Домашнее воспитание детей

Домашнее воспитание детей — особенности и правила домашнего обучения

Когда ребенку исполняется 2-3 года, родители стоят перед выбором, отдать его в детский сад или оставить на домашнее воспитание. О развитии детей в детском саду мы уже говорили ранее на нашем сайте. Теперь давайте обсудим домашнее воспитание детей, его плюсы и минусы. А также поговорим о том, что обязательно должна учитывать мама, воспитывая ребенка дома.

Особенности домашнего воспитания

Каковы  же особенности домашнего воспитания? Родители, дети которых посещают детский сад, отмечают раннюю социализацию малышей, их дисциплинированность, соблюдение режима дня и питания и т.д.

Но если ребенок находится дома с мамой, это также очень хорошо, так как мама всегда учитывает личные нужды и особенности малыша, выбирает индивидуальный график занятий, может регулировать их продолжительность и напряженность. Дома всегда есть возможность выбрать любимое блюдо, погулять подольше в хорошую погоду и лечь спать пораньше, если  ребенок устал.

Все эти прелести жизни испытывают дети на домашнем воспитании. Поэтому если у мамы есть возможность оставить ребенка дома, это может быть для малыша вполне подходящим вариантом.

Семейная педагогика и домашнее воспитание

Если Вы все же решили остаться с ребенком до школы дома, Вам будет полезно узнать, как же организовать обучение и воспитание малыша. Прежде всего, Вы должны помнить о дисциплине. Не нужно кушать, спать и гулять строго по часам, как в садике.

Но было бы неплохо определить время, когда Ваш малыш любит гулять, когда успевает проголодаться и когда его тянет на сон. Старайтесь ежедневно повторять эти действия в одно и то же время, и делайте так, чтобы каждое из них имело свой особый ритуал.

Например, перед едой вымыть руки, после прогулки убрать вещи в шкаф, летом — вымыть ноги, и перед сном умыться и почистить зубы. Такая самодисциплина поможет ребенку в дальнейшей жизни.

Обратите внимание

Обязательно давайте малышу возможность общаться со сверстниками. Постоянно посещайте детскую площадку, пару кружков или центр раннего развития. Общение с другими детьми очень важно для ребенка.

Оно подготавливает его к школе, учит знакомиться, находить друзей, помогает расширить его кругозор.

Совместное обучение имеет элемент соревнования, который стимулирует ребенка к достижению лучших результатов, а совместное творчество обогащает внутренний мир малыша новыми идеями.

Общение с другими детьми, участие в групповых играх, соблюдение общих правил – это то, что  ребенок должен уметь делать при поступлении в школу. Психологи считают, что потребность в общении возникает у ребенка в 4 года.

Поэтому к этому возрасту Вы должны определиться с тем, в каком формате будет проходить такое общение.

Если у Вас нет возможности или сил находить для ребенка друзей, Вам стоит серьезно задуматься над тем, чтобы отдать малыша в детский сад, старшую или подготовительную группу.

Домашнее обучение детей

Многих родителей кроме воспитания также очень волнует вопрос уровня домашней подготовки и соответствия знаний ребенка дошкольной программе. Вам не стоит переживать, требования при поступлении в школу можно найти в интернете, или узнать в ближайшем образовательном учреждении. Тема подготовки ребенка к школе также обсуждалась на нашем сайте.

Примерно за год до поступления в школу, узнайте все требования и не спеша начните проверять знания малыша на соответствие данным требованиям. Не волнуйтесь, если ребенок чего-то не умеет или не знает. У Вас еще будет время наверстать упущенное.

Но  если Вы постараетесь в период с 2 до 5 лет, проблема несоответствия требованиям школы не должна возникнуть вообще.

Ребенок на домашнем обучении

Как же достичь хороших результатов в домашнем обучении? Существует несколько особенностей, которые должны учитывать родители, решившие перевести ребенка на домашнее обучение.

  1. Не стоит требовать от ребенка успехов в предметах, которые ему не нравятся. Очень часто родители отдают малыша на кружки или курсы, которые уже посещают дети их друзей или знакомых, абсолютно забывая о том, что их ребенок имеет индивидуальные способности, возможности и предпочтения. Ваша задача – помочь малышу найти предмет, глубокое изучение которого доставляет ему удовольствие. Все остальное нужно выучить на уровне, достаточном для поступления в школу. Но один или два любимых предмета нужно постараться изучать глубоко и систематично. Например, у Вашего ребенка есть склонность к иностранным языкам, уже в 3-4 года можно начинать учить один или даже два. Не бойтесь, дети имеют огромный потенциал, который обязательно нужно развивать. А может Ваш ребенок – отличный декламатор. Тогда не ленитесь разучивать с ним длинные интересные стихи и рассказывать близким, друзьям, или даже на сцене в детской самодеятельности.
  2. Не забывайте о том, что какими бы способностями не обладал Ваш ребенок, его психика и поведение остаются на детском уровне. Он не будет просто сидеть на месте, и если Ваши уроки будут скучными, он не будет Вас слушать. Обучение детей дошкольного возраста должно проходить в игровой форме, сопровождаться яркими иллюстрациями и приятными эмоциями. Тогда все, что Вы будете учить, останется в памяти ребенка надолго.
  3. Старайтесь не давить на ребенка и не требуйте от него конкретных результатов. Вы должны хвалить малыша даже просто за старание. Поддерживайте любую инициативу с его стороны. Дети любят пробовать все новое. Следуйте за увлечениями своего ребенка.

Если ребенок постоянно находится дома, ответственность за его воспитание и обучение ложится на плечи родителей, а также бабушек и дедушек. Это, конечно, очень сложно. Гораздо проще отвести малыша утром в детски сад, сдать воспитателю и вечером забрать.  Но результат домашнего воспитания может превзойти самые смелые ожидания.

Все зависит от настойчивости и терпения родителей, их фантазии и умения находить общий язык с ребенком. Если Вы постараетесь, Ваш малыш обязательно вырастет очень развитым, воспитанным, креативным и сможет добиться высоких результатов.

Ведь он не в детском саду, а значит, Вы можете отойти от стандартов и попытаться воспитать маленького гения.

Источник: http://bambinostory.com/domashnee-vospitanie-detey/

Домашнее воспитание ребенка

Раньше люди жили большими семьями, дети всегда имели компанию родных братьев и сестер или играли с соседскими детьми во дворах. Но сейчас все иначе. В современных семьях чаще всего один—два ребенка, и ему (им) скучно большую часть времени проводить в городской квартире.

Дома стали больше, но соседи стали общаться между собой меньше. Городская квартира, такая удобная для взрослых, очень скучное в плане возможностей познания мира, живой природы и общения место. А значит — малоподходящее для пребывания в нем большую часть времени ребенка раннего возраста.

Особенно если ребенок в семье один, да еще и очень любознательный. Но, конечно, это не значит, что нужно отдать ребенка в детский сад только потому, что там много детей, и создать для него еще худшие условия жизни.

Важно

Лучше еще до того, как ребенок подрастет и начнет скучать, найти ему компанию для полезного и приятного общения в других местах.

Очень важно правильно расставить акценты. Не стоит говорить «ребенку необходим детский сад», стоит говорить «ребенку необходимо общение». А общение есть везде. И это очень важно — понимать, что ребенку нужно общение, и отталкиваться от этого факта, а не от того, что нужен детсад как таковой.

Ребенок имеет возможность общаться с другими детьми:

  • дома, если есть родные братья или сестры;
  • на детских площадках и в песочницах;
  • с детьми друзей родителей или родственников, приходящих в гости;
  • с детьми из специально организованных игровых групп;
  • в группах детских (развивающих) центров;
  • с детьми из домашнего детского сада (для детей с 4-х лет).

