Конспект занятия в старшей группе на тему «насекомые»

Конспект занятия в старшей группе на тему «Насекомые»

Тема: «Кто такие насекомые?»

Цель: познакомить детей с миром насекомых; развивать умение обобщать насекомых по существенным признакам; воспитывать интерес к насекомым, желание узнать о них что-то новое.

Ход занятия

Воспитатель предлагает детям отправиться в лес отдохнуть на полянке. Дети представляют, что очутились на полянке.

— Кого мы можем тут встретить? (Зверей.)

— Но звери чаще всего боятся человека. Заяц трусливый, олень осторожный, волк тоже обойдет стороной человека и т.д.

— Птицы тоже разлетятся, если увидят на поляне столько детей. Чаще всего птицы бывают очень осторожны.

— Ребята, а есть такие жители в лесу, которые нас не испугаются, будут сидеть рядышком. Их очень много, они повсюду: и на деревьях, и на цветах, и на земле, и в воздухе. Кто это? Вы догадались? (Это насекомые.)

Когда в душистом сквозняке

Присядешь летом в сосняке,

Внимательно вглядись вокруг –

Ты многое заметишь, друг.

Личинку тащит муравей,

Спешит куда-то меж корней

Большой сосны. На толстый сук

Уселся золотистый жук.

Порхает легкий мотылек,

Пьет хоботком душистый сок

И собирает мед пчела.

Все заняты, у всех дела.

Мой друг, внимательно вглядись,

Волшебную увидишь жизнь.

Муравей, божья коровка, кузнечик, бабочка, комар, муха, пчела — все это насекомые.

Воспитатель с детьми находит модели существенных признаков насекомых и, выставляя их на наборное полотно, объясняет, что у них тело состоит из члеников, шести ног, крыльев, усиков. Насекомые отличаются друг от друга по величине, форме тела, по цвету.

Насекомые — древнейшие и самые многочисленные обитатели нашей планеты. Они появились на ней примерно 250 миллионов лет назад и очень хорошо приспособились к жизни на Земле.

— Ребята, а как вы думаете, только ли на земле обитают насекомые? (Ответы детей).

— Насекомые обитают не только на земле, они прекрасно себя чувствуют и в воде, и под землей, и в воздухе.

— Вспомните, как передвигаются насекомые. (Червяк ползет, пчела летает, кузнечик прыгает, жуки плавают. Насекомые все умеют делать: ходить, бегать, плавать, нырять, летать, порхать, ползать, прыгать и т.д.)

— Отгадайте, кто это?

— Кто над нами вверх ногами? (Муха.}

— Много загадок сочинил народ о насекомых.

Не солнце, не огонь, а светит.

(светлячок)

Голос тонок, нос долог,

Кто его убьет, тот свою кровь прольет.

(комар)

Обратите внимание

Ниток много-много, а в клубок не смотает, одежду себе не шьет, а ткань всегда ткет.

(паук)

Шли плотнички без топоров,

Срубили избу без углов.

(муравьи)

Летит — говорит,

А сядет — молчит.

(жук)

— Ребята, а чем питаются насекомые? (Ответы детей).

— На каждое насекомое — свой корм.

Гусеницы поедают листья, жуки-точильщики и короеды — древесину и кору деревьев, дождевые черви любят прелые листья, комары питаются соком растений и кровью животных, медведка питается под землей корнями растений и т.д. Есть такие насекомые-хищники, которые охотятся на других насекомых, например, божья коровка поедает тлю.

Насекомые — это очень вкусное лакомство для лягушек, ящериц, летучих мышей, птиц и т.д.

— Ребята, а вы знаете, кто на земле самый сильный? (Ответы детей).

— Нет, не слон, не бегемот, нет, нет. Самый сильный на земле — муравей! Да, да, ведь он переносит тяжести, в 10 раз превосходящие его собственный вес, а слон при весе 5 тонн с трудом может поднять 1,5 тонны. Муравей, по сравнению со слоном, настоящий силач. А еще муравьи — великолепные строители.

Какие прекрасные терема-муравейники они строят! Муравейник — это многоэтажный дом, теплый, уютный, многоквартирный, с хорошей вентиляцией, с кладовочками, со спальнями, с детскими комнатами, с мусоросборником и туалетом. Муравьи содержат свои дома в идеальной чистоте. Муравьи живут в муравейнике большой и дружной семьей.

Население в одном муравейнике — несколько сот тысяч жителей. Как целый город! Правит в муравейнике муравьиная принцесса. В молодости у нее были небольшие крылышки и она любила порезвиться и полетать. Но, став почтенной матерью большого семейства, муравьиха отгрызает себе крылья и с этих пор живет в муравейнике.

Она откладывает яички, из которых позже появляются личинки. Заботятся о них рабочие муравьи, они кормят личинок, ухаживают за ними. Охраняют муравейник муравьи-солдаты. Муравьи уничтожают множество вредных насекомых, поэтому их называют «санитарами леса».

Некоторые птицы специально прилетают за помощью к муравьям, которые очищают птицу от многочисленных паразитов, смазывают ей перья муравьиной кислотой.

— Как много интересного можно еще узнать о жизни насекомых. Насекомые живут не только в лесу, но и у нас в городе.

— Каких насекомых вы видели около дома, на участке детского сада? Расскажите нам.

(Дети рассказывают об интересных встречах с насекомыми.)

— Все насекомые очень маленькие, поэтому постарайтесь, ребята, никогда их не обижать, а охранять и беречь.

— А теперь послушайте стихи о насекомых.

Муравейник

Сладко пахнут сосновой смолою

Разогретые темные пни.

Из иголочек высохшей хвои

Строят терем лесной муравьи.

Расторопно, с рабочей сноровкой

Ставят балки и бревна кладут.

Дело спорится бойко и ловко,

Будут в доме тепло и уют!

Будут в тереме малые дети

Мирно спать под напевы дождей.

Для того и встает на рассвете

Работящий лесной муравей.

Пчела

Пчелка золотая над цветком порхает,

Сок душистый пьет, собирает мед.

Шмель

В лесу цветок растет,

Шмелей к себе зовет:

«Прилетайте, шмели,

Поклонюсь до земли.

