Конспект занятия в детском саду в подготовительной группе. штриховка вертикальными линиями

Конспект занятия в детском саду в подготовительной группе. штриховка вертикальными линиями — Педагог

Конспект занятия по графическому письму в подготовительной речевой группе «Лесная прогулка»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад 11 «Сказка» городского округа город Кумертау Республики Башкортостан

Подготовила воспитатель I категории Хабирова Ильмира Раисовна

Программное содержание: Закреплять представление детей о родном городе. Упражнять в умении изображать прямые и наклонные линии, круги, овалы, прямоугольники, умение ориентироваться на листе бумаги. Развивать моторику пальцев рук, графические навыки, умение вместе начинать и заканчивать письмо. Воспитывать аккуратность, умение добиваться результата, адекватно его оценивать.

Оборудование: контейнеры с манкой и пшеном, суджок для массажа пальцев рук, лист бумаги в клетку, простой карандаш на каждого ребенка.

Обратите внимание

Приемы активизации: беседа, самомассаж пальцев рук, рисование на манке и пшене, пальчиковая игра, чтение стихотворения.

Ход занятия

Организационный момент: Сядет тот, кто назовет ласково: дом, город, двор, мост, сад, сквер, арка, театр, завод, лес, светофор, человек.

Воспитатель: Послушайте стихотворение:

Городок наш маленькийРаскинулся меж гор.Окружен он лесом,

Велик его простор.

Люблю я Кумертау,Тут родина моя.Пусть будет вечно молод

Он так же, как и я!

Наш город действительно маленький, уютный, окружен лесом. Представьте себе зимний лес. Что есть в зимнем лесу?

Ответы детей

Воспитатель: А давайте изобразим зимний лес на листе бумаги в клеточку. Я буду показывать элементы на доске, называть место, где нужно изобразить эти элементы, а вам нужно правильно выполнить задание. Сначала разогреем наши пальчики. Возьмите колечки и поиграем в пальчиковую игру «Семья».

Пальчиковая игра «Семья» (самомассаж с колечком суджок)

Воспитатель: У вас на столах контейнеры с манкой и пшеном. Попробуем изобразить те элементы, которые будут нам нужны для нашей картинки.

Дети рисуют указательным пальцем на манке и пшене прямые линии, наклонные линии, овал, круг, прямоугольник

Воспитатель: А теперь возьмите лист бумаги, положите его правильно, возьмите простой карандаш и будем рисовать картинку. Готовы?

Дети: Готовы!

Воспитатель называет элемент, показывает его на доске, называет место на листе бумаги, где нужно изобразить, дети выполняют

Воспитатель: Получилась картинка? А теперь подумайте, как ее можно назвать.

Ответы детей

Важно

Воспитатель: Давайте так и назовем нашу картинку – «Лесная прогулка». Я предлагаю немного отдохнуть и поиграть с пальчиками.

Пальчиковая игра «Братцы»

— Братец, принеси дрова! – Заболела голова!

— Средний, ты наколешь дров? – Я сегодня нездоров!

— Ну, а ты затопишь печку? – Ох, болит мое сердечко!

— Ты, меньшой, свари обед! – У меня силенок нет!

— Что же, сделаю все сам, но обеда вам не дам!

Голодать готовы? – Мы уже здоровы!

Воспитатель: Картинку «Лесная прогулка» мы нарисовали. Посмотрите внимательно и скажите, все ли у вас получилось?

Итог занятия

Источник:

» Занятие по рисованию на тему «Сказочные домики» в старшей группе

Дошкольников старшей группы продолжают обучать навыкам художественного воплощения окружающего мира, сказочного или литературного сюжета, развивая композиционные умения, совершенствуя приёмы передачи характерных особенностей формы, цвета и деталей предмета.

Рисование детьми домиков любимых сказочных героев помогает отработать умения грамотного пространственного расположения частей объекта, прорисовки деталей и заполнения фона, учит правильной передаче пропорций и размеров предмета.

Кроме того, тема совершенствует технические навыки воплощения художественного замысла в рисунке, расширяет кругозор ребёнка, обогащает внутренний мир, учит передавать свои впечатления, эстетические переживания, пробуждает внутренний интерес к изобразительной деятельности.

Приёмы и техники, которые применяются в рамках темы «Сказочные домики»

Сказочный сюжет погружает ребёнка в удивительный таинственный мир фантазии и народной мудрости, судьбы персонажей полюбившихся сказок надолго остаются в памяти. Вместе с главным героем дети спасают принцессу, отправляются на поиск чудесных предметов, преодолевают коварные препятствия на пути к заветной цели.

Путешествуя по сказочной стране, можно побывать в замке доброй феи или на поляне заколдованного леса перед избушкой Бабы-Яги, спастись от волка в надёжном домике трёх поросят.

Причудливые сказочные домики становятся визитными карточками каждой истории, полноценными героями, без которых изображение сказочного эпизода становится пустым и безжизненным, утрачивает обаяние волшебства.

Классические техники:

  • Рисование простым и цветными карандашами.
  • Рисование восковыми мелками.
  • Рисование фломастерами.
  • Комбинированный способ (цветные карандаши и акварель, фломастеры или восковые мелки)
  • Рисование кистью с использованием гуаши — особенностью этого материала является его непрозрачность, что позволяет перекрывать слои новым цветом. Благодаря этой способности гуашь очень востребованный материал для оформления декоративных деталей.
  • Рисование кистью с использованием акварельных красок. Детей продолжают обучать грамотному набору краски на кисть и смешиванию для получения нужного цветового оттенка.

Детские работы в классических техниках (фото)

Рисунок цветными карандашамиРисунок акварельными краскамиРисунок цветными карандашамиРисунок восковыми мелкамиРисунок акварельными краскамиРисунок акварельными краскамиРисунок акварельными краскамиРисунок в комбинированной технике (восковые мелки и гуашь)Рисунок акварельными краскамиРисунок гуашьюРисунок гуашьюРисунок цветными карандашамиРисунок акварельными краскамиРисунок восковыми мелкамиРисунок акварельными краскамиРисунок в комбинированной технике (фломастеры и цветные карандаши)Рисунок цветными карандашами

Нетрадиционные техники

  • Пальчиковый рисунок — старшие дошкольники самостоятельно придумывают варианты использования рисования пальчиками в комбинации с классическими техниками.
  • Оттиск ладошки — старшие дошкольники наносят краску на ладошку кистью и делают оттиск самостоятельно, затем дорисовывают контуры и детали предмета.
  • Рисование каменной солью, крупами способом заполнения силуэта, предварительно смазанного клеем или присыпанием смазанного клеем контура предмета.
  • Проступающий рисунок — контуры предмета прорисовываются восковыми мелками или свечой на чистом листе бумаге, затем наносится верхний слой акварельными красками одного или нескольких цветов.
  • Штампирование — изображение предметов с помощью нанесения оттиска на бумаге, используя штамп и трафарет (поролоновый тампон, деревянные бруски, из овощей, фруктов, бросового материала и т. д.).
  • Граттаж — процарапывание очертаний рисунка по поверхности, загрунтованной воском или красками.
  • Ниткография — создание изображения из целых и мелко нарезанных нитей с помощью клея.
  • Монотипия — зеркальный перенос изображения с основы (целлофан, пластиковая поверхность, фольга) на лист бумаги.