Успокаивает тот факт, что бывает трудно найти компанию или коллектив только для ребенка раннего возраста — для таких маленьких кружки и секции еще закрыты, но уже с четырех лет этот вопрос вполне решаем.

Танцевальные, музыкальные, спортивные и многие другие школы готовы предложить детям разного рода общение, обучение и времяпрепровождение.

Чем старше ребенок, тем больше у него возможностей, тем больше дверей для него открыто.

Возраст ролевых игр у ребенка начинается после трех лет. Но это не значит, что до этого времени ребенку не нужно общение с другими детьми — нужно, потому что оно способствует развитию, естественному обучению и познанию ребенком мира и людей в нем.

Но в раннем возрасте общение с другими детьми не является обязательным, не является категорически необходимым для развития. Позже — да, ребенку нужно иметь компанию для игр, поскольку в старшем возрасте ребенок познает мир, обучается и общается через игру.

И для развития дошкольника возможность играть крайне важна. В то же время у детей раннего возраста к детям постарше просто ярко выраженный познавательный интерес (как к живой игрушке).

Если в семье хотя бы два ребенка, то этого вполне достаточно для того, чтобы маленький не скучал, но если ребенок один, а семья живет в городской отдельной квартире, то детскую компанию ему все-таки желательно найти как можно раньше.

Совет

В первую очередь компанию для общения и игр дети находят на детских площадках и в песочницах. Это не так мало, если гулять часто. Если у мамы есть несколько родственниц или подруг, имеющих детей, — это вообще чудесно: можно ходить в гости и приглашать гостей к себе.

За рубежом, где проблема общения из-за малодетных семей давно стоит остро, появилась традиция организовывать игровые группы. Суть их в том, что мамы нескольких детей договариваются поочередно о встречах у каждой дома со всеми детьми. Мамы общаются, а дети в это время играют вместе — и все довольны.

Такую игровую группу, по сути родительско-детский клуб, мы создали со знакомыми мамами в арендованном помещении и несколько раз в неделю встречаемся там с детьми.

Если общения не хватает и в этом случае, то можно записаться вместе с ребенком в детский развивающий центр. Просто игровых центров (похожих на игровые группы, упомянутые выше), как мне кажется, даже нет.

Все детские центры позиционируются как «развивающие и обучающие». То есть если вы их будете посещать, то это будут занятия, на которых детей чему-то целенаправленно учат.

Такой центр есть смысл посещать, только если дома совсем-совсем скучно.

Мама, которая любит не только своих, но и детей вообще, может самостоятельно организовать игровой центр или домашний мини-детсад и присматривать не только за своим, но и за чужим ребенком (или двумя-тремя, не больше). В домашний детский сад желательно приглашать только детей, которым исполнилось хотя бы 3—3,5 года.

Такой сад даст маме возможность подрабатывать на дому, а дети, посещающие его, будут иметь отличную компанию для игр.

Ну и, конечно, не стоит забывать, что ребенок, который всюду бывает с родителями, встречается каждый день с множеством детей и взрослых, общается с ними или просто наблюдает за ними — этот опыт также очень важен и полезен ему.

Обратите внимание

Одна мама, чьи дети с первых месяцев жизни воспитывались в детских яслях, работающих по адаптированной к раннему возрасту методике Монтессори, убеждала в том, что эта методика не просто желательна, а необходима для развития детей.

На самом деле эта методика, которая в наше время используется в некоторых (очень дорогих, кстати) детских садах и яслях, была разработана для интернатских детей, для того, чтобы приблизить условия их жизни к семейным, домашним.

То есть всемирно известный педагог разработала методику, чтобы облегчить участь детей-сирот или детей, лишенных родительской заботы, к тому же с отставанием в развитии (по понятным причинам — они росли не в семье), а теперь родители стараются сделать все возможное, чтобы записать своих детей в сад, работающий по этой методике. Парадокс. Зачем ребенку имитация домашних условий по специальной методике в специализированном учреждении, если он просто может расти дома?

Например, развивающая и обучающая обстановка в садах, работающих по методике Монтессори, состоит из пяти обучающих зон: зона жизненной практики, зона сенсорного развития, зона математического развития, зона языкового развития и зона космического воспитания.

Все это, несмотря на необычайные названия, дает ребенку всего лишь возможность изучать окружающий мир, овладеть навыками самообслуживания и, конечно, навыками письма, счета и чтения, а также возможность заниматься творчеством. Это все то, что есть (или может быть) у каждого ребенка в обычном доме.

Обыкновенная бытовая обстановка дает ребенку те же возможности для развития и обучения, причем эта обстановка существует в реальной жизни, она не создана искусственно, в чем я вижу ее дополнительное преимущество.

Ребенку не нужна специальная развивающая среда в раннем возрасте — ему нужна обычная, естественная, домашняя среда, свобода действий и общение. Общение с мамой и внимание мамы развивают ребенка лучше любой методики.

Любая игра ребенка — развивающая, любая остановка — развивающая, так как он вообще не имеет никакого жизненного опыта.

Важно

Для примера возьмем игру с крупами: ребенок насыпает крупы разного цвета и размера по разным ведеркам и тарелкам и таким образом развивает мелкую моторику и восприятие.

Разве для того, чтобы организовать подобную игру, нужно отдавать ребенка в детсад? Не странно ли родителям слышать, что среди пособий Монтессори есть «рамки с застежками» по которым дети учатся застегивать пуговицы, пряжки, завязывать шнурки? Для этого же есть настоящие вещи — свитер, ботиночки, ремень.

Все остальное — это обычные игрушки, благодаря которым ребенок изучает характеристики предметов и учится различать их по размеру, весу, цвету, количеству и т. п.

Для того чтобы изучать все это, не нужно прикладывать никаких специальных усилий, посещать обучающие центры или воспитываться в специальных учреждениях. Любой ребенок учится этому благодаря обычному ежедневному общению и обычным бытовым занятиям.

Каждый день у нас дома происходит множество незапланированных «развивающих» или «обучающих» занятий с ребенком:

«У тебя — синяя машинка, а у меня — красная».

  • «Дай мне два кубика, и я помогу тебе достроить башню».
  • «Даешь мне маленький мячик? Тогда я тебе дам большой».
  • «Будешь сам мыть фасоль? Хорошо. Ты еще и тарелку моешь? Ты у меня молодец, очень чисто вымыл».
  • «Видишь, какая вода прозрачная, смотри, как быстро она льется из крана, надо закрывать его, а то польется через край. О, видишь, уже льется, давай закрывать».
  • «Смотри, у этой банки круглая крышка, потому что горлышко у нее круглое, а у этой квадратная. Сам хочешь закрутить? Конечно, попробуй».
  • «А какое дерево выше: это или это? А какое ниже?»

В самом обычном доме, в самой обычной семье присутствует достаточно развивающая обстановка для ребенка. Судите сами: есть жилая комната (или несколько), есть ванная, есть кухня, есть балкон. У всех этих помещений различное предназначение, и все их можно использовать для разных игр.

Читайте также:  Урок литературного чтения «сказки а. пушкина», 2 класс

Дом не худшее, а гораздо лучшее место для развития, чем специальные развивающие зоны в садике Монтессори. В ванной можно играть с водой и рисовать красками по стенам. На кухне можно играть крупами, водой, посудой и т. п.

В жилой комнате можно играть обычными игрушками, использовать для игры другие вещи, рисовать, лепить, вырезать, кувыркаться, стоять на голове и вообще дома можно делать все, что в голову взбредет.

