Конспект занятия в старшей группе детского сада. окружающий мир. забота о животных

Конспект занятия в старшей группе детского сада. окружающий мир. забота о животных — Педагог

Цель: развивать у детей творческие познавательные способности.

Задачи: закреплять знания детей о животных нашей планеты, развивать связную речь детей, способствовать к определению задач на основе поставленной проблемы.

Ход занятия

Звучит мелодия к передаче «В мире  животных». На экране телевизора заставка к этой передаче.

Ведущий передачи в мире животных (воспитатель):

— Дорогие, друзья! В эфире передача « В мире животных». Сегодня мы подведём итог нашего путешествия по планете Земля. В нашей студии собрались, большие знатоки животного мира нашей планеты, ребята из группы «Сказка». Всё самое интересное о животных мы  планеты Земля мы записывали, фотографировали, зарисовывали. Так получилась книга « Рассказы о животных»

Демонстрация книги «Рассказы о животных»

 Ведущий:  А сейчас наши специальные корреспонденты расскажут,где побывали и каких необычных животных повстречали.

(Дети (корреспонденты) подходят к карте и рассказывают о животных разных континентов, используя наглядный материал из книги «Рассказы о животных»

Ведущий: Из рассказов наших уважаемых корреспондентов мы узнали, что на нашей планете обитают разные животные. Они живут на севере и на юге, и в лесах, и в воде. У каждого животного есть свой дом, своя среда обитания.

Сейчас мы с вами поможем животным заселиться в свои дома, чтобы им было уютно и тепло.

Игра «Засели животного в домик».

Обратите внимание

На доске домики с изображением природы средней полосы, жарких стран, Севера, морского дна. Детям раздаются наклейки с животными. Задача детей поместить животных в свои домики.

 Ведущий – Ребята, сейчас мы ненадолго покинем нашу студию и отправимся на прогулку в лес.

Динамическая минутка «Прогулка».

Ведущий произносит фразы и показывает движения, дети за ним повторяют.

— Выходим из детского сада и идём по тротуару (топают ногами).

— Сварачиваем на про сёлочную дорогу, старая листва шуршит под ногами (скользящие движения ногами).

— Впереди река, идём по песочку (встают на носочки и шагают на месте).

— Песок под ногами поскрипывает (трут ладонью о ладонь).

— А сейчас по деревянному мостику переходим через реку (хлопки ладонями по коленям).

— А вот и лес. Деревья вокуг большие качаются (руки над головой, качаются).

— Вот отличная полянка. Давайте присядем и послушаем как поют птицы.

Задание: « Узнай птицу по голосу».

Источник:

Конспект занятия по окружающему миру Дикие животные для детей старшего дошкольного воз

Конспект

Мероприятия с детьми

старшей группы

Тема: «Дикие животные»

Образовательная технология: информационно-

коммуникативная технология (икт)

Составила: воспитатель ГБДОУ №36

компенсирующего вида

Давгель Е.К.

Задачи:

Образовательные: Расширять представление детей о внешнем виде, образе жизни и жилищах лесных обитателей.

Закрепление обобщающего понятия «дикие животные», умения дифференцировать дикие и домашние животные. Уточнение и расширение словаря по теме (волчье логово, берлога медведя, лисья нора, дупло белки).

Развивать умение анализировать, обобщать и сравнивать, делать выводы, развивать доказательную речь.

Коррекционные: Формировать умение узнавать образ животного в силуэтном изображении, в «зашумленном рисунке». Развитие зрительного внимания, памяти. Работа над фиксацией взора, прослеживающей функции глаза.

Воспитательные: Формирование интереса к природе, понимания поведения и повадок животных. Воспитания коммуникативных навыков, инициативности, навыков сотрудничества.

Материалы и оборудование: компьютер, проектор, экран, картинки с изображением диких животных (лиса, медведь, лось, кабан, белка, волк, еж, заяц), домашних животных (лошадь, корова, собака, кошка, свинья, коза, овца), с изображением леса и дома; картинки – жилища диких животных(волчье логово, берлога, лисья нора, дупло). Трафареты диких и домашних животных, бумага , карандаши, лазерная указка.

Ход занятия

У нас сегодня необычное занятие. Я сама не буду показывать вам картинки. Картинки будут появляться на экране. Но появятся они только в том случае, если вы отгадаете загадки про животных.

Презентация

1 слайд. Заяц

Вопросы по картинке: Какая одежда в два цвета на зиму и лето у зайца? В какое время года изображен заяц на картинке?

2слайд. Белка

Вопросы по картинке: На какой цвет меняется шуба у белки зимой? Что запасает белка на зиму?

3 слайд. Лиса

Вопросы по картинке: Чем отличается лиса от других животных? Какой взгляд у лисы на картинке?

4 слайд. Волк

Вопросы к картинке: Что ищет волк днем и ночью ? На какое домашнее животное похож волк?

5 слайд. Кабан

Важно

Вопросы по картинке: Что искал кабан возле дуба? На какое домашнее животное похож кабан?

6 слайд. Медведь

Вопросы по картинке: Какого цвета шуба у медведя? Что делает медведь зимой?

7 слайд. Еж

Вопросы по картинке: Какая шубка у ежика? Зачем еж сворачивается в клубок?

8 слайд. Лось

Вопросы по картинке: Как называют лося в загадке? Чем питается лось?

9 слайд. Отгадайте животное по силуэту

Вопросы по картинке: Как вы догадались, что это за животное? По каким отличительным признакам? Каждое животное обводится по силуэту лазерной указкой.

10 слайд. Какие животные спрятались на рисунке

Вопросы по картинке: Сколько всего животных спряталось на картинке? Каждое животное обводится лазерной указкой по контуру.

11 слайд. Где живут дикие животные?

12 слайд. Четвертый лишний (лиса, еж, белка, собака)

Вопросы по картинке: Почему собака лишняя? Где живут остальные животные?

13 слайд. Четвертый лишний(лошадь, свинья, коза, кабан)

Вопросы по картинке: Почему кабан лишний? Как одним словом можно назвать остальных животных?

14 слайд. Дикие животные в лесу

Вопросы по картинке: Назовите, каких диких животных вы видите на картинке? Сосчитайте сколько ежат, бельчат, медвежат, лисят изображено.

Физкультминутка

Мы проверили осанку и свели лопатки. Мы походим на носках, а потом на пятках. Пойдем легко как лисята, И как заинька – трусишка, И как серый волк – волчишка, Вот свернулся еж в клубок, Потому, что он продрог. Лучик ежика коснулся, Ежик сладко потянулся.

Задания по подгруппам на ковролине.

-На столе лежат картинки с животными. Вам надо определить место проживания животных. Под картинкой, где изображен лес прикрепить диких животных, а под картинкой дом – домашних животных.

Дети выполняют задание и рассказывают каких животных и куда( к дому или лесу) они прикрепили.

-На другом столе лежат картинки с изображением жилищ диких животных. Надо подобрать «дом» каждому животному.

Дети выполняют задание, рассказывают какие жилища они подобрали и как они называются.

Выполнение зрительной гимнастики «Снежинки» на экране.

Совет

Детям предлагается выбрать трафарет одного домашнего и одного дикого животного и обвести их. Назвать, кого обвели.

Итог занятия. О каких животных мы говорили сегодня на занятии? Что понравилось больше всего?

Источник:

Конспект познавательного занятия в старшей группе «Домашние и дикие животные»

Тема: «Домашние и дикие животные».

Возрастная группа: старшая.

Цель: создать условия для закрепления представлений о домашних и диких животных посредством художественно-эстетической деятельности.

Задачи:

  1. Формировать умение различать животных и их детенышей.
  2. Формировать представления детей о то, что у каждого зверя свой след.
  3. Продолжать практиковать рисование техникой «штампа».
  4. Развивать дружеские отношения при коллективной работе.

