Конспект урока литературного чтения для 4 класса по фгос. наш театр. подготовка сценария

Конспект урока литературного чтения в 4 классе

Конспект «открытого » урока с использованием новых образовательных технологий.

Конспект урока литературного чтения в 4 классе

Дата проведения: 3 апреля 2014 г.

Автор: Глушкова Гульфия Рашитовна

Описание работы: конспект урока разработан по УМК «Начальная школа XXI века».

Тема раздела: «Юмористические рассказы». Конспект составлен на основе технологии развития критического мышления

Тема: Н. Носов «Федина задача».

Тип урока: урок открытия нового знания

Цель урока:

1. Расширить знания детей о жизни и творчестве Н.

Носова, познакомить детей с новым рассказом, учить анализировать текст на примере рассказа Н. Носова;

2. Развивать навыки выразительного чтения, чтения по ролям, устную речь и мышление, чувство юмора;
3. Воспитывать интерес к чтению, серьезное отношение к выполнению учебных заданий.

Задачи:

  1. учить преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; развивать навыки правильного, выразительного, осознанного, эмоционально окрашенного чтения;

  2. развивать умение слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной и письменной форме; умение работать в паре и в группах; определять и формулировать цель деятельности на уроке; формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

  3. воспитывать нравственное чувство этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые; развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции; оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

Оборудование:

  1. мультимедийный проектор

  2. интерактивная доска

  3. карточки с дифференцированным заданием

  4. произведения Н.Н.Носова

  5. «солнышко»

  6. карточки со словами

  7. словарь Ожегова

  8. памятки «Как выполнять домашнее задание»

Здравствуйте, ребята!

Прозвенел и смолк звонок.

Начинается урок.

Чтобы весело нам было,

Чтобы солнышко светило,

Позовём его в наш класс:

«Просим погостить у нас!

Улыбнитесь друг другу и пожелайте удачи друг другу.

Речевая разминка.

Работа над пословицей

За двумя зайцами погонишься — ни одного не поймаешь.

Как вы понимаете пословицу?

Входит Незнайка.

Здравствуйте, ребята! (загадка о Незнайке)

Вы узнали меня? Кто написал про Незнайку?В каком городе я живу? На какой улице?

  1. Актуализация опорных знаний

В стране литературии есть маленький гном Забывалкин. Помогите ему вспомнить произведения которые он читал.

Игра «Отгадай по первым буквам произведение

  • «Фан…» «Фантазёры»
  • «Жив… …» «Живая шляпа»
  • «Огу…» «Огурцы»
  • «Миш… …» «Мишкина каша»
  • «Ви… … в … и …» «Витя Малеев в школе и дома»
  • «Ого…» «Огородники»
  • «Нез… на …» «Незнайка на Луне»
  • «Ступ…» «Ступеньки»
  • «Зап…» «Заплатка»

Чьи произведения хотел вспомнить гном Забывалкин? (Н.Н. Носова)

  1. Изучение нового материала

1) Вступительная беседа

Н. Носов написал много произведений, которые любят читать и взрослые, и дети. Расскажите что вы знаете о писателе Н. Носове.

Рассказ одного ученика

Николай Николаевич Носов родился в 1908 году в Киеве в семье актёра.

После окончания школы он учился в Москве, в институте, где снимают кино. Н.Носов писал много рассказов и повестей о ребятах, таких как мы. У него был сын, который просил сочинить новые сказки. И Носов стал сочинять для него забавные весёлые рассказы, которые мы полюбили.

Представьте себе что вы на встрече с писателем и он рассказывает о себе. Его слова будете вы читать с экрана.

— Сейчас мы потренируемся в беглости чтения и узнаем новое, о писателе Н. Носове .

«… Детским писателем я стал потому, что, когда я вырос, мне вообще захотелось стать писателем, потому что у меня была, интересная жизнь и было о чём порассказать. К тому времени я уже заметил, что люди многого ещё не понимают, а поскольку дети понимают ещё меньше, то лучше писать для детей.

Обратите внимание

Дети гораздо серьёзнее взрослых, и они не думают, что они всё на свете уже постигли и им ничему не надо учиться.»

— Почему Носов стал детским писателем?

«Когда я, ещё совсем младенцем, ездил в трамвае, то очень любил, сидя на ручках у матери, смотреть в окно и вести репортаж о том, что я видел.

Эти мои репортажи, или комментарии, почему-то очень смешили пассажиров, ехавших с нами в трамвае. Когда это у меня началось, я никак не могу припомнить. По-моему, я так и родился, то есть это у меня от природы, как сказал поэт: «Дар природный, дар случайный …» и моей лично заслуги в этом никакой нет».

— Почему Николай Николаевич стал юмористом?

— А с какими рассказами мы с вами уже знакомы?
(«Живая шляпа», «На горке» , «Заплатка», «Фантазеры», «Ступенька»)

— Некоторые из них вошли в сборник «Фантазёры» (показать) Можете взять в нашей школьной библиотеке и почитать.

— А ответьте мне: «Те рассказы Носова, которые вы прочитали, какие они по характеру?»
(Добрые, смешные, весёлые)

-Прочитайте, что писал В. Катаев о рассказах Носова: «Они остросюжетные, насыщенные комическими ситуациями. Главными героями рассказов Носова являются мальчики. Они несут в себе все черты нового человека, привычку изобретать, отсутствие умственной лени».

«Носовские мальчики» оказываются сильнее свалившихся на них неудач. Они изобретательные, энергичные, добрые, честные, немного самоуверенные. Из-за своей неопытности, самоуверенности, любопытства, мальчишеской поспешности часто они оказываются в «комических» ситуациях. Но в этих ситуациях они умнеют, растут, получают трудовые навыки. Становятся дружными, правдивыми, честными и отзывчивыми.

— Так какие же эти Носовские мальчишки?