Гуще меда нету,

Чем с лесного цвета!»

Стрекоза

Склонились низко лозы

Над гладью тихих вод.

Мы — быстрые стрекозы

Здесь водим хоровод.

Без всякого усилья

Скользим мы над водой,

Сверкают наши крылья

Прозрачною слюдой.

Мотылек

Я — беззаботный мотылек.

Хоть я живу всего денек,

Но не грущу напрасно —

Ведь жизнь моя прекрасна.

В небесном голубом просторе

Купаюсь я, как будто в море.

Я не грущу напрасно,

Ведь жизнь моя прекрасна.

Ромашками белеет луг,

Порхают бабочки вокруг.

Я не грущу напрасно,

Ведь жизнь моя прекрасна.

Подарит мне живой цветок

Медовый золотистый сок.

Я не грущу напрасно,

Ведь жизнь моя прекрасна.

Муха

Муха, муха-надоеда

Прилетела к нам к обеду.

Видит муха: стол накрыт,

По тарелкам суп разлит,

Хлеб нарезан — можно есть,

Только где же мухе сесть?

Села муха на окошко,

Съела муха хлеба крошку.

Тряпкой муху мы прогнали:

«В гости мы тебя не звали!»

Конспект НОД в старшей группе по ОБЖ. Службы спасения

Конспект НОД в старшей группе на тему «Наши имена»

Конспект НОД в старшей группе на тему «Детский сад»

Конспект занятия по познанию в старшей группе на тему «Хлеб — всему голова»

Конспект НОД в старшей группе детского сада «Мир взрослых и детей»

Источник: https://razdeti.ru/detskii-sad/konspekty-zanjatii-dlja-detskogo-sada/konspekty-zanjatii-v-starshei-grupe-detskogo-sada/konspekt-zanjatija-v-starshei-grupe-na-temu-nasekomye.html

Конспект группового занятия в старшей логопедической группе по теме «Насекомые»

Цель: Познакомить детей с понятием «насекомые».

Задачи:

1. Уточнить названия насекомых, внешние признаки, их строение;
2. Образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
3. Развивать словарь по данной теме, внимание, память;

4. Воспитывать бережное отношение к полезным насекомым.

Оборудование: предметные картинки.

Ход занятия:

1. Организационный момент:

• Назвать времена года, начиная с зимы.

• Какое сейчас время года?

• Назовите три весенних месяца?

• Какой месяц сейчас?

• Какое время года наступает за весной?

2. Тематическая беседа о насекомых:

а) Логопед загадывает загадку и выставляет картинку:

Он из веточек, из хвои
Настоящий дом построит
Без пилы и без гвоздей.
Кто строитель? …

(Муравей.)

— Муравьи — полезные насекомые. У них есть голова, грудь, брюшко и три пары лапок. Они очень маленькие и очень трудолюбивые. Их называют «санитарами леса». За один день они уничтожают большое количество вредных насекомых. Живут муравьи в муравейниках. Муравейники надо беречь и оберегать!

б) Логопед загадывает загадку:

Шевелились у цветка
Все четыре лепестка,
Я сорвать его хотел,
Он вспорхнул и улетел.

(Бабочка.)

(Е. Серова)

— Больше всего бывает бабочек в мае и июне. В мае над огородом начинают летать белые бабочки с черными пятнышками на крыльях.

Важно

Перелетая с листа на лист, бабочка откладывает на них свои яички, из которых появляются гусеницы. Когда гусеница насытится, она обматывает себя липкой паутиной и становится коконом или куколкой.

Внутри кокона идет работа — превращение толстой гусеницы в красавицу-бабочку.

Бабочки садятся на цветы и питаются их нектаром, доставая его хоботком.

в) Логопед загадывает загадку:

На лугу живёт скрипач,
Носит фрак и ходит вскачь.

(Кузнечик.)

С детьми уточняются характерные особенности строения кузнечика.

г) Логопед загадывает загадку:

Теплым днем, весною, в мае,
Каждый про меня узнает.
Я не муха, не паук.

Я жужжу! Я майский … (Жук.)

Как называются части тела жука?

Куда прикрепляются лапы? (К груди.)

Чем покрыто тело? (Жесткими крыльями.)

Что на голове? (Глаза, ушки, рот, усики.)

Прозрачные тонкие крылья у майского жука спрятаны, видны они только в полете. Его назвали так потому, что именно в мае они появляются. Особенно их много по вечерам. Они летают низко над землей и жужжат. Жук грызет кору деревьев.

Пальчиковая гимнастика:

Я веселый майский жук, (Сжать кулачок, указательный палец и мизинец развести в стороны – «усы», пошевелить ими.)
Знаю все сады вокруг.
Над лужайками кружу,

А зовут меня Жужу!

д) У кого вся спинка в точках,
Кто пасется на листочках,
Кого мы просим подняться в небо

И принести нам оттуда хлеба? (Божья коровка.)

— Чем отличается божья коровка от майского жука?

3. Физкультминутка:
Поднимайте плечики,
Прыгайте, кузнечики!
Прыг-скок, прыг-скок.
Сели, сели травушку покушали,
Тишину послушали,
Выше, выше, высоко,

Прыгай на носках легко!

4. Отгадывание загадок:

Что за девчонка:
В поясе тонка,
Огромные очи.
Летит — стрекочет.

(Стрекоза.)

Домовитая хозяйка
Пролетает над лужайкой.
Похлопочет над цветком —
Он поделится медком.

(Пчела.)

Самого не видно,
а песню слышно;
Летит, пищит,
случай не упустит:
Сядет и укусит.

(Комар.)

Надо мной она кружит,
Надо мной она жужжит.
Ну и приставуха
Эта цокотуха.

(Муха.)

— Муха — это очень вредное насекомое, потому что на своих лапках она переносит болезни. Сядет муха на хлеб и оставит там микробы. Вот почему всегда надо закрывать пищу от мух, мыть стол, тарелки, руки. Мухи бывают разные: большие и маленькие; в Африке есть ядовитая муха це-це. С мухами надо бороться чистотой и аккуратностью. Тогда не страшны будут вам никакие болезни.

5. Дидактическая игра «Назови ласково».