Интеграция образовательных областей:

«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Материал:

  1. Картинки «Дикие и домашние животные».
  2. Муляжи диких и домашних животных.
  3. Аудиозапись «В мире животных».
  4. Магнитофон.
  5. Костюм «Мама-кошка», «Собака».
  6. Бумажные ободки «Ферма», «Лес».
  7. 2 листа А1: картина «Деревенский двор» и «Лесная полянка».
  8. Мяшкая игрушка «Котенок».
  9. Штампы «Следы животных».
  10. Картинки «Следы животных».

Ход

Дети и воспитатель сидят за круглым столом.

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами поговорим о животных. Кто из вас знает каких-либо животных и где они живут?

Дети отвечают.

Воспитатель: На какие группы можно разделить животных?

Дети размышляют и отвечают.

Воспитатель: Животные, которые заботятся о себе сами, называются дикими.

(Показывает картинки диких животных, дети называют их).

Воспитатель: Животные, о которых заботится человек, называются домашними. (Показывает картинки домашних животных).

Воспитатель: Катя, Лев, Никита и Денис приготовили стихотворения, давайте послушаем их и определим: животные, о которых говорится в стихотворении дикие или домашние?

Дети рассказывают стихи, воспитатель и дети определяют, к какому классу относятся эти животные:

Мишка лапою мохнатой,
Не спеша малину рвёт. Никита Ходит, ищет косолапый

Сладкий и душистый мёд.

Если повстречаешь рысь,
Не успеешь крикнуть «Брысь!» — Денис Ведь лесные киски —

Не едят из миски.

Он на зайчика похож,
Но живет он в норке, Лев Целый день траву жует,

На зеленой горке.

Квохчет курица наседка:
— Червяка нашла я деткам! Катя К дому мчится во весь дух:

— Похвали меня, петух!

Воспитатель обращает внимание детей на мягкую игрушку Котенка, который лежит в уголке.

Воспитатель, взяв котенка на руки: Детки, посмотрите, кажется, этот малыш потерялся! Где же его мама…

Появляется Мама-Кошка: Ой, вот ты где, я повсюду тебя ищу уже битый час, если не два, а то и три! (Забирает котенка).

Воспитатель: А вы кем, простите, приходитесь этому малышу?

Мама-Кошка: Как кто? Я его мама. Разве вам неизвестно, что мама у котенка – кошка, а папа … (обращается к детям).

Дети отвечают: «Кот».

Воспитатель: Я, конечно, это знаю, но что-то все позабыла, а хотя нет – папа щенка — оппосум, а мама ягненка – лосиха, верно же?

Дети и Мама-Кошка поправляют воспитателя.

Мама-Кошка: Мы сейчас освежим твою память, а дети мне в это помогут, вы согласны, ребята?

Дети отвечают.

Мама-Кошка читает стихотворение А.Шибаевой «Кто кем становится», дети заканчивают предложения в стихотворении:

Жил-был маленький щенок.

Он подрос, однако,

И теперь он не щенок,

Взрослая … (собака).

Жеребенок с каждым днем

Подрастал и стал … (конем).

Бык, могучий великан,

В детстве был … (теленком).

Толстый увалень баран –

Толстеньким … (ягненком).

Этот важный кот Пушок –

Маленьким … (котенком).

А отважный петушок –

Кро-о-хотным … (цыпленком).

Мама-Кошка: Ну что, мы помогли тебе вспомнить?

Воспитатель: Помогли, спасибо!

Мама-Кошка: Ребята, а для вас у меня есть еще загадки:

Заплелись густые травы, Закудрявились луга, Да и сам я весь кудрявый,Даже завитком рога.
(баран)
У него огромный рот,Он зовется …
(бегемот)
Хожу в пушистой шубе, Живу в густом лесу. В дупле на старом дубеОрешки я грызу.
(белка)
Из иголок колобок. Кто свернулся здесь в клубок? Не поймёшь, где хвост, где носик, На спине продукты носит. В общем, сразу не поймёшь.Кто же это всё же?
(ёжик)Воспитатель: Я предлагаю немного размяться и поиграть в игру «Лес и ферма».Воспитатель надевает бумажные ободки «Лес» и «Ферма» двум детям, их задача стоять, раскрыв объятия. Перед ребятишками выкладываются животные, задача каждого ребенка, взять себе какое-то одно животное и отвести его либо в лес, либо на ферму, в зависимости от того дикое это животное, или домашнее. Игра повторяется несколько раз.Появляется Собака, Мама-Кошка прячется за балдахин в Уголке уединения, просит детей не выдавать ее.Собака: Гав, гав, рррр! Где она? Я бегал по своему заснеженному двору и увидел следы кошки! Не пробегала ли здесь она?»Дети и воспитатель говорят, что кошки здесь нет, и не было. Собака обнюхивает территорию в поисках кошки и убегает.Воспитатель: Ребята, почему собака искала кошку? На что она так разозлилась? Как собака узнала, что кошка здесь?Дети отвечают.Мама-кошка: Конечно, я оставила следы своими подушечками!Ставит штамп «Кошачий след» на закрепленный на мольберт чистый лист.Воспитатель: Какие следы у кошки? У всех зверей такие следы?Дети отвечают.Воспитатель показывает картинки следов и тех животных, которым они принадлежат.Воспитатель: Я хочу обратить внимание на 2 картины (указывает на 2 листа формата А1, на одном из которых изображен деревенский двор, а на втором снегом припорошенный сосновый бор), давайте оставим следы на этом белом нетронутом снежке, во дворе мы будем оставлять следы домашних животных, в лесу — … (обращается к детям, дети отвечают: «диких»).Мама-Кошка набирает команду детей, которые желают найти следы домашних животных, воспитатель – детей, желающих найти следы диких животных. Воспитатель и дети ищут следы, которые соответствуют тем, животным, которые живут «на листах», рисуют цепочки следов штампами.Воспитатель: Сколько следов вышло на наших картинах! Такое ощущение, что у зверей здесь был праздник, и они танцевали. Я вас приглашаю тоже потанцевать.Звучит мелодия «В мире животных», дети водят хоровод.Мама-кошка: До свидания, друзья! Мне пора возвращаться к другим котятам, главное, не встретить собаку на пути!

Источник: http://pedagogtop.ru/skazki/konspekt-zanyatiya-v-starshej-gruppe-detskogo-sada-okruzhayushhij-mir-zabota-o-zhivotnyh.html

конспект занятия в старшей группе Дикие животные Краснодарского края

Образовательная область: «Познавательное развитие»

Раздел: ознакомление с миром природы

Вид деятельности: организованная образовательная деятельность  

Возрастная группа: старшая группа

Тема: «Дикие животные»

Цель: Расширять представления детей о многообразии животного мира, образе жизни животных. Закреплять знания о животных родного края.

Программное содержание

Образовательные задачи: закрепить названия диких животных и их детенышей. Расширить знания о  животных, проживающих в нашем крае. Познакомить детей с животными Краснодарского края занесенных в Красную Книгу.

Развивающие: Развивать познавательный интерес. Развивать творчество, инициативу и умение работать в коллективе. Способствовать осознанию особого отношения людей к диким животным.

Воспитательные: Воспитывать любознательность, формировать знания о взаимосвязи всего живого в природе, способствовать осознанию особого отношения людей к диким животным.

Читайте также:  Внеклассное мероприятие во 2 классе. всемирный день здоровья

Предварительная работа: Загадки о животных, дидактические игры «Кто что ест?»,          « Кто где живет?», «Отгадай животное», беседы, рассматривание иллюстраций, чтение книг Н.И.Сладков «Сушеные камни», И.Соколов-Микитов «В берлоге», М. Пляцковский «Ёжик, которого можно было погладить» и др.

