка была.

2. Так было долго. Но однажды утром проснулась она в плохом настроении. То ли сон грустный увидала, то ли ещё что случилось. Вздохнула речка печально.

3. Потянулась и зацепилась волной за корягу, поцарапалась. Совсем расстроилась речка, чуть помутнела вода. Заметило это солнце. Решило развеселить речку Пощекотало её своим длинным лучиком, да как то неудачно: сломался луч, уколол без того поцарапанную волну. Вскрикнула речка испуганно, «что за глупые шутки?» подумала она обиженно.

А тут ещё неприятность: кто то больно толкнул речку копытцем. Оказывается, совсем маленький лосёнок, покачиваясь на своих тоненьких ножках, пришёл попить. Запутался в речной траве и упал в воду, да еле выбрался. Эта мелочь окончательно вывела речку из себя. Да.

Расстроенная, испуганная обиженная речка рассердилась, разозлилась, фыркнула и вышла из себя.

4. Из берегов своих… Сначала осторожно, на прибрежную траву. Дальше — до первых кустов. Потом закружилась вокруг стволов деревьев. Во все стороны дальше, дальше, дальше растекается речка…

Совет

И понимает, что не то делает, вернуться не может, коряга не хотела царапаться, и солнечный луч нечаянно уколол, и лосёнок, конечно же, не нарочно упал в воду. Всё понимает бывшая речка, а теперь бесформенна мелкая лужа. Всё понимает, а вернуться, не может…

Сорвалась… Вышла из себя. I вперёд бежать не может, сил больше нет.

5. Качается почти стоячая вода меж кустов и деревьев. Гниют ветки, листья, трава в стоячей воде. Никто не пьёт из бывшей речки, никто в неё не смотрится. Мутной грязной, вязкой трясиной стала чистая, светлая речная вода… Болото… Неровные кочки… Ползучие стебли… Страшные чёрные оконца… Опять болото, а была речка. Была…

Только вот из себя вышла… Выйти каждый может. Всегда может. Выйти легко. Очень… Слишком даже… и не надо кричать… и дверью хлопать не стоит… ногам топать… спокойно… тише, пожалуйста, тише…

Вот такая история приключилась с Речкой. У кого из вас без видимой причины портилось настроение, приходила Злость, Страх или просто все вокруг раздражал! или хотелось отомстить, сделать больно? — поднимите руку.

Можно сделать вывод, что Речка не одна такая, что и вы обладаете не только добрыми, позитивными чувствами, но и, возможно даже злыми.

Скажите мне на ушко, что портит вам настроение, что вас беспокоит?

Чтобы ответить на многие вопросы, я предлагаю вам поиграть в эту сказку погрузиться в неё, примерить на себя чувства Речки.

Повторение 1 отрывка (музыка реки)

Хотели бы вы, чтобы я вас превратила с помощью волшебной палочки в Речку? Те, до кого я коснусь, изображают мимикой, жестами, телодвижениями, голосом, речку из начала сказки. Тот, кто покажет самый удачный вариант, становится волшебником и превращает всех детей в одну Речку.

Теперь возьмитесь за руки и образуйте длинную-длинную реку и под музыку воды обойдем свои владения.

  • медленно и ровно текла река по равнине
  • сверкала под летним солнышком (взмахи руками)
  • радовалась тёплому дождичку (пульверизатор)
  • протекала под упавшим деревом (шаг с наклоном)
  • преодолевала крутые пороги (перепрыгивание через коробки, стулья ,здоровалась со всеми и поила животных и растения свежей водой (здороваются и «поят» из ладошек родителей).

Вот такая замечательная жизнь у нашей Речки была

Работа за столом ( рисование)

Разделите лист на 4 части и в левом верхнем углу нарисуйте образ Речки в виде какого-нибудь предмета, животного, человека, феи и т.д.)

Повторение 2 отрывка

Теперь в правом верхнем углу нарисуйте, какие изменения произошли с Речкой момента нашего знакомства с ней в начале сказки.

Можно ли сказать, что она виновата в том, что она испытывает чувство печали начале сказки?

Повторение 3 отрывка

Обратите внимание

Как вы думаете, кто же виноват в том, что речка рассердилась, вышла из себя. Кто желал ей зла?

