Музыкальное развитие ребёнка

Музыкальное развитие ребенка

Часто приходится слышать о том, что музыкальное развитие необычайно важно для ребенка. Однако это не значит, что из детей нужно срочно лепить великих музыкантов. Ведь речь здесь идет немного о другом.

Ребенок должен обладать способностью  правильно слушать и понимать музыку. Важно получать настоящее удовольствие от прослушивания музыкальных композиций.

Именно поэтому музыкальное развитие ребенка нужно начинать как можно раньше.

Обратите внимание

Кстати, следует сказать, что музыкальный слух – качество, которое дается не при рождении. Оно приобретенное. И самое лучшее время для развития музыкального слуха ребенка – это период от рождения до трех лет.

Музыка влияет на эмоциональное развитие ребенка, поскольку, в том числе и посредством мелодий складывается внутренний мир, формируются грани прекрасного, а также способность отличать хорошее от плохого.

Если родителям не все равно, каким сложится характер их ребенка (а ведь это напрямую зависит от музыкального вкуса), они с детства должны начать приучать малыша к классике, а не к дешевой «попсе». А начинать нужно едва ли не с самого зачатия.

И тогда, непременно, ребенок ответит вам благодарностью, порадует своими талантами и многогранностью восприятия окружающего мира. А чего хочет каждая мама и каждый папа? Здоровое, умное, хорошо развитое дитя.

Итак, ниже приведены три этапа, в которые осуществлять музыкальное развитие ребенка наиболее важно!

Музыкальное развитие ребенка в утробе матери

Возможно, не все знают, что на 22 дне развития плода в утробе матери начинают развиваться органы слуха. Полноценный слух сформировывается к 15 – 20 недели жизни ребенка. Шестнадцатинедельный малыш уже начинает слышать и воспринимать звуки извне. Этот факт доказан учеными.

Через 10 недель он не только слышит, но и реагирует на них. В последние месяцы пребывание в мамином животике ребенок предпринимает первые попытки знакомства с внешним миром. В первую очередь, малыш изучает звуки материнского тела. Он различает шум дыхания, стук сердца, шум крови.

Известно, что уже сформировавшийся ребенок знает источник звука, т.е. откуда он исходит. Это доказывается тем, что дети, родившиеся раньше положенного срока, обладают особенностью поворачивать голову в сторону звука, шума.

В общем, самое время начинать музыкальное развитие ребенка.

Психологи советуют будущей маме, будучи беременной, много петь, уделять время на прослушивание классической музыки. Мелодичная тихая музыка благоприятно влияет на развитие ребенка в целом и его музыкальное развитие в частности. Прекрасно подойдут, например, Бетховен, Брамс, Моцарт, Вивальди. Психологи уверяют, что можно свести к минимуму все негативные факторы, слушая хорошую музыку.

Важно

На различных стадиях беременности лучше слушать разные мелодии. При этом следует помнить, что слишком быстрая и громкая музыка может вызвать сильную реакцию у развивающегося плода.

Малыш может дергаться и толкаться. Тем более не рекомендуется такая музыка при угрозе преждевременных родов. На ранних сроках беременности для прослушивания подойдет спокойная красивая музыка.

Она успокоит и ребенка, и маму.

Музыкальное развитие ребенка грудного возраста

Хорошая музыка положительно влияет на здоровье и развитие грудничков. Иногда их очень хочется взбодрить или, наоборот, успокоить. Это можно сделать при помощи мелодии соответствующего мотива.

Осуществляйте музыкальное развитие ребенка грудного возраста, исполняя для него песенки-потешки или колыбельные песенки, включайте для прослушивания классические произведения и произведения, написанные специально для детей.

Но следует помнить, что ни в коем случае нельзя позволять маленькому ребенку слушать музыку посредством наушников. Человеческое ухо устроено так, что без вреда, не повредив перепонки, можно слушать звук только на расстоянии. Особенно близкий звук опасен для малышей.

Если звук будет близко и прямо направлен в ухо, молодой мозг может получить акустическую травму. Кроме того, музыкальные сеансы опасны, если младенец:

  • предрасположен к судорогам,
  • страдает интоксикацией организма,
  • болен отитом,
  • имеет высокое внутричерепное давление.

Музыкальное развитие ребенка дошкольного возраста

В дошкольном возрасте музыкальное развитие ребенка должно быть более направленным. В возрасте от 2 до 6 лет дети уже обладают некоторым навыком в таком виде деятельности, как прослушивание музыкальных композиций. Восприятие их становится более эмоциональным.

Музыкальные произведения, которые следует давать слушать ребенку теперь, должны быть яркими, ритмичными, веселыми. Их следует давать попарно: резко эмоциональные и умеренно эмоциональные. Детей нужно научить сравнивать композиции, а для этого целесообразно предварительно прослушать их по нескольку раз.

Целью самого первого прослушивания должно быть знакомство с произведением, его эстетическое восприятие. А вот уже второе и третье прослушивание должно быть направлено на восприятие характера и содержания музыкальной композиции. Как правило, маленькие дети узнают музыку по вступлению, заключению и отдельно взятым фрагментам.

Вы можете использовать это, организуя музыкальные игры с малышом.

Музыкальное развитие ребенка 5-7 лет уже можно доверить специалистам, отдав малыша в музыкальную школу.

Музыкальное развитие ребенка – большая работа, которая должна осуществляться родителями планомерно. И не следует думать, что вы уже опоздали – никогда не поздно начать развивать музыкальный слух у детей. Главное делать это постепенно, грамотно и с любовью. Ну и при помощи хорошей музыки, естественно!

Источник: http://www.rastut-goda.ru/preschool-child/6320-muzykalnoe-razvitie-rebenka.html

Музыка для малышей 5 месяцев | Музыкальное развитие детей 2-3 лет

Слуховая чувствительность и эмоциональная реакция развиваются у детей довольно рано, что позволяет органично ввести музыку в процесс развития и обучения. Возможно, вы переживаете, хорошая ли вы мама, ведь ваш кроха не засыпает под звуки «Лунной сонаты» и не собирается на прогулку в сопровождении «Полета шмеля». И вообще вы не знаете, как его музыкально развивать.

