Урок литературного чтения. а. пушкин «сказка о рыбаке и рыбке», 2 класс

Урок по теме А.С. Пушкин Сказка о рыбаке и рыбке

Конспект урока литературного чтения во втором классе

Тема: А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке».

Описание материала: предлагаемый конспект урока по литературному чтению по УМК «Школа России» автор Канакина. На уроке реализуется деятельностный подход. Учащиеся организуют работу в группах и парах по плану, который предложил учитель.

Тип урока: изучение нового материала.

Цели:

– формировать умение отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного, выражать своё отношение к героям, событиям, языку произведения.

-развивать умение аргументировать свою точку зрения;

– воспитывать чувство патриотизма, любви к чтению.

Оборудование: компьютер, книги с русскими сказками и сказками А.С. Пушкина, звуки моря.

Формирование УУД:

Познавательные УУД:

1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

3. Ориентироваться на развороте учебника.

4. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.

Коммуникативные УУД:

1. Развиваем умение слушать и понимать речь других.

2. Выразительно читать и пересказывать текст.

3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

4. Умение работать в паре и в группах.

Регулятивные УУД:

1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

2. Проговаривать последовательность действий на уроке.

3. Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.

4. Учиться работать по предложенному учителем плану.

Личностные УУД:

1. Развиваем умение выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Ход урока

  1. Организационный момент 1 мин.

Проверка рабочих мест (на столе лежат: дневник, учебник, тетрадь и пенал) и настрой на дальнейшую работу. Запись числа.

ΙI. Актуализация знаний.

-Ребята, мы сегодня продолжаем путешествовать по сказкам

— Что вы можете рассказать о представленных сказках (Учитель организует выставку русских народных сказок и русских авторских сказок)

– Как вы думаете, со сказками каких писателей можно встретиться в сборниках сказок?

– Вы готовы к чтению новых сказок?

Учитель включает звуки моря.

— В каких сказках нам встречается море?

— Как вы думаете с какой сказкой мы познакомимся сегодня?

— Кто её автор?

III. Развитие умений.

Чтение сказки А.С. Пушкина.

1. Работа с текстом до чтения.

Знакомы ли вы с творчеством А.С. Пушкина? Что читали?

Подготовленный учащийся рассказывает об А.С. Пушкине.

– Прочитайте название сказки.

– Из чего ясно, что это сказка? (Из заголовка.)

– О чём ещё можно узнать из заголовка? (О героях сказки.)

– Кто изображён на иллюстрации? Где будут происходить события?

– Что ещё можно предположить до чтения?

– Кто уже знаком с содержанием сказки?

– Перелистайте страницы, посмотрите, какая большая сказка.

– Прочитайте про себя начало сказки (с. 32). Похоже на сказку?

Тогда начнём читать.

2. Первичное чтение по частям с комментированием. Читает учитель и хорошо читающие ученики.

1-я часть (1-я и 2-я строфы читает учитель).

По ходу чтения идёт словарная работа. Объясняем слова и выражения:

Ветхая землянка – дом, вырытый в земле, очень старый.

Невод – большая рыболовная сеть (читаем в тетради).

Откуп – плата.

Простофиля – глупый, несообразительный человек.

По ходу чтения делаем остановки для комментариев и обращаем внимание детей на то, как бедны были старик и старуха, на то, что старик трижды закидывал невод (сказочная примета!), на отношение старика к рыбке и пр.

Образец комментированного чтения с элементами диалога с автором:

Жил старик со своею старухой

У самого синего моря;

Они жили в ветхой землянке (То есть в очень старом доме, вырытом в земле.)

Ровно тридцать лет и три года. (Жили очень бедно.)

Старик ловил неводом рыбу, (Большой сетью.)

Старуха пряла свою пряжу. (Это обычные занятия крестьян.)

Раз он в море закинул невод, –

Пришёл невод с одною тиной.

Он в другой раз закинул невод, –

Пришёл невод с травой морскою.

В третий раз закинул он невод, –

Пришёл невод с одною рыбкой, (Трижды старик пытает удачу.)

С непростою рыбкой – золотою.

Как взмолится золотая рыбка! (Догадались, о чём попросит рыбка?)

Голосом молвит человечьим:

«Отпусти ты, старче, меня в море!

Дорогой за себя дам откуп: (То есть дорого заплачу.)

Откуплюсь чем только пожелаешь».

Удивился старик, испугался: (Чему удивился? Чего испугался?)

Он рыбачил тридцать лет и три года

И не слыхивал, чтоб рыба говорила. (Вот что его напугало!)

Отпустил он рыбку золотую

И сказал ей ласковое слово: (Ласковое слово – не мог такой старик

обидеть рыбку, требовать

дорогой откуп за её свободу.)

«Бог с тобою, золотая рыбка!

Твоего мне откупа не надо;

Ступай себе в синее море,

Гуляй там себе на просторе».

Воротился старик ко старухе,

Рассказал ей великое чудо.

Старика старуха забранила: (За что же, как вы думаете?

Предположения детей не комментируются.)

«Дурачина ты, простофиля!

Не умел ты взять выкупа с рыбки! (Злится старуха на старика.)

Хоть бы взял ты с неё корыто,

Наше-то совсем раскололось».

Вопросы после чтения 1-й части:

– Как жили старик со старухой?

– Какое чудо произошло?

– Каким мы видим старика в начале сказки?

– Как отнеслась старуха к рассказу старика?

– Каким вам представляется старик? А старуха?

– Почему именно корыто в первую очередь потребовалось старухе?

