Как обучать ребёнка математике

Как научить ребёнка математике

Лучший ответ на вопрос, как научить ребёнка математике, опирается на тот же фундамент, что и любое обучение малышей. В детстве восприятие всех людей очень избирательно. Как и мы сами много лет назад, современные дети эффективно и быстро осваивают лишь то, что их сильно удивляет или активно увлекает необычной подачей.

Предлагаем вам две игры, которые легко сделать своими руками. Они позволят вам воочию убедиться насколько просты многие любопытные способы, как научить ребёнка математике.

Решаем примеры, подбирая пришепки

Для изготовления вам понадобятся:

  • Прищепки деревянные, бесцветные
  • Палочки для мороженного (или медицинские шпатели из ближайшей аптеки)
  • Ручка, или тонкий спиртовый маркер
  • Краски акриловые разных цветов

Как изготовить игру:

Если палочки не покрашены, или вы воспользовались шпателями, покрасьте их в яркие, но не агрессивные цвета.

Пишем на палочках по одному примеру на математические действия, пропуская одну из цифр. Например, примеры для сложения внутри первого десятка: 1+ ___ = 10; 2 + ___ = 10 и т.п.

Теперь берём прищепки и пишем на них цифры, пропущенные в примерах на палочках.

Собираем все элементы игры в 1-ой пластиковой коробке/тарелке/папочке. Прищепки последовательно выстраиваем на одной полоске картона. Палочки с примерами кладём рядом.

Обратите внимание

Ваш эксклюзивный и высоко функциональный математический поднос готов!Легче всего собрать всё по местам, когда недостающие цифры собраны в правильной последовательности. Сложнее – если они перепутаны. И ещё сложнее выполнять задание на время – постоянно сокращая отведённые минуты.

В процессе игры тренируется также и мелкая моторика вашего любимого ученика, причём в самом что ни на есть трудном испытании, которым является любая двуручная деятельность.

Карточки с подсказкой

Вам понадобятся ручка и бумага, например, разлинованная из тетради или офисная, средней плотности, формата А4. Последняя прослужит дольше. По желанию для крепости вы можете заламинировать полоски широким прозрачным скотчем.

Как сделать игру:

Разрезаем лист А4 на полосы шириной 3-4 см.

Пишем на полосах разнообразные задания на сложение.

Это могут быть примеры «5 + 4 = ___», или четыре точки = ____.

Ниже на фотографиях хорошо видны возможные варианты:

Главное условие единообразия игровых элементов — это расположить ответ на предпоследней четверти полоски. Такое расположение даст вам возможность согнуть полосу сразу после предпоследней четверти.

Тогда последняя четверть бумаги будет закрывать результат вычислений — до поры до времени.

Процесс игры потребует вашего присутствия.

Спрашивайте малыша ответ, после чего разрешайте открыть подсказку.

С этим же пособием можно тренировать дошкольника на терпение в процессе размышлений, чтобы он понимал важность собственного ответа прежде, чем заглянет под согнутый край.

Как вы успели заметить, оба игровых способа, как научить ребёнка математике, не трудоёмкие в изготовлении и вроде бы бесхитростные, однако они добавляют красок и необычности в будни и поэтому замечательно стимулируют маленьких учеников к освоению нового!

Источник: http://www.fun-edu.ru/navyki/kak-nauchit-rebyonka-matematike/

Как знакомить ребенка с математикой?

Заставить детей полюбить математику — непростая задача для всех родителей. Математический навык требует уйму умственной энергии и, зачастую, его развитие ассоциируется у детей с упорной работой над собой.

Многие родители внушают своим детям, что «математика — это сложно». Опираясь на свой собственный опыт, они приучают ребенка к усердному изучению формул, степеней и квадратных корней. В итоге, дети как губка впитывают это представление и на протяжении всей жизни относятся к математике, как к чудовищному монстру, с которым они вынуждены бороться в учебные годы.

Развитие математических навыков у ребенка

Зачем детям нужна математика?

Как ни крути, без знания математики, в современном мире никуда. Мы используем ее для подсчета собственных финансов и других повседневных расчетов.

Инженерия, высокие технологии, экономика и другие профессиональные области требуют хорошо развитого математического навыка. Даже те, кто посвятил свою жизнь гуманитарным областям, должны уметь анализировать.

Этот навык тоже прекрасно тренируется во время математической практики.

Раннее развитие своих математических способностей крайне положительно влияет на детский организм. Математика хорошо воздействует на мозг ребенка и учит его решать проблемы.

Важно

Примечательно, что мозг детей настроен на изучение продвинутых математических понятий.

В 2007 году американский журнал «Developmental Psychology» опубликовал исследование, которое выявило, что тренировка математических навыков в детском саду сильнее влияет на будущий успех ребенка в школе, чем чтение или развитие внимания.

Первые учителя детей, родители, играют важнейшую роль в формировании детского отношения к математике.

Родители, которые с детства вовлекают ребенка в «около математические» темы, создают в нем твердый фундамент, на котором будут строится дальнейшие успехи ребенка в этой области.

Те, кто одновременно с изучением слов уделяют особое внимание ребенка к цифрам и простейшим соотношениям между ними, уже к 4 года существенно улучшают математические способности малыша.

Так как дети прекрасно учатся в процессе игры, отличной идеей для родителей является знакомить их с математикой развлекательными способами.

Задача состоит в том, чтобы найти те самые игровые методы, которые наряду с удовольствием будут пробуждать в детях интерес и любовь к этому предмету.

Совет

 По мере взросления, они будут ассоциировать математику с удовольствием, родительской любовью и вниманием.

Таким образом, вместо того, чтобы бояться этого предмета, они будут с удовольствием изучать его в своей дальнейшей школьной жизни. Секрет успеха детей в математике заключается в том, чтобы превратить процесс ее раннего изучения в удовольствие. Ребенок не должен даже осознавать, что наряду с игрой он получает знания, которые очень помогут ему в будущем.

Совмещаем математику с удовольствием

Вот несколько рекомендаций для вас, дорогие родители:

Превратите математику в игру

Дайте ребенку понять, что это не работа, а развлечение, точно такое же, как компьютерные игры, спорт или настольные игры. Используйте видео игры, приложения и интернет ресурсы, которые тренируют математические навыки (вот один из таких вебсайтов, а вот несколько игр). Настольные и карточные математические игры тоже могут очень понравиться детям (монополия, шашки).