Не надо переживать! Даже если вы ничего не делаете для музыкального развития ребёнка, вы не перестаете оставаться для него Самой Лучшей Мамой На Свете. Это во-первых.

Во-вторых, скорее всего, вы напеваете с ним простые детские песенки типа «Мы едем, едем, едем…» или «Голубой вагон бежит, качается…». А это уже дает ощущение ритма, темпа и рифмы.

Совет

В-третьих, вы читаете эти строки и, если вы действительно хотите подружить ребенка с музыкой, вы найдете здесь несколько советов и рекомендаций.

Музыка способствует развитию речи, движений, обогащает игровую деятельность и пробуждает детские эмоции. Установлено, что дети, занимающиеся музыкой, опережают своих сверстников в развитии — как интеллектуальном, так и двигательном.

Уже с первых месяцев жизни малыш затихает или, наоборот, оживляется при звуках музыки. К концу первого года кроха реагирует на мелодию радостным гулением. Конечно, самыми лучшими звуками для него являются звуки вашего голоса. Пойте ему детские песенки, напевайте свои любимые песни. Сгодятся и песенки из детских мультфильмов или из разряда «что вижу, то пою».

Будет здорово, если вы освоите несколько колыбельных и будете укачивать под них малыша. Купайте малыша под пение, делайте ему массаж, собирайте на прогулку под звуки песенки.

Характер пения должен соответствовать движениям, интенсивности и характеру воздействия. То есть на прогулку собираемся под бодрую песенку, укачиваемся — под спокойную и мелодичную. Не помешает и прослушивание классической или народной музыки, так как именно они благотворно влияют на психоэмоциональное состояние ребенка. На этом этапе достаточно 1-2 мелодий в день.

Вы можете остановить свой выбор на специальных детских сборниках с наиболее известными произведениями или давать ребенку слушать свои любимые мелодии. Из классики хотелось бы особенно выделить произведения В.А. Моцарта.

Доказано, что тональный звуковой ряд музыки Моцарта наиболее близок к тембральным окраскам человеческого голоса.

А уникальные плавные тридцатисекундные переходы его музыкальных шедевров совпадают с биоритмами в полушариях головного мозга!

Обратите внимание

Есть даже термин «эффект Моцарта», заключающийся в том, что дети, слушающие до трех лет Моцарта, становятся более способными к развитию мышления. Но это, конечно, не исключает и прослушивания Шопена, Вивальди или Чайковского.

На втором году жизни разная музыка вызывает у ребенка контрастные эмоции — от меланхоличной задумчивости до веселого оживления. Ребенок уже способен различать высокие и низкие, громкие и тихие звуки и даже тембровую окраску.

Под музыку малыш совершает различные танцевальные движения: приседает, кружится, хлопает и притопывает. Танцуйте вместе с ребенком, играйте его пальчиками, ручками, ножками, покачайте на коленях. В 3-4 года ребенок уже в состоянии воспроизвести несложную мелодию или спеть песенку.

Движения в танце становятся все более четкими и разнообразными.

Ближе к пяти годам ребенок уже в силах дать характеристику музыке: веселая она или грустная, быстрая или медленная, ритмичная или мелодичная.

Также ребенок может определить, какой именно инструмент звучит: рояль, гитара, скрипка. Да и голос в этом возрасте становится более звонким, устойчивым и подвижным.

Музыкальное развитие на этом этапе складывается из пения, игры на детских музыкальных инструментах, танцевальной деятельности.

В 6-7 лет совершенствуется вокально-слуховая координация. Ребенок может самостоятельно охарактеризовать музыкальное произведение, прочувствовать различные нюансы настроения в музыке. Так что, чем больше разной музыки услышит ребенок, тем лучше. Разные жанры, ритм, характер, тембр, тональность подарят вашему ребенку музыкальное разнообразие и позволят определиться в предпочтениях.

Еще Платон говорил: «Музыка — это самое мощное средство, потому что ритм и гармония живут в душе человека. Музыка обогащает душу, даруя ей блаженство и озарение».

Важно

Развитие музыкальных способностей ребенка с раннего детства откроет перед ребенком увлекательный, богатый и радостный мир — мир музыки!

Источник: https://www.NestleBaby.ru/articles/muzykalnoe-razvitie-detej

Музыкальное развитие ребенка в домашних условиях

Музыкальное развитие ребенка

в домашних условиях.

Обучая ребенка музыке, родители ставят различные цели и задачи. Это зависит от их отношения к музыке.

Однако основными задачами музыкального воспитания и развития детей в семье можно назвать те же, что и в дошкольном учреждении, а именно:

-Обогатить духовный мир ребенка музыкальными впечатлениями, вызвать интерес к музыке, передать традиции своего народа, сформировать основы музыкальной культуры.

— Развить музыкальные и творческие способности в процессе различных видов музыкальной деятельности.

— Способствовать эстетическому развитию детей средствами музыки.

Все эти задачи решаются в конкретной деятельности. Если родители понимают важность музыкального воспитания, они стремятся обучать детей в семье, музыкальных кружках, студиях, музыкальных школах, посещают с ними концерты, музыкальные спектакли, расширяют их музыкальный опыт.

Семья может помочь детям полюбить и понять хорошую музыку, с ранних лет приобщая их к музыкальной культуре. Прежде всего, необходимо создать такие условия, которые наилучшим образом формировали бы художественный вкус ребёнка.

Домашняя фонотека, личный пример (собственное отношение к музыке), совместное слушание музыкальных сказок или детских пьес, песен, посещение концертов, просмотр телепередач не только дадут возможность привлечь внимание ребёнка к музыке, и сблизят его с вами духовно, а эта близость, пожалуй, больше чем родственная. Хорошо, чтобы в доме были детские музыкальные игрушки.

Тогда ребёнок сможет самостоятельно музицировать, танцевать, петь, когда захочет. Самостоятельная музыкальная деятельность способствует развитию музыкальных и творческих способностей дошкольника.