— Весёлые рассказы вызывают у людей улыбку и смех. А смех — дело серьёзное. Посмотрите на экран (картинка «упавшая старушка»)

— Это смешно? А попавший в беду товарищ?

— Важно научиться видеть по настоящему смешное в жизни, понимать шутки окружающих людей, уметь рассказать самому о каком-либо забавном случае.

Вот мы и будем учиться на уроке, различать смешное от несмешного.

2) Объявление темы и цели урока (Учащиеся сами выводят цель урока)

— С произведением какого писателя мы познакомимся на уроке? А какое? Отгадайте.

Ачадаз анидеф («Федина задача»)

Сформулируйте цель урока

Цель: познакомиться с произведением Н.Н.

Носова «Федина задача», Учиться правильно и выразительно читать произведение Н.Н.Носова «Федина задача» и анализировать произведение Н.Н.Носова «Федина задача».

3) Первичное восприятие

  1. Попробуйте предположить; о чём будет это произведение?

  2. Откройте учебники стр. 164. С каким рассказом Н. Носова мы будем сегодня знакомиться? Встаньте те, которые не читали этот рассказ?

  1. Словарная работа (по словарю)

В тексте встретятся непонятные слова, ученик читает определение по словарю.

  • Рокочущим басом — низким мужским голосом
  • Кафтан — длинная верхняя одежда с длинными рукавами.
  • Борзая — быстрая
  • ТИТУЛЯРНЫЙ СОВЕТНИК-высокий служебный чин (должность) в России до революции.
  • В МОРЕ ПОЛУДЁННОМ — в море в середине, в полдень.
  • КАФТАН — русская старинная мужская долгополая верхняя одежда

  1. Прослушивание аудиозаписи рассказа Н.Носова «Федина задача» ( «Старое радио» читает Лев

6) самостоятельное чтение рассказа (выполнение задания)

-Самостоятельно прочитайте рассказ (шёпотом), отметьте в тексте понравившиеся смешные моменты и прочитайте их мне так, чтобы мне было смешно.

(индивид. опрос).

-Скажите в тексте есть моменты, когда Федя разговаривает, рассуждает?

-Он разговаривает с кем-то или с самим собой.

— Какой тип речи он использует? (монологич. или диалог)

(повторитьмонол., диалог. речь)

  1. Работа над произведением.

Прочитайте самые интересные эпизоды рассказа выразительно.

  1. Вам понравился рассказ? Какой он? (смешной, весёлый)

  2. Кто главный герой, чем он занимался?

  3. Почему автор назвал свой рассказ «Федина задача»?

  4. Как автор относится к своему герою?

  5. Как автор относится к своему герою?

  6. Что автор осуждает в поведении мальчика? (невнимат., рассеян.

    )

  7. Поделитесь своими чувствами и мыслями о прочитанном.

  8. Оправдалось ли ваше предположение?

  9. Создайте модель обложки произведения у доски.

  10. Какое настроение вызвал у вас рассказ?

  11. А среди вас есть такие как Федя, или среди ваших друзей?

  12. Как Федя готовился делать уроки? Прочитать отрывок

  13. Посмотрите иллюстрацию 1.

    Что изображено? Найдите отрывок к этому рисунку.

  14. Посмотрите иллюстрацию 2. Что изображено? Найдите отрывок к этому рисунку.

  15. Почему Феде так и не удалось решить задачу?

  16. Как поступил Федя после того, как не смог решить задачу? Прочитать

  17. Почему Федя решил обратиться за помощью к Юре?

  18. Сможет ли Юра растолковать трудную задачу? Представьте их встречу.

  19. Что бы вы посоветовали Феде? Как бы вы помогли Феде с задачей?

  20. Какие черты характера ему необходимо развивать?

  • Дисциплинированность
  • Целенаправленность
  • Чёткость выполнения
  • Умение преодолевать трудности
  • Ответственность
  • Трудолюбие
  1. Что полезного для себя вы взяли из рассказа?

  2. Как вы думаете, для чего Н.Н.Носов написал этот рассказ? Чтобы повеселить читателя или с другой целью?

  1. Сколько мелодий прослушал Федя?(7)

  2. Сколько раз Федя приступал к решению задачи?(9)

3) Сколько раз звучало слово «колокольчик ?» (6)

9)

10. Работа с рабочей тетрадью

Дифференцированная работа по карточкам (учающиеся выбирают задание по желанию)

а) Найти отрывок для чтения, когда у Феди было хорошее настроение. Придать голосу окраску радости, удовольствия.

б) Найти отрывок для чтения, где настроение очень изменилось, покажите голосом при чтении недовольство, негодование.

в) Пересказ понравившегося отрывка.

г) Устное рисование портрета Феди Рыбкина

д) Какая пословица подойдет к этому произведению.

12.

Оценивание учащихся

Вернёмся к теме и цели нашего урока. Справились ли мы с поставленными задачами?

Над чем задумались?

Оцените свою работу и класса на уроке.

13. Домашнее задание (выбрать по желанию)

  1. Прочитать рассказы Н.Н.

    Носова

  2. Нарисовать рисунки

  3. Придумать продолжение рассказа.

  4. Пересказ

  5. Попробуйте сами написать смешной рассказ

Тест

1. Как зовут главного героя __________________________________________

2. Автор произведения «Федина задача» __________________________________________________________________

3. Сколько мелодий прослушал Федя? _________________________________

4. Сколько раз Федя приступал к решению задачи? ______________________

5. Сколько раз звучало слово «колокольчик ?» __________________________

6. В какое время года происходит действие? ____________________________

7. Какая песня понравилась Феде? ____________________________________

8. Про что была задача? _____________________________________________

9. Что сделал Федя прежде чем решить задачу? _________________________

10. Кому пошел Федя, когда не смог решить задачу? _____________________

Соедини название произедения с рисунком

Живая шляпа

Ступенька

Огурцы

Приключения Незнайки

Мишкина каша

Федина задача

Фантазеры

Источник: https://botana.biz/prepod/nachalnye_klassy/oohv19f4.html

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

МАЙДАКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА

Конспект урока

по литературному чтению

в 4 классе.