Комар — комарик
Жук – жучок
Пчела – пчелка
Усы – усики
Лапы – лапки
Голова – головка
Муравей — муравьишка
Муравейник – муравейничек
Муха – мушка

Стрекоза – стрекозка.

6. Дидактическая игра «Закончи предложение».

Муха разносит … (болезни).

Пчела собирает … (мед).

Комар кусает … (человека).

Бабочка летает … (цветком).

Жук грызет … (кору).

Божья коровка поедает … (тлю).

— На земле великое множество насекомых. На брюшке у них поперечные полоски, как бы насечки. Вот откуда название «насекомые» — от слова «насекать». Насекомые — обжоры: они едят все: зелень, мелких насекомых. Насекомые бывают большие и маленькие. Одни летают, другие ползают или прыгают.

Одни живут несколько лет, другие — один день. В природе появляются только тогда, когда тепло (весной, летом). Насекомых поедают птицы. Среди насекомых имеются вредители — переносчики болезней человека и животных; есть и полезные — опыляют растения, дают продукты и сырье (мед, воск, шелк).

7. Итог занятия: собрать разрезные картинки и назвать насекомое.

Иванова Светлана Витальевна,
учитель-логопед МКДОУ №22,

г. Аша Челябинская область

(4 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
 Loading …

Источник: http://LogoPortal.ru/konspekt-zanyatiya-v-starshey-logopedicheskoy-gruppe-po-teme-nasekomyie/.html

Конспект логопедического занятия в старшей группе детей с ОНР. Тема: «Насекомые»

Подготовила: учитель — логопед Соколовская Наталья Петровна, 

МОБУ «Саракташская СОШ № 3» Саракташского района Оренбургской области

Задачи:

  • актуализация  словаря по теме «Насекомые»;
  • закрепление умения правильно согласовывать числительное, прилагательное и существительное;
  • развитие логического мышления;
  • развитие зрительного внимания;
  • развитие координации общих движений и пальчиковой моторики;
  • развитие навыков сотрудничества, доброжелательности, самостоятельности.

Оборудование: предметные картинки по теме «Насекомые», ромашка с заданиями, картинка с наложенным изображением насекомых, листы бумаги с нарисованными сотами, мяч, числа 1-5, листочки с недорисованными изображениями жука и бабочки, карандаши.

Ход занятия:

  1. Оргмомент. Развитие логического мышления

— Здравствуйте, ребята! Хотите узнать, кто сегодня будет у нас в гостях на занятии? Посмотрите на картинки, которые лежат перед вами: среди них отгадки на мои загадки. Внимательно слушайте загадку и поднимайте картинку-отгадку.

Читайте также:  Что должен уметь ребёнок в 9 месяцев

(Логопед читает загадки, а дети ищут отгадки)

  • В лесу у пня суетня, беготня.

Народ рабочий весь день хлопочет

Из лесного сора

Строит себе город. (Муравьи)

В уголке сплел гамачок.

Приглашает: «Мошки!

Отдохните, крошки!» (Паук)

Пролетает над лужайкой.

Похлопочет над цветком –

Он поделится медком! (Пчела)

 — Дети, а как можно назвать одним словом муравья, паука, пчелу? (Насекомые)

  1. Активизация и обобщение словарного запаса обучающихся

— Почему зимой на улице нельзя увидеть насекомых? (Потому что на улице холодно, они спят.)

— Когда же появляются насекомые на улице? (Весной)

— А почему весной? (На улице становится тепло,  и насекомые выползают из своих жилищ)

— А кто, ребята, из вас скажет, какие внешние признаки есть у всех насекомых? (У насекомых есть голова, на голове у них есть усики, глаза, хоботок, челюсть, есть туловище, 6 лапок – с каждой стороны по 3 штуки, крылья и жало.)

(Логопед показывает внешние признаки насекомых по картинке)

— А знаете ли вы, что слово «насекомые» произошло от слова «насечки». Насечки – это поперечные полоски на теле насекомых. 

— Поднимите вверх картинку с изображением насекомого, о котором можно сказать «трудолюбивая».

(Дети поднимают картинку, на которой изображена пчела.)

— Давайте вместе произнесем это словосочетание – трудолюбивая пчелка.

— Сегодня у нас в гостях будет пчелка. Она принесла с собой ромашку, с которой собирала мед. Но эта ромашка непростая, она волшебная. С обратной стороны каждого лепестка написано задание, которое пчелка предлагает нам выполнить.

  1. Развитие зрительного внимания

— Посчитаем вместе, сколько лепестков у ромашки.

(Дети хором считают лепестки.)

— Значит, сколько заданий нам предстоит выполнить? Мы должны очень постараться, чтобы не огорчить нашу пчелку.

— Отрываем первый лепесток. Отрывать каждый лепесток мы будем со словами: «Я оторвала … лепесток».  Отрывай, Ангелина, и произноси: «Я оторвала первый лепесток!»

(Логопед читает задание)

— Ребята, пчелка предлагает нам познакомиться с её друзьями. Но сначала мы должны их отыскать. Посмотрите на картинку и кто нашел, поднимите руку. Начните свое высказывание со слов «Я нашел (шла)…

(Дети по очереди называют спрятавшихся насекомых. Логопед вывешивает на доску соответствующую картинку)

— Вот они – друзья пчелки! Ребята, а вы знаете, что среди насекомых есть полезные и есть вредные насекомые.

— Сережа, подойти к доске и повесь картинки, на которых изображены полезные насекомые справа, на картинки с вредными насекомыми слева. Посмотрите, ребята, Сережа справился с заданием?

— Кто расскажет о насекомых, которые приносят вред. (Муха и комар – вредные насекомые. Они на своих лапках переносят микробы и опасные болезни.)

— А какие насекомые приносят пользу? (Пчела, муравей, кузнечик, бабочка, стрекоза – это полезные насекомые, они приносят пользу. Пчела и бабочка опыляют цветы, кузнечик, муравей, стрекоза – поедают вредных насекомых.)

— Жан, отрывай второй лепесток и произноси слова «Я оторвал  второй лепесток».

