Конспект познавательного занятия в подготовительной группе на тему: жаба

Лягушка, конспект занятия по ознакомлению дошкольников с природой

Автор занятия: Давыдова Светлана Алексеевна, воспитатель-методист высшей квалификационной категории.

Цели занятия:

Расширить и уточнить знания детей о лягушках. Словарь: земноводное, линять, линька. Познакомить с загадками, поговоркой о лягушке и фразеологизмом «развязался язык». Упражнять детей в звукоподражании. Развивать мелкую мускулатуру кистей рук. Воспитывать у детей интерес и гуманное отношение к природе.

Оборудование:

Картинки и фотографии лягушек, карточки с изображением икринки, головастика, малька, лягушонка, цветная бумага, оборудование к занятию конструированием из бумаги.

Лягушка

Лягушка

Ход занятия:

Сегодня мы с вами узнаем много нового и интересного о хорошо известном вам обитателе нашего Крыма. О ком пойдет речь вам подскажет загадка.

Загадка про лягушку

Не зверь, и не птица,
Всего боится.
Половит мух –

И в воду – плюх!

(Ответы детей). Что в загадке навело вас на мысль о лягушке? Что вы можете рассказать о жизни лягушек? (Ответы детей).

По всему нашему полуострову расселились лягушки. В реках, озерах, прудах живут они.
Зимуют лягушки в компаниях на дне водоемов или где-нибудь под камнями, в трухлявых пнях, в норах грызунов. Бывает, зимой лягушки вмерзают в лед, а весной все равно пробуждаются живыми и здоровыми.

Скажите, знаете ли вы, как мы дышим? (Ответы детей). Вдыхаем воздух носом, набираем его в легкие и выдыхаем. Вот и лягушки так же дышат, но только не зимой. В состоянии зимнего покоя они дышат не легкими, а кожей. Именно это помогает им пережить трудное и холодное время.

Ну, а если зима в Крыму выдалась теплая, то лягушки могут и вовсе в зимнюю спячку не впасть.

В начале весны все заснувшие лягушки просыпаются и начинают кормиться. Как только подкормятся и наберут вес, начинают готовиться к свадьбам. Свадьбы и песни лягушачьи начинаются чаще всего после первой весенней грозы и народная поговорка подмечает: «Первый гром развязал язык лягушкам и кукушкам». Как вы понимаете эту поговорку? Что означает выражение «развязал язык»? (Ответы детей).

«Развязал язык» – это когда после молчания начинают много говорить, или, как лягушки, петь. А как мы называем лягушачье пение? (Ответы детей). Кваканье.
Послушайте, как поют наши лягушки: «а-а-а», «бре-ке-ке…уорр-уорр…кру». Поют только самцы и поют на совесть, громко и старательно. Давайте попробуем сами исполнить лягушачьи песни. Повторяйте за мной.

(Звукоподражание по образцу воспитателя).

Обратите внимание

К пению лягушек относятся люди по-разному. Одним оно нравится и доставляет удовольствие. В Японии, например, лягушек держат в доме и слушают их кваканье.

А во Франции в старину богатые люди заставляли своих слуг всю ночь колотить по воде палками, чтобы прекратить кваканье лягушек. Но не долго лягушки дают концерты, как только вымечут самки икру, так и поутихнут самцы лягушки.

К этому времени все невесты и вся территория уже разделена самцами и нет нужды орать: «Здесь моя кочка, а не твоя!», «Это моя невеста, а не твоя!».
Лягушачьи свадьбы проходят обязательно в воде, поскольку самка мечет икру только в воде. Икринок очень много.

Сначала из икринок появляются головастики, потом они вырастают вот в таких мальков, ну а когда у мальков отваливаются хвостики, они становятся настоящими лягушатами.

Про это даже загадка есть:

Подрастала –
Хвост растила,
Платье темное носила.
Подросла –
Зеленой стала,

Хвост на весла поменяла.

Как вы понимаете выражение «хвост на весла поменяла»? (Ответы детей). Расставьте по порядку картинки, что было сначала, а что потом. (Работа одного ребенка с картинками у доски «икринка-головастик-малек-лягушонок»).

Пока лягушонок вырастет, он четыре раза полиняет. Что значит «полиняет», «линька»? (Ответы детей). Линять – значит менять кожу, а время смены кожи называется – линька. Кожа сходит сначала с лапок, потом с туловища, а когда лягушки от нее освобождаются, то тут же ее и съедают.

Давайте немного подвигаемся, поиграем в веселую игру «Две лягушки».

Игра «Две лягушки»

Видим, скачут по опушке
(Повороты в стороны)

Две зеленые лягушки.
(Полуприседания вправо-влево)

Прыг-скок, прыг-скок,
(Переступание с носка на пятку)

Прыгать с пятки на носок.
На болоте две подружки,
Две зеленые лягушки,

(Руки на поясе, полуприседания вправо-влево)

Утром рано умывались,
Полотенцем растирались.

(Выполнять движения в соответствии с текстом)

Ножками топали,
Ручками хлопали.
Вправо наклонялись,
Влево наклонялись.
Вот здоровья в чем секрет,

(Ходьба на месте)

Всем друзьям физкультпривет!

Питаются лягушки насекомыми, но при случае поедают головастиков (и своих и чужих), рыбьих мальков, улиток. Но главное их питание – комары и всяческая мошкара. Послушайте еще одну загадку о лягушке:

Загадка про лягушку

Скачет зверушка, Не рот, а ловушка. Попадут в ловушку И комар, и мушка.

Важно

Лягушки – замечательные охотники. За ночь они поедают целые тучи комаров и мошек. Вот какие они помощники людям! А ведь некоторые люди не любят лягушек. Считают, что если взять ее в руки, то на руках появятся бородавки. Во-первых, это неправда, а во-вторых, зачем хватать лягушек руками. Температура тела у них холоднее и наши руки кажутся им горячими, как печки.

А некоторые, совсем неразумные люди, считают, что если убить лягушку, пойдет дождь. Что вы можете сказать по этому поводу? (Ответы детей). Все в природе создано не случайно, и каждое создание имеет право на жизнь. А убивать кого-либо, значит не только делать зло, но и озлоблять свое сердце, делать его холодным и черствым.

Но я уверена, что вы никогда так не поступите, потому что сердца у вас добрые и вы любите природу.

Важно

А врагов у лягушек и кроме человека хватает: Хищные птицы, ласки, кабаны, куницы, змеи и, конечно, водные птицы. Каких из них вы знаете? (Ответы детей). Журавли, цапли, аисты.

Лягушка относится к земноводным животным. Давайте попробуем сами разобраться, что значит «земноводное» животное. Из каких слов состоит это слово? Как эти слова относятся к лягушке? (Ответы детей).

Послушайте поговорку про лягушку: «Может потому лягушка земноводная, что не поймет, где лучше?». Все верно, земноводными называют тех животных, которые живут и в воде, и на земле.

Может вы вспомните еще каких-нибудь земноводных? (Ответы детей). Черепахи, жабы.

Послушайте рассказ Н. Сладкова «Жалейкин и лягушонок».

«Жалейкин и лягушонок»

Под кочкой в сыром болотце заметил Жалейкин маленького слабенького лягушонка.
— Бедный, несчастный малыш! – воскликнул Жалейкин.

