Классный час в 1 классе по теме «чудо земли – хлеб»

Внеклассное мероприятие по окружающему миру для 1 класса на тему: «Чудо земли — хлеб»

МБОУ «СОШ п. Новопушкинское»Энгельсского района Саратовской области.

Внеклассное мероприятие по окружающему миру для 1 класса на тему:

«Чудо земли — хлеб»

Подготовила и провела:

учитель начальных классов

Шарипжанова З.К.

Цель:

Формирование у детей гражданской позиции, бережного отношения к продукту жизнедеятельности, к культуре.

Задачи:

Дать представление о хлебе, как продукте труда многих людей;формировать реалистические представления о природе:развивать память, внимание, образное и логическое мышление;активизировать словарный запас детей;развивать эмоциональную сферу ребенка;поддерживать естественный интерес и любознательность детей;расширять кругозор детей. воспитание патриотизма и национального самосознания детей;воспитание бережного отношения к хлебу, уважения к людям с/х труда;

Оборудование:

мультимедийный проектор. Презентация «Откуда хлеб пришел»;

Ход мероприятия

Учитель. Тему нашего мероприятия вы узнаете, если внимательно прочтете слова (на экране открывается слайд)

ХАЛВА ЛЕПЕШКА ЕДА БУЛКА

— Запишите первую букву каждого слова. Какое слово получилось? (ХЛЕБ)

Обратите внимание

Мы каждый день едим хлеб, но никому и в голову не приходит мысль о том, что это одно из величайших чудес на свете. И дается он человеку путем больших усилий.

Сегодня мы с вами поговорим, как выращивали хлеб в давние-давние времена, когда еще не было никаких машин.

По серии картин «Как наши предки выращивали хлеб» педагог обращает внимание детей на путь, который хлеб проходит, прежде чем попасть к нам на стол. (Дети называют этапы выращивания и приготовления хлеба: вспахивание поля, высевание зерен, выращивание пшеницы, сбор урожая, молотьба, выпекание хлеба из муки. На экране появляются слайды с изображением названных этапов.)

Учитель. К севу готовились заранее. Мылись в бане, надевали чистую рубаху и выходили в поле. Один мужик ведет лошадь, она тянет плуг, который рыхлит почву. А за ним идет сеятель, который через каждые 2 шага разбрасывает пригорошню зерна веером, слева направо.

Издавна кормит людей матушка-земля. Но кто первым догадался сеять зерно? Об этом история умалчивает, но есть предположение о том, как это случилось.

Во времена, когда люди еще не умели пахать и сеять, они брали только то, что земля сама для них припасла: ягоды, орехи, грибы, сочные стебельки, съедобные корешки. Случалось и так, что вместе с грибами, корешками человек случайно приносил спрятавшиеся в корзинке зернышки.

Упадут они на землю возле дома — на этом месте вырастет несколько колосков. Попробовал человек зернышки, они оказались вкусными, а позже он научился и кашу из них готовить.

Тогда люди поняли, что можно не случайно, а специально приносить с собой с поля зерна и сеять их возле жилья. Вот и появились первые колоски. Сначала ячменя, потом пшеницы, ржи.(Слайд)

Загадки.

Вырос в поле колоском,

На столе лежит куском.(Хлеб.)

Железный нос в землю врос,

Режет, копает, зеркалом сверкает.(Плуг.)

Весной-травкой шелковистой,

Летом-нивой золотистой,

К столу, булочкой душистой.(Пшеница.)

Ты не клюй меня, дружок,

Голосистый петушок.

В землю теплую уйду,

К солнцу колоском взойду.

В нем тогда таких, как я,

Будет целая семья.(Зерно.)

Он на солнышке стоит и усами шевелит,

Разомнешь его в ладони золотым зерном набит.(Колос.)

Знакомство с профессиями

Важно

Учитель. А сейчас мы поиграем и узнаем, что хлебу на стол прийти помогают. Посмотрите, на экране названия различных профессий. Выберите, пожалуйста, те профессии, которые на ваш взгляд имеют отношение к хлебу. Объясните свой выбор.

(На экране – слайды с названиями различных профессий: артист, пианист, шофер, тракторист, повар, пекарь, учитель, комбайнер, механизатор, портной, мельник, кондитер.)

Учитель. У русского народа много пословиц про хлеб, давайте вспомним их.

Задание. Собрать пословицы о хлебе. (Каждой паре учеников учитель раздает карточки слов из которых нужно собрать пословицу.)

Нет хлеба – нет обеда.

Не шуба греет, а хлеб.

Без соли невкусно, а без хлеба несытно.

Много снегу — много хлеба.

Хлеб всему голова.

Хлебушко — пирогу дедушка.

Покуда хлеб есть да вода, все не беда.

Без печки холодно — без хлеба голодно.

Физминутка «Мы маленькие зерна»

Мы маленькие зерна ( присесть)

Сидим пока в земле (коснуться руками пола)

Вот солнце пригревает (встаем)

И мы растем в тепле (тянемся на носочках)

Боимся непогоды (наклоны)

Грозы, дождя и вьюг (рывки руками)

Из зерен вырастают (прыжки)

Колосья там и тут.

Учитель.