— Слушайте внимательно задание – «Продолжи предложение». Я начинаю предложение и показываю на картинки, а вы должны закончить  мое предложение. «Птицы едят насекомых… (жуков, гусениц, комаров, бабочек,…

— А чем питаются сами насекомые? (Насекомые питаются листьями, травой, стеблями растений – гусеницы, тля; нектаром цветов – пчелы и бабочки; другими вредными насекомыми – кузнечик, стрекоза и мураве;, остатками пищи человека — мухи.)

— Для чего нам нужны насекомые? (Они служат кормом для птиц, опыляют растения)

  1. Развитие пальчиковой моторики

— Отрываем третий лепесток. Варя, отрывай и произноси слова  «Я оторвала третий лепесток».  А сейчас наша пчелка хочет превратить ваши пальчики в пчелиный рой.

(У каждого ребенка лист бумаги с нарисованными сотами. Пальцы ребенка – указательный и средний – «ходят» — «летают» по сотам на ударные слоги)

Пальцы, как пчелы, летают по сотам

И в каждую входят с проверкою: что там?

Хватит ли меда всем нам до весны,

Чтобы не снились холодные сны?

— Молодцы, ребята! Ваши пальчики было похожи на веселых пчел.

  1. Развитие грамматического строя речи

— Какой лепесток, Аделина,  по счету мы отрываем?  («Я оторвала четвертый лепесток»)

— Я читаю задание: «Сосчитай до пяти». 

На доске прикреплены картинки (шмель, стрекоза) и числа (1 — 5).

— Я начинаю, а вы продолжите по очереди.

  • один мохнатый шмель;
  • одна изумрудная стрекоза.

(Обратить внимание на согласование  числительного, прилагательного и существительного, правильное произношение окончания)

  1. Развитие общей моторики, словарного запаса

— Саша, отрывай следующий лепесток и произноси наши слова. («Я оторвал пятый лепесток») Пчелка предлагает нам сыграть в игру, которая называется «Угадай, кто я?»

(Подбор к глаголу имени существительного, подходящего по смыслу, игра с мячом)

  • Порхает (кто) – бабочка
  • Жужжит – жук
  • Звенит – комар
  • Собирает мед – пчела
  • Жалит – оса
  • Ползает – гусеница
  • Прыгает – кузнечик
  • Плетет паутину – паук
  • Трудится – муравей
  • Летает — стрекоза

 — Назовите их одним словом. Кто это? (Насекомые)

  1. Развитие графомоторных навыков

— Остался последний лепесток.  Ребята, давайте вместе посчитаем, сколько лепестков было у ромашки.

(Один, два, …. шесть)

— Значит, какой по счету ты оторвала лепесток, Ангелина? («Я оторвала шестой лепесток»)

— Посмотрите, у каждого из вас на столе лежат листочки. Переверните их, возьмите карандаши в руки. Задание пчелки такое «Дорисуй по точкам вторую половинку».

(На столах лежат листочки с изображением бабочки и жука.)

— Вот и подошло к концу наше занятие. Скажите, о ком мы сегодня с вами сегодня говорили? (Мы говорили о насекомых.)

Что вам понравилось больше всего? Что было для вас трудным?

(Дети отвечают на вопросы).

Ещё по данной теме:

  • Итоговое занятие по подготовке к обучению грамоте. Тема: «В мире насекомых»

Источник: http://logopeddoma.ru/publ/konspekty_zanjatij/konspekt_logopedicheskogo_zanjatija_v_starshej_gruppe_detej_s_onr_tema_nasekomye/4-1-0-201

Конспект НОД в старшей группе. «Волшебный мир насекомых»

Программное содержание: учить детей составлять описательные рассказы о насекомых по картинкам, продолжать учить связности, развёрнутости, непрерывности высказывания; закреплять навык самоконтроля за произношением в самостоятельной речи; закреплять употребление существительных в родительном падеже; активизировать словарь по теме «Насекомые»; развивать память, внимание, словесно-логическое мышление; воспитывать устойчивый интерес к жизнедеятельности насекомых.

Материал к занятию: конверт с письмом от насекомых, картинки с изображением насекомых или игрушки – насекомые, картина с изображением ромашки с набором насекомых. Демонстрационный материал «Ромашка» из серии «Поиграй и сосчитай».

Предварительная работа: рассматривание картинок, игрушек, детских журналов, энциклопедий, чтение сказок К. Чуковского «Муха Цокотуха», «Тараканище», «Лесные хоромы» М. Михайлов, «Как Муравьишка домой спешил» В. Бианки «Счастливый жучок» Г. Скребицкий, просмотр мультфильмов, аппликация «Бабочка», лепка декоративных пластин, с изображением насекомых.

Методы и приёмы: игровой момент – пришло письмо, рассматривание схемы, игры: «Кого не стало», «Закончи предложение», «Четвёртый лишний», объяснение воспитателя, самостоятельные рассказы детей, итог.

Ход занятия:

Здравствуйте, уважаемые гости, мы рады приветствовать вас у нас в гостях.

Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, какие вы знаете времена года?

Дети: Зима. Весна. Лето. Осень.

Воспитатель: А какое у нас сейчас время года?

Дети: Весна.

Совет

Воспитатель: Давайте покажем стрелочкой на нашем календаре, какое сейчас время года. Скажите, по каким признакам в природе мы узнаём, что наступила весна?

Ответы детей: Тает снег. Бегут ручьи. Ярко светит солнце. Набухают почки на деревьях. Распускаются первые листочки. Прилетают птицы. Зеленеет травка. Появляются первые цветы. Появляются насекомые.

Воспитатель: Ребята, я вам предлагаю совершить путешествие в мир насекомых. Представьте, что мы оказались на зеленой полянке. Кого мы здесь встретим, узнаем с помощью загадок.

Загадки:

1.Мы лесные жители,

Мудрые строители.

Из иголок всей артелью

Строим дом себе под елью. (Муравьи)

2.Мёд в лесу медведь нашёл,

Мало мёду, много. (Пчёл)

3.Целый день летает,

Всем надоедает,

Ночь настаёт,

Тогда перестаёт. (Муха)

4.Я цветок сорвать хотел,

Но цветочек улетел.

