Конспект занятия ко дню космонавтики по фэмп в старшей группе

План-конспект занятия по математике (старшая группа) на тему: Конспект НОД по ФЭМП в старшей группе на тему «Космическое путешествие»

Конспект НОД по ФЭМП в старшей группе

на тему «Космическое путешествие»

Цель:

Формирование у детей интереса к математике посредством игрового занимательного материала.

Обучающие задачи:

— — закрепить умение решать арифметические задачи на сложение и вычитание

— закрепить умение сравнивать числа в пределах 5, пользоваться знаками  >,  

— закреплять знания о геометрических фигурах, умение их классифицировать

— совершенствовать навыки ориентировки на листе бумаги

Развивающие задачи:

— создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания.

— способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.

Воспитательные задачи:

— воспитывать самостоятельность понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно 

— формировать элементарные представления о взаимопомощи и дружбе

Образовательные технологии:

— здоровьесберегающие

— игровые

Методические приемы:

Игровой прием – использование сюрпризных моментов.

Наглядный прием – использование наглядного материала.

Словесный прием – напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей.

Предварительная работа с детьми: беседа о космосе, о Ю. Гагарине; заучивание стихотворения про планеты; решение логических задач.

Оборудование: блоки Дьенеша с обручами.

Раздаточный материал: карандаши простые, листочки с заданиями.

Демонстрационный материал: картинки с планетами, космическими кораблями.

Ход НОД

Дети становятся в круг.

В: Давайте  друг друга поприветствуем.

 Встало солнышко давно

Заглянуло к нам в окно.

Собрало друзей всех в круг,

Я твой друг и ты мой друг.

Мы все за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

В: Сегодня у нас необычный день. Мы с вами отправимся путешествовать в космос. А что такое космос?

Дети:

В: Сколько всего планет в солнечной системе?

Дети: Девять планет.

В: Давайте назовем их. Для этого мы расскажем стихотворение.

Дети: По порядку все планеты

Назовет любой из нас:

Раз – Меркурий,

Два – Венера,

Три – Земля,

Четыре – Марс,

Пять – Юпитер,

Шесть – Сатурн,

Семь – Уран,

За ним – Нептун.

Он восьмым идет по счету.

А за ним уже, потом,

И девятая планета

Под названием Плутон.

В: Кто из людей первым полетел в космос?

Дети: Юрий Гагарин.

В: А до Гагарина кто-нибудь летал в космос?

Дети: Собаки Белка и Стрелка. Собака Лайка.

Обратите внимание

В: Мы сегодня тоже отправимся в космическое путешествие. Полетим к неизведанным нам планетам, узнаем, есть ли там жизнь. В полете нас ждет много интересного. Но на нашем пути могут встретиться и трудности. Чтобы их преодолеть, какими качествами космонавты должны обладать?

Дети: Смелыми, сильными, умными…

В: На чем космонавты летают в космос?

Дети: На ракете, космическом корабле.

В: Как назывался космический корабль, на котором полетел Гагарин в космос?

Дети: «Восток».

В: А вот ракеты, на которых полетим с вами мы.

(прикрепляются к фланеграфу 4 ракеты)

В: Посмотрите, чем ракеты отличаются друг от друга.

ДИ «Найди отличия»

В: У каждой ракеты есть свой номер: 2, 3, 4, 5.

В: Чтобы узнать на какой ракете вы полетите, с каким номером, вы должны выполнить задание.

В: Беремся за руки.

Ждут нас быстрые ракеты

Для прогулок по планетам.

На какую захотим,

На такую полетим!

Но в игре один секрет,

Опоздавшим места нет!

(воспитатель раздает карточки с заданиями)

В: Для того, чтобы узнать номер своей ракеты, вы должны решить примеры.

Ответ, который получится у вас, будет номером вашей ракеты.

Задание «Реши пример»

В: Пока вы решаете примеры, я поставлю ракеты на стартовые площадки.

(воспитатель прикрепляет ракеты к столам)

В: Кто решил примеры, может занимать место в ракете.

(дети становятся в колонку возле необходимой ракеты)

В: Проверим, правильно ли вы заняли свои места. Почему ты решил полететь в ракете под №2? №3? №4? №5?

Дети: 1+1=2; 2+1=3; 3+1=4; 4+=5 и т. д.

В: Ну а сейчас мы запускаем нашу ракету в небо. Начинаем обратный отсчет.

Дети: 10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1, пуск.

В: Итак, ракета запущена.

Летит в космической дали
Стальной корабль вокруг Земли.

И хоть малы его окошки,

Все видно в них как на ладошке:

Степной простор, морской прибой,

А может быть наш сад с тобой.

В: Вот и показалась первая необычная планета.

(вывешивается картинка)

В: Здесь живут необычные геометрические фигуры. Они живут в таких космических домиках.

(вывешиваются домики)

В: У каждого домика есть свой номер. А какой, вы узнаете, выполнив задание.

Задачи в стихах.

В: Пять ребят в футбол играли

Одного домой позвали.

Он в окно глядит, считает,

Сколько их теперь играет?

Дети:5-1=4.

В: Шесть грибов нашел Вадим,

А потом еще один.

Вы ответьте на вопрос:

Сколько он грибов принес?

Дети: 6+1=7.

В: Три ромашки-желтоглазки,

Два веселых василька

Подарили маме дети.

Сколько же цветов в букете?

Дети: 3+2=5.

В: Молодцы! Мы узнали номера домов.

В: Некоторые фигуры уже заселились в домики. Давайте поможем остальным заселиться.

ДИ «Найди недостающую фигуру»

В: Нужно расселить их так, чтобы на каждом этаже они находились в разном порядке.

(дети выполняют задание)

В: Остальные фигуры еще не решили в каких домиках они будут жить.

В: Летим теперь дальше. Полет продолжается.        

(дети подходят к ковру)

В: Перед нами скопление метеоритов. Чтобы с ними не столкнуться, мы должны их разобрать.

(дети присаживаются на край ковра и берут по одной геом. фигуре)

ДИ «Блоки Дьенеша»

В: В красный круг положить все красные, в синий – только квадратные, в желтый – только большие.

(дети выполняют задание)

В: Молодцы! Вы справились с заданием. Теперь мы не столкнемся с метеоритами. Летим с вами дальше.