Совет

Дома каждый день может быть разным, хотя дело даже не в этом, а в том, что дома — это настоящая жизнь, а в садике всего лишь занятия с непривязанными к реальности предметами.

Нельзя сказать, что методика Монтессори чем-то плоха.

Наоборот — если ребенок все-таки идет в детский сад, то лучше пусть это будет сад, работающий по частично адаптированной к нашему времени и возрасту детей методике Монтессори.

Или же пусть это будет домашний детский садик, если вы доверяете человеку, его организовавшему. Но считать, что методика Монтессори для детей, воспитывающихся дома, необходима, неправильно.

Несколько фактов о домашнем воспитании:

  • ребенка воспитывает любящий близкий человек, поэтому он всегда будет чувствовать заботу, ощущать безопасность и защищенность, необходимые для его полноценного развития и обучения;
  • ребенок всегда сможет получить эмоциональную поддержку от близкого человека;
  • дома обеспечен индивидуальный, личностно-ориентированный подход к ребенку в обучении, еде, играх и общении;
  • ребенок имеет возможность разнообразного и разновозрастного общения, возможность наблюдать за реальной жизнью и быть ее участником;
  • между детьми и родителями сохранятся близкие, доверительные отношения.

Чего нельзя дать дома из того, что есть в детском саду? Такого нет. Зато дома можно дать то, чего не дадут в саду: любовь и заботу. Я еще раз хочу подчеркнуть, что для ребенка в первые три—пять лет жизни необходимо, чтобы мама или другой близкий человек находились в поле зрения (в поле досягаемости).

Присутствие близкого человека для ребенка звучит как сигнал: «все хорошо, все в порядке, я в безопасности, мир дружелюбен».

Ребенку важно это чувствовать, чтобы он не пребывал в состоянии повышенной тревожности, а спокойно изучал окружающий мир, рос здоровым и мог в будущем успешно строить и сохранять любые личные и профессиональные отношения.

Всегда, в любой дискуссии о том, где же лучше воспитываться ребенку — дома или в детском саду, — находится человек, который в конце возьмет и скажет: «Да, все так, дома можно дать все то же, что и в детском саду, но все равно дома будет иначе, чем в детском саду». Да, я согласна, действительно дома все будет иначе.

А зачем нужно, чтобы было именно так же? Да ведь в этом и смысл — чтобы было иначе! Универсальные методы воспитания и обучения доказали свою несостоятельность в современном мире, потому пришло время действительно применить индивидуальный, личностно-ориентированный подход в уходе, воспитании и обучении детей.

Это невозможно осуществить в массовых дошкольных учреждениях — только в семье.

Все вышесказанное относится и к школе. Обучение детей в кругу семьи является, на мой взгляд, более эффективным и естественным способом получения среднего образования в XXI веке. Чтобы получить общие знания, в школу ходить совсем необязательно.

Дома учились такие выдающиеся личности, как Александр Бородин (ученый-химик и композитор), Александр Грибоедов, Марк Твен, Иван Бунин, Агата Кристи, Чарльз Диккенс, Максим Горький Томас Эдисон (изобретатель, предприниматель), Джордж Вашингтон и Абрахам Линкольн (президенты США), Уиллард Бойл (ученый, лауреат Нобелевской премии по физике 2009 г.), Чарли Чаплин (киноактер, сценарист, композитор, режиссер), Эндрю Карнеги (предприниматель, мультимиллионер). Мы, ходившие в школу, даже не все эти имена знаем. Кого-то учили учителя, кого-то родители (например, Т. Эдисона учила мама), кто-то много учился сам. Многие из них даже начальную школу не окончили, а еще больше известных людей не окончили среднюю школу. Среди них Генри Форд, Джек Лондон, Фрэнк Синатра и многие другие. Наконец, большое количество людей, добившихся успеха, не имеют высшего образования. Таким образом, важно понимать: «не посещали школу (ВУЗ)» и «были необразованными» — это разные веши.

Время требует, чтобы был выбор формы обучения.

Обратите внимание

Массовые государственные школы сослужили хорошую службу развитию общества, но со временем стали своего рода конвейером, выпускающим среднестатистического человека, у которого образование — среднее, возможности — средние, мысли — средние, поведение — среднее. Это «среднее» сейчас даже хуже, чем должно быть «среднее», оно на самом деле гораздо ниже среднего. Так не пора ли подумать о достойной альтернативе школьному обучению.

Источник: http://www.sweli.ru/deti/ot-3-do-7/domashnee-vospitanie-rebenka.html

Домашнее воспитание

Как и любое дело, домашнее воспитание имеет свои особенности. Что нужно учитывать, чего ждать от ребенка и как организовывать время? Множество вопростов встает перед теми, кто делает этот выбор. 

Говорят, что дети, посещающие детский сад, раньше социализируются. Если считать социализацией приучение к режиму и коллективную дисциплинированность, то это действительно так. А вот любимую мамочку ребенку не заменит ничто и никогда. Так же как и возможность учитывать индивидуальные особенности ребенка, подбор графика занятий и прогулок, времени сна. 

Организация обучения и воспитания

Помните о дисциплине! Нахождение дома не означает вседозволенности. Режим, конечно, должен быть, но пусть он будет построен на внутренних ритмах вашего ребенка. Завтрак — обед — полдник — ужин в одно время, удобное ребенку. Так же, как и сон.

Естественно, ритуалы отхода ко сну, вечернего чтения, утренних занятий должны повторяться изо дня в день. У вас должны быть четкие, даже жесткие правила, выполнение которых не обсуждается. Перед едой моем руки. Летом после прогулки моем ноги. Раздеваясь убираем вещи в шкаф.

Закончил рисовать — сложи карандаши. 

Общение со сверстниками — обязательный этап в формировании личности ребенка. Гуляйте с детьми на площадке, в песочнице, ходите в гости.  Даже желательно (чего нет в детских садах), чтобы детский коллектив был разновозрастным. Это очень полезно как и для тех кто старше, и для тех, кто младше. Но помните, что не нужно навязывать общение с другими детьми.

Не хочет играть с каким-то конкретным ребенком — так и вам не все люди нравятся. Сегодня хочет побыть один, посмотреть жучков, слепить снеговика — позвольте ему, значит сегодня такое настроение.

Идет в песочницу с удовольствием и показывает новые игрушки — отлично! Все дети, как, собственно, и все люди — разные! Воспитываясь дома, ребенок имеет больше возможностей сохранить свою индивидуальность, позволяйте ему это делать.

Важно

Обязательно ежедневно проводите с ребенком занятия на различные тематики. Рисование, слушание музыки, чтение, основы математики, конструирование, аппликация — вот только несколько видов деятельности, необходимых для полноценного развития вашего малыша. Сейчас более чем достаточно информации для того, чтобы самостоятельно провести любое из этих занятий.

А вот по «окружающему миру» у вас гораздо больше возможностей, чем у воспитателя. А у вашего ребенка больше преимуществ, чем у того, кто ходит в садик. Сводите его на почту, в магазин, на заправку, в парикмахерскую. «Садовсий» ребенок видит это только на картинках. Ваш малыш увидит как вести себя, продавая машину, и как работает садовник, где живут трамваи и как работает экскаватор.

Дайте ему это счастье познания мира с рук матери.

Домашнее воспитание не исключает, а даже приветствует посещение ребенком различных кружков и секций. Это развивает кругозор, помогает в подготовке к школе, стимулирует к познавательной активности, а элемент соревнования помогает стремиться к лучшим результатам.