Много труда надо приложить людям, чтобы в каждом доме был хлеб. К выпечке хлеба относились очень серьезно. Перед тем, как замешивать хозяйка произносила молитву. Когда хлеб выпекали в печи, полагалось вести себя тихо и смирно.

Не разрешалось в это время делать уборку или уходить из дома. Люди считали, что хлеб оберегает от всяких бед и несчастий. Поэтому его клали в колыбель к ребенку. Гостей встречали хлебом с солью. К хлебу всегда относились с уважением.

Если хлеб нечаянно роняли, то подняв кусок с пола, целовали его и просили прощения. (Слайд)

Поэтому как мы должны относится к хлебу? (ответы детей)

Задание. Подобрать родственные слова к слову «хлеб»

-Назови хлеб ласково? (хлебушек)

-Крошки хлеба какие? (хлебные)

-Квас из хлеба как называется? (хлебный)

-Прибор для резки хлеба? (хлеборезка)

-Посуда для хлеба? (хлебница)

-Кто выращивает хлеб? (хлебороб)

-Кто печет хлеб? (хлебопек)

-Назови завод, где выпекают хлеб? (хлебозавод)

-Как называются изделия из теста? (хлебобулочные)

Задание. Прочитать записи и узнать, что добавляют в муку, чтобы получились вкусные сдобные булочки, душистые батоны и мягкие плюшки.(На экране открывается слайд.)

АДОВ ЬЛОС ИЖЖОРД РАХАС

(Вода, соль, дрожжи, сахар.)

Учитель. А вы знаете, что еще можно приготовить из муки? (Дети называют виды хлебобулочных изделий: пироги, пирожные, торты, пряники, печенье и т. д.)

Физминутка «Месим тесто»

Месим, месим тесто- (сжимаем руки в кулачки, поочередно двигая ими вверх-вниз –«месим тесто»)

Есть в кастрюле место. (Разводим руки в стороны)

Переваливай, валяй- (Хлопаем в ладоши с поворотом ладоней вверх и вниз)

Будет пышный каравай! (Соединяем руки перед собой так, чтобы получился круг)

Тесто мы месили- (Поочередно двигаем кулачками вверх-вниз)

Совет

Выбились из силы! (Тыльной стороной ладони проводим по лбу сначала одной рукой, потом другой- «вытираем лоб»)

Масло подливали- (Показываем, как льют масло из бутылки в кастрюлю.)

Вот как мы устали! (Прижимаем руки к груди и резко опускаем их вниз)

Лепка из соленого теста. Педагог предлагает детям слепить из соленого теста различные хлебобулочные изделия. Дети лепят под звучание народной мелодии «Веночек» в обработке Л.Головачева.

Учитель. Каждому знакомы

Мудрые слова:

Хлеб-хозяин дома,

Всему он голова!

Крепкою державой

Звали его встарь.

Хлебушек по праву

В государстве -царь!

-Не кидайте хлеб, уважайте труд людей.

Использованная литература

1.«Классные часы» 1-2 класс

Авторы-составители П.Н.Максимова.

Москва «Вако» 2013г.

2. «Окружающий мир» 2 класс

Система уроков

По учебнику Н.Ф.Виноградовой

Авторы-составители Т.В.Бут,Н.В.Лободина

Издательство «Учитель» .Волгоград

3. «500 загадок для детей»

Мазнин Й

Москва «Сфера», 2002г.

4. « Познавательные викторины для детей младшего школьного возраста» Тутубалина Н.В.

Ростов-на-Дону 2000г.

5. «От зерна до каравая» Дацкевич В.П.

Москва «Детская литература»,1985г.

Источник: https://www.InfoUroki.net/vneklassnoe-meropriyatie-po-okrujayushchemu-miru-dlya-1-klassa-na-temu-chudo-zemli—hleb.html

Сценарий Праздник «Чудо земли –хлеб» — скачать бесплатно

Далматовская начальная общеобразовательная школа

Праздник «Чудо земли –хлеб»

Выполнила: Поташкина Т.М.,

2009 г.

Учитель: Наш устный журнал мне хочется начать стихотворением Александра Балина:

Вот хлеб – высок, румян и свеж.

Его ты ежедневно ешь:

Орловский, рижский, заварной,

Пшеничный любишь и ржаной.

Не забывай же никогда,

Какого стоило труда

Поднять тугую целину

Плугами в трудную весну,

Удобрить землю под зерно,

Чтоб в колос выбилось оно.

А жатва, если зной иль град?

Их много – всяческих преград-

Преодолеть нам суждено,

Запомни же, как дважды два,

Народной мудрости слова:

«Кто хлебушком не дорожит,

Тот мимо жизни пробежит».

И если ты не глух, не слеп,

Цени народный, трудный хлеб.

«Хвала тебе, хлеб!» — коллективная декламация.

Только хлеб сошел в апреле,

Как поля зазеленели.

Мы говорим: «Хлеб!» (хором)

Золотой простор бескрайний-

Там работают комбайны.

Мы говорим: «Хлеб!» (хором)

Вот зерно течет рекой,

Чтобы сделаться мукой.

Мы говорим: «Хлеб!» (хором)

Тесто кружится в квашне,

Запекается в огне.