– Как же плохо тебе, бедняжка, в этом грязном болоте! Темно, сыро, холодно! Но ты не унывай! Я спасу тебя, у меня дома тебе будет хорошо и уютно.

Дома Жалейкин посадил лягушонка в самую красивую расписную шкатулку, постелил на дно мягкую сухую вату, поставил шкатулку на теплое солнышко и весело рассмеялся от радости.

— Помни, лягушонок, мои заботы! Будешь жить теперь в тепле, сухости и чистоте. Не то, что в твоем грязном болоте!

А лягушонок не радуется. А лягушонку не до веселья. Ему очень плохо, он чуть жив. Он перегрелся на солнце, засох и запутался в вате.

Как увидел его Жалейкин, так и заревел. Всего лягушонка облил слезами, и вовремя: еще немножко – и лягушонок бы околел (погиб). Помчался Жалейкин с лягушонком к болоту. Тому самому, где сыро, грязно и холодно, но где лягушонку так же хорошо, как Жалейкину в своей теплой и чистой комнате.

В наше время в некоторых странах лягушки стали уже редкостью. Это является для людей предостережением: лягушек надо беречь! И уж во всяком случае не брать их из природы к себе домой как будто из жалости. На самом деле этим человек губит живое безобидное существо.

Все, что есть в природе, должно быть сохранено, независимо от того, нравится нам это растение или животное, или не нравится. Нет в природе полезных и вредных, каждый важен, у каждого своя роль и место. Народная мудрость гласит: «Где родился, там и пригодился».

Сейчас мы сделаем с вами лягушку из цветной бумаги. А для того, чтобы все у нас получилось замечательно, немножко потренируем наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика

Две веселые лягушки
(Дети сжимают руки в кулаки и кладут их на стол пальцами вниз)

Ни минуты не сидят
(Резко распрямляют пальцы руки как бы подпрыгивают над столом)

Ловко прыгают подружки.
(Кладут ладони на стол)

Только брызги вверх летят.
(Резко сжимают кулаки и опять кладут их на стол)

Конструирование из бумаги «Лягушка».

Вопросы:

1. Где живут лягушки?
2. Как зимуют лягушки?
3. Расскажите о лягушачьих свадьбах.
4. Когда лягушки квакают? Все ли лягушки квакают?
5. Как люди относятся к лягушачьему пению?
6. Как появляются на свет лягушачьи детки?
7. Линяют ли лягушки? Когда?
8. Чем питаются лягушки?
9. Почему лягушки – земноводные животные?

10. Назовите врагов лягушек.

Во второй половине дня:

Проводятся подвижная игра «Лягушки и цапля», музыкальная игра «Про лягушек и комара».

Разучивание стихотворения «Лягушки-хохотушки»

(расскажи стихи руками)

Цели: Развить память, внимание, моторику, ритмичность движений.

Две лягушки-хохотушки
(Показывают указательный и средний пальцы, остальные подбирают)

Прыгали, скакали.
(Изображают прыжки в воздухе пальцами)

Лапкой – хлоп,
Другой – хлоп,

(Ладонью ритмично хлопают по ноге)

Щеки раздували.
(Показывают округлость пальцами вокруг щек)

Увидали комара,
(Делают щепотку из трех пальцев руки, изображают траекторию полета комара, прослеживают ее глазами)

Закричали:«Ква-ква-ква!»
(Большой палец руки ставят против всех остальных, изображают открывание и закрывание рта)

Совет

Улетел комар, как ветер.
(Производят резкое движение руки вперед, вытянув указательный палец)

Хорошо пожить на свете!
(Поглаживание ладонью по груди)

Сначала дети только повторяют движения (медленно), затем договаривают отдельные слова, затем целые фразы.

Скачать конспект занятия «Лягушка»

В 1930 году в американский прокат вышел фильм «Песня мошенника» (The Rogue Song) про похищение девушки в горах Кавказа. Актеры Стэн Лорел, Лоуренс Тиббетт и Оливер Харди сыграли в этом фильме местных жуликов. Удивительно, но эти актеры очень похожи на героев …

Читать дальше…

Источник: http://vospitatel.com.ua/zaniatia/jivotnye/lyagushka.html

Конспект познавательного занятия «Знакомьтесь, я -лягушка» для старшей группы

Тема:    Л Я Г У Ш К А

Цель: Расширить и уточнить знания детей о лягушках как об обитателях родного края

 Задачи: дать представление детей о жизни лягушек и жаб в природе, особенностях их питания, передвижения, образе жизни в разных сезонах, видах лягушек, отличии от жаб

Словарь: земноводное, линять, линька.            

          Познакомить с загадками, поговоркой о лягушке и

          фразеологизмом «развязался язык».

          Упражнять детей в звукоподражании.

          Развивать мелкую мускулатуру кистей рук.

          Воспитывать у детей интерес и гуманное отношение к

          природе.

Оборудование: экран, проектор, компьютер , презентация «Лягушки 1», ( если нет техники для показа презентации, можно использовать картинки или фотографии, распечатанные на цветном принтере) фигурки лягушек и жаб, папка с фотографиями земноводных (из минимузея лягушек)

Ход занятия:

Сегодня мы с вами узнаем много нового и интересного о хорошо известном вам обитателе нашего Дмитровского края. Настолько известного, что этому существу посвящен фонтан в городе Дмитрове. О ком пойдет речь вам подскажет загадка.

                       Не зверь, и не птица,

                       Всего боится.

                       Половит мух –

                       И в воду – плюх!

(Ответы детей). Что в загадке навело вас на мысль о лягушке? Что вы можете рассказать о жизни лягушек? (Ответы детей).

По всему нашему краю расселились лягушки. В реках, озерах, прудах, болотах живут они. И как и все животные, готовятся к зиме. Сейчас какое время года?

Ответы детей

Правильно, осень. А за ней придет холодная голодная…

Дети: Зима.

Все животные готовятся к зиме и зимуют по-разному. Давайте вспомним, кто и как это делает, а для этого возьмем мячик. Я буду каждому из вас бросать мячик и называть животное, а вы говорите, как оно готовится к зиме и что делает зимой.

Игра «Зимующие животные»

Педагог называет ежа, белку, зайца, лису, волка, мышь, медведя, перелетных и зимующих птиц в зависимости от тем предыдущих занятий.

Питаются лягушки насекомыми, но при случае поедают головастиков (и своих и чужих), рыбьих мальков, улиток. Но главное их питание – комары и всяческая мошкара.

Послушайте еще одну загадку о лягушке:

                            Скачет зверушка,

                            Не рот, а ловушка.

                            Попадут в ловушку и комар, и мушка.

А ловит насекомых лягушка своим языком. Как вы думаете, какой у лягушки язык? Ведь ей нужно успеть поймать маленькую шуструю  мошку! Да,  язык лягушке нужен длинный. А еще какой, чтобы мошка не соскользнула с языка и не улетела? Правильно, липкий. Давайте наши язычки попробуют поработать как лягушачий!

Читайте также:  Игры для обучения чтению детей 5-6 лет

Логопедическая гимнастика для языка

Обратите внимание

Ребята, а зимой есть лягушке что кушать? Зимой летают насекомые? Ну конечно, нет! А что же лягушке делать?

Правильно, остается только спать. Кто из животных еще зимой впадает в спячку? Да, точно, медведь, а еще? Правильно, ежик. Молодцы!