(дети подходят к мольберту)

В: Перед нами еще одна неизведанная планета. Планета знаков сравнения.

В: Вспомните, какие знаки сравнения вы знаете.

Дети: Больше, меньше, равно.

В: Жители этой планеты любят все время что-нибудь сравнивать. Давайте поможем им расставить знаки сравнения. Присаживайтесь за столы.

Задание «Расставь знаки сравнения»

В: Положите перед собой листочки. Сначала вы должны сосчитать количество предметов, написать нужную цифру, а потом между ними поставить знак сравнения.

(дети выполняют задание)

В: Давайте проверим, какие знаки сравнения вы поставили.

В: Молодцы! Полетели дальше.

Физминутка

Один, два, три, четыре, пять, (ходьба на месте)

В космосе  летим опять. (соединить руки над головой)

Отрывались от Земли, (подпрыгнуть) долетели до Луны. (руки в стороны, покружиться)

На орбите повисим, (покачать руками вперед-назад)

И опять летим, летим. (ходьба на месте)

В: Перед нами планета, на которой живут веселые буквы.

(вывешивается на фланеграф картинка)

В: У каждого жителя этой планеты есть один очень важный для них предмет. А какой, вы узнаете, выполнив задание.

ДИ «Отгадай слово»

В: Что нарисовано?

Дети: Карандаш.

В: сколько слогов в этом слове?

Дети: Ка-ран-даш – три слога.

В: С какого звука начинается это слово?

Дети: Со звука «к».

В: Он твердый или мягкий?

Дети: Твердый.

В: Найдите букву, которая соответствует данному звуку.

В: Кто нарисован?

Дети: Незнайка.

В: Сколько слогов в этом слове?

Дети: Нез-най-ка – три слога.

В: С какого звука начинается это слово?

Дети: Со звука «нь».

В: Он твердый или мягкий?

Дети: Мягкий.

В: Найдите букву, которая соответствует данному звуку.

В: Что нарисовано?

Дети: Иголка.

В: Сколько слогов в слове?

Дети: И-гол-ка – три слога.

В: С какого звука начинается слово?

Дети: Со звука «и».

В: Найдите букву, которая соответствует данному звуку.

В: Что нарисовано?

Дети: Глобус.

В: Сколько слогов в слове?

Дети: Гло-бус – два слога.

В: С какого звука начинается слово?

Дети: Со звука «г».

В: Он твердый или мягкий?

Дети: Твердый.

В: Найдите букву, которая соответствует данному звуку.

В: Что нарисовано?

Дети: Арбуз.

В: Сколько слогов в слове?

Дети: Ар-буз – два слога.

В: С какого звука начинается слово?

Дети: Со звука «а».

В: Найдите букву, которая соответствует данному звуку.

В: Какое слово у нас получилось? Кто может прочитать?

Дети: Книга.

В: Жители этой планеты очень любят читать книги.

В: Придумайте предложение со словом книга.

В: Придумайте слова, которые начинаются со звука «к» или «кь».

В: Чтобы продолжить полет, немного отдохнем.

Физкультминутка

Раз, два – стоит ракета.

Три, четыре – скоро взлет.

Чтобы долететь до солнца

Космонавтам нужен год.

Но дорогой нам не страшно,

Каждый ведь из нас атлет.

Пролетая над Землею

Ей передадим привет.

В: Наш полет продолжается. Показалась еще одна неизвестная нам планета. А кто живет на этой планете, вы узнаете, выполнив задание. Делаем вынужденную остановку. Присаживайтесь.

(дети садятся за столы)

Задание «Графический диктант»

Важно

В: Начиная от красной точки, мы будем выполнять задание. Но сначала мы подготовимся.

Пальчиковая гимнастика

  Раз, два, три, четыре, пять

  В космос полетел отряд.                            

  Командир в бинокль глядит,        

  Что он видит впереди?        

  Солнце, планеты, спутники, кометы,

  Большую жёлтую луну.

По одному загибают пальчики на обеих руках.

  Соединяют ладошки вместе, поднимают руки вверх.

  Пальца обеих рук соединяются с большими, образуя «бинокль».

  Загибают пальчики обеих рук

В: Кто у вас получился.

Дети: Робот.

В: Да. Это планета Железяка, на которой живут роботы. Они очень любят задавать интересные вопросы. Давайте попробуем на них ответить.

Игра «Веселые вопросы»

1) Сколько шей у пяти журавлей?

2) Сколько концов у двух палок?

3) Какой шестой день недели?

4) Какой по счету месяц апрель?

5) У какой фигуры четыре угла?

В: Молодцы! Продолжаем полет.

(дети выходят из-за столов)

В: Раз, два, три, четыре, пять – в космосе летим опять. Смотрите, дорогу нам перегородили космические корабли. Кого я вижу?! Это инопланетные существа. Они узнали, что мы с вами с планеты Земля. И просят рассказать про нашу планету.

«Наша Земля – голубая планета»

Дети:

Наша Земля – голубая планета,

Воздухом свежим и солнцем одета.

Нет, вы поверьте,

Земли голубей

От синевы рек, озёр и морей.

Горы, равнины, леса и поля –

Всё это наша планета Земля.

Ветры поют, с облаками играя,

Ливни шумят…

И от края до края

Вы не найдёте чудесней на свете

Нашей прекрасной и доброй планеты!!

В: Ну а теперь нам пора возвращаться на Землю. Занимайте свои места в ракетах.

Раз, два четыре, пять,

В космосе летим опять.

Корабль качается раз,

Корабль качается два,

Корабль качается три.

Вот и Земля посмотри!

Рефлексия

В: Вот и приземлились наши ракеты. Наше космическое путешествие закончилось. Расскажите, что вам больше всего запомнилось, какие неизведанные планеты мы видели, что делали.

Источник: https://nsportal.ru/detskiy-sad/matematika/2016/04/01/konspekt-nod-po-femp-v-starshey-gruppe-na-temu-kosmicheskoe

Конспект занятия ко Дню космонавтики по ФЭМП в старшей группе

Программное содержание

Читайте также:  Весенние праздники в детском саду. сценарии

• Совершенствовать навыки счета в пределах 10; учить понимать отношения рядом стоящих чисел: 6 и 7, 7 и 8, 8 и 9, 9 и 10; закреплять умение обозначать их цифрами.