Словарная работа: хищники, травоядные, всеядные, спячка ,Красная книга, заповедник

Материалы и оборудование: Карта Краснодарского края, магнитофон, проектор и экран для презентации, ноутбук, аудио запись со звуком леса, трафареты животных (заяц, лиса, волк, белка, медведь),цветные шерстяные нитки, ножницы, клей, кисти. Листья , деревья для украшения группы.

                                                    Ход деятельности

Обратите внимание

В-ль: Ребята, сегодня я шла в детский сад на работу, и нашла на пороге нашей группы коробку. А что в этой коробке может быть? Давайте вместе посмотрим, что в ней?

Открываем  коробку, а в ней лежит карта.

В-ль: Кто знает, что это? Как вы узнали, что это карта? (выслушиваем детей) Это карта нашего края. Как он называется?

(Ответы)

В-ль: Правильно мы с вами живем в Краснодарском крае.     Слайд№1       

В-ль: Посмотрите на карте изображено много населенных пунктов, водоемов, лесов!

Скажите, а вы бывали в лесу?

В-ль: Я предлагаю отправиться в путешествие в лес?

В-ль: Давайте закроем глаза я  произнесу  волшебные слова:

            Добрый лес. Могучий лес .

            Полный сказок и чудес!

            Вы ребята, повернитесь,

            И в лесу все очутитесь!

 (звучит музыка леса) 

Слайд№ 2                                                                             

В-ль: Вот мы с вами попали  в лес. Здесь так тихо, что кажется никого нет. Скажите, а кто-нибудь живет в лесу? (ответы)

В-ль: Правильно птицы, насекомые и животные.

В-ль: Каких животных леса вы знаете? (ответы)

В-ль: А кто о них заботиться? (ответы)

В-ль: Как  они называются?

В-ль: Дикими животными называют животных, живущих в дикой природе и сами себе добывающих корм.

В-ль: Чем же питаются дикие животные? (ответы)

В-ль: Как называть  животных, которые питаются травой? (ответы)  Слайд №3

В-ль: А животные, которые питаются другими животными? (ответы)  Слайд №4

В-ль: А животные, которые питаются и растениями и животными? (ответы) Слайд №5

В-ль: А чем дикие животные питаются зимой? (ответы)

В-ль: Все ли животные запасают себе на зиму корм? (ответы). А кому корм зимой не нужен и почему?

В-ль: Медведи летом усиленно питаются, и запасают жир, а осенью они готовят себе место для спячки, где проводят зиму.( Спячка –это малоподвижный, сонный образ жизни)

В-ль: А вы знаете какие животные спят зимой? (ответы) Слайд №6

  В-ль:  Давайте поиграем в игру. «Кто где живет?»

  Где живет белка? Слайд№7

  Где живет медведь? Слайд №8

  Где живет волк? Слайд №9

  Где живет еж и лиса ? Слайд №10

  Где живет заяц? Слайд №11    

В-ль:  А каких вы знаете диких животных обитающих в нашем крае? (ответы)

В-ль: Эти животные водятся во многих лесах нашей страны, но есть и такие которые обитают только в нашем крае! Слайд №12

Важно

В-ль: Есть животные которых очень мало, они на грани вымирания и  занесены в Красную книгу.Слайд№13

В-ль: В Красную книгу занесены редкие виды птиц, животных, рыб и растений, поэтому их  нужно беречь и приумножать. Для этого люди создают специальные охраняемые леса, которые  называются заповедниками! У нас в Краснодарском крае есть такой заповедник его полное название «Кавказский биосферный заповедник» он считается самым большим заповедником в Европе.

  В-ль: Давайте мы с вами отдохнем и поиграем  в игру «Звери шли на водопой»

            За мамой –лосихой топал лосенок (дети идут громко ступая)

            За мамой –лисицей крался лисенок(дети крадутся на носочках)

             За мамой-медведицей шел медвежонок(дети идут в перевалку)

            За мамой-ежихой катится ежонок(дети приседают медленно двигаясь вперед)

            За мамой –зайчихой, косые зайчата(дети скачут на прямых ногах)

             Волчица вела за собою волчат (идут по кругу осторожно переступая)

              Все мамы и дети напиться хотят!

 В-ль: Нам пора возвращаться в детский сад ,закрывайте все глаза

            Добрый лес. Могучий лес .

            Полный сказок и чудес!

            Вы ребята, повернитесь,

            И в детском саду все очутитесь!

Интеграция:  образовательная область, художественно-эстетическое                             развитие .

В-ль: Ребята какое сейчас время года в лесу? (ответ)Слайд №14

В-ль: Сейчас осень, а какое время года наступит потом? (ответ)

В-ль: Что нужно человеку зимой, чтобы не замерзнуть? А животным?  (подпушек)

В-ль: Вспомним каких цветов шубки у наших животных и давайте поможем им подготовиться  к зиме.

   Практическая работа: ( под звуки шума леса дети выполняют аппликацию)

Выбирают цвет ниток соответствующий окраске животного и наклеивают на силуэт животного.

В-ль: Теперь нашим животным зимой в лесу будет тепло.

                                                           Рефлексия                                                                           Вам понравилось сегодняшнее наше путешествие? Что нового узнали? О ком говорили? О чем бы вам хотелось бы еще узнать?

Источник: https://blog.dohcolonoc.ru/entry/zanyatiya/konspekt-zanyatiya-v-starshej-guppe-dikie-zhivotnye-krasnodarskogo-kraya-1.html

Конспект занятия по экологии в старшей группе на тему: «Дикие животные нашего края»

Цель: расширять представления детей о диких животных (лиса, медведь, заяц, белка, волк, ёж),  их образе жизни.

Задачи:

Обучающие:

Закрепить названия диких животных и их детенышей;

Познакомить с дикими животными проживающими в наших краях;

Развивающие:

Развивать социальные навыки: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение других;

Работа по словообразованию;

Воспитывающие:

Воспитывать любознательность, формировать знания о взаимосвязи всего живого в природе способствовать осознанию особого отношения людей к диким животным.

Предварительная работа: беседа о диких животных, разгадывание и отгадывание загадок, дидактические игры, чтение сказок.

Методические приемы: беседа, показ объяснение, сюрпризный момент, вопросы к детям.

Материалы и оборудования к занятию: ноутбук, проектор, слайдовая мультимедийная презентация, картинки с изображением диких животных, карточки с загадками,  обруч (красный, синий, зеленый), раскраски для детей.

Ход занятия:

Организационный момент:

Воспитатель: Ритуал занятия

Что за чудо чудеса, раз рука и два рука,

Вот ладошка правая, вот ладошка левая,

И скажу, вам не тая, руки всем нужны друзья.

Сильные руки не бросятся в драку,

Добрые руки погладят собаку.

Умные руки умеют лепить

Чуткие руки умеют дружить.

Слайд № 1 (Картина Мадагаскара ).

Дети стоят полукругом. Входит Лемур из Мадагаскара.

Лемур: Здравствуйте, ребята. Я прибыл из Мадагаскара не с пустыми руками, а  принес собой конверт. А что же там? Мы сейчас узнаем, открыв конверт. 

Ребята, я очень  хочу подружиться  с вами и с животными вашего края, хочу про них все знать. Для этого я приготовил загадки и очень хочу, чтоб вы мне  помогли отгадать.

Воспитатель: Ребята, поможем Лемуру? (ответы детей).

Воспитатель: Ну, теперь внимательно слушайте загадки, подумайте, и говорите мне отгадку.

Не барашек и не кот,

Носит шубу круглый год.

Шуба серая для лета

Для зимы другого цвета.  (заяц)

Хитрая плутовка

Рыжая головка

Пышный хвост-краса

Кто это?  (лиса).

Пышный хвост торчит с верхушки,

Что за странная зверюшка?

Щелкает орехи мелко

Ну конечно это —  (белка) .

В густом лесу под ёлкой,

Осыпанной листвой,

Лежит мешок с иголками,

Колющий и живой. (ёж) .