Зимуют лягушки в компаниях на дне водоемов или где-нибудь под камнями, в трухлявых пнях, в норах грызунов. Бывает, зимой лягушки вмерзают в лед, а весной все равно пробуждаются живыми и здоровыми.

Скажите, знаете ли вы, как мы дышим? (Ответы детей). Вдыхаем воздух носом, набираем его в легкие и выдыхаем. Вот и лягушки так же дышат, но только не зимой. В состоянии зимнего покоя они дышат не легкими, а кожей. Именно это помогает им пережить трудное и холодное время.

В начале весны все заснувшие лягушки просыпаются и начинают кормиться. Как только подкормятся и наберут вес, начинают готовиться к свадьбам.

Свадьбы и песни лягушачьи начинаются чаще всего после первой весенней грозы и народная поговорка подмечает: «Первый гром развязал язык лягушкам и кукушкам». Как вы понимаете эту поговорку? Что означает выражение «развязал язык»? (Ответы детей).

«Развязал язык» – это когда после молчания начинают много говорить, или, как лягушки, петь. А как мы называем лягушачье пение? (Ответы детей). Кваканье.

Послушайте, как поют наши лягушки: «а-а-а», «бре-ке-ке…уорр-уорр…кру». Поют только самцы и поют на совесть, громко и старательно. Давайте попробуем сами исполнить лягушачьи песни. Повторяйте за мной. (Звукоподражание по образцу воспитателя).

Молодцы! А теперь поиграем в игру «Лягушки просыпаются». Когда я говорю «зима!», вы на корточках сжимаетесь в комочек, закрываете глазки. А когда я говорю «Солнышко выглянуло, пригрело , ручейки побежали, весна пришла!» , вы просыпаетесь, ручки расправляете и дружно квакаете.

Игра с детьми

Молодцы!

Важно

Лягушки – замечательные охотники. За ночь они поедают целые тучи комаров и мошек. Вот какие они помощники людям! А ведь некоторые люди не любят лягушек. Считают, что если взять ее в руки, то на руках появятся бородавки. Во-первых, это неправда, а во-вторых, зачем хватать лягушек руками. Температура тела у них холоднее и наши руки кажутся им горячими, как печки.

    А некоторые, совсем неразумные люди, считают, что если убить лягушку, пойдет дождь. Что вы можете сказать по этому поводу? (Ответы детей). Все в природе создано не случайно, и каждое создание имеет право на жизнь. А убивать кого-либо, значит не только делать зло, но и озлоблять свое сердце, делать его холодным и черствым.

Но я уверена, что вы никогда так не поступите, потому что сердца у вас добрые и вы любите природу.

Важно

А врагов у лягушек и кроме человека хватает: Хищные птицы, ласки, кабаны, куницы, змеи и, конечно, водные птицы. Каких из них вы знаете? (Ответы детей). Журавли, цапли, аисты.

Лягушка относится к земноводным животным. Давайте попробуем сами разобраться, что значит «земноводное» животное. Из каких слов состоит это слово? Как эти слова относятся к лягушке? (Ответы детей).

Послушайте поговорку про лягушку: «Может потому лягушка земноводная, что не поймет, где лучше?». Все верно, земноводными называют тех животных, которые живут и в воде, и на земле.

Может вы вспомните еще каких-нибудь земноводных? (Ответы детей). Черепахи, жабы.

Послушайте рассказ Н. Сладкова «Жалейкин и лягушонок».

    Под кочкой в сыром болотце заметил Жалейкин маленького слабенького лягушонка.

— Бедный, несчастный малыш! – воскликнул Жалейкин. – Как же плохо тебе, бедняжка, в этом грязном болоте! Темно, сыро, холодно! Но ты не унывай! Я спасу тебя, у меня дома тебе будет хорошо и уютно.

   Дома Жалейкин посадил лягушонка в самую красивую расписную шкатулку, постелил на дно мягкую сухую вату, поставил шкатулку на теплое солнышко и весело рассмеялся от радости.

— Помни, лягушонок, мои заботы! Будешь жить теперь в тепле, сухости и чистоте. Не то, что в твоем грязном болоте!

   А лягушонок не радуется. А лягушонку не до веселья. Ему очень плохо, он чуть жив. Он перегрелся на солнце, засох и запутался в вате.

Совет

   Как увидел его Жалейкин, так и заревел. Всего лягушонка облил слезами, и вовремя: еще немножко – и лягушонок бы околел (погиб). Помчался Жалейкин с лягушонком к болоту. Тому самому, где сыро, грязно и холодно, но где лягушонку так же хорошо, как Жалейкину в своей теплой и чистой комнате.

Как вы думаете, почему лягушонок чуть не погиб? Какие условия создал для него Жалейкин? В каких условиях живут лягушки в своем доме – в природе? (Ответы детей).

В наше время в некоторых странах лягушки стали уже редкостью. Это является для людей предостережением: лягушек надо беречь! И уж во всяком случае не брать их из природы к себе домой как будто из жалости. На самом деле этим человек губит живое безобидное существо.

Все, что есть в природе, должно быть сохранено, независимо от того, нравится нам это растение или животное, или не нравится. Нет в природе полезных  и вредных, каждый важен, у каждого своя роль и место. Народная мудрость гласит: «Где родился, там и пригодился».

          Пальчиковая гимнастика

Две веселые лягушки                   Дети сжимают руки в кулаки и

                                                          кладут их на стол пальцами вниз.

Ни минуты не сидят                    Резко распрямляют пальцы

                                                         (руки как бы подпрыгивают

                                                          над столом).

Ловко прыгают подружки.         Кладут ладони на стол.

Только брызги вверх летят.       Резко сжимают кулаки и опять

                                                          кладут их на стол.

                     Во второй половине дня.

-Подвижная игра  «Лягушки и цапля».

-Музыкальная игра  «Про лягушек и комара».

-Разучивание стихотворения «Лягушки-хохотушки»

           (расскажи стихи руками)

Цели: Развить память, внимание, моторику, ритмичность движений.

Две лягушки-хохотушки            Показывают указательный и

                                                       средний пальцы, остальные

                                                       подбирают.

Прыгали, скакали.                      Изображают прыжки в воздухе

                                                       пальцами.

Лапкой – хлоп,                             Ладонью  ритмично хлопают по

Другой – хлоп,                             ноге.

Щеки раздували.                         Показывают округлость пальцами

                                                       вокруг щек.

Увидали комара,                          Делают щепотку из трех пальцев

                                                       руки, изображают траекторию

                                                       полета комара, прослеживают

                                                       ее глазами.

Закричали: «Ква-ква-ква!»    Большой палец руки ставят против

                                                     всех остальных, изображают

                                                     открывание и закрывание рта.

Улетел комар, как ветер.           Производят резкое движение руки

                                                     вперед, вытянув указательный

                                                     палец.

Хорошо пожить на свете!            Поглаживание ладонью по груди.

  Сначала дети только повторяют движения (медленно), затем договаривают отдельные слова, затем целые фразы.

Источник: https://tvorchestvo-dmdou67.edumsko.ru/folders/post/334773

Земноводные животные (в подготовительной группе)

Программное содержание:

  1. Углублять у детей знания и представления о земноводных животных.
  2. Продолжать учить сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие, причинно-следственные связи, делать обобщения, классифицировать по двум основаниям.
  3. Развивать умение связно и последовательно составлять рассказ по мнемо — схеме, обогащать словарный запас.