Перечень музыкальных инструментов: Колокольчики, погремушки-грохотушки ,игрушки с фиксированной мелодией (органчик, музыкальная шкатулка, шарманка),музыкальный волчок, барабан, бубен, дудочка, металлофон, детская гармошка.

Развить музыкальные способности ребенка Вам помогут не сложные правила:

— Постигайте музыку вместе с ребенком, удивляйтесь, огорчайтесь, радуйтесь вместе с ним, когда музыка звучит. Ваше собственное равнодушие к музыке – лучший способ свести на нет все попытки, приобщить к ней ребенка.

-Пусть музыка будет желанным и почетным гостем в вашем доме

-Пусть у ребенка будет много звучащих игрушек: барабанчиков, дудочек, металлофонов. Из них можно организовать семейные оркестры, поощрять «игру в музыку».

-Приучайте детей к внимательному слушанию музыки, просто так включенный телевизор – враг музыкального воспитания.

Музыка воздействует только в том случае если ее слушать.

Читайте также:  Физкультурный досуг в старшей группе осенью в зале

— Отнеситесь к музыкальной стороне развития своего ребенка со всей серьезностью, и вы обнаружите, что добились очень многого во всем, что связано с его правильным воспитанием.

Совет

Не следует огорчаться, если у вашего малыша нет настроения что-нибудь спеть, или ему не хочется танцевать.

Или если и возникают подобные желания, то пение на ваш взгляд, кажется далеко от совершенства, а движения смешны и неуклюжи. Не расстраивайтесь! Количественные накопления обязательно перейдут в качественные. Для этого потребуется время и терпение.

Отсутствие какой-либо из способностей может тормозить развитие остальных.

Значит, задачей взрослого является устранение не желаемого тормоза. Не прикрепляйте вашему ребенку ярлык «немузыкальный», если вы ничего не сделали для того, чтобы эту музыкальность у него развить.

Источник: https://sundekor.ru/referat/muzykalnoe-razvitie-rebenka-v-domashnikh-usloviiakh/

Влияние музыки на развитие ребенка

Начиная с 16 недели внутриутробного развития, ребенок слышит звуки. Звуки внешнего мира в этот период он слышит очень приглушённо, зато мамин голос, биение сердца, шум кровотока сопровождают его постоянно.

Эти звуки сплетаются для малыша в настоящую мелодию, которая дарит ему успокоение и чувство безопасности. Именно с этого момента звуки начинают играть большую роль в жизни ребёнка, и это влияние не отступает до конца жизни.

Особенно важны для психического и даже физического развития звуки музыки.

Музыка для малыша в животе

Специалисты по пренатальному развитию единодушно считают, что знакомить ребёнка с музыкой нужно ещё до рождения. Воспринимать мелодию малыши начинают на сроке беременности около 16 недель (см по теме: когда новорожденные начинают слышать).

Лучше всего знакомить кроху с классическими музыкальными произведениями: они проверены временем и заведомо имеют положительное влияние. Включая музыку, все мамы замечают, что активность малыша меняется: под одни мелодии он затихает, под другие наоборот начинает активно шевелиться.

Дело в том, что музыка очень влияет на эмоциональное состояние: одни мелодии успокаивают, расслабляют, другие бодрят, вызывают прилив активности.

Для развития ребёнка полезна и спокойная, и энергичная музыка: через нее он расширяет диапазон переживаемых эмоций. С помощью исследований психологами было доказано, что дети, слушавшие классическую музыку ещё до рождения, лучше развиваются физически и психически, раньше осваивают разные навыки и лучше говорят.

По большому счёту, будущим мамам можно не ограничиваться только классической музыкой и слушать всё, что приятно им самим, но некоторые направления музыки лучше ограничивать. Например, считается, что рок-музыка приводит к повышенному эмоциональному возбуждению и провоцирует агрессию. Детки, «выросшие» на такой музыке отличаются беспокойным поведением и возбудимостью.

Музыка с рождения

После рождения музыка начинает играть ещё более важную роль в жизни ребёнка. На новорождённого малыша музыка действует примерно так же, как действовала до рождения: задаёт его эмоциональный фон.

Во время активного бодрствования можно включать весёлые динамичные песенки, перед сном или во время криков и капризов – тихие спокойные мелодии. Правда, если говорить о колыбельных песнях, однозначно намного лучше, если мама поёт ее сама.

Кое-кто из мам очень низко оценивают свои вокальные данные и предпочитают включать уже готовые записи, чтобы не сформировать дурной музыкальный слух у ребёнка.

Обратите внимание

Эти опасения напрасны, потому что малыши – самые благодарные слушатели, и голос любимой мамы для них – самая желанная мелодия. Если петь действительно не очень получается, можно просто говорить нараспев – это уже лучше, чем чужой голос из динамика.

Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет…

Чем старше становится ребенок, тем более глубокое и всестороннее влияние оказывает на него музыка. Помимо развития эмоциональной сферы, музыка способствует развитию двигательных навыков.

Даже если не обучать ребёнка танцевальным движениям, когда он научится стоять на своих двоих – его ножки идут в пляс, как только он слышит любимую песенку.

Причём ребёнок очень хорошо чувствует ритм и двигается в соответствии со звуком.

  • Очень хорошо музыка влияет на развитие фантазии и воображения. Музыка не только вызывает определённые эмоции, — вслед за ними почти всегда возникают зрительные образы. Ребёнок представляет героев музыкального произведения, в его воображении встают картинки, ассоциирующиеся с мелодией. Чем старше ребенок, тем ярче возникающие образы. Для детей старше 5-6 лет «музыкальные фантазии» настолько характерны, что они способны выразить их художественно – нарисовать рисунок по любимой песенке.
  • Очень важным аспектом влияния музыки на развитие ребёнка является формирование эстетического вкуса. Как мы уже говорили, слушать вместе с ребёнком можно абсолютно любую музыку, но классические музыкальные произведения обязательно должны быть включены в программу. Они являются своего рода эталоном звука и музыкального вкуса, универсальны для людей любого возраста, пола и социального статуса. В этом плане родителям можно не беспокоиться о том, что классическая музыка слишком сложна для ребёнка: на то она и «классическая», чтобы быть по душе любому слушателю.
  • Кроме классической музыки, ребёнка необходимо знакомить с народной музыкой. Через неё он приобщается к культуре своего народа, а народные песни – это вообще кладезь мудрости и знаний об устройстве мира. Народную музыку можно не только слушать, но и играть. Если говорить о русских народных инструментах, то многие и них вполне доступны малыша: дудки, ложки, трещотки.