Мы говорим: «Хлеб!» (хором)

Ешь его, расти и помни:

В мире нет труда огромней,

Чтоб на стол к тебе явился

Свежий хлеб.

Хлебное поле большое, как море –

Не сосчитаешь колосьев на нем.

В дружном дозоре, в почетном дозоре

Каждое зернышко мы бережем.

Зернышко мы согреем заботой

В добрых и теплых ладонях полей.

Солнышку тоже хватает работы,

Чтобы звенели хлеба веселей.

Хлебные зернышки сказочным кладом

Спрячутся в землю и дружно взойдут.

Самая лучшая в мире награда-

Читайте также:  Каким должен быть рацион питания

Это живая награда за труд.

Ржаной росток зеленый

Оглядывает поле,

Смешной и удивленный,

Как первоклашка в школе.

Его расти научит

Любой весенний дождик,

А каждый вешний лучик

Раскрасит, как художник.

Он вместе с близнецами

Так быстро станет взрослым,

Что скоро даже с нами

Померяется ростом.

Зерна наших дней, светитесь

Позолотою резной.

Говорим мы: «Берегите,

Берегите хлеб родной!» (хором)

Не мечтаем мы о чуде

К нам полей живая речь:

«Берегите хлеб, вы – люди,

Научитесь хлеб беречь!» (хором)

Как хлеб к нам пришел?

Чтец: Пышный, мягкий, пропеченный

Подрумяненный слегка,

Хлеб с горбушкой золоченой

Шел к тебе издалека.

Давным-давно, так давно, что представить ту трудность трудно, выросла среди прочей травы первая пшеница. Как хорошо, что не сощипнул ее первобытный зверь, не сожгла случайная молния!

Счастливо пошло от былинки с колоском потомство.

А росла эта дикая пшеница во владениях племени. Люди дикие и пшеница дикая! Колос тощий, зерна маленькие. И все же можно было ими насытиться. Даже если не добудут мужчины на охоте оленя.

А как быть младенцам и старикам? Зерна позднего сбора твердые. Беззубым их не разжевать. Как подлить жизнь малому да старику отцу. Если умрут дети, жизнь племени оборвется. Без стариков тоже гибель племени. Они много видели, много знают.

Думая эту думу, как-то раз решила озабоченная женщина решила высыпать в горячую воду, горсть за горстью, твердые пшеничные зерна. Зерна набухли, стали мягче, больше, впитав в себя воду.

Так, или примерно так, была сварена первая каша – предок хлеба.

Другой первобытный человек сообразил дробить зерно и растирать между камней. Так он получил первую крупу – дробленое зерно. Поусердствовав еще, растер зерна в порошок — смолол первую муку.

Кто-то замесив муку на воде – получил первое тесто. Вот была вкусная еда! Кто-то из первого теста на раскалённом камне, как на сковороде, испёк лепёшку, то был первый – пресный хлеб.

Но до хлеба, который мы едим, были ещё долгие века. Нужно было овладеть тайной закваски. Историки считают, что первыми стали печь хлеб на закваске Египтяне в Африке. Этот способ переняли народы Европы.

Обратите внимание

Где бы не выращивали, в Англии ли (английская), в Канаде (канадский сорт пшеницы), на волге (Волжская), на Украине (украинская), народ каждой страны возвышает хлеб своей своих обычаях.

Хлебное поле нелегким трудом было создано.

Кавказец – клянется хлебом, потому что следить за соблюдением клятвы будет сам хлеб.

Туркмен не коснется хлеба-чурека ножом, разломит, чтобы не причинить ему обиды, руками.

Уронив кусочек, тут же поднимет и коснется губами – как бы испрашивая прощения.

Хлеб люди едят каждый день, и он никогда не надоедает. Долго люди не могли дать ответ, почему хлеб не надоедает им. Оказывается, потому, что в нем много питательных веществ – это белки, жиры. Углеводы, минеральные соли, витамины.

Ученые медики подсчитали, что взрослый человек съедает в день обычно около 500 гр. Хлеба, а при тяжелой работе – 800 гр. В хлебе от 4,7 до 7% белка, 40-45% углеводов, ежедневно обеспечивают человека 1000-1600 ккал энергии.

Это значит, что почти половину энергетических ресурсов, необходимых для жизнедеятельности, человек получает от хлеба.

Не с куском мяса, не с яичницей выходят встречать гостей. Подносят на расшитом полотенце каравай. «Мы рады гостям, верьте в наше дружелюбие. Хлеб тому свидетель!»

— Вот и к нам каравай пожаловал.

Литературная композиция «Каравай».

Ведущий:

Каравай в гостях у нас

Поведем о нем рассказ.

«Каравай»:

Вот к ребятам на машине.

Каравай приехал ныне.

Пышной коркой похрустим

Всех на свете угостим.

Ведущий:

В круг вставай, каравай,

Кого хочешь, выбирай!

«Каравай»

Становлюсь я в круг, друзья,

И приглашаю пекаря.

Он не грел на печке бок,

Каравай ребятам пек.

Свой секрет он вам откроет,

Как же тесто он заводит

Пекарь:

Чтобы тесто замесить,

Надо дрожжи положить,

Воду, соль, муку добавить.

И в тепло сразу поставить.