  4. Развивать логическое мышление, внимание и память.
  5. Воспитывать желание беречь природу, любовь к родному краю.
  6. Закрепить знания детей о том, что количество слогов равно количеству гласных в слове.
  7. отрабатывать технику осмысленного чтения.
  8. Учить работать в команде, закрепить умение осуществлять взаимопроверку.

Демонстрационный материал:

Биты знаний, магнитофон, мультимедиа, 3 обруча с символикой, мнемосхемы, 2 аудиокассеты.

Биты знаний: тритон, саламандра, аморибия, древолаз, амбистома, жерлянка, жаба, червяги, квакши, протей, озерная лягушка.

Ход занятия:

Эмоциональный настрой:

Здравствуй солнышко,

Согрей мои ладошки,

А я тепло и свет другу подарю.

Сейчас сижу, смотрю в свое окошко,

Сейчас я радугу другу подарю.

По радуге вижу, лучик бежит,

Сейчас он большие дела совершит.

Заняться ими пора и нам

Справиться с ними лучше друзьям.

Демонстрация битов знаний:

Воспитатель: Ребята, сегодня я вам принесла интересные картинки. Встали полукругом (показ бит знаний, раскладывание их на коврике).

— Дикое насекомоядное земноводное животное – квакша.

— Дикое травоядное земноводное животное – червяга.

— Дикое хищное земноводное животное – саламандра.

— Кто это? (земноводное)

— По каким внешним признакам вы определили, что это земноводные животные?

Ответы детей:

  1. У земноводных животных тело ничем не покрыто, кожа голая.
  2. У этих животных глаза очень большие, занимают почти все лицо.

Воспитатель: Что еще интересного вы знаете о земноводных животных?

Ответы детей:

  1. Многие животные дышат через кожу (лягушки).
  2. Жабы не пьют воду ртом, а всасывают ее через кожу.
  3. В железной банке лягушка может прожить 1 месяц, если там есть вода.
  4. Земноводные размножаются икринками, которые откладывают в воде. Из икринок появляются головастики, только затем взрослое животное.

  5. Окраска животных может меняться как у хамелеонов.
  6. В холодных странах земноводные впадают в спячку. Они спят в норе, на дне рек, озер.
  7. Самцы у земноводных хорошо поют.
  8. В основном земноводные ведут ночной образ жизни. Днем заползают под камни и сидят неподвижно.
  9. Некоторые жабы смогут жить без пищи целый год, но без воды они умирают.

  10. Земноводные водятся на всех материках, кроме Антарктиды.
  11. Эти животные могут восстанавливать свои части тела: отломленный хвост, палец и даже ногу.
  12. Саламандра и тритон, если их заморозить в воде, могут так находиться долго, когда лед растает, животное продолжает жить.
  13. Проглотить пищу помогают лягушкам глаза.

    Схватив добычу, лягушки часто-часто моргают: погружаясь в рот, глазные яблоки проталкивают пищу в пищевод.

Рассказ про лягушку пипу:

Воспитатель: Ребята, к нам из далекой Америки пришло письмо от биолога Майкла Джойсона. Давайте его послушаем (включить запись, мультимедиа).

Пипа.

У нее четырехугольное сплющенное тело, широкая голова, заостренная спереди, тонкие ноги с длинными четырехраздельными на концах пальцами, не соединенными плавательной перепонкой. От углов рта и впереди глаза свисают кожные лоскуты. Окраска желтая с пятнами.

Обратите внимание

Живет пипа в Бразилии. Ведет водяной образ жизни. Относится к семейству бесхвостых земноводных. Самка откладывает у себя на спине яйца.

Сильные головастики вылетают из яиц как ракеты и стремительно идут к поверхности, чтобы захватить пузырек воздуха. Головастики группируются в стайку, стремительно удирают от хищников, могут зарываться в ил.

Через 6 недель появляются у головастика задние лапы, хвост утончается и далее отпадает. Затем головастик превращается в маленькую лягушку.

Воспитатель:

— Ребята, что вы узнали про лягушку? (рассказы детей).

— Сейчас посмотрите на этих животных и скажите, на какие группы можно разделить этих животных?

Ответы детей:

  1. С ногами и без ног.
  2. Животные жарких стан и наших мест.
  3. Большие, маленькие.
  4. Занесены в Красную книгу и не занесены.
  5. Хищные, травоядные, насекомоядные.
  6. С хвостами и без хвостов.
  7. Живущие на земле и под землей.
  8. Ядовитые и неядовитые.
  9. Живущие на земле и на деревьях.

Классификация земноводных:

Воспитатель:

— Молодцы, ребята. А сегодня мы поделим на хищных, травоядных и насекомоядных животных.

Классификация (в обручи).

Давайте проверим.

Игра «Загадки»:

— Ребята, я предлагаю вам поиграть в игру «Загадки».

Вдоль зала разложены мнемо – схемы. Нужно взять схему – загадку, отгадать ее о каком она животном. Взять биту знаний, которая соответствует этому животному, и рассказать детям о нем.

Если дети угадают, показать картинку (3-4 ребенка)

— Остальные ребята разложите свои загадки и картинки рядом, мы проверим, правильно ли вы взяли их.

Примерная мнемосхема: это земноводное животное, живет в жарких странах. У него длинное тело, короткие лапы, большие глаза, хищное, на букву С – саламандра.

Итог:

«Амфибии – живущие в двух средах» Так по-другому называют земноводных. Из-за своего неприглядного внешнего вида вызывают страх и опасение у людей. И это является причиной их истребления. Многие занесены в Красную Книгу. Только в России за год под колесами автомобилей погибают 10 млн. лягушек и жаб.

В некоторых странах (например в Германии) защитники природы устанавливают вдоль автострад специальные низкие барьеры, которые направляют земноводных в определенные места перехода через автостраду.

В таких местах устанавливают специальный знак «Осторожно, лягушки!» Такие меры уменьшают гибель животных.

За последние сто лет лягушки стали безропотными «Мучениками науки» — в опытах по медицине. В некоторых странах в честь лягушек уже построены памятники.

Сейчас созданы законы в нашем государстве, которые защищают этих животных. Ученые в заповедниках разводят редких животных.

Воспитатель:

— А как же вы, ребята, можете помочь животным?

(ответы детей)

Нужно больше узнать про этих животных, понять их и рассказать о них другим людям.

— Давайте же беречь нашу природу, радоваться солнцу и окружающему миру.

— И в заключении исполним веселый танец (автор танца Андрейченко, ансамбль «Нотка»).

Песня «Солнышко»:

Солнечные ножки бродят по дорожке,

Нежно гладят кошку ручками,

Солнечные ручки у моей подружки,

На щеках веснушки кучками.

Припев: А я солнышко люблю,

Всем на свете расскажу.

Я за ним бегу, бегу,

Я его догнать хочу.

Солнечные щечки светят на пенечке,

Там растут грибочки вкусные.

Ветер встретишь ночью,

Но я знаю точно –

Без тебя денечки грустные.