Если у вас нет возможности организовать это самостоятельно, то желательно отдать ребенка в сад перед школой на год в подготовительную группу. Дело в том, что к школе, кроме необходимого запаса знаний, у ребенка должны быть сформированы навыки общения в коллективе.

Лучшее время для этого с 5 до 7 лет. 

И главное, находясь дома, ребенок учится жить в семье. Он видит ссоры и примирения, совместные вечера и рабочие будни. Он видит не только уставших родителей, которым нечего сказать ни ему, ни друг другу.

Ребенок учится любви и взаимопониманию, терпению и уважению. Ребенок знает, что такое «семья». Он знает, что дома может быть хорошо, и для этого не обязательно уходить к друзьям сначала в детский садик, а потом в бар.

Он создаст свою крепкую семью. 

Источник: https://www.kakprosto.ru/kak-910995-domashnee-vospitanie

Домашнее воспитание русских дворян

О воспитании детей в XIX-начале XX веков  в дворянских семьях многое можно узнать из воспоминаний современников, опубликованных в советские годы и в наши дни. Опыт не только любопытный – исторически и культурологически ценный, но и весьма поучительный и душеполезный.

Две Марии

Давайте полистаем воспоминания баронессы Марии Федоровны Мейендорф и дневники Марии Львовны Казем-Бек (обе книги вышли в издательстве Сретенского монастыря).

Эти женщины принадлежали к высшему свету, родились до революции, пережили  на своем веку немало испытаний: первая Мария –  гонения, затем эмиграцию, жизнь вдали от России, потерю близких, вторая Мария тоже имела непростой жизненный опыт, впоследствии умерев на родине.

Советуем прочесть эти  произведения, ставшие документами эпохи. Они несут особое мировоззрение, другую эстетику и культуру, о существовании которых необходимо знать нашим детям.

В воспоминаниях и дневниках – и духовные переживания, и семейные проблемы, и то, как справлялись с ними эти великосветские дворянки, не отступая от принципов православного христианства.

Дамы высшего света, вращавшиеся  в придворных кругах, были замужем за  сановитыми чиновниками  и могли ни в чем себе не отказывать и праздно и приятно проводить время, но с детства имели представления о самоограничении, жертвенности и действенной любви – и неотступно следовали им.

Без страха перед будущим

Особый акцент в этих изданиях – для молодых родителей,  которым мы рекомендуем внимательно почитать о детстве реальных героинь. Как воспитывались девочки? Довольно строго. Оказалось, у каждой было много обязанностей в семье, а затем  и в общественной жизни.

Заложенное  в юные годы сформировало особенный характер Марии Мейендорф, чертами которого стали истинный аскетизм (она не была привязана к комфорту и материальным благам), достоинство, благородство и редкое сегодня качество – отсутствие страха перед настоящим и будущим. Баронесса до конца дней сохранила благодарный и оптимистичный взгляд на жизнь. За рубежом она встретила многих близких, обо всех отзывалась и вспоминала с теплотой и прожила около ста лет.

Семейные обстоятельства не были радужными. Братья Марии Федоровны Мейендорф после революции жестоко избиты и убиты махновцами. Вот что пишет брат Юрий в последнем письме своим детям( ее племянникам): «Милые мои, родные дети! Возможно, мы больше не увидимся с вами на этом свете.

Совет

Простите меня, мои родненькие, я хотел скорее доставить вам радость свидания, а оказалось, принес вечную разлуку. Но, видно, так Богу угодно. Не горюйте обо мне, а терпеливо перенесите свое горе, и своей жизнью умножьте больше добра на земле и правды.

Не мстите никому за мою смерть, ни делом, ни даже помыслом. Так попустил Господь. Молите только, чтобы Он простил мне все мои прегрешения. Я не боюсь смерти и иду к Господу дать ответ в своей жизни с теплой надеждой, что он примет мою жизнь. Я прошу бабушку взять вас под свое попечение.

Будьте ей хорошими, добрыми внуками, утешьте ее в ее горе. Благословляю вас. Да хранит вас Господь и да направит вашу жизнь на все доброе. Ваш отец».

Баронесса упоминает, что красный палач-махновец, читавший письма только что убитого им человека на публику – насмешливо, вслух, под конец чтения стал необычно серьезен. Окончили  это издевательское публичное чтение в полном молчании, и,  очевидно, глубоко уязвленные написанным, молча разошлись.

Другая дворянка, автор дневниковых записей Мария Казем-Бек, урожденная Толстая, прекрасный православный педагог, стояла во главе институтов благородных девиц в Питере и Казани. Только с виду она была изнеженной аристократичной особой, тургеневской барышней.

Как человек большой воли и энергии она отдавала всю себя делам воспитания, образования, благотворительности, умела поставить медицинский диагноз и подсказать лечение, самоотверженно помогала ближним в дни голода и испытаний.

Одним словом, женщины, о которых идет речь в изданиях– нравственные образцы для нас, современников. Книги о них богато иллюстрированы, содержат много редких и интересных фотографий и будут любопытны широкому кругу читателей.

Другая Гончарова

Также советуем не только уделять внимание книжным новинкам, но и не пренебрегать старыми изданиями, в том числе советскими.

Вот, скажем, книга о Наталье Николаевне, жене Александра  Сергеевича Пушкина, названием для которой стало ее полное имя. Книга издана в 1985 году, поэтому в ней не говорится о вере прямо, но, тем не менее, во всем укладе жизни и принципах чувствуется глубокая вера семьи Гончаровых и лично Натальи Николаевны.

После смерти поэта в обществе бытовал стереотип о легкомысленной женщине, из-за светского флирта которой погиб великий гений русской словесности.

В наши дни пушкинисты представляют ее скорее как мученицу и ангела.

Обратите внимание

Советские авторы стараются сохранять объективный взгляд на эту яркую личность, одинаково далекий и от очернения, и от идеализации, а показывающий Гончарову со всеми ее человеческими проявлениями.

Два автора-исследователя  И. Ободовская и М. Дементьев пишут о супруге Пушкина со вниманием и любовью,  открывая ее читателю с новой стороны.

Наталья Николаевна предстает перед нами не как ветреная светская красавица, а как мать, хозяйка, способная решать сложные денежные проблемы своего мужа, что было так насущно и для того времени и не устаревает сегодня.

Жизнь этой известной светской дамы в замужестве не назовешь легкой – четверо детей, непростые отношения с матерью, две сестры, которые постоянно живут в ее новой семье, финансовые затруднения, отношения с братом…

Книга написана легким доступным языком, содержит  яркие и малоизвестные факты. «До последней крайности не верить злу»

Вот, например, такой любопытный факт – кодекс сестер Гончаровых, который они сочинили для самих себя, когда были подростками. Он отражает духовный мир этих девочек, которые пишут, что главное для них – помогать ближним и быть в мире со своими родственниками.

Вот только некоторые выдержки из правил:

  • «Никогда не утаи правды от той, кого Господь дал тебе вместо матери и друга теперь, а со временем, если будет муж, то и от него.
  • Никогда никому не отказывай в просьбе, если только она не противна твоему понятию о долге.
  • Старайся до последней крайности не верить злу или что кто-нибудь желает тебе зла.
  • Старайся никогда не рассказывать ни про кого ничего дурного, исключая того, кто должен это знать.
  • Старайся найти если не оправдание, то его хорошую сторону, могущую возбудить жалость».
Читайте также:  Игры по астрономии для школьников 6-7 класса

Вот на каких истинно христианских  нормах воспитывались дети в русских дворянских семьях XIX-начала XX века.

