Конспект занятия в старшей группе «солнце — источник света и тепла»

Солнце – источник света и тепла — презентация, доклад, проект

Слайд 1
Описание слайда:

Окружающий мир «Солнце – источник света и тепла» По программе «Гармония» Учитель начальных классов Пинтера Ирина ИвановнаСлайд 2
Слайд 3
Описание слайда:

Уважаемые астронавты, просим вас узнать все сведения о ближайшей к нам звезде – Солнце и прислать свои сообщения на Землю Уважаемые астронавты, просим вас узнать все сведения о ближайшей к нам звезде – Солнце и прислать свои сообщения на ЗемлюСлайд 4
Описание слайда:

Солнце – объект неживой природыСлайд 5
Описание слайда:

СОЛНЦЕ» — центральное тело Солнечной системы, раскалённый плазменный шар, типичная звезда – карлик спектрального класса G2, масса около М ¤ ~ 2.103 кг, радиус R ¤ = 696т. Км, средняя плотность 1, 416.103 кг/м3, эффективная температура поверхности (фотосферы) около 6000К. Период вращения (сидонический) изменяется от 27 суток на экваторе до 32 суток у полюсов. Химический состав, определённый из анализа солнечного спектра: водород – около 90 %, гелий – 10%, остальные элементы – менее 0,1% (по числу атомов). Источник солнечной энергии – ядерные превращения водорода в гелий в центральной области солнца. Температура 15 млн.0С. СОЛНЦЕ» — центральное тело Солнечной системы, раскалённый плазменный шар, типичная звезда – карлик спектрального класса G2, масса около М ¤ ~ 2.103 кг, радиус R ¤ = 696т. Км, средняя плотность 1, 416.103 кг/м3, эффективная температура поверхности (фотосферы) около 6000К. Период вращения (сидонический) изменяется от 27 суток на экваторе до 32 суток у полюсов. Химический состав, определённый из анализа солнечного спектра: водород – около 90 %, гелий – 10%, остальные элементы – менее 0,1% (по числу атомов). Источник солнечной энергии – ядерные превращения водорода в гелий в центральной области солнца. Температура 15 млн.0С.Слайд 6
Описание слайда:

Солнце согревает и освещает Землю уже миллиарды лет. Благодаря его свету и теплу на земле возникла и продолжает развиваться жизнь. Солнце согревает и освещает Землю уже миллиарды лет. Благодаря его свету и теплу на земле возникла и продолжает развиваться жизнь.Слайд 7
Описание слайда:

Славяне почитали Солнце, как божество и называли его ЯРИЛОСлайд 8
Описание слайда:

Заклички Солнышко, покажись, Красное, снарядись! Чтобы год от года Давала нам погода: Тёплое летечко, Грибы в берестечко, Ягоды в лукошко, Зелёного горошка.Слайд 9
Слайд 10
Слайд 11
Слайд 12
Слайд 13
Описание слайда:

Обратите внимание

Вывод Солнце это плазменная звезда. Солнце предмет неживой природы. Оно даёт тепло и свет для роста и жизни всего живого на Земле. Почитается людьми и находит отражение в творчестве. Лучи солнца отражаются и преломляются через предметы.

Слайд 14
Описание слайда:

Спасибо Спасибо за урок!

Источник: https://myslide.ru/presentation/solnce—istochnik-sveta-i-tepla

Конспект занятия в старшей группе «Солнце, воздух и вода-наши лучшие друзья»

Конспект занятия в старшей группе «Солнце, воздух и вода-наши лучшие друзья»

ЗАНЯТИЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЦЕЛОСТНОЙ КАРТИНЫ МИРА В СТАРШЕЙ ГРУППЕ.

— дать детям представление о том, какое большое значение имеют воздух, вода и свет для всего живого на земле, расширить знания о роли воды, воздуха, солнца в жизни человека; научить понимать, что чистый воздух необходим для здоровья человека, что чистая вода (родники) – это бесценный дар природы; подвести детей к выводу о необходимости света для роста растений и жизни всего живого на земле.