Источник: http://detsadmickeymouse.ru/load/razvivajushhie_zanjatija_v_detskom_sadu/znakomstvo_s_prirodoj/zemnovodnye_zhivotnye_v_podgotovitelnoj_gruppe/8-1-0-594

Конспект занятия по познавательно речевому развитию в подготовительной группе «Этот загадочный мир»

 Конспект занятияпо познавательно – речевому развитиюв подготовительной группе«Этот загадочный мир»

Программное содержание:

 

1.     Дать детям элементарные представления об особенностях географического положения Африки;

2.     Показать разнообразие и красоту Земли;3.     Познакомить детей с животными, занесенными в красную книгу;4.     Учить детей расселять животных по климатическим зонам;5.     Развивать у детей умение ориентироваться по модели карты Африки, глобусу;6.     Учить детей составлять рассказы – монологи о животных Африки;

7.     Развивать диалогическую речь, отвечать на вопросы полными ответами;

8.     Воспитывать ответственное и заботливое отношение к животным  и природе.  

Индивидуальная работа:

Помочь детям в составлении рассказов о животных Африки;упражнять в умении рассуждать, сопоставлять, делать выводы. 

Активизация словаря: пустыня Сахара, джунгли, саванна, река Нил, травоядные, хищники, красная книга, охрана животных. 

Материал:

Картинки животных Африки, разных предметов, карты, глобус, видеозапись, аудиозапись. 

Предшествующая работа:

1.     Рассматривание картин, иллюстраций (животных Африки);2.     Чтение стихотворений; сказки К.Чуковского « Доктор Айболит»;3.     Загадывание загадок;4.     Разучивание пальчиковых игр; фонопедического  упражнения;5.     Игра «Хорошо – плохо»  

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, сегодня у нас будет …….(звонит телефон)

Маугли: Здравствуйте! Это д/с

Воспитатель: Да!

Маугли: Группа «Гномики?»

Воспитатель: Да!

Важно

Маугли: А это я Маугли. Я живу в Африке. Там всегда тепло, всегда свежие фрукты. Но у нас случилась  беда,  Фея песчаных бурь заколдовала, животных и они перепутали свои климатические зоны и не могут найти свой дом. Помогите нам,  пожалуйста!

Воспитатель: Ну, что ребята поможем?

Дети: Да!

Воспитатель: Тогда давайте собираться. Я думаю, что нам в дорогу нужно взять самые необходимые вещи, лишнего брать не будем.

(рюкзак, компас, фонарик, теплая одежда, лопата, зонтик, карта, еда, игрушки, телевизор, книги, посуда, мебель (задача детей отобрать нужные картинки)).

Воспитатель: Ну, что выбрали?

Дети: Да!

Воспитатель: Почему карта? Зачем?

Ребенок: Карта необходима для того, чтобы знать, как добраться до нужного места.

Воспитатель: Зачем нужен компас?

Ребенок: Компас поможет нам, не заблудиться в пути.

Воспитатель: Для чего нужен рюкзак, еда, одежда?

Ответы детей:…..

Воспитатель: Ну, вот все собрали. Можно отправляться в путь. Вот только мы с вами не знаем, как добраться до Африки. Как вы думаете, что нам для этого нужно?

Дети: Глобус.

Воспитатель: Верно! Посмотрите на глобус. Какие цвета вы видите на глобусе?

Ответы детей: Синий, зеленый, желтый, коричневый, белый.

Воспитатель: Что обозначает синий цвет?

Дети: Это моря, озера, реки, океаны.

Воспитатель: Что обозначает зеленый цвет?

Ответы детей: Лес.

Воспитатель: Что обозначает коричневый цвет?

Ответы детей: Горы.

Воспитатель: Что обозначает желтый, белый цвет?

Ответы детей: Песок, северный полюс.

Воспитатель: Найдите и покажите на глобусе Африку

Ребенок: (показывает на глобусе)

Воспитатель: Посмотрите, вот она. Кто хочет рассказать что – то интересное об Африке?

Ребенок: Африка – самый жаркий континент нашей планеты. Если ты оказался в Африке, то забудь о теплой одежде. Ведь там очень жарко. Там никогда не бывает холодно.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, чего никогда не видели жители Африки?

Ответы детей: Снега.

Воспитатель: Да, они никогда не видели снега, искрящую белизну зимних полей, не видели сказочную красоту золотой осени, не видели распускающиеся весной деревья. Посмотрите, Африка похожа на гигантский остров. Со всех сторон её омывают моря и океаны.

Посмотрите и скажите, каким цветом окрашен материк?

Дети:  Желтым.

Воспитатель: Что обозначают желтым цветом?

Дети: Песок

Воспитатель: Верно ребята! Ведь именно, в Африке находится пустыня Сахара. Посмотрите, какие цвета кроме желтого есть на острове?

Ответы детей: Зеленый, коричневатый.

Воспитатель: Что обозначают зеленым цветом?

Дети: Тропический лес или  джунгли.

Воспитатель: Что обозначают коричневатым цветом?

Ответы детей: Саванну.

Воспитатель: Дети, как вы думаете можно ли пешком добраться до Африке?

Ответы детей: Нет.

Воспитатель: Можно ли добраться до Африки на велосипеде? Почему?

Ответы детей: Нет. Велосипед застрянет в песке.

Воспитатель: На чем бы вы хотели отправиться в путешествие?

Ответы детей: На пароходе, самолете и т.д.

Воспитатель: Вспомните, а на чем отправился в Африку Доктор Айболит?

Ответы детей: На птице.

Воспитатель: Вот и мы отправимся в путешествие на самолете. Проходите, займите свои места. Пилотом будет….

А, борт – проводницей будет….

Борт – проводница: Уважаемые пассажиры! Пристигните воображаемые ре ремни безопасности, мы начинаем полет.

Пилот: Наш самолет летит на высоте 5 тысяч метров.

Борт – проводница: Обратите внимание на иллюминатор. Мы пролетаем мимо городов, над реками и озерами. Сейчас мы пролетаем над морем. Оно голубое. Ну, вот море осталось позади, и появилась земля. Мы пролетаем над Африкой.

Пилот: Пристигните ремни безопасности, мы начинаем снижаться.

Борт – проводница: Вот мы и в Африке! (картинка)

Совет

Воспитатель: Да, ребята мы в Африке. Давайте с вами немного потанцуем и отдохнем после полета.

Музыкальная пауза

Воспитатель: Только я не знаю, куда дальше идти. А вы знаете?

Ответы детей: Нет!

Воспитатель: Что же делать? Посмотрите, что это?

Дети: Карта

Воспитатель: Да, перед нами карта, только она, почему то пустая (звонит телефон)

Маугли: Помогите, заполнить климатические зоны в Африке и расселить в них животных.

Воспитатель: Дети, какие вы знаете климатические зоны?

Дети: Пустыня, саванна, тропический лес.

Воспитатель: Верно! Откуда же мы с вами начнем наше путешествие? Поможет нам загадка, послушайте:

Горячее солнце, Горячий песок.Горячее солнце, Воды бы глоток.Горячее солнце, Невидно следа.Скажи караванщик, Когда же вода?Про, что эта загадка?

Дети: Про пустыню.

Воспитатель: Как называется великая пустыня в Африке?

Дети: Пустыня Сахара.

Воспитатель: Каким цветом её обозначают?

Дети: Желтым.

Воспитатель: Да, ребята! Пустыня – это самое жаркое место на Земле. Небо не знает, что такое облака, и кругом желтый песок. Земля от солнца раскаляется, как печь.