Ведущий:

Но каравай у нас не полный

Пекарь, рядом вставай,

Кого хочешь выбирай.

Пекарь:

Становлюсь я к вам, друзья,

И выбираю мельника…

Не молол он чепуху,

А смолол зерно в муку.

Ведущий:

Мельник, в круг скорей вставай,

Кого хочешь, выбирай!

Мельник:

Хлебопашца в круг зову.

Он в тенечке не лежал.

А хлеба растил и жал!

Хлебопашец:

Это верно все, друзья,

Нелегким труд был у меня.

Я поле плугом пахал,

Землю боронами рыхлил,

Сеялками сеял, отборное зерно, да потом еще разные сорные травы удалял с поля, только тогда земля дала хороший урожай. А шофер зерно с поля возил, горючее тракторам, комбайнам доставлял. Работали мы днем и ночью в любую погоду.

Ведущий:

Важно

Я, ребята, в круг встаю и агроному хвалу воздаю. Кто, как не он, подскажет трактористам, что сеять, где сеять, пора ли землю поливать, какими удобрениями подкармливать.

Выходил на поля…

Не сама собой природа

Хлеб на блюде подает.

Сколько требует ухода

Мать-земля на целый год.

В каждый дом, на каждый стол

Хлеб пожаловал, пришел,

В нем – здоровье, наша сила,

В нем — чудесное тепло.

Много рук его растило

Сохраняло, берегло.

Ребята, мы с вами провели экскурсию на мехток. Нашим экскурсоводом был гл. инженер элеватора ………………………………………………..

— Сегодня у нас в гостях……………………………………………………………….. .

(Рассказ агронома об основных зерновых культурах – пшенице и ржи.)

Хлеб мой вкусный, хлеб душистый

1-й чтец: Слава миру на Земле!

2-1 чтец: Слава хлебу на столе!

1-й чтец: Если мы хотим кого-то

Встретить с честью и почетом,

Встретить щедро, от души,

С уважением большим,

То гостей таких встречаем

Круглым, пышным караваем.

Он на блюде расписном,

С белоснежным рушником.

2-й чтец: С караваем соль подносим,

Поклонясь, отведать просим.

— Дорогой наш гость и друг,

Принимай хлеб-соль из рук!

Учитель: Нет для человека запаха более приятного. Чем запах свежего хлеба. Слово предоставляется еще одной нашей гостье – заведующей пекарней …………………………………………………………………. Накануне мы были у нее в гостях. (Рассказ о профессии пекаря и о том, что для выпечки вкусного хлеба нужны не только необходимые составляющие компоненты, но и старание, даже частичка души.)

Ученик: Был хлеб всегда в почете на Руси –

Ее просторов главное богатство,

Его ты хочешь цену знать? –

Спроси. Тебе ответить могут ленинградцы.

Учитель: 900 дней жили в условиях блокады ленинградцы. В то время рабочие получали по 250 гр. хлеба, а жители города – по 125 гр.

(звук метронома, ученик проносит порцию хлеба по залу)

Ученик: «Помню темный, вязкий, маленький кусочек хлеба. Только один кусочек! На всех – взрослых и детей. На весь день. Как мама медленно режет его на одинаковые кубики…помню, как я на коленках ползала по полу в надежде найти хоть какую-нибудь крошку хлеба. Помню свою бабушку, старенькую, худенькую.

Она часто отдавала нам, детям, свой паек. Помню маму, больную, обессиленную, которая вместе с другими женщинами тащила плуг по колхозной пашне в Вологодской области. И эта память зажигает мое сердце ненавистью к войне».

Учитель: В Ленинградском музее истории хранится дневник Тани Савичевой.

«Женя умерла 28 декабря в 12 часов утра 1941 года. Бабушка умерла 25 января в 3 часа дня 1942 года. Лена умерла 17 марта в 5 часов утра 1942 года. Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа ночи 1942 года. Дядя Алеша умер 10 мая в 4 часа дня 1942 года. Мама – 13 мая в 7 часов 30 минут утра 1942 года».

Савичевы умерли. Умерли все. Осталась только Таня, которую вывезли в поселок Шатки Горьковской области, но истощенная голодом девочка умерла. ( «Реквием» В.-А. Моцарта)

Учитель: Никто из нас не остается равнодушным к историческим документам, говорящим о судьбах людей, которым не хватало «крошечки» хлеба, и они умирали.

Совет

А в наше время мы бережем и ценим хлеб? Я узнала, что ребята одного карельского поселка провели подсчет: если каждый человек за один день недоест и выбросит 50 гр. хлеба (показ), это составит 200 кг, т.е.

около 200 буханок хлеба окажутся выброшенными.

Ученик: Мальчик

Ногою пинающий хлеб,

Мальчик,

Голодных не знающий лет,

Помни,

Что были лихие года.

Хлеб –

Это жизнь, а не просто еда.

Хлебом клялись,

За хлеб умирали

Не для того, Чтоб в футбол им играли.

В слове

Народная мудрость таится.

Вот что

В народе у нас говорится:

«Если ты хлеб ценить перестал,

Ты человеком быть перестал».

Читайте также:  Про месяц июль для детей

Есть хлеб – будет и песня

Хлеб – это наше богатство, необходимое для нашей жизни. Мы должны с огромным уважением относиться к нему.