Что это за насекомое? (бабочка)

С чем сравнивают крылья бабочки? (с цветком). Какие крылья у бабочки? (яркие, легкие, большие). А сколько крыльев у бабочки? (четыре). Отгадав загадку, вы узнаете, кто прилетел к бабочке в гости:

Летит — жужжит,

Сядет — молчит. (Жук)

Воспитатель:Отгадайте еще загадку:

Домовитая хозяйка

Пролетала над лужайкой,

Похлопочет над цветком-

Он поделиться медком. (Пчела)

Воспитатель: Посмотрите на пчелу на картинке. Есть ли у нее крылышки, какие они, сколько у нее ножек? Посчитайте. Ребята, а почему насекомые могут летать? У них есть крылышки. Давайте выберем насекомых на картинках, которые умеют летать, у которых есть крылья. Назовите их.

Воспитатель: Наше путешествие продолжается. Мы встречаем новое насекомое. Паук.

Пауки живут в траве, а где их еще можно встретить, где они живут, какой у них домик? (в паутине). А пауки летают? Почему нет? Это насекомое ползающее.

Воспитатель: А теперь я вам предлагаю поиграть в игру.

Игра «Четвёртый лишний» (Воспитатель называет четыре слова, дети должны на слух определить лишнее слово и объяснить свой выбор).

– Жук, пчела, муравей, кошка;

– слон, бабочка, шмель, гусеница;

– божья коровка, комар, тарелка, стрекоза;

– ёлка, таракан, муха, кузнечик;

– пчела, бабочка, комар, кровать.

Отвечает тот ребёнок, кому воспитатель кидает шарик или мячик.

После игры раздаётся стук в дверь.

Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим, кто к нам пришёл.( Помощник воспитателя в костюме почтальона Печкина приносит письмо от насекомых). Воспитатель читает письмо и рассказывает детям:

Обратите внимание

Случилось несчастье. Оказывается, Зима не хочет выпускать насекомых на волю. Вот и просят насекомые вашей помощи. А чтобы им помочь, надо рассказать Зиме про насекомых, отгадать загадки, ведь она их никогда не видела. Ребята, а как вы думаете, почему? (Зимой насекомых не бывает). Если Зиме понравятся ваши ответы, то она обязательно отпустит насекомых. Поэтому нам нужно постараться.

Но сначала давайте разомнем наши пальчики.

Проводится пальчиковая игра «Пчела»:

Прилетела к нам вчера

Полосатая пчела.

(делают маховые движения кистями рук)

А за нею шмель-шмелек

И веселый мотылек,

Два жука и стрекоза,

(загибаем пальцы, начиная с большого).

Как фонарики глаза. (Делаем кружки из пальцев, подносим к глазам),

Пожужжали, полетали (машем ладошками),

От усталости упали (роняем ладони на стол).

Воспитатель: А чтобы вам легче было рассказывать, я приготовила картинки – подсказки. Давайте посмотрим их (дети рассматривают картинки и определяют, что и как нужно рассказывать).

На лугу живет скрипач,

Носит фрак и ходит вскачь.

Отгадайте ,кто этот скрипач.(кузнечик)

Не зверь, не птица,

Носик, как спица.

Летит, пищит, сядет, молчит (комар)

На ромашку у ворот

Опустился вертолет.

Золотистые глаза,

Кто же это? (стрекоза).

Ростом мал, но работящий,

И охотник настоящий.

Дом из хвои собирает,

Лес от гусениц спасает. (Муравей).

А вот еще одна загадка:

Точка, точка, два крючочка – это лапки у жука,
два блестящих лепесточка раздвигаются слегка,

справа точка, слева – точка, в черных крапинках бока.

Источник: http://53.mdout.ru/konspekt-nod-v-starshej-gruppe-volshebnyj-mir-nasekomyx

Логопедическое занятие в старшей группе на тему «Насекомые»

Автор:

Эркес Римма Наумовна,

учитель-логопед

МАДОУ д/с №1 города Тюмени

Задачи образовательного комплекса:

 Образовательная область «Физическая культура»:

-сохранять правильную осанку в различных видах деятельности;

-выполнять движения  при подвижной речевой игре.

Образовательная область «Здоровье»:

-сохранять и укреплять психическое и физическое здоровья детей;

-развивать дыхание, артикуляцию.

Образовательная область «Социализация»:

-формировать умение проявлять терпимость и доброжелательность к одногруппникам, выслушивая их ответы;

-развивать творческие способности;

-развивать способность совместной деятельности.

Образовательная деятельность «Коммуникация»:

-совершенствовать речь как средство общения;

-формировать умение связно, последовательно  формулировать ответы на поставленные вопросы;

Образовательная деятельность «Познание»:

-уточнить и закрепить представление о насекомых (названия, внешние признаки, строение , польза и вред и т.д.);

-учить образовывать сложные слова, согласовывая имена прилагательные с именами существительными в роде и числе;

-формировать умение образовывать уменьшительно-ласкательную форму имени существительного;

-закреплять понятие «антонимы»;

-закреплять умение употреблять предлоги НА,НАД,ПОД;

-формировать умение обобщать, классифицировать ;

-учить четко проговаривать слова;

-развивать внимание, память.

Образовательная область «Познание»

-развивать умение созерцать предметы, явления, направляя внимание на более тонкое различие их качеств;

-продолжать формировать представления о природе;

-воспитывать интерес к окружающему миру,  бережное отношение к природе.

Материал:

презентация; предметные картинки; муляжи насекомых; картинка ,изображающая луг;  обруч для дыхательной гимнастики с  бумажными насекомыми;  мяч;  карточки с символами , обозначающими настроение .

Предварительная работа:

Заучивание с некоторыми детьми загадок о насекомых.

Образовательная деятельность:

I. Дыхательная гимнастика с обручем ( на нем прикреплены бумажные бабочки).

II. Педагог: Темой нашего занятия сегодня…  А вы отгадайте загадки и узнаете тему нашего занятия. (приглашаются 4 ребенка, которые читают наизусть загадки; дети отгадывают (см. Презентацию)

Читайте также:  День семьи для старшей группы в детском саду

 Что за девчонка:                             Домовитая хозяйка                                  Не зверь, не птица

В поясе тонка,                                 Пролетает над лужком.                           Носок, как спица.