Детские картинки в нетрадиционных техниках (фотогалерея)

Рисунок ватными палочкамиРисование крупойРисунок в технике ниткографииРисунок с элементами аппликацииРисунок в ладошковой техникеПроступающий рисунокРисование манкойРисование свечойРисунок по мокромуРисунок в технике монотипииработы в технике граттаж

Приёмы рисования в старшей группе

Старшие дошкольники усиленно работают над совершенствованием приёмов рисования карандашами, мелками и фломастерами, поскольку штриховка укрепляет мышцы кисти руки, развивает мелкую моторику и глазомер, следовательно, помогает подготовить ребят к письму.

  • Линия — может быть разной конфигурации (прямая, волнообразная, спиралевидная, ломаная и т. д.) и помогает изобразить контур, передавая очертания формы объекта, его размер и пропорциональное соотношение частей.
  • Штриховка — наиболее простой и эффективный способ цветопередачи и прорисовки фактуры предмета. Штрих — это не только самый популярный и доступный способ изображения предмета, но и прекрасный тренажёр для развития мелкой моторики и координации движений. Виды штриховки:
    • Хаотичная — штрихи ложатся в свободном направлении, затем дорабатываются дополнительной контурной прорисовкой силуэта предмета.
    • Вертикальная — плотные штрихи наносятся в вертикальном направлении. Регулировка силы нажима позволит добиться плавной смены разнообразных цветовых оттенков.
    • Диагональная — наиболее востребована для зарисовки силуэта предмета или фона.
    • Горизонтальная — довольно трудный, с точки зрения технического исполнения, приём, поскольку требует от ребёнка постоянной смены положения руки в процессе рисования.
    • Формообразующая — сложный и трудоёмкий вариант прорисовки формы предмета, например, солнца, цветка или облака.
  • Растушёвка помогает добиться разной глубины цветопередачи в зависимости от степени нажима карандаша. Более яркий и контрастный контур можно передать с помощью сильного нажима, при этом цветовая интенсивность силуэта предмета или фонового рисунка будет гораздо мягче.
  • Точка, ритмический мазок, примакивание кистью в технике рисования акварельными и гуашевыми красками.

Конспект занятия

В старшей группе программой предусмотрено одно занятие по рисованию в неделю. Согласно санитарным нормам продолжительность непрерывной самостоятельной работы детей не должна превышать двадцати-двадцати пяти минут.

Для активизации внимания и мышления малышей методисты и психологи рекомендуют проводить подвижные игры, физкультминутки, которые помогут снять психологические зажимы, умственную усталость, физическое напряжение от статического положения тела в однообразной позе.

Источник: http://pedagogtop.ru/idei/konspekt-zanyatiya-v-detskom-sadu-v-podgotovitelnoj-gruppe-shtrihovka-vertikalnymi-liniyami.html

Конспект коррекционного занятия по развитию психомоторики и сенсорных процессов 1 класс «Обводка шаблона сложной конфигурации, штриховка, работа с пластилином»

Конспект коррекционного занятия по развитию психомоторики и сенсорных процессов

1 класс (по программе VIII вида)

Учитель: Фёдорова Светлана Александровна, высшая квалификационная категория

Тема: «Обводка шаблона сложной конфигурации, штриховка,

работа с пластилином»

Цели: развивать познавательные процессы учащихся с ограниченными возможностями здоровья

Задачи:

1учить обводить шаблоны сложной конфигурации (рубашка), выполнять штриховку в разных направлениях, раскатывать тонкие столбики пластилина и выкладывать их по заданному контуру.

  1. развивать мелкую моторику руки, пространственную ориентировку на листе бумаги, познавательные процессы (мышление)

  2. воспитывать уважение к труду, аккуратность.

Оборудование: кистевой массажер «Каштан», шаблон сложной конфигурации — рубашка, русская рубашка, карточки для игры «Подбери заплатку», пластилин, подкладные листы для работы с пластилином.

Ход занятия: 1 Орг. момент

  • Сядет тот, кто назовёт один (любой) предмет одежды.
  • Красивую одежду могут сшить только «умелые» руки. Чтобы наши пальчики научились выполнять разную работу, были нашими помощниками, будем их учить. Коллективное чтение стихотворения о пальчиках и выполнение упражнений для мелких мышц пальцев рук.

Есть у меня работники,

Во всём помочь охотники.

Живут не за горою- И день, и ночь со мною Целый десяток Верных ребяток.

  1. сильное растирание ладошек до появления ощущения тепла,

  2. «намыливание» кистей рук,

  3. сжимание пальцев в кулачки, разжимание, выполнение упражнения обеими руками и поочередно.

  4. работа с кистевым массажёром «Каштан».

  1. Сообщение темы и целей занятия

  • Сегодня мы научимся обводить шаблон, выполнять штриховки, работать с пластилином.
  • Отгадайте загадку и вы узнаете, какую одежду носили раньше, наши с вами бабушки и дедушки.

Загадка: В одну дверь вошёл, в три вышел.

Думал, что вышел, а оказалось, что только вошёл. (Рубашка) Демонстрация учащимся русской рубашки, объяснение смысла загадки.

  • Иван — царевич просит вас помочь выполнить задания царя. Кто хочет помочь?

1 задание Игра «Сходство и отличие».

Посмотрите на эти две рубашки и скажите, чем они отличаются? (3 различия). А теперь скажите, чем они похожи. (2 признака)

  1. задание Игра «Подбери заплатку к рубашке»

Индивидуально и дифференцированно выдается конверт, в котором рубашка из картона и 3 — 5 вариантов «заплатки». Учащиеся прикладывают и подбирают нужную заплатку. (Самопроверка, взаимопроверка, проверка учителем от имени Ивана — царевича)

  1. задание Игра «Объясни, где предмет» на ориентировку в пространстве, на доске, на листе бумаги.

На доске в углах находятся предметные картинки одежды (платье, шарф, брюки, пальто). Учитель называет предмет , а один из учащихся должен объяснить где он находится (в правом верхнем углу, и т.д.). Другой вариант задания: учитель на ушко называет предмет одному ученику, он должен объяснить его местоположение, а дети назвать этот предмет. Третий вариант задания: учитель объясняет

местоположение предмета, дети располагают на листе бумаги картинку с изображением предмета, потом проверяют правильность выполнения по образцу на доске.

  1. задание Обведение шаблона рубашки

Задание выполняется индивидуально, помощь учащимся 3 группы.

  1. задание Игра «Украсим рубашку»

Выполнение штриховок в разных направлениях. Обратить внимание на то, чтобы дети не поворачивали лист во время выполнения работы.

На доске дается образец выполнения штриховки.