• Развивать умение ориентироваться на листе бумаги, определять стороны, углы и середину листа.

• Продолжать формировать умение видеть в окружающих предметах форму знакомых геометрических фигур (плоских).

Дидактический наглядный материал

Демонстрационный материал. Картинка с изображением космического пространства и космического корабля, мяч, карточки с изображением предметов разной формы (по количеству детей), силуэтное изображение ракеты, состоящей из геометрических фигур, соответствующих эмблемам детей, шнуры, физкультурные палки, карточки с цифрами.

Раздаточный материал. Геометрические фигуры-эмблемы (по количеству детей), наборы плоских геометрических фигур, листы бумаги, круги.

Методические указания

Игровая ситуация «Полет в космос».

Воспитатель вместе с детьми рассматривает иллюстрации с изображением космического пространства и космического корабля. Предлагает совершить полет в космос и раздает эмблемы в форме разных геометрических фигур.

I часть. Тренировка «космонавтов» перед полетом.

• Дидактическая игра «Считай дальше».

Игра проводится с мячом. Воспитатель показывает карточку с цифрой, и ребенок называет число. Затем передает мяч другому ребенку, и дети считают от названного числа до 10.

• Игра «Назови соседей».

Воспитатель показывает карточку с цифрой. Дети называют число и его соседей (на один больше и на один меньше).

Под музыку дети имитируют полет.

II часть. Игровое упражнение «Найди свой сувенир».

Дети приземляются на неизвестную планету. На стульчиках и подоконниках разложены карточки с изображением предметов разной формы. Дети находят «сувенир», форма которого соответствует форме эмблемы, и объясняют свой выбор.

Под музыкальное сопровождение дети имитируют полет.

III часть. Игровое упражнение «Соберем ракеты».

Воспитатель показывает макет ракеты и предлагает детям помочь инопланетянам собрать космические корабли. Дети запоминают строение ракеты и выкладывают такие же из геометрических фигур, стоя у столов.

Под музыкальное сопровождение полет продолжается.

IV часть. Продолжение полета.

Совет

Воспитатель предлагает продолжить полет с помощью ручного управления. Дети берут листы бумаги и устанавливают круг — пулы управления в середине листа.

Воспитатель дает команды:

— впереди планета Марс, ее надо облететь, переведя пульт управления в верхний правый угол;

— навстречу нам движется метеоритный дождь, переводим пульт управления в нижний левый угол;

— приближаемся к искусственному спутнику Земли и переводим пульт управления в нижний правый угол;

— пересекаем созвездие Большой Медведицы и переводим пульт управления в верхний левый угол;

— переходим на автоматическое управление, переводя пульт управления на середину.

Полет продолжается под музыку.

V часть. Игра «Найди свой космодром».

Дети приземляются на свои космодромы, формы которых соответствуют формам эмблем (космодромы составлены из шнуров и физкультурных палок и имеют формы квадрата, круга, прямоугольника, овала, треугольника).

Конспект занятия ко Дню космонавтики в старшей группе

Спортивный праздник ко Дню космонавтики в подготовительной группе

Конспект занятия ко Дню космонавтики в подготовительной группе

Музыкальное занятие в старшей группе детского сада

Занятие в средней группе детского сада к Дню космонавтики

Источник: https://razdeti.ru/yenciklopedija-prazdnikov/den-kosmonavtiki/konspekt-zanjatija-ko-dnyu-kosmonavtiki-po-fyemp-v-starshei-grupe.html

Конспект занятия по ФЭМП «Космическое путешествие»

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

Тыргетуйский детский сад

Конспект

Открытого комплексного занятия

в старшей разновозрастной группе

«Путешествие в космос»

Подготовила:

Воспитатель

Попова Е.А.

МКДОУ Тыргетуйский д/с

с. Тыргетуй

Иркутская область

Аларский район

2016г

Комплексное занятие «Путешествие в космос»

Подготовила и провела воспитатель Попова Е.А.

Цель: обобщить полученные знания о космосе; закрепить знания ориентировки в пространстве и на плоскости; продолжить формирование элементарных математических представлений.

Задачи образовательные:

  1. Продолжать развивать познавательно-речевые навыки по теме «Космос»

  2. Закреплять прямой и обратный счет, называть соседей числа, предшествующее и следующее число.

  3. Закреплять состав числа первого десятка.

  4. Закреплять порядковый счет и умение работать с сантиметровой линейкой.

  5. Закрепить умение ориентироваться в пространстве, уточнить обобщающие понятия слева, справа, посередине.

  6. Развивать творческие способности.

Развивающие задачи:

  1. Развитие речевой и мыслительной деятельности;

  2. Развитие зрительного восприятия и внимания, развитие мелкой моторики.

  3. Расширение словарного запаса – космос, планеты, мкс, иллюминатор, скафандр, галактика, астероид, метеорит, созвездия, спутник и т.д.

Воспитательные задачи:

  1. Воспитание положительного отношения к учебной деятельности;

  2. Воспитание инициативности и самостоятельности.

  3. Воспитание сдержанности, умения слушать, повышение интереса к математике.

Демонстрационный материал: Цифры 1-10, ракета, демонстративные карточки о космосе, обручи, презентация по теме занятия.

Раздаточный материал: подготовленные заранее листочки с планетами, карандаши, линейки, тучки, солнышки, белые листы бумаги, круги, звездочки, линейка с цифрами, стаканчики с землей.

Ход занятия:

Организационный момент.

В.- Здравствуйте ребята! Сегодня к нам на занятие пришли гости, давайте дружно поприветствуем всех гостей и друг друга!

Встанем рядышком друг к другу

Скажем «здравствуйте» всем людям!

Нам здороваться не лень,

Всем привет и добрый день!

Если каждый улыбнется,

Утро доброе начнется!

В.- Скажите, пожалуйста, ребята, какой праздник мы отмечали 12 апреля (День космонавтики), правильно, ребята. И я предлагаю вам сегодня вместе со мной ненадолго отправиться в космос, и увидеть все то, что видят космонавты и узнать, что же находится там за облаками нашей любимой планеты.