Игра «Согласие-несогласие» (с закрытыми глазами)

«ДА»- шаг вперед

«НЕТ»- шаг назад

Я думаю, что сейчас Речка:

  • безразличная
  • напряженная
  • гневная
  • счастливая
  • раздраженная
  • спокойная
  • прозрачная
  • тревожная
  • ласковая
  • красная
  • добродушная

Рисование 3 отрывка

А сейчас давайте представим себя маленькими экстрасенсами, закройте глаза прислонитесь ладошкой к 3 рисунку и попробуйте прочувствовать душевное состояние нарисованного вами образа (досада, раздражение, обида, злоба).

Повторение 4 отрывка

«… вышла из себя и сил уж больше нет…» А с вами бывало такое? Что вы при этом делали?

Давайте подумаем, что бы мы могли сказать Речке, как помочь ей совладать своим поведением? (размышления детей)

А если нам обратиться к таким верным подругам феи Души как фее Любви и с Доброте, фее Терпении? Как они могут помочь душе Речки?

Вот видите, мы с вами пришли к доказательству того, что добро и зло живут

Читайте также:  Сценарий весеннего концерта к 8 марта в старшей группе детского сада

одной душе.

Игра «Изобрази речку»

Какую речку вам легче изобразить?

Игра «Ладошки»

Приготовьте свои ладошки. Громко хлопните, если считаете, что пословица подходит к данной ситуации. Если нет, то сложите ладони в крепкий замок.

  • Гнев — плохой советчик.
  • Сделал дело — гуляй смело.
  • Раздулся пузырь, да и лопнул.
  • Кто гнев одолевает, тот крепок бывает.
  • Топор своего дорубится.
  • До времени всё с рук сходит.
  • Душа согрешила, а тело в ответе.

Можно сказать, что её чувства накалены до предела?

Повторение 5 отрывка

Дети образуют круг из ленточки (болото) и выполняют движения, соответствен тексту.

А теперь закройте глаза, вспомните и скажите мне какой была Речка на цвет начале сказке,… а на вкус?

А какого цвета стала Речка после того, что с ней приключилось? А на вкус?

А теперь давайте потрогаем её рукой. Какая она? (жесткая, ядовитая, пачкающая..) Рисование 4 рисунка

В правом нижнем углу нарисуйте речку из конца сказки. Какие изменения с ней произошли?

Важно

Игра «Работа с чувствами»

Вытяните руки вперед. Если вы согласны с моим утверждением- распрямите пальцы, если нет- сожмите их в кулак.

  • Речка стала безразличной
  • усталой
  • шустрой
  • злой -тоскливой
  • здоровой
  • глупой
  • обиженной
  • одинокой
  • счастливой

А теперь рассмотрим наши рисунки. Мы видим 4 образа Речки. Какой образ вам больше нравится? А с каким вам никогда не хотелось бы встречаться, дружить?

Мы с вами пронаблюдали за теми изменениями, которые произошли с Речкой и еще раз убедились в том, что добро и зло могут одновременно жить в одной душе.

Что же делать Речке и всем тем, в чью душу проникает зло? Как его победить? Как сохранить наше внутреннее солнышко от злых тучек?

Давайте мы вместе выведем несколько волшебных правил

(все пункты правил сопровождаются рисунками).

  1. Скажи себе «СТОП». Каждый раз, когда хочется ударить, толкнуть или обидеть словами, нужно дотронуться до кармашка, где лежит знак (всем детям раздаются знаки), глубоко вдохнуть и посчитать до 10.

  2. Если очень хочется ударить, сильно сожмите кулаки и расслабьте их (знак «кулак»)

  3. Если хочется плакать, то можно и поплакать (знак «подушка»)

  4. Не терпите обиду, а поговорите с тем, кому доверяете, кто вас не осудит, выслушает (мама, животное, игрушка).

5. Можно доверить свои тайны дневнику, рисунку или подушке

6. Если мысли остаются злыми даже спустя время, а вы не знаете как помириться, то выпустите свои эмоции на волю, но не вымещайте их на других.

Как это сделать, я могу вас научить. Смотрите и повторяйте за мной.

Упражнение «Цветок и злинка»

Представьте себе, нераскрывшийся бутон цветка. Внутри этого цветка находится невидимое облачко аромата (запах). Так и внутри нас находится невидимая «злинка». Мы не должны держать наши «злинки» внутри себя, так же как и цветок не держит аромат внутри себя.