Подготовила и провела

Булыгина М.В.

учитель начальных классов

Тема: Наш Пушкин ( обобщающий урок по творчеству А.С. Пушкина ).

Цель: развивать память, речь, внимание, воображение, дикцию учащихся; обобщить знания по разделу; способствовать развитию творческих способностей учащихся; совершенствовать навык выразительного чтения; прививать любовь и интерес к книгам, к русской литературе через творчество Пушкина.

Оборудование: материалы стенда ( в т.ч.

портрет Пушкина ),рисунки детей по произведениям Пушкина, иллюстрации художников Палеха к сказке поэта «Сказка о царе Салтане», музыка к к/ф «Метель» композитора Г.

Свиридова, песня Белочки (« Во саду ли , в огороде…»), выставка книг « Стихи и сказки Пушкина», диски с м/ф и к/ф по произведениям поэта, тестовые задания, презентация « А.С. Пушкин ».

Ход урока.

1. Вход в класс под музыку Г. Свиридова к к/ф по повести Пушкина

« Метель».

2. Организационный момент.

-Ваши глазки на меня посмотрели.

Мне приятно. Тихо сели.

Сегодня у нас необычный урок. Для кого-то из вас это-урок обобщения знаний по разделу о творчестве Пушкина, для других-урок повторения, а для некоторых — урок – праздник.

И я надеюсь, что сегодня на уроке все мои ребята будут внимательными слушателями и активными участниками.

3. Работа по теме.

1) Целевая установка.

— Более двухсот лет имя Пушкина живёт с нами. Давайте сегодня перелистаем некоторые страницы жизни поэта, вспомним его произведения.

2) Презентация « А.С.Пушкин» ( сопровождение слайдов рассказами детей и учителя). См. Приложение I.

— Удивительный, великий человек…Стихи Пушкина отличаются такой естественностью и простотой, что кажется, что они сами собой ложились на бумагу. На самом деле это не так. Гениальный поэт А.С. Пушкин был и великим тружеником. Поэтому и получались такие красивые стихи. Давайте послушаем их.

3) Чтение стихов.

( дети читают отрывки из стихотворений) См. Приложение II.

— Ребята, а ведь Александр Сергеевич писал не только стихи, но и…( помогают дети ). Конечно, сказки. Какие вы знаете сказки, написанные Пушкиным?

— А теперь давай те посмотрим на эти иллюстрации ( доска ). Их нарисовали художники Палеха. Из какой сказки сюжеты? Правильно, из «Сказки о царе Салтане». А какое из чудес, описанных Пушкиным, вы видите на этих иллюстрациях? ( Белочку). А какую песенку она пела? ( ответы детей ).

— Сейчас вы немного отдохнёте и исполните эту песенку.

4) Физкультминутка. (Дети под музыку исполняют хоровод « Во саду ли , в огороде».

— А мы продолжаем разговор о сказках и проведём литературную игру –викторину « Узнай сказку».

5) Викторина.

— У меня в руках сказочная шкатулка. Сейчас я её открою и буду показывать волшебные предметы. Вы должны их назвать, сказать из какой сказки и прочитать отрывок.( на партах конверты со стихами). См. Приложение III.

Учитель показывает по очереди: рыбку, петушка, яблоко, лебедя, зеркальце. Дети работают в парах, по рядам, по группам.

— Многие произведения А.С.Пушкина экранизированы. Какие фильмы и мультфильмы, ребята, вы видели? ( Учитель дополняет ответы детей ).

Чтение учителем начала отрывка из повести «Метель», дети продолжают по своим тетрадям по русскому языку.

( На предыдущем уроке проведено контрольное списывание. См. журнал «Начальная школа» № 10 за 2011г.,стр.89. Проверочные и контрольные работы за первое полугодие.)

— Как вы думаете из какого произведения этот отрывок? ( ответы)

— Да, из повести Пушкина «Метель». Учитель сообщает о фильме , созданному по данному произведению.

— И звучит в фильме прекрасная музыка, давайте её послушаем.

6) Слушание вальса композитора Георгия Свиридова из к/ф «Метель». ( Впечатления).

4. Подведение итогов урока.

— Вот и пролистали мы страницы жизни А.С. Пушкина, вспомнили его произведения.

— Ребята, а если бы мы с вами написали письмо в прошлое,

что бы вы сказали Пушкину, за что бы его поблагодарили?

( выслушиваются ответы детей)

Дети читают стихи Пушкину и о Пушкине. См. Приложение IV.

5. Рефлексия.

-Ребята, у вас на столах лежат «волшебные» зеркальца. Поработайте с ними. ( сигнальные карточки )

-С каким настроением вы уйдёте с этого урока? ( дети показывают карточку нужного цвета). Почему у вас такое настроение?

6. Домашнее задание.

Тестовая работа по творчеству А.С. Пушкина.

7. Выход из класса под музыку Г.Свиридова.

.

Приложение I

Слова к презентации (сопровождение).

Важно

2 слайд. 6 июня 1799 года в Москве в дворянской семье родился мальчик, которому суждено было стать одним из величайших поэтов России.

3 слайд.

Отец, Сергей Львович, небогатый помещик, человек хорошо образованный, любил литературу, был знаком со многими русскими писателями и сам немного писал.

4 слайд. Мать, Надежда Осиповна.

Прадедушка, Абрам Петрович Ганнибал служил у Петра I.

5 слайд. Детей в семье Пушкиных было трое. Старшая Ольга, второй Александр, младший Лёвушка.