— Но для этого нужно крепко зажмурится  и громко – громко сказать «поехали!». Три, четыре!

(Гасится свет, на экране загораются слайды. Воспитатель рассказывает). Показ слайдов на тему «Космоса».

— Сегодня нас с вами ожидает необычное путешествие .

— Мы с вами полетим в открытый космос. Ребята, как называют людей, которые летают в космос? (Космонавты).

— Ребята, а кто был первым космонавтом? ( (Гагарин Ю.А.)

— Мы с вами отправимся в путешествие по завораживающему космическому пространству, где будем с вами выполнять космические задания, чтобы стать настоящими космонавтами.

1).Работа по числовому ряду.

На магнитной доске ракета, одни ребенок раскладывает цифры от 1 до 10 в иллюминаторы, но именно по порядку, чтобы двигатель завелся.

Воспитатель спрашивает прямой и обратный счет.

Прямой счет: от 1 до 10, от 4 до 9, от 3 до 8 и т.д.

Посчитай от 10 до 5, от 8 до 4, от 9 до 2, и т.д. (обратный)

Каким счетом мы с вами считали? (прямой, обратный)

Пристегнули ремни, запускаем двигатели и вот мы с вами летим.

— Вот и первая планета Марс, она вдвое меньше Земли ее называют красной планетой из-за большого количества глины на ее поверхности. Нам нужно выполнить космическое задание

2)«Назови соседа» назовите соседей числа 6? (5 и 7). 8 (7 и 9), 3 (2 и 4), 9 (8 и 10).

— Очень хорошо, вы отлично справились с этим заданием.

— Запуск двигателя начинаем обратный отчет (10,9,8,7,6,5,4,3,2,1»

Вот и следующая планета Юпитер – царь планет»

Юпитер – царь планет!

Уж очень он тяжел

И медленно плывет

А наступить ногой

Так просто невозможно,

Ведь жидкая планета

И утонуть в ней можно.

Поэтому ребята мы приземляться не будем, а будем считать звезды

3) «Посчитай звезды»

(встать и посчитать звезды)

Ребята задание следующее: перед вами на столе лежат звезды разных цветов, вам нужно разложить все звезды по цветам и сосчитать их, и на числовой линейке отметить число получившихся звезд каждого цвета.

Сколько звезд синего цвета? (и других цветов)

— А теперь, мои юные космонавты, мы отправляемся в полет и следующая планета у нас Сатурн. Запуск двигателя, обратный отсчет.

— Вот перед нами Сатурн, сейчас про него нам Ульяна расскажет стихотворение.

— Ребята эта планета спортивная, на ней мы сделаем физминутку.

Все готово для полета (руки вперед, вверх)

Ждут ракеты всех ребят (руки вверх изображая ракету)

Мало времени для взлета (маршируют на месте)

Космонавты встали в ряд (прыжок, руки врозь, руки на поясе)

Поклонились вправо, влево (наклоны в сторону)

Отдадим земной поклон (наклоны вперед)

Вот ракета полетела (прыжки на двух ногах)

Опустел наш космодром (приседание).

— Мы отправляемся, ребята, с вами на Уран, это единственная планета, которая вращается лежа на боку. И на ней мы выполним следующее задание.

4).Д/и «Найди пару»

— Ребята перед вами лежат листочки с нарисованными планетами, все они разноцветные. Задание такое, надо соединить линией одинаковые планеты с помощью линейки (картинка на каждого ребенка).

Получилось ребята собрать все планеты правильно, было трудно?

— Нам пора лететь дальше. Но чтобы наша ракета взлетела, надо ее завести.

Завести моторы ( вращение рук перед грудью)

Соединить контакты (кончики пальцев)

Приготовится к запуску

А теперь ребята предлагаю вам перейти на ручное управление и почувствовать себя пилотом космического корабля.

5) «Ручное управление»

Ребята перед вами лист бумаги – это наш космический корабль, берем в руки пульт управления устанавливаем в центр листа и по команде выполняем действия по управлению кораблем.

— впереди планета Нептун, ее надо облететь, переводим пульт в верхний правый угол.

— навстречу нам движется метеоритный дождь, переводим пульт в нижний левый угол.

— приближаемся к планете Меркурий – самой близкой к Солнцу планете, переводим пульт в правый нижний угол.

— а теперь ставим пульт по-центру и переходим в автоматический режим полета.

Ребята, впереди у нас Венера, я предлагаю вам выйти в открытый космос.

Дети встают в центре группы, на полу лежат обручи — игра «Старт ракеты», дети ходят по кругу и говорят:

Ждут нас быстрые ракеты (изображают ракету)

Ждут нас звезды и планеты( руки вверх, вниз, в стороны)

На какую захотим на такую полетим

Но в игре один секрет опоздавшим места нет ( дети быстро встают в обручи по трое) повторяется 2 раза.

6)Побывать в космосе, это большое событие, которое дарит множество впечатлений, а впечатления очень хорошо помогают творчеству.

Ну вот, ребята, и закончилось наше с вами увлекательное путешествие, будем возвращаться домой.

В.-Вот мы и дома, теперь давайте соберем наш космический корабль, чтобы в любой момент мы смогли с вами отправиться в полет.

Коллективное творчество аппликация «Ракета»

Молодцы ребята! Настоящие космонавты!

Итог занятия:

Как, ребята, называется планета, на которой мы все живем? (Земля) Чем она отличается от других планет? (есть воздух, реки, моря, растения и т.д.) А что у вас в стаканчиках посмотрите? Что это? (земля) что общего и отличие от планеты Земля?

— Мы с вами за время полета выполнили много заданий. Чем мы с вами занимались на занятии? Что вам запомнилось больше всего? Что понравилось?

Если вам сегодня было интересно, поднимите солнышко.

А если вы грустили, поднимаете тучку.

Сегодня вы стали космонавтами, сильными, здоровыми, выносливыми, любознательными, умными, заинтересованными, отважными, сообразительными. Все получают значок космонавта, молодцы!

А теперь давайте встанем в круг и скажем спасибо друг другу за увлекательное путешествие!

И попрощаемся с нашими гостями.

Добрые слова не лень

Говорить нам каждый день

Всем гостям мы на прощанье,

Скажем дружно «До свиданья!»

Всем большое спасибо!