— расширить знания детей о свойствах воздуха, воды и солнца через опытно-экспериментальную деятельность с детьми, формировать интерес к опытно-экспериментальной работе.

— ввести в словарь детей слова: источник света и тепла, невидим, родники, питьевая, пресная, прозрачная, экономить.

— развивать мышление, память, любознательность, умение рассуждать.

— воспитывать бережное отношение к природе; расширять представление о содружестве человека и природы, о положительном и отрицательном влиянии человека на природу.

Демонстрационный материал: посылка, в которой лежат: письмо от Незнайки, загадка с изображением солнца с обратной стороны, воздушный шарик,, пластиковая бутылка с водой, членский билет «Юные Знайки»; картинки с изображением черного дыма из заводских труб, выхлопного газа из автомобиля; по стакану с кислой, сладкой и солёной водой; кусочек льда на тарелке.

Материал для каждого ребенка: стакан с чистой водой, трубочка для воды.

Раздается стук в дверь, воспитатель подходит к двери и заносит посылку.

— Дети, нам пришла посылка. Давайте с вами посмотрим, что же внутри.

Достает из посылки письмо.

-Дети, здесь письмо. Написано: «От Незнайки». Давайте его прочтем.

Читает письмо. «Дорогие друзья! Недавно, я со своим другом Пончиком летал на Луну. Нам так вначале хотелось остаться жить на Луне, никто тебя ни учит, никто ни дразнит, гуляй себе сам.

Но вскоре нам стало скучно, ходить можно только в скафандрах, ешь из тюбиков. И даже семена растений, которые мы привезли на Луну, нельзя было вырастить. Нет, жить на земле приятней. Я прислал вам то, без чего мы бы с вами не жили на земле.

Отгадайте и станьте все членами школы «Юные Знайки».

— Посмотрим, что он нам прислал?

Достает большой конверт, на котором написана загадка.

— Ты весь мир обогреваешь

И усталости не знаешь,

Улыбаешься в оконце

Что имел в виду Незнайка? Солнце – источник света и тепла. Оно греет. Дает тепло. А кому оно дает свое тепло? Животным, растениям, людям. Мы недавно сажали с вами лук.

— Ребята, давайте посмотрим на наш лук. Сравним лук с подоконника и достанем лук из шкафа.

Что с ним произошло? Тот лук, который стоял на солнышке, пророс и дал перышки, перышки зелёного цвета, толстенькие, а тот, что мы поставили в шкаф, где нет света, ещё только начинает прорастать и кончики перьев желтого цвета. Почему такая разница? Правильно, потому что один стоял на свету, а другой в темноте.

Из этого опыта мы можем сказать, что растениям нужен свет и тепло. Ребята, все растения очень любят свет и всегда к нему тянутся. Давайте посмотрим на нашу традесканцию, куда смотрят её листики? На окошко, тянутся к солнышку.

— А мы сможем прожить без света и солнечного тепла? Что с нами произойдет?

Станет холодно, мы замёрзнем, и заболеем, будет всегда темно и мы будем натыкаться друг на друга.

— Что мы делать любим летом на солнышке? (загорать, греться). От солнышка всем светло, весело и тепло. А сейчас у нас зима, солнце светит реже и плохо греет, не греет, а морозит, а так хочется поваляться на солнышке, поиграть. Предлагаю вам поиграть.

Во дворе растет подсолнух,

Утром тянется он к солнцу. (Дети встают на носочки и тянут руки вверх)

Рядом с ним второй, похожий,

Вертим ручками по кругу.

Не задень случайно друга!

Несколько кругов вперёд,

А потом наоборот. (Вращение прямых рук вперёд и назад)

Отдохнули мы чудесно,

И пора нам сесть на место.

Дети присаживаются за столы.