 Слайд № 2 (заяц, лиса, белка, ёж)

Кто зимой холодной ходит злой голодный (волк).

Хозяин лесной просыпается весной

А зимой под вьюжный вой

Спит в берлоге снеговой.  (медведь).

 Слайд № 3 (волк, медведь)

Воспитатель:Молодцы, ребята, все загадки отгадали.

Воспитатель:Ребята, подскажите же мне и Лемуру, о ком же эти загадки? (о диких животных).

  • Где обитают все эти животные? (В лесу, в природе).
  • А кто их кормит? (Сами себе находят корм, добывают).
  • Как можно назвать животных, которые сами себе находят и добывают корм?

    (Дикие животные или звери).

Воспитатель:Чем  питаются дикие животные? Ответы детей.

Воспитатель:Ребята, дикими животными называют животных, живущих в дикой природе, которые  сами себе добывают корм.

Слайд № 4, 5  (травой, плодами деревьев, орешками, шишками, другими животными).

Воспитатель:

  • Как можно назвать животных, которые питаются травой? (травоядные).
  • Как можно назвать животных, которые питаются другими животными (хищники).
  • Как называются животные, которые питаются растениями и животными (всеядные).

Воспитатель: Ребята, когда, травы уже не бывает, что им нужно сделать, чтобы не умереть с голоду? (запасти корм).

Воспитатель: Правильно, ребята, нужно запасти корм.

Воспитатель: Как вы думаете, все ли животные запасают корм на зиму? (ответы детей).

  • Какие животные запасаются кормом? (ответы детей).
  • Как вы думаете,  медведь запасает себе корм? (нет, он зимой спит).

Слайд № 6.

Воспитатель: Ребята, медведи летом усиленно питаются, запасают жир, а осенью они готовят себе берлогу, где проводят зиму и впадают в спячку.

Воспитатель: Скажите, пожалуйста, что такое спячка? (ответы детей).

Воспитатель:Спячка — это малоподвижный сонный образ жизни.

Повторите ребята это слово – спячка.

Воспитатель:  Кто мне скажет, какие ещё  животные спят зимой?

 Слайд № 7  (ёжик, барсук).

Воспитатель: Ребята, некоторые животные с приближением зимы меняют окраску. Как вы думаете, почему они это делают? (ответы детей).

Воспитатель: Правильно, что бы  ни заметили другие животные.

Воспитатель:Смена окраски шерсти на другую — называется линькой.  (повторите ребята)

Какие животные меняют свои шубки?

Слайд № 8 (заяц, белка)

А сейчас мы немного отдохнем:

Физкультминутка:

Топай мишка раз-два

Хлопай мишка раз-два

Приседай со мной братишка

Руки вверх вперед и вниз.

Улыбайся и садись.  (2 раза)

Воспитатель:Ребята,  Лемур, принес  нам интересные игры, давайте поиграем!

 Игра «Кто, где живет? »  (Игра с мячом)

Воспитатель: Я вам буду задавать вопросы, а вы будете мне отвечать.

  • Где живет белка? (в дубле).
  • Где живет медведь? (в берлоге).
  • Где живет волк? (в логове).
  • Где живет ёж и лиса? (в норке).
  • Где живет заяц? (под кустом, зайчик домик не строит).

Воспитатель: Ребята, животные со своими детёнышами гуляли на лужайке и потерялись, помогите детёнышам найти своих мам, и назовите их. Сейчас мы поиграем в игру «У кого кто?»

  • Лисёнок, лисята у кого (у лисицы).
  • Зайчонок, зайчата у кого? (у зайчихи).
  • Бельчонок, бельчата у кого? (у бельчихи).
  • Ежонок ежата у кого? (ежихи).
  • Волчонок, волчата у кого (волчицы).
  • Медвежонок, медвежата у кого (медведицы).

Воспитатель:Молодцы помогли детенышам найти своих мам!

Воспитатель: Ребята, Лемур хочет  с вами поиграть в подвижную игру: «Травоядные, хищники, всеядные».

Ребята, травоядные животные живут в зеленом домике, хищники живут в красном домике, всеядные животные живут в синем домике. (дети одевают маски животных).

Когда дается команда «День» все животные гуляют, а когда дается команда «Ночь», бегут в свои домики. Будьте внимательны!

Молодцы!

Воспитатель:Ну, вот ребята, мы с вами познакомили Лемура с дикими животными нашего края. Он очень доволен, благодарит вас за интересное занятие, что много узнал о своих собратьях. Пусть животные Мадагаскара дружат, с нашими животными, а мы со всеми ними.

Воспитатель:

  • О каких животных мы с вами сегодня беседовали?
  • Что нового узнали?
  • Как помогли Лемуру?
  • Вам понравилось занятие?

Воспитатель:Если вам понравилось, протяните ручки вперед, а кому показалось немножко скучно —  спрячьте ручки назад.

Воспитатель: Ребята, за то, что вы хорошо занимались, он хочет подарить вам раскраски с животными и угостить фруктами.

Источник: http://ishpulatova.umi.ru/uslugi/konspekty_zanyatij/konspekt_zanyatiya_po_ekologii_v_starshej_gruppe_na_temu_dikie_zhivotnye_nashego_kraya/

Животные — наши помощники (занятие в старшей группе детского сада) — ЗНАКОМСТВО С ОКРУЖАЮЩИМИ — РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАНЯТИЯ В ДЕТСКОМ САДУ — Каталог файлов — САЙТ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ

Цель: прививать любовь к домашним животным; познакомить
детей с различными породами собак, с историей приручения собаки человеком; дать
представление о том, как собаки помогают че­ловеку в жизни.

Ход занятия

Звучит запись «Пропала собака».

— О ком эта песня?
собаке.)

— Правильно, ребята! Сегодня мы с вами поговорим о
собаках, о на­ших четвероногих друзьях и помощниках.

Расскажу про собаку.

Про то, как верна

Людям собака

Во все времена.

Про то, как была

Человеком приручена,

О том, сколько дел

Собаке поручено.

— А знаете ли вы, кто был предком собаки? (Волк.)

— В древние времена люди стали приручать волков.
Подумайте, с ка­кой целью человек стал приручать волков? (Охранять жилье, ходить на охоту.)

Вот первую дали собаке работу –

Жилье охранять и ходить на охоту.

Собака о дне не скучала вчерашнем

И стала хорошим животным домашним.

— Собаки почувствовали доброту людей, поверили им и
стали впос­ледствии верными, преданными друзьями.

Собака — друг
человека.

— Почему так говорят?

— Какие пословицы вы знаете о дружбе?

Друзья познаются в беде.

Крепкую дружбу и топором не разрубишь.

Старый друг лучше новых двух.

Сам погибай, а товарища выручай.

— Подходят ли эти пословицы к собаке? (Конечно же подходят.)

А теперь послушайте, как собака помогает человеку в
жизни.

У нас уважают собаку недаром.

Собака на фронте была санитаром.

Связистом, сапером. Порою собаки

На танки фашистов бросались в атаки.

— Да, на войне собаки были верными друзьями солдат.
Бывало и так, что «тигры» и «пантеры» боялись собак. Им на спину привязывали
сумки с красными крестами, и под пулями собаки пробирались к раненым, чтобы
помочь им. Собаки помогали саперам разминировать минные поля.

Читайте также:  Наблюдение за природой летом в старшей - подготовительной группе

Вперед! Сомнений больше нет.

Настроен пес решительно.

Сперва взяла собака след

И следом — нарушителя!

На границе собаки верные помощники пограничников. И
днем, и ночью они вместе с пограничниками охраняют наши рубежи. И если врагу
все же удастся перейти границу, то собака по следу обнаружит его. Хороши­ми
помощниками являются собаки на таможне. Специально обученные, они помогают
искать наркотики, оружие. В милиции собаки помогают находить преступников и
обезвреживать их.

В горах бела случилась с вами –

Спасение не за горами.