Вера в Бога помогла Наталье Николаевне  многое  перенести и принять – и то, как голословно и яростно обвиняли ее в гибели мужа, и те годы, что она прожила одна, и новое замужество. Удивительная  биография этой женщины с непростым духовным и житейским опытом превосходит  самые увлекательные  женские романы и сериалы.

К сожалению, в отцифрованном виде найти этот текст не удалось, так что ищите в библиотеках и на своих книжных полках.

Как читали баронессы?

Светские дамы, о которых шла речь, были очень образованными, их домашнее обучение начиналось с младых ногтей, с 4 лет. Режим дня маленьких учениц подробно описан в вышеперечисленных книгах. Основной посыл дворянского образования  – то, что дети не  страдали от безделья, а постоянно были заняты делом.

Интересен и вопрос, часто ли читали  баронессы?  Из книг следует, что читали они постоянно, причем знали по несколько языков. Так, в дневниках Марии Казем-Бек можно найти немало размышлений о той литературе, которую она прочла.

Сейчас появляется  много  книжных новинок,  в том числе духовных книг, которые полностью переворачивают устойчивые представления, привносят новизну в восприятие привычных явлений, и радостно, что они находят выход к читателю.

Важно

Но есть проблема – молодое поколение не может оценить этого богатства, потому что мало  и неохотно читает.

Наверное, это трагедия нации, что юные умы лишают себя важной части жизни, не представляя, что существует огромный  мир  литературы.

Сегодня сложился стереотип: православный – значит, темный, безграмотный, некомпетентный. И виноваты в этом предубеждении мы сами, верующие, так часто выбирая вместо чтения книг короткий дайджест новостей в интернете.

А ведь духовный поиск и развитие невозможны без непрерывного процесса познания, а значит, без чтения. Поэтому очень важно настаивать, чтобы молодые люди читали.

 И именно на нас лежит ответственность  передать новым поколениям  знания и опыт Церкви о Боге и спасении.

Валентина Киденко

Фото из открытых источников

Источник: https://azbyka.ru/deti/domashnee-vospitanie-russkih-dvorjan

Домашнее воспитание как альтернатива детскому саду: преимущества и недостатки

Малыш растет, и детский сад уже не за горами. Перед родителями встает вопрос: а не оставить ли ребенка дома? Комфортная обстановка, мама всегда рядом, никто не обидит… Правда, есть и минусы.

Эта статья призвана помочь родителям сделать правильный выбор, взвесив все «за» и «против» детского сада и домашнего воспитания.

В 21 веке наравне с ростом частных детских садов растет количество детей воспитывающихся дома. Чем же привлекает новоявленных родителей воспитание на дому?

  • Комфортная обстановка или естественная среда. На протяжении первых лет жизни малыш растет в домашней обстановке. Родители максимально подстроили ее к нуждам и потребностям маленького человечка. Знакомые предметы, любимые игрушки, близкие люди создают уют и безопасную среду. Домашнее окружение естественным образом подходит под физиологические потребности дошкольника, создавая психологический комфорт.
  • Домашний уход. Никакой детский сад не заменит маму: атмосферу любви, заботы и тепла. Даже мелочь не ускользнет от ее зорких глаз. Мама переоденет, если испачкалась одежда, почистит ушки, помоет личико. Туалет, прогулки и сон не по расписанию, а по требованию дитя. Малыш ударился — мама пожалеет, расплакался — обнимет, загрустил — поиграет. Она всегда рядом!
  • Нет стресса. Каждый родитель знает, как тяжело дается детям первые месяцы адаптации к детскому саду. Оторванность от привычной обстановки и мамы — это сильный стресс, который негативно сказывается на психическом состоянии ребенка. Домашние дети ограждены от нервного расстройства. Они не испытывают дискомфорта, понятие «адаптация» им не знакомо.
  • 100% индивидуальный подход. Этот аспект можно рассматривать разносторонне. Это и воспитательный процесс, и режим дня, и физиологические особенности, и развитие способностей, и акцент на интересы и нужды дошкольника. Каким бы не был педагог профессионалом, учесть интересы 15 — 20 детей нереально. Подстроиться под одного «сорванца» гораздо легче. А учитывая, что мама его знает с пеленок, она интуитивно чувствует нужды и настроение родного человечка.
  • Воспитание под наблюдением. Когда отдаете ребенка в садик, нет гарантии, что попадется тактичный и грамотный педагог. А если не повезет? Какие убеждения, нормы и моральные ценности он заложит в сознание маленького человека? Какую модель поведения продемонстрирует? Если учесть, что основа личности формируется до 5 -7 лет, это большая ответственность. Воспитание в семье — гарантия, что малыша никто не обидит, не сломит его волю и не травмирует детскую психику. Антиморальные уставы, недопустимые примеры и недостойные поступки остаются вне досягаемости дошкольника. Он перенимает образцовое поведение и ценности семьи.
  • Нет уравниловки. В детском саду групповое воспитание, где детей подстраивают под нужды коллектива. С одной стороны это хорошо — учитывать мнение других людей, с другой — нет. Присутствует стадное чувство — делать как все. А если не как все, то мешаешь группе. Обучение и развитие на дому дает почувствовать маленькому человеку собственную уникальную личность с широкими возможностями. Проявить индивидуальность. Здесь нет давления, и не присутствует чувство, что ты винтик некой системы. Ребенок сам система, цельный механизм.
  • Подходит каждому. Все дети со своими особенностями характера и иммунитетом. Есть замкнутые, шумные, шустрые. Есть болезненные, тревожные. Детский сад подходит не каждому. Застенчивому и скромному малышу тяжело «раскрыться» среди активных и шумных. Шустрых тормозят и подстраивают под «удобные стандарты». Часто болеющим детям садик — лишняя нагрузка на иммунитет.

Воспитание на дому — это лояльный подход и подстраивание под особенности характера и иммунной системы конкретного ребенка.

Недостатки домашнего воспитания

Казалось бы, оставил дошкольника дома и никаких проблем. Не нужно просыпаться рано, любимые игрушки под рукой, родные рядом, никто не обидит. Но не все так просто: дома телевизор, мама занята готовкой, стиркой, уборкой… А еще нужно найти время на прогулки, игры и занятия с малышом.

Недостаточная социализация. Детский сад максимально адаптирует дошкольника под социальное окружение. Здесь широкий круг общения, где малыш взаимодействует с различными типами характеров. Познает, что такое справедливость, дружба, сопереживание. Учится:

  • находить способы общения с группой,
  • играть по правилам, конкурировать, договариваться,
  • учитывать мнение других,
  • подбирать друзей по интересам,
  • примерять социальные роли,
  • отстаивать свое мнение.

Домашнее воспитание не компенсирует социальную адаптацию, оно значительно сужает круг общения дошкольника. Есть риск вырастить эгоиста, не общительного ребенка, «белую ворону». В школе могут возникнуть трудности общения с детьми и педагогами.

Неквалифицированная подготовка к школе. Сидя дома, ребенок не получает тех знаний, умений и навыков, что детсадовские дети. Некоторые родители думают, что выучить буквы и научиться читать — достаточная подготовка. Нет! В саду развивают мышление, память, речь, расширяют кругозор, подготавливают к обучению чтению и руку к письму.

Воспитатели работают по специальной программе, где расписано, что должен знать и уметь дошкольник определенного возраста. Если мама взяла на себя ответственность воспитать малыша, то хорошо бы ей ознакомиться с программой дошкольного образования. Немаловажное значение имеет и методика обучения. Родителям придется постигать основы дошкольной педагогики.

Не сформирован навык дисциплины и усидчивости. Каким бы не был сообразительным ребенок, если он не усидчивый и не дружит с дисциплиной — будет отставать в учебе.