Заглянем внутрь цветка как будто внутрь себя и выпустим наши «злинки» на просторы, так же как цветок выпускает аромат. А ещё мы простим нашу «злинку» за то, что она поселилась в нас без спроса и попросим у неё прощения, за то, что не отпустили её раньше.

Говорим слова: «я отпускаю тебя «злинка», ты свободна».

Упражнение на релаксацию «Шарик»

Во время ссоры наше тело напряжено, от чего мы чувствуем себя плохо. Чтобы убедиться в этом, давайте проведём эксперимент.

Возьмите в руку маленький шарик-это наша злинка. Зажмите сильно шарик в кулаке и потрясите рукой. Шарик выпал? Нет! А теперь раскройте ладонь, расслабьте пальцы, положите шарик и потрясите рукой, шарик выпал, а значит мы сможем освободиться от плохих эмоций, расслабив тело. Попробуем этому научится.

Упражнение на релаксацию «Снежная баба»

Сейчас мы с вами будем катать по полу воображаемые комья снега. Теперь мы слепим снежную бабу. И так, получилась красивая снежная баба (дети изображают её). Есть у неё голова, туловище, две руки, которые чуть торчат в стороны, и стоит она на прочном основании. Ночью подул холодный ветер и стала наша баба замерзать.

Совет

С начало у неё замёрзла голова (дети напрягают мышцы лица и шеи), потом плечи, туловище, ноги. А ветер дует всё сильнее, хочет разрушить снежную бабу. Уперлась она своим основанием (дети сильно напрягают и расставляют ноги). Не удалось ветру разрушить её, а утром выглянуло солнышко. Увидело оно снежную бабу и решило её отогреть.

Стало солнышко припекать, а баба наша таять. Сначала растаяла голова (дети отпускают голову), потом плечи (расслабляют и отпускают плечи), потом руки (аналогично), потом туловище (дети, как бы оседая, склоняются вперёд), а потом и ноги (сгибают ноги в коленях, затем садятся, а потом ложатся на пол).

Солнышко греет, снежная баба тает и превращается в лужицу, растекающуюся по земле.

А наше занятие подошло к концу. Берегите себя и свое душевное равновесие!

Источник: https://infourok.ru/konspekt-skazkoterapevticheskogo-zanyatiya-po-skazke-abramceva-tishe-pozhaluysta-tishe-1238567.html

Конспект урока по литературному чтению Н.К. Амбрамцева Сказки для добрых сердец

Приложение 2

к Положению

о технологической карте

Дата 18.03.2016

Класс 1-2 класс-комплект

Предмет литературное чтение_

Технологическая карта урока № _____

Тема

Н. К. Абрамцева «Сказки для добрых сердец»

Цель

Расширять читательский кругозор обучающихся на примере жизни и творчества

Н. К. Абрамцевой

Формировать УУД:

  • Личностные: воспитание норм морали и нравственности через принятие идейной нагрузки художественного произведения; формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения поставленных задач
  • Регулятивные: постановка и сохранение учебной задачи; умение ориентироваться в текстовом массиве, перечитывать текст, отыскивать информацию, необходимую для ответа на вопрос
  • Коммуникативные: готовность слушать собеседника и вести диалог, формулировать собственное мнение и позицию; воспитывать культуру речи, доброжелательное отношение к мнению других; формировать договорные отношения при решении общих задач в совместной деятельности
  • Познавательные: формирование навыков самостоятельной работы с текстом; развитие образного и логического мышления, творческого воображения детей; овладение логическими действиями сравнения, анализа, установления аналогий и причинно-следственных связей, построение суждений

Планируемые результаты

Предметные: знать биографию Н.К.Абрамцевой. Уметь пересказывать сказку, пользуясь мнемотаблицей .

Личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своѐ действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учѐта характера сделанных ошибок; высказывать своѐ предположение (Регулятивные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).

Инструментальный блок

Задачи урока

Образовательные: Формировать представление о биографии Н.К.Абрамцевой.. Формировать умение пересказывать сказку; правильно оформлять мнемотаблицу..

Способствовать развитию устной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления.

Воспитывать культуру поведения при парной, фронтальной, групповой работе.

Тип урока

Урок обобщения и систематизации предметных знаний.