Сейчас многие дети даже не знают, что такое корыто, поэтому желательно показать ребятам его изображение. Давным-давно, в те времена, когда жили старик со старухой, корыто было главным предметом обихода в доме: в нём месили тесто, рубили капусту, мыли детей, стирали и пр.

Чтение 2-я части (3–4-я строфы).

Читают ученики.

Попутно ведётся объяснение слов.

Корысть – выгода, польза;

кликать – звать;

пуще – больше и т.д.

Вопросы после чтения 2-й части:

– Как старик объясняет рыбке своё возвращение?

– Заметьте: каждый раз рыбка спрашивает старика: чего тебе надобно? Каждый раз старик отвечает: надобно ей. О чём это говорит?

– Как отнеслась рыбка к просьбе старика?

– Чего теперь захотелось старухе?

Чтение. 3-я часть (5–6-я строфы). Читает учитель. По ходу чтения поясняются слова, читаются сноски, обращается внимание на предложение в скобках.

– Какое предложение взято в скобки? Зачем оно выделено?

– Успокоилась ли старуха? Чего ей теперь хочется?

Чтение. 4-я часть (7–8-я строфы). Читает учитель.

По ходу чтения обращаем внимание на предложение в скобках: Неспокойно синее море.

Вопросы после чтения:

– Какой вы себе представляете старуху в этой сцене?

– Становится ли она добрее от подарков золотой рыбки?

Чтение. 5-я часть (9–10-я строфы до слов «Старичок к старухе воротился».)

Читают ученики – про себя, затем вслух.

Вопросы после чтения:

– Как изменилось поведение старухи?

– Что меняется на море?

– Кем захотела теперь быть старуха?

– Почему это желание старухи испугало старика?

Чтение. 6-я часть (11–12-я строфы со слов «Старичок к старухе воротился».).

– Как изменилась старуха?

– А почему народ над стариком насмехался и говорил: «Не садися не в свои сани!»? Когда так говорят? (Когда человек не соответствует месту, которое занимает.)

Чтение. 7-я часть (13–14-я строфы). Читают ученики, комментарий учителя по ходу чтения. Обращаем внимание на то, как меняется настроение, всё темнее становятся краски…

Вопросы после чтения:

– Чем теперь недовольна старуха?

– А что же старик, попытался он остановить старуху?

– Чем закончилась сказка?

3. Выявление первичного восприятия:

– Какие чувства остались у вас после чтения? Было ли жалко кого-нибудь?

4. Выявление первичного восприятия. Беседа по тексту.

– Такого ли конца вы ждали? Можно ли конец сказки назвать хорошим?

5. Работа по вопросам в учебнике с. 101

– Ответ на первый вопрос учебника (с. 101).

IV. Рефлексия.

– Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали своё отношение к героям.)

– Какое умение формировали?

– Чему учит нас сказка?

– Выполнение задания 5 на с. 25 в рабочей тетради – выбор наиболее точной формулировки. (В парах). Проверка.

Обратите внимание

У вас на столе лежат смайлики. Пожалуйста оцените свою работу на уроке с помощью них.

V. Домашнее задание.

С. 90–101, перечитать сказку

Задания 1, 2, с. 101.

Источник: https://videouroki.net/razrabotki/urok-po-tiemie-a-s-pushkin-skazka-o-rybakie-i-rybkie.html

Урок по литературному чтению А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». Работа над образами главных героев

Конспект урока по литературному чтению

Класс: 2
Тема: А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». Работа над образами главных героев сказки.

Цель: формирование умения создавать образ главных героев сказки.

Задачи урока:

  • развитие умения анализировать характер героев, доказывать свой ответ, основываясь на тексте произведения;
  • развитие речи и словарного запаса учащихся, совершенствование навыков правильного, выразительного и осознанного чтения;
  • воспитание потребности вырабатывать положительные качества характера для успешного существования в социуме.

Оборудование: Тестовик, звуки музыки, карточки , работа в группах

экран, компьютер

Формирование УУД:

Личностные:

уметь проводить самооценку успешности учебной деятельности.

Регулятивные:

уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; работать по коллективно составленному плану в парах и группах;  планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; учится высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;

Коммуникативные:

учиться формулировать связный ответ на поставленный вопрос; слушать и понимать речь других;  учиться умению совместно договариваться о правилах поведения и общения в паре, в группе и следовать им.

Познавательные:

Уметь находить  ответы на вопросы в тексте и иллюстрациях; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

Ход урока

1.Мотивация к учебной деятельности. 1-2 мин.

Цель:

1) включение учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне;

2) определение содержательных рамок урока;

Читайте также:  Шарль перро. подарки феи

3) актуализация требований к учащимся со стороны учебной деятельности.

Добрую сказку помню я с детства

Хочу, чтобы сказку послушал и ты.

Пусть подкрадётся к самому сердцу

И зародит в нём зерно доброты.

Сегодня у нас необычный урок. Мы отправимся в путешествие по сказке. Попытайтесь определить название сказки , прослушав небольшой отрывок из неё. (Чтение отрывка наизусть) слайд 1,2,3

— Как вы думаете по какой? («Сказка о рыбаке и рыбке») слайд 4

— А кто написал эту сказку? ( А.С. Пушкин)слайд 5

— И так, отправляемся в путешествие вместе с Золотой рыбкой.

2. Актуализация знаний. 4-5 мин.