6 слайд. Любовь к русскому языку маленькому Пушкину привили бабушка Ганнибал Мария Алексеевна и няня Арина Родионовна Яковлева.

7 слайд. В 12 лет Александр уезжает учиться в Царскосельский лицей под Петербургом.

9 слайд. Учебный год в лицее продолжался 11 месяцев с 1 августа по 1 июля. В течение года учащиеся не имели права уехать домой, только на летние каникулы, которые продолжались 1 месяц.

10 слайд. Комната Александра Пушкина в лицее, в которой он жил.

11 слайд. Близкие друзья Пушкина по лицею: Антон Антонович Дельвиг, Иван Иванович Пущин, Вильгельм Карлович Кюхельбекер.

Пушкин сохранил лицейскую дружбу на всю жизнь.

12 слайд. На выпускном экзамене Пушкин с успехом прочитал своё стихотворение.

13 слайд. Лицей был окончен. Пушкин поступил на службу в коллегию иностранных дел, но служба мало его интересовала. Он ходил в театр, участвовал в литературных сообществах, писал стихи.

Совет

14 слайд. В имении матери Михайловское, куда приезжал Пушкин, он написал много повестей, поэму «Руслан и Людмила».

15 слайд. Пушкин писал иногда возмутительные стихи, ему не нравились царские порядки в России. За это он был сослан на юг, а потом в Михайловское.

16 слайд. Там он снова много

17 слайд. пишет.

18 слайд. Утром и днём Пушкин обычно работал, потом уезжал в село Тригорское к соседям. А вечерами, когда за окном выла вьюга, он снова, как в детстве слушал нянины песни и сказки. Вот как поэт писал брату в письме: «Что за прелесть эти сказки!»

19 слайд. Многие нянины сказки Пушкин использовал для создания собственных сказок: « Сказка о царе Салтане», «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о рыбаке и рыбке».

20 слайд. Арина Родионовна заботилась об Александре Сергеевиче. А он её по-настоящему крепко любил и написал несколько трогательных стихов про свою няню:

«Спой мне песню, как синица,

Тихо за морем жила;

Спой мне песню, как девица

За водой поутру шла…»

21 слайд. Когда ссылка закончилась Пушкин уехал в Москву и посватался к Наталье Николаевне Гончаровой.

22 слайд. Но невеста не сразу согласилась, и поэт уезжает на Кавказ.

23 слайд. Затем в Болдино, имение отца. Там создаются роман «Евгений Онегин», «Сказка о попе и работнике его Балде» и др.

25 слайд. Женившись на Наталье Николаевне, Пушкины стали жить в Москве, потом в Петербурге.

Обратите внимание

26 слайд. У Александра Сергеевича и Натальи Николаевны было четверо детей: старшая дочь, Мария, старший сын, Александр, младшая дочь, Наталья, младший сын, Григорий.

27 слайд. Но вот в Петербурге появился француз Дантес. Он влюбился в жену Пушкина и стал за ней ухаживать.8 февраля 1837 года вечером на Чёрной речке в Петербурге состоялась роковая дуэль, на которой Пушкин был смертельно ранен.

28 слайд. Прожив 2 дня в страшных мучениях Пушкин умер 10 февраля 1837 г. «Солнце русской поэзии закатилось»

29 слайд. Смерть поэта стала началом его бессмертной славы на земле.

30 слайд. Читаю.

Люблю я Пушкина творенья,

И это вовсе не секрет.

Его поэм, стихотворений

Прекрасней не было и нет!

С мальства его читаем сказки,

В них жар души, природы краски.

Добро цветёт в них, злоба чахнет.

В них русский дух,

В них Русью пахнет!

За Пушкина Руси спасибо

От имени всего народа!

Ведь мы стихи его читаем

Как он писал – без перевода.

Приложение II

Отрывки из стихотворений Пушкина

Роняет лес багряный свой убор,

Сребрит мороз увянувшее поле,

Проглянет день как будто поневоле

И скроется за край окружных гор.

И с каждой осенью я расцветаю вновь;

Здоровью моему полезен русский холод…

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса –

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса…

Вот север, тучи нагоняя,

Дохнул, завыл – и вот сама

Идёт волшебница зима.

Под голубыми небесами,

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит;

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя;

То, как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя.

Сквозь волнистые туманы

Пробирается луна,

На печальные поляны

Льёт печально свет она.

По дороге зимней, скучной

Тройка борзая бежит,

Колокольчик однозвучный

Утомительно гремит.

Мелькает, вьётся первый снег,

Звездами падая на берег.

Приложение III

Глядь – поверх текучих вод

Лебедь белая плывёт.

« Здравствуй, князь ты мой прекрасный!

Что ты тих, как день ненастный?

Опечалился чему?» —

Говорит она ему.

В третий раз закинул он невод, —

Пришёл невод с одною рыбкой.

С не простою рыбкой, — золотою.

Как взмолится золотая рыбка!

Голосом молвит человечьим:

Опусти ты,старче, меня в море,

Дорогой за себя дам откуп:

Откуплюсь чем только пожелаешь».

Ей в приданое дано

Было зеркальце одно;

Свойство зеркальце имело:

Говорить оно умело.

С ним одним она была

Добродушна, весела,

С ним приветливо шутила

И, красуясь, говорила:

« Свет мой, зеркальце, скажи

Да всю правду доложи:

Я ль на свете всех милее,

Всех румяней и белее?

Под окно за пряжу села

Ждать хозяев, а глядела

Всё на яблоко. Оно

Соку спелого полно,

Так свежо и так душисто,

Так румяно – золотисто,

Будто мёдом налилось!

Видны семечки насквозь…

Вот мудрец перед Дадоном

Стал и вынул из мешка

Золотого петушка

« Посади ты эту птицу, —

Молвил он царю, — на спицу;

Петушок мой золотой

Будет верный сторож твой.

Закричит: « Кири – ку – ку.