Учебно-методический комплекс

Презентация «Сказки для добрых сердец»

Проектор, компьютер

Раздаточный материал

Мультфильм «Осенняя встреча»

Организационно-деятельностный блок

Основные понятия

Организация урока:

Организация пространства

Парная, групповая, фронтальная

работа

Межпредметные связи

Литературное чтение

Организация урока

Этапы урока

Ход урока

УУД

I. Оргмомент

Мелодия «В гостях у сказки»

1 слайд пр.

— Прочитайте эпиграф к нашему уроку.

«Чтобы поверить в добро, надо начать его делать»

— Как вы понимаете эти слова?

— Скажите друг другу что-нибудь доброе.

Регулятивные: контролируют свои действия

II. Актуализация знаний и постановка проблемы.

2 слайд пр.

— Посмотрите на коллаж .Кого вы узнаёте? Из каких они сказок? Кто автор этих сказок? Как называются эти сказки?

Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков.

Регулятивные: формулировать вместе с учителем учебную задачу урока в соответствием с целями и темой.

III. Беседа об авторе

3 слайд пр.

— Посмотрите на портрет Н.К. Абрамцевой. Как вы думаете, какой она была?

— Давайте повторим, что мы знаем об этой замечательной писательнице.

4 слайд пр.

Рассказ об авторе по мнемотаблице.

5 слайд пр.

— Давайте проверим, прочные ли у вас знания.

Работаем в парах (первоклассник + второклассник), заполняем пробелы в карточке.

— Кто готов, поднимите домик друзей

6 слайд пр.

Самопроверка.

— Поднимите руки, у кого всё верно? Молодцы!

Ребята, а как вы думаете, почему мы так подробно говорим о жизни Н.К.Абрамцевой? (Чтобы лучше понимать её произведения, она сама пример мужества и доброты)

— Что вы можете сказать о её сказках, какие они?(Добрые, нежные, поучительные, милые, о дружбе, иногда немного грустные, но простые и понятные)

Читайте также:  Классный час 4 класс. обучение общению

— Каким общим названием объединила Н.К.Абрамцева свои сказки?(Сказки для добрых сердец)

7 – 8 слайд пр.

Виртуальная выставка книг Н.К.Абрамцевой

Регулятивные: планируют собственную деятельность,

находят нужную информацию через мнемотаблицы, учатся строить связное высказывание

Коммуникативные: уважение к мнению собеседника

IV Представление сказок, прочитанных детьми.

9 — 14 слайды пр.

Представление детьми прочитанных сказок при помощи рисунков и мнемотаблиц.

Физкультминутка

Регулятивные: планируют свой ответ.

Личностные: формирование установки на здоровый образ жизни

V. Совместное открытие новых знаний

Чтение сказки «Тише, пожалуйста, тише»

— Сегодня мы прочитаем ещё одну сказку Н.К.Абрамцевой. Вы обратили внимание, что вместо названия пустая строка?

— Как вы думаете, может ли сказка быть без названия?

— Ребята, произведения разных жанров могут быть без названия.Но у сказок Н.К.Абрамцевой названия есть. У всех. Почему же перед нами сказка без названия?

Д. – Мы будем сами придумывать названия и сравнивать их с авторским.

— Верно! А ещё мы попробуем объяснить ваш выбор и выбор автора.

Анализ сказки.

  1. Актуализация эмоциональной памяти.

У. – Закрываем глазки. Вспоминаем самые яркие моменты сказки. Что вам видится, когда вы слышите слово речка?

Д. – Весёлый плеск воды, добрая, игривая, маленькая, солнечные зайчики бегают по воде, голубой-голубой, чистой-чистой…

— Найдите в тексте описание чистой речки.

2. Избавление от негативных эмоций.

— Что не понравилось вам в сказке, может, даже разозлило? Найдите в тексте и прочитайте.

Д. – Речка расстроилась, разозлилась на корягу, на лучик, на лосёнка, проснулась в плохом настроении…

— Ребята, а у нас, у людей так бывает?

— Как вы думаете, что нужно сделать в такой момент?( улыбнуться самому себе, постараться успокоиться)

— Почему так получилось?

— Что значит выражение «вышла из себя»?

3. Восстановление баланса. Положительные эмоции.

— А какие моменты показались вам наиболее светлыми, радостными? Подтвердите словами из текста.

Обратите внимание

Д. – Речка в начале сказки весёлая, красивая, разговорчивая, болтушка, у неё много друзей, все хотят с ней играть, вода чистая и прозрачная, солнышко – хороший друг, оно хотело развеселить речку.

4.Идентификация.