Источник: https://infourok.ru/konspekt-zanyatiya-po-femp-kosmicheskoe-puteshestvie-1543553.html

Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе на тему: «Космическое путешествие»

Цель:

— Уточнить и систематизировать полученные за год знания, представления о космосе, космических полетах.

Читайте также:  Стихи маршака про месяцы года для детей

Задачи:

Образовательные:

— Совершенствовать навыки счета в пределах 10.

Учить называть числа в прямом и обратном порядке; учить понимать отношения между числами в числовом ряду; закрепить умение ориентировки на листе бумаги, закреплять знания цифр, соотносить цифру и количество предметов.

Продолжать учить детей составлять и решать математическую задачу на сложение и вычитание, записывать решение с помощью знаков, цифр, закреплять знания о геометрических фигурах.

Закрепить с детьми математические понятия.

Развивающие:

— Развивать логическое мышление, внимание, сообразительность, познавательную активность, умение слышать друг друга. Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.

Воспитательные:

— Воспитывать взаимопомощь, дружеские взаимоотношения, умение работать в команде, формировать навыки взаимоконтроля; согласовывать свои действия с действиями сверстников.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно – эстетическое развитие.

Обратите внимание

Словарная работа: Большая медведица, метеоритный дождь, плюс, минус, равно, бер, ике, өч, дүрт, биш, алты, җиде, сигез, тугыз, ун, яшел, сары.

Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций на тему «Космос». Игры и упражнения на обучение детей прямому и обратному счету. Игра «Космонавты». Чтение Н. Носова «Незнайка на луне». Игровые упражнения на совершенствование умения определять пространственное направление относительно себя.

Индивидуальная работа: М.Ярослав, Ясмина, Инзиля, Милана, Артем, Нелли.

Оборудование:

Демонстрационный: ноутбук, проектор, экран, магнитофон, мяч, микрофон, коробочка с сюрпризом, конверт.

Раздаточный: простой карандаш, карточки с заданием, картонные листы, кружочки, листы с изображением точек и цифр

Ой, ребята посмотрите, что-то здесь сверкает. Идите сюда, а тут космический корабль.

— Ребята, сегодня я предлагаю отправиться в космическое путешествие. А для этого нам понадобиться крепкая дружба, взаимопомощь и поддержка друг друга. Перед вами небо. Но, это небо мне что-то не нравиться. Как будто чего – то не хватает.

Как вы думаете, чего не хватает на небе? (звездочек) Не веселая жизнь на таком небе. Вот так и между людьми: жизнь без уважения и внимания получается мрачной, серой и печальной. А хотели бы вы сейчас порадовать друг друга? … Давайте поиграем в «Комплименты».

(Дети, глядя в глаза, друг друга, желают соседу что-то хорошее, хвалят, обещают, восхищаются и передают при этом фонарик из рук в руки. Принимающий, кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно») Может и небо наше засияет звёздами. Вот вам микрофон говорите сюда добрые слова друг другу.

Какое красивое небо стало от ваших хороших и добрых слов. А какое сейчас у вас настроение? (веселое, счастливое)

— Теперь мы с вами не просто группа, мы – экипаж. И давайте представим, что находимся мы с вами на космодроме, и необходимо каждому занять свое место.

Для этого каждый возьмет себе карточку, посчитает на ней точки и найдет свое место на той цифре, какое количество точек у каждого из вас на карточке. А цвет точек должен совпадать по цвету скамейки. Молодцы, каждый нашел свое место.

Важно

И через минуту космический корабль понесет нас в космос. Впереди нас ждут интересные задания.

Чтобы космонавтом стать,

Чтобы в небо взлететь,

Надо многое знать,

Надо много уметь.

— Объявляется минутная готовность. До старта остается 10 секунд, начинается обратный отсчет (Хором считаем — 10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1, 0). Старт. (звук запуска ракеты)

Космические корабли обычно управляются на земле. Но мы сегодня одна команда, поэтому вместе сможем управлять нашим кораблем. У вас есть пульт управления, это кружочки. Команду для управления буду давать я. И так начинаем.

  1. Перед вами планета Марс. Вы должны поместить пульт управления на верхний правый угол.
  2. Впереди метеоритный дождь. Ставим пульт управления на нижний левый угол.
  3. Приближаемся к Созвездию Большая Медведица, ставим пульт управления на верхний левый угол.
  4. Приближаемся к планете «Отвечай-ка» ставим пульт на нижний правый угол.

И вот мы с вами прилетели на планету «Отвечай-ка». Давайте выйдем и поиграем с вами с мячом игру «Вопрос — ответ» С меня вопрос, а с вас ответ.

(С мячом.)

— Какое сейчас время года?

— Перечисли все весенние месяцы?  

— Какой сейчас месяц?

— Назови дни недели, начиная с понедельника.

— Какой день недели сегодня?

— Какой завтра?  

— Какой день недели между пятницей и воскресеньем?

— Кто стоит справа тебя?  

— Назови соседей цифры 4.

— Какая цифра между цифрой 6 и 8?

— Полет наш продолжается, занимайте свои места на корабле. Ребята, вам нравится наш полет?…… Посмотрите как красиво….. Кроме нас, почему то никого нет здесь… Ой посмотрите какие-то не понятные точки здесь. Кто как думает что это такое. Может это секретное задание?……. Давайте ребята, выйдем в открытый космос и сядем за столы для выполнения этого секретного задания

Молодцы ребята! Видите сейчас мы в космосе не одни. Посмотрите, как много разных ракет вы нарисовали.

А сейчас я вас приглашаю в круг, разомнемся перед полетом (под музыку «Космический мотив»)

Физкультминутка «Космос»

Один, два, три, четыре, пять,

(ходьба на месте)

В космос мы летим опять.

(соединить руки над головой)

Отрываюсь от Земли,

(подпрыгнуть)

долетаю до Луны.

(руки в стороны, покружиться)

На орбите повисим,

(покачать руками вперед-назад)

И опять домой спешим.

(ходьба на месте)

Отдохнули? ….. Мне с корабля сообщили, что возвращаемся на нашу планету. Как называется наша планета? (Земля.) Давайте, быстрее займем наши места. Ребята, но инопланетяне сбили наш правильный маршрут до Земли. Они нам приготовили задания. Если мы правильно их решим, то окажемся на Земле. Ну как ребята справимся?….. Слушайте внимательно.

