Обучение детей чтению с помощью пособий николая зайцева

Методика обучения чтению Зайцева

Методика обучения чтению Николая Александровича Зайцева, пожалуй, одна из самых популярных отечественных методик на сегодняшний день. С ее помощью сторонники раннего развития учат детей читать, писать, считать. 

Идея Зайцева проста: что хорошо показать, о том не надо долго рассказывать (лучше один раз увидеть). Детям надо сначала интересно показать предмет изучения, дать в него поиграть, а потом уже подвести определение. Так соблюдается известный закон обучения: от конкретно-образного через наглядно-действенное к словесно-логическому.

Эта методика относится к разряду «от практики к теории», потому как основной причиной ее возникновения можно считать практику,которую Николай Александрович Зайцев проходил в Индонезии, где и должен был научить русскому языку взрослых людей в кратчайшие сроки. Успех вдохновил молодого педагога на разработку собственной системы преподавания: системы, которая учитывает особенности восприятия русского языка, избавлена от ненужных условностей и громоздких правил, наглядна.

Обратите внимание

Понимая значимость восприятия мира для ребенка разными органами чувств, Николай Александрович Зайцев сделал ставку на зрение, слух и тактильные ощущения. Он написал склады на гранях кубиков. Кубики он сделал различными по цвету, размеру и звуку. Это помогает детям именно почувствовать, а не понять разницу между гласными и согласными, звонкими и мягкими.

Пользуясь этими кубиками, ребенок составляет слова и начинает их читать.

Основной единицей языка у Зайцева является не звук, буква или слог, а склад.

Склад — это пара из согласной и гласной, или из согласной и твердого или мягкого знака, или же даже одна буква. Например,СО-БА-КА,ПА-РО-ВО-3, А-И-С-Т и т. д.

Складовой принцип чтения — основа зайцевского метода обучения детей чтению: «Все, что мы произносим, это комбинации из пары гласный-согласный, — поясняет Николай Александрович. — За согласным обязательно следует гласный звук. Он может не обозначаться на письме, но он есть. Наши предки чувствовали это и ставили «ять» в конце существительных, оканчивающихся на согласный.»

Кроме кубиков в комплект входят таблицы, которые, по мнению автора, способствуют улучшению зрения:  ведь глазное яблоко все время находится в движении, отыскивая склады.

Все кубики со складами предоставляются в распоряжение ребенку сразу и навсегда. Не бойтесь, что малыш запутается. Для начала пусть выберет кубик, который приглянулся больше других. Возьмите его и, поворачивая к ребенку той гранью, которую называете, пропойте все склады.

Постепенно осваиваем все типы размеров и звучаний, можно пропеть малышу столбик складов по таблице и предложить найти кубик с той же попевкой. Встаете у таблицы, берете в руки указку и начинаете распевать. Обратите внимание, нужно хорошо артикулировать склады, показывать ребенку, что звуки разные: большие и маленькие, звонкие и шуршащие.

Для наглядности можно двигаться: вставать на цыпочки или приседать, разводить руками и т. д. Очень важно вдохнуть в кубики жизнь, придумывая игры в «зоопарк», «магазин» и др.

Время, затраченное на игру, каждый раз может быть разным. Играть лучше тогда, когда есть настроение и ребенок ничем другим не занят. Не стоит отрывать его от насущных дел ради обязательной игры в кубики Зайцева. Лучше один день пропустить совсем, чем сделать игру в кубики принуждением.

Игры с кубиками для детей от 0 до 6 месяцев

Важно

Специально учить чему-либо в этом возрасте бесполезно, да и не нужно. В этот период кубики просто сопровождают ребенка. Это одна из его игрушек, развлечение.  Используйте кубики как погремушку.

Игры с кубиками от 6 месяцев до года

Кубик в качестве погремушки уже скучен малышу. Поэтому продолжайте показывать кубики и называть склады.

После того как вы несколько раз показали и назвали кубики, попросите найти кубик с определенными складами. Пусть малыш поползает среди разложенных на полу кубиков и найдет нужный.

Можно составлять из кубиков простейшие слова. Например, обозначающие предметы мебели, которая окружает малыша: шкаф, диван, стул.

Игры с кубиками после года

Продолжайте выполнять предыдущие упражнения и постепенно вводите более сложные. В книге Николая Зайцева «Письмо. Чтение. Счет» есть масса интересных игр и заданий с кубиками.

Но вы и сами обнаружите сколько всего придумаете своего.

Ваши игры будут не менее интересными, а малыш полюбит их даже больше, чем «фирменные», ведь вы знаете, во что он любит играть, и постараетесь подобрать игру по его вкусу.

Методика Зайцева подразумевает не только игру в кубики. Необходимо также петь и слушать складовые попевки. Рекомендуется петь попевку и одновременно показывать склад на кубике.

Если пение попевок вызывает у вас бурное негодование («Боже, чем я занимаюсь, со стороны можно подумать, что я сошла с ума!»), тогда вообще не пойте. Просто проговаривайте склады подряд, желательно ритмично.

Можно петь попевки в процессе любой другой игры по кубикам.

Безусловный плюс этой методики заключается в том, что ребенок в игровой форме сразу запоминает склад, сочетание букв. Ему не нужно ломать голову над тем, как же прочесть рядом стоящие Б и А. Малыш не запинается и быстро осваивает чтение.

  • Система не привязана к определенному возрасту.
  • Обучение по Зайцеву укрепляет здоровье и развивает органы чувств,  развивает музыкальный слух, чувство ритма, музыкальную память.
  • Работа с таблицами позволяет динамично проводить занятие и предотвращает гиподинамию.

При этом логопеды и дефектологи говорят о том, что дети, выучившиеся читать «по Зайцеву», часто «проглатывают» окончания, не могут разобраться в составе слова (ведь они привыкли делить его исключительно на склады и никак иначе).

В школе детей приходится переучивать уже в первом классе, когда начинают проходить фонематический разбор слова.

Сначала учитель просит выкладывать слово на карточках: гласный звук — красная карточка, звонкий согласный — синяя, глухой согласный — зеленая. В методике Зайцева звуки обозначены совсем другими цветами.

Совет

А поскольку малыш долго возился с кубиками, то у него уже образовалась своя привязка. 

У метода Зайцева, безусловно, множество плюсов. И самый главный, пожалуй, заключается в том, что обучать можно практически любого ребенка. Возраст и темперамент значения не имеют. Сам Зайцев неоднократно подчеркивал: дети учатся играючи, в том темпе, который им необходим, без понуканий.

Так что, если метод вам понравился и вы готовы потратить время и средства на сооружения пособий, действуйте!

Источник: https://jupon-pantalon.ru/blog/metodika-obucheniya-chteniyu-zajtseva

Как научить малыша читать по методике Николая Зайцева

Многие родители мечтают, чтобы уже в два-три года их чадо умело читать, считать, петь и делать различные «па». Завораживают рассказы знакомых, как их малыши уже сами читают сказки или вычисляют квадратные корни, но сомневаетесь, что такое возможно? Хотим заметить, что ДА! И очень просто!

О чем эта методика николая зайцева?

Когда кроха начинает говорить первые «ма-ма-ма» или «та-та-та», родственники умиляются, а заботливая и думающая мама, наподобие все тех же хвастающихся соседок, использует новое умение крохи правильно. Она готовит малыша к чтению. И вот на помощь мамочке приходят красивые кубики, разработанные Николаем Зайцевым.

Этот педагог из Санкт-Петербурга разработал свою систему обучения малыша чтению. В ней заложен принцип природосообразности, который проходит красной нитью по всей педагогике.

Если слоговой метод познания речи является превалирующим для малыша, так почему учителя должны применять в своей практике фонемно-звуковую систему обучения чтению? Разорвав однажды связь естественного изучения слов, состоящих из слогов, и перейдя к их делению на отдельные звуки, вы отбросите ребенка назад не только в плане чтения, но, возможно, и в плане разговора.

Именно позиция соблюдения принципа природосообразности стала базой для разработки пособий Николая Зайцева, наиболее известными из которых являются кубики, на гранях которых написаны слоги.