— С кем из героев вам хотелось бы дружить?

Д. – С чистой речкой, с лосёнком, с солнышком.

— А какой персонаж вам не нравится?

Д. – Болото, трясина, коряга.

5.Понимание внутреннего сюжета сказки.

— Ребята, мы с вами говорили об образах , встретившихся нам в сказке. А теперь обсудите в парах, какое название вы дали бы этой сказке. Посоветуйтесь и придите к единому мнению. Объясните, почему именно это название…

— Кто готов, поднимите домик друзей.

Д : (варианты названий)

«Добрая и злая речка»

Речка.

Речка и настроение.

Болото.

— Давайте посмотрим, как автор назвала свою сказку?

15 слайд пр.

— Как вы думаете, почему?

Д. – Не нужно обижаться друг на друга, ругаться, злиться тоже не надо.

— Надо учиться держать себя в руках и вовремя останавливаться.

— Запишите это авторское название на свои листочки

— Как вы думаете, а речка из сказки понимает, что зря разозлилась? Найдите подтверждение в тексте.

— А что происходит с нами, когда понимаешь, что делаешь что-то не то, а остановиться не можешь?

Д. – Совесть мучает, душа болит, чувствуешь себя виноватым и несчастным, одиноким, что плакать хочется…

— Как же исправить такую беду?

— А если наша речка расплачется от огорчения и будет плакать долго-долго, что произойдёт?

Д. – Она очистится, потечёт уже чистая речка.

Работа в группах по классам.

Восстановление последовательности событий в сказке.

18-19 слайд пр.

Первоклассники расставляют номера рисунков на мнемотаблице.

20 слайд пр.

Второклассники составляют словесную мнемотаблицу.

Самопроверка по слайдам пр.

Физкультминутка

Личностные: высказывать свою точку зрения, допускать существование других точек зрения, уметь работать в парах.

Регулятивные: формировать учебную задачу вместе с учителем.

Познавательные: формирование навыков самостоятельной работы с текстом, развитие образного и логического мышления, умение анализировать текст.

Познавательные: знаково-символическое моделирование;

Анализ объекта с целью выделения признаков

VI.Просмотр мультфильма «Осенняя встреча»

— Теперь я предлагаю посмотреть мультфильм по сценарию Натальи Абрамцевой «Осенняя встреча»

— Понравился ли вам мультфильм?

— Было ли вам грустно? Почему?

— А когда вы обрадовались?

— Кто из героев вам понравился? Почему?

— Кого вам стало жалко?

— На кого вы рассердились? Почему?

— С кем вы хотели бы подружиться?

Работа в смешанных группах.

— Перед вами три синквейна: о мальчике, об игрушечной собачке и о домашнем псе. Вы должны узнать героя по описанию и записать заглавие синквейна.

Проверка: чтение синквейна.

VII. Рефлексия.

20 слайд пр.

Оцените свою работу на уроке, отметьте нужный кружок.

VIII. Домашнее задание

1 класс – проиллюстрировать сказку «Тише…»

2 класс – синквейн про чистую речку и болото.

Источник: https://docbaza.ru/naurok/nachalnye_klassy/text-21960658.html

Конспект урока развития речи в 5 классе на тему «Радость есть особая мудрость»

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Октябрьская средняя общеобразовательная школа № 1»

Конспект урока

развития речи в 5 классе

на тему «Радость есть особая мудрость»

Решеткова Е.В., учительница русского языка и литературы МОУ «Октябрьская средняя общеобразовательная школа № 1»пгт. Октябрьский, 2007 г.

«Радость есть особая мудрость»

Цели урока:

— повторить изученные орфограммы и виды разбора; — повторить понятия текста, темы, основной мысли; — побудить учащихся к размышлению о том, что такое радость; — воспитывать стремление к прекрасному: к радости, красоте, доброте и чуткости.

Оборудование: мультимедийный проектор, листы бумаги, цветные карандаши, тетради по развитию речи, музыкальное сопровождение.