Спешит в пургу, в метель, в мороз

На помощь людям добрый пес.

Специально обученные собаки спасают людей из-под
снежных лавин. Они очень выносливые, обладают отличным чутьем. Если собаки
находят человека, засыпанного лавиной, то пытаются отрыть, освободить его. А в
случае неудачи вызывают на помощь человека. Во время землетрясений со­баки
находят, а порой и достают из-под обломков раненых.

В разное время у разных народов

Собаки ценились различной породы.

Гнаться так резво умели немногие.

Как русские гончие — псы быстроногие.

Обладая тонким чутьем, выносливостью, спокойным
характером, со­баки являются хорошими помощниками охотников.

Стадо овечье собаке послушно.

Собака справлялась с работой пастушьей.

Совет

Собаки помогают чабанам управлять отарой, разыскивают
и подгоняют отставших овец. Обладая исключительным слухом и обонянием, хоро­шим
зрением, они своевременно предупреждают чабана о приближении к отаре
посторонних людей и хищного зверя.

А вот ныряльщик-пес,

В воде он проявляет выучку,

И если человек в беде.

Всегда придет на выручку.

Специально обученные собаки помогают людям в спасении
утопаю­щих.

Несутся собаки тропой ледяной.

Терпенье и сила в упряжке одной.

На Крайнем Севере собаки помогают людям перевозить
почту, грузы, пассажиров.

Собаки способны не только на трюки,

А верно служили и служат науке.

Многие ученые делали свои открытия в науке благодаря
собакам. На них изучается и проверяется действие многих лекарственных веществ.

Кто в космос летал раньше всех?

Угадай-ка!

Правильно! Наша советская лайка.

И, конечно же, собаки — прекрасные артисты.

Зал аплодирует, хохочет!

Что за прыжки, что за повадки!

В награду — сахара кусочек.

Но труд артиста, — ох, несладкий.

Собаки очень умные и легко дрессируются, понимают и
выполняют команды. Понимают доброе или злое обращение, требуют к себе уважения.
(Игра «Собачий волейбол» (2 команды).)

— Собаки очень преданы своему хозяину, тяжело
переносят разлуку. Несколько лет назад в газете «Комсомольская правда» была
напечатана ста­тья, в которой говорилось, что на взлетно-посадочной полосе
аэродрома появилась собака — восточноевропейская овчарка.

Хозяин, улетая, не
взял ее с собой, а просто сказал: «Жди!» Несколько дней собака не уходила с
того места, где рассталась со своим хозяином. Она похудела, шерсть скаталась.
На собаку было жалко смотреть.

По радио, телевидению передавали: «Хозя­ин,
оставивший собаку, вернитесь! Заберите своего преданного друга! Он ждет вас!»

Но хозяин не возвращался. Прошло несколько месяцев, и
собака, на­верное, поняла, что её просто бросили. Она стала подпускать к себе
чужих людей, брать из их рук еду, и однажды добрые, заботливые люди забрали её в
свою семью, где её любят и хорошо заботятся о ней.

— Собака понимает человека, но и человек должен
понимать собаку.

Если собака
виляет хвостом, значит, она приветствует вас, здоровается.

Уши стоят
торчком — насторожилась, что-то почувствовала.

Скалит зубы —
злится.

Гавкает —
предупреждает об опасности.

Если все
нюхает носам, значит, голодна, пора кормить.

— А кто знает, что любит собака? (Игра «Чем угостить собаку».)

— Ребята, а какие породы собак вы знаете?

— У кого дома есть собака? (Ответы детей).

— Как ее зовут?

— А кому хотелось бы иметь дома собаку? Какой породы?
Как бы ты ее назвал?

— Взяв домой маленькую собачку, надо о ней заботиться,
а не только с ней играть. Мало найти в квартире определенное место, где она
будет спать и есть. С собакой необходимо гулять 2 раза в день — утром и
вечером, уби­рать в квартире за собакой.

Ходить в ветеринарную лечебницу и
делать при­вивки, чтобы она не заболела. Соблюдать режим, вовремя кормить щенка.
Воспитывать щенка, обучать его, чтобы он понимал ваши команды. И, ко­нечно же,
соблюдать гигиену.

После общения с собакой обязательно мыть руки с мылом.

Источник: http://detsadmickeymouse.ru/load/razvivajushhie_zanjatija_v_detskom_sadu/znakomstvo_s_okruzhajushhimi/zhivotnye_nashi_pomoshhniki_zanjatie_v_starshej_gruppe_detskogo_sada/9-1-0-2556

Занятие по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Дикие животные нашего края». Детский сад 50. Конспект занятия

Занятие охватывает большой объем программного материала по теме «Дикие животные», а также знакомит детей с дикими животными Кемеровской области. Занятие построено с учетом возрастных особенностей дошкольников, в него включены загадки, физкультминутки, занимательные вопросы, дидактические игры, чтение стихов по теме.

Чередование теоретического материала и беседы с детьми, использование дидактических игр и познавательных заданий помогают добиться поставленных целей.

Занятие охватывает большой объем программного материала по теме “Дикие животные”, а также знакомит детей с дикими животными Кемеровской области.

Занятие построено с учетом возрастных особенностей дошкольников, в него включены загадки, физкультминутки, занимательные вопросы, дидактические игры, чтение стихов по теме. Чередование теоретического материала и беседы с детьми, использование дидактических игр и познавательных заданий помогают добиться поставленных целей.

Подобранный материал помогает отследить уровень знаний дошкольников и спланировать дальнейшую работу.

Дикие животные нашего края

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе

Цель занятия: обобщить знания детей о диких животных.

Задачи занятия:

Образовательные

  • Закрепить названия диких животных и их детенышей.
  • Познакомить с дикими животными, проживающими на территории Кемеровской области

Воспитательные

  • Развивать социальные навыки: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера.
  • Развивать умение отстаивать свое мнение, доказывать свою правоту.
  • Воспитывать любознательность.
  • Формировать знание о взаимосвязи всего живого в природе.
  • Способствовать осознанию особого отношения людей к диким животным
  • Познакомить с интересными фактами из жизни диких животных, показать их уникальность

Развивающие

  • Работа по словообразованию: волк – волчица – волчонок (волчата); заяц – зайчиха – зайчонок (зайчата) и т.д.;
  • Работа по согласованию существительных множественного числа с числительными (один зайчонок, два зайчонка, десять зайчат т.д.).

Предварительная работа:

  • Разучивание загадок, считалок по теме “Дикие животные”.
  • Дидактические игры “Кто, где живет”, “Дикие животные”;
  • Рассматривание иллюстраций (дикие животные разных стран, забота человека о диких животных, зоопарк, животные Кемеровской области и др.).
  • Заучивание: Е. Трутнева “Белкина кладовка”, В.Степанов “Как живете? Что жуете?”, И. Токмакова “Медведь”, А. Блок “Зайчик”.
  • Чтение детям русских народных сказок: “Лиса и волк”, “Заяц – хваста”, “Заюшкина избушка”, “Три медведя”, “Кот, петух и лиса”, “Лиса и журавль”; стихотворений Н.Костарев “Бобер”, П. Воронько “Хитрый ежик”; рассказов В.Бианки и др.
  • Разучивание пальчиковой гимнастики “Заяц”, “Сидит белка на тележке”.
  • Разучивание подвижных игр “Заяц Егорка”, “Зайка беленький сидит”.
  • Разучивание физкультминуток “Дикие животные”, “Звериная зарядка”.

Материалы к занятию:

Иллюстрации к занятию “Дикие животные”, “Дикие животные Кемеровской области”, “Животные, которые жили на территории Кемеровской области много миллионов лет назад”, “Деревья Кемеровской области”, “Заповедники Кузбасса”, “Динозавр”. Юла с прикреплённой к ней стрелкой и большой круг, вырезанный из картона и разделённый на цветные секторы – для игры “Поле чудес”, “волшебный мяч”, фанты для поощрения детей.