У народа есть слова:

Хлеб – всей жизни голова.

Дорого, любо кормилица-нива

Видеть, как ты колосишься красиво,

Как ты янтарным зерном налита

Гордо стоишь, высока и густа.

Что я хочу? Чтобы сады

Давали дважды в год плоды.

Чтоб от макушки до земли

Колосья в зернах сплошь росли.

(Песня о хлебе)

Эй, мальчишки и девчушки,

Начинайте петь частушки,

Начинайте веселей,

Чтоб порадовать гостей.

Частушки:

Милка ходит на свиданье

С пирожками каждый день,

Ну, а мне за угощенье

Целовать ее не лень.

Что пилю тебя, не плачь

Это, милый, нужно.

Будешь тертый, как калач,

Жить мы будем дружно!

Моя милка, как картинка,

Сдобная, как булочка,

Но когда домой плывет,

Тесновата улочка!

Что ты, милый, критикуешь

На себя-то посмотри!

На диете ты рискуешь

Превратиться в сухари.

Зато я умен и статен,

Подтвердит здесь публика.

Ну, а ты – пустое место,

Дырка ты от бублика.

Ты умом-то не хвались,

Крендель одноразовый!

Рядом стой, не шебуршись,

Сказки не рассказывай.

Мы старались – пели, пели,

Хлебные частушки

Очень уж проголодались –

Нам бы по ватрушке.

Учитель: Еще издавна люди относились с огромным уважением к хлебу. В копилке народной мудрости имеется очень много пословиц и поговорок о хлебе:

Сколько не думай, а лучше хлеба-соли не придумаешь!

Красна река берегами, обед – пирогами.

Хочешь есть калачи – не сиди на печи.

Не ленись с плужком – будешь с пирожком.

Каравай хлеба – не свалится с неба.

Где хлебно и тепло, там и жить добро!

Хлеб от земли, силушка от хлеба.

Хлеба ни куска, так и в горнице тоска!

Учитель: А сколько «хлебных» примет родилось на нашей земле!

Хлеб из рук выпадет – значит, гость спешит.

Раздвоился вдруг хлеб в печи – к отлучке одного члена семьи.

Ешь хлеб с плесенью – хорошо плавать будешь.

Сквозь пряник глядела на свадьбе в первый раз невеста на жениха.

Матери невесты дарили выпеченные гребень и сапоги, отцу невесты бочонок и борону, деду – хлебный шалашик.

Перед Новым годом отец семейства «прятался» за горкой пирогов и спрашивал детей: «Видите меня?» Те отвечали: «Не видим!» Тогда отец приговаривал: «Ну, так чтоб и на следующий год так было!»

Учитель: Сегодня к нам на праздник пришла Зоя Николаевна Шипицина – наш библиотекарь. Она познакомит с книгами о хлебе.

Кто для нас хлеб создает

(Коллективная декламация-перекличка.)

Посеяли хлеб хлеборобы весною.

Созрел он и встал золотою стеною.

И слышит страна: «За уборку пора!»

Для хлеба комбайны нужны, трактора».

«Дадим! – отвечают в цехах металлисты. –

Для хлеба машины мы сделаем быстро.

Но только нам нужен металл непременно.

«Дадим! – Отвечают немедля мартены. –

Нам только руду подавайте сюда!»

Для хлеба с рудою спешат поезда.

Для хлеба положены рельсы дорог,

Для хлеба идет на гора уголек.

Для хлеба плотины на реках встают,

И краны, и вышки до самого неба.

Для хлеба! Для хлеба!

Для хлеба! Для хлеба!

Учитель:

Когда за столом вы, ребята, сидите,

То помните, кто для вас хлеб создает.

Ученики (по очереди). Рабочий, нефтяник, строитель, шахтер, машинист, металлург, хлебороб. (Хором.) Народ!

Учитель. Ребята, живите так, чтобы хлеб ваш был всегда честным. В хлебе – душа нашей родной земли. Судьбы многих людей, их неустанный труд. Мама, хлеб, Родина – это один из самых святых слов для человека. И мне бы хотелось закончить эту страницу нашего устного журнала отрывком из стихотворения, посвященного Родине, России.

Мне сегодня приснилась Россия

В покрывале из утренних рос.

Были очи ее светло-синими

И пшеничною россыпь волос.

Шла Россия некошеным лугом

Сквозь седой предрассветный туман.

Вскоре солнце взошло алым кругом,

Окунувшись в небес океан.

Шла со звонкою радостной песней,

Воспевались в ней ширь и простор.

Ну, а с песней и труд интересней –

Ей подпел молодой комбайнер.

Подхватили доярки-певуньи,

Что прошли через луг прямиком,

Чтоб скорее молочные струйки

Зазвенели над каждым ведром.

(Песня о России)

К чаю ароматному угощенье знатное

Учитель: Вот и заканчивается наш журнал. Переворачиваем последнюю страницу. Но ее мы не смогли бы приготовить без помощи ваших мам. Поможем им накрыть на стол.

Источник: https://doc4web.ru/pedagogika/scenariy-prazdnik-chudo-zemli-hleb.html

Чудо земли — хлеб

Чудо земли – хлеб.

Учитель: Логвиненко Т. А.