Даже если родители не являются поклонниками народной музыки и не тяготеют к народным музыкальным инструментам, детские музыкальные инструменты и игрушки обязательно должны быть в доме. Это может быть бубен, металлофон, детский синтезатор или любой другой инструмент.

Главный критерий – хорошее звучание и доступность для ребёнка. Для малышей хороши музыкальные игрушки, издающие разные звуки и проигрывающие мелодии. Для таких игрушек тоже главный критерий – качество звучания.

Такие игрушки помогают развивать навыки слухового сосредоточения.

Детки старше двух лет уже способны запоминать тексты песенок. Можно даже не заучивать их специально: слушая и пытаясь подпевать, ребёнок запоминает слова и потом радует родителей первыми попытками сольного пения. Таким образом, музыка влияет ещё и на развитие памяти и речи.

Для людей, живущих в мире звуков, музыка – это средство отдыха, восстановления сил, повышения работоспособности, преодоления стресса.

Приобщая ребёнка к музыке, мы не стремимся вырастить из него музыканта (хотя какая-то часть детей действительно с детства демонстрирует хорошие музыкальные способности, которые необходимо развивать), мы лишь способствуем его всестороннему развитию.

От знакомства малыша с музыкой не стоит ждать каких-то конкретных положительных результатов, пусть это будет процесс ради процесса. Человеческая психика устроена настолько сложно, что никогда нельзя заранее предугадать, когда и в какой ситуации проявится эффект от услышанных ранее произведений Моцарта или маминых колыбельных.

Читаем далее: 

Девочки привет! Сегодня я расскажу вам, как же мне удалось прийти в форму, похудеть на 20 килограммов, и, наконец, избавиться от жутких комплексов полных людей. Надеюсь, информация окажется для вас полезной!

Хотите первыми читать наши материалы? Подписывайтесь на наш телеграм-канал

Источник: http://razvitie-krohi.ru/psihologiya-detey/vliyanie-muzyiki-na-razvitie-rebenka.html

Развитие ребенка по методике Железновых + авторские сборники

Здравствуйте, дорогие читатели!

Музыкальное развитие в жизни ребенка должно обязательно присутствовать. Это в первую очередь очень нравится детям и в процессе музыкальных игр можно развивать фантазию, память, воображение, чувство ритма и такта, слух и сообразительность, стимулировать эмоциональное развитие.

Посредством танцевальных движений детки укрепляют мышечный корсет, координацию движений, а простые песенки помогут ребенку развить речь, приобрести первые вокальные и коммуникативные навыки.

Методика Железнова раннее развитие ребенка, рассмотрим поподробнее.

Об авторах

Сергей Станиславович и Екатерина Сергеевна Железновы (отец с дочерью) разработали свою авторскую методику раннего развития детишек.

Сергей Станиславович Железнов — опытный педагог (пианист и композитор) детских музыкальных школ г. Москвы, организовал студию раннего развития «Музыка с мамой».

Екатерина Сергеевна Железнова является последователем своего отца, закончила музыкальный педагогический колледж и Аспирантуру повышения квалификации, сейчас является педагогом и методистом — руководителем авторской школы своего отца.

Важно

Изначально это программа была подготовительным курсом деток 4-6 лет к поступлению в музыкальные школы, где они знакомились с нотами, первыми песенками и играли на музыкальных инструментах.

Позже методика стала расширять свои позиции и решено было углубить ее. В середине 90- х годов практически не было музыкального материала, чтобы можно было приобщать малышей, младше 3 лет.

Тогда Железновы начали самостоятельно писать маленькие, но понятные малышам песенки, песенки с движениями, дорабатывать русские потешки. Так появились на свет новые сборники.

Программа рассчитана для разных возрастов. Она может применяться и для совсем маленьких карапузов от полугодика, когда можно танцевать у мамы на руках. Конечно, здесь они являются только слушателями.

А в возрасте около года уже могут приплясывать. Потом, постарше могут исполнять песенки с движениями, сначала со взрослыми, затем самостоятельно.

Состав методики

Программа делится по возрастам и записана на аудио и видео дисках и дидактические пособия.

Данная методика включает такие сборники:

  • песенки  с движениями (скачать) — здесь коротенькие марши, хороводы, первые активные игры (жмурки, салочки). Малыш учится новым движениям и ролям.
  • пальчиковые игры. Маленькие сказки при движении кистей рук и пальчиков.
  • сказки — подражалки. Открываем в малыше первые театральные навыки.
  • веселая логоритмика
  • подвижные уроки
  • аэробика для малышей (скачать), игровая гимнастика — взрослый показывает игровые гимнастические движения, а малыш повторяет. укрепляем мышечный корсет и координацию ежедневно и весело.
  • сказки-шумелки. Маленькие сказки на подражание и имитацию звуков. Малыш учится слушать и воспроизводить услышанное. Задействована мелкая моторика память и воображение.
  • игровой массаж (скачать)
  • песенки-инсценировки, маленькие сказки с использованием игрушек и простых жестов
  • колыбельные песенки — это обработка русских народных колыбельных с добавлением звуков природы или животных.

Плюсы методики

Безусловно, методика Железновых благотворно воздействует на разностороннее развитие малышей. Это и психическое и социальное и эмоциональное.

Главным отличием и преимуществом является то, что музыка, взятая здесь за основу является прекрасным способом для подачи материала в простой и интересной форме даже для самых маленьких.

Минусы методики

Особых недостатков у данной методики нет, есть лишь индивидуальные расхождения во вкусах. Например, моему Данилке нравятся не все песенки (да и мне тоже), не все он понимает и не хочет повторять эти движения.

Но у каждого ребенка свое восприятие. Некоторые песни кажутся однотипными и быстро надоедают.