Превратите математику в игру

Включайте математику в любимые развлечения вашего ребенка

Разберитесь, что нравится вашим детям больше всего. Если им нравится готовить вместе с вами, вы можете попросить их заняться взвешиванием ингредиентов или делением их на равные доли. Скажите ребенку: «Мы должны добавить пять яиц, но мы уже добавили два.

Как считаешь, сколько еще осталось?». Совмещайте изучение математики с поездками. Если ребенок спрашивает «Мы уже приехали?», спросите в ответ «Пока нет, как считаешь, сколько нам осталось километров?».

Детям постарше задавайте более сложные вопросы — «Навигатор говорит, что мы приедем в 18-30, а сейчас 18-10. Сколько нам осталось ехать?» или «Мы проезжаем 60 км за час, нам осталось ехать еще 120 км. Через сколько часов мы приедем?».

Если ребенку нравится спорт, используйте цифры при обсуждении, скажем, футбольного матча (счет, количество ударов в створ ворот, процент владения мячом и т. п.)

Устанавливайте связь между математикой и реальной жизнью

Мы окружены различными математическими задачами (подсчет финансов, определение веса, времени и т. п.). Привлекайте к ним внимание ребенка.

Вместе с ним узнавайте и сравнивайте цены, рассчитывайте скидки, измеряйте расстояние до ближайшего почтового отделения, взвешивайте продукты питания и т. д. Перед тем, как расплатиться на кассе в овощном магазине, попросите ребенка посчитать стоимость самостоятельно.

Скажите, что если справится, хотя бы приблизительно, то сможет выбрать что-нибудь вкусное. Другой пример — попросите ребенка рассчитать стоимость игрушки с учетом скидки.

Подталкивайте ребенка к вычислениям в уме

Развивайте в нем «чувство цифр». На элементарном уровне знакомьте ребенка с простейшими математическими действиями и соотношениями. Расскажите ему, как цифры «общаются» между собой.

Дети с хорошо развитым чувством цифр склонны к решению проблем различными способами, они лучше идентифицируют свои ошибки и проявляют больший интерес к математике, потому что видят, что это не просто наука, состоящая из серии операций, которым нужно следовать.

Поощряйте математические успехи ребенка (правильное сложение, вычитание, безошибочный счет и т. п.). Подарок необязательно должен быть дорогим. Это может быть лишнее пирожное или еще один час просмотра телевизора.

Превратите математику в развлекательное соревнование

Вы можете играть в математические игры с группой детей одного возраста. Задавайте им интересные вопросы, косвенно связанные с решением той или иной математической проблемы. Награждайте тех, кто первым дает правильные ответы. Дайте повод «отстающим» нагнать лидеров. Это очень хорошо работает.

Читайте ребенку книги, содержащие математические темы: Волк и семеро козлят, Белоснежка и семь гномов и т. п. Используйте иллюстрации для развития счета.

Начинайте как можно раньше

Вы можете начинать знакомить ребенка с математикой уже когда он сделает свои первые шаги. Это самый хороший возраст, когда его мозг максимально пластичен и готов ко всему новому. Важно лишь помнить, что все, что вы делаете, должно быть ребенку в радость.

Начинайте как можно раньше

Ниже представлено несколько математических концепций, с которыми вы можете познакомить ребенка через игру:

  1. Шаблоны. Шаблоны имеют большое значение в математической науке, потому что способность открывать и распознавать их помогает нам понять, как работает наш мир в логической и предсказуемой форме. Песни, танцы, прикосновения до кончика носа и пальцев — все это знакомит ребенка с простейшими стандартами.
  2. Последовательность. Это организация и порядок различных событий, предметов и обстоятельств. Понимание последовательности помогает ребенку развить чувства логики, порядка и причины. Примером игры, которая знакомит ребенка с понятием последовательности, являются различные кубики-конструкторы, башни и пирамидки.
  3. Сортировка. Другая важная математическая концепция, которая знакомит ребенка с логическим упорядочиванием предметов. Другими словами, ребенок учится создавать наборы из предметов с одинаковыми признаками. Игрушки, которые помогут вам — различные блоки, наборы колец и фигурки другим геометрических форм.
  4. Пространственное отношение. Данная концепция помогает детям осознать свое физическое «Я» и понять, как их тело взаимодействует с окружающим миром. Это закладывает основы для развития более сложных навыков в будущем. Игрушечные тоннели и конструкции, на которые ребенок может вскарабкаться, прекрасно развивают его чувство пространства. Для более взрослых детей подойдут такие игры, как: кубик Рубик, различные пазлы и конструкторы.
  5. Сравнение. Ребенок идентифицирует характеристики различных объектов и идей, сравнивает их и выдвигает предположения о том, похожи они или нет. Используйте игры, которые подталкивают ребенка к сравнению размеров, веса, цветов и форм.

Друзья, на этом мы с вами прощаемся. Будем рады ответить на ваши комментарии! Если вам понравилась статья, поделитесь ею с друзьями.

(3 голоса, в среднем: 5 из 5)

Источник: http://kidar.ru/razvitie-detej/kak-znakomit-rebenka-s-matematikoj/

Как обучить ребенка математике? | Журнал Ксюня

Математика – наука не простая. Но все мы понимаем, что математика играет огромную роль в развитии ребенка. Эта наука учит нас не только считать, но и логически мыслить, анализировать, обобщать.

Начинать изучение математики можно уже с двух-трехлетнего возраста. Конечно, в таком возрасте, вы не заставите ребенка решать примеры, но с легкостью сможете познакомить его с основными понятиями математики.

Обратите внимание

Для этого не нужно выделять время на занятия, вы можете обучать ребенка каждую минуту общения с ним – пересчитывайте игрушки, сортируйте их по размеру, играйте кубиками.

Только не стоит увлекаться системами раннего развития, некоторые из них очень пагубно влияют на эмоциональное развитие детей.

Математика для школьников

Существует две основные проблемы с изучением математики в школе: отсутствие мотивации и гуманитарный склад ума. Еще одной серьезной проблемой может стать тот факт, что ребенок пропустил одну или несколько тем и теперь просто не понимает материал.