С помощью кубиков детка может играть и учиться. Кроха рассматривает слоги, запоминает их визуально, слушает, как кубики звенят (у каждого из них свой звук), пытается составлять первые слова. Все проходит очень весело. Автор методики не остался на месте.

В дополнение к кубикам он разработал уникальные таблицы со слогами. Они очень нравятся малышам, т.к. во время занятий «Читай и пой» детки расслабляются и веселятся.

Пропевать слоги предлагается на мотивы известных песен: поют вперед и назад, по горизонтали и вертикали, в разных темпах и ритмах. Это так весело!

Обратите внимание

Табличный материал подобран и для обучения ребенка основам математики. Именно благодаря развернутым таблицам малыш сможет наглядно познакомиться с составом числа, запомнить место той или иной цифры в графическом ряде, овладеть навыками составления дробей и степеней. И все это уже в 3-4 года! Интересно?

Конечно, ребенку надо учиться не только читать и считать. Для полноценного развития малыша важно получать знания из различных областей. В этом помогают деткам различные карточки с рисунками и подписями к ним.

Совместите приятное с полезным! Показывайте малышу карточки с дорожными знаками и в то же время читайте. Кстати, доказано, что именно благодаря таким карточкам (а у автора есть и серия «Кошки и собаки», «Зоопарк», «Крупнейшие города России» и др.) ребенок учится читать слова целиком.

Также у Зайцева есть материал для отработки навыков каллиграфии и грамматики.

Какая польза?

  1. Уже после домашних занятий с мамой, малыш практически за несколько занятий сможет усовершенствовать речь (лучше выговаривать звуки) и научиться прочитывать первые слова.
  2. В три-четыре годика малыш быстро овладевает навыками счета: занимаясь по математическим таблицам, малыш начинает считать в пределах ста уже по прошествии всего 10-12 занятий.

    Для ребят-первоклашек темпы значительно ускоряются, им достаточно всего 1 недели.

  3. Кроха очень быстро овладевает нормами языка и запоминает правила правописания.
  4. Ребенку не надо сидеть за партой и зубрить буквы и слоги. Можно бегать и танцевать.

  5. Ребятишки с отклонениями в развитии, занимаясь по методике обучения чтению Зайцева, быстрее реабилитируются и «догоняют» сверстников.

Игры с кубиками

Сам автор описал множество рекомендаций. Но ведь можно придумать и что-то свое. Даже с малышам до года можно уже заниматься. Возьмите кубики и потрясите ими перед крохой. Малыш заинтересовался? Конечно, ведь в каждой игрушке спрятан сюрприз.

Отлично, трясите кубиками и прочитывайте слоги, написанные на гранях. Для ребенка 6-12 месяцев задачу можно усложнить. Подберите кубики со слогами, включающими какой-то один согласный. Желательно, подбирать из тех слогов, которые кроха уже умеет произносить.

Например, ма-мо-му-ме-ми. Поставьте кубики по порядку, прочитывайте слоги. Когда малыш немного освоит их, попросите кроху показать, где, например, «ма».

Угадал? Отлично! Для этой же возрастной категории можно попробовать составлять первые слова, например, мама, папа, стол, стул. Подбирайте что-то простое.

Для деток от года и до 3 лет будут интересны активные занятия с кубиками. Стройте из них башенки, дорожки, при этом не забывайте проговаривать или пропевать то, что у вас получилось.

Для лучшего закрепления материала оставьте свои строения на видном месте, пусть кроха в течение дня подходит и смотрит на кубики. Через время перепутайте слоги в словах.

Заметит ли изменения ребенок? К кубикам можно подключить таблицы: так и читать будете учиться, и вокальные способности разовьете.

Для 3-6-летних детей уже не будут интересными простые игры, такие ребята будут требовать самостоятельности. Включайте попевки, пусть малыш сам попробует пропеть слоги, ворочая кубики.

Важно

Такая игра способствует запоминанию ребенком слогов, учит быстро ориентироваться в пространстве, совершенствует моторику и координацию рук. Попробуйте писать слова.

Для деток, которые занимаются по методике Зайцева с ранних лет, это будет просто, а вот для новичков нет. Можно комментировать какую-нибудь сказку, выкладывая имена героев из кубиков.

Играя с малышом, казалось бы, простыми кубиками, вы вносите неоценимый вклад в будущее крохи. Поверьте, читать научится каждый, но вот читать и понимать всю глубину этого процесса позволено не всем. 

Источник: http://www.vospitaj.com/blog/kak-nauchit-malysha-chitat-po-metodike-nikolaya-zajjceva/

Кубики Зайцева — учимся читать по складам

Кубики Зайцева в последние годы завоевывают все большую популярность. Реклама утверждает, что по кубикам Зайцева можно научиться читать всего за несколько занятий.

Общее представление о методике обучения чтению по кубикам Зайцева Вы получите на страницах блога «Развивашка».

История появления кубиков Зайцева

Методика обучения чтению Н.А. Зайцева, более известная под названием «Кубики Зайцева», основана на принципе чтения по складам.

Но склады не Н.А. Зайцев придумал.

Еще в начале XIX века в России учили читать по букварю Кузьмичева Федота.

По этому букварю, вероятно, учился и Лев Толстой.

Великий русский писатель сам обучал чтению крестьянских детей: способных за 3-4 урока, а менее способных – за 10 уроков.

Лев Толстой издал две азбуки, по которым некоторые педагоги занимаются и по сей день.

Суть методики Толстого была в следующем: нужно обучать чтению по складам.

Склады бывают двух видов.

Во — первых, склад — это обычный слог, в котором идет сочетание согласного и гласного звуков: ма, па, де, ба.

Во-вторых, складами могут быть и одиночные звуки, причем, как гласные, так и согласные: о, в, а, р.

Чтобы понять суть склада, нужно только прислушиваться к себе. Например, скажите «а». Чувствуете, легкое напряжение мышц в глотке и следующее за ним выдыхание воздуха? 

При произнесении согласных складов ощущения другие. Так, при произнесении звука «б» — губы плотно сжимаются, а потом выдыхается воздух. 

Слово «развивашка» по складам будет выглядеть так: «ра-з-ви-ва-ш-ка»

Совет

Николай Зайцев доработал методику Льва Толстого, упростив и обогатив ее, путем использования в обучении кубиков.

Таким образом, обучение превратилось в игру.

Методика обучения чтению по кубикам Зайцева

Обучение чтению по методике Зайцева проходит в 3 этапа:

  1. Знакомим ребенка с кубиками Зайцева
  2. Малыш узнает склады
  3. Ребенок читает и составляет слова и небольшие предложения.

Для обучения чтению по складам Зайцев предложил использовать:

Автор методики — кубики Зайцева

Кубики Зайцева

Для обучения чтению по методике Зайцева предлагается 52 кубика со складами.

7 кубиков повторяются, для чтобы строить слова с повторяющимися складами: мама, папа, баба.

Кубики Зайцева неоднородны, они отличаются по следующим признакам:

  • по размеру (большие и маленькие)
  • по цвету (желтые, серые, светло-коричневые, белые)
  • по весу (легкие, средние и тяжелые)
  • по звучанию (глухие, звонкие – из-за различных наполнителей: железо, дерево, монеты)

На золотых (желтых) кубиках изображены гласные буквы, на железных и деревянных склады из согласных и гласных букв.

На железных (серых) кубиках имеются звонкие склады, а на деревянных (светло-коричневых)– глухие склады.

На железно-деревянных кубиках — склады, имеющие твердые знаки, а на деревянно-золотых склады с мягкими знаками.

На белых кубиках расположены знаки препинания.

Буквы на кубиках пишутся тремя цветами:

  • голубой — гласные;
  • синий — согласные;
  • зеленый — твердый и мягкий знак.

Такое разделение кубиков, по замыслу автора, необходимо для воздействия на органы чувств ребенка. Разные кубики помогают образовывать различные ассоциации, что значительно облегчает процесс запоминания.