Иногда над пустыней дуют сильные ветра, поднимая тучи песка – так возникают песчаные бури. Дожди в пустыне бывают редко. В остальное время стоит невыносимая жара.

Как вы думаете это хорошо или плохо, что всегда лето? Давайте с вами поиграем в игру «Хорошо – плохо»

Ответы детей:

Хорошо: можно всегда купаться, загорать;  всегда спелые овощи и фрукты; не надо носить теплую одежду.

Плохо:   люди, животные мучаются от жары; пересыхают реки не чего пить; мало влаги,  значит,  нет травы; нельзя кататься на лыжах, санках, играть в снежки.

Воспитатель: Ох, и жарко! Давайте с вами немного охладимся.

Физкультминутка «Ветер дует нам в лицо»

Ветер дует нам в лицо,Закачалось деревцо.Ветер тише, тише, тише.Деревцо все выше, выше.

Вместе с детьми  имитировать дуновение ветра, качая туловище и помогая руками. На словах «тише, тише» — присесть. На словах «выше, выше» — встать и вытянуть руки вверх.

Воспитатель: Да, ребята в пустыне жарко, даже может показаться, что здесь нет ничего живого. Но оказывается, что в таких условиях могут жить  и растения и животные. Вспомните и найдите у себя этих животных и поместите их в свою климатическую зону. Проходите, приступайте к работе.

Кто может рассказать об этих животных?

Ответы детей:

Фенек — маленький сородич лисицы. У него большие уши, из-за которых он выглядит очень забавно. Фенек проводит почти весь день в логовище, устроенном в земле. А ночью, когда становиться прохладнее, зверек навостряет уши и выходит на охоту.

Тушканчик — этот маленький грызун едва крупнее мыши, а вот хвост у него в двое длиннее, чем у последней. Тушканчик может совершать прыжки до 2 метров в длину!

Верблюд — животное, наиболее приспособленное к жизни в пустыне. Не зря его называют «кораблем пустыни»: день за днем он может шагать по пескам с тяжелым грузом на спине. Когда верблюд пьет, то может поглотить сразу до 130 литров воды! В Сахаре обитают Дромадеры (одногорбые верблюды), однако во всем мире их называют просто верблюдами.

Черепахи — очень древние животные, они живут на земле много тысяч лет. За это время они почти не изменили свой внешний вид. Тело этих животных заключено в костный панцирь — говорят, что «носят свой домик на себе». Существует несколько видов черепах. Их можно встретить в солёной и пресной воде, в лесу и в пустыне.

Воспитатель: А какие растения пустыни вы знаете?

Ответы детей: Кактус, верблюжья колючка и т.д.

Воспитатель: Дети, разместите их на нашей карте.

 А сейчас давайте  с вами немного отдохнем и поиграем:

Пальчиковая гимнастика «Черепаха»

Обратите внимание

Черепаха, черепаха (пальцы собраны в кулак)В панцире живет.Высунет  головку (выставляют большой палец)И обратно уберет.

Дыхательное упражнение:

Шумели ветра    и-и-и-Песок шелестел  ш-ш-шНочная пустыня стелила постель  у-у-уШумели ветра   а-а-аИ было пустыне всю ночь не до сна  и – ш-а- у-

Воспитатель:

Молодцы! Теперь наш путь лежит в саванну (картинка)В какой цвет окрашена эта часть материка?

Дети:

Коричневый.

Воспитатель: Кто может рассказать интересное о саванне?

Ребенок:  Саванна это равнина, покрытая сухой травой. Самая высокая трава в саванне это бамбук, а самое крупное растение это баобаб.

Воспитатель: Разместите на карте  растения саванны, которые вы знаете.

Чем отличаются растения пустыни и саванны?

Ответы детей: Растения саванны зеленые, высокие, а растения пустыни пожелтевшие низкие мало встречающиеся.

Воспитатель: Что необходимо растениям для роста?

Ответы детей: Дождь.

Воспитатель: В саванне дождь более частый гость. Ливни  — так их называют. Ливень такой сильный, что,  кажется, будто вас «бьют» палками по спине (шум  дождя)

И если ещё несколько минут назад перед нами была сухая равнина, то через минуту уже бурлят ручьи. От влаги земля разбухает, а потом щедро раздает её травам, цветам, деревьям. Тропический ливень недолог, но после него в саванне всё оживает.Хорошо, что мы взяли зонт. Ну, вот дождь и закончился.

А сейчас посмотрите на свои оставшиеся картинки и отберите только животных саванны и расскажите о них.

Ответы детей: В Африке бегемотов называют гиппопотамами, что означает «речная лошадь». Однако на резвую лошадь толстый и ленивый бегемот вовсе не похож, разве что когда резвится в воде.

Жираф — самое высокое животное в мире. На длинной шее жирафы гордо несут маленькую, грациозную голову с двумя рожками.

Леопард —большая, красивая и смышленая кошка. Шерсть у леопарда желтая, в черных пятнах. В тропическом лесу, сливаясь с кустарниками и солнечными бликами, он почти незаметен.

Лев —  издавна зовётся царём зверей. И неспроста: грива у льва густая, темно-золотистая.

Зебра — дикая степная лошадь. Зебры пасутся в саваннах небольшими табунами.

 Слон — самое крупное и тяжелое сухопутное животное на земле. У него огромные, похожие на паруса уши, ноги как толстые бревна, огромные бивни и длинный хобот. И.д.

Воспитатель: На какие группы можно разделить животных?

Дети: Хищники и травоядные.

Воспитатель: Назовите травоядных животных, хищных животных.

Ответы детей: Травоядные: слон, жираф, антилопа, зебра, носорог. И т.д.

Хищные: лев, гепард, леопард и т.д.

Воспитатель: Продолжим наше путешествие по Африке и отправимся в тропический лес, но сначала отдохнем.

Физминутка «Мы деревья»

Мы – деревья, (дети покачиваются)

Наши ноги – корни, (руки опущены)
Тело – ствол большой и сильный (проводят руками по телу снизу вверх)    
Наши ветки ветер клонит. (покачивают из стороны в сторону поднятые вверх руки)
Пляшут ветви в небе синем. (быстро машут руками, встряхивают ими)

Воспитатель:  Как по — другому его называют?

Дети: Джунгли

Воспитатель: Каким цветом он отмечен на карте?

Дети: Зеленым

Воспитатель: (картинка)

Здравствуй лес, дремучий лес.Полный сказок и чудес,Ты о чем шумишь листвою,Что нам шепчешь на заре.Что в глуши твоей таится,Что за зверь, какая птица.Всё открой не утаи,Ты ведь знаешь мы свои.Дети, давайте с вами вспомним правила поведения в лесу.

Ответы детей:

Важно

Не оставлять мусор в лесу.Не ломать ветки и деревья.Не разорять птичьи гнезда и муравейники.Не разжигать костры, беречь лес от пожара.

Воспитатель: В обычный лес войти очень просто. А вот тропический лес все свои входы  выходы наглухо закрывает. Шаг в сторону с дороги нельзя сделать. Джунгли называют многоэтажным домом.

А что это за этажи и сколько их мы сейчас и узнаем.Первый этаж: бамбук.Второй этаж:Высокие деревьяТретий этаж: лианыЧетвертый этаж: гигантские деревья (показ картинок)В любом доме живут жильцы. И в нашем тоже. Как вы думаете, кто же может жить на 1 этаже?