Ход урока:

I. Организационный момент. Приветствие. Запись даты, темы урока, объявление целей (слайд № 1).II. Беседа: — Испытывали ли вы когда-нибудь радость? — Какое это чувство? — Было ли у вас в жизни какое-нибудь радостное событие? — А что такое радость?В толковых словарях даются разные определения этого слова (слайд № 2 о радости с диаграммой)- Что же такое радость? (после ответов – слайд № 3 с определением радости).- А какое чувство является противоположным радости? (грусть).Верно. И я хочу прочитать вам сказку. В которой тоже соединились радость и грусть. Автор ее Надежда Абрамцева, а называется сказка «Тише, пожалуйста…тише».III. Чтение сказки (на фоне чтения – музыкальное сопровождение). Н. Абрамцева ТИШЕ, ПОЖАЛУЙСТА… ТИШЕГде-то в лесу жила-была речка. Чистая-чистая, прозрачная-прозрачная. Весь свой лес поила холодной водой. Каждому позволяла смотреться в себя, как в зеркало. Веселая добрая речка. Так было долго. Но однажды утром проснулась она в плохом настроении. То ли сон грустный увидала, то ли еще что случилось. Вздохнула речка печально, потянулась и зацепилась волной за корягу, поцарапалась. Совсем расстроилась речка, чуть помутнела вода. Заметило это солнце. Решило развеселить речку. Пощекотало ее своим длинным лучиком, да как-то неудачно: сломался луч, уколол и без того поцарапанную волну. Вскрикнула речка испуганно. «Что за глупые шутки?» — подумала она обиженно. А тут еще неприятность: кто-то больно толкнул речку копытцем. Оказывается, совсем маленький лосенок, покачиваясь на своих тоненьких ножках, пришел попить, запутался в речной траве и упал в воду, еле выбрался. Эта мелочь окончательно вывела речку из себя. Да. Расстроенная, испуганная, обиженная речка рассердилась, разозлилась, фыркнула и… вышла из себя. Из берегов своих… Сначала осторожно, на прибрежную траву. Дальше – до первых кустов. Потом закружилась вокруг стволов деревьев. Во все стороны, дальше, дальше, дальше растекается речка… И понимает, что не то делает, а вернуться не может. И коряга не хотела царапаться, и солнечный луч нечаянно уколол, и лосенок, конечно же, не нарочно упал в воду. Все понимает бывшая речка, а теперь бесформенная мелкая лужа. Все понимает, а вернуться не может… Сорвалась… Вышла из себя. И вперед бежать не может, сил больше нет… Качается почти стоячая вода меж кустов и деревьев. Гниют ветки, листья, трава в стоячей воде. Никто не пьет из бывшей речки, никто в нее не смотрится. Мутной, грязной, вязкой трясиной стала чистая, светлая речная вода… Болото… Неверные кочки… Ползучие стебли… Страшные черные оконца… Болото… А была речка. Была… Добрая, веселая лесная речка. Только вот из себя вышла… Выйти каждый может. Выйти легко… Очень… Слишком даже… Не надо кричать… и дверью хлопать не стоит… Спокойно… Зачем бить посуду?! Тише, пожалуйста… Тише…Пауза.IV. Продолжение беседы. — Понравилась ли вам сказка? — Какова тема? — Какова основная мысль? Где она находится? — Можно ли сказать, что у речки есть характер?Задание: опишите, какой вы видите речку до того, как она вышла из себя. — А вот какой ее запечатлели фотограф А.Заболоцкий (слайд «Реченька») — А это представление художника __________ (слайд № 4 – «Речка и мост»). — Какой речка стала потом? Почему?Физкультминутка.V. Орфографическая работа. — Давайте оформим ваши высказывания и мои характеристики. Записываем: орфографическая работа. Задание: записать слова, обозначить графически изученные орфограммы (2 человека работают у доски). Радостный (радость) Прекрасный (прекрасен) Грустный (грусть) Счастливый (счастье) Тоскливый Раздражительный Проверьте правильность написания (слайд № 5 – орфографическая работа).IV. Продолжение беседы. — Эти качества относятся и к человеку. — А что происходит с человеком, когда он выходит из себя? — Человек перестает себя контролировать. Он становится злым и раздражительным. Может накричать, причинить боль другому, и даже близкому. Тоска, уныние овладевают им. — Можно ли передать людям свое плохое или хорошее настроение? — да, если человек постоянно раздражается, окружающим людям рядом с ним неуютно. Свет и тепло передает человек радостный и веселый. Недаром говорится: (слайд № 6 с пословицами) «Мощь улыбка несет» «Радость молодит, а горе старит» «Доброму везде добро» «Мудрому человеку вся земля открыта» «Веселое слово – речи основа» «Веселье лучшее богатство».VII. Задание: запишите первую пословицу, графически обозначая орфограммы. Запишите слова в транскрипции.Мощь улыбка несет (улыбочка, нес). Улыбка [у л ы п к а] по 1 человеку у доски Несет [н и с о т]VIII. Продолжение беседы. На Востоке, в Индии считается, что пищу может готовить только добрый, веселый человек. На Руси, когда пекли пряники, пели песни. Такая пища напитывалась счастьем и радостью. И не надо забывать, что «чувство, бросаемое в пространство, как бумеранг, возвращается к своему хозяину». — Что такое бумеранг? (после ответов – слайд № 7 с определением бумеранга).- А в чем можно находить радость? Чему можно радоваться? — Можно ли испытывать это чувство, глядя на эту фотографию? (слайд № 8). — В красоте полей и лесов, неба и солнца, деревьев и трав, капелек росы на листьях, в улыбках, в полете ласточки. Будьте только внимательны. — Но есть еще одна радость. Это радость творчества. Ведь когда творишь, забываешь обо всех невзгодах, потому что душа твоя устремляется к прекрасному. Можно писать стихи, рисовать, слагать музыку, заниматься любимым делом. Вот как просто и в то же время мудро написал об этом мальчик Александр Ильин (слайд № 8 «Живу, дышу…»): Живу, дышу, и каждым мигом, Как вечным даром, дорожу, Любуюсь солнца ясным ликом И в звездах радость нахожу. А теперь попробуйте сами стать творцами радости.IX. Рисование под музыку. Задание: в течение нескольких минут попробуйте нарисовать радость в виде символа (показ рисунков).X. Итог урока. — Ребята, вы сумели украсить класс энергией радости. От ваших рисунков он стал теплее и уютнее. — А как вы думаете, справедливы ли слова, взятые мной в название урока? — Почему радость мудра? — Почему нужно жить в радости? — Об этом вы порассуждаете дома.XI. Домашнее задание (слайд № 9).