5 Физмииутка Упражнения для снятия усталости глаз (2-3 вида).

Упражнения для снятия усталости мышц спины.

Упражнения для снятия усталости мышц кисти рук.

  1. задание Игра «Украсим рубашку»

Работа с пластилином, повтор санитарно-гигиенических правил при работе с пластилином. Учащиеся выбирают цвет пластилина. Раскатывают из пластилина столбики одинаковой толщины и выкладывают по контуру рубашки.

  • Мы славно потрудились, Иван — царевич хочет все ваши рубашки посмотреть и царю показать. Выставка работ учащихся. Рассматривание, нахождение отличий и сходства рубашек.

6 Подведете итогов

  • Кому было интересно на занятии? Что тебе особенно понравилось делать?

Что ты научился делать своими руками? Можно ли назвать твои ручки умелыми?

Источник: https://doc4web.ru/pedagogika/konspekt-korrekcionnogo-zanyatiya-po-razvitiyu-psihomotoriki-i-s.html

Тема учебного занятия: Штриховка кругов и квадратов

Цели:

-формировать умение выполнять штриховку фигур различной формы;

-содействовать развитию умения соблюдать правильную посадку при письме;

создавать условия для развития связной речи, творческих способностей;

-формировать интерес к занятию.

Ход учебного занятия

Читайте также:  Конспект прогулки в подготовительной группе «наблюдение за осенним лесом»

1.Организационный этап

Прозвенел долгожданный звонок, 

Вас, ребята, позвал на урок.

Время зря мы не теряем, 

А работать начинаем.

И.Шарилова

2.Основной этап

Вступительная беседа

— Ребята, сегодня к нам в гости пришел художник из волшебной, красочной страны — Карандаш.

(На доске изображение карандаша)

— Карандаш хочет с вами отправиться в сказку. Но только знайте, что в пути вы будете не только слушателями, но и участниками.

Чтобы сказки не обидеть— 

Надо их почаще видеть. 

Их читать и рисовать, 

Их любить и в них играть.

Ю. Мориц

Знакомство со сказкой В. Сутеева «Мышонок и Карандаш»

(Учитель читает сказку и выполняет рисунок мелом на доске.)

Жил-был на столе у Вовы Карандаш.

Однажды, когда Вова спал, на стол забрался Мышонок. Увидел Карандаш, схватил и потащил к себе в норку.

— Отпусти меня, пожалуйста! — взмолился Карандаш. — Ну зачем я тебе нужен? Я деревянный, и меня нельзя есть.

— Я тебя буду грызть! — сказал Мышонок. — У меня чешутся зубы, и я всё время должен что-нибудь грызть. Вот так! — И Мышонок больно укусил Карандаш.

— Ой, — сказал Карандаш. — Тогда дай мне в последний раз что-нибудь нарисовать, а потом делай что хочешь.

— Так и быть, — согласился Мышонок, — рисуй! Но потом я тебя всё равно изгрызу на мелкие кусочки.

Вздохнул тяжело Карандаш и нарисовал кружок.

— Это сыр? — спросил Мышонок.

— Может быть, и сыр, — сказал Карандаш и нарисовал ещё три маленьких кружочка.

— Ну, конечно, сыр, а это дырочки в нём, — догадался Мышонок.

— Может быть, и дырочки, — согласился Карандаш и нарисовал ещё один большой кружок.

— Это яблоко! — закричал Мышонок.

— Может быть, и яблоко, — сказал Карандаш и нарисовал несколько вот таких длинных кружочков.

— Я знаю, это сардельки! — закричал, облизываясь, Мышонок, — Ну, кончай скорее, у меня ужасно чешутся зубы.

— Подожди минуточку, — сказал Карандаш.

И когда он начал рисовать вот эти уголки, Мышонок закричал:

— Это похоже на ко… Не рисуй больше!

А Карандаш уже нарисовал большие усы…

— Да это настоящая кошка! — пискнул испуганный Мышонок. — Спасите! — и бросился к себе в норку.

С той поры Мышонок оттуда носу не показывал. А Карандаш у Вовы до сих пор живёт, только он стал вот какой маленький.

Счастливый Карандаш заглянул и в ваши тетради. Атам рисунка: арбуз, подсолнух, колобок и много-много чистых кругов. Он задумался, что же ему нарисовать. Давайте ему поможем.

Работа в тетради 

Карандаш озорной 

На листочке заводной, 

А на деле это значит: 

— Живописные задачи 

Нам с тобою по плечу, 

Нарисую, что хочу!

О. Гайвас

Превращение кругов в разные предметы

(По окончании работы ребята рассказывают о своих «превращениях»: солнышко, бублик, одуванчик, спасательный круг, пуговица, мяч, клубок ниток, ромашка.)

Физкультминутка

Раз — подняться, потянуться. 

Два — нагнуться, разогнуться. 

Три — в ладоши три хлопка, 

Головою три кивка. 

На четыре — руки шире, 

Пять — руками помахать 

И за парту сесть опять.

В. Волина

3.Этап закрепления полученных знаний

Штриховка кругов

(Учитель показывает изображение круга.)

— Какая это геометрическая фигура?

— Чем отличается круг от квадрата? 

(У квадрата есть углы, а у круга нет углов.)

— Что общего у круга и овала? 

(Фигуры, у которых нет углов.)

Втетради у вас изображены круги. Выполните штриховку сверху вниз. Соблюдайте одинаковое расстояние между штрихами. Не заходите за контур круга.

Превращение прямоугольников в разные предметы

(Учитель показывает изображение прямоугольника.)

— Какая это геометрическая фигура?

—Чем отличается прямоугольник от круга?

В какие предметы можно превратить прямоугольник?

(По окончании работы ребята рассказывают о своих «превращениях»: пенал, портфель, аквариум, книга, коврик, забор, чемодан,)

Штриховка прямоугольников

— Выполните штриховку прямоугольников слева направо. Соблюдайте одинаковое расстояние между штрихами. Не заходите да контур прямоугольника.

4.Этап подведения итогов

-Сегодня прошел необычный волшебный урок. Мне очень понравилось, как вы работали на уроке. 

— Наш урок подошел к концу. Подведите итоги своей работы, закончив одно из предложений:

«На уроке — я научился…»;

«На уроке мне было интересно…»;

«На уроке мне было трудно…».

— Повернитесь друг к другу и обменяйтесь улыбками. Всего вам доброго!

Источник: https://www.defectolog.by/content/tema-uchebnogo-zanyatiya-shtrihovka-krugov-i-kvadratov

Конспект занятия для дошкольников «Знакомство с понятием «графика». Приёмы штрихования»

Название: Конспект занятия для дошкольников «Знакомство с понятием «графика».