Список литературы:

  1. Агеева С.И. Обучение с увлечением. Части 1 и 2. М.: Лайда, 1995.
  2. Волина В. Праздник Букваря. М.: АСТ – ПРЕСС, 1996.
  3. Скоролупова О.А. Дикие животные. М.: Издательство Скрипторий, 2006.
  4. Сладков Н. Разговоры о животных. М.: “Стрекоза – Пресс”, 2002.
  5. Соболева А.В. Загадки – смекалки. Практическое пособие для логопедов, воспитателей и родителей. M.: Издательство “Гном и Д”, 2000г.
  6. Степанов В.А. Природа родного Кузбасса,

Интернет ресурсы:

  • www.zveryshki.ru/
  • gsmnet.ru/logzhiv/logzhiv110.htm
  • http://www.twirpx.com/file/618203/
  • http://lik-kuzbassa.narod.ru/liki-zemli-kuzneckoy.htm
  • Воспитатель:

    Ребята, сегодня мы продолжаем разговор о диких животных. Я буду загадывать загадки, вы должны угадать, о каком животном идет речь (по мере отгадывания загадок, воспитатель выставляет картинки с изображением животных).

    Загадки

    Не барашек и не кот, Носит шубу круглый год. Шуба серая для лета,

    Для зимы другого цвета. (Заяц)

    Пышный хвост торчит с верхушки, Что за странная зверюшка? Щелкает орехи мелко.

    Ну, конечно, это…(Белка).

    Хитрая плутовка, Рыжая головка. Пышный хвост-краса.

    Кто это? (Лиса)

    В густом лесу под елкой, Осыпанный листвой, Лежит мешок с иголками,

    Колючий и живой. (Ёж)

    Кто зимой холодной
    Ходит злой, голодный? (Волк)

    Сделал дыру, вырыл нору.
    Солнце сияет, а он и не знает. (Крот)

    Хозяин лесной Просыпается весной, А зимой под вьюжный вой

    Спит в избушке снеговой. (Медведь)

    Серенькая, маленькая,
    хвост как шило. (Мышь)

    С ним тягаться трудно в беге, Коли встретить довелось, 

    знайте, дети, это…(Лось).

    Возле дуба острым рылом, Деловито землю рыл он. Видно желуди искал. Я пугать его не стал. Не спугнул и мой Полкан,

    Очень грозен был … (Кабан).

    Воспитатель:

    Молодцы, ребята! Все загадки отгадали.

    – Подскажите мне, о ком же все эти загадки?

    – О животных.

    – Совершенно верно, о животных, которые называются дикими.

    Воспитатель предлагает детям рассказать, что они знают о диких животных, активизируя их речь. Для того чтобы организовать очерёдность детей, можно провести игру “Волшебный мячик”. Дети становятся в круг, в качестве волшебного мяча берется мяч небольшого размера.

    Обратите внимание

    Воспитатель может выступать в качестве ведущего, предлагая детям вопросы. Отвечая на вопрос, дети передают друг другу “ волшебный мяч”.

    Правила игры таковы: говорить может только тот ребёнок, у которого в руках мяч. Остальные могут выразить своё согласие с его высказыванием хлопками в ладоши, своё несогласие – потопав ногами.

    План

    • Название животного.
    • Что умеет делать?
    • Чем питается?
    • Как называют его детёнышей?
    • Как называется его жилище.

    Ребёнок, взявший мяч, начинает рассказ о каком-либо животном, придерживаясь плана, продолжить рассказ может следующий ребёнок, закончить – следующий.

    Задача воспитателя – следить за тем, чтобы рассказы детей не затягивались во времени, чтобы все желающие дети могли высказаться.

    Физкультминутка “Дикие животные”:

    Встанем, надо отдохнуть, Наши пальчики встряхнуть. Поднимайтесь, ручки, вверх, Шевелитесь, пальчики, – Так шевелят ушками Серенькие зайчики. Крадемся тихо на носочках, Как лисы бродят по лесочку. Волк озирается кругом, И мы головки повернем. Теперь садимся тише, тише – Притихнем, словно в норках мыши. Ходил медведь по лесу, Топтался и рычал. Хотел он очень меда

    А где достать – не знал.

    Сегодня на занятии пойдёт разговор о диких животных, которые обитают в наших лесах и полях, о животных, которые обитали в нашей Кемеровской области много миллионов лет назад, какими они были.

    В Кемеровской области из крупных диких животных обитают лось и марал, косуля сибирская и северный олень. Из хищных животных наиболее распространены бурый медведь, рысь и рассомаха.

    Есть в нашей области место на берегу реки Кии – единственное в нашей стране “кладбище динозавров”. В окрестностях села Шестаково на правом берегу реки под землёй сокрыто огромное количество костей животных, населявших землю более 130 миллионов лет назад.

    Здесь был найден скелет динозавра, которого нарекли “пситтакозавр сибирикус”. Это небольшой двухметровый динозавр с необычной формой головы и клювом, как у попугая. Пятьдесят миллионов лет назад климат Сибири был значительно теплее, и растительность резко отличалась от современной.

    Важно

    Вместо тайги простирались теплолюбивые леса из бука, ольхи, липы, клена, дуба и грецкого ореха. Лиственные леса шумели даже там, где сейчас простирается тундра. В то время природа Кузбасса была совсем другой. Здесь жили шерстистые носороги, пещерные медведи, мамонты.

    Эти животные были огромны: вес мамонта мог достигать шести тонн!

    Физкультминутка “Звериная зарядка”:

    Раз – присядка. Присесть.
    Два – прыжок. Подпрыгнуть.
    Это заячья зарядка. “Ушки на макушке” зайчики.
    А лисята как проснутся, Потереть кулачком глаза.
    Любят долго потянуться, Потянуться.
    Обязательно зевнуть, Повороты туловища.
    Рыжим хвостиком вильнуть. Движения бедрами вправо-влево.


    А волчата спинку выгнуть Наклон вперед.
    И легонечко подпрыгнуть. Прыжок вверх.
    Ну а Мишка косолапый, Согнуть руки в локтях.
    Широко расставив лапы, Ноги на ширине плеч.
    То двумя, то всеми вместе Переступание с ноги на ногу. Долго топчется на месте.

    А кому зарядки мало – Руки развести в стороны.

    Начинает все сначала.

    Воспитатель:

    – Ребята, в заключение нашего занятия я предлагаю вам поиграть в игру-викторину “Поле чудес”. Условия игры будут такими: на каждом секторе игрового поля лежит картинка с изображением дикого животного.

    Водящий вращает юлу, и, когда стрелка остановится и укажет на какую-то картинку, он называет не только изображённое на ней животное, но и всё семейство, а также жилище, в котором оно живёт. Например, стрелка указывает мне на картинку с волком.

    Я говорю: папа – волк, мама – волчица, ребёнок – волчонок, жилище – логово. Итак, начинаем игру.

    Оценивая правильные ответы, можно выдавать детям фанты или фишки. Очень важно, чтобы дети получали и поощрение за оказание помощи своим товарищам. После окончания игры подсчитываются фанты, и определяется победитель.