Огромные очи,                                Похлопочет над цветком-                       Летит, кричит, 

Летит –стрекочет. (стрекоза)      Он поделится медком. (пчела)              Сядет-молчит.    (комар)

Целый день летает,

Всем надоедает,

Ночь настанет,

Тогда перестанет. (муха)

Педагог: Вы отгадали все загадки, и теперь догадались о ком пойдет речь на сегодняшнем занятии?

                 Правильно, весна в разгаре и насекомые проснулись.

                 Посмотрите на картинки и скажите, каких насекомых мы еще не назвали (см. Презентацию)

Важно

Педагог: Внимательно рассмотрите насекомых и скажите, чем они похожи?(строение: голова, грудь, брюшко, 6 лапок, глаза, усы, у многих есть жало). А чем отличаются? (у одних есть крылья- называются «летающие», у других нет-«нелетающие»).

   Обратите внимание, что у них есть насечки на брюшке, поэтому их назвали «насекомыми».

Отгадайте еще загадки о насекомых, а картинки и муляжи помогут вам в этом:

И под тяжелой ношей                        Этот увалень лохматый,                                      Шевелились у цветка

Спешит на помощь друг.                    Злюка тощая такая,                                              Все четыре лепестка.

Тут народ хороший.                             Сладкоежка полосатый,                                     Я сорвать его хотел,

В беде не бросит вдруг                        Надо мной весь день летает,                           Он вспорхнул и улетел.(бабочка)

Без работы-хоть убей-                          Опускает хоботок,                                               

Жить не может …. (муравей)              И ужалит ненароком

                                                                   В распустившийся цветок (шмель)

Совет

Педагог: Какую пользу приносят насекомые? Они опыляют растения, пчелы собирают нектар и производят мед ,муравьиная кислота используется в медицине; бабочки радуют своей красотой и являются кормом для птиц и некоторых животных; мошки являются кормом для стрекоз.

Чем вредны?гусеницы поедают листья и растения погибают, они уничтожают плоды; саранча губит посевы; некоторые насекомые являются разносчиками инфекций.

III. Упражнение «Скажи одним словом» (образование сложных слов, согласование имен  прилагательных с именами существительными в роде и числе).

У бабочки пестрые крылья, поэтому ее называют пестрокрылой.

У стрекозы большие глаза, поэтому ее называют …  (большеглазой).

У жука длинные усы, поэтому его называют…   (длинноусый).

IV. Физминутка. Речевая подвижная игра «Пчела ».(Н.Нищевой)

 Прилетела к нам вчера                    бегают по кругу на носочках и машут «крыльями»

Полосатая пчела ,                               загибают по одному пальчику на название каждого насекомого

А за нею шмель-шмелек,

И веселый мотылек,

Два жука и стрекоза

Как фонарика-глаза                          показываем пальцами два круга у глаз

Пожужжали, полетели                    бегают по кругу на носочках и машут «крыльями»

От усталости упали.                          Приседают на ковер.

V. Упражнение «Нелепицы». Послушайте предложения, расскажите, чего не бывает, а как должно быть на самом деле.(см. Презентацию)

Муравей живет в улье.             Жук собирает нектар.                       Комар ловит мух.

VI. «4-ый лишний»  (см. Презентацию)

    Божья коровка, кузнечик, муравей, мышка.

   Ласточка, воробей, бабочка, ворона.

   Таракан, комар, воробей, жук.

VII.Игра с мячом «Закончи предложение» (антонимы) (см. Презентацию)

        Майский жук большой, божья коровка …

        У мухи крылья короткие, у стрекозы…

        У жука усы толстые, у бабочки…

         У шмеля спина широкая, у комара…

VIII.Употребление предлогов НА,НАД,ПОД. (см. Презентацию)

         На картинке, изображающей луг, указать, где находятся насекомые

IX.Итог.О ком мы говорили на занятии? Какую пользу приносят насекомые? Как люди должны относится к

    ним?

   Потрудились все на славу! Спасибо за хорошую работу.

   Покажите, с каким настроением вы уходите   с занятия (дети используют карточки с символами).

Приложение:

презентация к занятию насекомые.ppt (2.27 МБ)  

Литература:

  1. Агранович З.Е. Времена года.-СПб., Детство-Пресс,2002
  2. Живая природа в мире животных.-СПб., Детство-Пресс,2005
  3. Круглый год. Серия демонстрационных картин с методическими рекомендациями.- СПб., Детство-Пресс,2005
  4. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. – СПб., Детство-Пресс, 2003
  5. Соболева А.В. Загадки-смекалки. Социально-политический журнал Ассоциация «Гуманитарий»,М., 1994
  6. Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учимся , играя,- М., Просвещение,1979
  7. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения . Пособие для логопедов.- М., Гном-Пресс , 1999

«Свидетельство о публикации»  Серия А  № 0000968 дата отправки 26 марта 2013 г.

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал: — Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;

— Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Источник: http://tmndetsady.ru/metodicheskiy-kabinet/konspektyi-istsenarii/konspektyi-logopedicheskih-zanyatiy/news4685.html

Конспект НОД. Тема: «Эти удивительные насекомые» | МБДОУ детский сад комбинированного вида № 7 «Солнышко»

Автор: воспитатель Лисицина Людмила владимировна 

Возрастная группа: подготовительная к школе

Цель: Овладение элементарными представлениями о живой природе.

Программное содержание

Образовательные задачи: учить узнавать насекомых по описанию систематизировать знания детей о насекомых.

Развивающие: развивать логику, мышление, внимание.

Воспитательные: воспитывать бережное отношение ко всему живому.

Предварительная работа: чтение произведений о насекомых, рассматривание иллюстраций, энциклопедий, загадывание загадок, собирание разрезных картинок на тему, проведение бесед «Кто такие насекомые?», «Вред или пользу приносят насекомые?»

Словарная работа: шестиногие, водомерка, насечка.

Материалы и оборудование: загадки про насекомых, презентация —  «Насекомые», фитболы по количеству детей, посылка с письмом и играми «Что лишнее?», «Сложи картинку», «Отгадай насекомое».

Ход деятельности:

Обратите внимание

Воспитатель. Ребята, сегодня утром почтальон принес посылку к нам в детский сад. Она адресована вам. Давайте посмотрим, что в ней? (Открывает и достает диск.) Интересно, кто нам его прислал и что на нем? А вот и письмо. Оно из леса от нашего знакомого дедушки — Ау. Я вам его прочитаю, хотите?