3 класс

ст. Новопокровская

ОФОРМЛЕНИЕ:

Плакат «Чудо земли – хлеб.

Пословицы о хлебе:

«Земля – матушка, а хлеб – батюшка».

«Много снега – много хлеба».

« Каравай хлеба не свалится с неба».

«Пот на спине – так и хлеб на столе».

«У кого хлебушко, у того и счастье».

«Хлеб наш насущный – хоть черный да

вкусный».

3.Накрыт праздничный стол, на

нем лежат румяные булочки, пирожки,

пряники, в центре каравай хлеба на

рушнике.

Ход занятия.

Танец «Кострома» танцуют девочки. В конце танца 2 девочки выносят на блюде хлеб с солью, приветствуя гостей.

Если мы хотим кого-то

Встретить с честью и почетом,

Встретить щедро от души,

С уважением большим,

То гостей таких встречаем

Пышным круглым караваем.

Он на блюде расписном

С белоснежным рушником.

2. С караваем соль подносим,

Поклонясь отведать просим –

Дорогой наш гость и друг,

Принимай хлеб – соль из рук!

(подносят каравай и кланяются)

3. Пышный, мягкий, пропеченный,

Подрумяненный слегка,

Хлеб с горбушкой золоченной

Шел к тебе издалека. 4. В каждый дом, на каждый стол

Он пожаловал, пришел.

В нем здоровье, наша сила,

В нем чудесное тепло.

Сколько рук его растило,

Охраняло, берегло!

5. В нем земли родимой соки,

Солнца свет веселый в нем.

Уплетай за обе щеки,

Вырастай богатырем.

Песня «ОЙ да, Краснодарский край».

Ой, да Краснодарский край,

Ой, да богат лежит,

Ой, да по степи река-а,

Ой, да с гор крутых бежит.

Ой, да, что не полюшко,

Ой, да славой венчана,

Ой, земля кормилица,

Ой, да наша вечная.

Ой, да удивил весь мир,

Ой, да к солнцу поднял степь,

Ой, да принимай страна,

Ой, да наш кубанский хлеб.

(Повтор первого куплета.)

РАССКАЗЧИКИ:

Издавна кормит людей матушка – земля. Во времена, когда люди еще не умели пахать и сеять, они брали только то, что земля сама для них припасла: ягоды, орехи, грибы, съедобные корешки.

Но часто случалось так, что вместе с грибами и съедобными травами человек невзначай приносил спрятавшиеся в корзинке несколько зернышек.

Обратите внимание

Случайно упадут они на землю возле дома – глядь, на этом самом месте вскоре вырастут несколько колосков.

Источник: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/nachalnaja-shkola/vneklassnaja-rabota/280054-chudo-zemli-hleb.html

Внеклассное мероприятие по Окружающему миру «Чудо Земли — хлеб»

Главная » Окружающий мир » Внеклассное мероприятие по Окружающему миру «Чудо Земли — хлеб»


Здесь Вы можете скачать Внеклассное мероприятие по Окружающему миру «Чудо Земли — хлеб» для предмета : Окружающий мир. Данный документ поможет вам подготовить хороший и качественный материал для урока.

Выставкина Елена Борисовна

учитель начальных классов

Голицинского филиала

МБОУ «Никифоровская СОШ №2»

Чудо земли – хлеб

Цели: расширять жизненные представления о выращивании хлеба; воспитывать уважение к хлебу, людям труда; воспитывать на народных традициях родной земли.

Оформление зала: выставка детских рисунков, выставка хлебных изделий, репродукции картин А. А. Пластова «Ужин трактористов», Т. Н. Яблонской «Хлеб», Е. Гордиец «Хлеб пекут».

Ребята входят в зал под музыку песни «Русское поле».

Учитель. Наш устный журнал мне хочется начать стихотворением Александра Балина

Вот хлеб – высок, румян и свеж.

Его ты ежедневно ешь:

Орловский, рижский, заварной,

Пшеничный любишь и ржаной.

Не забывай же никогда,

Какого стоило труда

Поднять тугую целину

Плугами в трудную весну,

Удобрить землю под зерно,

Чтоб в колос выбилось оно.

А жатва, если зной иль град?!

Их много – всяческих преград –

Преодолеть нам суждено,

Запомни же, как дважды два,

Народной мудрости слова:

«Кто хлебушком не дорожит,

Тот мимо жизни пробежит»

И если ты не глух, не слеп,

Цени народный, трудный хлеб!

Далее следует коллективная декламация – перекличка

1 страница «Хвала тебе, хлеб!»

Только снег сошёл в апреле,

Как поля зазеленели.

Мы говорим: «Хлеб!»

Золотой простор бескрайний –

Там работают комбайны.

Мы говорим: «Хлеб!»

Вот зерно течёт рекой,

Чтобы сделаться мукой.

Мы говорим: «Хлеб!»

Тесто кружится в квашне,

Запекается в огне.

Мы говорим: «Хлеб!»

Ешь его, расти и помни:

В мире нет труда огромней,

Читайте также:  Новогодняя ёлочка из бумаги для детей. шаблоны. мастер-класс с пошаговыми фото

Чтоб на стол к тебе явился

Свежий хлеб.

