Методика раннего развития. методика масару ибука

Методика раннего развития Масару Ибуки. Читайте на портале Ya-roditel.ru

Воспитание ребенка начинается с воспитания родителей.
Масару Ибука

Масару Ибука — это не учитель и не психолог. Славу японцу принесли скорее его инженерные труды, технические открытия и участие в создании корпорации Sony (он является одним из ее основателей). Однако японского инженера очень интересовали детская психология, образование и воспитание детей. Этот интерес нельзя назвать случайным.

Была на то и личная причина — сын Масару перенес в детстве тяжелое заболевание, после которого стал отставать в умственном развитии. Отец так много консультировался по этой теме с педагогами и психологами, что, наконец, его взгляды сами сошлись в авторскую методику раннего развития детей.

Они же легли в основу созданной Масару Ибукой Японской ассоциации раннего развития и школы «Обучение талантов» и нашли отражение в книге «После трех уже поздно».

Суть методики раннего развития Масару Ибуки

Оказывается, японские и зарубежные ученые проводили исследования, результаты которых показали, что к 3 годам развитие клеток головного мозга ребенка завершено уже на 70–80%.

Таким образом, как считает Ибука, если в период с рождения до 3 лет родители не заложат в малыше прочный фундамент, на котором потом будет выстраиваться его интеллект, то после трех станет уже поздно, и ребенок не сможет физически достичь желаемых высот.

Масару Ибука сравнивает этот фундамент — то есть способность мозга уловить то, что поступает из внешней среды, превратить это в образ и запомнить его — с компьютером. Невозможно получить превосходный результат, кода работаешь за плохим компьютером.

Обратите внимание

Таким образом, в основе методики раннего развития Масару Ибуки лежит его интерпретация пословицы «Куй железо, пока горячо»: «Слишком поздно ковать железо, если металл уже затвердел».

Для того чтобы ребенок стал в будущем умным, способным и счастливым, нужно приложить много усилий к его развитию и воспитанию именно в первые три года его жизни.

В своей книге Масару пишет: «Главное — развить в ребенке его безграничные потенциальные возможности, чтобы больше стало радости в его жизни и в мире».

Дети, которых воспитывали по методике Масару Ибуки, рано учатся читать, хорошо плавают, владеют несколькими языками, играют на музыкальных инструментах (в частности, на скрипке), легко учатся в школе и т. д.

Основные принципы методики

  1. Как уже было сказано, заложить базу для последующего усвоения знаний (научить мыслить, сравнивать, оценивать, рассуждать) необходимо в первые три года жизни малыша.

  2. На способности и характер ребенка больше влияет не наследственность, а окружающая среда. Таким образом, родителям необходимо потрудиться, чтобы создать такую благоприятную среду. С их стороны требуется большой вклад — постоянные занятия с малышом.

  3. Цель методики не в воспитании гения, вундеркинда, а в воспитании счастливого человека, которому в будущем будут легко покоряться вершины.

  4. Воспоминания из детства оставляют глубокий след на восприятии мира малышом и его психике.

  5. Нельзя игнорировать негативные эмоции ребенка, его плач, и тем более ругать за гнев. Нужно разобраться, в чем причина таких эмоций. Задача родителей — устранить причину расстройства, а не загладить ее, устранив само расстройство.

  6. Отец должен как можно больше участвовать в жизни малыша, но важнее для него в раннем возрасте все-таки материнское воспитание. Масару Ибука пишет: «Отец может вырастить из ребенка гения, но только мать вырастит из него хорошего человека, органично сочетающего душевные и физические способности».

    Поэтому мать не должна передавать ребенку свою нервозность, неуверенность, ей не нужно непрерывно прибегать к новомодным методам воспитания. Главное для нее — понять своего ребенка и дать ему самое лучшее, то есть материнскую любовь.

    Также важнейшее условие в доме — гармоничные отношения между мужем и женой, ведь, как считал Масару Ибука, каждую родительскую ссору можно «прочитать» по лицу малыша.

  7. Присутствие в доме бабушек и дедушек идет на пользу ребенку — связь поколений благотворна сама себе, а в придачу он получает новые эмоции, культуру и мудрость.

  8. На пользу идет и общение детей друг с другом. Это может быть игра, конкуренция, когда один тянется за успехом другого, или ссоры. Масару Ибука поощрял детские ссоры, считая их первыми уроками жизни в коллективе.

  9. У детей нет четкого разделения, какие задачи выполнять легко, а какие сложно. Поэтому не нужно решать за малыша, что он поймет, а что нет, навязывая ему свои взгляды. Также не нужно бояться, что его мозг «перезаполнится», потому что он априори не может «перезаполниться» — ребенок просто перестанет воспринимать информацию, когда ему надоест или он потеряет интерес.

  10. С ребенком нужно вести себя ласково, но строго, по мере его взросления проявляя все большее уважение к воле. Вообще, не стоит игнорировать его желания, подавлять выбор, волю — это может подорвать веру в себя и отрицательно сказаться в будущем. Лучше поощрять ребенка, помогать ему, ведь идеальное воспитание — это не принуждение к чему-либо, а собственное желание ребенка сделать что-то.

  11. Не нужно забывать, что вся деятельность ребенка должна быть направлена на процесс, получение удовольствия от него, а не на результат. Показывать малышу, как играть с той или иной игрушкой, — значит, потихоньку убивать в нем желание играть вообще.

Как применять методику?