Царствуй, лёжа на боку!»

Приложение IV

Стихи Пушкину.

…Вы подарили нам царевну, Что спит спокойно вечным сном, И море синее, и пену…

И рыбку золотую в нём…

И три девицы пряжу пряли…

По морю плавал царь Гвидон.

А поп с Балдою выясняли,

Кому и как менять закон…

Мы с детства знаем сказки эти,

Они нам дороги всегда…

Поэт России, сын Державы,

Знакомый каждому из нас.

Вы, Пушкин, духом величавы,

России всемогущий глас.

Тестовая работа по литературному чтению по теме «Творчество А.С.Пушкина»

1. Узнай персонажа произведения А.С. Пушкина. Этот персонаж выполняет по просьбе Гвидона три чуда.

1) Царевна Лебедь

2) Царевна Несмеяна

3) Василиса Прекрасная

5) Елена Премудрая

2. Продолжи определение. Сказка – это…

1) Краткий иносказательный рассказ сатирического содержания с моралью.

2) Краткое народное изречение с поучительным содержанием.

3) Повествовательное, обычно народно – поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил.

4) Замысловатое поэтическое описание предмета или явления, которое нужно отгадать.

3. Кому принадлежат эти строки?

Наша ветхая лачужка

И печальна и темна

Что же ты, моя старушка,

Приумолкла у окна?

1) А. Фет 2) И. Суриков 3) А. Пушкин 4) М. Лермонтов

4. Узнай сказку А.С. Пушкина по словам: базар, жадность, лошадь, печка, оброк, море, верёвка, чёрт, расплата.

1) «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»

2) «Сказка о рыбаке и рыбке»

3) «Сказка о попе и о работнике его Балде»

4) «Сказка о золотом петушке»

5. Какая из перечисленных сказок НЕ принадлежит перу А.С. Пушкина?

1) «Сказка о попе и о работнике его Балде»

2) «Сказка о потерянном времени»

3) «Сказка о рыбаке и рыбке»

4) «Сказка о золотом петушке»

6. Назови имя царя из сказки А.С. Пушкина, о котором написаны следующие строки:

Смолоду был грозен он

И соседям то и дело

Наносил обиды смело;

Но под старость захотел

Отдохнуть от ратных дел.

1) Салтан 2) Дадон 3) Елисей 4) Гвидон

7. Какое произведение А. С. Пушкина начинается следующим образом?

У лукоморья дуб зелёный;

Златая цепь на дубе том:

И днём и ночью кот учёный

Всё ходит по цепи кругом…

1) «Сказка о рыбаке и рыбке»

2) «Сказка о золотом петушке»

3) поэма «Руслан и Людмила»

4) «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»

Источник: https://multiurok.ru/index.php/files/konspiekt-uroka-po-litieraturnomu-chtieniiu-v-4-1.html

Урок литературного чтения в 4 классе «Мир – театр, люди – актёры»

Учитель: Степная Н.Д., 18.03.2011 г.

Тема. Обобщение по разделу: «Мир – театр, люди – актёры».

Цели:обобщить знания по данному разделу;способствовать приобщению детей к искусству; развивать творческие способности учащихся, внимание, память, речь

учащихся, умение определять отличительные черты пьесы; развивать умение выражать свои чувства, мысли словами, жестами, аргументировать (коммуникативная компетентность);

воспитывать нравственные качества – интереса к чтению и любви к литературе.

Учебные материалы. Учебник «Литературное чтение. 4 класс» (авт. Кубасова О.В.); страничка из орфографического словаря Ожегова; раздаточные папки для фронтального опроса (одна на двоих); листы с тестами проверочной работы (на каждого ученика), рисунки учащихся к пьесам; магнитофон.

Ход урока.

1. Организационный момент.

Ты улыбкой, как солнышком, брызни,
Выходя поутру из ворот Понимаешь, у каждого в жизни Предостаточно бед и забот. Разве любы нам хмурые лица Или чья-то сердитая речь? Ты улыбкой сумей поделиться И ответную искру зажечь.

Подарите улыбки друг другу:

— Улыбнитесь друг другу! Приятной вам работы на уроке!

2. Чтение темы на доске.

    И         Т               И —         Т Ё

М     Р  —  Е            Д            К     Р

               А         Ю            А         Ы!

               Т     Л

               Р,

Учитель.

Чему посвящен раздел, который мы изучили? (Театру).

27 марта отмечается Всемирный день театра. Этот праздник прежде всего адресован мастерам сцены и зрителям, посещающим театр.

Традиционно в этот день в театрах стран мира проходят Дни открытых дверей, практикуются бесплатные посещения спектаклей, иногда актеры играют вне театра на открытых площадках, тем самым они привлекают людей к данному виду искусства.

Сегодняшний урок пусть будет маленькой частичкой театральных мероприятий, которые будут происходить в преддверии праздника.

Учитель. А как тема нашего урока связана с жизнью?

Дети. В жизни, как и в театре, люди плачут, смеются, радуются, страдают, умирают и рождаются. Они разговаривают, как и в пьесе, решают вопросы, переживают, то есть действуют.

3. Фронтальная беседа.

Учитель: Обратитесь к папкам, найдите театральную страничку со словами из толкового словаря Ожегова и ответьте на следующие вопросы:

· Что такое театр?

Театр. 1) Искусство представления драматических произведений на сцене, само такое произведение.

2) Зрелищное предприятие, помещение, где представляются на сцене такие произведения.

· Как называется постановка пьесы в театре? (Спектакль.)

· Руководитель театральной постановки? (Режиссёр)

· Исполнители ролей в театральных представлениях, в кино, на телевидении. (Актёр)

· Что такое декорация?

Декорация устанавливаемое на сцене, съёмочной площадке живописное, объёмное или архитектурное изображение места и обстановки сценического действия.

· Как называется профессия человека, который придумывает декорации?