Приёмы штрихования»
Номинация: Детский сад, Методические разработки для специалистов ДОУ , Педагогу по ИЗО , 6-7 лет
Автор: Макарычева Светлана Александровна Должность: педагог дополнительного образования Место работы: МБУ ДО Детско-юношеского центра «АРС»

Месторасположение: город Кострома, Костромская область

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
«ЗНАКОМСТВО С ПОНЯТИЕМ ГРАФИКА. ПРИЁМЫ ШТРИХОВАНИЯ»

Программа «Волшебные краски»

Возраст детей: 6-7 лет

Количество детей в группе: 10 человек

Продолжительность занятия: 60 минут (с переменой в 10 мин).

Форма: фронтальное

Тип занятия: освоение нового материала

Образовательные технологии:

Коммуникативно-диалоговые, здоровьесберегающие, проблемные.

Материалы и оборудование:

  • половина листа бумаги формата А-4;
  • чёрная гелевая ручка;
  • предметные картинки с изображением животных;
  • плакат с изображением различных видов штрихов;
  • раздаточный дидактический материал;
  • рисунки педагога и учащихся. Тема: «Знакомство с понятием графика. Приёмы штрихования»

Цель: овладение новым художественным материалом и новой техникой рисования для формирования положительного опыта творческой деятельности.

Задачи:

  • учить правильно держать ручку (карандаш);
  • познакомить с правилами штриховки и правилами изображения штрихом животных;
  • развивать моторные навыки;
  • формировать основы эстетического восприятия мира;
  • развивать инициативу и самостоятельность ребёнка;
  • развивать коммуникативные навыки;
  • обогащать активный словарь ребенка.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I.Организационный момент.

Педагог

– Здравствуйте, ребята! Сегодня мы продолжаем наши занятия изобразительной деятельностью. Я вижу, что вы готовы к работе. Молодцы!

II.Вводный этап. Подготовка к восприятию нового материала.

1.Загадки о животных. Узнавание темы рисования.

Педагог:

– Пока я не объявляю тему, но думаю, что вы догадаетесь сами, кого мы будем изображать сегодня. Послушайте загадки.

Хожу в пушистой шубе,

Живу в густом лесу.

В дупле на старом дубе

Орешки я грызу. (Дети отвечают: белка)

Лежала между ёлками

Подушечка с иголками.

Тихонечко лежала,

Потом вдруг убежала. (Дети отвечают: ёж)

Узнать его нам просто,

Узнать его легко:

Высокого он роста

И видит далеко. (Дети отвечают: жираф)

У косого нет берлоги,

Не нужна ему нора.

От врагов спасают ноги,

А от голода – кора. (Дети отвечают: заяц)

Рыжий молокозавод

День и ночь жуёт:

Ведь траву не так легко

Переделать в молоко! (Дети отвечают: корова)

Без расчёски причесался

И умылся без воды.

В кресло мягкое забрался

И запел на все лады. (Дети отвечают: кот)

– Итак, кого же мы будем изображать сегодня? Как назвать одним словом? (дети отвечают). Правильно! Это животные. А про каких животных были наши загадки? Про домашних или диких? (дети отвечают: диких и домашних).

III. Основной этап.

1. Беседа.

– Ребята, вы все любите рисовать, в том числе и животных. Но давайте подумаем, а можно ли быстро и интересно изобразить зверей или птиц без кистей и красок? (дети строят предположения – можно или нет).

– Если хотите этому научиться, я приглашаю вас в удивительную страну, которая называется таким необычным и даже загадочным словом – ГРАФИКА. Давайте все вместе повторим: графика (дети хором повторяют).

– А как же попасть в эту самую ГРАФИКУ? А попасть в неё просто! Стоит только взять в руки обычный карандаш или ручку. В этой стране под названием ГРАФИКА свой язык и свои законы красоты. Итак, сегодня мы узнаем, что такое ГРАФИКА и познакомимся с новым приёмом рисования. Вы согласны, дети? (дети отвечают).

2. Знакомство с новым материалом. Понятие «графика», «штрих».

Педагог:

– Посмотрите на плакат (объясняется значение слова и работы в графике).

– Вы поняли, что графика – это искусство рисования линией, пятном. Не зря художники говорят, что графика – искусство чёрного и белого. Мы сегодня с вами в наших работах попытаемся доказать, что и без ярких красок рисунок может быть выразительным.

– Посмотрите на стенд. Здесь у нас плакаты с различными видами штрихов и работы, выполненные мною и ребятами, которые занимались в этой студии. Вам нравятся эти работы? Можно ли их назвать выразительными? (дети отвечают).

Педагог:

– Штрих – это линия, черта. Штриховая линия может быть короткой или длинной, широкой или тонкой, едва заметной. Если карандашом касаться бумаги лишь слегка.

Линия может быть наклонной, в несколько рядов, может быть волнообразной (показывает на плакате). Штриховка может быть сплошной. Тогда линии почти сливаются друг с другом или могут быть с промежутками.

Направление штриховки может быть различным (показывает на плакате).

– Вы уже догадались по моим загадкам, что изображать мы сегодня будем животных. По каким внешним признакам мы их различаем? (дети отвечают). Да, животные имеют шёрстку гладкую или пушистую как шубка. А чем различаются разные животные между собой? (дети отвечают). Совершенно верно: они различаются размерами, у них разные уши, хвосты не только по размеру, но и по форме.

Когда вы рисуете без помощи красок, используя только штрих, вы всё равно можете передать свойства того предмета, который изображаете. можно показать, если мы изображаем животного, доброе оно или нет, лохматый это зверь или пушистый, колючий или гладкий. Всё это может штрих!

Мы научимся сейчас с вами рисовать забавных и пушистых зверюшек новой техникой – штрихом. Но пока маленькая пауза – физминутка. А помогут нам поднять настроение и размяться опять-таки животные.

3. Видеофизминутка «Весёлая зарядка».

4. Самостоятельная работа (Приложение 1)

Педагог:

– Возьмите правильно ручку, положите перед собой лист бумаги. Давайте изобразим пушистого зверька, так интереснее и красивее. Согласны? (дети отвечают). Чтобы зверёк получился пушистый, штриховку делаем с промежутками.

Начнём с головы, для этого нарисуем выше середины листа чёрное пятнышко – это глаз. Дальше по кругу начинаем штриховку. Второй ряд штрихов наносится над первым. Кругу повторяются, пока шар не станет нужным по размеру.

Далее рисуют в зависимости от того, кого выбрали для рисунка: белочку, зайца, собачку или медвежонка. В верхней части головы изображаем уши, используя наклонный штрих. У зайца – уши вытянутые вверх; у медвежонка используем полукруг, для изображения белочки — треугольник.

Туловище имеет форму овала. Штриховку делаем в несколько рядов вниз. По обе стороны туловища и снизу вытягиваем лапки нашего животного – делаем штриховку в несколько рядов вниз.

Нашу композицию можно дополнить, изобразив несколькими штрихами траву, или представить, что у нас не просто белочка, а белочка, которая держит гриб; или зайка с морковкой.

Совет

Методические указания: для тех, кто затрудняется начать работу можно раздать карточки со схемами последовательности изображения).

Дети рисуют.

5.Физминутка.