1. По дороге на полянку

Четыре морковки зайка съел,

На пенек потом он сел

И еще морковку съел

Ну-ка быстро сосчитай-ка,

Сколько съел морковок зайка? (Пять морковок.)

— Составь решение этой задачи (4+1=5)

2. Четыре гусёнка и двое утят 

В озере плавают, громко кричат.

А ну, посчитай поскорей — 

Сколько всего в воде малышей? (Шесть малышей.)

— Составь решение задачи и прочитай. (4+2=6)  

3. Пять пушистых кошечек  

Улеглись в лукошечке.

Тут одна к ним прибежала.

Сколько кошек вместе стало? (Шесть кошечек.)

— Составь решение задачи и прочитай. (5+1=6)

4.Четыре щенка в футбол играли

Одного домой позвали

Он в окно глядит, считает,

Сколько их теперь играет? (Три щенка.)

— Составь решение задачи и прочитай. (4-1=3)

— А теперь возвращаемся домой. Объявляется минутная готовность. До посадки остается 10 секунд. А сейчас мы до 10 посчитаем на татарском языке. А пока наш корабль совершает мягкую посадку, скажите. Где мы с вами сегодня побывали? Что больше всего вам запомнилось? Что понравилось в путешествии? Скажите, пожалуйста, для вас задания в космосе были сложными.

Нелли, для тебя, что самое сложное было? Динар, для тебя самым легким заданием, какое было?…. Молодцы! Мы вернулись на землю, в наш детский сад. Вот мне из космоса такую коробку передали и сказали, что это ребятам за смелость, ум, сообразительность и конечно же за вашу крепкую дружбу. Ну а теперь открываем коробку….

А здесь медали для вас… (шоколадные монеты) и открытки на память о космосе.

Источник: https://dohcolonoc.ru/conspect/11359-zanyatiya-po-femp-kosmicheskoe-puteshestvie.html

Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе по теме «Полет в космос»

Выявить полученные знания, представления, умения, которые дети получили в течение учебного года.

Совет

Совершенствовать умение находить место числа в ряду, считать до 10 и обратно; решать задачи на сложение и вычитание; совершенствовать знания о геометрических фигурах и форме предметов; закреплять умение последовательно называть дни недели;развивать мыслительные операции, внимание, умение ориентироваться в пространстве, на листе бумаги; развивать у детей любознательность, взаимопомощь, расширять представление детей о космосе (солнечной системе, планетах, метеоритах).

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ СЕВЕРО-ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ ШКОЛА№ 953″

СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ № 5

Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе по теме

«Полет в космос».

Подготовила воспитатель

Группы №4

Матук С.Е.

Москва – 2016

Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе по теме

«Полет в космос».

Программное содержание

Выявить полученные знания, представления, умения, которые дети получили в течение учебного года.

Совет

Совершенствовать умение находить место числа в ряду, считать до 10 и обратно; решать задачи на сложение и вычитание; совершенствовать знания о геометрических фигурах и форме предметов; закреплять умение последовательно называть дни недели;развивать мыслительные операции, внимание, умение ориентироваться в пространстве, на листе бумаги; развивать у детей любознательность, взаимопомощь, расширять представление детей о космосе (солнечной системе, планетах, метеоритах).

План:

Сообщение цели занятия.

Игра «Продолжи дальше»

Упражнение «Космические планеты»

Упражнение «Соберем ракету».

Упражнение «Космодром»

Упражнение «Поехали!»

Упражнение «Пульт управления». (Ориентировка на листе бумаги)

Лунные камни.

Упражнение «Встреча с Лунтиками».

Игра «Жмурки»

Упражнение «Космическая яблоня»

Возвращение на «Землю»

Оборудования: мяч, геометрические фигуры (1прямоугольник, 4 треугольника, 3 круга), из досок собрать геометрические фигуры( из 3 досок получится треугольник, из 4 равных досок квадрат и т.д.), игрушка Лунтик, 7 силуэты Лунтиков, космическая яблоня с геометрическими плодами, Музыка «Вместе весело шагать» муз В. Шаинского, диск с планетами.

Ход занятия.

Дети входят в зал под музыку «Вместе весело шагать» выполняют танцевальные элементы.Воспитатель объявляет цель занятия.Сегодня для нас и для всего мира большой праздник. Сегодня вся Вселенная празднует День космонавтики.

Кто же космонавт? А кто же полетел впервые в космос? (Правильно, Юрий Алексеевич Гагарин, в 12 апреля 1961 году). А третьим полетел в космос наш земляк А.Г.Николаев. (Показываю портрет А.Г.Николаева).

А вы ребята хотите быть космонавтами? Для того, чтобы быть космонавтами нужно тренироваться очень много. Вы готовы потренироваться и полететь в космос.

Упражнение «Продолжи дальше». Воспитатель бросает мяч одному из детей и называет число. Ребенок должен продолжить счет дальше.

Упражнение «Космические планеты». Компьютерная игра. Нужно поместить планеты в Солнечной системе по порядку. (Дети называют планеты и их порядковый счет).

Мы поместили все планеты по порядку, а на чем мы полетим в космос? (Нам нужно построить космическую ракету).

Упражнение «Соберем ракету». А сконструируем мы ее из геометрических фигур. (Дети собирают из геометрических фигур ракету).

Обратите внимание

Ракеты отправляются в полет из космодрома. Давайте из этих досок сделаем космодром. (Треугольной формы, квадратной, прямоугольной).

Пальчиковое упражнение «Поехали!». Перед стартом ракеты считают обратный счет от 10 до 1. (Дети считают, складывая пальцы).

Ориентировка на листе бумаги. ( Космические ракеты управляются на земле. У вас тоже есть пульт управления. это кружочки, а вы должны управлять со своими пультами точно по моей команде. И так начинаем.

Перед вами планета Марс. Вы должны поместить пульт управления на верхний правый угол.

Впереди метеоритный дождь. Ставим пульт управления на нижний левый угол.

Приближаемся к Созвездию Большая Медведица, ставим пульт управления на верхний левый угол.

Приближаемся к спутнику Земли, к Луне ставим на нижний правый угол. Вот мы и прилетели.