Читайте также:  Конспект прогулки по пдд для детей подготовительной группы

Начнем с мотивации. Заинтересовать ребенка математикой можно разными способами. Некоторые детки с удовольствием слушают о великих людях, которые добились такого статуса благодаря глубоким знаниям математики.

Другим нужны примеры из жизни, которые им близки – посчитать сдачу в магазине, просчитать, сколько нужно купить линолеума в его комнату или ткани на новую юбку. Иногда детки, желая стать музыкантом или архитектором, просто не осознают, как важна будет для них математика.

Задача родителей в такой ситуации разъяснить ребенку эти моменты.

Для ребенка с гуманитарными наклонностями изучение математики может стать настоящим наказанием. В младшем школьном возрасте таким деткам помогает понять задачу не запись условия, а рисунок. Таблицу умножения они хорошо запоминают, если найти специальную песенку. Для каждой новой темы понадобится отдельный подход.

Вы решили всерьез повысить успехи в математике вашего малыша? Начинайте с азов. Ребенок должен хорошо понимать значение всех определений и терминов. Не нужно их заучивать наизусть, главное – понимание. Просмотрите все пройденные темы, разберитесь в тех, которые вызывают у ребенка сомнения.

Очень важным аспектом для дальнейшего изучения математики является умение быстро решать простые примеры. Решайте несложные примеры, пока умение не дойдет до автоматизма. После этого можно добавлять примеры другого типа.

Не давайте ребенку слишком сложный материал: если он не сможет решить такой пример или задачу, у него появиться неуверенность в себе.

Важно

Если у вас никак не получается добиться позитивных результатов, обратитесь к профессионалу. Хороший репетитор сможет подобрать подход к вашему ребенку и результаты не заставят себя ждать.

Источник: https://hi-baby.ru/nashi-deti/vospitanie-rebenka/kak-obuchit-rebenka-matematike.html

Время изучать математику

Как научить ребенка считать? Интересный вопрос. Что считать, для чего? Понятное дело – чтобы ребенку в школе было проще с математикой.

Но разве счет в математике – цель, а не средство? Математика учит не счету, а мышлению: это логика, умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы. Принимать решения, в конце концов.

Значит, надо подойти к вопросу с другого конца: чему учить, с какого года и как?

Интуиции у детей навалом, мыслят образами, фантазии хоть отбавляй, предметы изучают на практике – потрогав, пощупав, повертев, попробовав на вкус, поломав: а что там внутри? Малыши вообще люди конкретные, все воспринимают буквально, для них цифры и числа – такая же абстракция, как для нормального плотника «Субъектно-объектные отношения в процессе эволюции бревна от чурки до табуретки».

Следовательно, учить считать с пеленок много и быстро – пустое занятие. Будет малыш бойко, скороговоркой перечислять цифры, а от простенькой логической задачки войдет в ступор. В итоге родителей ждут расстройство, нервы и комплекс неполноценности. Вместе с тем можно будет сказать «прощай» любви к математике.

Интерес к вычислению может быть только тогда, когда ребенок понимает количественные величины, обладает простейшими логическими и аналитическими навыками. Откуда у детей логика? От осознания себя, других людей, предметов во времени и пространстве.

Первые логические навыки

Отличие и сравнение величин:

  • больше – меньше;
  • длиннее – короче;
  • выше – ниже;
  • шире – уже;
  • тяжелее – легче.

Определение положений:

  • снизу – сверху;
  • слева – справа;
  • впереди – позади;
  • над – под;
  • внутри – снаружи;
  • посередине – с краю.

Понятия расстояний: далеко – близко. Различия простейших форм: круглый катится, не круглый не катится.

Распределение последовательности действий во времени:

  • до – после;
  • сначала – затем.

Первые 3 года жизни ребёнок учится сравнивать предметы, измерять длину, группировать по форме, цвету, объему (зеленые – налево, красные – направо, большие в коробку, маленькие в шкатулочку). Вот вам и аналитика. Попутно малыш осваивает простейшие множества: одна игрушка – много игрушек.

Волшебная единица и круглый ноль

В 4 года ребенок уже с удовольствием пересчитывает предметы. Сначала до трех, потом до пяти… Постепенно малыш привыкает к понятию количества, раскладывая предметы по кучкам, перекладывая из одной кучки в другую, измеряя, предположим, длину папиного шарфа пупсиком или машинкой.

В процессе подсчетов надо показать малышу, что любое множество состоит из одного. Если убрать один, будет меньше на один, а если добавить один, потом еще один? Как только он осознает, что пять – это пять раз по одному, можно показать ему подсчет в обратном порядке. В этом же возрасте малыш осваивает треугольник и четырехугольник.

В 5 лет ребёнок вовсю пересчитывает все подряд, единиц прибавляется больше и больше. Можно уже пробовать показывать цифры – на кубиках, лото, домино, в детских настольных играх.  Попутно тренировать память на цифры в образном представлении.

Совет

Лучше всего на фигурах – шариках, точках на кубике от игры.
Сначала малыш всякий раз будет пересчитывать точечки на игровом кубике, а потом научится без подсчета показывать сторону кубика с нужным количеством точек.

Как только счет дойдет до 9, нужно будет помочь осознать, что такое ноль.

Было в лотке восемь доминошек, высыпали – что осталось?

Пусто! Образ нолика дети запоминают быстро: круглый, катится, обруч, кольцо. А если худенькую единицу поставить рядом с пухлым ноликом, будет 10.

Десять — это сколько? А если 10 конфет разложить на два одинаковых кулька, сколько будет в каждом? Закрепляются понятия «поровну» и «пополам».

Детские сложности

Обучение ребенка всегда происходит циклично и сопровождается неожиданными большими скачками вперед. Шажок вперед, полшажка назад, затем вдруг три ступеньки вверх. Связанно это с психологией детского восприятия:

  • пять предметов, широко разбросанных по столу, – это больше, чем те же пять предметов, собранных в тесную группу;
  • расправленный ремешок ему кажется длиннее, чем тот же ремешок, сложенный пополам;
  • сидя в автобусе, ребенок думает, что это дорога едет мимо него.

Одни малыши привыкают быстро, другие путаются до 5 лет. Это нормально, пугаться не стоит, но возвращаться к усвоению новых понятий и их закреплению нужно будет снова и снова.