— Ребята, я посмотрю,что ещё прислал нам Незнайка. (Достает шарик)

— Скажите, ребята, а что внутри шарика? Воздух. Зачем нам нужен воздух? Давайте попробуем сейчас закрыть рот и зажать нос пальчиками, долго ли мы сможем продержаться без воздуха? Нет. Чтобы жить, нам нужно постоянно дышать воздухом.

— Он нам нужен, чтобы дышать,

Чтобы шарик надувать.

С нами рядом каждый час,

Но невидим он для нас!

Важно

А кому ещё для жизни нужен воздух? Воздух окружает всю нашу Землю, воздухом дышат люди, животные и растения. Скажите, дети, а можно ли увидеть воздух, услышать или потрогать? Когда мы можем увидеть воздух? (на улице в мороз выдыхая тёплый воздух ртом, мы видим – пар).

У каждого на столе стоит стакан с водой и трубочка. Давайте с вами подышим в трубочку. Что появилось в стакане? Пузырьки воздуха. Значит, мы можем воздух видеть.

А как мы можем почувствовать воздух? Поднесите ладошку ко рту и выдохните воздух, чувствуете его? А как мы почувствуем воздух на улице? Воздух на улице – это ветер.

А сейчас я предлагаю услышать воздух. Для этого я надую шарик, а теперь буду потихоньку выпускать воздух из шарика, что мы слышим? Шипение.

Дети, воздух невидим, он заполняет всё вокруг и не имеет запаха.

— Как воздух влияет на наше здоровье?

— Чистый воздух оберегает от болезней. А вот загрязненный наоборот — вредит.

— А где мы можем увидеть грязный воздух? (чёрный дым из труб, выхлопные газы от машин). Воспитатель показывает картинки по этой теме. Что с нами произойдет, если мы будем дышать грязным воздухом? (заболеем).

Лучший лекарь для воздуха – деревья. Они очищают воздух, поэтому в лесу всегда дышится легко.

Человек сажает вокруг домов, на улицах деревья, создает парки, рощи, скверы, все для того, чтобы легче дышалось, и человек меньше болел.

— Ребята, выходите, поиграем с нашим шариком. Дети стоят по кругу, произносят стих про шарик и передают его. На ком закончится стихотворение, тот называет свое имя.

Ты катись, веселый шарик, быстро-быстро по рукам.

У кого веселый шарик, назовет тот имя нам.

— Поиграли, давайте посмотрим, что ещё есть в посылке. (Дети стоят вокруг посылки).

Воспитатель достает бутылку с водой.

— Ребята, причём тут бутылка. Я не знаю. Может вы, мне подскажете?

— Вы слыхали о воде?

Говорят она везде!

В луже, море, океане.

И водопроводном кране.

— Человек может ли жить без воды?

— Можно ли пить воду из моря, океана? Почему нельзя её пить?

— Какую воду можно пить? Откуда берется пресная вода?

— Ребята, посмотрите на глобус. Это макет нашей Земли в маленьком размере, на нем много голубого цвета. Что означает голубой цвет? Это вода! Зачем нам нужна вода? Расскажите.

Читайте также:  Скребицкий «лесной голосок» читать онлайн

На нашей планете много воды, но не вся вода питьевая. Много солёной воды, а вот пресной очень мало. Если её мало, что нужно делать? Её нужно экономить.

Что значит экономить? Закрывать краны, брать столько воды, сколько нужно, оберегать её. От чего оберегать? От загрязнений.

Нельзя бросать мусор в водоёмы или выливать какие-то химикаты, вода будет отравлена и тогда погибнут рыбы, заразятся животные, а за ними заразится и человек.

— У вас на столах стоят стаканчики. Присядем за столы. В каждом стаканчике есть вода. Возьмите каждый стакан и загляните в него.

— Вы видите дно. Значит, какая вода? Прозрачная.

— Какого она цвета? Бесцветная.

— Давайте понюхаем, пахнет? Нет. Значит, не имеет запаха.

— Какая бывает вода? Чистая, солёная, горькая, грязная, питьевая.