  • Полный порядок в комнате, белые обои и тишина отрицательно влияют на ребенка. Лучше, если обои будут цветными, одеяло — пестрым, а на потолке наклеены, например, звезды. Это так называемые «стимуляторы» для ребенка. Такие атрибуты оказывают сильное влияние на развитие интеллекта малыша.
  • Развивать тактильные ощущения. Методика Масару Ибуки в связи с этим не просто не запрещает, но и поощряет то, что родители берут ребенка на руки. Это нужно делать как можно чаще! Брать ребенка с собой в постель тоже вполне допустимо и даже полезно для него. Пусть ребенок играет с предметами с различными поверхностями (гладкой, шершавой, мягкой, грубой и т. п.).
  • Главное побуждение к действию — это интерес. Родители должны заинтересовать ребенка цифрами, прежде чем учить его считать. Интерес может угасать, поэтому его необходимо постоянно подогревать. Отличный способ «подогрева» интереса — повторение. Ведь не секрет, что дети любят, когда, например, родители рассказывают им одну и ту же сказку. Их любопытство к ней не угасает.
  • С раннего детства ребенка необходимо приучать к прекрасному: развивать музыкальный слух, давая слушать классические произведения, знакомить с картинами великих художников, читать художественную литературу. В будущем это сформирует его вкус.
  • Также на формирование вкуса влияет выбор еды для ребенка. Масару Ибука советует максимально разнообразить ее. И совсем неважно, полезная это будет еда или нет. Ребенок должен пробовать блюда с различными специями, приправами, чтобы испытывать разнообразные вкусовые ощущения.
  • Ранний возраст — отличное время для обучения ребенка иностранным языкам. К слову, и основам родного языка он учится тоже в это же время. Поэтому Ибука против родительского «сюсюканья» с малышом. Ребенок должен слышать красивую, грамотную речь.
  • Не нужно покупать ребенку много игрушек. Их изобилие лишь рассеет его внимание. Гораздо лучше, когда ребенок самостоятельно может собрать игрушку из деталей или когда в нее в его руках превращается абсолютно обыденный предмет.
  • Малыш должен соблюдать распорядок дня. Это поможет ему развить чувство времени.
  • Многие физические способности лучше развивать с раннего детства. Масару Ибука утверждает, что восьмимесячного малыша можно научить плавать, а катанию на роликовых коньках лучше начать обучать, когда ребенок сделает первые шаги. Малышу в принципе полезно выполнять физические упражнения. Среди них — ходьба. В момент ходьбы человек задействует 400 мышц из 639. Побольше гуляйте с малышом на свежем воздухе!
  • Учите с ребенком ритмичные стихотворения. Детская память способна воспроизвести от 100 до 200 небольших стихотворений.
  • Развитие мелкой моторики крайне важно для малыша. Пусть он занимается лепкой, аппликацией, вырезанием и т. д. Ни в коем случае не ограничивайте фантазию малыша, даже если его поделки кажутся вам «безумными».
  • Как можно раньше дайте ребенку в руки карандаш.

Некоторые «но»

1) Масару Ибука не оставил практических рекомендаций или пособий с информацией о том, чем и как заниматься с ребенком. В его книге — суть, цель, главные принципы раннего развития и некоторые советы по воспитанию.

Хотя сам приверженец раннего развития объяснял отсутствие готовых «рецептов» воспитания тем, что их попросту не существует, так как каждый ребенок индивидуален. И найти такой «рецепт» способно лишь чуткое материнское сердце.

2) Многие критикуют Масару за допущение в качестве наказания шлепков. Он действительно пишет, что шлепки допустимы, но лишь в том возрасте, когда еще не выработано осознание своего «Я», то есть до трех лет.

В этот период такое наказание еще не способно оскорбить чувства малыша, унизить его.

Однако Ибука высказывается негативно о любом унижении личности ребенка после 2–3 лет, в частности, и о применении физического наказания.

Источник: http://www.ya-roditel.ru/professionals/pedagogika/metodika-rannego-razvitiya-masaru-ibuki/

Методика Ибука: «Детский сад – это уже поздно!»

Один из самых влиятельных японских предпринимателей, со-основатель корпорации Sony, Масару Ибука, вдруг в один прекрасный день написал книгу о том, как воспитывать ребенка.

Причем воспитывать так, чтобы в будущем малыш превратился в самодостаточного, уверенного в себе, счастливого взрослого, способного самостоятельно реализовать свои таланты и потенциал.

Эта книга — «После трех уже поздно» — стала визитной карточкой методики Ибука во всем мире.

Масару Ибука: путь от инженера – к воспитателю 

Автор методики Ибука, Масару Ибука, родился в Японии в 1908 году, в семье инженера. В 1933 году он закончил электротехнический факультет университета. Однокурсники называли Масару «гениальным», его дипломная работа выиграла высокую награду в Париже.

После окончания учебы Масару стал работать в лаборатории по обработке фильмов. И только после войны, в 1945 году в Токио он начал собственное дело по радио-ремонту, а спустя год вместе со своим товарищем он основал скромную фирму — Sony.

Которая в будущем стала одним из самых успешных коммерческих проектов в истории бизнеса.

Но не только электроника и коммерция занимали ум Масару Ибука. Он так же серьезно изучал педагогику и мечтал создать свою методику раннего развития детей, позволяющую раскрывать талант и способности человека в раннем возрасте.

В конце 70-х годов прошлого века Масару Ибука основал «Японскую ассоциацию раннего развития». Он был уверен, что когнитивные способности человека развиваются только до первых 3-х лет его жизни.

Именно в эти годы мозг ребенка лучше всего воспринимает и запоминает информацию, именно в эти годы ребенка легче всего научить говорить на нескольких языках, научить плавать, рисовать, играть на музыкальных инструментах.

Важно

Потом, в более позднем возрасте, все это будет даваться значительно труднее. Изучая теоретические и практические работы на эту тему, Ибука написал несколько книг о проблеме раскрытия возможностей человеческого мозга.

Самая популярная его книга, которую он написал в 1971 году и на которой, собственно, и основана методика Ибука, «После трех уже поздно».

Гленн Доманн, автор еще одной весьма популярной в мире методики раннего развития, так отзывался об этой книге: «Я думаю, что эта работа – одна из самых важных книг, когда-либо написанных. И я уверен, что ее должны прочитать все живущие на Земле родители».

В книге Масару Ибука «После трех уже поздно» нет практических советов в традиционном понимании, которые бы объясняли чем и как следует заниматься с ребенком.

Но в ней живо и доступно раскрыты фундаментальные вопросы, разобравшись в которых, можно лучше понять суть и задачи раннего развития детей.

Чтобы лучше понять, в чем состоит методика Ибука, конечно, лучше прочесть его книгу целиком. И не раз!

Основные тезисы методики Ибука просты и понятны:

Обеспечьте младенцу наблюдательный пост!

Задумайтесь, что обычно видит младенец в период, как он бодрствует? Да практически ничего! Белый потолок, сетка от комаров или дождевик на коляске, и лишь изредка – улыбающееся или взволнованное лицо своих родных. Согласитесь – это не слишком-то благоприятные условия для раннего развития.