Таблицы Зайцева

Для обучения чтению по методике Зайцева необходимо использовать таблицы со складами.

В наборе имеются две настенные таблицы (520х720 мм), на которых расположены те же склады, что и на кубиках.

В одной таблице собраны склады по принципу: звонкие – глухие (Б-БА, П-ПА).

В другой таблице – твердые и мягкие склады (Б-БА, БЬ-БЯ).

Попевки Зайцева

Чтобы обучение чтению было более эффективным, Н. Зайцев предлагает склады не просто проговаривать, а петь.

В комплект набора для чтения «Кубики Зайцева» входит CD, на котором склады поются под  аккомпанемент балалайки и баяна на мотив 35 мелодий.

Попевки способствуют запоминанию складов. Кроме того, они являются прекрасными упражнениями по развитию речи.

В каком возрасте начинать занятия по кубикам Зайцева?

Работа с таблицами Зайцева

Сам автор методики говорит о том, что наиболее эффективны занятия по обучению чтению детей после 3 лет.

Но, многие мамы, начинают учить своих малышей по кубикам Зайцева с самого рождения.

Только кубики в данном случае должны использоваться по другому назначению.

В качестве погремушек, для обучения разнице между большим и маленьким, для изучения цветов.

Все это будет способствовать раннему развитию Вашего малыша.

Кроме того, если ребенок с рождения слышит попевки, которые распевает ему мама, то он привыкает к этим звукам.

В дальнейшем малыш будет воспринимать занятия, как нечто обязательное, такое же, как прогулки, еда и сон.

До 3 лет ребенок читать, скорее всего, не научится. Хотя бывают продвинутые детки, особенно девочки, которые читают в 2,5 года.

Но большинство детей до 3 лет просто играют с кубиками: строят из них дома и башенки и тут же их ломают.

Как проходят занятия по методу Зайцева?

До занятия с ребенком необходимо выполнить следующие шаги:

  1. Повесить на стену таблицы.
  2. Прикрепить три полочки для кубиков.
  3. Внимательно изучить методические указания автора методики.
  4. Запомнить расположение складов (они расположены в одинаковом порядке в таблицах и на кубиках)
  5. Прослушать и заучить кассету с попевками.

Занятия с ребенком

Методика Зайцева предполагает, что все занятия проходят в виде интересных и увлекательных игр.

В методичке имеются различные варианты игр.

Например, можно соревноваться с малышом кто больше кубиков переносит: железных, деревянных, золотых или маленьких и больших.

Можно строить вагончики с кубиками определенной буквы и даже говорящие поезда.

Но игра-игрой, а должен соблюдаться следующий алгоритм занятий:

  1. Пропеть кубики
  2. Пропеть склады по таблицам.
  3. Построить слова из кубиков.

Кубики и таблицы нужно сочетать, чтобы ребенок видел склады с разных сторон, что облегчит их запоминание.

Когда ребенок показывает указкой склады по таблице у него начинает работать «память тела».

Пропевание складов на веселый мотив подключает эмоциональную память.

По кубикам Зайцева дети начинают читать очень быстро.

И любовь к чтению у них сохраняется на всю жизнь, ведь процесс обучения проходит очень интересно.

Преимущества и недостатки методики Зайцева по обучению чтению

Преимущества:

  1. Главное преимущество обучения чтению по кубикам Зайцева – быстрый результат:

Дети 2-3 лет – обучаются чтению за 6-9 месяцев

Дети 3-4 лет – обучаются чтению за 16 занятий

Дети 4-5 лет – обучаются чтению за 5-10 занятий

Дети 5-6 лет – обучаются чтению за 4-6 занятий

2. Занятия проходят весело и увлекательно в форме игр.

3. Кроме обучения чтению, ребенок учится грамотному письму

4. Ребенок начинает чище и отчетливее говорить, вследствие постоянного повторения складов

5. Увеличивается запас слов.

6. Стимулируется развитие логики.

7. Ребенок учится работать самостоятельно.

Недостатки системы Зайцева:

  1. Необходимо соблюдать методические рекомендации автора методики.
  2. Требуется на стене укрепить таблицы и полки для кубиков.
  3. Возможны проблемы в школе — с фонетическим разбором слов.
  4. Нужны ежедневные занятия.
  5. Высокая стоимость.

Если Вы дочитали эту статью до конца, то можете смело покупать кубики Зайцева – Вы сможете обучить своего ребенка чтению по складам! Самое главное помните, что процесс обучения должен доставлять радость и малышу и Вам.  Занятия с малышом должны быть наполнены смехом, радостью и открытиями. Удачи!

Также я нашла в YouTube видео, где можно посмотреть — как прокодят уроки для детишек по методике Зайцева. Пусть здесь совсем мало времени заснято, но общее представление можно получить.

Источник: http://WunderKind-blog.ru/kubiki-zaytseva-uchimsya-chitat-po-skladam/

Заметки практикующей няни

Николай Зайцев Николай Александрович Зайцев известен как признанный педагог–новатор, разработавший эффективную методику обучения чтению, письму и счёту. Метод Зайцева дает возможность даже самым маленьким детям просто и быстро овладеть указанными навыками, причем, что важно, в неутомительной для ребенка игровой форме.

Из разработанных Н.А.Зайцевым многочисленных пособий наиболее известны кубики Зайцева с написанными на них складами, при помощи которых дети обучаются чтению. Система Зайцева обычно упоминается в «джентльменском наборе» детских развивающих методик, хотя, по существу, метод Н.А.

Зайцева это не столько общая система раннего развития, сколько методические основы обучения конкретным навыкам – чтению, письму и т.д. Нетрудно заметить, что методика Зайцева имеет принципиальное сходство с системой Глена Домана.

В обоих случаях высокую эффективность обучения обеспечивает одновременное подключение зрительного и слухового восприятия.

Однако, справедливо будет заметить, что Зайцев продвинулся в этом направлении дальше Домана – кубики Зайцева разноцветные, звучащие и различных размеров. Соответственно, увеличивается число каналов восприятия, по которым к ребенку поступает информация, в результате чего повышается эффективность обучения. При обучении чтению по Зайцеву ребенок начинает читать уже после нескольких занятий.

Обратите внимание

Принципиальное отличие методики обучения чтению Н.А.Зайцева от традиционных методик в том, что ребенок учится читать не составляя слова из отдельных букв, и не по слогам, а по складам. Известно расхожее выражение «читать по складам», под которым подразумевается «читать кое-как». Но на самом деле это неверно.

Склады — это комбинации из пары согласный-гласный, которые органично связаны с человеческой речью и потому легче усваиваются. В отличие от слогов, складом может быть даже отдельная согласная, если на слух чувствуется, что она «мягкая» (т.е., за ней может стоять гласный звук, хоть он и не обозначается при письме).

Именно склады ребенок и видит написанными на кубиках Зайцева. Конечно, нельзя сказать, что чтение по складам это революционный метод в обучении — ещё задолго до Н.А.Зайцева такую методику рекомендовал Л.Н.

Толстой, положивший её в основу своей «Азбуки».  Но безусловным прорывом является то, что зайцевские кубики — звучащие (благодаря наличию наполнителей).

Это помогает ребенку на слух ассоциировать глухой или звонкий звуки от кубиков с соответствующими звуками речи.

Обучение чтению по методике Зайцева с применением кубиков, безусловно, является хорошо продуманной системой. В занятиях по методу Зайцева используются большие и маленькие кубики, есть одинарные и двойные, золотые, железно-золотые, деревянно-золотые. Имеется белый кубик со знаками препинания.

Буквы на кубиках написаны разным цветом: гласные – голубым, согласные – синим, твердый и мягкий знак — зеленым. Они отличаются по весу, по звучанию и вибрации наполнителя и т.п. Каждая особенность имеет свою цель, чтобы решать определенные задачи по обучению чтению. Одновременно с кубиками при обучении используются специальные таблицы складов.