Умение концентрировать внимание, высидеть несколько занятий, сдерживать и контролировать свое поведение — эти навыки оттачиваются в дошкольных группах.

На занятиях, в коллективных играх, в повседневной деятельности детей.

Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет…

Недостаточное разнообразие игровой деятельности. В дошкольных учреждениях дети играют в сюжетно-ролевые и подвижные игры, участвуют в эстафетах и конкурсах.

Совет

Для них устраивают физкультурные и тематические праздники, новогодние утренники. Это море позитива и заряд энергии. Домашний ребенок лишен таких возможностей.

Ему остается довольствоваться лишь дидактическими играми с мамой.

Риск избаловать малыша. Дети лучше слушаются посторонних людей, нежели родителей. Они хорошие манипуляторы. Знают слабые места близких. Поэтому воспитывать своих малышей тяжелее. Велика вероятность пойти на поводу у собственного чада.

Капризы, истерики и скандалы… На какие только хитрости не идут, ради достижения цели. Чтобы не поддаться на детские провокации, родителям нужно быть грамотными психологами и иметь твердый характер.

Не хватает времени. Дома у мамы много дел: сбегать в магазин, приготовить кушать, убраться в комнате, постирать и погладить белье. А еще хочется почитать и посмотреть телевизор. Мама не робот. Где найти время на игры и занятия с малышом? Что он будет делать, пока мама занята домашними делами? Как организовать досуг и отдых дошкольника?

Читаем также: Как молодой маме справиться с ребенком и домашними делами?

В детском саду эта проблема решается просто: воспитатель пришла на работу, и кроме занятий с детьми она больше ничем не занимается.

Скучно. После 5 — 6 лет детям хочется общения со сверстниками. Сидеть дома с мамой и дидактические игры надоедают. Но с кем общаться? Днем все дети в саду, а вечером родители ведут их домой. Ведь нужно приготовить кушать, да и отдохнуть не мешало бы после работы. Летом дети разъезжаются кто на юг, кто к бабушке в деревню. Вот и получается, что даже поиграть не с кем.

Как компенсировать недостатки домашнего воспитания. Альтернатива

  1. Оставить малыша дома, значит взять на себя ответственность. С ним нужно заниматься. Если родители хотят подготовить ребенка к школе, им придется осваивать азы педагогики или воспользоваться услугами частных специалистов.
  2. Частный или домашний детский сад. Частично решает проблему индивидуального подхода.

    Детей в таких садиках меньше, значит внимание и досмотр лучше. Стоит он дорого, но и спрос с него больше. Правда, адаптацию малышу все равно придется проходить.

  3. Домашнее воспитание + посещение центра развития. На платной основе. Частично решает проблему общения в группах и квалифицированного подхода к развитию и обучению.

    К сожалению, времяпровождение в таких местах краткосрочно и всего несколько раз в неделю.

  4. Гувернантка или репетитор по подготовке к школе. Это квалифицированный специалист для занятий с детьми на дому. Гувернантка обойдется дороже репетиторства. Решает проблему развития, обучения и подготовки ребенка к школе.

    Вопрос социальной адаптации останется.

  5. Домашнее воспитание + детский сад. Другими словами, короткий день пребывания в садике. Можно договориться с руководством дошкольного учреждения приводить ребенка на несколько часов в день, полдня. Оплачивать придется полную стоимость.

    Решает проблему с дисциплиной, подготовку к школе, общение со сверстниками.

Вы скажите:

— Во времена наших прабабушек и прадедушек ни садов, ни репетиторов, ни центров развития не было. Росли и воспитывались нормальные дети. — Да, но в то время жили большими семьями и воспитанием потомства занимались все общиной.

Широкий круг общения, сплоченность семьи, авторитет старших имело первостепенное значение. Никто не задавался целью развивать гармоничную и разностороннюю личность. Предпочтение отдавалось физическому труду, т.е.

обучению, о развитии личности и способностей ребенка не шло и речи.

Сейчас иное время и другие возможности. Выбор за вами, родители! Только вы лучше всех знаете своих малышей.

Читаем также:

Водить ли ребенка в садик?

Что лучше детский сад или домашнее воспитание? Плюсы и минусы есть везде. Я расскажу почему и как сложилась жизнь без детского сада у меня, почему мои дети не в саду, про особенности ребенка без детского сада и быта мамы, которая на это пошла.

Девочки привет! Сегодня я расскажу вам, как же мне удалось прийти в форму, похудеть на 20 килограммов, и, наконец, избавиться от жутких комплексов полных людей. Надеюсь, информация окажется для вас полезной!

Хотите первыми читать наши материалы? Подписывайтесь на наш телеграм-канал

Источник: http://razvitie-krohi.ru/eto-polezno-znat/domashnee-vospitanie-kak-alternativa-detskomu-sadu-preimushhestva-i-nedostatki.html

Особенности домашнего воспитания и обучения ребенка

Только малыши подрастают, перед родителями встает большой вопрос о посещении детского сада, либо воспитании в домашних условиях. В домашнем воспитании есть свои плюсы и, обязательно, присутствуют минусы. В домашнем воспитании мама обязана учитывать особенности такого воспитания. 

Особенности воспитания детей на дому

Когда дети посещают детский сад, у них появляется и программируется режим дня. Они более дисциплинированы, у них больше общения со сверстниками. Находясь дома с мамой, ребенок получает такой же уровень занятий, правда, мама может регулировать их продолжительность, такое же правильное питание.

Когда малыш находится дома, у него присутствует выбор в личных нуждах. Он может выбрать, какое блюдо он будет есть, когда пойти на прогулку, когда он ляжет спать. Вот такие прекрасные условия для детей.

Поэтому, если у мамы есть время и она может заниматься ребенком сама, то это самый подходящий вариант для малыша.

Педагогика семьи и воспитание в домашних условиях

Если мама решилась на такой шаг, то для этого требуется узнать многое. Главное, о чем нужно заботиться – это дисциплина ребенка. Не надо придерживаться распорядка дня, который присутствует в садике. Нужно самим распределить время прогулок, игр, обедов, завтраков, ужинов и сна.

Вначале нужно просто последить за малышом, в какое время ему захочется удовлетворить свою личную нужду, то это и будет являться определенным временем распорядка дня. Так же надо научить ребенка определённым правилам, например, перед едой мыть руки, убирать игрушки на место после своих игр.

Так же малыш должен общаться со сверстниками. Для этого нужно водить его на детскую площадку, либо в разные центры для развития. Общение важный этап для малыша, так как ему предстоит пойти в школу, и там ему придется знакомиться с другими детьми.

Общаться со всеми детьми, находить общий язык, участвовать в разных групповых и коллективных играх – это малыш обязан делать перед приходом в школу.

Домашнее обучение детей

Здесь нет ничего сложного. Существует большое количество литературы, в которой расписано, как правильно надо обучать детей, и какие существуют занятия и упражнения для развития. Так же это можно узнать в дошкольном учреждении.

Родители должны учитывать следующие особенности для обучения детей на дому.

1. Не надо заставлять ребенка учить то, чего он не понимает и что ему не интересно

Зачастую мамы отдают малышей в различные кружки, куда уже ходят знакомые их детей. Это неправильно. У ребенка есть свои индивидуальные способности, которые они хотят развивать.

Надо помочь своему ребенку найти именно то занятие, которым он хочет увлекаться, и всегда быть первым именно в нем.

Все остальные предметы нужно помочь понять, чтобы была возможность пойти в школу, но ни в коем случае не заставлять.