Читайте также:  Сценарий новогоднего представления по сказкам для начальной школы

Поскольку младенец на самом начальном этапе своей жизни имеет возможность пока что только лишь наблюдать за окружающим миром – глупо лишать его этой драгоценной возможности получения информации. Наоборот: старайтесь расположить малыша, который еще даже переворачиваться не способен, таким образом, чтобы он мог видеть не только один белый потолок, но и предметы, людей, обстановку вокруг себя.

Даже банальные бытовые картинки – носители новой информации для ребенка, в том числе и новорожденного! Они удовлетворяют сенсорные потребности крохи, с которыми он уже рождается на свет. Дайте ему полный обзор с первых дней жизни – и в будущем вы получите любознательного, открытого к новым знаниям, общительного ребенка, а затем и взрослого.

Раннее развитие не ставит целью воспитание гениев

По мнению Ибука, ни в коем случае не нужно стремиться воспитать из ребенка гения. Все люди, при условии отсутствия физических недостатков, рождаются одинаковыми.

То, как они потом делятся на умных или глупых, вежливых или агрессивных – зависит исключительно от воспитания и от той среды, в которой растет малыш.

Любой ребенок, воспитанный в благоприятных условиях, вырастет сообразительным, уверенным в себе и достойным человеком.

Согласно методики Ибука, главная задача раннего развития – растить не гениев, а искренних и счастливых детей.

Структуры мозга формируются к трем годам

В человеческом мозгу примерно 1,4 миллиарда клеток. Конечно, у новорожденного ребенка большинство из этого количества клеток не используется.

Период, на который приходится активное формирование связей между клетками мозга – время от рождения ребенка до трех лет. В этот период появляется около 80% таких соединений. И чем их больше, тем больше возможности мозга.

Уже в первые полгода после рождения мозг ребенка обладает 50% взрослого потенциала. К трем годам эта пропорция составляет 80%.

Согласно Методике Ибука, у ребенка уже в раннем возрасте есть музыкальный слух, достаточные физические способности (правильная координация движений), а также базовое эстетическое восприятие.

Не путайте ребенка, не меняйте тактику

Многие родители к воспитанию подходят чересчур креативно: в первые десять-двенадцать месяцев, когда ребенок еще не способен выражать свои желания вербально, они балуют малыша. Зато потом, примерно к полуторагодовалому возрасту ребенка, вдруг полностью меняют стратегию и делаются строгими в общении с ним. Это вызывает у ребенка естественный протест.

Чтобы у ребенка сразу сформировались правильные понятия о том, что такое «хорошо» и что такое «плохо», вы должны как можно раньше установить ему границы дозволенного. Это делается просто – нужно вызывать у ребенка чувство комфорта и приятные эмоции, когда он делает что-то, что вы считаете правильным и благоприятным.

И наоборот – вызывать неприятные эмоции, когда он делает что-то плохое.

Однако и похвалу, и наказание нужно использовать аккуратно, деликатно и в меру. В некоторых случаях наказание вызывает у детей противоположную реакцию – открытого неповиновения. Особенно это касается физических наказаний.

У ребенка 2-3 лет уже вполне развитое чувство собственного достоинства, и он сильно рассердится, если родители попытаются его отшлепать. Ибука считает, что применять физические наказания в отношении детей можно, только до тех пор, пока они не в состоянии воспринимать их как оскорбление.

Это значит, что период, пока ребенка можно шлепать по попе за провинность, очень мал – примерно до года.

Родительское влияние на личность ребенка должно оказываться только в период до детского сада. Дальше – только поддержка и забота о его здоровье. Обратная ситуация – невмешательство в раннем возрасте и давления на ребенка в более позднем — может только погубить его талант и вызвать сопротивление к развитию заложенного потенциала.

Взрослые понятия «трудно» и «легко» совершенно не подходят для ребенка

Довольно часто – почти всегда – взрослые берутся судить, что какая-либо книга, или игра, или классическая музыка, окажется для ребенка недоступна в силу ее сложности.

Но почему мы в этом так уверены? У ребенка еще не сформированы представлений о том, что такое «трудно» и «легко». И любой иностранный язык, и музыка Вивальди, и детские книжки-раскраски для него одинаково не изучены.

А значит, нельзя говорить о том, что они для него «сложны». Этот вывод мы, взрослые, делаем исключительно на основании своих собственных эмоций и опыта.

Потенциально четырехлетний ребенок способен легко обыграть вас, взрослого, в карты. Потому что вам сознательно приходится всякий раз запоминать какую-либо картинку, сюжет, место или число, тогда как дети всегда пользуются замечательной и весьма эффективной образной памятью.

Читайте книги!

В рамках короткой статьи крайне трудно раскрыть все тонкости и нюансы того или иного подхода к воспитанию ребенка, но перечисленные тезисы дадут вам некоторое представление о методике Ибука, которую многие педагоги и психологи называют одновременно и простой и революционной. Более подробные инструкции по раннему развитию своего малыша в рамках методики Ибука вы сможете найти в книге ее автора – «После трех уже поздно», которая уже давно переведена на русский язык и выдержала несколько переизданий.

Источник: http://www.woman.ru/kids/evolution/article/141902/

Методика раннего развития Масару Ибуки — После трех уже поздно

«Чтобы наши детишки, подрастая, свободно говорили на нескольких языках, умели плавать, ездить верхом, писать маслом, играть на скрипке — и все это на высоком профессиональном уровне — нужно, чтобы их любили, уважали, предоставляли в их распоряжение все то, чему бы мы хотели их научить».

8 12298 11 Декабря 2012 в 08:01

Какая мама не хочет, чтобы ее ребенок был смышленым, творческим, открытым и уверенным в себе? Не был таким, как все, а выделялся из общей серой массы, был настоящей личностью, всесторонне и гармонично развитым?

Многие хотят. И не просто хотят, но и ищут пути реализации своих желаний. Сегодня родителям, озабоченным будущим своего чада, предлагается большой выбор различных методик раннего развития.

Все они обещают отличные результаты, один другого лучше, но, читая отзывы тех, кто использовал на практике данные методики, мы видим, что не все так радостно и однозначно.

«Мои родители лишили меня детства».

«Ненавижу музыку с детских лет».

«Ну и что, что я много знаю? Я все равно несчастен».