Вот что представляют из себя материалы для занятий по методике Зайцева:

Методика обучения по Зайцеву: кубики и таблицы

А вот как выглядит обучение детей чтению по методике Зайцева:

Обучение чтению по методу Зайцева

Как я уже отмечала, очень важно, что процесс обучения по методике Зайцева проводится в игровой форме. Детей не столько учат письму и чтению, сколько играют с ними в интересную игру, а полезный результат приходит в процессе. Видео ролик ниже даст представление о том, как проходят игры-занятия по системе Зайцева.

Ну и, наконец, лучше всего о методике Зайцева может рассказать сам её создатель. Ниже Вы сможете посмотреть видео, на котором Н.А.Зайцев рассказывает о своём методе и проводит с детьми обучающее занятие.

Это полезно увидеть родителям, которые думают отдать ребенка в группу обучения по методике Зайцева, но, как говорится, опасаются подделок.

Важно

Теперь в вашем распоряжении имеется оригинал от автора, а следовательно, есть с чем сравнивать:)

Методика Зайцева с успехом применяется не только для обучения чтению, но и для обучения математике и иностранным языкам. Дети от 3-х лет, обучаясь математике по таблицам Зайцева, легко усваивают числа, их состав, порядок, действия, дроби и даже степени.

Если родители заранее твердо настроены на дальнейшее обучение ребенка по методике Зайцева, то начинать «общение» малыша с кубиками можно уже в самом раннем возрасте.

Например, в рекомендованном мной наборе игрушек для детей 3-6 месяцев звучащие кубики Зайцева с успехом дополнят простые кубики и погремушки. Конечно, об обучении речь здесь не идёт.

Кубиками можно просто играть, пусть ребенок постепенно привыкает к ним.

При играх и занятиях с ребенком от 6 до 9 месяцев уже вполне уместно производить какие-то обучающие действия. В этот период дети учатся понимать родную речь, а значит, ребенку можно показывать кубики и называть склады.

Малыш вполне способен усвоить звучание склада, а потом обнаружить среди кубиков именно тот, на котором написан определенный склад.

Из кубиков можно составлять простейшие слова и ребенок с вашей помощью вскоре научится определять не только кубики, но и сами предметы, которые этими словами обозначаются.

В заключение, как обычно, для объективности посмотрим на систему Зайцева скептическим взглядом:) В самой первой статье об особенностях развития детей раннего возраста я говорила о том, что для того, чтобы развивать ребенка, необходимо представлять себе, каким целям это должно служить.

Совет

Вот, например, каким целям может служить раннее обучение ребенка чтению? Допустим, малыш уже в 2-3 года научился читать по складам – но зачем? Для чего ему это? Неужели для того, чтобы самому читать книжки? К тому же, «уметь читать» и «любить читать» это совсем разные вещи, наличие первого не гарантирует второго.

Может быть, положа руку на сердце, — раннее обучение чтению по методу Зайцева частенько лишь способ потешить самолюбие родителей?

Но если последнее справедливо, то имеется ли такая уж непременная необходимость учить ребенка читать в самом раннем возрасте? Не кажется ли вероятным, что ребенок в возрасте 2-3 лет охотнее послушал бы сказки из уст мамы или папы – ведь это так сближает.

Одно из самых тёплых воспоминаний детства — то, как Вам рассказывала сказки мама или бабушка, правда же? Большое достоинство методики Зайцева в том, что она не привязана к определенному возрасту. Сам Н.А.Зайцев вначале применял её для обучения русскому языку даже взрослых иностранцев.

Так может быть, нет смысла начинать слишком рано, если можно всё равно этим заняться в любой момент при необходимости?

Существуют некоторые проблемы и в самой методике. Точнее, не в ней, а в том, что она не всегда чётко стыкуется со школьной программой.

Плоха или хороша школьная программа, но она всё равно у ребенка будет, а значит, ребенку волей-неволей придётся переучиваться читать на новый лад – то есть, не по складам. А переучиваться всегда сложнее, чем учиться.

И вдвойне сложнее – если определенные знания уже прочно впитались в подсознание в самом раннем возрасте.

Дополнительные материалы по методике Николая Зайцева:

Рекомендуемые книги: Н.А.Зайцев «Письмо. Чтение. Счет».

Официальный сайт Н.А.Зайцева: http://www.metodikinz.ru

Источник: http://www.elena-kareva.ru/metodiki/metodika-zajceva-obuchenie-chteniyu-po-zajcevu.html

Обучение чтению и математике по методике Н. Зайцева

Гармоничное развитие ребенка с самого раннего возраста — это залог успешности ребенка в будущем.

Чем раньше и лучше малыш освоит чтение и элементарные навыки работы с цифрами, тем проще ему будет учиться дальше, осваивать новые науки, получать знания из книг, быть лучшим учеником на занятиях в детском саду и школе.

Ведь умение читать и считать это не конечная цель, а инструмент, открывающий ребенку дорогу к дальнейшему развитию.

Ошибки в обучении детей чтению и математике

Педагоги детских центров «УмНяша» согласны с передовыми педагогами и психологами, наблюдающими за изменением в развитии современных детей. Современные дети в большинстве хотят и готовы учиться читать и считать раньше, чем пойдут в школу.

В детских центрах мы слышим истории о том, как воспитатель в детском саду полгода учит детей считать до четырех. Искусственное удерживание темпов развития детей приводит к потере ими интереса к обучению.

Медленная и неинтересная подача материала – убивает в ребенке всякий интерес к обучению и может только навредить.

Обратите внимание

Конечно, трех, четырехлетних деток, да и дошколят вообще, нужно учить совсем не так, как учат первоклассников. Педагоги и родители часто отмечают несостоятельность занятий по подготовке к школе, которые ведут педагоги начальных классов в рамках дополнительных программ при школах. Часто эти занятия сводятся к сидению за партой и «раскрашиванию яблочек» в рабочей тетради.

От такой подготовки к школе польза крайне мала. Ребенок устает сидеть, ему трудно сконцентрироваться, ему не интересно – и это абсолютно нормально для его возраста.

Дети до 7- 10 лет гораздо продуктивнее учатся, если их не усаживать за парту, не обездвиживать (что просто-напросто удобно для педагога, но не полезно для ребенка).

Учить детей однозначно нужно в игре, позволяя им все время двигаться, решать практические задачи, а не просто слушать теорию и объяснения учителя.

Научить ребенка читать традиционном «звуковым» способом, как учат у нас повсеместно, гораздо сложнее, чем «складовым» методом.

Что такое звуковой метод обучения чтению? Вспомните свой букварь: А – Арбуз, Б – Барабан и т.д. Этот метод давно прижился, так учат в садах и школах. Проблема в том, что буквари дети осваивают легко, и буквы запоминают.

Но запомнить буквы – несложная задача даже для 1-2 годовалых малышей. А вот соединить буквы в слоги, а слоги в слова, т.е. «слиять» их – крайне сложная задача для ребенка, обучающегося традиционным методом.

Это настоящее мучение для первоклассников, а также для мам и пап, для учителей.

Альтернативное решение

Методика Зайцева гениальна в том, что она подходит даже для совсем маленьких детей. По этому методу малыши легко начинают читать, потому что этот метод обучения опирается на физиологию ребенка, использует возрастные особенности малышей для легкого усвоения материала.

По этой методике уже долгое время работают все детские развивающие центры «УмНяша» в Москве. Методика УмНяши, основанная на методике Зайцева, предполагает обучение в игре, без насилия над ребенком, без дрессировки.

Учить так, чтобы ребенок даже не заметил, что его обучают — вот главный принцип работы с детьми в детских центрах «УмНяша».

Важно

Если придерживаться этого принципа обучения детей, то начинать изучение грамматических и арифметических премудростей можно достаточно рано: уже в два года ребенок вполне способен воспринимать такого рода информацию, главное – использовать природный интерес ребенка ко всему новому и использовать подходящие по возрасту методы обучения.В детских центрах «УмНяша» мы учим читать и считать малышей любого возраста. Буквы и цифры на карточках даем даже годовалым малышам. На вопрос некоторых родителей, чаще бабушек, зачем малышей мучить буквами, разъясняем: в раннем возрасте ребенок запоминает столько слов и понятий, что 33 буквы алфавита являются просто каплей в море информации, которую сам ежедневно поглощает обычный маленьких ребенок. Но если вы вовремя добавите эти знания в свои игры и ежедневное общение, вы здорово облегчите ему дальнейшее обучение.