Читайте также:  Водные процедуры

Ко мне пришел сигнал выйти в открытый космос. Значит, мы выходим на Луну! На Луне ездят на луноходах. Но у нас нет луноходов, поэтому нужно ходить последовательно прыгая по лунным камням не пропуская ни один камень. (Дети идут наступая на числа по порядку).

Встреча с Лунтиком. Смотрите дети, кого вы видите? Да это наш знакомый Лунтик. Только он здесь не один , а с друзьями. А зовут их как дни недели. Первый Лунтик родился в первый день недели и поэтому его назвали как? (Правильно, Понедельник) А второй родился во второй день недели и назвали…(Вторник). А как назвали пятого? Шестого? Когда родился Воскресенье? Когда родился Четверг? Пятница?

Важно

Лунтики очень любят играть в «Жмурки». Сколько Лунтиков стоят да деревом? Сколько Лунтиков за забором? (Дети считают Лунтиков по числу ног, ушей).

У них во дворе растет лунное дерево. А на нем растут лунные плоды. На что они похожи? (На геометрические фигуры). А на плодах написаны задачи.

Если мы решим правильно задачи Лунтик подарит нам, а если решим неправильно, то оставит себе. Сколько гостинцев увезем с собой зависит от нас. Будьте внимательны.

Дети срывают геометрические фигуры и называют их, а воспитатель читает задачу. (На обратной стороне плодов задачи на сложение и вычитание).

Ко мне пришло сообщение вернуться на планету Земля. Давайте попрощаемся с Лунтиками и садимся на корабль.

Ребята вам понравился полет на Луну. А что вам понравился? Хотите еще раз полететь на луну?

Источник: https://co953sv.mskobr.ru/dou_edu/doshkol_noe_otdelenie_5/obrazovanie/methodical_cabinet/konspekt_zanyatiya_po_f_mp_v_starshej_gruppe_po_teme_polet_v_kosmos/

Конспект занятия по математике в старшей группе » Путешествие в космос»

Итоговое занятие по математике в старшей группе » Путешествие в космос»

Программное содержание:

— выявить полученные знания, представления, умения, которые дети получили в течение учебного года;

— совершенствовать умение находить место числа в ряду,

— закреплять прямой и обратный счет; называть «соседей» числа, предшествующее и следующее число;

— закреплять умение правильно пользоваться знаками «больше», «меньше» или «равно»;

— совершенствовать знания о геометрических фигурах;

— закрепить знание  частей суток, дней недели, времен года, месяцев;

— с помощью игры развивать у детей внимание, логическое мышление, сообразительность;

— закреплять представление о космосе, планетах нашей вселенной;

— развивать  любознательность, доброжелательное отношение друг к другу, взаимопомощь, навыки самооценки.

Материал и оборудование: магнитная доска;  плакат «Солнечная система»;   наборы счетных палочек; карточки для выполнения математических задач;

Предварительная работа: Беседа «Солнце и планеты Солнечной системы», посещение планетария, разучивание упражнения «Ракета»

Ход занятия Организационный момент.

Приветствие:

Здравствуй солнце золотое (руки в стороны.

) Здравствуй, небо голубое (тянут руки вверх) Здравствуй, вольный ветерок (качают руками) Здравствуй, маленький дубок (имитируют дерево) Здравствуй утро, здравствуй день  (разводят поочередно руки в стороны) Нам здороваться не лень (показывают на себя и делают поклон).Все мы дружные ребята.

( беремся за руки и поднимаем руки вверх)Мы ребята-дошколята.Никого не обижаем. ( показываем пальчиком)Как заботиться, мы знаем. ( идем по кругу )Никого в беде не бросим.Не отнимем, а попросим.Пусть всем будет хорошо, ( руки кладем на плечи друг другу)

Будет радостно светло !

В: Дети, улыбнитесь друг другу. В нашей группе стало светлее от ваших улыбок. Пусть это радостное настроение останется на весь день с нами.

В: Ребята, а давайте с вами поиграем в игру, которая называется « Найди свое место».

( На столе лежат карточки с цифрами, перевернутыми вниз. Дети под музыку передвигаются по группе, как только музыка затихает, дети берут первую попавшеюся карточку и встают на свое порядковое место. Если дети встали правильно, то получается изображение ракеты)

Совет

В: Ребята, посмотрите, что у нас получилось! ( РАКЕТА) Однажды люди решили полететь в космос! Для полета в космос люди построили космическую ракету.

В ракету посадили космонавта – именно он должен был управлять ракетой и лететь в космос.

Кто это был и когда? (Юрий Гагарин, 12 апреля)
А вы хотите быть космонавтами и отправиться в космос?

Наша задача занять посадочные места в ракете. Но это не так просто. (Раздаю билеты.)

В: Скажите, что на ваших билетах изображено? ( Геометрические фигуры). Обратите внимание, сколько и каких фигур должно быть на вашем посадочном месте, будьте внимательны, чтобы случайно не занять чужое место.

(Дети ищут свои места.)

В: Что нам понадобится из одежды? (скафандр) Надеваем комбинезон, сапоги, шлем, герметично соединяем части скафандра. С вами говорит руководитель управления полетами: «Космическому экипажу приготовиться совершить путешествия, побывать на разных планетах! »

Ребенок рассказывает стихотворение:

Сказал «поехали» Гагарин Ракета в космос понеслась.

Вот это был рисковый парень! С тех пор эпоха началась, Эпоха странствий и открытий, Прогресса, мира и труда, Надежд, желаний и событий, Теперь все это – навсегда!  

В: Ребята, для того чтобы ракета взлетела, нужно, как настоящие космонавты отсчитать от 10 до 0. (Обратный отсчёт) И произнести знаменитую фразу Гагарина « ПОЕХАЛИ»

( Звучит музыка)

В: В темном небе звезды светя Космонавт летит в ракете.

Обратите внимание

Пока наш корабль набирает высоту и выходит плавно в космическое пространство, мы с вами повторим следующее:

1) Какое время года у нас на Земле? 2) Какой месяц? 3) Какое число сегодня? 4) Какой сегодня день недели? 5) Вчера какой был день недели? 6) А завтра какой день недели будет? 7) А когда мы с вами отправились в полет-часть суток?