«Здравствуйте, дорогие ребята! Как и обещал, отправляю вам фильм о лесных жителях. Чтобы узнать о ком он, надо отгадать загадки, которые я вам посылаю. А еще я дарю вам игры, очень надеюсь, что они вам понравятся». Вот загадки дедушки  Ау. 

В ярком платье модница – погулять охотница,

От цветка к цветку летает, утомится – отдыхает.

                                                        (Бабочка)

Нос долог, голос тонок,

Кто его убьет, тот свою кровь прольет.

                                                          (Комар)

Сок из цветов она берет

И в сотах копит сладкий мед                           

                                                              (Пчела)                                                                                         

На лугу живет скрипач,

Носит фрак и ходит вскачь.

                                                        (Кузнечик)

Точка, точка, два крючочка —                                                                             

Это лапки у жука.                                                                                         

Справа — точка, слева- точка.                                                                                     

В черных крапинках бока.               

                                                            (Божья коровка)                                                     

Ребята, как  можно назвать одним словом  бабочку, кузнечика, комара, божью коровку и пчелу? (Насекомые)

Насекомые самая многочисленная группа животных. Слово «насекомые» происходит от слова «насечка», «насекать».

Если внимательно рассмотреть брюшко бабочки или жука, то можно увидеть на нем поперечные  полоски, словно брюшко насечено.

Как вы думаете, почему насекомых называют «шестиногими»? (Потому что у них шесть ног.) Значит фильм, который нам прислал дедушка  Ау, о насекомых. Давайте его посмотрим.

Важно

Первый слайд –«Пчела»                                                                             

Маленькая собачка Не лает, не бает, А больно кусает.

(Пчела)

Второй слайд – «Муравьи»                                                                                                                                                Народ рабочий Весь день хлопочет, Возле пня дом строит. Вот так дом – в тысячу окон!

(Муравьи и муравейник)

Третий слайд – «Комар»                                                                                    

Не зверь, не птица, Нос, как спица. Там, где садится, Может кровь пролиться.

(Комар)

Четвертый слайд – «Бабочка»                                                                                  

Не птичка, а с крыльями: Над цветами летает, Нектар собирает.

(Бабочка)

                                                                                                                                                                             Пятый  слайд – «Кузнечик»                                                                                      

Имя взял у кузнеца, Цвет – у огурца.

(Кузнечик)

Шестой слайд – «Жук»                                                                                                  

Черен, да не ворон, Рогат, а не бык, Летает, а не птица.

(Жук)

Седьмой слайд – «Муха»                                                                                                    

Читайте также:  Аппликация из геометрических фигур для детей 3-5 лет. шаблоны. мастер-класс с фото

Кто над нами вверх ногами Ходит — не страшится, Упасть не боится, Целый день летает, Всем надоедает?

(Муха)

Совет

Восьмой слайд – «Божья коровка»                                                                      

Какая коровка, скажите, пока Еще никому не дала молока?

(Божья коровка)

Девятый слайд —  «Стрекоза»                                                                                       

Целый день она стрекочет И молчать она не хочет: Все расскажет, все обсудит, Всех рассердит, всех разбудит.

(Стрекоза)

Физминутка с использованием фитболов                                                                                         

Ребята, а сейчас я предлагаю вам поиграть. Все взяли фитболы, я буду задавать вопрос, а вы будете отвечать, если «да» — будете прыгать, если «нет»- будете просто сидеть. Готовы?                                             Кузнечики – это насекомые? (Да)                                                                      

Все насекомые питаются растениями? (Нет)                                                   

Все бабочки сначала бывают гусеницами (Да)                                                 

Бывают ночные бабочки? (Да)                                                                                   

Обратите внимание

У насекомых шесть ног? (Да)                                                                   

Насекомых можно увидеть на улице зимой? (Нет)                                         

Есть такой такое насекомое — жук  олень? (Да)                                                                           

Паук – это насекомое? (Нет)                                                                 

Насекомые нужны на земле? (Да)                                                         

Положите фитболы и присядьте. Я загляну в посылку и вытащу следующую игру, которую нам прислал дедушка – Ау она  называется  «Что лишнее?». Я буду говорить слова, а вы должны выбрать лишнее слово и объяснить, почему оно лишнее.                                                                                         

Комар, муха, оса, пчела, волк. (Лишнее  волк, потому что это животное, а все остальные — насекомые.)           

Стрекоза, муха, аист, кузнечик, муравей. (Лишнее аист это птица)                         

Сверчок, оса, муравей, кукла, жук. (Лишнее кукла это игрушка)   

Бабочка, пчела, щука, жук, комар. (Лишнее щука это рыба)  

Следующая игра, которую прислал нам дедушка Ау, называется             

«Сложи картинку» Ребята, я раздам вам каждому по конверту, в нем лежат разрезные картинки, чтобы узнать, что изображено на картинках, надо их сложить.

Важно

                                                                                                         Давайте заглянем в нашу посылку и посмотрим, какую еще игру прислал нам дедушка  Ау. А следующая игра называется «Отгадай какое это насекомое?» Вы  подойдете и выберете на столе одну карточку.

Затем вы должны описать детям насекомое, которое изображено на вашей картинке. А дети должны отгадать.                                                                                                                    

1 ребенок. У этого насекомого длинное брюшко и большие глаза, оно очень прожорливое. «Стрекоза»           

2 ребенок. Эти насекомые живут большими семьями. Они поднимают груз, который во много раз тяжелей их самих, дом у них похож на кучу. «Муравьи»                                                                                                               

3 ребенок. У этого насекомого большие красивые крылья. Оно питается нектаром. «Бабочка»                         

4 ребенок. Это насекомое зеленого цвета, у него длинные задние ноги. Оно далеко прыгает. «Кузнечик»        

5 ребенок. Это насекомое может ужалить, у него полосатое брюшко. Дом, в котором оно живет, называется – улей «Пчела»                                                                  

6 ребенок. Это насекомое пищит и пьет кровь. «Комар»                                                

Совет

7 ребенок. У этого насекомого длинные лапки, оно может бегать по воде и  не тонет «Водомерка»                  

8 ребенок. Это насекомое строит свой дом из бумаги, оно жалит у него полосатое брюшко. «Оса»                 

Молодцы ребята! Вам понравились игры и фильм, который прислал дедушка  Ау? (Да) Как вы считаете, что надо сделать? (Написать письмо дедушке Ау и  поблагодарить его.) Мы это с вами обязательно сделаем.