Ответы детей:… Змеи, насекомые.

Воспитатель: На 2 и 3 этаже?

Ответы детей:… обезьяны, попугаи

 На 4 этаже?

Ответы детей:… стервятники, орлы скоморохи, грифы

Воспитатель: Расположите их  в джунглях. Молодцы! А сейчас предлагаю вам немного отдохнуть

Физминутка «Медвежата в чаще жили»

Медвежата в чаще жилиГоловой своей крутили.Вот так, вот так – головой своей крутили (Поворачиваем голову вправо и влево)Медвежата мёд искали,Дружно дерево качали.Вот так, вот так – дружно дерево качали (наклоны туловищем вправо и влево)И вразвалочку ходили.И из речки воду пили.

Вот так, вот так и из речки воду пили (Наклоны вперёд)А ещё они плясали! Дружно лапы поднимали!Вот так, вот так кверху лапы поднимали! (Поднимаем попеременно ручки)Вот болотце на пути! Как его нам перейти?Прыг да скок! Прыг да скок! Веселей скачи дружок! (Прыжки вверх)

Воспитатель: Как называют жителей Африки?

Ответы детей: Африканцами (картинка)

Воспитатель: А еще африканцев за их маленький рост называют пигмеями  (картинка) Только в тропическом лесу пигмеи чувствуют себя хорошо. Они живут на одном месте, а не перебираются с места на место. Вещей у них почти нет. Свои дома – хижины строят быстро. Как вы думаете из чего можно сделать в тропическом лесу постель? Одежду? Посуду?

Ответы детей: Из тростника, кокосов.

Воспитатель: На кого они охотятся?

Ответы детей: Тигров, слонов, леопардов и т.д.

Воспитатель: А, что они употребляют в пищу?

Ответы детей: Бананы, апельсины, финики.

Воспитатель: А после охоты все отдыхают, играют, пляшут, играют на барабанах. И я приглашаю вас отдохнуть и потанцевать.

Танец «Чунга – чанга»

(звонок)

Маугли:

Источник: http://publekc.ru/konspekt-zanyatiya-po-poznavateleno-rechevomu-razvitiyu-v-podg/index.html

Конспект познавательного занятия в подготовительной группе на тему: «Волшебница Вода»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №5Конспект познавательного занятия в подготовительной группе на тему: «Волшебница Вода»Воспитатель: Васильева Алёна ВикторовнаЗАТО Озёрный 2013 г.

Программное содержание: — развивать познавательную активность в процессе ознакомления с окружающим; — продолжать знакомить с приемами элементарного экспериментирования; — развивать представления о свойствах воды, умение находить к каждому слову противоположное значение; — закрепить знания о разных состояниях воды; -уточнить представления детей о том, что вода важна для всех живых существ; — обогащать словарь детей: растворяется, прозрачная, фильтр, воронка, морозильная камера; — учить сотрудничать друг с другом при выполнении совместных действий; — воспитывать усидчивость, аккуратность, наблюдательность, бережное отношение к водным ресурсам.

Оборудование:

Письмо с картой, прозрачная посуда, соль, сахар, песок, сироп клюквы, стакан молока, ложки, мячик, ребус, воронка, салфетка – фильтр, модели свойств воды, схема превращения, карандаши, лед, вода, салфетки, мольберт, спички, сундук с сюрпризом.

Предварительная работа: 1. Беседы о воде, её роли в жизни человека. 2. Проведение занятий — экспериментирований с водой. 3. Рассматривание иллюстраций на тему «Вода». 4. Использование игр о воде: «Какая бывает вода?», «Волшебная палочка», «Разрезные картинки» и др. 5.

Чтение художественной литературы. 6. Наблюдение за водой во время прогулок (дождь, ливень, тучи, лужи, туман, снегопад, сосульки, иней и т.д.).

^ : Стихотворение, загадки, музыка, физкультминутка, письмо с картой, беседы, диалог, ребус, наблюдение, опыты — эксперименты, моделирование, сюрпризный момент.Ход занятия. Дети заходят в группу под музыку.

Воспитатель читает стихотворение Чудеса творит водица, Не устали мы дивиться – Кораблям доплыть поможет, Рыбку спать она положит И, желанна каждый час Вода – волшебница у нас. Вос-ль: А почему вода-волшебница?

^ .

Вос-ль: А давайте подожжём воду? Помните «А лисички взяли спички, к морю синему пошли, море синее зажгли?» Из какой сказки эти строки? (К. Чуковский «Путаница»). Получилось поджечь воду? (нет) Почему потух огонь? (огонь боится воды).

^

Вос-ль достаёт из конверта карту и послание от Волшебницы Воды.

Вос-ль: Здесь карта с заданием и послание от Волшебницы Воды, в котором говорится, что она приготовила нам сюрприз, но мы сможем его найти, если выполним ее задания с помощью карты. Но чтобы выполнить их, нам мало одной карты. Мы должны еще превратиться в волшебников и переместиться в волшебную комнату.

^

Вос-ль: Вот мы и оказались в волшебной комнате. Давайте по карте узнаем наше первое задание.

^ Вос-ль: Давайте вспомним свойства воды, посмотрим на модели.

Вода какая? Дети: Вода прозрачная (положим ложки в стакан с молоком и с водой, в каком из стаканов она видна, а в каком нет? Почему?), у воды нет вкуса, нет запаха (но вода из водопроводного крана может иметь запах, так как ее очищают специальными веществами, чтобы она была безопасна для нашего здоровья), пар-тоже вода. Вос-ль: Правильно, молодцы, вспомнили свойства воды. Давайте отгадывать загадки. Загадка первая: Что же это за песочек, Сладок с ним у нас чаёчек, В каждой кухне проживает, всем хозяйкам угождает (сахар).

^

Вос-ль: Правильно! Следующая загадка: В воде родится, воды боится (соль).

^

Третья загадка: Он очень нужен детворе, Он на дорожках во дворе, Он и на стройке, и на пляже, И он в стекле расплавлен даже (песок).

^

И последняя загадка, слушайте внимательно: Я красна, я кисла, На болоте я росла, Дозревала под снежком, Ну-ка, кто со мной знаком? (клюква). Молодцы! Справились с загадками. Хотите проверить, какие чудеса произойдут с отгадками, если их бросить в воду? (Хотим)

^

Вос-ль: В один стакан с водой насыпьте сахар, в другой стакан с водой – соль, размешайте ложкой, в третий – песок, а в четвертый налейте клюквенный сироп, размешайте. Что произошло с сахаром, с солью? Они исчезли из воды?

^

Вос-ль: Вода растворила сахар, как вы считаете, это волшебство? Сахара и соли-то нет! Или есть? Вос-ль: А как это проверить? Дети: Надо попробовать воду на вкус (дети пробуют, называют вкус воды) Вос-ль: Что произошло с водой, когда мы туда насыпали песок? Дети: Вода осталась прозрачной, а песок не растворился. Вос-ль: А что произошло с водой, когда мы добавили туда клюквенный сироп? Дети: Вода изменила цвет, и приобрела кисловатый вкус. Вос-ль: Ребята, так какой мы можем сделать вывод? Дети: Что если в воду добавить некоторые вещества, то она может изменить цвет, запах и вкус. Какие – то вещества вода растворяет, а какие – то нет. Вос-ль: Мы успешно справились с первым заданием. Давайте посмотрим на карту, какое следующее задание нам приготовила Волшебница Вода.