Хлебное поле большое, как море –

Не сосчитаешь колосьев на нём.

В дружном дозоре, в почётном дозоре

Каждое зёрнышко мы бережём.

Зёрнышко мы согреем заботой

В добрых и тёплых ладонях полей.

Солнышку тоже хватает работы,

Чтобы звенели хлеба веселей.

Хлебные зёрнышки сказочным кладом

Спрячутся в землю и дружно взойдут.

Самая лучшая в мире награда –

Эта живая награда за труд.

Ржаной росток зелёный

Оглядывает поле,

Смешной и удивлённый,

Как первоклашка в школе.

Его расти научит

Любой весенний дождик,

А каждый вешний лучик

Раскрасит, как художник.

Он вместе с близнецами

Так быстро станет взрослым,

Что скоро даже с нами

Померяется ростом.

Зёрна наших дней, светитесь

Позолотою резной

Говорим мы: «Берегите,

Берегите хлеб родной!»

Не мечтаем мы о чуде

К нам полей живая речь:

«берегите хлеб, вы – люди,

Научитесь хлеб беречь!»

2 страница «Как хлеб к нам пришёл?»

Учитель.

Издавна кормит людей матушка – земля. Во времена, когда люди ещё не умели пахать и сеять, они брали только то, что земля для них сама припасала: ягоды, орехи, грибы, съедобные корешки. Но часто случалось так, что вместе с грибами и съедобными травами человек приносил спрятавшиеся в корзинке несколько зёрнышек.

Случайно упадут они на землю возле дома – глядь, на этом самом месте вскоре вырастут несколько колосков. Каша из этих зёрен получалась вкусная, лепёшки и того лучше. Тогда люди смекнули, что можно не случайно, а специально приносить с собой зёрна и сажать их возле жилья. Вот и появились первые колоски.

Сперва – ячменя, потом пшеницы и ржи.

В одном из музеев, словно бесценное сокровище, хранится ломтик хлеба, которому… 6 тысяч лет! Учёные нашли его на дне озера. Когда-то очень давно он попал в густой ил, со временем окаменел и так сохранился до наших дней. Вот с каких пор люди едят хлеб!

3 страница «Выходил на поля молодой агроном…»

1 ученик. Не сама собой природа

Хлеб на блюде подаёт.

Сколько требует ухода

Мать – земля на целый год.

В каждый дом, на каждый стол

Хлеб пожаловал, пришёл,

В нём – здоровье, наша сила,

В нём – чудесное тепло.

Много рук его растило

Сохраняло, берегло.

2 ученик. Пышный, мягкий, пропечённый,

Подрумяненный слегка,

Хлеб с горбушкой золочёной

Шёл к тебе издалека.

Учитель. Ребята, мы с вами провели экскурсию на ток. Нашим экскурсоводом был главный агроном ОАО «Голицино» Мельников Александр. Он рассказал нам о механизмах, помогающих человеку убрать хлеб, высушить, отсортировать. Сегодня он у нас в гостях.

Рассказ агронома об основных зерновых культурах.

Учитель. Нелёгок труд земледельца. Не в уютном помещении под крышей создаётся хлеб. Всем ветрам и ливням, всем капризам погоды открыто зелёное поле.

Святое дело – вырастить хлеб. Разве можно найти профессию более нужную, более почётную, чем профессия хлебороба!

4 страница «Хлеб мой вкусный, хлеб душистый!»

Выступление учеников.

Слава миру на Земле!

Слава хлебу на столе!

Если мы хотим кого-то

Встретить с честью и почётом,

Встретить щедро, от души,

С уважением большим,

То гостей таких встречаем

Круглым, пышным караваем.

Он на блюде расписном,

С белоснежным рушником.

С караваем соль подносим,

Поклонясь, отведать просим.

— Дорогой наш гость и друг,

Принимай хлеб-соль из рук!

Учитель. Нет для человека запаха более приятного, чем запах свежего хлеба.

Рассказ о профессии пекаря.

5 страница «Хлеб и война».

Чтец.

В дыму ленинградское небо,

Но горше смертельных ран

Тяжёлого хлеба,

Блокадного хлеба

Сто двадцать пять грамм.

Учитель. Есть только одно слово, равнозначное слову «хлеб». Это слово – «жизнь». И никакая глыба золота не перевесит крошку хлеба.

В Музее истории Ленинграда (Санкт-Петербурга) хранится кусочек заплесневелого хлеба, величиной с мизинец.

Таков был в зимние месяцы блокады дневной паёк для жителей осаждённого немцами города. А людям нужно было жить, работать, нужно было выжить – назло фашистам, назло бомбёжкам и обстрелу.

Важно

Суровая правда тех блокадных дней, запечатлённая в дневнике ленинградской школьницы Тани Савичевой, потрясла весь мир. Прочтём их и мы.

В годы войны В Ленинграде хранилась коллекция основного семенного фонда страны. Голод, а люди берегли лучшие сорта зерна. Потому что эта коллекция была нужна для науки. Она и теперь, эта коллекция, бережно хранится, только сейчас на Кубани, в исследовательском центре.

6 страница «Сказка ложь, да в ней намёк».

Ученик. Корочка хлеба,

Хлебная крошка,

Что это – много или немножко?