— И первая остановка с стране выученных уроков.( слайд 6) Как вы думаете, какие испытание ждет нас в этой стране? ( Проверка домашнего задания)

— Вы дома работали со сказкой. Чтобы проверить, как внимательно вы прочитали сказку, проведём игру. (слайд 7)
-У Вас в руках пультики с английскими буквами. Вам необходимо будет выбрать правильный ответ на 7 вопросов. Все задания выполняем поочерёдно. Результат этой работы вы увидите на доске. (Тестовая работа)

Ответы на тест слайд 8

Молодцы. Так как вы первое испытание прошли успешно, золотая рыбка приглашает Вас к себе в гости, познакомить с другими рыбками.

Физминутка для глаз ( МУЗЫКУ) включить разминку

Можно отправляться дальше. Внимание на экран.

— Кто изображен на экране ?слайд 10

— Кем они являются в сказке? (Это главные герои сказки.)Это и есть наша вторая остановка. «Работа над образами главных героев сказки»

3. Постановка цели. 4-5 мин

Как вы думаете что это за послание и какое испытание нас ждет? (Мы будем работать с ними.)

— Попробуйте определить тему урока. ( Работа над образами главных героев сказки)

— Какова будет цель нашего урока? (Дать характеристику каждому главному герою сказки)

——Вы дома знакомились с этим произведением, поэтому давайте вместе попытаемся определить черты характера каждого героя сказки. Каждую черту характера героя надо подтвердить словами из сказки.

—найдем и прочитаем в сказке фрагменты о героях

— Когда найдем и прочитаем все, что пишет о героях автор, что сделаем сами? (выделим главное и создадим конкретный образ героев)

— И в заключении? (Выразим собственное мнение о поступках героев)

4. Основной этап урока

— Итак, приступим.к работе в группах. У каждой группы своё задание.

— Кто будет нашим главным помощником? (Учебник) Перед вами лежит набор карточек, которые вы должны выбрать, чтобы определить характер сказочного персонажа. Помощником вам будет учебник.

3 ряд – старик, 2 ряд – старуха, 1 — ряд рыбка.(Если что-то непонятно, подымаете руку и я иду к вам на помощь)
(Учащиеся ищут в тексте отрывки, которые иллюстрируют характер старика и старухи. Учитель оказывает направляющую помощь.

Учащиеся выразительно читают выбранные ими отрывки.

Характер старика: мягкий, добрый, податливый, безответный, безвольный, смиренный.

Характер старухи: властный, злобный, жадный, грубый, неуживчивый, требовательный, неблагодарный.

Характер рыбки: добрая, благородная, справедливая.

— составим конкретный образ каждого героя на доске.( Под портретом героя выставляются слова).

— Сделаем вывод. Образ бабки — ….., образ старика — …, образ рыбки- …(Выставляем на доску характеры героев)
Мнение детей о героях

— Кто из героев вам больше нравится? Почему?
— Почему автор наделил одного героя только отрицательными чертами, а другого только положительными?
(Добро побеждает зло)
— Как была наказана старуха за свою жадность и неблагодарность?(слайд 15)
— Она опять осталась у разбитого корыта, в своей ветхой землянке. Кстати сказать, выражение «остаться у разбитого корыта» до сих пор употребляется в речи. Что оно означает? (Остаться ни с чем, потерять всё, что имел).— Являются ли положительными такие качества, как безвольность, безответность?Дети приходят к выводу, что безвольность (отсутствие воли) — отрицательная черта.- Смиренность, безответность, податливость — положительные черты только в том случае, если они оправданы. Но в сказке Пушкина у старика не хватило смелости противостоять старухе, возразить ей, указать на её неправоту, остановить её жадность. Он «не смел ей перечить», слепо подчинялся, выполняя все её прихоти.- Случается ли такое в жизни? — В жизни бывают моменты, когда просто необходимо проявить свой характер, настойчивость, твёрдо сказать — нет. Например, если окружающие или знакомые просят тебя сделать то, что, по твоему мнению, является плохим поступком.

5. Итог урока.

-Как мы заканчиваем наш урок? ( посмотрим, все ли выполнили)

Золотая рыбка осталась довольна вашей работой и поэтому спокойно может отправляться к себе домой.А чтобы вы о ней помнили, она оставит частичку себя

-Какова была цель сегодняшнего урока? ( Дать характеристику главным героям)

-Достигли ли цели? (Да)

— Какой урок извлекли вы из сказки? (Нельзя быть жадным!!!!). Это и есть главная мысль этого произведения.

Рефлексия.

Домашнее задание.

Источник: https://www.metod-kopilka.ru/urok-po-literaturnomu-chteniyu-aspushkin-skazka-o-ribake-i-ribke-rabota-nad-obrazami-glavnih-geroev-72250.html

Урок литературного чтения во 2 классе. А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». Подготовлен

литературного чтения во 2 классе.

Подготовлен: учителем начальных классов

Тема : «А.С. Пушкин. «Сказка о рыбаке и рыбке»

  • формировать навык осмысленного чтения, расширять кругозор детей, обогащать их словарный запас, развивать аналитическое мышление;
  • воспитывать культуру общения, отзывчивость на происходящие события, обсудить нравственный вывод сказки.
  • портрет А.С.Пушкина
  • детские рисунки
  • рисунки моря
  • ноутбук
  • проектор, экран
  • мультфильм «Сказка о рыбаке и рыбке»
    1. Организация целеполагания. Мотивация учебной деятельности.

— Дети, на уроке литературного чтения присутствуют гости. Мы порадуемся за вас, если вы будете активны, искренни в общении.