Совет

Однако для некоторых детей занятия по методикам раннего развития стали своеобразным трамплином для построения успешной карьеры, наилучшего развития их способностей. Где нестыковка? Ответ напрашивается сам собой — то, что работает для одних детей, вредит другим.

Как родителям сделать правильный выбор? Как отделить зерна от плевел в той или иной методике раннего развития? Как помочь, а не навредить своему ребенку?

Проанализируем наиболее популярные методики раннего развития детей с помощью знаний, полученных на тренинге Юрия Бурлана «Системно-векторная психология». Начнем с методики, предложенной Масару Ибуки.

Сначала скажем немного о создателе методики. Масару Ибуки известен тем, что является одним из основателей корпорации «Сони», его инженерные идеи изменили мир и помогли Японии занять лидирующую позицию в мировой экономике. Кроме того, Масару Ибуки создал новаторскую теорию развития детей раннего возраста, открыл Японскую ассоциацию раннего развития и школу «Обучение талантов».

Некоторым родителям может импонировать написанная доступным и понятным языком его книга «После трех уже поздно», где он излагает основные принципы раннего развития маленьких детей.

Ибуки полагает, что методики раннего развития (до трех лет) способствуют тому, чтобы дети в будущем стали прекрасными людьми и внесли достойный вклад в развитие общества, так как важнейшую роль играет воспитание, которое матери дают своим детям до трехлетнего возраста. То, что заложено в детстве, не изменить в старости.

В своих исследованиях он приходит к выводу: «Ни один ребенок не рождается гением и ни один — дураком. Все зависит от стимуляции и степени развития головного мозга в решающие годы жизни малыша (от рождения до трехлетнего возраста)».

70—80% клеток головного мозга ребенка формируются к трехлетнему возрасту, поэтому надо пересматривать порочный традиционный подход к детям, при котором основное обучение происходит тогда, когда уже поздно.

Обратите внимание

Также Масару Ибуки утверждает, что дети обладают способностью научиться чему угодно. Дети способны играючи, быстрыми темпами осваивать иностранные языки, обучаться чтению, игре на скрипке и фортепьяно.

Он пишет: «Чтобы наши детишки, подрастая, свободно говорили на нескольких языках, умели плавать, ездить верхом, писать маслом, играть на скрипке — и все это на высоком профессиональном уровне, — нужно чтобы их любили, уважали, предоставляли в их распоряжение все то, чему бы мы хотели их научить».

Ранее развитие с точки зрения системно-векторной психологии

Однако, с точки зрения системно-векторной психологии, методика Ибуки (при всей своей симпатичности и хорошем намерении) не несет обещанной пользы. И даже может навредить. Разберем отдельные ее постулаты.

Во-первых, все дети рождаются с заданными от природы способностями, которые требуют развития. Несвойственные ребенку качества ему привить нельзя. А пробуя сделать это — выращивать из птички рыбку, — мы неизменно калечим психику ребенка, создавая ему ощущение, что он неправильный, не оправдывает ожиданий, ничего не может.

Во-вторых, врожденные свойства развиваются до окончания периода пубертата (12—15 лет), а не до трех лет, проходя разные отрезки. На разных отрезках важно реализовать разные задачи. Так до шести лет детям принципиально важно научиться занимать свое место под солнцем, или, выражаясь терминологией системно-векторной психологии, ранжироваться.

Определяя ребенка в садик, мы отдаем его в маленькую «первобытную стайку», которой не известны никакие культурные нормы, в которой каждый хочет одного — получить удовольствие неважно каким способом.

В этой стайке во взаимодействии друг с другом и при помощи воспитателей дети постепенно переходят на более культурные формы общения, пробуют свою силу и находят как получать то, что они хотят, не обращаясь к силовым методам.

Тут очень важно понимать, что первично развитие нижних векторов. Не искусствам и языкам должен учиться «маленький гений», он должен научиться самому главному — тому, без чего в будущем ему будет крайне некомфортно жить: он должен научиться занимать свое место в обществе.

Если же развивать верхние вектора малыша при помощи изучения языков, чтения, музыки — в ущерб нижним векторам, — то есть большая вероятность вырастить умного образованного ребенка, но неадаптанта, не умеющего взаимодействовать в обществе.

Масару Ибуки полагает, что гениями не рождаются, гениями становятся. Талант — это не каприз природы, не наследственность, а заслуга воспитания.

Важно

К примеру, талант Моцарта «развился благодаря тому, что ему с самого раннего детства создали благоприятные условия и дали прекрасное образование».

Анализируя судьбы мировых знаменитостей, а также детей-маугли, Масару делает вывод: «Огромное влияние на новорожденного оказывают образование и окружающая среда».

Не отрицая последнего утверждения, системно-векторная психология показывает, что способности даны от рождения, но их развитие и реализация зависят от условий жизни ребенка, его окружения, воспитания родителей.

Например, кожная девочка от природы обладает ловкостью, быстротой, гибкостью, но для того, чтобы она стала балериной, ей нужно заниматься, развивать природные задатки. Лучше не отдавать ее в балерины, а (системно зная о ее врожденных задатках считать, экономить, просчитывать наперед) развивать ее математические способности, логику, учить самодисциплине.

Анальную же девочку на танцы отдавать — вредить ее психике. Она от природы «плюшечка», немного неуклюжая, медлительная, и, как ни развивай в ней гибкость, грациозность, сделать это не получится.

В результате таких экспериментов ребенок заработает множество негативных якорей о том, что она «некрасивая», «толстая», «корова на сцене» и т. п.

Ее сильная сторона в другом — она очень усидчивая и может стать настоящим мастером в каких-то поделках (а впоследствии в чем-то более серьезном).

Часто бывает, что родители, не дифференцирующие способности своего ребенка, ошибаются. К примеру, часто родители грешат тем, что видят то, что им хочется увидеть, а не то, что есть на самом деле.

«У моего ребенка поразительный музыкальный слух», — говорит такой родитель. И начинает таскать малыша в музыкальную школу, нанимать репетиторов. При любых попытках ребенка «отвертеться» устраивает скандал, всяческие намеки преподавателей о безнадежности выбранного пути и просьбы «не мучить ребенка» отвергает, меняет педагогов на более сговорчивых.

Совет

А ребенок упускает время для развития тех талантов, которые у него есть, чувствует свою неполноценность, ущербность в сравнении с теми детьми, кто успешен в музыке.