    Ещё конспекты занятий в детском саду:

    Читайте также:  Пословицы и поговорки про коллектив

    Комплексное занятие «Весенняя полянка»
    Предшкольная подготовка как фактор преемственности дошкольного образования и начальной школы
    Интегрированное занятие по лексической теме «Домашние животные». День рождения кота Матроскина
    Фронтальное логопедическое занятие в подготовительной группе для детей с общим недоразвитием речи по теме «Профессии»
    Конспект итогового логопедического занятия с элементами фольклора «Дружба и труд — все перетрут» для детей подготовительной группы детского сада
    Конспект занятия по коррекции звукопроизношения. Тема: «Гласные звуки А, У, О, Ы, И, Э»
    | занятие | конспекты занятий | ознакомлению | ознакомление с окружающим | окружающи | окружающий мир | миро | мoй мир | старшей | порно постарше | группе | группы песен | диком | дик дикий | животный | животные | нашего | края | краснодарский край | детский | детский сад | Страничка логопеда | Занятие по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе Дикие животные нашего края Детский сад Реклама:

    Источник: http://50ds.ru/detsad/logoped/1376-zanyatie-po-oznakomleniyu-s-okruzhayushchim-mirom-v-starshey-gruppe-dikie-zhivotnye-nashego-kraya.html

    Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе детского сада, в том числе на тему осень, работа с календарем природы

    Практически каждое занятие в детском саду, будь то развитие речи, чтение художественной литературы, конструирование, рисование или математика, содержит в себе элементы ознакомления с окружающим миром.

    Любая информация о планетах и космосе, мире природы и особенностях человеческого организма, правилах безопасного поведения и жизни в обществе вызывает искренний и живой интерес у детей.

    Занятие по ознакомлению с окружающим миром стимулирует исследовательскую активность, развивает логическое мышление, речь и аналитические способности, учит видеть и понимать причинно-следственные связи, формирует азы научного мировосприятия.

    Теоретические аспекты проведения занятий по окружающему миру в старшей группе ДОУ

    Шестилетние дети — это маленькие любознательные исследователи окружающего мира, неугомонные почемучки.

    Почему приходит зима и уходит лето? Почему птицы улетают на юг? Почему светит солнце? Почему идёт дождь и распускаются цветы? Что такое настоящая дружба? Столько любопытных вопросов, на которые так весело и интересно находить ответы.

    Познавательные беседы, увлекательные экскурсии и прогулки, занимательные игры и необычные эксперименты помогут в доступной для ребёнка форме объяснить малышу суть сложнейших природных и общественных процессов и явлений, научить ценить дар жизни.

    Совет

    Человек не может воздействовать на природу, не может завладеть никакой из её сил, если не знает законов природы, не умеет измерять и вычислять их. Знание и изучение суть радость и право человечества; они суть части народного богатства и нередко замена благ, слишком скудно распределённых природой.

    Александр Гумбольдт

    Целью познавательных занятий в детском саду является создание необходимых условий, стимулирующих активное познание и открытие новых знаний о природном, предметном и социальном окружении детей, а также приобретение ими полезного практического опыта эффективной и безопасной жизнедеятельности.

    Эксперименты во время прогулки помогают детям практически познакомиться со свойствами снега и сезонными изменениями в природе

    Задачи

    • Тематический блок «Человек и природа»:
      • знакомство с Землёй как планетой солнечной системы, морями, материками, погодными условиями;
      • расширение знаний о разных видах растений (деревья, кустарники, комнатные, травянистые растения) и грибов, изучение особенностей сезонных изменений, приобретение опыта элементарного ухода за комнатными растениями;
      • пополнение знаний о некоторых видах птиц, зверей, насекомых;
      • знакомство с организмом человека, внешними органами, изучение правил гигиены;
      • экологическое воспитание, нацеленное на формирование бережного отношения к природным ресурсам.
    • Тематический блок «Предметная среда»:
      • знакомство с характеристиками и назначением бытовых предметов (стиральная машина, холодильник, утюг, лампочка, телефон, пылесос), историей их изобретения и развития;
      • изучение свойств и характеристик разных видов бумаги;
      • знакомство с видами ткани, её отдельными свойствами (способность к впитыванию, растяжению, сохранению тепла и т. д.);
      • развитие знаний о стекле, металле и дереве, обучение умению находить предметы из этих материалов в окружающей среде.
    • Тематический блок «Мир социальных отношений»:
      • воспитание интереса, внимательного и заботливого отношения к близкому семейному окружению, развитие доброжелательного отношения к друзьям;
      • знакомство с социальной значимостью разных профессий (врач, учитель, пожарный, художник, режиссёр, артист, почтальон, защитник отечества и т. д.), воспитание благодарного и уважительного отношения к сотрудникам детского сада, умения ценить их труд;
      • формирование основ безопасного поведения на улицах города, во время подвижных игр, катания на санках, коньках, велосипеде;
      • знакомство с особенностями многонациональной родины, историей, традициями и праздниками, достопримечательностями городов и посёлков.

    Ознакомление с окружающим развивает сенсорный опыт ребёнка, учит наблюдать и анализировать.

    Увлекательная экскурсия в пожарную часть познакомит детей с профессией пожарного

    Ознакомление с окружающим миром в старшей группе ДОУ может проводиться в форме:

    • комбинированных и узконаправленных занятий как в помещении учреждения, так и во время прогулок, экскурсий;
    • индивидуальной работы педагога в паре с ребёнком или с подгруппой детей (1 раз в неделю не более 40 минут):
      • подготовка выставок, викторин, праздников;
      • работа с одарёнными или отстающими детьми;
    • долгосрочных и краткосрочных проектов, участниками которых могут являться:
      • педагоги;
      • дети;
      • родители.

    Работа в уголке природы или на земельном участке не только знакомит детей с особенностями окружающего мира, но и прививает любовь к труду.

    Основными методами и приёмами работы, направленными на прямое восприятие старшими дошкольниками окружающего мира, являются:

    • Наблюдение. Основная задача — демонстрация сезонных изменений в природе во время прогулок в парке. Важно научить детей замечать и понимать причины происходящих изменений в природе.
    • Игровая деятельность:
      • Дидактические игры с использованием природных объектов (овощи, фрукты, листья, камни, ракушки, каштаны, жёлуди, семена и т. д.). В старшей группе дети сравнивают предметы, узнают растение по отдельным частям, например, по лепесткам и листьям. Чаще всего используются такие дидактические игры:
        • «Волшебный мешочек»;
        • «Подбери по форме»;
        • «Найди похожий предмет»;
        • «Собери картинку».
      • Игры-эксперименты и опыты с природными и рукотворными материалами (песок, почва, металл, стекло, ткань, бумага, пластмасса и т. д.).
      • Ролевые игры социальной направленности, способствующие закреплению навыков решения конфликтных ситуаций:
        • «Магазин»,
        • «Путешествие в Африку»,
        • «Дочки-матери»,
        • «Моя семья» и т. д.
    • Театрализованные игры-импровизации, психогимнастика, ритмика, нацеленные на открытие и глубокое познание мира собственных чувств.
    • Трудовая деятельность. Все новые трудовые приёмы по очистке участка или выращиванию растений воспитатель показывает и детально поясняет, затем для закрепления навыка операцию повторяет кто-то из детей, только потом можно приступить к работе со всей группой. Воспитанники старшей группы с помощью воспитателя способны выполнять такие действия:
      • сгребать сухие листья и мусор граблями и переносить его на носилках;
      • сеять семена растений;
      • рыхлить почву и пропалывать грядки;
      • поливать растения;
      • собирать созревшие плоды.