Автор предлагает в методических пособиях, как выполнять те или иные движения к песенкам, другие и не придумаешь. Таким образом возможности для полета фантазии или импровизации у детей нет. Действуем строго по инструкции.

В сборниках Железновых  можно найти довольно обширный круг знаний: изучить алфавит и иностранный язык, научиться считать и читать, петь и играть на музыкальных инструментах.
 Интересны и дидактические пособия, я например покупала такие сборники пальчиковых игр для самых маленьких (от 2 до 4 лет) с подробным описанием движений:

  • Е. Железнова «Паучок ходил по ветке»
  • Е. Железнова «Тюк-тюк кулачок»
  • Е. и С. Железновы «Музыкальные обучалочки ГАВ и МЯУ» (логоритмические песенки для развития и постановки речи от 1 года до 3 лет)
Читайте также:  Прогулки осенью в младшей группе

Источник: https://polonskaya-blog.ru/metodika-razvitiya-detej-zheleznovyh/

Музыкальное развитие

Занятия для детей 3 — 6 лет / Периодичность 1, 2 раза в неделю / Продолжительность 45-60 мин.

Задачи предмета «Музыка» для детей дошкольного возраста (от 3 до 6 лет):

Формирование основ музыкальной культуры, а через нее и художественной, и эстетической культуры ребенка – важнейшая задача сегодняшнего дня, позволяющая реализовать возможности музыкального искусства в процессе становления личности. Творческое восприятие музыки детьми способствует их общему интеллектуальному и эмоциональному развитию.

Основные направления работы:

Слушание: Приобщать детей к народной и классической музыке. Познакомить с тремя музыкальными жанрами: песней, танцем, маршем. Формировать эмоциональную отзывчивость на произведение, умение различать веселую и грустную музыку.

 Приучать слушать музыкальное произведение до конца, понимать характер музыки, узнавать и определять, сколько частей в произведении. Развивать способность различать музыкальные звуки по высоте в пределах октавы – септимы, замечать изменение в силе звучания мелодии (громко, тихо).

Совет

 Совершенствовать умение различать звучание музыкальных игрушек, детских музыкальных инструментов (музыкальный молоточек, шарманка, погремушка, барабан, бубен, металлофон и др.).

Пение: Учить выразительному пению. Работа на правильным певческим дыханием. Способствовать развитию певческих навыков: петь без напряжения в диапазоне ре (ми) – ля (си), в одном темпе со всеми, чисто и ясно произносить слова, предавать характер песни (весело, протяжно, ласково, напевно).

Песенное творчество: Развивать желание детей петь и допевать мелодии различных жанров. Формировать навыки сочинительства веселых и грустных мелодий по образцу.

Музыкально-ритмические движения: Формировать умение двигаться в соответствии с формой музыки и силой ее звучание (громко, тихо); реагировать на начало звучания музыки и ее окончание.

 Развивать умение маршировать вместе  со всеми со всеми и индивидуально, бегать легко, в умеренном и быстром темпе под музыку. Улучшать качество исполнения танцевальных движений: притоптывать попеременно двумя ногами и одной ногой.

Способствовать развитию навыков выразительной и эмоциональной передачи игровых и сказочных образов: идет медведь, крадется кошка, бегают мышата, скачет зайка, клюют зернышки цыплята и т.д.

Игра на детских музыкальных инструментах: Знакомить детей с некоторыми детскими музыкальными инструментами: дудочкой, металлофоном, колокольчиком, бубном, погремушкой, барабаном, а также их звучанием. Формировать умение подыгрывать на детских ударных музыкальных инструментов.

Освоение предмета и приобретение навыков проходит поэтапно, от более лёгкого материала к сложному.

На занятиях используются различные виды деятельности, среди которых:

  1. Дыхательная гимнастика

  2. Различные распевания

  3. Работа над интонацией

  4. Работа над чувством ритма

  5. Логоритмические упражнения

  6. Знакомство с музыкально-выразительными средствами (лад, темп, окраска. Динамика и др.)

  7. Слушание музыки (работа с карточками)

  8. Пение

  9. Пальчиковая гимнастика

  10. Знакомство с нотной грамотой

  11. Игра на шумовых инструменах

Преподаватели «Белорусская»: Гуреева Ксения

Преподаватели «Бескудниково»: Журова Марина

стоимость

расписание

Источник: https://www.kinder-center.ru/muzykalnoe-razvitie-rebenka

Музыкальное развитие ребенка:33 ответа на вопросы родителей

«Как узнать, есть ли у ребенка склонность к музыке?» «Есть ли у него музыкальный слух или чувство ритма?»

«Достаточно ли развиты способности моего ребенка, чтобы учиться музыке?»

В этой части мы обсудим пять вопросов, связанных с определением музыкальных способностей ребенка. Ответы на эти вопросы помогут родителям сделать серьезный выбор – отдавать ли ребенка учиться музыке или нет.

Определить наличие музыкальности и таланта, уровень развития музыкальных способностей ребенка можно тремя способами:

  • Беседа с ребенком
  • Определение общей музыкальности ребенка
  • Тестирование музыкальных способностей

Как определить музыкальность ребенка в раннем детстве, в дошкольном и младшем школьном возрасте, а также различные способы тестирования музыкальных способностей, мы подробно рассмотрим чуть позже. Сейчас, я хочу обратить ваше внимание на первый способ.

Беседа с ребенком кажется самым простым и элементарным способом узнать о его способностях и склонности к музыке, однако на практике это оказывается весьма не просто. Если вы просто начнете расспрашивать ребенка, он вряд ли ответит вам что-нибудь вразумительное.

Сделать это надо между делом, специально подготовив ситуацию так, чтобы разговор прошел естественно, и не был похож на допрос.

Обратите внимание

Вы можете поговорить с ним в процессе игры или после прослушивания детской музыки, можно и не говорить специально, а возвращаться к нужной вам теме время от времени.

Как бы то ни было, беседа с ребенком должна преследовать две цели.

1) Вам необходимо определить эмоциональность и артистизм ребенка – насколько глубоко он может переживать художественные образы и насколько ярко, эмоционально может их передать. Эти качества одинаково важны и для поэзии, и для музыки.