К сожалению, в чистом виде методика Зайцева подходит лишь для небольших групп учащихся 4-10 человек. В школе для дошколят «УмНяша» в группах 4-10 человек, именно потому, что такую группу малышей учить гораздо продуктивнее. Все кабинеты у нас оборудованы, как этого требует методика.

Методика Зайцева требует специально подготовленного помещения, где ребенку можно бегать, сидеть и лежать на ковре, а не только сидеть за партой. Понятно, что в обычном детском саду или школе создать такие условия очень сложно.

Это одна из причин, почему учителям начальной школы приходится работать по традиционным методикам.

Как работает эта уникальная система – методика Зайцева?

Знакомство с чтением

На сегодняшний день уже многие мамы и папы, бабушки и дедушки слышали про кубики Зайцева, но не все хорошо представляют, как с их помощью можно быстро и просто обучить ребенка чтению. Как показывает обширная практика, при правильном применении методики, дети младшего возраста овладевают навыком чтения значительно легче, чем школьники по традиционной методике.

Данная методика обучения детей чтению отличается тем, что создавалась изначально на основе русского языка и учитывает его специфику (например, множество суффиксов, приставок, окончаний). Зайцев предлагает не складывать слова из отдельных букв, а сразу читать по складам (склад = речевое усилие).

Этот способ чтения совсем не новый, например, за него горячо выступал Л.Н. Толстой. Настоящая инновация, сделанная Н.А. Зайцевым – это создание материалов: таблиц и кубиков.

По методике Зайцева используется системный подход к обучению, включающий в себя разные игры и упражнения с таблицами, кубиками и аудиоматериалами (попевками), не только обучающие чтению, но и развивающие речь и фонематический слух ребенка.

Кроме того, чтение складов по таблице и кубикам Зайцева сразу прививают ребенку грамотность, например, на кубиках не может быть ошибок вроде «ЖЫ» и «ШЫ».

Всего методические материалы состоят из 52 элементов:

  • Кубики со складами «МА», «ПА», «У», «О» и т. д.
  • Кубики с точками, запятыми и другими знаками;
  • Кубики с мягким и твёрдым знаком;
  • Таблицы, диск с попевками, пособия для родителей/воспитателей.

Но, к сожалению, разобраться в этих материалах самостоятельно не очень просто. Поэтому часто родители, а также, к сожалению, многие репетиторы и преподаватели, не зная, как грамотно использовать их, сводят занятия к чтению по таблице и составления слов из кубиков. Такие занятия однозначно нельзя назвать занятиями по методике Зайцева, и польза от них будет небольшая.

Потому что ключ к невероятной эффективности и гениальности методики лежит не в самих материалах, а в упражнениях и играх с ними, каждое из которых основано на одном из 4 типов деятельности:

  • Классификация,
  • Озвучивание,
  • Поиск,
  • Чтение и письмо («Письмочтение»).

Для каждого из этих видов деятельности существует больше двух десятков возможных вариантов упражнений и игр, а наложенные на тематику занятия, они дают бесконечное разнообразие, при этом продолжая отвечать за очень конкретный навык, ведущий к цели.

Знакомство с арифметикой

Ещё одна методика, которую взяли за основу детские центры «УмНяша» — математическая. Она позволяет легко и весело учить детей арифметике, начальным ступеням алгебры и геометрии, развивать память и учить решать математические примеры и задачи.

Обучение математике по Зайцеву довольно наглядное. Изучения цифр при помощи карточек, где указана цифра и ее количественное обозначение «Стосчет» (на карточках нанесены значения от 0 до 99). Они наглядно показывают, из чего состоят числа (у единицы закрашена она ячейка, у пятерки — 5).

Сначала малыши учатся считать. Ребенок изучает цифры до 10, потом до 100, до 1000. После чего переходит к сложным действиям (вычитанию и сложению), таблице умножения, знакомится с геометрическими фигурами, планиметрией и стереометрией.

Совет

Дома всё это возможно изучать с родителями с помощью специально разработанных Николаем Александровичем Зайцевым таблиц, которые необходимо поместить в зоне постоянной видимости. Таким образом ребенок сможет изучать математику в любое свободное время, а не по расписанию.

При этом малыш не испытает сложностей со счётом, поскольку весь процесс предельно понятен и интересен. Ребёнок будет успешно развиваться, учиться анализу и обобщению знаний. Он может (в отличие от людей, воспитанных на традиционной советской математике) легко и быстро перемножать большие числа.

В детских центрах УмНяша мы с удовольствием используем аудио-материалы для обучения детей математическому счету и очень рекомендуем их родителям для занятий дома.

Когда начинать?

Николай Александрович Зайцев поделился с миром своей методикой больше двух десятилетий назад. За эти годы её опробовали и одобрили и родители, и педагоги детских клубов, и передовые воспитатели в детских садах, и учителя развивающих центров и передовых школ. Кубики и таблицы Зайцева действительно учат читать быстро и без особых сложностей.

Обучение чтению и математике по Н. А. Зайцеву дома с мамой можно начинать, как только ребёнок научился говорить.

В детских центрах «УмНяша» мы вводим элементы данной методики уже для годовалых малышей на занятиях «Мама и малыш» и на курсе «Малышок» для 2-х — 3 летних детей.

Для детей с 3-4 лет эта методика вводится в программу «УмНяша» на занятиях по обучению чтению и математике (курс «Зайчик»). Курс «Подготовка к школе» — целиком базируется на методике Н.А. Зайцева.

Многие годы, наблюдая за результатами обучения детей в детских центрах «УмНяша», мы укрепляемся в том, что эта методика – лучшее, что можно предложить детям для обучения чтению и математике.

Ребенок, которого обучали по данной методике в игровой форме, получит навыки, которые помогут ему хорошо и гармонично развиваться, иметь всесторонне развитое мышление: логику, фантазию, память и речь, ребенок научится учиться и ему будет легко и интересно учиться в школе.

Родителям и педагогам других детских учреждений, готовым освоить эту методику, мы оказываем поддержку и помощь на семинарах и мастер-классах по обучению детей чтению и математике по методике Зайцева. С радостью делимся опытом работы с детьми по данной методике.

Обратите внимание

Если вы не готовы погружаться в эту методику дома, не уверены в своих силах, или хотите, чтобы ребенок учился у профессиональных опытных педагогов, учился в группе сверстников близких по знаниям и развитию – можно записать малыша на пробное занятие в один из филиалов развивающего центра «УмНяша» рядом с вашим домом. Наши детские центры учат по Зайцеву уже более 17 лет!

Приглашаем вас на пробное занятие по методике Н.А. Зайцева в детские центры УмНяша — наши преподаватели с удовольствие ответят на все ваши вопросы.

Источник: https://umnyasha.me/the-technique-zaitseva.html

Методика чтения Зайцева: в чем суть?

Автор: Евгения Климкович

Приветствую всех читателей блога.

Сегодняшний материал больше «по вкусу» родителям выпускников детсадов – будущих первоклашек, потому как мы будем учиться читать. Обучение чтению давно негласно легло на родительские плечи.

Все школы с нетерпением ждут детей, уже читающих и уже считающих.

Нам с вами только остаётся набраться терпения и найти методику, которая позволит быстро и, что немаловажно, — интересно, научить ребёнка читать.

Пожалуй, наиболее востребованной техникой читательского обучения стала методика чтения Зайцева, педагога из Санкт-Петербурга. Чем же она так хороша, что выделяется среди всех прочих?

Как пришла идея и во что она вылилась?

Автор современной методики Николай Зайцев – педагог во втором поколении.

Родители его были учителями в сельской школе, потому никто и не сомневался, кем станет их сын в будущем. Так уж получилось, что с пятого курса филологического факультета направили студента Зайцева в Индонезию переводчиком.