Разминка для пальцев рук, так как штриховка кропотливое занятие и дети устают.

  • Сжимаем пальцы в кулак и разжимаем.
  • Вытягиваем руку вперёд и разводим пальцы в стороны.
  • Сжимаем пальцы в кулак и делаем вращения кистью.
  • Потягиваемся, поднимая руки вверх.
  • Опускаем руки вниз, свободно покачиваясь.

Дети садятся и продолжают работу.

IV. Подведение итогов. Рефлексия.

Педагог устраивает выставку работ и проводит беседу.

– Вы сегодня очень хорошо поработали. Молодцы!

– О чём вы узнали на занятии?

– Что такое «Графика»?

– Понравилась вам новая техника рисования? Как она называется?

– Что было трудным для вас? Что самым интересным было?

– За что ты можешь похвалить себя сегодня?

Прощается с детьми.

Литература

Грек В.А. Рисую штрихом. – Минск: СКАРЫНА, 1992 – С.6

ОБРАЗЦЫ ДЕТСКИХ РАБОТ ПО ТЕМЕ ЗАНЯТИЯ

Источник: http://portal2011.com/konspekt-zanyatiya-dlya-doshkolnikov-znakomstvo/

Знакомство со штрихом

Знакомство с разновидностями
штриха.  
Подготовительная группа.

1 2 3
4 5 6
7 8 9
10
11 12 13
14 15 16
17 18 19

Задачи: Продолжать знакомить
детей с жанром изобразительного искусства – графикой, объяснить, чем она
отличается от живописи; познакомить с одним из технических приемов изображения
в графике – штриховым рисунком; поупражнять детей в рисовании штрихов разного
характера. Воспитывать интерес к разновидностям искусства.

Читайте также:  Игровая программа по пдд для начальной школы

Материал: Картины, написанные маслом и выполненные в графике.

Таблица штрихов.

У детей
разграфленные листы, цветные карандаши. 

Предшествующая работа: Рассматривание
гравюр и иллюстраций,

                                                
выполненных в графике.

Ход занятия:

— Ребята, я хочу рассказать вам
историю, которая произошла со мной, когда я училась на преподавателя
рисования.  Мне очень нравилось рисовать
красками, картины выполненные красками называются живописные, а техника
рисования красками – живопись.
(показываю картину). И когда нам дали задание нарисовать картину карандашом, я
очень расстроилась.

Мой учитель – художник 
заметил это и пригласил меня к себе в гости, где показал много рисунков
выполненных карандашом. Он рассказал, что рисование карандашом называется графикой, и познакомил меня с интересным
способом рисования, после чего я нарисовала вот эти рисунки (показываю).

— Хотите, я вас тоже познакомлю с
этим способом рисования?

— Называется он штрих  и
бывает таким разным, просто волшебником! Мы с вами заполним таблицу, и вы тоже
с ним познакомитесь поближе:

  1. Короткий прямой отрывистый.
  2. Короткий наклонный вправо отрывистый.
  3. Короткий наклонный влево отрывистый.
  4. Длинный прямой отрывистый.
  5. Длинный наклонный вправо отрывистый.
  6. Длинный наклонный влево отрывистый.
  7. Прямой штрих – зигзаг.
  8. Наклонный штрих – зигзаг вправо.
  9. Наклонный штрих – зигзаг влево.
  10. Штрих – зигзаг – волна.
  11. Штрих – зигзаг из одной точки вверх.
  12. Штрих – зигзаг из одной точки вниз.
  13. Штрих – зигзаг из одной точки влево и вправо.
  14. Штрих – зигзаг с наплывом горизонтальный.
  15. Штрих – зигзаг с наплывом вертикальный.
  16. Штрих – зигзаг  из одной точки.
  17. Отрывистый штрих от одной точки.
  18.  Ветка елки, выполненная штрихом.
  19.  Яблоко, выполненное штрихом с наплывом.

Физминутка: по состоянию детей.

Источник: http://enberdnikova.ucoz.ru/publ/podgotovitelnaja_gruppa/znakomstvo_so_shtrikhom/znakomstvo_so_shtrikhom/100-1-0-101

«Рисуем штрихом» Занятие по рисованию в подготовительной группе Руководитель изостудии – воспитатель Дудник Т.Н. МОУ «Начальная школа – детский сад компенсирующего. — презентация

1 «Рисуем штрихом» Занятие по рисованию в подготовительной группе Руководитель изостудии – воспитатель Дудник Т.Н. МОУ «Начальная школа – детский сад компенсирующего вида 225» г. Саратов

2 Цель: Уточнить и систематизировать знания детей о различных видах штрихов, что они могут быть короткие и длинные, наклонные и ровные, прерывные и не прерывные, прямые и дуги. С помощью штриха можно рассказать о характере предмета, о свойствах материала. Рассмотреть иллюстрации Е.И. Чарушина, обратить внимание, как художник с помощью штриха изобразил пушистую шерстку животных, передал светотенью объём. Закрепить полученные навыки в самостоятельной работе по рисованию утки. При прорисовке её оперенья использовать различные виды штрихов.

3 ЧАРУШИН ЕВГЕНИЙ ИВАНОВИЧ российский график, писатель, заслуженный деятель искусств РСФСР В своих книгах открыл детям ВОЛШЕБНЫЙ МИР ЗВЕРЕЙ И ПТИЦ

4 Оформил несколько десятков книг для детей

5 Иллюстрировал собственные рассказы

6 Чарушинские звери всегда очень трогательны, эмоциональны

7 Главное крупным планом показать животное, при этом не только создав художественный образ, но и изобразив своего героя максимально правдиво с точки зрения биологии. Плохо нарисованных зверей Евгений Иванович терпеть не мог. Он считал, что в детской книге рисунки должны быть живыми, дышащими

8 «Больше всего я люблю изображать молодых животных, трогательных в своей беспомощности и интересных, потому что в них уже угадывается взрослый зверь»

9 Волчата

10 Рисунки Чарушина отличаются свежестью, умением взглянуть на зверя, словно в первый раз в жизни.

11 «Я приучился с детства понимать животное понимать его движения и мимику. Мне сейчас даже как-то странно видеть, что некоторые люди вовсе не понимают животное», говорил художник

Обратите внимание

12 Живописность образов чарушинских животных складывается из множества фактур, мастерски передающих шерсть зверя, и «ощущение массы тела. Эта масса где-то тяжелеет, сгущается (скажем, в лапах или морде, где тело как бы выходит наружу), а где- то разрежается; эта масса сосредоточена внутри и постепенно теряет свою плотность к поверхности»

13

14

15 художник работает гуашью и акварелью, но не широкими мазками, а тщательно прорабатывая в рисунке мелкие детали.

16 Все рисунки и картины, выполненные на бумаге разными материалами, называются графикой. А художников называют художниками-графиками. Многие художники-графики делают свои картины одноцветными. Это те, которые любят работать тушью, углем или карандашами.