Читайте также:  Конспект занятия с элементами экологии в старшей группе. внутренний мир

«Гениальными» и рождаются и становятся. Когда способности ребенка развивают в правильном направлении, он обязательно будет успешным, талантливым.

Равные возможности для всех?

Масару задается вопросом: почему в классе есть дети особо одаренные, которые без видимых усилий становятся лидерами класса, а другие тянутся в хвосте, как бы ни старались? Почему не работает учительский постулат: «Умный ты или нет — это не наследственность. Все зависит от собственных усилий». И отличник всегда остается отличником, а двоечник —двоечником?

Между тем не все так печально. Системный подход очень просто отвечает на вопросы Масару: дети рождаются изначально с разными природными способностями и ни о каких равных возможностях и одинаковом старте речи быть не может.

Уретральному легко дается то, что ему интересно. А тем, что ему не интересно, он заниматься просто не будет. Глупо и недальновидно требовать от него отличной учебы, пытаться запирать дома, «чтобы учился», — получите сильнейший протест, а потом побег из дома.

Анальный ребенок хочет быть лучшим из лучших и корпит над всеми науками, дается это ему с большим трудом, а берет он старательностью и усидчивостью, уроки делает долго и обстоятельно. Его нужно хвалить за отличные оценки и обращать внимание на недоделки. Так он научится достигать совершенства.

Кожный схватывает все на лету, но поверхностно, от него не нужно требовать отличной учебы — его голова устроена по-другому. Кожный ребенок будет заниматься только тем, в чем увидит для себя выгоду.

Равный старт для таких детей невозможен. Уретральный всегда маленький вождь, за ним бежит вся ватага. Кожный изначально лидер — любит и хочет организовывать. Анальный ребенок изначально — «рабочая лошадка», свое место в коллективе занимает зарабатывая себе авторитет.

Это нормально все. А чему нам нужно научиться — видеть, с каким ребенком мы имеем дело. Не надо учить анального ребенка лидерству или кожного усидчивости. Надо дать им максимально развивать врожденные качества. И тогда неизменно их ждет успех во взрослой жизни.

Напоследок рассмотрим рекомендации, которые даёт Масару Ибуки.

  1. Почаще брать ребенка на руки.
  2. Не бойтесь брать ребенка с собой в постель.
  3. Музыкальное восприятие и развитие характера формируется в большей степени под влиянием привычек родителей.
  4. Не сюсюкайте с ребенком.
  5. Не игнорируйте плач ребенка.
  6. Игнорировать ребенка хуже, чем его баловать.
  7. То, что взрослым кажется пустяком, мелочью, может оставить глубокий след в душе ребенка.
  8. Выражение лица ребенка — зеркало, в котором отражаются отношения в семье.
  9. Нервозность родителей заразна.
  10. Не высмеивать своего ребенка в присутствии других.
  11. Ребенка лучше похвалить, чем отругать.
  12. Интерес — лучшее побуждение, которое нужно подкреплять.
  13. Окружайте маленьких детей лучшим, что у вас есть.
  14. Неуверенность и тщеславие матерей во вред ребенку.

«Воспитание ребенка — самая главная работа для матери и в ней не может быть легких путей. Матери должны выработать свой собственный подход к воспитанию, свободный от модных течений, штампов и облегчаемых методов».

При всем, безусловно, хорошем посыле этих рекомендаций, к большинству из этих пунктов дальше должна идти приписка: для каких именно детей это правило работает и как.

В завершение статьи хотелось бы отметить, что сегодняшние дети — наше завтрашнее общество. И менять подход к воспитанию детей — это серьезный шаг к лучшему будущему, без ненависти друг к другу, без насилия и агрессии.

Общие рецепты, применять которые каждый родитель будет как он захочет, не принесут положительного эффекта. Понимать своих детей, обеспечивать им чувство безопасности, создавать оптимальные условия для развития их природных свойств — вот гарантия того, что счастливых детей и родителей станет больше.

Продолжение следует…

Корректор: Галина Ржанникова

Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология»

Источник: https://www.YBurlan.ru/biblioteka/metodika-rannego-razvitiya-masaru-ibuki

Методика раннего развития. Методика Масару Ибука

Рассмотрим принципы и постулаты воспитания детей с раннего детства – методика Масара Ибуку.

Масару Ибука: «После трех уже поздно»

Способность впитывать информацию гораздо выше у детского мозга, чем у взрослого. Нас должно беспокоить не то, что мы даем ребенку слишком много информации, а то, что ее порой слишком мало, чтобы полноценно развивать малыша. Многие навыки невозможно приобрести, если они не усвоены в детстве. (М. Ибука)

Богатство раннего опыта

Методика Масару Ибуки отнюдь не является каким-то революционным открытием в области педагогики.

Ее автор, используя свой собственный, кстати, отнюдь не профессиональный опыт, однажды пришел к удивительному выводу: маленькие дети обладают способностью научиться чему угодно.

Более того, то, что они усваивают без каких-либо усилий в два, три или четыре года, в дальнейшем дается им с трудом или вообще не поддается усвоению.

Обратите внимание

В отличие от взрослых, которые иногда ленятся овладевать новыми знаниями, дети готовы учиться всегда. Этот свой постулат педагог отстаивает ненавязчиво и тактично, благодаря чему его единственная, однако невероятно популярная книга «После трех уже поздно» проста и кристально ясна, как и все японские сентенции.

Чтобы понять направление педагогики Масару Ибуки, необходимо иметь хотя бы общее представление о жизни этого талантливого японца.

Начав свою деятельность в 1947 году, молодой инженер Масару с тремя компаньонами и 700 долларами в кармане основал фирму «Сони», а затем стал президентом этой всемирно известной компании.

Обратиться к методике раннего воспитания Ибуку заставили непростые жизненные обстоятельства. Его маленький сын серьезно заболел, в результате чего стал резко отставать в развитии.

Обеспокоенный отец применил собственную систему обучения, которая удивительным образом помогла восстановить умственные и физические силы малыша.

Методика оказалась настолько эффективной, что вскоре привлекла к себе внимание многих японских педагогов и родителей.