Казалось бы, что тут сложного. Да не так-то просто «сказка сказывалась», а дело и вовсе зашло в тупик. Индонезийские ученики Зайцева были далеки от трудного для постижения иностранными умами русского зыка. Пришлось искать оригинальные способы донести русскую фонетику, таблицы чертить да карточки рисовать.

Так, шаг за шагом все его практические эксперименты выросли в настоящую методику, которую по возвращению на родину он и решил апробировать на малышах-дошкольниках, чем-то схожих с теми самыми «ещё слепыми» в русском языке индонезийцами.

А во что это вылилось? В настоящий фурор.

Кубики Зайцева прослыли как «звенящее чудо», способные научить читать за короткие сроки даже тех ребятишек, которым тяжело давалась грамота. Более того, отзывы педагогов послужили толчком, чтобы многие школы перешли на зайцевскую методику обучения чтению.

В чём весь цимус?

Наблюдение педагога Зайцева за маленькими детьми дало основу понимания, почему детям так трудно иногда научиться читать.

  1. Во-первых, как мы этот процесс начинаем? Правильно, сначала учим буквы. А вот Зайцев уверен, что совсем необязательно знать названия букв. Очень часто ребенок знает их, а как складываются вместе запомнившиеся на картинках под буками «аист» и «бегемот» – не понимает.
  2. Во-вторых, после того, как мы выучили буквы, мы пытаемся складывать их в слоги. Что по этому поводу говорит известный педагог? Чтение по слогам для детей усложняет процесс обучения! Ведь русский язык не зря прослыл богатым и могучим. В слове может быть до 10 букв и более, а когда стоят рядом три согласные вместе — вообще беда. Взрослые-то иногда не могут прочитать без ошибок. Например, бегло прочитать «взгромоздиться» или «встряхнуться» для дошкольника почти из мира фантастики. А у «всплеска» вообще один слог!
  3. В-третьих, как мы привыкли? Сначала учимся читать, потом начинаем писать. А вот зайцевская методика настаивает на обратном: ребёнку легче научиться читать через навыки письма, когда звуки переходят в знаки, а знаки потом превращаются в звуки.

Такие маленькие хитрости послужили тому, что Зайцев «изобрёл» свою единицу русского языка, отличную от привычного для всех слога. Это так называемый склад. Что он из себя представляет? Да всё просто – сладкая парочка: согласная + гласная, ну ещё бывает согласная + твёрдый или мягкий знак.

Именно так звучит живая разговорная речь, понятная для ребёнка. Эти самые склады они перенёс на кубики, которые выступили принципиально важным инструментом в обучении.

Важно

Почему не привычные карточки, а именно кубики? Это автор методики объясняет отсутствием ещё у детей аналитического мышления (оно, к слову, формируется годам к семи), заменяемого ставкой на зрительную, слуховую и тактильную память. Потому инструментарий его с нарисованными на гранях складами разных цветов, разных размеров в соответствии со звуковыми рядами.

То есть учимся мы у Зайцева от наглядного к логическому: один раз увидеть вместо того, чтобы двадцать раз рассказать.

Из чего «сделана» методика Зайцева?

В зайцевском инструментарии всего 52 кубика, плюс семь повторяющихся для выстраивания слов наподобие «МА-МА» или «БА-БА». Всего 200 складов. Все они отличаются цветом, есть маленькие и большие, одинарные и двойные. Даже для знаков препинания присутствует белый куб. А теперь по порядку и более подробно. Комплект для самых маленьких (а это от двух лет) включает основной набор.

  • Большие кубики – это домики для твёрдых складов, маленькие – для мягких. Принцип такого распределения ролей у Зайцева объясняется так: на твёрдых складах рот мы раскрываем больше («МА»), нежели на мягких («МЯ»).
  • Двойные – пара склеенных из тех, что «дружат» не со всеми. К таким относятся, к примеру, ШЬ, ШИ, ША.
  • Кубки наполнены разным материалом. Есть «железные» и «деревянные». Первые – для звонких складов, вторые – для приглушённых. Гласные «живут» на «золотых». Железно-деревянные предназначены для размещения на них складов с твёрдым знаком, а деревянно-золотые – для тех, у кого есть мягкий знак.
  • Все гласные на кубиках красуются голубым, согласные – ярким синим, а знаки (твёрдый и мягкий) – зелёным.

На первый взгляд всё сложно, однако при виде кубиков всё быстро встаёт на свои места и становится понятным.

Склады Зайцева также размещены в таблицах, которые развешиваются в удобных местах, чтобы ребёнок мог глазами найти нужные сочетания. Табличная форма служит дополнительным инструментарием к игровым кубикам.

Материалы можно купить готовые, но можно приобрести и те наборы, которые предназначены для самостоятельного склеивания. Процесс, конечно, трудоёмкий, но если привлечь к нему ребёнка, будет занимательный.

Хитрости пользования методикой

Николай Зайцев уверен, что научиться читать по его методике можно быстрее, если склады не проговаривать, а пропевать. Да и музыкальный процесс намного интереснее для ребёнка.

Первоначальное знакомство ученика происходит со всей массой, и лишь потом юный чтец выбирает для себя наиболее понравившиеся для пения склады. Постепенно «под музыку» знакомят с маленькими-большими, железными-деревянными, чтобы дать понять, что они, как и склады, разные.

Далее происходит освоение таблиц, где пропеваются склады по столбикам и подбираются для них нужные кубики.

Как обещает известный педагог, хватит 15-20 занятий, чтобы ребёнок освоил, «как хорошо уметь читать» и уже не просил вас: «Прочти, пожалуйста! Прочти!».

И ещё! Часто родители задают вопрос: «А когда начинать?!» Так вот, как утверждает автор Зайцев, хоть с самого рождения.

Ведь инструментарий техники – не что иное, как игрушка для малыша, которая будет сначала развивать мелкую моторику, а потом постепенно развивать память, слух и формировать у него читательские навыки. Уже годовалому ученику можно задавать петь песенки со складами и предлагать поискать кубики с нужными сочетаниями.

А есть ли в бочке мёда ложка дёгтя?

То, что такая методика обучения чтению – просто находка, мы уже выяснили. Но как обычно бывает: не всё то золото, что блестит.

Иными словами, и здесь тоже есть свои минусы, которые следует принимать во внимание.

  1. В первую очередь, логопеды обеспокоены тем, что дети при заучивании складов не понимают механизма складывания букв в отдельности и впоследствии нередко пропускают окончания слов и сталкиваются с проблемой при задании разделить слова на так нелюбимые Зайцевым слоги при разборе по составу.
  2. Далее бывают сложности с фонетическими заданиями, потому как в школьной программе цвета для звуков другие (как мы помним, синие и красные), нежели у Зайцева (голубой, синий и зелёный). Педагоги сетуют: научить детей проще, чем переучивать.
  3. В-третьих, возникает путаница в схожих по звучанию гласных. Так, например такие зайцевские склады, как «БЭ» и «ВЭ» нередко становятся на письме у детей заменителями правильных «БЕ» и «ВЕ» (ну вот слово «теннис» «зайцевский» малыш может написать, как слышит – «тэннис»).

Есть пробелы и с вычленением отдельных звуков, что напрямую влияет на грамотность.

Как бы то ни было, есть много сторонников этой методики, которым нравится такая игровая форма обучения чтению.

Педагоги рекомендуют её для тех детей, у которых более развито правое мозговое полушарие (а мы помним, что это как минимум все левши) – они мыслят образно.

И при этом не забывают сказать, что такой способ не развивает творческие способности. Хотя для кого-то это не такая и большая проблема.

Совет

Нашла видео в тему, на котором папа и малыш очень весело занимаются по представленной выше методике. Посмотрите)

Ну как вам такой способ научить ребёнка читать? Готовы поэкспериментировать или всё-таки проверенным бабушкиным? Делитесь мнениями в комментариях)

Всем успехов в учебе!