        Старшие дошкольники могут самостоятельно очистить игровую площадку от сухих листьев

    • Чтение художественных произведений:
      • «Насекомые»: К. Ушинский «Капустная бабочка», В. Бианки «Муравейник зашевелился».
      • «Дикие животные»: Е. Трутнева «Белкина кладовка», В. Степанов «Как живете? Что жуёте?».
      • «Здоровье»: С. Прокофьев «Силач», С. Махотин «Завтрак».
      • «Безопасное поведение на дорогах»: С. Михалков «Скверная история».
      • «Профессии»: Дж. Родари «Чем пахнут ремёсла?», Б. Заходер «Строители».
      • «Осень»: А. Пушкин «Уж небо осенью дышало…».
    • Беседа — уточнение и систематизация новой информации. Темы для познавательной беседы:
      • «Витамины и здоровье»;
      • «Какая нужна одежда зимой, весной, летом»;
      • «Когда один дома»;
      • «Если хочешь быть здоров»;
      • «Как вести себя на улице»;
      • «Мои любимые занятия»;
      • «Кто работает в детском саду»;
      • «Как заботиться о глазах и ушах»;
      • «Золотая осень»;
      • «Дары природы».
    • Демонстрация иллюстраций и натуральных объектов.
    • Творческая мастерская и продуктивная деятельность, с помощью которой дети не только в интересной форме познают свойства материалов, но и учатся находить новые оригинальные решения по их применению для оформления интерьеров, дизайна одежды и мебели. На занятиях наиболее популярны такие техники:
      • конструирование из природного и бросового материала;

        С помощью конструирования дети изучают разнообразные виды строений, а также знакомятся со свойствами бумаги

      • рисование, в том числе в нетрадиционных техниках (рисование листьями, батик, ниткография, граттаж, рисование восковой свечой, кляксография, рисование на фольге);
      • аппликация из бумаги и ткани с элементами флористики.
    • Проведение реальных и виртуальных экскурсий, например, путешествие в «Русскую избу» или посещение почты, музея, мастерской художника и т. д.

    В старшей группе занятие по ознакомлению с окружающим миром проводится дважды в месяц в игровой форме, позволяющей адаптировать сложный материал к детскому уровню восприятия, создать творческую атмосферу, пробуждающую любознательность и познавательную активность дошкольников.

    Таблица: картотека тем

    Временной план занятия

    Занятие в детском саду традиционно имеет свою логическую структуру:

    1. Вводная часть, мотивация (до 5 минут) — обычно включает приёмы, способствующие развитию чувства единения, созданию благоприятного психологического настроя, например, взяться за руки, посмотреть друг другу в глаза, улыбнуться.
    2. Основная часть (20 минут) — непосредственная работа с песком и другими материалами, игры, символическое путешествие, задания и упражнения с целью интеллектуального и творческого развития ребёнка.
    3. Рефлексия, выводы (2–3 минуты) — проводя анализ занятия, педагог благодарит детей за участие, интересуется мнением ребят по поводу проведённых игр. Ориентировочные вопросы для рефлексии:
      • Расскажите, где мы сегодня побывали?
      • Что научились делать?
      • Что понравилось и было интересным?
      • Какое у вас настроение после путешествия?
      • Что нового вы узнали?

        Увлекательная вводная часть занятия обеспечит дальнейшее поддержание внимания детей

    Мотивационное начало занятия

    Вводную часть занятия важно провести интересно, увлекательно и творчески. Необычный дебют занятия создаст позитивный эмоциональный настрой, пробудит познавательный интерес, активизирует любознательность, стимулирует поисковую деятельность и желание экспериментировать. Эффективными мотивационными приёмами могут стать:

    • сюрпризный момент, в основе которого находится оригинальная сюжетная легенда, связанная с появлением игрушечного персонажа или обыгрыванием виртуального обращения сказочного героя, который расскажет о своей проблеме, обратится с просьбой о помощи, вовлечёт в диалог или познавательную игру, пригласит детей в весёлое путешествие;
    • чтение фрагмента произведения художественной литературы, стихотворений и загадок;
    • разнообразные игры;
    • беседа с детьми;
    • музыка, демонстрация иллюстраций и познавательных презентаций, видеоматериалов или мультипликационных фильмов.

    Поскольку ведущая деятельность дошкольников — игра, ребята с удовольствием откликаются на сюрпризные моменты, сказочные путешествия и приключения.

    Фотогалерея: презентация на тему «Животные жарких стран»

    Загадки о животных помогают поддерживать интерес детей к занятию
    Загадки можно использовать и в ходе викторин
    Дошкольники с удовольствием отгадывают загадки
    Фотографии улыбающихся животных поднимают настроение
    Загадки в стихотворной форме отгадывать легче
    Слоны — одни из самых крупных животных на земле
    Зебра похожа на лошадь, но отличается по своему окрасу
    Гепард — самое быстрое животное из всех наземных млекопитающих
    Льва называют царём зверей за его грозный вид

    Таблица: развивающие игры для занятий на разнообразные темы

    Таблица: примерные сценарные варианты для разных тем занятий

    Фотогалерея: презентация на тему «Все профессии важны»

    Врач лечит детей от болезней
    Профессия лётчика является привлекательной для дошкольников
    Шофёры перевозят людей и грузы
    Почтальон приносит нам письма и телеграммы
    Пожарный — профессия для смелых и самоотверженных
    Парикмахер помогает нам следить за собой и выглядеть опрятно
    Повар готовит самые вкусные блюда
    Швея создаёт красивую одежду
    Если сломались часы, потребуется обратиться к мастеру
    Обувной мастер поможет починить обувь
    Учитель даёт нам новые знания

    Таблица: пример конспекта занятия по окружающему миру

    Работа в центре природы

    Уголок природы поможет детям окунуться в мир самостоятельного познания и поиска ответов на интересующие их вопросы.

    В специально отведённом месте ребята смогут проследить за ростом растений, рассмотреть интересный материал, полистать красочные страницы увлекательных энциклопедий о растительном мире, провести опыт по карточке-схеме, почувствовать себя настоящими первооткрывателями.

    На открытых полочках в доступной и безопасной для детей форме должно быть отведено место для растений, приборов, книг и материалов в специальных контейнерах. Важно ознакомить детей с правилами поведения в уголке природы и проконтролировать соблюдение ими мер безопасности.

    В уголке природы ребята знакомятся со свойствами растений и жвотных и проводят опыты

    В ходе работы в центре природы у дошкольников развиваются познавательные процессы: внимание, восприятие, память, мышление.

    Для оформления уголка природы в старшей группе детского сада используются такие материалы и приборы:

    • Комнатные растения.
    • Дневник и график наблюдений за ростом растений или экспериментами.
    • Природные материалы:
      • песок,
      • камушки,
      • ракушки,
      • листья,
      • веточки,
      • каштаны,
      • шишки и т. д.
    • Пищевые материалы:
      • крупы,
      • мука,
      • соль,
      • сахар,
      • семена растений,
      • пищевые красители.
    • Оборудование и инструменты:
      • контейнеры для хранения,
      • пробирки,
      • лупы,
      • магниты,
      • пластиковые и деревянные палочки,
      • ложечки,
      • лейки,
      • стаканчики,
      • зеркало,
      • песочные часы,
      • резиновые груши,
      • весы.
    • Литература, карточки-схемы.
    • Цветная бумага, краски, ножницы, лоскуты тканей и т. д.

    Весёлые опыты в уголке природы с мыльными пузырями полезны и интересны

    Таблица: примеры опытов для исследовательской работы в центре природы

    Таблица: примеры заданий для викторины по окружающему миру для старших дошкольников

    Видеоматериалы по теме

    Занятия по ознакомлению с окружающим миром в ДОУ можно организовать интересно и творчески, в этом помогут представленные далее видеоролики.

    Видео: занятие «Зимующие и перелётные птицы»

    Видео: занятие «Овощи и фрукты»

    Видео: занятие с элементами методики ТРИЗ «Увлекательное путешествие в многообразие окружающего мира»

    Видео: занятие с элементами изо-деятельности «В гости к Лесовичку»

    Современное дошкольное образование делает ставку на обеспечение саморазвития и самореализации ребёнка, важно пробудить внутреннюю потребность в знаниях, активизировать познавательный интерес у малышей.

    Познавательные занятия в детском саду являются эффективным средством изучения закономерностей явлений окружающего мира, расширения кругозора, обогащения опыта самостоятельной деятельности, поскольку они знакомят дошкольников с новыми фактами, позитивно влияют на формирование умственных операций синтеза и анализа, способствуют раскрытию творческого потенциала.

    Источник: https://melkie.net/zanyatiya-s-detmi/konspekt-zanyatiya-v-starshey-gruppe-po-oznakomleniyu-s-okruzhayushhim-mirom.html

    Ссылка на основную публикацию