В 1969 году Масару Ибука создал уникальную организацию под названием «Японская ассоциация раннего развития». Под руководством крупнейших ученых в экспериментальных классах изучалось, анализировалось и расширялось применение известного метода доктора Шиничи Сузуки обучения малышей игре на скрипке, привлекшее тогда внимание всего мира.

На посту директора организации «Обучение талантов» в Мацумото Ибука дал возможность тысячам японских детей учиться по программе, которая предложила изменить не содержание, а способ обучения. Так крупнейший японский предприниматель стал автором новаторских концепций воспитания и обучения детей в раннем возрасте.

Важно

Известно, что специалисты по обучению относят к наиболее сложным образовательным программам иностранные языки, чтение, игру на скрипке или фортепиано. Такими навыками взрослые овладевают с трудом, а для детей это почти не осознанное усилие.

Как считает Ибука, «чтобы дети, подрастая, свободно говорили на нескольких языках, умели плавать, ездить верхом, писать маслом, играть на скрипке — и все это на высоком уровне, — надо, чтобы их любили (что мы и делаем), уважали (что мы делаем редко) и предоставляли в их распоряжение все то, чему мы бы хотели их научить».

Нетрудно представить себе, говорит Масару Ибука, насколько лучше был бы мир, если бы голод познания трехлетнего ребенка удовлетворялся не только Микки-Маусом и цирком, но и произведениями Микеланджело, Мане, Рембрандта, Ренуара, Леонардо да Винчи.

Основная цель теории — дать детям больше знаний и свободной информации.

При этом ребенку дают слушать хорошую музыку и учат играть на скрипке не для того, чтобы он стал выдающимся музыкантом; его учат иностранному языку не для того, чтобы воспитать гениального лингвиста; главное — развить в ребенке безграничные потенциальные возможности, сделать его жизнь счастливой и полноценной.

Ибука считает, что главное — введение нового опыта вовремя.

Но только тот, кто ухаживает за ребенком изо дня в день (а обычно это мама), может уловить этот момент: «Матери должны больше полагаться на себя и быть более последовательными в выборе системы воспитания.

Уверенность в себе, твердость характера очень важны для воспитания ребенка. Поэтому необходимо вырабатывать собственный подход к воспитанию, свободный от модных течений, штампов и облегченных методов».

Если за добротой и благожелательностью, с которой написана эта книга, вы почувствуете и важность того, о чем она повествует, то, возможно, вместе с другими подобными книжками она совершит в ваших представлениях одну из самых великих и добрых революций в мире. И я искренне желаю, чтобы эта цель была достигнута. (Г. Доман о книге «После трех уже поздно»)

Тезисы Масару Ибуки

♦ Способности и характер не присущи человеку от рождения, а большей частью формируются в определенный период его жизни. Исследования физиологии мозга, с одной стороны, и детской психологии — с другой показали, что ключ к развитию умственных способностей ребенка — это его личный опыт познания в первые три года жизни, т. е. в период развития мозговых клеток.

♦ Современное воспитание делает ошибку, меняя местами период «строгости» и период «все можно».

Именно в первые годы жизни ребенка необходимо быть с ним и строгим, ласковым, а когда он начинает развиваться сам, важно постепенно научиться уважать его волю, его Я. Строгое родительское влияние должно прекратиться до детского сада.

Невмешательство в раннем возрасте, а затем давление на ребенка в более позднем может погубить в нем талант и вызвать сопротивление.

♦ Понятия «трудно» и «легко» не подходят для детей. Для ребенка, у которого нет четких, устоявшихся представлений о том, что «трудно» или «легко» — английский или японский язык, музыка Баха или детские песенки, однозвучная, однообразная музыка или гармония звуков, — все должно начинаться одновременно, для него все одинаково внове.

♦ Главное — окружение, а не гены. В Японии проводился целый ряд экспериментов с близнецами, которых с рождения воспитывали в разных семьях. Исследования показали, что даже близнецы, если они растут в разных условиях и воспитываются разными людьми, будут очень отличаться друг от друга и по характеру, и по способностям.

♦ Дети — не собственность родителей. Удивительно, что многие родители долго не расстаются с иллюзией, что, пока ребенок находится на их попечении, они могут делать с ним все, что им заблагорассудится.

Они могут сказать: «Я хочу сделать из него инженера» или «Хочу, чтобы он стал музыкантом», как будто заказывают костюм у портного.

Совет

Это чувство собственности по отношению к своему ребенку очень распространено и является причиной того, что волю самого ребенка игнорируют.

Если ребенок усвоит такое отношение к себе, прежде чем разовьется его собственная воля, он может потом всю жизнь сомневаться в своих силах.

Вместо того чтобы планировать будущее ребенка, лучше повнимательнее присмотреться к нему.

Долг родителей — предоставлять ребенку возможно более широкий выбор, чтобы он сам принял решение, кем хочет стать. Не родители, а сам ребенок — хозяин своего будущего.

♦ Пусть дети будут лучше нас. «Ученик превзошел учителя» — это должно быть основной целью воспитания. Таланты не рождаются, а воспитываются.

Даже если принять как аксиому, что способности человека на 100 % врожденные, это значит, что ребенок должен достичь хотя бы уровня своих родителей.

Если родителям не удалось воспитать своего ребенка так, чтобы он превзошел их хоть немного, значит, они были ленивы.

Ученик должен превосходить учителя — иначе прогресс невозможен. Разумеется, все родители хотят, чтобы ребенок был лучше, успешнее их. Даже если способности родителей невелики, их дети могут сделать успехи в любой области человеческой деятельности.

Как обучать ребенка чтению и математике

Развитие интереса у ребёнка

Как правильно общаться с ребёнком

Как правильно развивать и обучать ребёнка

Методика воспитания детей Глена Домана

Источник: https://razdeti.ru/rane-razvitie-detei/metodika-ranego-razvitija-metodika-masaru-ibuka.html

Методика Масару Ибука, Раннее развитие детей

Оригинальный подход к воспитанию детей в Японии уже давно вызывает жгучий интерес у наших соотечественников.

И это неудивительно, если принять во внимание насколько воспитанными и законопослушными вырастают дети в японских семьях.

Большим потенциалом в этом смысле обладает методика Масару Ибуке, которому принадлежит теория о том, что после трех лет приступать к занятиям по развитию ребенка уже поздно.