— Сегодня, мы вновь обращаемся к великому русскому поэту, сказочнику А.С. Пушкину. Поэт приходит к нам в раннем детстве. Кто-то услышал это имя в колыбели, когда слушал напевное пение бабушки, кому – то мама читала дивные сказки.

— Какие сказки Пушкина вы знаете? («Сказка о попе и его работнике Балде», «Сказка о царе Салтане», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»).

— А как же они рождались? Давайте совершим воображаемое путешествие в прошлое, в то время, когда жил поэт.

Старайтесь представить, о чем я буду рассказывать: годы ссылки в Михайловском, рядом с ним няня Арина Родионовна, благодаря которой сказочный мир расцветает перед поэтом. Заснул он поздно. Снились ему то кораблик, что бежит себе в волнах, то золотой петушок.

А утром, находясь под впечатлением, поэт торопливо делал наброски. А может, в один из таких дней и была записана «Сказка о рыбаке и рыбке». Это была авторская находка.

II. Актуализация знаний. Постановка проблемы (учебной задачи).
— Как понимаете это выражение? (ответ: удачно найден сюжет(последовательное развитие событий), тема, мораль, подобраны главные герои).

— А какое значение еще имеет слово «находка»? (ответ: найти предметы, деньги).

— Были ли случаи, когда вы находили что-то? (…)

— Как поступали? (…)

— Объясните слово «богатство» (ответ: достаток, хорошее отношение к людям — богатство души).

Б) Сообщение темы :

— Какую учебную задачу мы решали на том уроке? (мы познакомились с произведением А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»)

— Сказка не просто повествует о жизни старика и его встрече с волшебной рыбкой. В ней заложен глубокий смысл. В конце урока попытайтесь ответить на вопрос «Здесь богатство – добро?».

Слайд 1

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Г) Задачи урока. Какие задачи поставите?

Д – будем работать с текстом.

— Как будем работать с текстом? (выясняем тему, даем характеристику героям, определяем жанр, главную мысль)

Д — дружно работать

Д – вдумчиво работать

Д — слушать и слышать собеседника

Д — выяснить, чему научила сказка.

III этап. Анализ, исследование сказки (сюжет, словарь, синонимический ряд, рисунки).

а)

— Что можно узнать из заголовка? (жанр-сказка, тему, героев)

-Где и когда происходят события? (ответ: на берегу моря в давние времена)

— Почему думаете, что давно это было? (в сказке много устаревших слов)

— Для чего нужны эти слова? (ответ: чтобы точнее передать картины ушедшей жизни)

— Какие картины можно увидеть, читая сказку? (ответ: землянку, невод,море, дворянку, царицу,…)

Слайд 9

б) словарь: Объясните, как понимаете

ветхая землянка — углубление в земле, для жилья

корыто — посуда, раньше – из дерева

терем — высокий богатый дом с постройками

парчовая кичка – головной убор из парчи (ткань)

душегрейка – старинный женский наряд

бояре – до 18 века крупные землевладельцы

в) сюжет

— С чего все началось? (со счастливой случайности: дед поймал рыбку)

— Как этот момент называется в сказке? (завязка)

— Как повела себя рыбка при встрече со стариком? Прочитайте строку (взмолится)

г) синонимический ряд

— Подберите синонимы (ответ: попросила, сказала)

— Какое лучше? (авторское)

— Почему автор взял это слово? (чтобы ярче передать состояние)

— А какое оно было? (ответ: отчаяние, страх, мольба)

д) рисунки

Слайд 10

Слайд 11

Слайд 12

— Проверю, хорошо ли вы запомнили содержание. Помогут в этом рисунки.

— Посмотрите внимательно, что заметили? (в сказке не так, сначала дворянка, потом царица)

-Докажите. Найдите и прочитайте эпизоды, которые подходят к 1 рисунку – 1 ряд, ко 2 рисунку – 2 ряд, к 3 рисунку – 3 ряд.

1 рисунок – с.151, 2 рисунок – с.153, 3 рисунок — с. 154.

Посмотрите на экран. Какой рисунок меньше подходит к произведению? Прокомментируйте. (аквариум)

— Какой момент самый острый, где нам не ясно, что дальше – называется термином «кульминация».

— Чем заканчивается произведение? Какая развязка? (разбитое корыто)

Работа над образами героев.

— Понаблюдаем за героями , их поступками, чтобы понять, почему так все произошло.

1- Образ старухи .

— Какой предстала перед нами старуха. Охарактеризуйте. (жадная, сварливая, грубая)

— Поработайте в парах, определите ее черты характера. Поставьте галочки.

— Назовите. (сварливая, злобная, властная, жадная, алчная, грубая, неуживчивая, требовательная, неблагодарная)

Читайте также:  Обучение детей чтению с помощью пособий николая зайцева

— Докажите, проследите по тексту, как она разговаривала в начале и потом дворянкой, царицей.

Крестьянкой – с.149, 4 последние строки 1 ч. (Она бранится, будучи крестьянкой «дурачина ты, простофиля» ) или с.150 2 ч. последняя строка и с.151 верх («еще больше старуха бранится»)

С.151 3 ч. , последние 3 строки – На чем свет стоит мужа ругает: хочу быть столбовой дворянкой.

Дворянкой – с.153, 3 ч. (На него прикрикнула старуха, на конюшню служить его послала)

С.154, 3 ч. – По щеке ударила мужа

Царицей – с. 155, ч.4 На него старуха не взглянула, лишь с очей прогнать велела

Вывод: О чем можно догадаться из ее разговора со стариком (отдаляется, высокомерна).