Поэтому, если ваш ребенок любит и легко запоминает стихи, читает их с выражением, старается передать настроение – он уже обладает неким артистизмом и эмоциональностью.

Все это является показателем того, что у ребенка есть склонность к творчеству, он легко может заниматься музыкой и добиться успехов.

Если ребенок стесняется, читает стихи сухо и невыразительно, не делайте критических выводов! Возможно, ваш ребенок – интроверт, и глубокие чувства, которые его переполняют, просто не проявляются «снаружи».

Возможно, он еще «не умеет» выражать свои эмоции и чувства (делать это осознанно). Здесь не может быть единого подхода, у каждого ребенка будут свои особенности.

Но если вы видите, что ребенку скучно, он не любит ни только рассказывать, но и слушать стихи, ему трудно их запомнить – возможно, в этом случае вам лучше заняться шахматами или спортом.

Итак, вы можете определить эмоциональность и артистизм ребенка, просто попросив его рассказать любимое стихотворение.

2) Определите интерес ребенка к музыке и творчеству.

Что он знает о музыке, хотел бы он ею заниматься? Что ему больше нравится – петь или играть на каком-нибудь инструменте? Узнайте у ребенка, какая музыка по характеру ему больше нравится (или конкретнее: из какого мультика или фильма)? Какие мультики или фильмы он любит смотреть и почему? Какие книги, про что ему больше нравится читать или слушать? Есть ли у него любимые песни? Попросите его напеть одну из них.

Важно

Так вы можете определить склонность ребенка к музыке, а также узнать, что ему интересно в жизни, понять, надо ли ему заниматься музыкой более серьезно, идти в музыкальную школу или достаточно посещать музыкально-танцевальный кружок.

Помните, для того чтобы определить интерес ребенка к музыке, важно не столько то, что он ответит (у большинства детей одинакового возраста ответы, как правило, очень похожи), сколько то, как он отвечает на ваши вопросы. Важна некая определенность ребенка в своих вкусах.

Если ему все равно, и музыка не вызывает у него особого энтузиазма, вам следует задуматься, нужно ли музыкальное обучение самому ребенку (музыкальные занятия могут увлечь его, «раскрыть», но могут и отторгнуть – здесь все будет зависеть от самого ребенка и от умения преподавателя).



Если он может сказать более или менее точно, что ему нравится музыка веселая, активная, как в таком-то мультике; что он любит петь, танцевать и играть на подушках как на барабанах; мультики он любит про Человека-паука, потому что он всех защищает и всегда побеждает «плохих монстров», читать он любит энциклопедии про животных, а любимая песня у него «Новый Год к нам мчится…» и не только споет, но и танцевать при этом начнет… У вас есть все основания полагать, что ребенку понравится заниматься музыкой и он сможет достигнуть определенных успехов.

Наблюдая за ребенком (или вспомнив, каким он был в этом возрасте), вы легко сможете определить у него наличие или отсутствие музыкальных способностей.

О наличии у ребенка склонности к музыке и развитых от рождения музыкальных способностях может свидетельствовать следующее:

  • повышенное внимание ребенка к любому звучащему фону,
  • явное проявление интереса к звучанию музыки,
  • яркое эмоциональное проявление радости малыша во время звучания его любимой музыки (некоторые дети начинают пританцовывать, даже не научившись ходить, сидя в кроватке),
  • малыш любит слушать разную музыку, не только детские и колыбельные песни в мамином исполнении.

Некоторое время назад, ученые проводили специальное исследование с малышами в возрасте до одного года – с помощью несложных тестов они выяснили, что большинство детей, якобы, с рождения обладает «абсолютным» музыкальным слухом. Этот факт подтверждает мнение, что все люди обладают примерно одинаковыми способностями (в том числе и музыкальными), и только уровень развития этих способностей у всех разный.

Этот факт позволяет также сделать следующий вывод: само по себе наличие способностей не влияет на успех человека в той или иной сфере деятельности.

Можно обладать развитыми от рождения музыкальными способностями – красивым, сильным голосом, абсолютным слухом, и при этом ненавидеть музыку.

Любое образование, в том числе и музыкальное, для того и существует, чтобы развивать необходимые способности в своей сфере и давать определенные знания.

Совет

Что же тогда важно для достижения успеха? Важен интерес, склонность человека к определенной сфере деятельности, которая позволяет развивать способности в этой сфере быстрее, нежели это могут сделать другие люди. В большинстве случаев, это и есть секрет таланта, одаренности одних людей и кажущейся бездарности и «отсутствия способностей» других.

Склонность к определенной сфере деятельности обычно проявляется достаточно рано. Музыкальность ребенка можно обнаружить уже в возрасте одного года, если уже в этом возрасте он проявляет явный интерес к звучанию музыки.

В этом возрасте применимы все три способа – беседа с ребенком, тестирование (мы поговорим о нем чуть позже), и определение общей музыкальности ребенка.

Что же является показателями музыкальности и наличия способностей у детей в возрасте 3-7 лет и старше?

1) Сохранение интереса к музыке, проявленного еще в раннем детстве. Если ваш ребенок прерывает свои дела и прислушивается к внезапно зазвучавшей музыке, если он любит слушать различную музыку, не обязательно только детские песни, но и хорошую эстрадную музыку, классику, пытается подпевать или начинает танцевать под музыку – все это говорит о музыкальности ребенка.

Следует помнить, что воспитание ребенка играет большую роль в этом вопросе, но не главную. Если ребенок музыкален от природы – он проявит это, неважно, занимались вы с ним музыкой или нет.

Если от природы у него нет склонности, «тяги» к искусству, вы можете «расшибить себе лоб», но только разовьете в ребенке отвращение к музыке. Все что вы можете – помочь ребенку раскрыть свою музыкальность, дать ему возможность проявить себя.

Если ребенок проявил интерес к музыке в раннем детстве, но родители не обратили на это внимание, интерес ребенка, скорее всего, угаснет.