17 Растения, животные или другие предметы нарисованы короткими линиями. Эти линии называются штрихами. Штрихами хорошо изображать пушистых или лохматых зверей, оперения птиц, колючую хвою елей и многое другое.

18 Штрихи располагаются в разном направлении на разных частях тела зверюшек, разной длины, одни штрихи расположены густо, а другие редко.

19 ВИДЫ ШТРИХОВ Короткие прямые штрихи Длинные вертикальные и горизонтальные штрихи Наклонные отрывные и неотрывные штрихи Удлиняющиеся штрихи Штрихи-зигзаг Штрихи, расходящиеся от центра по кругу, отрывные и неотрывные

20 На что похожи эти штрихи? (море, поля, леса)

21 Возьмём обычный круг и попробуем заштрихова ть его разными штрихами

22 Из отрывных, расходящихся по кругу штрихов у нас получилось что – то мягкое, пушистое, может это одуванчик. а может чья — головка !

23 Из неотрывных, расходящихся по кругу штрихов у нас получился колючий ёжик, свернувшийся в комочек.

Важно

24 Штрихи – дуги придают выпуклость нарисованному предмету – ну чем вам не баранка?

25 А эти дуги уже превратились в лепестки цветка.

26 А если просто заштриховать всю поверхность круга ровными прямыми штрихами, то не получится уже никакого объема или фактуры материала. Перед нами плоский блин.

27 Посмотрите на следующие рисунки и назовите, какие штрихи вы в них нашли.

28

29

30

31 Обратите внимание: у совы короткое пушистое оперенье изображено короткими отрывными штрихами, крупные пёрышки на грудке –нарисованы глубокими дугами. На лбу перья меньше и дуги – мельче.

32 А теперь сами нарисуйте на своих листках бумаги разные штрихи. — Нарисуйте неотрывные наклонные штрихи. — А теперь нарисуйте штрихи разной длины…

33 Теперь мы с вами уже знаем, что с помощью штриха можно больше рассказать о характере предмета, о свойствах материала. Давайте попробуем сами нарисовать уточку.

34 На голове перья короткие, пушистые. Какими штрихами их лучше изобразить? А где самые длинные перья (на крыльях и хвосте). Их лучше рисовать длинными дугами.

35 Посмотрите как изображены крылья у голубя и гуся.

36 Ещё посмотри какие бывают утки, подумай и нарисуй свою. Используй разные штрихи

37 вспомни, как рисовал птиц Е.И.Чарушин

38

39

40 Конец Источники: Г.С. Швайко «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду» ushinhttp://

Источник: http://www.myshared.ru/slide/581146

Конспект занятия в старшей логопедической группе (подготовка руки к письму) «По дороге с фиксиками»

Цели:

Закреплять знания детей о символах  и карте России.

Учить ориентироваться на листе в клетку, держать правильно карандаш.

Учить проводить беспрерывные линии, штриховать прямыми линиями (горизонтальными и вертикальными).

Закреплять навыки работы с бумагой (оригами), умение пользоваться ножницами и вырезать по контуру.

Развивать координацию движений с речевым сопровождением, выразительность речи, эмоциональность, артистичность, мимику.

Совет

Развитие психических процессов (память, внимание, логическое мышление), умение работать в парах.

Развивать общую и мелкую моторику рук.   

Воспитывать навыки сотрудничества, дружеского отношения друг к другу, чувства любви и патриотизма к своей стране.

Оборудование: знаки-эмблема 10 штук, карта, 10 штук листов голубого цвета форматом А4, карта-пазл,  10 штук листов в клеточку, ножницы, подставка для флага, тарелки с материалом для выкладывания (дерево, уголь, пшеница, изюм, семечки), 10 цветов на резинках, простые и цветные карандаши.

Подготовительная работа: знакомство с географической картой России, ее частями, природными ресурсами

 Ход логопедического занятия в старшей группе

1. Оргмомент

Логопед:  — Сегодня я предлагаю вам поиграть в интересную игру. А для этого вам нужно быть внимательными, ловкими, дружными. Верными помощниками  в этих играх будут пальчики. Покажите, пожалуйста,  свои руки. Сколько у вас пальчиков?

Ответы детей

Логопед: — Это много! Но, для того, чтобы выполнять  задания, мы должны быть все вместе и наши пальчики должны подружиться. Пусть каждый из вас протянет свою руку соседу и ваши пальчики поздороваются и обнимутся.

Дети протягивают руки друг другу и их пальчики «здороваются», затем «обнимаются».

Вот наши пальчики и подружились. Теперь мы готовы к игре.

(Звучит песенка из  мультфильма «Фиксики». Раздается плач.  Входит Дим Димыч с размытой картой России)

Дим Димыч.: — Ой, ой, ой! Что же я наделал? Теперь мне попадет от папы.

Логопед: — Кто же это?

Дим Димыч.: – Это-я, Дим Димыч. Я играл за папиным столом и случайно разлил сок, а там лежала карта и она испачкалась и теперь на ней ничего нельзя понять. Что же мне теперь делать? Ведь меня папа накажет!

Логопед: — Поможем Д.Д. восстановить карту, ребята? (Ответы детей)

Дим Димыч.: — Только это карта не простая. Это карта нашей страны. А вы знаете, в какой стране мы живем? (Ответы детей)

Обратите внимание

Логопед: —  Не расстраивайся Д.Д. Ничего страшного. Мы тебе поможем. Правда, ребята? Но для этого мы должны превратиться  в самых знающих и умных человечков на свете. А это всем нам знакомые ?!…

Звучит музыка из м/ф «Фиксики

(Ответы детей)

Дим Димыч.: — Я слышал, что есть такие помощники.

Логопед: -Фиксики – маленькие всезнайки.  И, мы сейчас превратимся в них. А для этого каждый из вас должен взять эмблему фиксиков и пристегнуть ее к пуговице на своей одежде.

Дети выбирают эмблему и пристегивают ее к пуговице на одежде.

Дим Димыч.: — Ну, что получилось?  (показывает знак фиксиков из 3-х пальцев). Дети повторяют.

Логопед: — Нам предстоит выполнять много заданий и лучшими помощниками нам будут  руки, ушки и глаза. А гимнастика для глаз и пальчиков подготовит нас к игре.

2. Гимнастика для глаз и пальчиков  «Наши помощники»

Ушки, ручки и глаза – наши верные друзья.

Глазками посмотрим влево, глазками посмотрим вправо.

Круг глазами проведем и на ручки перейдем.

Чтоб выкладывать, писать, нужно пальчики размять.

Каждый пальчик мы потрем, разогреем и согнем.

Будут пальчики играть и нам в играх помогать.

Логопед: — Для того, чтобы помочь Д.Д. восстановить карту, мы должны с высоты посмотреть какая она Россия? А как мы можем это увидеть? На чем мы можем отправиться в полет? (ответы детей)

Дим Димыч.: – А вы знаете, как делать самолетики? Тогда давайте вместе с вами сделаем.

3.Игра «Сделаем самолетик» (оригами)

Дети делают самолет по показу Д.Д.