— Дети, но может это со стариком. Ведь это он ей перечил. А с другими по-другому? (ответ: нет)

Слайд 13

Слайд 14

Слайд 15

— Приведите примеры, как она ведет себя с другими? (ответ с.153, 3 ч., 7 строка – Перед нею усердные слуги. Она бьет их, за чупрун таскает)

— О чем это еще говорит, какая она? (властвует)

— Ребята, но ведь старуха была бедная, неужели плохо, если появилась возможность лучше жить? (это неплохо, но нет меры, не становится добрее).

— В каких словах передается внешний вид старухи (с.153, 3 ч., 1 строка «На крыльце стоит его старуха………..На ногах красные сапожки»)

— Огрузили. Объясните слово? (много). Зачем автор его употребил? (нескромно, стремление к богатству)

— Догадайтесь, порассуждайте, какое отношение автора к этому герою? (не вызывает симпатии)

— Посмотрите фрагмент, как это было ( мультфильм)

2. Образ старика.

— А каков старик? Назовите его черты характера. Воспользуйтесь опорой. (ответ: кроткий, добрый, мягкий, смиренный, покорный, податливый, безропотный, бескорыстный).

— Почему он отпустил рыбку, ничего не попросив? (ответ: имел совесть, щедрый , простой — с.149 снизу 7 строка «Так пустил ее»).

— Что характерно для его речи? (просьба, жалоба, подавленность)

— Что думает о нем автор? (наверное, сочувствует)

— Пусть нотка жалости , просьбы звучит в эпизодах, где изображен старик.

— Посмотрим фрагмент о старике (мультфильм).

— А что вы думаете о таком выражении «Что ты баба, белены объелась? Не ступить, не слово молвить не умеешь?» (старик волнуется, осознает возможности старухи, осуждает ее, но жадность затмила разум)

— Откуда Пушкин взял эти строки? (из народа)

— Как понимаете? (из ума выжила)

— Как бы вы поступили, оказавшись на его месте? (не стал бы помогать, проявил твердость)

3) Образ синего моря

— Через всю сказку проходит сочетание «синее море». Что вы заметили, читая об этом? (оно меняется по поведению, цвету)

— Почему? (это волшебный персонаж, активно реагирует на добро, зло)

Слайд 16

Слайд 17

Слайд 18

Слайд 19

Слайд 20

Д) Творческая работа.

— Поработайте в группах.

1 группа: создать обложку сказки, используя модели – заместители.

Ответ: Сказка – потому , волшебная – поэтому голубой цвет.

2 группа: поставьте галочки над словами, которые приближены к речи простого народа. Постарайтесь объяснить.

белены объелась — из ума выжила

на чем свет стоит- сильно

на посылках – подчинение

не садись не в свои сани — не занимай не свое место

у разбитого корыта – ни с чем

3 группа: собрать пословицы. Все ли их можно отнести к произведению?

Много желать – добра не знать.

Многое захочешь – последнее потеряешь.

Жадность – всякому горю начало.

Нет друга – ищи, а нашел – береги.

Ответы групп.

— Давайте проверим. (ответы на экране)

Е) Работа над идеей. Завершение исследования.

— Дети, в каком предложении заключается главное? (ответ: осталась у разбитого корыта)

-Как понимаете? (крах)

— А почему рыбка не выполнила просьбу, когда старуха всего затребовала? (она поняла, что жажда богатства у старухи не имеет меры, что не стала добрее, а наоборот унижала, подчиняла, была груба, бескультурна).

— А что еще способствовало возникновению этой критической ситуации? (сам старик, боялся поперек слова молвить)

— Дети, безвольность – отрицательная черта. В жизни бывают моменты, когда просто необходимо проявить характер.

— О каком персонаже не поговорили? (о рыбке)

— Какая она здесь? Почему говорила человеческим голосом? Что автор хотел передать на образе рыбке? (доброту, верность слову, щедрость, мудрость)

Слайд 21

Слайды

22,23,24

Слайд 25

Слайд 26

— Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок. Какой же урок

Преподал автор нам? (не надо жадничать, будь справедливым, надо проявлять настойчивость, не живешь по закону справедливости – будешь наказана)

— Выберите наиболее точную формулировку:

^

Как плохо быть жадным, жестоким

Если ты точно жадный, то можешь потерять свое счастье

— Есть ситуации, когда необходимо проявить твердость характера, иначе пострадаешь.

IV. Решение нравственной проблемы.

  1. Вернемся к началу урока. Богатство здесь – добро? (нет, оно не принесло радости близким, не сделало человека добрее)
  2. Игра «Золотой улов».

Ребята, вам всем на уроке повезло. Я дарю вам золотую рыбку. Напишите желание. Зачитайте.

  1. Рефлексия. О чем бы вы рассказали родителям. Продолжите мысль:

Сегодня я узнал…

Было интересно…

Было трудно…

Меня удивило…

1 уровень. Подготовься к чтению по ролям

2 уровень. Составь рассказ о любом герое.

3 уровень. Напиши сочинение

« Жадность – всякому горю начало».

Какой смайлик соответствует вашему настроению, довольны ли вы своей работой. Выберите. Покажите. Верно себя оценили.

Слайд 27

Слайд 28

Слайд 29

Слайд 30

Слайд 31

Слайд 32

Слайд 33

Источник: http://shkolnie.ru/literatura/96986/index.html

Конспект урока по литературному чтению А.С. Пушкин. Сказка о рыбаке и рыбке (2 класс)

Тема: «А.С. Пушкин. Сказка о рыбаке и рыбке».