Обратите внимание

Но это может произойти и в том случае, если вы усиленно занимались с ребенком – пели и разучивали песенки, слушали музыку, играли на детских музыкальных инструментах. Что поделать, человеческая природа – сложная и непредсказуемая вещь! 🙂

Читайте также:  Народные приметы ноября для детей

2) Ваш ребенок легко и на долго запоминает понравившиеся ему песни. Более или менее «чисто» поет, любит «сочинять» – компилирует какие-то свои песни из известных ему слов и мелодий (при этом может выйти некое «попурри», или нечто совершенно невероятное).

Реже – сочиняет (точнее импровизирует «на ходу») свои стихи и песни – в зависимости от того, насколько они получаются яркими и выразительными (конечно, только эмоционально, а не по смыслу) – можно судить об одаренности ребенка и наличии таланта.

Во всяком случае, все это говорит о развитых от природы музыкальных и творческих способностях.

3) Ваш ребенок любит выступать на публике, любит принимать активное участие в утренниках и праздниках, любит заниматься творчеством в любом виде – петь, танцевать, рисовать, лепить из пластилина. У него хорошее воображение, он любит выдумывать – все это является хорошим показателем наличия способностей к творчеству и музыке.

Существует ряд традиционных тестов, для определения музыкального слуха, голоса и музыкальной памяти. Подобные тесты обычно проводят на собеседовании, когда принимают ребенка в музыкальную школу. Эти тесты очень простые, но для их выполнения требуется минимальный набор музыкальных знаний и навыков у родителей, и, в ряде случаев, наличие фортепиано.

Тест 1. Попросите ребенка подойти к фортепиано и отвернуться. Сыграйте по очереди два звука в разных регистрах (верхнем и нижнем) и спросите его, какой звук был ниже, а какой выше.

Тест 2. Нажмите на фортепиано одну клавишу и спросите ребенка, сколько прозвучало звуков.

Теперь нажмите две клавиши одновременно (желательно на большом расстоянии друг от друга), и спросите, сколько звуков прозвучало теперь. Если ребенок затрудняется с ответом, нажмите те же клавиши по очереди.

Сыграйте любой аккорд двумя руками (в широком расположении), и спросите, сколько звуков прозвучало (один, или много).

Первые два теста проверяют активность слуха, способность «ориентироваться в звуковом пространстве», выделять отдельные элементы из общего звучания музыки (на простейшем уровне).

Важно

Они позволяют определить, понимает ли ребенок разницу звуков по высоте, а также разницу между отдельным звуком и несколькими, прозвучавшими одновременно.

Если ребенок затрудняется – не переживайте, понять эти вещи не так просто, обычно этому учат на раннем этапе обучения (подготовительный/первый класс музыкальной школы).

Тест 3. Спойте ноту Ми первой октавы (например, на слог «ля» или простое «а») и попросите ребенка повторить. Затем спойте ноту Ля первой октавы и снова попросите повторить.

Если вы слышите, что ребенку трудно петь в этом диапазоне, спойте ноты выше: До-Ми второй октавы, или наоборот ниже: Си малой – Ре первой октавы.

Попробуйте разные ноты, для того чтобы определить диапазон голоса ребенка.

Важно, что бы вы пели сами, без помощи фортепиано. Чтобы спеть точно воспользуйтесь камертоном.

Дело в том, что звук фортепиано, как правило, «сбивает» детей, к нему труднее подстроиться, нежели к привычному для них человеческому голосу.

Если же у вас не получается, и вам трудно точно попасть в ноту, лучше, конечно же, использовать фортепиано. Не используйте детские музыкальные инструменты – дудочки, ксилофоны, детские синтезаторы и прочие.

Тест 4. Спойте простую, короткую мелодическую фразу, и попросите ребенка повторить. Вот примеры таких фраз:

Тест 5. Попросите ребенка спеть любимую песенку.

Таким образом, тесты 3-5 позволяют вам проверить:

  • музыкальный слух ребенка,
  • музыкальную память,
  • «репродуктивный» музыкальный слух (может ли ребенок повторить прозвучавшую ноту и мелодическую фразу),
  • диапазон голоса ребенка,
  • может ли ребенок интонировать (петь «чисто»).

Помните, если ребенок показывает средний результат, если он может уловить хотя бы направление мелодии, не попадая точно в ноту, значит, у него есть музыкальный слух, пусть и плохо развитый. Бывают, конечно, и исключения, так называемые «гудошники».

Эти дети могут петь в очень узком диапазоне, совершенно не интонируют и не могут понять даже общее направление мелодии.

На самом деле, таких детей достаточно много, но в музыкальных школах умеют работать с ними и, в конце концов, развивают их способности до определенного уровня (кроме того, неспособность к пению не мешает им быть талантливыми пианистами или трубачами).

Совет

Вот несколько тестов на определение чувства ритма, которые также используют в музыкальных школах во время вступительной беседы с ребенком.

Тест 1. Простучите (не быстро) простую ритмическую последовательность и попросите ребенка повторить. Повторите тест 2-4 раза, в зависимости от успехов ребенка, используя разные последовательности. Например, такие:

Тест 2. Попросите ребенка помаршировать на месте под музыку. Исполните или поставьте запись любой популярной, маршевой музыки. Например, песню «Вместе весело шагать…».

Тест 3. Попросите ребенка хлопать в ладоши под музыку (как это делают на концертах, когда публике нравится какая-нибудь песня). Сыграйте или поставьте запись любой ритмичной детской музыки, например, «Летки-Енки».

Если у ребенка слабое чувство ритма, это не означает, что его нельзя развить. Если ребенок успешно выполняет все тесты, это означает, что учиться музыке ему будет гораздо легче, но это не дает гарантии того, что через месяц ему не надоест.

Продолжение следует…

Источник: http://virartech.ru/articles/33_answers.php

ДЕТСТВО-ГИД

Музыкальное развитие — это результат формирования ребенка в процессе активной музыкальной деятельности. Процесс музыкального развития ребенка – это взаимодействие и взаимообусловленность фундаментальных факторов:
— собственная природа ребенка (внутренний мир);
— внешняя среда (внешний мир);

— музыкальная деятельность ребенка.

Музыкальное образование детей дошкольного возраста включает:
— совокупность сформированных эмоциональных, интеллектуальных, личностных и поведенческих качеств ребенка;

— достижение им определенного уровня музыкальной культуры.