Декоратор1. Художник, пишущий декорации, оформляющий сцену. 2. Специалист по декорированию помещений.

· Кто помогает артистам менять внешний вид перед выходом на сцену?

Гримёр – специалист, занимающийся гримировкой артистов.

Парикмахер – мастер – специалист по причёскам, завивке, стрижке, бритью.

Костюмер – специалист по театральным костюмам.

· Какие профессии, связанные со светом и звуком, необходимы при показе спектакля?

Осветитель – специалист, ведающий освещением сцены, созданием световых эффектов.

Звукорежиссёр (звукооформитель) – специалист по шумовому оформлению спектакля, представления.

· Кто такие театральные критики?

Театральные критики — специалисты, которые занимаются разбором и оценкой театральных постановок.

· Как называется первое представление в театре?

Премьера – первое представление спектакля, цирковой программы, фильма.

· Как называется человек, который подсказывает слова актёрам во время спектакля?

Суфлёр – работник театра, суфлирующий актёрам – подсказывающий актёрам слова роли во время представления.

· Кто такой дублёр?

Дублёр — репетирует роль одновременно с актёром, выбранным на роль. Но играет только тогда, когда этот актёр не сможет играть, или по–очереди с ним.

· Что такое фрагмент спектакля?

Фрагмент спектакля – отрывок текста, художественного, музыкального произведения.

· Итак, что отличает пьесу от других литературных произведений?

(Ответы детей)

4. Работа с пьесами.

Учитель. Представим, что мы с вами сегодня собрались в театре. На предыдущем уроке мы выбрали фрагменты для постановки пьес, утвердили актёров на главные роли. Рисунки декораторов помогут нам лучше представить место, где происходит действие пьес. (На доске: детские иллюстрации к пьесам)

У. Я буду режиссёром, а каждый из вас попробует быть театральным критиком.

Места заполняются в зрительном зале,

До зрелищ охотник повсюду найдется.

Обычная вешалка в самом начале,

А дальше – то чудо, что театром зовется.

Распахнутый занавес сцену откроет,

Проступит из тьмы лабиринт декораций,

И жизнь обретут персонажи, герои,

В которых актеры начнут воплощаться.

· Инсценировка отрывка пьесы Н.Носова «Два друга».

Класс – театральные критики, 8 человек — актёры.

Слово предоставляется театральным критикам.

(Дети оценивают игру своих одноклассников, отмечая при этом положительные и отрицательные моменты)

Учитель. Как называется перерыв в театре?

Антракт – краткий перерыв между действиями спектакля или отделениями концерта, циркового представления, зрелища.

(Проводится физкультурная минутка – упражнения для психофизического тренинга).

«Ощущения» — Посидеть на стуле так, как сидит царь на троне; пчела на цветке; наказанный ребенок; бабочка, которая сейчас взлетит; наездник на лошади.

— Пройтись, как ходит младенец, который только что начал ходить; старый человек.

— Нахмуриться, как хмурится ребенок, у которого отняли игрушку.

— Улыбнуться, как улыбается очень вежливый японец, собака своему хозяину, кот на солнышке.

«Растём» — Исходное положение — сидя на корточках, голову нагнуть к коленям, обхватив их руками. «Представьте себе, что вы маленький росток, только что показавшийся из земли. Вы растете, постепенно распрямляясь, раскрываясь и устремляясь вверх. Я буду помогать вам расти, считая до пяти. Постарайтесь равномерно распределить стадии роста».

· Инсценировка отрывка пьесы С. Козлова «Снежный цветок»

7 человек — актёры

Слово предоставляется театральным критикам.

· Инсценировка отрывка пьесы С.Маршака «Про Козла»

3 человека — актёры

Слово предоставляется театральным критикам.

5. Индивидуальная работа — Проверочная работа по разделу.

(Тест отпечатан на листах)

Учитель: Сейчас вы в течение 5-7 минут выполняете тест. Напишите свои инициалы на листах. (По окончании работы листы сдаются учителю)

6. Подведение итога урока. Рефлексия.

Учитель – У кого из вас появилось желание сходить в драматический театр на спектакль? А кто хотел бы выйти на сцену в качестве актёра?

7. Домашнее задание.

Учитель. 1)Творческое задание – «Что было дальше?».

Вы все знаете сюжет РНС «Репка». Задание — предположить, что произошло после того, как репку вытянули и представить действие в образах главных героев (дед, баба, внучка, Жучка, кошка, мышка).

2)* Придумать название и сюжет своей пьесы. Перечислить действующих лиц.

Источник: http://www.ProTema.ru/lib/ou/item/192-lit-act

Поурочные планы по литературному чтению 4 класс | Русская литература | так то ЕНТ

  • Литература 4 класс. Тема: Драгунский « Девочка на шаре».

  • Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса по ФГОС

  • Конспект урока литература 4кл Н.А. Некрасов «Мороз-воевода»

  • Урок 1 ЗНАКОМСТВО С УЧЕБНИКОМ. ЛЕТОПИСИ

  • Урок 3 ЛЕТОПИСИ. «И ПОВЕСИЛ ОЛЕГ ЩИТ СВОЙ НА ВРАТАХ ЦАРЬГРАДА»

  • Урок 4 ЛЕТОПИСИ. «И ВСПОМНИЛ ОЛЕГ КОНЯ СВОЕГО»

  • Урок 5 БЫЛИНЫ. «ИЛЬИНЫ ТРИ ПОЕЗДОЧКИ»

  • Урок 6 БЫЛИНЫ. «ИЛЬИНЫ ТРИ ПОЕЗДОЧКИ» (продолжение)

  • Урок 7 БЫЛИНЫ. «ИЛЬИНЫ ТРИ ПОЕЗДОЧКИ» (продолжение)

  • Урок 8 ЖИТИЯ. «ЖИТИЕ СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО»

  • Урок 9 ЖИТИЯ. «ЖИТИЕ СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО» (проверочная работа по разделу)

  • Урок 10 ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК ПО РАЗДЕЛУ «ЛЕТОПИСИ. БЫЛИНЫ. ЖИТИЯ»

  • Урок 11 ПЁТР ПАВЛОВИЧ ЕРШОВ. «КОНЁК-ГОРБУНОК»

  • Урок 12 ПЁТР ПАВЛОВИЧ ЕРШОВ. «КОНЁК-ГОРБУНОК» (продолжение)

  • Урок 13 АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ПУШКИН. «ТУЧА»

  • Урок 14 АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ПУШКИН. «НЯНЕ», «УНЫЛАЯ ПОРА!..»