— Давайте попробуем её. Есть вкус? Нет. А когда она может поменять вкус? Если добавить в воду соль, сахар, лимон. Вот в этом стакане я развела соль, кто попробует и скажет, какая вода стала на вкус? (Дети пробуют также на вкус сладкую и кислую воду)

— Посмотрите, что я делаю. Переливаю. Какая она. Жидкая. Какой еще бывает вода? Твёрдой. Показываю детям лёд. Если лед подержать в руке, во что он превратится? В воду. А ещё вода превратится в пар, если её кипятить.

Совет

Ребята, а вода влияет на наше здоровье? Конечно! Если мы будем пить грязную воду, что с нами случится? А если мы не будем умываться, мыть посуду, убираться в комнате? Сможем ли мы прожить без воды? Нет.

Итак, дети, мы с вами сегодня узнали три важных фактора для жизни. Это – солнце, воздух и вода. Без них не будет жизни на земле.

Нас солнца луч смешит и дразнит,

Нам нынче весело с утра.

И вместе с нами всюду рядом

— Ребята, в посылке ещё что-то лежит.

Воспитатель достает билеты и вручает каждому по билету, всех поздравляет, дети являются членами школы «Юные Знайки».

«Воздух, вода. Экспериментальная деятельность». Конспект занятия по экспериментированию в старшей группе Цели: Дать детям представление о том, какое большое значение имеют воздух, вода и свет для всего живого на земле; научить понимать, что.

План занятия по экологии «Урок чистоты» (старшая группа) Отчет «Урок чистоты» группа №10МБДОУ№6 «Улыбка» ЗМРРТ 16сентября 2013года 1. Нод. Познание. Тема: «Чистый воздух и вода – богатство страны».

Источник: http://mari-a.ru/uxod-za-telom/konspekt-zanyatiya-v-starshej-gruppe-solnce-vozdux-i-voda-nashi-luchshie-druzya

Конспект занятия по ФЦКМ в старшей группе «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья»

ЗАНЯТИЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЦЕЛОСТНОЙ КАРТИНЫ МИРА В СТАРШЕЙ ГРУППЕ.

Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья.

Цели:

— дать детям представление о том, какое большое значение имеют воздух, вода и свет для всего живого на земле, расширить знания о роли воды, воздуха, солнца в жизни человека; научить понимать, что чистый воздух необходим для здоровья человека, что чистая вода (родники) – это бесценный дар природы; подвести детей к выводу о необходимости света для роста растений и жизни всего живого на земле.

— расширить знания детей о свойствах воздуха, воды и солнца через опытно-экспериментальную деятельность с детьми, формировать интерес к опытно-экспериментальной работе.

— ввести в словарь детей слова: источник света и тепла, невидим, родники, питьевая, пресная, прозрачная, экономить.

— развивать мышление, память, любознательность, умение рассуждать.

— воспитывать бережное отношение к природе; расширять представление о содружестве человека и природы, о положительном и отрицательном влиянии человека на природу.

Демонстрационный материал: посылка, в которой лежат: письмо от Незнайки, загадка с изображением солнца с обратной стороны, воздушный шарик, , пластиковая бутылка с водой, членский билет «Юные Знайки»; картинки с изображением черного дыма из заводских труб, выхлопного газа из автомобиля; по стакану с кислой, сладкой и солёной водой; кусочек льда на тарелке.

Материал для каждого ребенка: стакан с чистой водой, трубочка для воды.

Ход занятия:

Раздается стук в дверь , воспитатель подходит к двери и заносит посылку.

— Дети, нам пришла посылка. Давайте с вами посмотрим, что же внутри.

Достает из посылки письмо.

-Дети, здесь письмо. Написано: «От Незнайки». Давайте его прочтем.

Читает письмо. «Дорогие друзья! Недавно, я со своим другом Пончиком летал на Луну. Нам так вначале хотелось остаться жить на Луне, никто тебя ни учит, никто ни дразнит, гуляй себе сам.