Музыкальная культура дошкольника включает:
— эмоциональную отзывчивость на высокохудожественные произведения музыкального искусства;
— музыкально-образное мышление и воображение;
— опыт творческой музыкальной деятельности;

— музыкально-эстетическое сознание.

Музыкальное образование – это музыкальное воспитание и музыкальное обучение.

Музыкальное воспитание – организованный педагогический процесс, направленный на формирование эмоционально-ценностного отношения к миру, окружающим людям и самому себе на основе присвоения нравственно-эстетического содержания музыки.

Музыкальное обучение – процесс передачи и освоения знаний, умений и способов действий, необходимых для успешного осуществления музыкальной деятельности.

Средства музыкальной выразительности
1. Интонация, передающая эмоциональное состояние, настроение музыкального произведения.
2. Тембр – окраска звука.
3. Ритм – последовательность звуков одинаковой и различной длительности.
4. Темп – скорость исполнения музыки.
5.

Лад – упорядоченное соотношение звуков по высоте (мажор и минор).
6. Динамика – сила звучания музыки.
7. Регистр – ряд звуков, близких по тембровой окраске.
8. Мелодия – музыкальная мысль, выраженная посредством звуков в ладовом и метроритмическом отношениях.

9.

Гармония – объединение звуков в созвучия.

Содержание музыкального образования детей дошкольного возраста:
1) опыт эмоционально-нравственного отношения ребенка к окружающей действительности, воплощенный в музыке;
2) музыкальные знания, умения и навыки;

3) опыт музыкально-творческой деятельности.

Формы организации музыкальной деятельности в ДОО:
Занятия — основная форма организации, в которой осуществляется обучение детей, развитие их способностей, воспитание качеств личности, формирование основ музыкальной и общей культуры.

Главная задача — вызвать у детей интерес к музыке и музыкальной деятельности.

Развитие эмоциональной отзывчивости детей на музыку на протяжении всего занятия должно быть в центре внимания педагога.

Содержание музыкальных занятий в ДОО:
Типовое включает все виды музыкальной деятельности.

В доминантном преобладает какой-либо вид музыкальной деятельности (танцевально-ритмическая деятельность, песенное исполнительство).

На тематическом выбирается одна тема, которая объединяет все виды музыкальной деятельности.
Комплексное содержит различные виды искусства, виды художественной деятельности (интегрированное).

Музыка в повседневной жизни ДОО:
— использование музыки в быту (слушание грамзаписей, самостоятельное музицирование, упражнения, игры, утренняя гимнастика);
— различные виды развлечений (тематические музыкальные вечера, беседы-концерты, театральные постановки, аттракционы),

— праздничные утренники.

Методы музыкального образования детей дошкольного возраста
Это способы взаимосвязанной деятельности педагога и детей, направленные на развитие музыкальных способностей и формирование основ музыкальной культуры дошкольников.

Основные методы — наглядный, словесный и практический.

Каждый из трех методов должен применяться с нарастанием проблемности:
от прямого воздействия (объяснительно-иллюстративный метод) посредством закрепления, упражнения, создания поисковых ситуаций (показ вариантов выполнения задания) к проблемному воспитанию и обучению (самостоятельный поиск детьми способов деятельности).
Создание проблемных ситуаций на занятиях помогает развитию самостоятельности дошкольников, творческому применению сформированных навыков и умений.

Наглядный метод (наглядно-слуховой и наглядно-зрительный)

Наглядно-слуховой — ведущий метод музыкального воспитания — исполнение музыкальных произведений педагогом или использование ТСО.
Варианты проблемного использования наглядно-слухового метода (создание проблемной ситуации):
— сопоставить «живое» звучание и грамзапись;
— сравнить 2-3 произведения, контрастных между собой.

Наглядно-зрительный метод имеет вспомогательное значение (картины, рисунки, карточки).

Примеры проблемного использования данного метода:
— выбрать из трех картин одну, соответствующую характеру музыки;

— сравнить с картиной 2-3 музыкальных произведения и выбрать наиболее близкое ей по образному содержанию.

Словесный метод — беседа, рассказ, пояснение, разъяснение и др.
Особенность метода в музыкальном воспитании: требуется не бытовая, а образная речь.

В данном случае педагог должен владеть яркой, грамотной, выразительной, эмоциональной речью.

Метод чаще всего не носит характер проблемности, но может быть проблемным, если побуждать детей к сравнениям, самостоятельным высказываниям (о характере, жанре, средствах выразительности).

Практический метод — показ исполнительских приемов в пении, движениях, игре на инструментах.

Метод приобретает характер проблемности, когда педагог показывает не один вариант выполнения действий:
— предлагается выбрать из нескольких движений то, которое больше подходит по характеру музыки;

— предлагается самому найти один или несколько вариантов движений в соответствии с музыкой.

Выбор методов зависит от возраста детей:
в младшем дошкольном возрасте велика доля наглядных и практических методов. Детям пока недоступно широкое применение словесных методов. Их речь еще не развита.

Поэтому педагог использует приемы, побуждающие детей применять новые слова и одновременно облегчающие эту задачу.

В работе с детьми старшего возраста все методы и приемы используются с большей долей проблемности, которая стимулирует проявление самостоятельности и творчества.

Все указанные методы способствуют музыкальному образованию (т.е. обучению и воспитанию) и музыкальному развитию дошкольников.

Выбор методов определяет и этап работы над музыкальным произведением:
1 этап — ведущее место занимают наглядно-слуховой и словесный методы.

2 этап — возрастает роль практического метода, показа приемов исполнения (в том числе и вариативного) в сочетании с наглядным и словесным.

3 этап — (произведение выучено) практический метод приобретает большую долю вариативности, самостоятельности и творчества.

Уважаемые педагоги! Если у Вас есть вопросы по теме статьи или есть сложности в работе по этому направлению, то пишите в комментарии. Обязательно помогу.

Головина Бэла Геннадьевна, администратор сайта.

Источник: http://detstvogid.ru/muzyikalnoe-obrazovanie/.html

Ссылка на основную публикацию