Цели:

— познакомить детей с биографией А.С. Пушкина, его творчеством;

— учить выделять главное, значимое;

— учить мыслить самостоятельно;

— формировать у детей умение выразительно и вдумчиво читать отрывки из сказок;

— расширять кругозор детей и их словарный запас;

— расширять словарный запас;

— развивать память, мышление, внимание;

— развивать творческие способности;

— развивать интерес к чтению;

— развивать артистические способности;

— воспитывать доброту, уважать окружающих людей.

Оборудование:

Мультимедийный проектор, экран, ПК, презентация «А.С. Пушкин», грамзапись «О рыбаке и рыбке».

Ход урока.

1.Орг. момент.

2. Речевая разминка.

Сказка от начала начинается,

До конца читается,

В середке не перебивается.

3. Проверка домашнего задания.

1)-Стихи какого поэта вы изучали на прошлом уроке?

-С каким литературным приёмом познакомились?(с приёмом олицетворения)

-Приведите примеры олицетворения. (Север дохнул,завыл; зима идёт,рассыпалась, клоками повисла , легла, сровняла.)

2)Рассказать наизусть одно из стихотворений А.С.Пушкина.

4. Сообщение новой темы.

— Сегодня на уроке мы продолжим изучать творчество А.С.Пушкина, будем читать «Сказку о рыбаке и рыбке». Я не ошиблась, говоря читать, а не знакомиться! С этой сказкой вы многие знакомы с самого раннего детства.

-Как вы думаете,какая это сказка авторская или народная? Почему?

— У каждого автора есть своя биография, т.е.как жил этот человек.

1 слайд.

Александр Сергеевич Пушкин

(1799-1837)

2 слайд.

Почему-то кажется, что великие люди в детстве должны быть необыкновенными. Трудно себе представить, что изящный, порывистый Александр Пушкин был когда-то толстым и неповоротливым. Гулять не любил: только силой можно было его на улицу вытолкать!  

3 слайд.

Мама ахала, папа головой качал: опасались, видимо, за умственные способности ребенка.

Важно

  Бабушка Мария Алексеевна сочувствовала мальчику — и прятала его в огромной корзине.

Залезет Саша в корзину, глядит оттуда и думает: «Как тревожно живется в этом мире!» Похоже, он и потом не изменил своего мнения.

Учился Саша поначалу неважно.

Выручала сестра Оля: ответит прилежная девочка учителю, а Саша за ней повторит точь-в-точь! Не любил он арифметики: никак не мог понять деления. Уж не потому ли, став взрослым, поэт, обременённый семьёй, никак не мог свести концы с концами?

Ему было 9 лет, когда, блуждая по большому дому, он забрел в отцовскую библиотеку. От больших книг с золотым тиснением исходило что-то волшебное. Саша с трудом снял одну такую книгу. На ней было написано «Плутарх». Он раскрыл ее и начал читать. А потом началось что-то необыкновенное: Саша вставал среди ночи, потихоньку шел в библиотеку и читал

«Охотапущеневоли«, думаланяняАрина.

«Страстькчтению«, полагалиродители.

В семь лет с Сашей будто что-то случилось: из тучного, боязливого увальня он превратился в резвого и озорного ребенка. Вот тут-то Саше и захотелось стихи писать. И он писал стихи, но «увы»! На французском языке. В доме все говорили по-французски.

4 слайд.

Арина Родионовна сыграла большую роль в жизни поэта. Он с ней виделся во время посещения села Михайловского в 1817 и 1819 годах. Арина Родионовна — «замечательный образец душевной красоты, мудрости и духовных свойств нашего народа». Теперь она сама стала гением: Арина Родионовна — «добрый гений поэта».

  Под влиянием няни Пушкин уже в детстве полюбил русский язык и русский народ. Литературный талант няни был очень велик. Она «талантливая сказочница, впитавшая в себя всю премудрость народной поэзии».   Няня Арина так и сыпала пословицами и поговорками. Знала много, говорила складно. У няни и получил Пушкин первые уроки литературного мастерства.

Известно, что поэт записал в черновиках семь няниных сказок, которые затем, почти дословно, передал в своих стихах.

Совет

  Арина Родионовна заменила ему семью, а подчас друзей и общество. Зимой в Михайловском доме морозным зимним вечером его согревает лишь любовь няни.

5 слайд.

В повзрослевшем Саше обнаружился неуемный темперамент, и родители опять растерялись.

Справиться с Сашей они не могли.

  «Ну, все, — решили родители, — «Пусть другие люди его воспитывают!».

    Сурово, конечно, но Саша с радостью покинул дом. Так он стал воспитанником Лицея.

Читайте также:  Про кошек для детей 2 класса

   Нерадивый ученик Александр Пушкин стал одним из образованнейших людей своего времени.

6 слайд, 7 слайд.

И написал для нас с вами 7 замечательных сказок. Но прежде чем мы перейдём к сказке, мы отдохнём.

5. Физминутка.

Раз, два- выше голова,

Три, четыре- руки шире,

Пять, шесть- всем присесть,

Семь, восемь- встать опять,

Девять, десять- сядем вместе.

6. Сказка о рыбаке и рыбке.

— Послушаем на кассете начало сказки, а потом почитаем сами.

Положите голову на парту, закройте глаза и попытайтесь представить то, что рассказывает автор.

(Слушание произведения в грамзаписи)

— Что делал старик? Зачем он ловил рыбу?

— Чем занималась старуха? Что такое пряжа?

— Что такое откуп?