В: Молодцы ребята! Пока мы с вами  беседовали, наш главный компьютер на корабле что-то  начал  барахлить. Давайте аккуратно встанем и попытаемся добраться до главного компьютера, но не забывайте, что мы с вами сейчас находимся в невесомости.

( Дети вмести с воспитателем имитируют полет) В: Ребята занимайте рабочие места. Нам с вами придется потрудиться!

В: Итак, ребята, мы с вами отправляемся на планету Меркурий.

Меркурий — ближайшая к Солнцу планета.

Жара нестерпима! Изжарит в котлету! Повернута к Солнцу одной стороной,

С другой — страшный холод и мертвый покой.

В: Посмотрите, все цифры перепутались на экране. Нужно быстро исправить ситуацию, иначе  будет авария.

Задание « Вставь пропущенное число» Детям предлагается вставить пропущенные цифры: 123?5678910 ;1234567?910 ;12345?78910 ;12345678?10

В : Вот, молодцы ребята, спасли наш полет!

В: Вторая от Солнца планета Венера.

Газ ядовит в атмосфере Венеры. Дышать невозможно! Жарища без меры! Солнца не видно сквозь облака. Жизнь невозможна!

Но, может, пока? Планета Венера находится рядом с планетой Земля.

Но в отличии от нашей планеты жизнь там невозможна , почему? ( Потому, что на планете Венере ядовитый газ)

В: Ребята вы убедились , что у нас сегодня не простое путешествие.

Нас ждет еще много испытаний и я вам предлагаю подготовить наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика

Раз, два, три, четыре, пять, ( хлопаем в ладоши) планеты будем мы считать. К солнцу ближе всех Меркурий, ( загибаем пальцы на каждое название планеты) На Венеру полюбуюсь, Вот Земля – наш дом родной, Шар любимый голубой.

Важно

Мимо Марса пролетаю, и Юпитер наблюдаю. Вот Сатурн и Уран, Показали кольца нам. Вот Нептун, а вот Плутон, Дальше всех от солнца он. Все планеты хороши, ( хлопаем в ладоши ) Полетали от души.

( пальцы сжаты, большой палец вверх)

В: Мы отправляемся на планету Марс.

Марс – таинственная планета. Она по размеру чуть больше Луны. Из-за кроваво-красного цвета.

Назвали планету в честь бога войны.

В: Нам нужно выполнить космическое задание «Назови соседа».

Назовите соседей числа 6? (5 и 7) 8( 7 и 9) 3( 2 и 4) 9( 8 и 10) и т. д.

А теперь задание меняется , я вам буду называть цифру, а вы мне будете показывать цифру на один больше.

В: Молодцы вы отлично справились с заданием, а нам пора лететь дальше.

В: Вот и следующая планета Юпитер.

Юпитер — царь планет! Уж очень он тяжел. И медленно плывет. А наступить ногой Так просто невозможно, Ведь жидкая планета,

И утонуть в ней можно!

В: На этой планете мы с вами поиграем в игру « Скажи наоборот».

Игра проводится с мячом. Воспитатель кидает мяч ребенку и называет одно из математических понятий, а ребенок кидает мяч обратно и называет противоположность названному понятию.

(Длинный – короткий;  Большой – маленький;  Высокий – низкий;  Широкий – узкий; Толстый – худой; Далеко – близко; Вверху – внизу; Слева – справа; Вперед – назад; Один – много; Снаружи – внутри; Легкий – тяжелый; Сильный — слабый; Быстро — медленно.)

В:

У каждой планеты есть что-то своё, Что ярче всего отличает её. Сатурн непременно узнаешь в лицо – Его окружает большое кольцо. Оно не сплошное, из разных полос. Учёные вот как решили вопрос: Когда-то давно там замёрзла вода,

И кольца Сатурна из снега и льда.

В: Мы прилетели на следующую планету — Сатурн, здесь нас ждет следующее испытание которое называется «Поставь правильно знак» ( Дети работают в карточках, считают звезды, внизу пишут соответствующие цифры и ставят знак или = )

В: Дальше мы с вами отправляемся в холодные миры.

Уран, Нептун, Плутон – Здесь холодные миры. Света нет и нет жары. Вечная зима и ночь… Захотелось сразу прочь. Скован льдом Уран, Нептун,

И на Плутоне колотун!

Совет

В: Посмотрите в иллюминаторы, а здесь и правда очень темно и холодно. А давайте мы с вами сейчас попробуем создать свои звезды из счетных палочек. Задание составить  из палочек:

Из 5 палочек-2 равных треугольника

Из 7 палочек-2 равных квадрата

Из 7 палочек-3 равных треугольника

Из 9 палочек-4 равных треугольника

(Дети проверяют друг у друга правильность выполнения задания и исправляют ошибки).

В: Посмотрите, какие интересные конструкции у вас получились. Вот и ваши звезды зажгутся в космосе.

В: Молодцы ребята вы справились со всеми заданиями, значит, вы настоящие космонавты и трудностей не боитесь! И нам пора возвращаться на землю в наш любимый детский сад.

Космическому экипажу приготовиться совершить посадку! Проходим на свои места.( Дети садятся на свои места)

В: Для того чтобы ракета вернулась на землю, нужен обратный отсчет 10 9 8 7….

( звучит музыка) Пока мы летим на свою Родную планету давайте побеседуем.

Как называется планета, на которой мы живем? (Земля)

Чем она отличается от остальных планет? (есть жизнь, воздух, реки, моря, растения, животные, присутствует уникальный спутник – Луна. )

В: Вот мы с вами и вернулись в детский сад.

Теперь нам надо снять космические снаряжения. ( Имитируем что сняли скафандр ) Дети усаживаются на ковер.

В: Мы с вами за время полета выполняли много заданий. Если у вас хорошее настроение, вам было интересно путешествовать, у вас все получилось, то поднимаете «Солнышко». А у кого сегодня были затруднения, поднимите «Тучку» (дети выбирают карточку и рассказывают, что им понравилось или не понравилось) Все космонавты награждаются медалями.

Источник: https://multiurok.ru/files/konspiekt-zaniatiia-po-matiematikie-v-starshiei-ghruppie-putieshiestviie-v-kosmos.html

Ссылка на основную публикацию