Шаг за шагом ребенок знакомится с порядковыми числами (первый, четвертый, десятый), познает простейшие математические вычисления, учиться решать более сложные логические задачи:

  • подарить – это отнять или прибавить?
  • чем отличаются две картинки?
  • мяч, скакалка, кегли, чашка – что лишнее?

Раз за разом язык математики вытесняет в сознании малыша бытовой:

  • убрать, отнять, спрятать – вычесть;
  • положить рядом, добавить – сложить;
  • разбить на группы – поделить.

В 6 лет ребенок готов к манипулированию десятками, к классификации геометрических фигур: круг, овал, равносторонний треугольник, квадрат, прямоугольник, многоугольник.
Можно давать ему выполнять более сложные последовательные вычисления, учить искать простые варианты, чтобы решить задачу быстро. Но вот как-то это не по-детски…

Давай играть?!

Обучение – профессия, удел воспитателей, педагогов. Призвание, если хотите. Забота родителей – помогать или хотя бы не мешать. Как помогать? Конечно, играя.

Игра – естественное состояние ребенка, в игре он познает мир, даже не догадываясь, что его чему-то учат. Причем учиться так намного интереснее, чем корпеть над книжками.

На самом деле, родители «учат» детей основам логики и счета, когда малышу еще нет года: ладушки, прибаутки, считалочки, пальчиковые игры. Продолжается родительское обучение на протяжении всех лет до школы.

Совместное рисование, лепка, чтение книг, их обсуждение. Настольные, развивающие, подвижные игры способствуют развитию речи, моторики, навыкам счета, логическому мышлению. Все процессы взаимосвязаны.

Чем гармоничнее их развитие, тем успешнее ребенок шагнет в математику.

Говорить о методике прививания вычислительных навыков, пожалуй, будет слишком самоуверенно: не каждый доктор наук может научить своего ребенка аналитике, не каждый музыкант берется преподавать своему малышу основы сольфеджио. Психология, видите ли.

Конечно, если мама не работает и готова изучить любую методику, с усердием применяет ее в домашнем обучении, честь ей и хвала! Важно грамотно эти занятия выстраивать: ребенок 3-4 лет не может удерживать внимание на одном предмете долго. 10 минут раза три в день – этого хватит с избытком.

А что делать работающим родителям? Не спать ночами, изучая методические пособия и готовя дидактические материалы?  Пожалуй, при таком режиме в скором времени придется самим решать задачу: сколько денег отложить на лечение, чтобы хватило на питание…

Веселая математика

Подсчитывать, сравнивать, анализировать можно что угодно и где угодно:

  • Забытая гитара пылится на стене? Прекрасно!
    Вот одна струна — «дзын-н-нь», а вот вторая — «дзын-н-нь», а вот третья — «дзын-н-нь». Сколько звуков? А струн? А вот четвертая: «дзынь-дзынь-дзынь». Сколько звуков? А сколько струн «продзынькало»?
  • Возня с тестом – какое удовольствие!
    Сначала нужно принести скалку, ту, что побольше, из второго ящика сверху в тумбочке за холодильником. Затем сосчитать, сколько шариков на доске, сколько колбасок под салфеткой. После решить: если три шарика убрать с доски – это отнять или прибавить?
  • Собираясь на прогулку, можно «нечаянно потерять» длинный шнурок от ботинка и подсунуть ребенку короткий. Пусть попыхтит немного. Потом вместе исследовать вопрос: почему ботинок не шнуруется? Сравнить длину, измерить обувной ложкой, посчитать, сколько каждый шнурок может захватить дырочек, сколько раз обвить ладошку, а сколько – пальчик.  Вот вам и комплексный подход: сравнение, измерение длин, счет плюс тренировка моторики.
  • На прогулке зацепок – сколько хочешь.
    Двор заставлен машинами? Приятного мало, но можно использовать: сколько машин слева от подъезда, какого цвета третий справа автомобиль во втором ряду?
    Считать деревья, сравнивать их толщину, сортировать опавшие листья по цвету, размеру, принадлежности к деревьям. Трава, щепки, снег, тучи на небе – пускайте все в дело.
  • Использовать детскую абсолютную веру в игру.
    Если сказать, что диван – это космический корабль, малыш сразу и безоговорочно в это поверит. А дальше – насколько хватит воображения. Ребенок увлеченно будет пересчитывать плафоны на люстре, принимая их за летающие тарелки, отважно сражаться с «чужими», отбивая их по одному.

Главное – играть с удовольствием, давать волю детскому воображению. Иногда надо позволить ребенку покомандовать, поиграть в «наоборот»: притвориться незнайкой, пусть он поучит старших. Удивляйтесь, задавайте уточняющие вопросы. Пользы будет вдвойне: в процессе объяснения ребенок глубже усваивает материал.

Время на игры найдется всегда. А как же иначе? И ничего не нужно форсировать: быстро не значит правильно. Только с таким обучением ребенок станет воспринимать математику как естественную, интересную, увлекательную часть жизни, а у родителей не будет болеть голова о том, как научить ребенка считать.

Отзывы и комментарии к статье

Источник: https://rebenkoved.ru/obuchenie-rebyonka/kak-nauchit/vremya-izuchat-matematiku.html

Как помочь ребенку понять математику?

Как помочь ребёнку с математикой, если сам в ней с трудом понимаешь? Вопрос непростой для многих родителей, ведь трудности с точной наукой возникают у большинства школьников. И если проблема не возникла во 2 классе, это не значит, что в 5 классе с математикой тоже всё будет хорошо.

Что мешает заинтересовать ребёнка математикой? То, что он не имеет к ней способности или же то, что родители не верят в своих малышей и лишают их возможности полюбить науку чисел и формул? Конечно, потерять веру в математический потенциал у школьника легко, когда он даже не справляется с простыми задачами по арифметике. Но безнадёжных ситуаций не бывает. Об этом говорят преподаватели школы ментальной арифметики. А они в этом деле имеют большой опыт. Важно не упустить время и выбрать хорошую методику обучения.

Причины проблем с математикой

Списать проблему легче всего на наследственность. С таким «диагнозом» даже не стоит пытаться развивать математический дар. Но в реальности математика не доступна только тем, детям, которые имеют серьёзные врождённые дефекты развития. А в остальных случаях следует искать причину в методах обучения и психических блоках.