Читайте также:  Осенняя сказка в средней группе. сценарий

Оригинальный подход к воспитанию детей в Японии уже давно вызывает жгучий интерес у наших соотечественников. И это неудивительно, если принять во внимание насколько воспитанными и законопослушными вырастают дети в японских семьях.

Обратите внимание

Естественно, большое влияние на воспитание оказывает не только особый подход к детям, но и образ жизни японцев в целом. Тем не менее, некоторые авторские методики раннего развития, разработанные в Японии, можно взять на вооружение и российским родителям.

В частности, большим потенциалом в этом смысле обладает методика Масару Ибуке, которому принадлежит теория о том, что после трех лет приступать к занятиям по развитию ребенка уже поздно.

Отметим, что Масару Ибуке не предлагает насильно «забивать» голову малыша энциклопедическими знаниями.

По его мнению, маленького ребенка, который еще и разговаривать толком не умеет, невозможно «напичкать» новыми впечатлениями и сведениями больше, чем он готов принять: как только детский мозг почувствует, что «с него достаточно», включается защитный механизм, и новая «порция» информации не воспринимается. Основной упор господин Ибуке предлагает делать на стимуляции развития головного мозга и заложенных природой способностей ребенка в наиболее решающий период его жизни – от рождения до трех лет.

Несколько слов о Масару Ибуке

Если Вы думаете, что Масару Ибука это известный японский педагог или психолог, то глубоко заблуждаетесь. Широкой общественности он больше известен, как основатель знаменитой японской корпорации «Sony», продукция которой имеется (или имелась) едва ли не в каждом доме.

Однако этот талантливый инженер в 70-х годах прошлого столетия буквально взорвал мир, но не новой инженерной разработкой, а своей новаторской теорией и одноименной книгой «После трех уже поздно«, в которой он доступным языком и максимально подробно описал основные принципы раннего развития детей.

В книге Масару Ибуки Вы не найдете привычных рекомендаций на тему, как, сколько и где проводить занятия с ребенком. Нет в ней и практических инструментов, позволяющих вырастить гения. Зато в этой книге Вы узнаете ответ на самый важный вопрос «Зачем?». Зачем нужно активно заниматься развитием ребенка именно в раннем детстве, и почему это так важно для его будущего.

Кстати, Масару Ибука доказывает эффективность собственной методики не только на страницах своей книги, но и на практике. Вот уже много лет он руководит организацией «Обучения талантов», а также Ассоциацией раннего развития, которая уже давно славится уникальными методиками.

Дети, воспитанные по методике Масару Ибуки, свободно владеют несколькими иностранными языками, прекрасно адаптированы к окружающей среде, превосходно рисуют и плавают, играют на различных музыкальных инструментах, и даже сочиняют серьезную симфоническую музыку.

Особенности методики Масару Ибуки

Господин Ибука уверен, что к трем годам у ребенка практически полностью (около 70-80%) сформировываются нейронные связи между клетками головного мозга, обеспечивающие дальнейшее эмоциональное, творческое и интеллектуальное развитие человека. Другими словами, в первые три года детский мозг развивается невероятно быстрыми темпами, поэтому очень важно в этом время «заложить» прочную основу, на базе которой и будет проходить дальнейшее развитие личности ребенка.

Основной принцип методики Масару Ибуки построен на создании индивидуальной программы развития для каждого ребенка. Подразумевается, что сами родители, основываясь на особенностях своего ребенка, должны стремиться к своевременному внедрению в жизнь своего малыша новых навыков.

Господин Ибука настаивает, что матери должны выработать собственный подход к воспитанию своего ребенка, в котором не будет места модным тенденциям, штампам и облегченным методикам.

Важно

Таким образом с самого раннего детства у ребенка формируются стремление и навыки к изучению нового, которые при поддержке и одобрении близких людей не угаснут и в дальнейшем.

Большое внимание в системе Масару Ибуки уделяется обучению иностранным языкам. Не ради того, чтобы вырастить гениального лингвиста, а для развития безграничных потенциальных возможностей.

Не меньшее внимание необходимо уделять и приобщению малыша к музыкальной культуре. Ибука утверждает, что академическое обучение музыке в самом раннем возрасте не только улучшает характер и смягчает душу, но и воспитывает усидчивость.

Помимо этого автор методики уверяет, что между музыкальными занятиями и выработкой лидерских качеств существует тесная взаимосвязь.

Ну и конечно же, нельзя забывать и о физическом воспитании. Ибука призывает учить детей плаванию с самого рождения. А обучение катанию на роликовых или ледовых коньках с первых же самостоятельных шагов малыша положительно повлияет на развитие координации движений и баланса.

Как проходят занятия по методике Масару Ибуки

Методика Масару Ибуки – это не комплекс занятий, а образ жизни, подчиненный полноценному развитию ребенка в рамках жесткой дисциплины, строго режима и четкого расписания всех повседневных занятий.

Автор не предлагает следовать каким-либо специальным программам.

Он просто убеждает, что решающее значение на формирование личности ребенка оказывает поведение самих родителей, а также то, как они разговаривают с малышом, что чувствуют и делают. Поэтому:

  • учите с ребенком стихи – мозг малыша может удержать в памяти огромное количество коротких стихотворений. И чем интенсивнее используется память ребенка, тем лучше она развивается и функционирует;
  • вносите разнообразие в занятия – ребенку полезно постоянно пробовать свои силы в новых занятиях. Это придаст ему уверенности в себе и позволит с успехом приобретать новые навыки;
  • как можно чаще берите малыша на руки – физический контакт с родителями не только положительно сказывается на интеллекте ребенка, но и способствует воспитанию чуткого и восприимчивого человека;
  • не стремитесь окружить ребенка большим количеством игрушек – это не только рассеивает внимание малыша, но и отрицательно влияет на развитие нестандартного мышления, фантазии и изобретательности;
  • как можно раньше дайте малышу карандаши – все, что ребенок делает своими руками – рисует, рвет бумагу или разбрасывает игрушки, развивает его творческие способности и интеллект. И чем раньше малыш получит в руки карандаши, тем больше возможностей у него появится для самовыражения;
  • больше двигайтесь – пешие прогулки стимулируют мыслительный процесс (уже давно подмечено, что во время ходьбы в голову приходят новые идеи), поэтому они являются превосходным упражнением для интеллекта малыша.