  • Урок 16 МИХАИЛ ЮРЬЕВИЧ ЛЕРМОНТОВ. «ДАРЫ ТЕРЕКА»

  • Урок 17 МИХАИЛ ЮРЬЕВИЧ ЛЕРМОНТОВ. «АШИК-КЕРИБ» (турецкая сказка)

  • Урок 18 ЛЕВ НИКОЛАЕВИЧ ТОЛСТОЙ

  • Урок 19 ЛЕВ НИКОЛАЕВИЧ ТОЛСТОЙ. «ДЕТСТВО»

  • Урок 20 ЛЕВ НИКОЛАЕВИЧ ТОЛСТОЙ. «КАК МУЖИК УБРАЛ КАМЕНЬ» (басня)

  • Урок 21 АНТОН ПАВЛОВИЧ ЧЕХОВ. «МАЛЬЧИКИ»

  • Урок 22 ФЁДОР ИВАНОВИЧ ТЮТЧЕВ. «ЕЩЁ ЗЕМЛИ ПЕЧАЛЕН ВИД…»

  • Урок 23 ФЕДОР ИВАНОВИЧ ТЮТЧЕВ. «КАК НЕОЖИДАННО И ЯРКО…»

  • Урок 24 АФАНАСИЙ АФАНАСЬЕВИЧ ФЕТ. «ВЕСЕННИЙ ДОЖДЬ», «БАБОЧКА»

  • Урок 26 АЛЕКСЕЙ НИКОЛАЕВИЧ ПЛЕЩЕЕВ. «ДЕТИ И ПТИЧКА»

  • Урок 27 ИВАН САВВИЧ НИКИТИН. «В СИНЕМ НЕБЕ ПЛЫВУТ НАД ПОЛЯМИ…»

  • Урок 29 ИВАН АЛЕКСЕЕВИЧ БУНИН. «ЛИСТОПАД»

  • Урок 30 ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК. ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА

  • Урок 31 ВЛАДИМИР ФЁДОРОВИЧ ОДОЕВСКИЙ. «ГОРОДОК В ТАБАКЕРКЕ»

  • Урок 33 ВСЕВОЛОД МИХАЙЛОВИЧ ГАРШИН. «СКАЗКА О ЖАБЕ И РОЗЕ»

  • Урок 34 ВСЕВОЛОД МИХАЙЛОВИЧ ГАРШИН. «СКАЗКА О ЖАБЕ И РОЗЕ» (продолжение)

  • Урок 35 ПАВЕЛ ПЕТРОВИЧ БАЖОВ. «СЕРЕБРЯНОЕ КОПЫТЦЕ»

  • Урок 36 ПАВЕЛ ПЕТРОВИЧ БАЖОВ. «СЕРЕБРЯНОЕ КОПЫТЦЕ» (продолжение)

  • Урок 37 СЕРГЕЙ ТИМОФЕЕВИЧ АКСАКОВ. «АЛЕНЬКИЙ ЦВЕТОЧЕК»

  • Урок 38 СЕРГЕЙ ТИМОФЕЕВИЧ АКСАКОВ. «АЛЕНЬКИЙ ЦВЕТОЧЕК» (продолжение)

  • Урок 40 ЕВГЕНИЙ ЛЬВОВИЧ ШВАРЦ. «СКАЗКА О ПОТЕРЯННОМ ВРЕМЕНИ»

  • Урок 41 ЕВГЕНИЙ ЛЬВОВИЧ ШВАРЦ. «СКАЗКА О ПОТЕРЯННОМ ВРЕМЕНИ» (продолжение)

  • Урок 42 ВИКТОР ЮЗЕФОВИЧ ДРАГУНСКИЙ. «ГЛАВНЫЕ РЕКИ»

  • Урок 43 ВИКТОР ЮЗЕФОВИЧ ДРАГУНСКИЙ. «ЧТО ЛЮБИТ МИШКА»

  • Урок 44 ВИКТОР ВЛАДИМИРОВИЧ ГОЛЯВКИН. «НИКАКОЙ Я ГОРЧИЦЫ НЕ ЕЛ»

  • Урок 47 БОРИС СТЕПАНОВИЧ ЖИТКОВ. «КАК Я ЛОВИЛ ЧЕЛОВЕЧКОВ»

Источник: http://tak-to-ENT.net/load/298-4-10

Конспект урока по литературному чтению . 4 класс

Тема урока: С.Я.Маршак « Как поработала зима…» 
Ход урока. 

1.Вхождение в урок. 

Прозвенел и смолк звонок 
Начинается урок 
Урок литературный 
А мы народ культурный 
На уроке не лениться 
Всем работать, отвечать 
Ну а мы сегодня будем 

Наши знанья расширять. 

2.Сообщение темы и цели урока. 

— работать будем под девизом, который вам надо разгадать и прочитать. (слайд№2) кев ивиж, кев ьсичу(прочитать наоборот) Век живи, век учись. 
— будем учиться читать выразительно стихи, различать стихотворные рифмы, познакомимся с биографией С.Я. Маршака и его стихотворением « Как поработала зима…». 