Читайте также:  Театральное представление на тему: зож в младшей группе. сценарий

Интерес к математике пропадает по нескольким причинам:

  1. Ребёнку трудно. Это недостаток развития нужных способностей – логики, рационального мышления.
  2. Не интересно. Детям нравится исследовать, решать новые задачи. Поэтому, если математика не привлекла внимание школьника, значит, учителю не удалось заинтересовать его.
  3. Нет уверенности. Дети могут испытывать неосознанный страх перед точной наукой. Всему виной её кажущаяся сухость и строгость, выраженная в терминах: «доказательство», « требуется» и др.
  4. Не понятно, зачем она нужна. Пока малыш не увидит возможности использования своих математических знаний, не почувствует важность и нужность науки чисел, он не сможет серьёзно ею увлечься.

Что поразительно, препятствия для изучения математики зачастую создают взрослые. Вместо того чтобы искать возможности, как помочь ребёнку освоить математику, они внушают, что это сложная наука и малыш не имеет к ней способностей.

Как заинтересовать детей в изучении математики?

Если цель – помочь школьнику с математикой, нужно следовать двум правилам:

  • мотивировать ребёнка;
  • развивать его природные способности.

Только так можно привить любовь к математике.

В развитии математических задатков не обязательно «изобретать велосипед». Психологи давно уже определили лучший способ обучения дошкольников и младших школьников любым наукам. Это общение и игры.

В игровой деятельности есть масса возможностей для развития у ребёнка логических, аналитических навыков, рационального мышления.

Это сравнение предметов, решение головоломок, поиск выхода из лабиринта, знакомство с фигурами на примере реальных вещей.

Обратите внимание

Суть мотивации, развития интереса к математике в том, чтобы объяснять, какую роль играет точная наука в нашей жизни в реальных ситуациях, в простых жизненных примерах.

Главное правило в обучении – говорить ребёнку правильные вещи. Дети не знают, что на самом деле способны выучить любую науку, освоить любое дело. Они привыкли верить взрослым, поэтому даже не поддают сомнению слова родителей.

Скажете, что математика очень трудная, они станут её бояться, скажете, что ребёнок не сможет её понять, он даже не попытается.

Поэтому в математике, как и в любой другой науке, важно дать почувствовать свою силу, показать, что даже самые сложные задачи имеют решение и позволить одержать свою первую победу.

Как помочь ребёнку понять математику?

Для знания самой точной и логичной науки нужны способности. Путь к пониманию математики начинается с их развития. Психологи, педагоги предлагают родителям готовый алгоритм математического воспитания:

  1. Учить ребёнка искать, решать, мыслить, не заостряя внимание на оценках.
  2. Разбирать, объяснять тему, пока школьник не поймёт. Каждая новая тема является логичным продолжением предыдущей, поэтому зубрёжка в математике только во вред.
  3. Приучать к работе на результат. Для этого ребёнку нужна усидчивость, способность планировать, ставить цели, выбирать оптимальные решения.
  4. Записаться на профильные или комплексные развивающие курсы для детей, например, в школу устного счёта Соробан.
  5. Хвалить, поддерживать, подбадривать и мотивировать.
  6. Помогать только в случае, когда ребёнок сам просит о помощи. Не путать помощь с решением задачи вместо школьника. Приучать к самостоятельности.

Уроки в центре ментальной арифметики

Методик математического воспитания много. Почему именно японская методика скоростного счёта стала приоритетным выбором многих родителей? Потому, что она использует нестандартный подход к обучению и даёт самые высокие результаты.

Преимущества занятий по математике в центре устного счёта:

  • Нет потребности в заучивании таблицы умножения (вместо неё дети изучают счёт на счётах соробан).
  • На уроках ментального счёта дети не обязаны целый час неподвижно сидеть, слушать учителя и выполнять его команды. В Соробан дети вовлечены в процесс обучения. Они тренируют свои навыки, соревнуются, решают задачи на скорость и практикуются в командной работе.
  • Домашнее задание по ментальному счёту – это игра на компьютере, где ребёнок получает награду в виде победного танца Деда Соробана, если правильно решит все примеры.

То есть метод ментальной арифметики комфортный для детей. А ещё полезный.  Он устраняет основную причину проблем с математикой – отсутствие нужных мыслительных способностей. Скоростной счёт тренирует полушария и провоцирует создание недостающих синапсов между мыслительными центрами. В результате мозг более эффективно обрабатывает и усваивает информацию.

Самая большая польза ментальной арифметики в том, что она учит понимать и любить математику, так как одно без другого невозможно.

Читать ещё:

Как воспитать в ребенке любовь к учебе

Советы родителям: как помочь ребенку с учебой

Плохая успеваемость в школе: как родители могут помочь?

Видео про Ментальную арифметику в Соробан

Соробан — это школа будущего

Удовольствие от результата — главный мотиватор в обучении 

«Невозможно» — сказали бы вы!
Но это правда, Юля считает в уме, играя на домре

Источник: https://soroban.ru/blog/kak-pomoch-rebenku-ponyat-matematiku/

Как правильно учить маленьких детей математике. И надо ли

Есть вещи, которые ребёнку по возрасту, а есть — которые нет. Часто родители не до конца понимают, когда и чем уже пора заниматься с детьми. И когда ребёнку в год-полтора-два говорят: «Давай, малыш, мы выучим буквы и цифры» — это не по возрасту. А что — по возрасту? Как заниматься математикой с самыми маленькими?

Всё про ЕГЭ. Рассылка

Для тех, кто готовится к главному школьному экзамену

1. Играть. Много

Игра — естественное для маленьких детей состояние и основная их деятельность, в том числе познавательная. В игре лучше всего усваивается информация и осваиваются навыки. Хотите, чтобы ребёнок что-то понял –поиграйте с ним в это. Язык игры — самый понятный язык для детей.

2. Переводите всё на язык тела

Всё, чем мы с ребёнком занимаемся, должно быть пропущено через его тело. Через игру и через тело.

На наших занятиях с малышами мы всё переводим в какие-нибудь понятные ребёнку движения. Помаши одной рукой, помаши двумя руками. Встань на одну ногу, похлопай одну коленку, спрячь одну коленку, спрячь две коленки. Спрячь одно ухо. Сколько я пальцев подняла — столько раз стукни. Сколько раз я скажу мяу, столько раз подпрыгни. Сколько раз я хлопнула, столько шагов пройди.