Но вскоре нам стало скучно, ходить можно только в скафандрах, ешь из тюбиков. И даже семена растений, которые мы привезли на Луну, нельзя было вырастить. Нет, жить на земле приятней. Я прислал вам то, без чего мы бы с вами не жили на земле.

Отгадайте и станьте все членами школы « Юные Знайки».

— Посмотрим, что он нам прислал?

Достает большой конверт, на котором написана загадка.

— Ты весь мир обогреваешь

И усталости не знаешь,

Улыбаешься в оконце

И зовут тебя все …(солнце).

Что имел в виду Незнайка? Солнце – источник света и тепла. Оно греет. Дает тепло. А кому оно дает свое тепло? Животным, растениям, людям. Мы недавно сажали с вами лук.

— Ребята, давайте посмотрим на наш лук. Сравним лук с подоконника и достанем лук из шкафа.

Что с ним произошло? Тот лук, который стоял на солнышке, пророс и дал перышки, пёрышки зелёного цвета, толстенькие, а тот, что мы поставили в шкаф, где нет света, ещё только начинает прорастать и кончики перьев желтого цвета. Почему такая разница? Правильно, потому что один стоял на свету, а другой в темноте.

Из этого опыта мы можем сказать, что растениям нужен свет и тепло. Ребята, все растения очень любят свет и всегда к нему тянутся. Давайте посмотрим на нашу традесканцию, куда смотрят её листики? На окошко, тянутся к солнышку.

— А мы сможем прожить без света и солнечного тепла? Что с нами произойдёт?

Станет холодно, мы замёрзнем, и заболеем, будет всегда темно и мы будем натыкаться друг на друга.

— Что мы делать любим летом на солнышке? (загорать, греться). От солнышка всем светло, весело и тепло. А сейчас у нас зима, солнце светит реже и плохо греет, не греет, а морозит, а так хочется поваляться на солнышке, поиграть. Предлагаю вам поиграть.

Делаем разминку:

Во дворе растёт подсолнух,

Утром тянется он к солнцу. (Дети встают на носочки и тянут руки вверх)

Рядом с ним второй, похожий,

К солнцу тянется он тоже.

Вертим ручками по кругу.

Не задень случайно друга!

Несколько кругов вперёд,

А потом наоборот. ( Вращение прямых рук вперёд и назад)

Отдохнули мы чудесно,

И пора нам сесть на место.

Дети присаживаются за столы.

— Ребята, я посмотрю ,что ещё прислал нам Незнайка. ( Достаёт шарик)

— Скажите, ребята, а что внутри шарика? Воздух. Зачем нам нужен воздух? Давайте попробуем сейчас закрыть рот и зажать нос пальчиками, долго ли мы сможем продержаться без воздуха? Нет. Чтобы жить, нам нужно постоянно дышать воздухом.

— Он нам нужен, чтобы дышать,

Чтобы шарик надувать.

С нами рядом каждый час,

Но невидим он для нас!

Что это? (воздух)

А кому ещё для жизни нужен воздух? Воздух окружает всю нашу Землю, воздухом дышат люди, животные и растения. Скажите, дети, а можно ли увидеть воздух, услышать или потрогать? Когда мы можем увидеть воздух? ( на улице в мороз выдыхая тёплый воздух ртом, мы видим – пар).

У каждого на столе стоит стакан с водой и трубочка. Давайте с вами подышим в трубочку. Что появилось в стакане? Пузырьки воздуха. Значит, мы можем воздух видеть.

А как мы можем почувствовать воздух? Поднесите ладошку ко рту и выдохните воздух, чувствуете его? А как мы почувствуем воздух на улице? Воздух на улице – это ветер.

А сейчас я предлагаю услышать воздух. Для этого я надую шарик, а теперь буду потихоньку выпускать воздух из шарика, что мы слышим? Шипение.

Дети, воздух невидим, он заполняет всё вокруг и не имеет запаха.

Как воздух влияет на наше здоровье?

— Чистый воздух оберегает от болезней. А вот загрязненный наоборот — вредит.