^

Вос-ль: У улитки Ули случилась беда: вода, в которой она жила, сначала была чистой, а потом загрязнилась. Как вы думаете, сможет она жить в грязной воде? ВВ дает нам задание очистить воду. Как же нам очистить воду? Может отгадка зашифрована в этом ребусе. (Картинка ВОРОН + КА) Дети читают: Воронка Вос-ль: Правильно, но просто воронка нам не поможет, надо на ее дно положить салфетку – фильтр и аккуратно перелить через неё воду. Дети по очереди пропускают воду через фильтр. Что произошло с водой? (Показываю детям грязную салфетку – фильтр)

^

Делаем вывод: Чтобы очистить воду, надо пропустить ее через фильтр, грязь на нем осядет и вода станет чистой. Физкультминутка: Игра «Скажи наоборот» (дети стоят полукругом, воспитатель бросает мяч и называет какое – нибудь слово, ребенок ловит мяч и говорит антоним этого слова, бросая мяч воспитателю (вода холодная – горячая, лёд маленький – большой, толстый-тонкий, жидкий – твердый, мороз сильный – слабый, др.) Вос-ль: Ну, вот мы можем двигаться дальше. Давайте посмотрим по карте следующее задание.

^

Вос-ль читает: Нужно отгадать загадки (только тогда мы сможем прочесть следующее задание). Уважаемые гости, пожалуйста, помогите нам. Кто всю ночь по крыше бьет, да постукивает, и бормочет, и поет, убаюкивает? (дождь). Бегу я как по лесенке, по камешкам звеня, издалека по песенке узнаете меня (ручеек). Какой это мастер на стекло нанес и листья, и травы, и заросли роз? (мороз, снежные узоры на окне тоже вода). Вот и разгадали мы загадки, спасибо нашим гостям за помощь, теперь мы можем продолжить путь, давайте возьмем карту и узнаем следующее задание.

^

Вос-ль: Тут письмо от Пятачка. Он сварил компот и горячим поставил его в холодильник — в морозильную камеру, чтобы он быстрее остыл. Да и забыл про него, а когда достал его из холодильника, то увидел, что компот не льётся из стакана. Пятачок спрашивает у вас, куда же исчез его компот? Дети: Компот замерз и превратился в лед.

Совет

Вос-ль: Правильно, никуда он не исчез, он превратился в лед. Был компот жидким, а стал….(твердым). Как же теперь быть Пятачку?

Дети: Надо подождать, пока он растает. Вос-ль: Ребята, а давайте проверим, превратилась ли наша вода, которую мы замораживали в лед? (достаёт, показывает). А лед какой? Дети: Холодный, твердый, скользкий, блестящий и др. Вос-ль: Ладошки у вас теплые, лед тает и получается вода, лед превратился в жидкую воду. Лед – твердая вода. Вос-ль: А давайте сравним лед и воду. Лед мы можем потрогать. Что будет с кубиком льда, если мы его положим в стакан с водой? (Дети проводят опыт: лед плавает, он легче воды, поэтому не тонет). Давайте потрогаем воду. Ну, что, получается? (Нет). Вос-ль: Пальцы проходят сквозь воду и никак нельзя ее пощупать. Почему? Что можно сказать про воду? (Она жидкая). Вос-ль: Давайте изобразим схему, как лёд превращается в воду. Вос-ль: Как вы думаете, вода нам нужна? Что мы можем сказать про воду? Вода нужна всем, и без воды нам не прожить! Ну, вот мы и выполнили все задания Волшебницы — Водицы. Теперь можно и посмотреть, что же за сюрприз приготовила нам Волшебница – Вода.

^

Вос-ль: Посмотрите, это не простая раскраска, ее нельзя раскрасит карандашами или фломастерами, нам поможет только Волшебница Вода. Вы правильно сказали, что без воды нам никуда. Молодцы, ребята, вы сегодня были настоящими волшебниками. Много интересного мы узнали о воде и ее свойствах. Что вам понравилось больше всего? Как вы оцениваете свою работу? (Дети показывают капельки). На следующем занятие мы узнаем, почему воду нужно беречь. Нам пора возвращаться в детский сад. Я произнесу волшебные слова, и вы превратитесь снова в ребят. Самоанализ занятия по познавательному развитию детей подготовительной группы. Тема: «Волшебница Вода».Программно содержание: — развивать познавательную активность в процессе ознакомления с окружающим; — продолжать знакомить с приемами элементарного экспериментирования; — развивать представления о свойствах воды; — развивать умение находить к каждому слову противоположное значение; — закрепить знания о разных состояниях воды; -уточнить представления детей о том, что вода важна для всех живых существ; — обогащать словарь детей: растворяется, прозрачная, фильтр, воронка, морозильная камера; — учить сотрудничать друг с другом при выполнении совместных действий; — воспитывать усидчивость, аккуратность, наблюдательность, бережное отношение к водным ресурсам. Развитие исследовательских способностей ребенка – одна из важнейших задач современного образования. Экспериментируя, ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие их предметы и явления с целью более полного их познания и освоения. Получение новых знаний и сведений выступает при этом как основной мотив деятельности с ярко выраженной установкой на получение чего-то нового, неожиданного. Создавая условия для детского экспериментирования – мы создаем атмосферу творческого единодушия, рождающего радость, где каждый ребенок может найти себе дело по интересам и способностям. В старшем возрасте у детей формируется устойчивая привычка задавать вопросы, самостоятельно на них отвечать, а проведение экспериментов – это путь к ознакомлению с окружающим миром. Данное занятие интегрируется со всеми образовательными областями. Оно направлено на развитие познавательных способностей детей подготовительной группы и построено так, чтобы активизировать познавательную деятельность детей. Это занятие дает детям реальное представление о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношении с другими объектами и средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы: память, внимание, мышление, воображение и др.Мною были использованы различные методы и приемы: игровой элемент, беседы, диалог, наблюдение, опыты — эксперименты, физкультминутка, загадка – ребус, моделирование, сюрпризный момент. Постоянно создавалась ситуация успеха детей (похвала). Использовала разнообразные виды помощи: поощрение ребенка в ходе выполнения задания, показ, речевое комментирование процесса выполнения задания. Проведена предварительная работа: беседы о воде, её роли в жизни человека, проведение занятий — экспериментирований с водой, чтение художественной литературы, наблюдение за водой во время прогулок (дождь, ливень, тучи, лужи, туман, снегопад, сосульки, иней и т.д.). При планировании занятия я учитывала заинтересованность детей к данной тематике, индивидуальные возможности детей. Занятие получилось содержательным, познавательным, интересным и доступным для детей данного возраста. Задания дети выполняли с удовольствием. Результатом является приобретенный опыт видения предметов, всматривания в них, развитие внимания, зрительной, слуховой, осязательной чувствительности, расширение словарного запаса и обогащение речевого общения. Использованные мной методы и приемы помогли детям усвоить и закрепить материал, а мне проявить творчество и инициативу. Я выполнила все поставленные задачи.

Считаю, занятия такого рода будут всегда интересными и познавательными, и улучшать подготовку детей к школе.

Источник: http://izlov.ru/docs/100/index-21038.html

Ссылка на основную публикацию