Источник: http://mbdou7-krop.ru/?p=2105

Насекомые, конспект занятия по экологическому воспитанию

Автор занятия: воспитатель высшей квалификационной категории Туркова С. В., Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка — детский сад №9 «Незабудка» города Дубны.

Цель:

Формировать умение ориентироваться в природном окружении.

Задачи:

Дидактическая:

Формировать представление о развитии насекомых и зависимости их окраски от места обитания;
Обогащать словарный запас детей: насекомые, бабочки, божья коровка, гусеница.

Коррекционная:

Закрепить и расширить представления о насекомых и их характерных признаках;
Развивать зрительное восприятие.

Воспитательная:

Воспитывать интерес и бережное отношение к насекомым, желание узнать о них что-то новое.

Оборудование:

Ноутбук. Презентация «Насекомые», «Правила поведения в природе». Схема развития бабочки. Игрушечная бабочка, божья коровка.

Предполагаемый результат:

Углубить у детей знания о мире насекомых.

Ход занятия:

Воспитатель:

Ребята, какое время года сейчас?

Дети:

Весна.

Воспитатель:

В это время появляются насекомые, и сегодня мы пойдем в гости к этим маленьким жителям полянки. Согласны?
(Показ презентации «Насекомые». Дети называют показываемое насекомое).

Воспитатель:

Вот сколько маленьких жителей мы увидели! Как их можно назвать одним словом?

Дети:

Насекомые.

Воспитатель:

Ребята, а вам нравятся чудеса? Послушайте про чудо, которое происходит с насекомыми. Чудо — это то, что жуки, мухи, бабочки никогда не бывают малышами. Они появляются на свет сразу взрослыми. Вот, например, бабочка. (Педагог демонстрирует схему развития бабочки). Она отложила много яиц.

Часть склюют птицы, часть унесут муравьи и мухи, но какая-то часть уцелеет. Из них выйдут гусеницы. Пройдет время, и превратится гусеница в куколку, совсем неподвижную с виду. Зашевелится куколка, лопнет у нее на спинке шкурка. Появятся крылышки, а потом и вся бабочка.

Пошевелит она крылышками и улетит.

Воспитатель:

А теперь давайте еще раз назовем этапы развития бабочки. Что сначала откладывает бабочка?

Дети:

Яйца.

Воспитатель:

Кто появляется из яйца?

Дети:

Гусеница.

Воспитатель:

В кого она превращается?

Дети:

В куколку.

Воспитатель:

Кто выходит из куколки?

Дети:

Бабочка.

Воспитатель:

А теперь давайте поиграем в маленьких жителей полянки. Превратимся в кузнечика «Поднимайте плечики, прыгайте кузнечики. Прыг-скок, прыг-скок. Стоп. Сели, посидели, травушки поели, тишину послушали. Выше-выше веселей прыгай на носках скорей».

Гимнастика для глаз «Бабочка»

Воспитатель держит в руках игрушечную бабочку на палочке.

Воспитатель:

А вот и бабочка прилетела. Следите глазами за бабочкой. Бабочка летает повсюду: Налево летит, направо летит. Бабочка порхает по кругу, вверх, вниз и назад спешит.

Воспитатель:

Ребята, есть ли у насекомых враги?

Дети:

Есть.

Воспитатель:

Кто?

Дети:

Птицы, люди, животные.

Воспитатель:

Как насекомые спасаются от врагов? (Обращает внимание на окраску насекомых). Почему кузнечик зеленый? Почему майский жук коричневый?

Дети:

Кузнечик живет в траве, майский жук на ветках деревьев.

Воспитатель:

Зачем им нужна такая окраска?

Дети:

Защищаться от врагов, прятаться.

Воспитатель:

Послушайте и отгадайте загадку.

Загадка про божью коровку

Я — пятнистая букашка,
Если в руки попаду,
Притворюсь больною тяжко,

В обморок я упаду.

Дети:

Божья коровка.

(Показ игрушки божья коровка).

Воспитатель:

Ребята, посмотрите на божью коровку. Она такая яркая! Ее хорошо видно в траве и на коре дерева. Ее любая птица заметит.

Где же ей спрятаться? Оказывается, божьей коровке прятаться не обязательно, ведь у нее есть секрет: она сама умеет защищаться от врагов. В минуту опасности она выделяет молочко, которая очень плохо пахнет, поэтому божью коровку никто не ест.

И раз она, как настоящая коровка, дает молочко, то ее и назвали «божья коровка». Она ярко-красная, чтобы все видели: есть ее опасно!

Воспитатель:

Ребята, а почему не надо трогать, обижать божьих коровок и других насекомых?

Дети:

Они живые.

Воспитатель:

Обратите внимание

Да, насекомые живые. Их нельзя обижать. Но ими можно любоваться. Наблюдать как они летают, бегают, прыгают, играют, слушать как они жужжат.

(Просмотр презентации «Правила поведения в природе»).

Воспитатель:

Где мы с вами были? Кого видели? Из кого появляется бабочка? Куда прячется божья коровка? Чем мы еще занимались?
(Ответы детей).

Воспитатель:

Ребята, насекомым было приятно с вами познакомиться, как-нибудь мы еще сходим к ним в гости.

Скачать конспект занятия по экологическому воспитанию во второй младшей группе «Насекомые»

В 1930 году в американский прокат вышел фильм «Песня мошенника» (The Rogue Song) про похищение девушки в горах Кавказа. Актеры Стэн Лорел, Лоуренс Тиббетт и Оливер Харди сыграли в этом фильме местных жуликов. Удивительно, но эти актеры очень похожи на героев …

Читать дальше…

Источник: http://vospitatel.com.ua/zaniatia/nasekomye/nasekomye.html

Ссылка на основную публикацию