Мы переводим одно движение в другое, а потом уже начинаем переводить их в количество. Мы говорим с ребёнком на языке тела ребёнка — понятном ему языке.

3. Никаких абстракций

Когда говорят «мой ребёнок умеет считать до 20», «мой ребёнок умеет считать до 100», чаще всего имеют в виду, что ребёнок умеет произнести скороговорку или стихотворение «один-два-три-четыре-пять-…» и так далее. Но это еще не счёт.

Как надо. Нарисуйте какую-нибудь линию и скажите: «вот тут у меня 1, вот тут — 10, вот тут — 20, покажи, где 15». И когда он досчитает, тогда он будет знать, где 15. А пока он по порядку все ступенечки не пройдет, он не знает.

Что мы делаем, когда занимаемся с дошкольниками в наших математических кружках?

  • Во-первых, мы советуем родителям не торопиться со счётом.
  • Во-вторых, мы по максимуму используем различные счётные материалы. Всё, что мы считаем, мы должны считать на каких-нибудь предметах.

Пример.

Для четырёхлеток, например, игры со счётными бусами — это как волшебство или фокус в цирке. Вы можете любые бусины надеть на шнурок –пять одного цвета, пять другого. Этого вполне достаточно для маленького ребёнка. И дальше зажимаете несколько бусин посередине в кулак: «Сколько бусин я сейчас спрятала? Какого цвета?». А потом ребёнок говорит: «а давай я тебе загадаю, а ты отгадаешь».

Он мне загадывает, а я смотрю и говорю — ага, ты спрятал одну синюю и две красные.

Ребёнок разжимает ладошку — и правда, одна синяя и одна красная!

Мы используем всё: счётные палочки, счётные кубики и просто кубики, нумикон и его российский аналог, который называется «Алиса», считаем на пальцах (мы обязательно считаем на пальцах!)… Когда дети все эти 1-2-3-4-5 потрогают своими пальчиками, переложат из руки в руку или из кучки в кучку, — они их начнут понимать.

4. Выбирать, сравнивать, делать так же…

По сути, это логические задания. Выявление сходств, различий, закономерностей. И с ними дети справляются, и делают их с увлечением и очень старательно.

Совсем маленьких (2-3 года) мы просим разложить кубики: красные на красную тарелку, синие — на синюю. Бывает, дети ещё не знают, каким словом какой цвет называется, а с заданием справляются.

Справились все, можно двигаться дальше. Вот я сложу их трёх кубиков башенку, ты сложи такую же. Многие дети говорят: «Нет, это я сложу, а ты повтори». Тоже хорошо. В таком варианте можно сделать небольшую ошибку и спросить ребёнка: «Я точно сделала, как у тебя? А посмотри внимательно? А может, этот кубик надо на краешек подвинуть? Или треугольный кубик другой стороной повернуть?»

5. Говорить

А какую ещё башенку можно сложить из этих же трёх кубиков? Да, треугольный кубик сбоку, не только сверху. А теперь — ещё одну, похожую на первую, но у неё кубик с краю. И мы всё, что делаем, озвучиваем. Потому что без речи мы никуда не сдвинемся. На, сверху, под, посередине, с краю… Это важно, это пространственное мышление.

С детьми от четырёх лет можно строить по схемам, от пяти лет –зарисовывать по клеточкам то, что построили.

Занятия с малышами (2-4 года) должны быть игровыми! Всё, что ребёнок узнает, он должен обыграть, а также прочувствовать своим телом и потрогать своими руками. Время абстрактных понятий придёт позже. Сейчас ребёнок должен играть, двигаться, разговаривать и трогать!

Источник: https://mel.fm/blog/zhenya-kats/56043-kak-pravilno-uchit-malenkikh-detey-matematike-i-nado-li

Математика и школа: чему и как обучать ребенка

(Нет оценок)

Administrator     08.04.2016     Comment Closed     Обучение ребенка

Дети приходят в школу с определенной целью – учиться. Для того, что бы старт ребенка был удачным, его нужно подготовить. В том числе, и по математике. Как научить ребенка быстро считать в уме? И что еще ему необходимо знать?

Навыки, необходимые для обучения счету в школе

Набор знаний, необходимый для начала занятий в 1 классе прост и доступен для каждой семьи, это такие знания, как:

  • счет от 1 до 10 и от 10 до 1;
  • знание цифр, умение построить правильный цифровой ряд, а также отличать цифры по отдельности;
  • умение составлять числа от 1 до 10;
  • знание чисел-соседей;
  • умение разделить целое на равные части;
  • понимание различных характеристик для сравнения предметов;
  • умение сравнивать предметы.

Как научить первоклассника быстро считать – вопрос вовсе не риторический. Основное понятие, с которым работают в математике – число и цифра.

Поскольку число нематериально, дети испытывают некоторые трудности с пониманием сути данного определения. Поэтому, изучение математики возможно только лишь в связке с реальными предметами, которые можно увидеть и взять в руки.

Задача педагога и родителей – конкретизировать число, привязать его к определенному количеству.

Игры по обучению математике для домашних занятий

Кроме того, существуют прекрасные обучающе-развивающие игры, которые работают и работают отлично:

  • домино (в том числе и детское);
  • детские карты;
  • лото разных видов;
  • игры-бродилки (в том числе и напольные);
  • сюжетные игры (магазин с настоящими монетами);
  • танграмы и другие головоломки;
  • пятнышки;
  • абак;
  • счеты;
  • игры-головоломки со спичками и другие.

Помимо обучающих моментов, игры математического содержания мотивируют малыша. Ребенку становится интересно, он увлечен, а это – прямой путь к качественному изучению важнейшего из школьных предметов.

При желании, родители могут заниматься математикой непрерывно – на улице, дома, во время игры… Обучение ребенка счету следует оценивать, как базу для формирования математических ЗУН – знаний, умений и навыков.

Родители почти не пользуются такими приемами развития математических навыков, как считалки, хитрые задачки, задачи в стихах. Все это – эффективные способы подстегнуть малыша к освоению новых вершин.

Что, например, может дать дошкольнику такая шуточная формулировка: что тяжелее: килограмм ваты или килограмм железа? Тем не менее, задачка не так проста. Понимая, что в условии спрятана какая-то хитрость, малыш сосредотачивается, становился внимательным, усиленно думает.