— А где мы можем увидеть грязный воздух? (чёрный дым из труб, выхлопные газы от машин). Воспитатель показывает картинки по этой теме. Что с нами произойдёт, если мы будем дышать грязным воздухом? (заболеем).

Лучший лекарь для воздуха – деревья. Они очищают воздух, поэтому в лесу всегда дышится легко. Человек сажает вокруг домов, на улицах деревья, создаёт парки, рощи, скверы, всё для того, чтобы легче дышалось, и человек меньше болел.

— Ребята, выходите, поиграем с нашим шариком. Дети стоят по кругу, произносят стих про шарик и передают его. На ком закончится стихотворение, тот называет свое имя.

Ты катись, веселый шарик, быстро-быстро по рукам.

У кого веселый шарик, назовет тот имя нам.

— Поиграли, давайте посмотрим, что ещё есть в посылке. ( Дети стоят вокруг посылки).

Воспитатель достаёт бутылку с водой.

— Ребята, причём тут бутылка. Я не знаю. Может вы, мне подскажете?

— Это вода!

— Вы слыхали о воде? Говорят она везде! В луже, море, океане.

И водопроводном кране.

— Человек может ли жить без воды?

— Кому ещё нужна вода?

— Можно ли пить воду из моря, океана? Почему нельзя её пить?

— Какую воду можно пить? Откуда берётся пресная вода?

— Ребята, посмотрите на глобус. Это макет нашей Земли в маленьком размере, на нём много голубого цвета. Что означает голубой цвет? Это вода! Зачем нам нужна вода? Расскажите.

Читайте также:  Подарок к 8 марта из бумаги своими руками

На нашей планете много воды, но не вся вода питьевая. Много солёной воды, а вот пресной очень мало. Если её мало, что нужно делать? Её нужно экономить.

Что значит экономить? Закрывать краны, брать столько воды, сколько нужно, оберегать её. От чего оберегать? От загрязнений.

Нельзя бросать мусор в водоёмы или выливать какие-то химикаты, вода будет отравлена и тогда погибнут рыбы, заразятся животные, а за ними заразится и человек.

— У вас на столах стоят стаканчики. Присядем за столы. В каждом стаканчике есть вода. Возьмите каждый стакан и загляните в него.

— Вы видите дно. Значит, какая вода? Прозрачная.

— Какого она цвета? Бесцветная.

— Давайте понюхаем, пахнет? Нет. Значит, не имеет запаха.

— Какая бывает вода? Чистая, солёная, горькая, грязная, питьевая.

— Давайте попробуем её. Есть вкус? Нет. А когда она может поменять вкус? Если добавить в воду соль, сахар, лимон. Вот в этом стакане я развела соль, кто попробует и скажет, какая вода стала на вкус? ( Дети пробуют также на вкус сладкую и кислую воду)

— Посмотрите, что я делаю. Переливаю. Какая она. Жидкая. Какой еще бывает вода? Твёрдой. Показываю детям лёд. Если лед подержать в руке, во что он превратится? В воду. А ещё вода превратится в пар, если её кипятить.

Ребята, а вода влияет на наше здоровье? Конечно! Если мы будем пить грязную воду, что с нами случится? А если мы не будем умываться, мыть посуду, убираться в комнате? Сможем ли мы прожить без воды? Нет.

Итак, дети, мы с вами сегодня узнали три важных фактора для жизни. Это – солнце, воздух и вода. Без них не будет жизни на земле.

Нас солнца луч смешит и дразнит,

Нам нынче весело с утра.

И вместе с нами всюду рядом

Наши лучшие друзья:

Солнце, воздух и вода!

— Ребята, в посылке ещё что-то лежит.

Воспитатель достаёт билеты и вручает каждому по билету, всех поздравляет, дети являются членами школы «Юные Знайки».