Недостатки методики Масару Ибуки

Как уже упоминалось выше, в методике Масару Ибуки нет четких инструкций, как проводить занятия и что делать в тех или иных случаях.

С одной стороны это хорошо, поскольку позволяет избежать узких рамок и штампов, навязываемых некоторыми другими программами раннего развития.

Но с другой стороны отсутствие специальных пособий по методике вызывает много вопросов, особенно у неопытных родителей, которые хотят дать своему ребенку все самое лучше, но не знают как этого добиться.

Совет

Другим недостатком системы Масару Ибуки многие специалисты считают допущение физических наказаний ребенка, путем легких шлепков.

Но Ибука настаивает, что физическое наказание не является основой его воспитательного метода, и допустимо оно только в возрасте до 2 лет и исключительно в самых крайних случаях.

В два-три года у ребенка уже сформировано чувство собственного достоинства, поэтому наказывать его поздно. Начиная с этого возраста с ребенком нужно разговаривать.

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей в сфере образования.

Материал полезен?

Источник: https://fulledu.ru/articles/145_rannee-razvitie-detey-metodika-masaru-ibuka.html

Методика Масару Ибуки — Солнечный Город

Масару Ибука — японский инженер-изобретатель, один из основателей компании Sony, начал интересоваться вопросами воспитания после того, как у его собственного сына обнаружились отклонения в развитии.

Он подошел к задаче как настоящий ученый: внимательно изучил различные исследования, консультировался со многими признанными педагогами, проанализировал биографии признанных гениев.

Итогом его изысканий стало создание, во-первых, собственной методики раннего воспитания детей, которую Масару Ибука подробно изложил в книге «После трех уже поздно», а во-вторых — основание Японской ассоциации раннего развития.

После трех уже поздно

Основная мысль, которую Масару Ибука доносит до родителей: до достижения трехлетнего возраста ребенок должен получить как можно больше знаний, освоить какие только возможно умения и навыки, получить опыт взаимодействия с людьми и окружающим миром.

Масару Ибука утверждает: именно в течение первых трех лет в мозге формируются нейронные связи.

По его словам, родители не должны беспокоиться о том, что могут «перегрузить» своего ребенка: до 3 лет малыши впитывают информацию подобно губке и при этом способны воспринимать довольно сложные произведения искусства, например, классическую музыку и живопись.

Масару Ибука учит родителей проводить с ребенком как можно больше времени, чаще брать его на руки, но при этом не «сюсюкать» с ним.

Читать малышу книги с картинками, давать слушать музыку, и при этом не ограничиваться только детскими книжками и песенками. По мнению Масару Ибуки, в воспитании ребенка должны принимать участие оба родителя.

Мама и папа не должны мешать развитию детской фантазии, поощрять творческие наклонности.

Автор методики уверен: ни один ребенок не рождается ни дураком, ни гением. Вся дальнейшая жизнь человека зависит от тех знаний и опыта, которые он получил до трех лет.

Цели методики Масару Ибука

«Я хочу, чтобы мой сын стал великим ученым», «Моя дочь станет успешным музыкантом» — Масару Ибука предлагает родителям отказаться от подобных целей, не ломать волю ребенка и предоставить выбор ему самому.

Методика Масару Ибуки позволяет максимально развить интеллект, память, речь, воспитать лидерские качества, раскрыть творческие способности, навыки социального взаимодействия. Ребенок растет уверенным в себе, любопытным, психически гармоничным, а значит счастливым.

Автор методики опровергает стереотип о том, что раннее развитие должно быть направлено на подготовку ребенка к детскому саду. При этом Масару Ибуки в своей книге уверяет, что дети, воспитанные по описанным им принципам, и в детском саду, и в школе чувствуют себя как рыбы в воде.

Правила методики

Главное правило методики «После трех уже поздно» заключается в следующем: с ребенком нужно заниматься как можно больше. Что под этим подразумевается и что еще необходимо делать:

  • как можно чаще брать ребенка на руки, если хочет — разрешать спать в постели с родителями;
  • учить стихи каждый день — это тренирует память;
  • говорить ребенку правду о сложных вещах, в том числе правдиво отвечать на вопросы, связанные с полом;
  • обустроить яркую детскую комнату, под рукой у ребенка должны быть карандаши, бумага и другие предметы для творчества;
  • если ребенок проявляет интерес к музыке — отвести его в музыкальную школу: занятия музыкой дисциплинируют, тренируют концентрацию;
  • приучить ребенка к занятиям спортом, в особенности плаванием.

Материалы, игрушки

По мнению Масару Ибуки, переизбыток игрушек вредит ребенку, рассеивает внимание. Игрушки для малышей должны быть очень приятными на ощупь. Лучше всего, если это будут не готовые игрушки, а такие, в создании которых участвует сам ребенок. Всевозможные конструкторы и пазлы, наборы для творчества.

Заинтересовать ребенка рисванием и лепкой довольно легко: достаточно сделать так, чтобы карандаши, краски, глина или пластилин все время были у него на виду. При этом Масару Ибука предлагает давать ребенку не стандартные листы бумаги, чтобы формат не ограничивал его фантазию. «Я бы дал ребенку огромный лист, чтобы он ползал по нему», — пишет автор.

По его мнению, для развития малыша полезны занятия с бумагой: совсем маленькие могут просто сминать ее, потом — складывать различные фигуры.

Особенности методики раннего развития Масару Ибука

Родителям могут показаться необычными некоторые советы Масару Ибуки. Например, он советует не ругать ребенка за проступки и неудачи. При этом автор методики рекомендует в случаях, когда малыш ведет себя неподобающе, вызывать у него негативные эмоции — не бранью, а другими способами.

Еще один совет, кажущийся на первый взгляд странным, — не мешать ребенку вступать в конфликты. По мнению Масару Ибуки, конфликтные ситуации учат мальчика или девочку выстраивать отношения с другими людьми.

Некоторые критики методики уверяют, что она рассчитана во многом на японский менталитет и не подходит европейским семьям. Однако по всему миру, в том числе и в России, многие родители стали последователями и поклонниками этого метода воспитания. В крупных городах существуют родительские клубы, где мамы и папы обмениваются опытом по применению методики Масары Ибуки.

Источник: https://sunny-town.org/info/metodika-masaru-ibuki.html

Ссылка на основную публикацию