Ваша «ШколаЛа»)

Источник: http://shkolala.ru/razvivashki/metodika-chteniya-zaytseva/

Методика Зайцева — основы обучения детей чтению

2018-02-09 11:56:25   0   298

Каждый родитель хочет, чтобы именно его ребенок стал вундеркиндом (или хотя бы просто способным и умным).

Для организации помощи взрослым существует множество методик для обучения ребенка чтению и письму, чтению и математике. Это системы Марии Монтессори, Гленна Домана и многих других.

Особое место здесь занимают кубики Зайцева – методика обучения чтению с самого раннего возраста. 

Кто такой Николай Зайцев

Родители Николая Александровича Зайцева работали в сельской школе. Закончив учебу в школе, Николай проработал 2 года на заводе, после чего пошел по стопам своих родителей. В 1958 году он поступает в педагогический институт на филологический факультет. На пятом курсе его отправляют проходить практику в Индонезию, где он работает переводчиком.

Именно этот период времени, когда ему пришлось обучать взрослых людей не родному для них русскому языку, дал начало развитию его известнейшей методике обучения чтению и письму. Воплощая в жизнь новые приемы, создавая на ходу интересные таблицы, он старался «передать суть языка другим».

Разработав собственный метод обучения, молодой педагог решил протестировать его на средник классах общеобразовательной школы. Однако здесь его ждала огромная неудача. Ученики умели только заучивать правила, не пытаясь их понять. Привыкшие к такому обучению, они не могли перестроиться.

Тогда, Николай Александрович решил опробовать свой метод на малышах. Методика была пересмотрена, все занятия он проводил в игровой форме. И здесь его ждал огромный успех.

Малышам, начиная с полутора лет, и детям дошкольникам, у которых были проблемы с обучением грамоты, требовалось всего лишь несколько занятий для того, чтобы начать читать.

Некоторые школы стали полностью применять его систему обучения, используя «звенящее чудо» (как назвали кубики) в своей работе.

Наблюдая за малышами, педагог пришел к следующим заключениям:

  • Для того чтобы научиться читать, крохам совсем не нужно знать, как называются буквы. Чаще всего в азбуках буквы ассоциируются с картинками. Ребенок запоминает образ буквы и изображение, которое у него с ней ассоциируется. Потом очень сложно ему объяснить, что КОТ (буква К), НОЖНИЦЫ (буква Н), ИГРУШКА (буква И), ГРИБ (буква Г) и АИСТ (буква А) складываются в одно слово КНИГА.
  • Чтение по слогам для ребенка очень сложное. Даже если малыш выучит названия букв без картинок, ему будет тяжело понять как из букв М и А получается слог МА. Для понимания крохой принципа сливания слогов педагогам приходиться применять в своей работе различные хитрости. Но в русском языке встречаются слова из одного слога, в которых много идущих подряд согласных (например, ВСПЛЕСК). Чтение таких слов будет для читающего по слогам ребенка даваться очень тяжело.
  • Человеку легче сначала научиться писать, чем читать. Под письмом он понимал превращение звуков в знаки, а под чтением – превращение знаков в звуки. Малышу, будет намного легче научиться читать через письмо.

Общие принципы методики Зайцева

Единственной в своем роде авторской методике Зайцева уже более 20 лет. Однако знаменитый педагог не прекращает постоянно улучшать ее.

Сейчас уже создано много различных методик и игр, дополняющих основу. С помощью методики можно с успехом обучать даже совсем маленьких детей грамоте.

При этом для дошкольников 6 лет будет достаточно всего несколько занятий, и вы сможете увидеть, что он уже может начать читать.

Данный метод обучения подойдет не только для ребятишек, которым нравятся спокойные игры с кубиками, но и подвижным неусидчивым детям. Использование этой методики подходит для работы со слабослышащими, имеющими очень плохое зрение и отклонения в психическом развитии детьми. При работе с ними можно получить очень хорошие результаты. Можно увидеть хороший эффект при работе с детьми с аутизмом.

Обратите внимание

В своей методике Зайцев сделал акцент на том, что процессы познания у ребенка должны пройти через все виды восприятия: слуховое, зрительное, двигательную память, осязание и мышление. Педагог в работе с малышами должен уметь организовать веселую игровую обучающую среду, быть в роли наставника в процессе обучения.

С помощью игр с кубиками:

  • расширится словарь малыша;
  • будут вырабатываться навыки грамотного письма;
  • речь ребенка станет более внятной;
  • можно исправить ряд логопедических проблем;
  • развивать логику и мышление ребенка;
  • научить кроху работать самостоятельно.

Комплектация

В стандартный набор входит:

  • 61 шт. картонный кубик в собранном виде
  • 6 шт. картонных таблиц со слогами, буквами и другими графическими знаками
  • 4 шт. картонных таблицы формата В3
  • диск для прослушивания с попевками для кубиков и таблиц
  • методическое пособие, которое вы сможете использовать в качестве конспекта занятий.

Что такое склад

В своей методике Николай Зайцев предлагает альтернативу слогам – использует склады. У него – это основная единица языка.

Складом может быть одна буква, сочетание гласной и согласной, согласной и твердого знака, согласной и твердого знака. Такой принцип чтения – складовой – является основой методики Зайцева.

Такая методика очень похожа с букварем Федота Кузьмичева, XIX век, и азбукой Л.Толстого. В этих книгах тоже был использован принцип обучения по складам.

Склад можно определить, приложив руку ниже подбородка и произнеся слово. То усилие мускулов, которое вы почувствуете рукой и будет являться складом.

Склады по его методу располагаются на кубиках и в таблицах. Он использовал в помощь обучению зрение, слух и тактильные ощущения, т.к.

аналитическое мышление, сформированность которого требуется при чтении, развивается только к 7 годам. Расположив склады на кубиках, Зайцев сделал их отличающимися по цвету, звучанию, размеру.

С помощью этого, когда ребенок берет кубики, задействуются различные каналы восприятия.

Описание методики

Создатель методики не предполагает авторитарного стиля общения педагога с детьми. Он говорит о том, что надо учитывать индивидуальные особенности и темп развития каждого ребенка.

Занятия должны проходить только в игровой форме. Дети не должны сидеть на одном месте, им надо двигаться, прыгать, танцевать и петь. Все движения на занятии проходят в игре с кубиками.

Кубики могут различаться по размеру. На кубиках большого размера изображены склады с твердым звучанием. На кубиках маленького размера – с мягким звучанием. Они могут быть одинарными и двойными. На сдвоенных кубиках расположены согласные, сочетающиеся не со всеми гласными (жа-жу-жи).

Звонкость склада указывается металлом, глухость – деревом.

Золото – гласные. Твердый знак изображен на железно-деревянных кубиках, мягкий – на деревянно-золотых. На кубике белого цвета располагаются знаки препинания. Цветовой подбор для букв отличается от школьного.

Важно

Здесь для обозначения гласных используется голубой цвет, синим обозначены согласные, а твердый и мягкий знаки – зеленым.

Такое отличие от школьных синих, красных и зеленых цветов, по мнению Зайцева, помогает детям начать читать бегло.

Знакомство начинающих учиться читать поначалу происходит только с кубиками, позже они знакомятся с таблицами.

Наборы могут быть различными:

  • может предлагаться раскладка для самостоятельного склеивания кубиков;
  • могут быть уже собранными;
  • с пластиковой основой.

Для того чтобы склеить кубики самостоятельно, потребуется немало времени. Их необходимо дополнительно укрепить изнутри. Сделать это можно с помощью картонного кубика такого же размера.

После склейки лучше обтянуть резинками, это нужно, чтобы ваш кубик не развалился, пока сохнет. Для лучшей защиты каждый кубик оклейте пленкой или заламинируйте развертку кубика. Если вы выбрали такой вариант кубиков, то лучше сделать копию каждой развертки.

Так в процессе игры вам точно будет хватать складов для написания слов.

Таблицы должны быть развешаны довольно высоко. Это способствует профилактике сколиоза и нарушений зрения. Если вы занимаетесь только со своим ребенком, то высоту лучше определить по поднятой вверх руке малыша.