— Почему старик отказался от откупа? Какой он был? (добрый)

— Как он сказал рыбке? (Бог стобою…)

— Что мы можем сказать про старика? (Добрый)

— Да, ребята, ДОБРОТА главное и важное качество человека.

Продолжаем читать сказку.

Беседа по прочитанному.Словарная работа.

— Что значит забранила? (Заругала)

— Как она его ругала? (Дурачина, простофиля)

— Какая старуха? (Злая, вредная)

— Как обращался старик к рыбке? (С поклоном)

— Вспомните к кому и где обращались с поклоном? (На Руси, когда приходили в дом в гости)

Чтение детьми вслух.

-Какое второе желание было? (Дом)

-Третье желание? (Дворянкой)

— А как она вела себя с крестьянами? (Обижала, за чупрун таскала)

— Вот видите как она изменилась, когда поменялся её статус!

Я хочу, что бы все вы помнили эту сказку на протяжении всей жизни, и когда станете взрослыми. Может, кто –то будет директором, относитесь уважительно к своим подчинённым!

7.Рефлексия.

С настроением вы заканчиваете урок? Почему?

— Что важного вы взяли из этого урока для себя?

-Как бы вы поступили на месте старика?

-Чему учит эта сказка?

8. Домашнее задание.

Дочитать сказку до конца.

5

Источник: https://docbaza.ru/naurok/nachalnye_klassy/text-11558431.html

Конспект урока литературного чтения. 2 класс УМК «Школа России». А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» (урок второй)

Автор материала: Шокин Алексей Юрьевич

Конспект урока литературного чтения

Тема урока: А. С. Пушкин « Сказка о рыбаке и рыбке» (2 урок)

Цели:

продолжить работу по « Сказке о рыбаке и рыбке»; продолжить знакомить учащихся с биографией автора; развивать умение выразительно читать произведение; передавать интонацией настроение; учить детей выделять главную мысль текста; обогащать их словарный запас, выяснять значение слов;воспитывать доброту, милосердие; учить характеризовать героев.

Организационный момент

Зарядка.

Речевая разминка

Сказка от начала начинается,

до конца читается,

в серединке не перебивается.

— Прочитай эту пословицу выразительно. Объясни как ты ее понимаешь . (спрашиваю 3-4х детей)

— А теперь давайте прочитаем эту пословицу скороговоркой.

(спрашиваю 3-4х детей)

Проверка домашнего задания

— С творчеством какого автора вы познакомились на прошлом уроке?

( на прошлом уроке мы познакомились с творчеством Александра Сергеевича Пушкина)

Слайд 1

Напомню вам, что Александр Сергеевич Пушкин родился в Москве в 1799году. Маленький Саша научился рано читать. Бабушка поэта и няня Арина Родионовна были самыми близкими ему людьми. Представьте себе старый дом, зимний вечер, за окном валит снег, поет в трубе ветер, жужжит веретено. Няня рассказывает сказку.

А поэт гусиным пером торопливо записывает ее. Сюжеты этих сказок поэт использовал при создании своих сказок.

Обратите внимание

Проходят годы. Но время не властно над памятью поэта. В Москве на Пушкинской площади стоит памятник великому поэту. Имя Пушкина везде с нами. В нашем городе есть площадь, которая носит имя поэта – площадь Пушкина.

Вы, конечно же бывали там с родителями.

— А как называется сказка, с которой вы работали на прошлом уроке?

(« Сказке о рыбаке и рыбке»)

Слайд 2

Проверка домашнего задания.

— На дом вам задали дочитать сказку.

— Что бы проверить внимательно ли вы прочитали сказку, проведем игру. Сейчас я буду задавать вам вопросы, а вы отвечать. Работаем по рядам выигрывает ряд который даст большее количество верных ответов.

1. Где жили старик и старуха? ( У синего моря в ветхой землянке)

2. Сколько лет старики жили вместе? (Тридцать лет и три года – 33 года)

3.С чем пришёл невод в первый раз? (с одною тиной)

4. С чем пришёл невод во второй раз? (с травою морскою)

5. Что стала просить рыбка? ( Отпусти ты меня в море)

6. Что сначала потребовала старуха? (сначала старуха потребовала корыто)

7. Что потребовала старуха потом? (потом старуха потребовала избу)

8. Кем захотела быть старуха потом? (Хочу быть столбовою дворянкой)

Молодцы! Вы хорошо запомнили сказку.

Работа по теме урока

— Сегодня мы продолжаем работать со сказкой А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».

— Откройте учебники – страница 94.

— Мы продолжаем чтение сказки. (чтение по цепочке)

Воротился старик ко старухе.Что ж он видит? Высокий терем.На крыльце стоит его старухаВ дорогой собольей душегрейке,Парчовая на маковке кичка,Жемчуги огрузили шею,На руках золотые перстни,На ногах красные сапожки.Перед нею усердные слуги;Она бьет их, за чупрун таскает.

Давайте с вами объясним значение некоторых слов:

ТЕРЕМ — в древней Руси — жилое помещение в верхней части здания или отдельный дом в виде башни. 

Слайд 3

ДУШЕГРЕЙКА. Женская тёплая кофта, обычно без рукавов, со сборками по талии.

 Кичка — старинный женский головной убор.

Слайд 4

ЧУПРУН – значение этого слова найдите самостоятельно в словаре на странице 213 учебника… Прочитайте нам…

— Продолжаем чтение дальше:

Говорит старик своей старухе:«Здравствуй, барыня сударыня дворянка!Чай, теперь твоя душенька довольна».На него прикрикнула старуха,На конюшне служить его послала.