3. Вступительная беседа. Подготовка к восприятию 

-Зима, удивительное , волшебное, сказочное время года. 
— А, вам нравится зима? Почему? (ответы детей). 
— Красота зимней природы побуждает людей творить. 
-Подумайте , через какие виды искусства мы можем почувствовать, увидеть, услышать красоту природы зимой?( Музыка, живопись, поэзия). 
-Благодаря художникам, мы можем увидеть красоту зимних пейзажей, обратить внимание на то, чего раньше не замечали, всмотритесь в эти картины внимательно, почувствуйте настоящую русскую зиму. (Слайды № 3-12 ) 
-Композиторы изображают зиму с помощью звуков, так чувствует зиму композитор …….. (прослушивание фрагмента)(слайд12) — Итак, чтобы передать красоту зимы художнику нужны? (кисти и краски,) композитору ? (звуки. ) 
-А что нужно поэту, ? (ответы детей) Молодцы! 
-Послушаем стихи о зиме, которые приготовили к уроку наши ребята. ( прослушивание стихов) 

-МОЛОДЦЫ. Спасибо. 

4. Работа по теме урока. 

-Многие поэты посвящали зиме свои стихотворения. Сегодня мы познакомимся с ещё одним стихотворением, которое написал известный детский писатель Самуил Яковлевич Маршак. 
-какие произведения С.Я.Маршака вы уже читали, знаете? МОЛОДЦЫ. 
-А сейчас Катя расскажет нам о жизни и творчестве С.Я.Маршака. 

-( презентация об авторе слайды № 13-20 ) читает ученик 

5. Чтение стихотворения учителем.
-Откройте стр.125 
-прочитайте название стихотворения, послушайте его. (читаю стихотворение сама) 
-что представляли, слушая стихотворение? (ответы детей) 

6.Словарная работа. 

-Прочитайте стихотворение сами. 
–какие слова были непонятны? 
объяснить значение слов: 
КАЙМА-полоса по краю чего-либо 
КРОВЛЯ-крыша 
ТАИТСЯ-прячется 

ОКАЙМИЛИ ЛЕС- опоясали лес 

7. Работа с рифмами. 

1).- А теперь прочитайте первую строфу. 
-Какие слова рифмуются? Какие строчки по счёту? (1-2, 3-4) 
-Строчки рифмуются парами. Такая рифма называется -ПАРНОЙ( опора на доску) 
-Парная рифма самая простая. Ёе часто применяют детские писатели, потому, что она очень легко и быстро запоминается. С детского сада вы знаете и я думаю помните такие стихи: 

Я начинаю, дети продолжают: 

«Зайку бросила хозяйка 
Под дождём остался зайка…» 

-какие слова рифмуются?(хозяйка-зайка) 
« Муха-муха цокотуха 
Позолоченное брюхо….»  -(цокотуха-брюхо) 
2).- Прочитайте вторую строфу. 
— назовите рифмующиеся слова.(прудов- проводов, полушубках- трубках) 
-В каком порядке рифмуются строчки? (1-3,2-4) 
-Такая рифма называется ПЕРЕКРЁСТНОЙ (опора на доску) 
-откройте страницу 126. Прочитаем о перекрёстной рифме 3- абзац.
3).-прочитайте третью строфу 
-назовите рифмующиеся строчки. В каком порядке они рифмуются? (1-4,2-3). Такая рифма называется ОХВАТНОЙ. Необычная рифма, читается на одном дыхании, поэт использует такую рифму, чтобы показать законченность мысли. 
— Итак, какую рифму использовал поэт в 1-й строфе? Во2-й? В 3-ей? 
-Прочитайте стихотворение ещё раз, пользуясь особенностями каждой рифмы. 
— А знаете кто первым из русских поэтов использовал сразу все три рифмы? 

-это был А.С.Пушкин. Используя такие строфы он написал большое произведение роман в стихах « Евгений Онегин», его вы обязательно будете читать в старших классах. 

8. Закрепление 

-Итак какой секрет мастерства поэзии мы сегодня узнали?(3вида рифм) 
-Как узнать каждую рифму?(по тому как она расположена) 
— Проверим как вы это запомнили на других стихотворениях: 

(Слайд№ 21 ) 

открываем календарь
— начинается январь 
в январе, в январе много 

снегу во дворе.( ПАРНАЯ) 

(СЛАЙД№ 22 )  Зима недаром злится 
Прошла её пора 
Весна в окно стучится 

И гонит со двора. (ПЕРЕКРЁСТНАЯ) 

(Слайд№ 23 )  На стёклах зимние узоры 
Деревья в зимнем серебре 
Сорок весёлых на дворе 

И мягко устланные горы. ( ОХВАТНАЯ). 

МОЛОДЦЫ! 

9.Итог урока.

— А теперь подводя итог нашего урока я предлагаю вам почувствовать себя начинающими поэтами. Я начну стихотворение, а вы попробуйте закончить его подходящей по смыслу и по рифме строчкой .
Подошёл к концу урок 
Скоро будет дан звонок 
Мы сегодня не скучали 

……………………….. Молодцы! Определите какую рифму мы использовали. 

10. Домашнее задание 

— А чтобы вы и дома не скучали, я предлагаю вам разные варианты домашнего задания. 
(Слайд№ 24 ) 
-Выучить стихотворение «Как поработала зима» наизусть 
-Научиться выразительно читать и приготовить рисунок 

-Сочинить своё стихотворение о зиме (указать рифму) 

11. итог. 

-Вы очень хорошо сегодня работали на уроке, но мне особенно хочется отметить самых активных ребят и поставить им пятёрки. 
-Встали, урок окончен всем спасибо за работу.

Источник: http://soch1.ucoz.ru/publ/metodicheskaja_kopilka/konspekt_uroka_po_literaturnomu_chteniju_4_klass/16-1-0-59

Ссылка на основную публикацию