Ей он должен касаться верхнего края таблицы. Удобным будет развесить таблицы в углах комнаты, так крохе будет удобнее искать необходимые склады. Таблицы тоже можно обернуть пленкой для увеличения срока службы.

Использование таблиц также важно, как и игры с кубиками.

По методике Николая Александровича, все склады на кубиках надо пропевать. Он считает, что эффект от этого намного лучше, да и заниматься с музыкой для малыша интереснее, что помогает привить интерес к обучению.

Предоставьте ребенку для игры сразу все кубики. Это учебное пособие никогда не надо у него забирать. Они должны быть всегда в поле его зрения. Пусть малыш познакомится с ними, внимательно рассмотрит.

Попросите выбрать один самый заинтересовавший его кубик. Склады написанные на его гранях, нужно показать пропевая. Попросите найти большой кубик, потом маленький, железный, деревянный, золотой. Ребенок должен понять, что все кубики различны по размеру и звучанию.

После того, как он усвоил эту информацию, познакомьте его со слоговыми таблицами. Пропойте один из столбиков таблицы и попросите малыша принести кубик с такими же складами.

Совет

Пойте артистично, показывая ребенку, какими могут быть склады: звонкими или глухими, маленькими или большими. Можно даже использовать соответствующие движения. Не надо просить ребенка пропеть склады вам в ответ.

Когда он созреет для этого, он начнет петь вместе с вами и самостоятельно.

Научите ребенка писать с помощью кубиков или указки. Пропевая склады и показывая их на таблице, малыш начнет понимать, как составляются слова. Можно учить ребенка писать и одновременно играть в подвижные игры. Попросите его написать имена близких людей в разных концах комнаты. А теперь пусть ребенок побегает в гости к близким.

Еще раз обращаем внимание, все занятия должны проходить только в игровой форме. Ребенок не должен сидеть на одном месте, предоставьте ему полную свободу движений. Каждый ребенок индивидуален. Он ничего не должен на занятии.

Позвольте крохе развиваться в меру его возможностей, не торопите события. Не делайте из игры принудительное занятие. Конечно, заниматься лучше каждый день, хотя бы чуть-чуть, но если малыш сегодня не настроен на занятия никак, то лучше его отложить, чем заставлять.

Играть можно как утром, так и вечером. Ориентируйтесь на настроение крохи.

Подбирайте игры, которые больше всего понравятся вашему ребенку. Если у вас непоседа, то лучше использовать на занятии подвижные игры.Если ваш малыш предпочитает спокойные игры, подолгу собирает пазлы, то тогда используйте игры, которые не предполагают активности во время занятия.

Если кроха любит строить, то предложите ему построить из кубиков паровозы с названиями, башни со складами, дороги, домики.

Познакомить малыша с кубиками можно практически с рождения. Учитывайте, что в этом возрасте ребенок еще не способен на занятия. До полугода развитие ребенка идет очень быстрым темпом. Не стоит его сейчас дополнительно перегружать.

Кубики можно использовать в качестве погремушки, лишь временами показывая ему склад или слово. Не пытайтесь в этот период увидеть каких-то результатов, не ждите их от ребенка.

Сейчас с их помощью вы только подготовите ребенка к обучению, которое ждет его впереди.

Обратите внимание

После 6 месяцев ребенку уже становится не интересно играть с кубиками, как с погремушкой. Теперь можно начинать пропевать склады. До достижения годовалого возраста продолжайте показывать кубики, склады, простые слова.

Позвольте крохе поползать среди них. Можете попробовать попросить его дать вам кубик с определенным складом. Оставляйте склады на предметах, названия которых вы составили и в течение дня, показывайте и пропевайте их малышу.

Чем старше становится ребенок, тем сложнее предлагаются ему игры. Годовалому крохе, вместе с теми играми, что были раньше, уже можно увеличивать уровень сложности, предлагая новые. Действуйте постепенно.

Можно воспользоваться пособием Н.Зайцева «Письмо. Чтение. Счет», к котором предложена масса занимательных игр, а можно придумать свои.

Подключайте фантазию малыша, спросите у него, в какие он хочет поиграть игры.

Поиграйте в «Зоопарк». Пусть малыш расселит по зоопарку различных животных, составляя их названия из складов. В «Магазине» он может разложить товар по полочкам. Отправляясь в «Путешествие» обязательно надо собрать чемодан. Пусть он побудет в роли повара, сложив в кастрюлю названия, необходимых для приготовления супа или любимого блюда, ингредиентов.

Предложите ребенку сыграть в игру «Кто больше назовет». Называйте слова, которые начинаются с заданного склада. Можно сделать эту игру тематической.

Положите перед ним кубики, из складов на них должно быть можно составить его имя. Пусть малыш попробует это сделать самостоятельно. В следующий раз усложните задачу, подходящие склады он должен найти сам. Пусть он складывает слова из кубиков, а потом ищет эти склады в таблице, показывая указкой на необходимый склад.

В игры, которые вы придумали вместе, ребенок будет играть с огромным удовольствием, ведь они для него гораздо занимательнее, чем предлагаемые автором. Эти игры будут именно такими, которые ему нравятся, придуманы с учетом его интересов.

Плюсы и минусы методики

Как и у каждой современной методики, обучение чтению с помощью кубиков Зайцева имеет как свои достоинства, так и недостатки. Рассмотрим подробнее.

Достоинства

  • Дети очень быстро учатся читать. Для того чтобы ребенок начал это делать требуется совсем немного времени. Причем чем он старше, тем быстрее протекает процесс обучения. По словам самого автора, даже ребята, которым только исполнилось 4 года, могут начать читать самостоятельно уже через 4 занятия. Конечно, это не относится ко всем детям. В среднем малышам 3-4 лет требуется полгода для обучения, дошкольнику постарше требуется 10-12 занятий, ребенку 6-7 лет уже будет достаточно недели.
  • Метод обучения по Зайцеву не привязан к какому-то определенному возрасту. Вы можете начинать заниматься когда ребенку исполнится 6 месяцев, а можно использовать и для первоклассников.
  • Разные по тембру, высоте и громкости звуки, издаваемые кубиками, поспособствуют развитию слуха, памяти, будут отлично развивать чувство ритма.
  • В результате игр с кубиками активно развивается мелкая моторика рук ребенка, которая очень важна для развития интеллекта.
  • Обучение проходит в темпе, который позволяют способности ребенка. Все очень индивидуально. Никто не торопит и не подгоняет ребят, не говорит им о том, что они что-то должны.
  • Освоить методику не составит труда. Ее с успехом можно применять в домашних условиях.
  • Дети сразу учатся грамотному письму. На кубиках отсутствуют склады, которые невозможны в русском языке (таких, как ЧЯ, ЖЫ).
  • Метод обучения по Зайцеву способствует профилактике, сохранению и укреплению здоровья. Играя, ребенок тренирует глазные мышцы. Это помогает сохранить зрение. Его сохранности содействует расположение крупного текста на таблицах в разных местах, яркий цвет кубиков, который не раздражает глаза.

Игровые пособия, расположенные с учетом требований методики на должной высоте и в разных местах, служат отличной профилактикой нарушений осанки, гиподинамии, загруженности дидактикой во время занятий.

В целом, такой игровой метод обучения чтению успешно помогает в развитии всесторонне развитой гармоничной личности.

  • Метод построен на принципах педагогики сотрудничества, что позволяет избежать конфликтов между детьми, родителями и педагогами.
  • Дети играют сами. Это отлично развивает самостоятельность и самоорганизованность. Хватает даже непродолжительных занятий для успешного обучения. Играя с ними постоянно, незаметность их проведения по принципу «между прочим», дадут отличный результат в обучении.
  • Методика очень простая, систематизированная, наглядная.
  • Ребенку не приходится осваивать способы слияния букв в слоги, он учит готовые склады, что содействует умению читать бегло и без запинок.

Источник: https://umslon.ru/blog/metodika-i-kubiki-zaytseva

Ссылка на основную публикацию