2. Поведение ребенка остается на детском уровне

Если уроки, которые проводит мама скучные, то ребенок не будет ими заинтересован и долго не просидит на месте. Занятия должны проходить в форме игр с множеством цветных изображений, множеством картинок, в стихотворных формах, в общем в творческом виде. Такое занятие уж точно заинтересует ребенка. Ему будет очень интересно и занимательно.

3. Давить на малыша ни в коем случае не нужно

Требовать от него моментальных результатов так же не надо. А вот от похвалы никто не откажется. Нужно хвалить малыша хотя бы за старания, ведь для него это впервые, это что – то новое, грандиозное.

Вся ответственность при обучении на дому лежит на родителях

Это сложный процесс. В садике есть специалисты, которые сделают свою работу. Но домашнее обучение, если оно будет правильным, может превзойти все ожидания. В этой нелегкой работе требуется иметь много сил, терпения и настойчивости. А, если постараться, то можно вырастить творческого, умного и разностороннего человека.

Источник: http://www.kraskizhizni.com/edu/teach/5915-osobennosti-domashnego-vospitaniya

Особенности домашнего воспитания детей — Зангезур — XIX–XX вв

Иногда представляется возможным определить пол находящегося еще в утробе матери младенца. Для этого бросают в огонь немного квасцов.

Когда поднимутся пузырьки и в одном из них замечают изображение мальчика с усами, то, значит, родится мальчик. А если изображение бывает без усов, родится девочка.

Подобные наблюдения могут сделать только деревенские знахарки. Мужчины в пузырьках ничего не видят, потому что они грешные.

Зангезур: роды, крестины и домашнее воспитание детей. Армянские обряды и обычаи 2-й половины XIX – начала XX в.

Когда наступала беременность, молодая женщина не должна была напрямую оповещать об этом свекровь. Она могла поделиться этой новостью с мужем или женой деверя (брата мужа), от которых и свекровь узнавала об интересном положении своей невестки.

Все девять месяцев беременности ей запрещалось посещать отчий дом, а также общаться с бездетными женщинами. Иногда этот запрет продолжал действовать не только после рождения ребенка, но и до достижения им трехлетнего возраста.

Обратите внимание

Данная установка распространялась только на первенца. Случалось, правда, что, узнав об отсутствии в доме отца, недавно родившая невестка спешила навестить свою мать. А вообще, отец не должен был находиться в одном помещении со своей родившей ребенка дочерью.

Таким образом подчеркивалось, что дочь своим замужеством как бы «изменила» родительской семье – «мехк эр горцац». Молча порицалась и супружеская интимная жизнь молодой женщины, ведь половая связь считалась в народе греховным, предосудительным действом. Жители села Шинуайр, например, когда их спрашивали: «Чей это мальчик?», смущенно отвечали: «Стыдно сказать, но он мой сын».

Рожали женщины, стоя на коленях или сидя на стуле, частично расположившись на коленях у повитухи. Бабку старались приглашать опытную, славящуюся своей «легкой» рукой. Под роженицу стелили солому или траву, впрочем, это было принято и у других народов.

Так стремились оградить роженицу от злых духов, обитающих на поверхности земли. Повитуха помогала рожающей женщине: надавливала ей на поясницу, заставляла ее дуть в бутыль или немного пройтись, потрясая телом и слегка подпрыгивая.

Кроме того, она прикладывала к животу страждущей козлиную шерсть, которую прежде помещали в воду над огнем, не доведенную до кипения.

При осложнении родов женщина выпивала три глотка воды, налитой в подол мужской одежды. Оставшейся водой обрызгивали ее лицо. Этот обряд выполнял либо «кавор» (крестный отец) либо чабан, имеющий большой опыт помощи своим овцам во время их окота.

Кроме них, женщине в данной ситуации имел право помочь человек, перешедший вброд реку Аракс, либо тот, кому довелось высвободить лягушку из змеиной пасти. Если такой человек в данный момент находился вне деревни, тогда брали его ружье и принуждали мучающуюся в родах женщину пролезть между этим ружьем и его кожаным чехлом.

Практиковался еще один магический способ: на крыше дома нужно было разломать на части соху. Считалось, что отделение частей сохи друг от друга способствует отделению плода от материнского тела.

Важно

Какие бы средства помощи роженицам ни были избраны, все они были основаны на представлении местного населения, что свидетели родов – злые духи («кашкэрэ» или «халэрэ») – стараются всячески навредить женщине и помешать появлению на свет ее ребенка.

Именно с этим связан обычай очерчивания повитухой условной линии по воздуху или по полу вокруг трудно рожающей женщины, иногда с использованием веревки («сиджим» или «чэван»), которую раскладывали вокруг роженицы.

Считалось, что, стремясь добраться до рожающей женщины, злые духи обязательно в такой линии запутаются. Бытовало мнение, что «халэрэ» обитают в печени, «джигярав», матери и новорожденного, поэтому повитуха, очерчивая в воздухе защитную линию вокруг роженицы, трижды пересекала ею означенное пристанище злых духов, держа в руке хлеб или острый железный вертел.

Во время тяжелых родов мужчины-домочадцы прямо из дома через «ердик» (слуховое окно) палили из ружья в небо, поднимали шум, стараясь отогнать злых духов. С той же целью в дом заводили лошадь и заставляли ее поворачиваться вокруг своей оси, чтобы злые духи были растоптаны лошадиными копытами.

Кроме того, ходили на речку и несколько раз опускали в воду кинжал или разряжали в нее ружье, чтобы ранить, заколоть обитающих на дне реки злых духов. Полагая, что «халэрэ» строят коварный план лишить роженицу и ее дитя печени, через «ердик» наружу выбрасывали козлиную печень с тем, чтобы злые духи приняли ее за человеческую, и, прихватив с собой, убрались восвояси.

После родов «кашкэрэ» вновь не давали покоя новоиспеченной маме и ее близким. Повивальная бабка, если она вовремя не провела свой обряд с очерчиванием круга вокруг роженицы, спешила наверстать упущенное, очерчивая защитную линию вокруг кровати, на которой лежала уже родившая женщина.

Затем бабке надлежало трижды обойти свою подопечную с ружьем, саблей или каким-нибудь стальным предметом в руках. После создания такого условного тройного защитного кольца упомянутые предметы клались под подушку родившей или подвешивались над ее головой. Молодая мама не должна была оставаться в комнате одна или только с женщинами, рядом с ней требовалось присутствие какого-нибудь мужчины.

Обычай требовал, чтобы позднее, поднявшись на ноги, недавно родившая женщина и ее муж в течение 15 дней не касались земли босыми ногами. Уже можно догадаться, что причина – все в тех же «кашкэрэ» и «халэрэ», так и норовящих, как считалось, подняться по ногам молодой четы. Супруги перемещались по комнате с шампуром или кинжалом в руке, время от времени засаживая в пол их острый конец.

Если рождалась девочка, обрезанная бабкой пуповина ребенка припрятывалась в одном из углов дома, чтобы новорожденная стала хорошей хозяйкой. Когда же рождался мальчик, его пуповина выносилась в хлев («гом»), чтобы он стал хорошим скотоводом.

Приняв новорожденного, повитуха, держа его на руках, поднималась на крышу дома, и, кружась там вокруг своей оси вместе с ребенком, показывала его солнышку. Она словно представляла светилу нового, пришедшего в этот мир человека и просила для него здоровья, покровительства, удачи и счастья в его дальнейшей жизни.

Совет

Затем она спускалась с крыши и клала ребенка на лежащее на земле решето, чтобы защитить дитя от злых духов. Решето всегда находилось справа от матери, эта сторона считалась удачливой, доброй, защищенной ангелами.