Даже если ему не удается догадаться, в чем соль ответа, он потренирует мозг и заинтересуется. Считалки активизируют механическую память – ребенок запоминает счет запросто. Задачи в стихах, даже в два действия, может решить даже дошкольник – потому, что ему интересно.

Пособия по математике для развития интеллекта

Существуют и специальные разработки специалистов-практиков для учеников-первоклашек. Это такие замечательные пособия, как:

  • Нестандартные задачи по математике для 1 класса;
  • Устные упражнения по математике для 1 класса;
  • Логические задачи по математике для 1 класса;
  • Задания по математике для 1 класса.

Некоторые из них рассчитаны на возраст 6-7 лет, а отдельные задания подходят и для дошкольников. Отдельные учебники, а именно пособия Узоровой, написаны специально для того, чтобы решить проблему, как научить первоклассника считать в уме.

Читайте также:  Игры для обучения чтению детей 5-6 лет

Комплексный подход к числу и систематичность занятий решает большинство учебных задач. Главное, на что следует обратить внимание, – создание некоего мыслительного алгоритма, некоего образа действий, в который лягут основные азы математики.

Случайные записи

Источник: http://www.vse-dlya-detey.ru/obuchenie-rebenka/1201-matematika-i-shkola-chemu-i-kak-obuchat-rebenka.html

Эта японская методика научит любого ребенка быстро считать в уме

Педагог, руководитель Центра развития интеллекта «Пифагорка» в Москве Елена Клещёва рассказала «Летидору», что такое ментальная арифметика и почему она нужна каждому человеку.

На занятиях дети учатся быстрому счету с помощью специальной счетной доски (абакус, соробан). Педагоги объясняют, как правильно перебирать костяшки на спицах, чтобы малыши могли почти мгновенно получить ответ на сложный пример. Постепенно привязка к счетам ослабевает и дети представляют те действия, что совершали со счетами, в уме.

Программа рассчитана на 2-2,5 года. Сначала ребята осваивают сложение и вычитание, затем — умножение и деление. Навык приобретается и развивается за счет многократного повторения одних и тех же действий. Методика подходит практически всем детям, принцип обучения — от простого к сложному.

Занятия проходят один-два раза в неделю и длятся один-два часа.

Древние счеты абакус, на которых считают дети, известны уже более 2,5 тысяч лет. Дети учатся считать на специальных счетах. Известно, что их использовали еще в Древнем Риме. В современном мире счет на абакусе распространен в Японии, Китае, Индии, Малайзии, а также других странах.

Важно

Вот уже более 50 лет ментальная арифметика входит в систему государственного образования в Японии. Интересно, что после окончания школы люди продолжают совершенствовать свои навыки в устном счете.

В Стране восходящего солнца ментальную арифметику считают чем-то вроде спорта. По ней даже проводят соревнования. В России теперь тоже ежегодно проводятся международные турниры по Ментальной арифметике.

Когда дети считают, они задействуют сразу оба полушария мозга. Ментальная арифметика развивает фотографическую и механическую память, воображение, наблюдательность, улучшает концентрацию внимания.

Повышается общий уровень интеллекта. Это значит, что ребятам легче усваивать большие объемы информации в сжатые сроки. Сразу видны успехи в иностранных языках. На заучивание стихов и прозы теперь не надо тратить весь день.

У школьников более медлительных ускоряется быстрота реакции.

Они начинают не просто молниеносно считать, но быстрее думать и принимать решения, не связанные с арифметикой.

Бывают и неожиданные результаты. Как-то в центр пришел мальчик, который занимался теннисом. Мама рассказала, что у ее сына проблемы с координацией движений. Неожиданно их удалось решить именно за счет интенсивов по ментальной арифметике.

Развивать мозг с помощью ментальной арифметики можно в любом возрасте, но наилучших результатов можно добиться до 12–14 лет. Детский мозг очень пластичен, подвижен. В юном возрасте в нем наиболее активно формируются нейронные связи, поэтому наша программа дается легче ребятам до 14 лет.

Чем старше человек, тем сложнее ему абстрагироваться от своего опыта и знаний и просто доверять абакусу. Я осваивала эту методику в 45 лет и постоянно сомневалась, правильно ли у меня получается, нет ли ошибки. Это очень мешает обучению.

Но чем труднее человеку осваивать этот счет, тем больше от него пользы.

Человек как бы преодолевает себя, с каждым разом у него получается все лучше и лучше.

Занятия не проходят даром, мозг взрослого человека также активно развивается.

Совет

Только не стоит ожидать от взрослого таких же результатов, как от ребенка. Мы можем научиться методике, но посчитать так же быстро, как это делает второклассник, уже не получится. Как показывает опыт, оптимальный возраст, с которого лучше начинать занятия — 6 и 7 лет.

Обязательное условие занятий — ежедневные тренировки на абакусе. Всего 10-15 минут. Детям необходимо отрабатывать формулу, которую им дал на уроке преподаватель, и доводить свои действия до автоматизма. Только в этом случае ребенок научится считать быстро. Здесь важна организационная роль родителей, которым нужно следить за регулярными тренировками.

Дети не устают на занятиях за счет постоянной смены видов деятельности

Ментальная арифметика в домашних условиях не просто возможна, но даже необходима. Основной вид деятельности на ментальной арифметике — счет на абакусе.

Дети считают разными способами: на слух, в рабочих тетрадях, у школьной доски на демонстрационном абакусе, используя электронный тренажер «Веселый соробан», на ментальной карте (это графическое изображение абакуса, с помощью которого дети представляют, как передвигают косточки на счетах).

Помимо счета есть и другие упражнения на развитие памяти, внимания и мышления — задания с таблицей Шульте (таблицы со случайно расположенными объектами, на которых ребенок ищет предметы в определенном порядке; используют для улучшения периферического зрения), головоломки, лабиринты, рисование двумя руками, нахождение отличий и прочие.

Эти дополнительные задания дети воспринимают как отдых. Кричат «ура» и с радостью проходят лабиринты разной сложности. Также на занятиях ребята учатся скорописи, чтобы рука успевала записывать ответы так же быстро, как их выдает мозг.

Фотографии предоставлены Еленой Клещёвой.

Источник: https://letidor.ru/obrazovanie/vot-tak-yaponskih-detey-uchat-bystro-schitat-v-ume.htm

Как научить ребенка математике

Множество умений, необходимых каждому уважающему себя человеку, нужно развивать в детстве. Одно из самых главных среди них — умение считать. На первый взгляд, нам может показаться, что сегодня это умение уже не требуется даже взрослым.