Дим Димыч.: — Получилось? (показывает знак фиксиков из 3-х пальцев)

Дети отвечают и показывают знак. Звучит музыка из м-ма.

— Тогда отправляемся в полет! Приготовились! Полетели!

4. Словесная игра «Самолетик наш летит»

 «Самолетик наш летит

 С высоты на все глядит.

Отвечай скорее ты,

 Что увидел с высоты?»

5.Игра «Что ты увидел?»

Дети с самолетиком в руках обходят карту России с речевкой,  рассматривают карту и отвечают, что они увидели.

Логопед: — Что ты увидел?  (Ответы детей)

Дим Димыч.: — Посмотрите, Россия делится на много частей. Это пригодится нам при составлении карты.

Важно

Дим Димыч.: — А чтобы лучше запомнить карту, давайте ее сфотографируем. Взяли фотоаппараты.  (Дети из пальчиков делают фотоаппарат и «фотографируют»)

— Все успели сделать кадры? А вот и фотографии на столе. Проходите за столы и доставайте их из конвертов.

6. Игра «Соедини точки» (контур карты  России)

Дим Димыч.: — Перед вами непроявленные фотографии. Чтобы они превратились в настоящие фотографии, нужно соединить все точки одной непрерывной линией и тогда фотография будет хорошо видна. Но сначала мы разомнем наши пальчики.

7.Пальчиковая гимнастика «Наши пальчики»

Пальчик раз,  пальчик два –

Наши верные друзья.

Третий пальчик мы добавим,

 Карандаш писать заставим

Дети простыми карандашами соединяют точки по контуру карты.

Дим Димыч.: – Получилось? (показывает знак фиксиков из 3-х пальцев)

Читайте также:  Как обучать ребёнка математике

Дети отвечают и показывают знак. Звучит музыка из м-ма.

Дим Димыч.: —  А давайте сделаем из ваших фото фотосессию и развесим в нашем выставочном уголке.

Дети развешивают свои работы.

8. Игра «Составь карту» (составление карты из частей)

Логопед: — А теперь мы можем приступать к составлению карты. Обратите внимание на цвет своих эмблем и найдите свою пару с эмблемой такого же цвета. Каждая пара возьмет часть карты такого же цвета и из этих частей вы должны составить карту. Приступайте к работе.

Дети составляют карту из 5-ти цветных частей.

9. Игра «Живая карта» (выкладывание с помощью)

Логопед: — Чтобы карта получилась полной, вы должны каждую часть выложить материалом, который находится в тарелках  такого же цвета. Команда зеленых! Проходите и забирайте свой материал (черных, желтых, оранжевых, синих, красных, фиолетовых)

Каждая команда подходит и забирает необходимый материал для выкладывания.

Логопед: — Приступайте к выкладыванию. Выкладывать нужно аккуратно, по контуру, не выходя за границу.

Дим Димыч.: – Получилось!? (показывает знак фиксиков из 3-х пальцев)

Логопед:  — У каждой страны есть главный  символ, который  отличает их друг от друга. Какой же главный символ нашей страны? (флаг) Вы знаете из каких цветов состоит наш флаг?

Ответы детей.

Логопед:- Давайте и мы нарисуем  флаг  нашей страны. Писать мы будем по клеточкам. Для этого мы должны внимательно считать клеточки и слушать. Проходите и садитесь за столы. Перед вами лист бумаги с точкой,  от которой мы и начнем рисовать.

10. Пальчиковая гимнастика «Пишем мы всегда красиво»

Логопед: — Но сначала мы вспомним, как нужно писать.

Дети вместе с логопедом и Д.Д. проговаривают слова, сопровождая их движением.

Пишем мы всегда красиво

Четко и неторопливо.

Чисто, ясно и понятно,

Чтобы было всем приятно

11.Графический диктант «Флаг России».

Совет

12.Штриховка вертикальными линиями флага (вертикальными и горизонтальными линиями индивидуально).

Дим Димыч.: – Давайте получившийся флаг вырежем и прикрепим к палочке, чтобы получился настоящий флаг.

Дети вырезают флаг и крепят к заготовке.

Дим Димыч.: — А теперь каждый возьмет  свой флаг и поставит на карту.

Дети ставят флаги на карту.

14.Итог

Логопед: — А теперь, свои цветы посадите на карту, чтобы наша страна  процветала и мы бы жили мирно и счастливо.

Дети ставят цветы с пальчиков на карту.

Логопед: — Ну что,  Д.Д., такая карта  была у твоего папы?

Дим Димыч.: — Да, точь в точь! Только пусть эта карта остается вам. А я ее сфотографирую и сей час же рас печатаю, чтобы к приходу папы карта была настоящая.

Логопед: — Ребята, вы справились со всеми  заданиями и помогли Д.Д. восстановить карту. Вы – настоящие друзья. Оставайтесь всегда такими настоящими фиксиками, готовыми  прийти на помощь другу.

Источник: https://chudor.ru/logopedu/zanyatiya-logopeda/28-zanyatie-starshaya-logopedicheskaya-fiksiki

Конспект урока на тему «Развитие графомоторного навыка у детей подготовительной к школе группы»

«Развитие графомоторного навыка у детей подготовительной к школе группы»

Цель: познакомить с работой по развитию у детей 6 – 7 лет графомоторных навыков в домашних условиях.

Задачи:

• Напомнить и обобщить задачи по развитию мелкой моторики руки дошкольника в период подготовки к школьному обучению.

• Ознакомить с приёмами «штриховки»: целью, выполнением и правилами.

• Способствовать активному вовлечению родителей в воспитательно – образовательный процесс детского сада.

• Просвещение с целью повышения педагогической культуры.

Оборудование: разные трафареты, книги «Учимся считать и писать с помощью трафарета», «Противоположности», «Цвета».

Уважаемые родители! Наши дети подросли и перешли в подготовительную к школе группу. Начинается время активной подготовки к обучению в школе.

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению.

Обратите внимание

Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.

Педагоги отмечают, что первоклассники часто испытывают серьезные трудности с навыком письма в начальный период обучения: ребёнку тяжело писать, появляется боль и дрожь в кистях рук, они плачут и нервничают.

Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки.

Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания.

Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния ребенка в школе.

К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш.

Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления в школу. Родители и педагоги таки образом, решают сразу две задачи: во-первых, косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие ребенка, а во-вторых, готовят к овладению навыком письма, что в будущем, поможет избежать многих проблем школьного обучения.

И конечно, в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе.

Важно

Все, кто работают с дошкольниками, знают, какие трудности испытывают дети, когда им приходится выполнять действия, требующие точности, и синхронности движений: что-то брать, вставлять, завязывать, складывать, лепить, вырезать, наклеивать, рисовать и т. д.

Плохо развитые двигательные функции рук и отсутствие оформленной техники движений, скоординированных действий глаза и руки вызывают у ребенка огромные трудности, которые порой заставляют его отступать перед любой задачей, связанной с выполнением вышеупомянутых действий.