Даже не верится нам с тобою,

Что кто-то сорит этим чудом земли.

Сердце за хлеб обливается болью,

Когда он лежит в придорожной пыли.

Учитель рассказывает сказку о девочке, которая плохо поступила с хлебом.

7 страница «Есть хлеб – будет и песня».

Учитель. Эй, девчушки-хохотушки,

Начинайте петь частушки,

Начинайте веселей,

Чтоб порадовать гостей.

Девочки поют частушки.

Мы в посёлке живём,

Сушки, пряники жуём.

Мы частушек много знаем

И сейчас для вас споём.

Прянички печатные,

До того нарядные!

Мы не сразу их съедим,

А сначала поглядим.

Но не сразу стали зёрна

Хлебом тем, что на столе,

Люди долго и упорно

Потрудились на земле.

Он не падает к нам с неба,

Появляется не вдруг.

Чтобы вырос колос хлеба,

Нужен труд десятков рук.

Дождик, дождик, поливай –

Будет славный урожай:

Будет белая пшеница,

Будет рожь и чечевица.

Инсценировка стихотворения «Хлеб» (по Г. Виеру).

Мальчик.

Хлеб мой вкусный, хлеб красивый,

Говорю тебе: «Спасибо!»

Хлеб.

Лучше б ты не поленился,

Доброй пашне поклонился.

Мальчик.

Кланяюсь тебе я, пашня,

За горячий хлеб домашний.

Пашня.

Лучше б ты не поленился,

Солнцу в небе поклонился.

Мальчик.

Солнце, солнце в небе синем,

За горячий хлеб спасибо!

Солнце.

Ты б, сынок, не поленился,

Дождику бы поклонился!

Мальчик.

Вот спасибо, дождик в небе,

Что заботишься о хлебе!

Дождик.

Лучше б ты не поленился,

Папе с мамой поклонился!

Мальчик.

Вам спасибо, папа с мамой,

Хлеб даёте вкусный самый!

Папа.

И тебе спасибо тоже,

Ты у нас такой хороший!

Учитель. А сейчас отгадайте загадки.

На соломине дом.

Сто ребяток в нём. (Колосок)

Что на сковородку наливают

Да вчетверо сгибают. (Блины)

Вырос в поле колосок,

На столе лежу куском. (Хлеб)

За трактором по полю ходит она.

Отборного ей насыпают зерна.

А где её след чуть заметней ложится,

Там буйно потом урожай колосится. (Сеялка)

8 страница «Кто для нас хлеб создаёт».

Коллективная декламация-перекличка.

Посеяли хлеб хлеборобы весною.

Созрел он и встал золотою стеною.

И слышит страна: «За уборку пора!

Для хлеба комбайны нужны, трактора».

«Дадим! — отвечают в цехах металлисты.-

Для хлеба машины мы сделаем быстро.

Но только нам нужен металл непременно».

«Дадим!- Отвечают немедля мартены,-

Нам только руду подавайте сюда!»

Для хлеба с рудою спешат поезда.

Для хлеба положены рельсы дорог,

Для хлеба идёт на гора уголёк.

Для хлеба на реках плотины встают.

И краны, и вышки до самого неба.

Для хлеба! Для хлеба!

Для хлеба! Для хлеба!

Учитель. Когда за столом вы, ребята, сидите,

То помните, кто для вас хлеб создаёт.

Ученики. Рабочий, нефтяник, строитель, шахтёр, машинист, металлург, хлебороб. Народ!

Учитель. Ребята, живите так, чтобы хлеб ваш всегда был честным. В хлебе – душа нашей родной земли, судьбы многих людей., их неустанный труд. Мама, хлеб, Родина – это одни из самых святых слов для человека. И мне бы хотелось закончить эту страницу нашего устного журнала отрывком из стихотворения, посвящённого Родине, России.

Мне сегодня приснилась Россия

В покрывале из утренних рос.

Были очи её светло-синими

И пшеничною россыпь волос.

Шла Россия некошеным лугом

Сквозь седой предрассветный туман.

Вскоре солнце взошло алым кругом,

Окунувшись в небес океан.

Шла со звонкою радостной песней,

Воспевались в ней ширь и простор.

Ну, а с песней и труд интересней –

Ей подпел молодой комбайнёр.

Подхватили доярки-певуньи,

Что прошли через луг прямиком,

Чтоб скорее молочные струйки

Зазвенели над каждым ведром.

9 страница «К чаю ароматному угощенье знатное!»

Учитель. Вот и заканчивается наш журнал. Переворачиваем последнюю страницу. Но её мы не смогли бы приготовить без помощи ваших мам. Поможем им накрыть на стол.

Праздник заканчивается чаепитием.

Литература:

1. Г. П. Попова. «Классные часы». Волгоград. Издательство «Учитель». 2007

2. Журнал «Начальная школа». №7 2006г.

3. Журнал «Начальная школа». №10 2009 г.

4. Я.Ю. Мартынова. «Классные часы». Волгоград. Издательство «Корифей».2006.

Другие материалы из категории Окружающий мир

Источник: https://docbase.org/45650-vneklassnoe-meropriyatie-po-okruzhayuschemu-miru-chudo-zemli—hleb.html

Ссылка на основную публикацию