Ведь сейчас на каждом компьютере, мобильном телефоне и любом другом цифровом устройстве есть калькулятор, с помощью которого можно решить любой пример. Но гораздо лучше, если человек может сделать это самостоятельно.

Обратите внимание

Впрочем, обучать ребят счету нужно не только для того, чтобы они умели складывать или умножать какие-либо числа.

Помимо этого, развитие математических способностей благоприятно сказывается на формировании детского мышления, улучшает память и аналитические способности. Об этом обязательно нужно знать родителям каждого дошкольника.

Как научить ребенка цифрам

В возрасте двух лет многие современные дети осваивают порядковый счет. Они способны, указывая пальцем на какие-либо предметы, подсчитать: один, два, три, четыре. Но считают дети в столь юном возрасте неосознанно.

Лишь по достижении трех с половиной — четырех лет ребенок будет готов к осмысленному обучению математике. В этот период дети должны выучить цифры, а также решать простые примеры с числами от одного до пяти.

А чуть позже ребенок способен складывать и вычитать до десяти.

Научить математике можно любого ребенка. Но если вы хотите сделать это обучение по-настоящему эффективным, его обязательно нужно грамотно строить. Дети-дошкольники не способны еще долго концентрировать свое внимание на одном деле в течение продолжительного времени.

Так что каждое занятие по математике не должно длиться более пяти-десяти минут. В день можно проводить несколько таких уроков общей продолжительностью 30 минут. Очень важно делать занятия максимально интересными для малыша, проводя занятия в игровой форме.

Чем веселее уроки, тем быстрее ребенок их усвоит.

Еще до того, как ваш дошкольник будет способен к осмысленному счету, его надо к этому готовить. Первым делом следует научить его сравнивать разные характеристики различных объектов.

Дошкольник должен осмыслить понятия «больше», «меньше», «длиннее», «короче» и так далее. Он без труда сделает это, если вы будете обращать на это его внимание в бытовых и игровых ситуациях.

Здесь вам помогут фразы такого рода: «в ведре больше яблок, чем на блюде», «у тебя в кармане меньше конфет, чем у меня» и т.д.

Важно

Постоянно употребляйте в своей речи числа и иные элементарные математические понятия, чтобы они стали привычными для ребенка:

— В домике живут три зайчонка.

— У Вани пять конфет, а у Саши – только одна.

— Наш автобус приедет через пять минут.

Огромную роль в обучении малыша математике играет развитие у него пространственного воображения. Он должен осмыслить понятия: «сверху», «снизу», «дальше», «ближе», «над», «под», «снаружи», «внутри» и т.д. Эти нехитрые методы обучения элементам математики — основа всей дальнейшей учебы.

Прививать дошкольнику это умение нужно с помощью различных игр. Очень нравится ребятам, к примеру, такая игра, в ходе которой они должны найти какой-либо заранее спрятанный предмет, руководствуясь подсказками взрослого. Они могут звучать так: «Давай найдем зайчика. Встань рядом со столом.

Сделай один шаг вперед, а теперь – два прыжка направо. Опустись вниз и проползи под стулом. Встань между шкафом и кроватью. Посмотри наверх. Там на тумбочке стоит ящик. Что внутри? Зайчик! Молодец, нашел игрушку».

В этой игре можно меняться ролями, чтобы она была более полезной и интересной для малыша.

Для развития пространственного воображения можно вместе с ребенком нарисовать план детской комнаты, спортивной площадки во дворе, дорогу от своего дома до какого-то знакомого объекта и т.д.

Ребенку будет интереснее сделать это не просто так, для себя, а для кого-то.

Предложите ему: «Нарисуй для бабушки дорогу от дома до детского садика», «Давай нарисуем дорогу от трамвайной остановки до нашего дома для тети Кати, чтобы она не заблудилась, когда поедет к нам в гости».

Как научить детей решать элементарные математические примеры

Подготовленного с помощью приведенных выше рекомендаций дошкольника можно обучать азам математики. И первый вопрос, который встает перед родителями — как научить ребенка числам. Малышу уже знакомы на слух цифры от одного до пяти или более. Теперь надо обучить его осмысленному оперированию ими.

Делать это надо на наглядном примере. Малыши очень любят яркие предметы и легко концентрируют на них свое внимание. Для занятий по математике вы можете брать разноцветные шарики, пуговки, игрушки, специальное детское домино и т.д. С их помощью нужно будет объяснять дошкольнику решение простейших примеров.

Возьмите две машинки и попросите ребенка подсчитать их. Затем добавьте еще одну и спросите: сколько получилось? Сначала следует прибавлять и отнимать только по одному предмету. А уже после того, как дошкольник в совершенстве овладеет сложением и вычитанием единицы, можно переходить к числам два, три и далее.

Совет

Очень скоро ваш ребенок сможет легко оперировать в пределах от одного до пяти, позже – до десяти.

Практические рекомендации, о том, как научить ребенка учиться.

Случается, что малыш никак не может решить совсем простой, на взгляд его мамы и папы, пример. Не стоит его за это наказывать и ругать.

Просто нужно вернуться немного назад в своей программе и постепенно дойти до решения не удавшегося с первого раза примера.

Вообще, при обучении ребенка математике надо регулярно возвращаться к уже пройденному ранее материалу, чтобы с уверенностью закрепить его.

Как научить ребенка решать задачи

Иногда дети, в совершенстве освоившие решение примеров, сталкиваются с трудностями при переходе к математическим задачам. Иногда это случается из-за того, что в учебнике используется сложная для детского восприятия терминология. Объясните задачу на понятном для ребенка языке, и тогда ее решение не составит труда.

Как и при обучении дошкольника цифрам и числам, при решении его первых задач полезно обращаться за помощью к наглядным примерам. Это пригодится не только малышам, но и детям школьного возраста, которым нужно будет решать задачи более высокого уровня сложности — на скорость, объем и т.д.

Помните, главное условие в процессе обучения математике — научить ребенка понимать суть того, что требуется и составлять логический алгоритм решения (пошаговые действия) для достижения конечной цели.

Источник: http://ladushki.info/kak-nauchit-matematike.htm

Ссылка на основную публикацию