В детском саду по подготовки руки к письму, проводится большая систематическая работа, которая основывается на взаимодействии специалистов ДОУ с детьми, родителями.

Такая работа будет эффективной, только в том случае, если она проводится в содружестве с семьей.

Очень важно поставить руку, подготовить её к работе. И штриховка в этом деле – незаменимый помощник, поскольку не только укрепляет мелкие мышцы пальцев и кистей рук, но и способствует развитию речи, логическому мышлению, общей культуры, творческих способностей.

Что необходимо для штриховки? Альбом для рисования, простой и цветные карандаши, трафареты с геометрическими фигурами, фигурки животных и предметов.

Полезно раскрашивание и штриховка в одном направлении, т. е. не выходя за линии контура. Убедите детей, что лучше закрашивать цветными карандашами, а не фломастерами. Закрашивая карандашами, ребёнку приходится прилагать определённые усилия, разную силу нажима, и всё это в свою очередь помогает развивать мелкую моторику рук, а значит, косвенно подготавливать его к обучению в школе.

Штрихуя цветными карандашами, дети закрепляют название цвета, умение красиво сочетать их, т. е. развивают своё эстетическое восприятие. В дальнейшем для штриховки можно использовать ручки с цветными пастами.

Совет

Особое внимание нужно обратить на поворот листа при закрашивании. Если ребёнок крутит лист при закрашивании, это свидетельствует о том, что он не умеет изменять направление линии при помощи пальцев.

В какой последовательности нужно проводить работу по штриховке?

Дети 6 – 7 лет хорошо копируют простейшие геометрические фигуры, соблюдая их размер, пропорции. Штрихи становятся более чёткими и ровными, овалы завершёнными. Фактически в этом возрасте доступны любые графические движения, штрихи и линии.

Основным содержанием занятий по подготовке рук к письму должно быть развитие мелкой мускулатуры и дифференцированности движений кистей и пальцев рук, т. е. формирование функциональной (физиологической) готовности к графической деятельности.

Тренировать пальцы рук можно, применяя лепку, закручивание гаек в конструкторе, собирание узоров из мелкой мозаики, вышивания, застёгивания пуговиц. Оригами (японское искусство складывания бумаги) также помогает развивать у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, м точные движения пальцев, развивается глазомер.

При этом дети овладевают различными приёмами и способами действий с бумагой, такими, как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание.

Выполняя различные виды заданий, ребёнок приобретает опыт графических движений. Очень важно сразу обучить ребёнка правильным приёмам действия: вести линию сверху вниз и слева направо, выполнять линии различной толщины и формы, штриховать ровно и без пробелов, не выезжая за контур.

В 6 – 7 лет ребёнок должен выполнять следующие виды штриховок: прямые вертикальные (сверху вниз, горизонтальные (слева направо, наклонные, клубочками (круговыми движениями руки, имитирующими наматывание и разматывание нити, крупными капельками.

Особое внимание нужно уделять выполнению заданий сложной формы одним движением кисти руки (овалы, окружности, волнистые и ломаные линии). Линии должны наноситься без отрыва руки от бумаги; при выполнении задания нельзя менять положение листа или тетради.

Обратите внимание

Следует обращать внимание на правильность посадки за столом и выполнять сначала простые задания, постепенно усложняя их и увеличивая время занятия с 10 до 15 – 20 минут.

После этого обязательно сделать перерыв, во время которого можно выполнять пальчиковую гимнастику или упражнения на развитие предметных действий.

При письме особенно важно сформировать весь комплекс готовности ребёнка: сочетание темпа и ритма речи с движениями глаз и руки, умение управлять руками и пальцами, обучение написанию печатных и письменных букв, ознакомлению с гигиеническими правилами письма, рабочей строкой, основными элементами букв, различными предметными образами, приближёнными к конфигурации букв.

Графомоторные навыки включают в себя:

1. Мелкая мускулатура пальцев

— упражнения на развитие силы пальцев и быстроты их движений.

2. Зрительный анализ и синтез

— упражнения на определение правых и левых частей тела;

— задания на ориентировку в пространстве по отношению к предметам;

— задания с условиями по выбору нужных направлений.

3. Рисование

— занятия по штриховке по контуру, обводка;

— срисовывание геометрических фигур;

— задания на зарисовку деталей, предметов, с натуры;

— дорисовывание незаконченных рисунков;

— дорисовывание рисунков с недостающими деталями (даются законченные изображения, но с недостающими деталями) ;

— упражнения в дорисовывании, создании собственной картины при условии реальности сюжета и деталей;

— задания на воспроизведение фигур и их сочетаний по памяти.

4. Графическая символика

— задания на развитие умений рисовать узоры, а также на символизацию предметов (изображение их с помощью символов).

В двигательной области коры головного мозга находится самое большое скопление клеток, управляющих рукой, пальцами (особенно большим и указательным) и органами речи: языком, губами, гортанью.

Эта область коры головного мозга расположена рядом с речевой областью.

Такое близкое соседство двигательной проекции руки и речевой зоны дает возможность оказывать большое влияние на развитие активной речи ребенка через тренировку тонких движений пальцев рук.

Чем большее число связей между клетками мозга задействовано, тем интенсивнее идет процесс психического развития.

Работа по развитию координации движений начинается с крупных движений рук от плеча: рисование в воздухе контуров воображаемых предметов, работа с мелками, рисование на сыром и сухом песке и подобные упражнения.

Постепенно движения становятся более мелкими (от локтя, непосредственно сами кисти рук, пальцы) – обведение трафаретов, нарисованных контуров, различные штрихования, дорисовывания рисунков и многое другое; «письмо» букв с помощью трафаретов, а также их печатание с опорой на ограничители и без них.

Важно

Детей нужно специально учить управлять своими движениями, планировать, контролировать и корректировать их. Очень полезны для развития пальцев ребенка такие виды деятельности как лепка, рисование и раскраска, составление аппликаций из бумаги, разных видов круп, природного материала, работа с ножницами, пришивание пуговиц, нанизывание бус, конструирование из мелких деталей.

И труд, и упражнения – это необязательно письмо. Рисование, которым любят заниматься дети, игры, включающие в дело руку, самообслуживание, участие мальчиков и девочек в домашних делах, ежедневная зарядка, пальчиковая гимнастика – это краткий перечень тех упражнений, которые можно организовать в каждой семье.

Обучение письму может быть увлекательной интересной игрой, в которую дети внесут свое творчество.

Помните! Занятия, в которых задействованы мелкие группы мышц, утомительны, и важно предусмотреть их смену, ограничивать длительность и нагрузку.

Таким образом, регулярные занятия родителей с ребёнком дома по развитию графомоторных навыков обеспечат правильное и красивое письмо в будущем.

Успехов Вам в воспитании ваших детей!

Источник: https://globuss24.ru/doc/konspekt-uroka-na-temu-razvitie-grafomotornogo-navika-u-detey-podgotovitelynoy-k-shkole-gruppi

Ссылка на основную публикацию