Рождение ребенка было радостью всего рода, всей общины. Особенно ликовали, когда рождался мальчик. Поздравляя молодую мать с рождением девочки, желали ей в следующий раз произвести на свет мальчика.

А потом снова начинали хлопотать, чтобы родившийся малыш не подвергся воздействию «кашкэрэ». Помогал в этом целый ряд чудодейственных способов. В люльку малыша под подушку клали стальную острую вещицу – иглу, шило, кинжал, а также завернутую в хлеб соль.

Человек, навещающий роженицу и новорожденного через сорок дней после разрешения от бремени, войдя в дом, должен был опустить руки в горшок с солью, чтобы не занести в дом злых духов.

Соль вообще считалась универсальным очищающим средством, способным защитить молодую мать и ее малыша от всего, что может быть занесено в их жилище извне. В этом кроется смысл еще одной традиции. Когда повитуха принимала ребенка во время родов, она, обмыв малыша, сразу же обсыпала его солью.

По этой причине армян называли «солеными». Этот обычай, не замеченный у соседних народов, был хорошо известен у древних евреев.

Молодую мать и новорожденного малыша не могли навещать новобрачные и такие же, недавно родившие женщины, сами в течение сорока дней находившиеся под ограничительным запретом как подвергшиеся воздействию «кашкэрэ».

По той же причине во время первого посещения роженицы отцом малыша новорожденного выносили из дома. Так муж расплачивался за свой «греховный поступок», следствием которого стало рождение ребенка.

Обратите внимание

Младенца выносили из дома и в том случае, когда в дом приносилось мясо. Так как оно есть непосредственное следствие забоя скотины, опасность попадания в дом вместе с мясом духа смерти виделась сельчанам вполне реальной. По той же причине ребенка выносили из дома, когда мимо проходила похоронная процессия.

Малыша тотчас же брали на руки, желая удалить его от поверхности земли, где в это время, согласно верованиям, оживлялись злые духи. Выходя с ребенком на улицу, для защиты его от сглаза между его ножками вкладывали кусочек угля, обернутый лавашем, или дырявую косточку от крылышка курицы.

Если малыш бывал напуган, ему давали проглотить крошку черного обугленного края хлеба или сажу («мор») со стены дома («гарадама»).

Роженица не должна была лить воду на раскаленный камень, поскольку испарение воды, или, другими словами, «смерть» воды, могло стать заразительным и для новорожденного и уморить его.

Нельзя было купать дитя по средам, так как в этот день возможна его встреча с «кашкэрэ». Ночью, выводя ребенка из дома, в его ручку вкладывали кусочек угля, которого побаиваются особенно активные ночью злые духи.

Село Арцваник

Первым о рождении ребенка оповещают крестного отца семьи. Приготовив яичницу, плов и другие блюда, он посылает их в подарок родителям новорожденного. Те же, в свою очередь, приглашают всю семью крестного отца на обед.

Через восемь дней после рождения в церкви совершается обряд крещения, по окончании которого крестный отец принимает ребенка от купели, несет его на вытянутых руках домой и передает матери с пожеланиями ей и новорожденному счастья, долголетия и крепкого здоровья.

Мать ребенка в знак благодарности сначала целует руку крестному отцу, а затем в знак покорности – колено и кладет ребенка перед собой. Прочитав короткую молитву, священник сообщает имя ребенка. Наречение происходит по выбору родителей или по святцам. По случаю обряда крещения отец ребенка устраивает угощение.

Важно

Крестный отец, в зависимости от его возможностей, дарит новорожденному аршин ситца, атласа или какой-либо другой материи, из которой шьется ребенку рубашка, архалук и т.д. Родители ребенка дарят крестному отцу пару носков. За совершение обряда крещения священник получает от 20 копеек до 1 рубля.

Заботы по уходу за детьми и их воспитанию всецело лежат на матери. Отец в этом деле не принимает никакого участия. Уже с немного повзрослевшим ребенком он может поиграть, посадив его на колени.

При посторонних считается даже неприличным взять малыша на руки, впрочем, как и назвать свою жену по имени. С самого рождения до отнятия ребенка от груди его туго пеленают и качают в колыбели.

От груди отрывают в двух-трехлетнем возрасте, причем довольно резко, смазывая соски чем-то с резким вкусом и запахом. Этот момент дети иногда переносят тяжело. Купают детей редко, два-три раза в месяц.

Каждый крик ребенка мать списывает на его голод и дает ему грудь. Если малыш продолжает плакать – начинает сильно качать колыбель. До года ребенка одевают только в рубашку, а затем ему шьется весьма длинный архалук, мешающий ему свободно ползать и ходить. Всякого рода приспособления, помогающие ребенку начать ходить, местными жителями не употребляются.

Малыш учится этому самостоятельно. Матери не проявляют особого волнения, когда среди зимы их полуголый ребенок выбегает во двор и долгое время проводит, скажем, в какой-нибудь грязной луже.

В случае детских болезней лекарствами служат всего лишь следующие родительские выражения: «ничего, пусть привыкает» или «подрастет и забудет». При прорезывании зубов устраивается нечто вроде праздника.

Приглашенные близкие родственники сажают ребенка на пол, садятся вокруг него и, накрыв голову малыша скатертью, посыпают его вареной пшеницей («кчахаш»). Ребенок, подбирающий и кладущий зерна в рот, приводит присутствующих в восторг.

Совет

Как только ребенок начинает ходить более или менее самостоятельно, ему предоставляется полная свобода. Это не может не радовать его мать, тоже обретающую некоторую свободу в действиях, однако несчастные случаи среди детей в это время нередки.

С пятилетнего возраста ребенок постоянно находится вне дома, появляется там, только чтобы поесть, и снова бежит во двор для продолжения прерванной игры. С 6 – 7 лет его приучают к легкой работе: приглядывать за скотом, гонять его на водопой и пастьбу, помогать отцу во время жатвы, уборки и молотьбы хлеба и т. д. 12-летний мальчик – уже полноценный младший член семьи.

Воспитанию девочек внимания уделяется еще меньше. Говорят, что у нее «лоб крепок», это означает, что она более вынослива. С 7-летнего возраста девочки отделяются от мальчиков и под руководством матери, невестки дома или старшей сестры приучаются к вязанию носков, плетению веревок, тканью паласов и ковров. Кроме того, они выметают из дома сор, носят воду и собирают разные травы.

Нравственной стороне воспитания тоже уделяется ничтожное внимание. Детские прихоти, во избежание крика, исполняются немедленно. Отдельные поступки вознаграждаются лакомствами или порицаются пощечинами и подзатыльниками. Всякие детские потасовки родителями не возбраняются.

По этой причине дети становятся капризными, упрямыми, общительно-оживленными или, напротив, скрытными, робкими и нерешительными. Матерями поощряется неодобрительное отношение их детей к окружающей действительности.

Иногда они даже подсказывают им обидные слова, часто употребляемые в пылу ссоры или ругани, и ребенок может назвать, например, отца олухом, ослом, дураком и т.п. Такая форма общения родителями, скорее, приветствуется и вызывает удовлетворение. Разумеется, повзрослевшие дети об этой привычке не забывают.

Детям рассказываются сказки с множеством чудовищ, зверей и привидений, отчего они страшно боятся ночной темноты. Впрочем, в воспитании местных жителей есть и положительные стороны: подрастающее поколение не предается порочным увлечениям и проникнуто религиозным чувством, внушенным с первых лет жизни.

Публикацию подготовили Марина и Гамлет Мирзояны Овик Ваноян-Оганнисян

Источник: https://vstrokax.net/interesnoe/domashnee-vospitanie-detey/

Ссылка на основную публикацию