  1. Сочинение – рассуждение «Прав ли тот, кто утверждает, что «Радость есть особая мудрость»?
  2. (Для тех кому это задание покажется трудным) Составить словарный диктант на тему «Характер».
Читайте также:  Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе. свойства стекла

XII. Оценки.

XIII. Итог урока.

Источник: http://referat.znate.ru/text/index-36266.html

Живой родник сказок Натальи Абрамцевой

Сегодня
словно в живой источник окунулась, из чистого родника попила: весь день читаю
сказки Натальи Абрамцевой. 

Сказки ее так же удивительны и необычны, как и судьба Наташи.

                             

Сказки Натальи Абрамцевой заставляют задуматься о жизни, о своем месте в ней. Иногда они заканчиваются, казалось бы, риторическим вопросом, но он застревает в тебе — и не дает покоя…

«Сказки для добрых сердец» — так назван один из сборников Натальи Абрамцевой. Прочтите! Уверяю вас: не пожалеете! Они будут одинаково близки и понятны и детям, и взрослым!

Вот одна из них…

Тише, пожалуйста…

Где-то
в лесу жила-была речка. Чистая-чистая, прозрачная-прозрачная. Весь свой лес
поила прохладной водой. Каждому позволяла смотреться в себя, как в зеркало. Ни
с кем не ссорилась, со всеми болтала. Веселая, добрая речка.

Так
было долго. Но однажды утром проснулась она в плохом настроении. То ли сон
грустный увидела, то ли еще что случилось. Вздохнула речка печально, потянулась
и зацепилась волной за корягу, поцарапалась. Совсем расстроилась речка, чуть
помутнела ее вода. Заметило это солнце. Решило развеселить речку.

Пощекотало ее
своим длинным лучиком, да как-то неудачно: сломался луч, уколол и без того
поцарапанную волну. Вскрикнула речка испуганно. «Что за глупые шутки?» —
подумала она обиженно. А тут еще неприятность: кто-то больно толкнул речку копытцем.
Оказывается, совсем маленький лосенок, покачиваясь на своих тоненьких ножках,
пришел попить.

Запутался в речной траве и упал в воду, еле выбрался. Эта мелочь
окончательно вывела речку из себя.

Да,
расстроенная, испуганная, обиженная речка рассердилась, разозлилась, фыркнула
и… вышла из себя. Из берегов своих… Сначала осторожно, на прибрежную траву.
Дальше — до первых кустов. Потом закружилась вокруг стволов деревьев.