Вот неделя, другая проходит,Еще пуще старуха вздурилась:Опять к рыбке старика посылает.«Воротись, поклонися рыбке:Не хочу быть столбовою дворянкой,А хочу быть вольною царицей».

Испугался старик, взмолился:«Что ты, баба, белены объелась?Ни ступить, ни молвить не умеешь,Насмешишь ты целое царство».Осердилася пуще старуха,По щеке ударила мужа.«Как ты смеешь, мужик, спорить со мною,Со мною, дворянкой столбовою? —Ступай к морю, говорят тебе честью,Не пойдешь, поведут поневоле».

Белены объелась значение этого выражения ищем в словаре… Кто нашёл – прочитайте…

Говорят тебе честью — значит с уважением.

Поведут поневоле – заставят силой.

— Продолжаем чтение:

Старичок отправился к морю,(Почернело синее море.)Стал он кликать золотую рыбку.Приплыла к нему рыбка, спросила:«Чего тебе надобно, старче?»Ей с поклоном старик отвечает:«Смилуйся, государыня рыбка!Опять моя старуха бунтует:

Важно

Уж не хочет быть она дворянкой,Хочет быть вольною царицей».Отвечает золотая рыбка:«Не печалься, ступай себе с богом!Добро! будет старуха царицей!»

Кликать – звать.

Добро – хорошо.

Старичок к старухе воротился.Что ж? пред ним царские палаты.В палатах видит свою старуху,За столом сидит она царицей,Служат ей бояре да дворяне,Наливают ей заморские вины;Заедает она пряником печатным;Вкруг ее стоит грозная стража,На плечах топорики держат.

Царские палаты – царский дворец.

Бояре да дворяне – богатые люди.

Заморские – привезённые из дальних стран, дорогие.

Пряник печатный – найдите значение в словаре – стр. 213.

Как увидел старик, — испугался!В ноги он старухе поклонился,Молвил: «Здравствуй, грозная царица!Ну, теперь твоя душенька довольна».На него старуха не взглянула,Лишь с очей прогнать его велела.Подбежали бояре и дворяне,Старика взашеи затолкали.А в дверях-то стража подбежала,Топорами чуть не изрубила.

Очи – глаза. Прогнала с глаз долой.

 Взашей — Грубо, толкать в шею. 

Физкультминутка.

А народ-то над ним насмеялся:«Поделом тебе, старый невежа!Впредь тебе, невежа, наука:Не садися не в свои сани!»

Невежа – глупый, необразованный человек.

Вот неделя, другая проходит,Еще пуще старуха вздурилась:Царедворцев за мужем посылает,Отыскали старика, привели к ней.Говорит старику старуха:«Воротись, поклонися рыбке.Не хочу быть вольною царицей,Хочу быть владычицей морскою,Чтобы жить мне в Окияне-море,Чтоб служила мне рыбка золотаяИ была б у меня на посылках».

Царедворцы – слуги во дворце.

Была на посылках – ищем в словаре на стр. 213.

Старик не осмелился перечить,Не дерзнул поперек слова молвить.Вот идет он к синему морю,Видит, на море черная буря:Так и вздулись сердитые волны,Так и ходят, так воем и воют.Стал он кликать золотую рыбку.

Пере́чить. возражать кому-нибудь, говорить (или делать) наперекор. 

Не дерзнул – не осмелился, побоялся.

Приплыла к нему рыбка, спросила:«Чего тебе надобно, старче?»Ей старик с поклоном отвечает:«Смилуйся, государыня рыбка!Что мне делать с проклятою бабой?Уж не хочет быть она царицей,Хочет быть владычицей морскою;Чтобы жить ей в Окияне-море,Чтобы ты сама ей служилаИ была бы у ней на посылках».

Ничего не сказала рыбка,Лишь хвостом по воде плеснулаИ ушла в глубокое море.Долго у моря ждал он ответа,Не дождался, к старухе воротился —Глядь: опять перед ним землянка;На пороге сидит его старуха,А пред нею разбитое корыто.

Слайд 5

— Чем же закончилась сказка?

— Почему старуха осталась у разбитого корыта?

Вывод

— А вам понравилось желание старухи? Почему?

-Если бы вы поймали золотую рыбку, что бы вы спросили у рыбки?

— Ребята кому сказка понравилась?

— Чем она вам понравилась?

— Кто из героев понравился ?

— А кто не понравился? Чем они вам не понравились?

— Кто и как был наказан в этой сказке?

— Ребята, вам хотелось изменить конец сказки?

— Чему нас научила эта сказка? ( Сказка учит доброте, терпению, любить близких и не завидовать другим.)

Прочитайте пословицы после сказки, объясните их значение:

Много захочешь – последнее потеряешь.

Много желать – добра не видать.

Ненасытному всё мало.

— Подходят ли эти пословицы к сказке Пушкина?

(пословицы подходят т.к. старуха захотела слишком много, стала ненасытная – требовала всё больше и больше, а в итоге всё потеряла)

Слайд 6

— Внимательно посмотрите на слайд. Исправьте ошибки — расположите желания старухи по порядку.

Рефлексия

— С каким настроением вы заканчиваете урок?

-Что у вас получилось?

— Чему вы научились на этом уроке?

Совет

Домашнее задание: прочитать сказку ещё раз, приготовиться отвечать на вопросы после текста.

Источник: https://VseUroki.pro/doc/konspekt-uroka-literaturnogo-chteniya-2-klass-umk-shkola-rossii-aspushkin-skazka-o-rybake-i-rybke-urok-vtoroy.html

Ссылка на основную публикацию