Во все
стороны, дальше, дальше, дальше растекается речка… И понимает, что не то делает,
а вернуться не может. И коряга не хотела царапаться, и солнечный луч нечаянно
уколол, и лосенок, конечно же, не нарочно упал в воду.

Важно

Все понимает речка, а
теперь — бесформенная мелкая огромная лужа. Все понимает, а вернуться не
может… Сорвалась… Вышла из себя. И вперед бежать не может, сил больше
нет… Качается почти стоячая вода меж кустов и деревьев. Гниют ветки, листья,
трава в стоячей воде.

Никто не пьет из бывшей речки, никто в нее не смотрится.
Мутной, грязной, вязкой трясиной стала чистая, светлая речная вода.

Болото…
Неверные кочки… Ползучие стебли… Страшные черные оконца… Болото…

А
была речка. Была… Добрая, веселая лесная речка. Только вот из себя вышла…
Выйти каждый может. Всегда может. Выйти легко… Очень-Слишком даже…

…Не
надо кричать… И дверью хлопать не стоит… Спокойно… Зачем бить посуду?!
Тише, пожалуйста… Тише…

Источник: http://iszelenije.blogspot.com/2015/03/blog-post_19.html

Наталья АБРАМЦЕВА. Тише, пожалуйста…

Добавлено: 14 августа 2014  |  Просмотров: 3219

Где-то в лесу жила-была речка. Чистая-чистая, прозрачная-прозрачная. Весь свой лес поила прохладной водой. Каждому позволяла смотреться в себя, как в зеркало. Ни с кем не ссорилась, со всеми болтала. Веселая, добрая речка.

Так было долго. Но однажды утром проснулась она в плохом настроении.

То ли сон грустный увидела, то ли еще что случилось. Вздохнула речка печально, потянулась и зацепилась волной за корягу, поцарапалась. Совсем расстроилась речка, чуть помутнела ее вода. Заметило это солнце. Решило развеселить речку. Пощекотало ее своим длинным лучиком, да как-то неудачно: сломался луч, уколол и без того поцарапанную волну. Вскрикнула речка испуганно.

«Что за глупые шутки?» – подумала она обиженно. А тут еще неприятность: кто-то больно толкнул речку копытцем. Оказывается, совсем маленький лосенок, покачиваясь на своих тоненьких ножках, пришел попить. Запутался в речной траве и упал в воду, еле выбрался. Эта мелочь окончательно вывела речку из себя.

Да, расстроенная, испуганная, обиженная речка рассердилась, разозлилась, фыркнула и… вышла из себя. Из берегов своих… Сначала осторожно, на прибрежную траву. Дальше – до первых кустов. Потом закружилась вокруг стволов деревьев. Во все стороны, дальше, дальше, дальше растекается речка… И понимает, что не то делает, а вернуться не может.

И коряга не хотела царапаться, и солнечный луч нечаянно уколол, и лосенок, конечно же, не нарочно упал в воду. Все понимает речка, а теперь – бесформенная мелкая огромная лужа. Все понимает, а вернуться не может… Сорвалась… Вышла из себя. И вперед бежать не может, сил больше нет… Качается почти стоячая вода меж кустов и деревьев.

Гниют ветки, листья, трава в стоячей воде. Никто не пьет из бывшей речки, никто в нее не смотрится. Мутной, грязной, вязкой трясиной стала чистая, светлая речная вода.

Болото… Неверные кочки… Ползучие стебли… Страшные черные оконца… Болото…

А была речка. Была… Добрая, веселая лесная речка. Только вот из себя вышла… Выйти каждый может. Всегда может.

Выйти легко… Очень-Слишком даже…

…Не надо кричать… И дверью хлопать не стоит… Спокойно… Зачем бить посуду?! Тише, пожалуйста… Тише…

Небо было голубым, а тучка розовой. Не совсем розовой, скорее – белой. Розовыми были ее чудесные волосы (люди их называют перистыми облаками). Читать…

Куст сирени рос по одну сторону крылечка, темно-зеленая елка – по другую его сторону. А само крылечко принадлежало дачному домику. Куст был молод, разговорчив, ветви его были длинными и гибкими, а цвел он светло-светло-сиреневым цветом. Читать…

Источник: https://PeskarLib.ru/n-abramceva/tishe-pozhaluysta/

Ссылка на основную публикацию