Источник: https://pedportal.net/doshkolnoe-obrazovanie/okruzhayuschiy-mir/konspekt-zanyatiya-po-fckm-v-starshey-gruppe-quot-solnce-vozduh-i-voda-ndash-nashi-luchshie-druzya-quot-433531

Конспект урока окружающего мира Солнце — источник тепла и света, 2 класс

«Солнце — источник света и тепла».

  • Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание представлений о Солнце, как ближайшей к Земле звезде, о его размерах и расстоянии от Земли до Солнца; показать значение Солнца для всего живого на Земле; о древнем светиле — божестве и его образе в народном творчестве.
  • Воспитывать уважение к истории и традициям предков, формировать правильную самооценку, взаимодействие и солидарность в коллективе.
  • Развивать связную речь при защите проекта.

1. Организационно-подготовительный этап.

Что мы будем делать с вами, чтоб природе стать друзьями? Чтоб природе другом стать, тайны все её узнать, Все загадки разгадать — научитесь наблюдать. Будем вместе развивать качество — внимательность. А поможет все узнать наша любознательность. Только вместе, только дружно изучать природу нужно. 2. Постановка учебных целей.

-Что такое природа? — Какая бывает природа? Какие объекты относятся к неживой природе? А какие объекты мы относим к живой природе? Хотели бы вы отправиться в путешествие? Куда хотели бы отправиться в путешествие? Отгадайте загадку: Ты весь мир обогреваешь, Ты усталости не знаешь, Улыбаешься в оконце И зовут тебя все…(солнце) Можно совершить путешествие к Солнцу? Я предлагаю выяснить к каким объектам природы относится Солнце? (Неживая природа. Оно находится на небе и видно только днём.). Докажите. Слайд Подводится вывод: Солнце — объект неживой природы. — Какое оно веселое и доброе! Солнышко желает нам хорошего дня и отличной работы!! Кто готов познакомиться с ним поближе? -А что такое солнце? -Солнце — монетка,- скупой проворчал. -Нет, сковородка ! — обжора вскричал. -Нет, каравай, — хлебопёк произнёс. -Компас, — сказал убеждённо матрос. -Солнце-звезда, астроном объяснил. -Доброе сердце,- мечтатель решил. -Итак, каждый отвечает по-своему. Мы тоже ответим на этот вопрос. Как вы думаете, на какие вопросы вы должны найти ответы, чтобы узнать о Солнце побольше. Что это? Какая форма? Какой размер? Как далеко? Какой вес?. Зачем нужно? Давайте обратимся к нашим экспертам. Кто нашёл в словаре значение «Солнце»? ЛЕРА «СОЛНЦЕ» — центральное тело Солнечной системы, раскалённый плазменный шар. Химический состав: водород — около 90 %, гелий — 10%, остальные элементы — менее 1%. Источник солнечной энергии — ядерные превращения водорода в гелий в центральной области солнца. Температура 15 млн.0С.» Всё ли вам понятно в этом тексте? (нет) В каком стиле написан текст? (В научном. Чтобы его понять, надо знать научные термины.) Но можно выделить главное и понятное. (на слайде выделяется понятная для детей информация). Форма солнца Как выглядит Солнце? На доске и на ваших карточках изображены рисунки предметов, форма которых сходна с Солнцем. Раскрасьте их. Проверим. Какие предметы вы раскрасили? Какую же форму имеет солнце? (форму шара) Ещё можно найти информацию и в странице учебника стр. 101 (чтение текста и ответы на вопросы по содержанию) Давайте сделаем вывод по прочитанному. Почему Солнце имеет важное значение для Земли? Слово эксперту… СЕРЕЖА Солнце согревает и освещает Землю уже миллиарды лет. Благодаря его свету и теплу на земле возникла и продолжает развиваться жизнь. ЖЕНЯ Для людей и всего живого на Земле Солнце — источник света и тепла, от него зависит урожай и жизнь на планете. Люди всегда почитали Солнце и это можно увидеть в устном народном творчестве. Слайд 6 (дети делают физминутку) Солнце в небе ярко светит, погулять выходят дети. Очутились мы в лесу и присели на траву. На полянке в лесу поднялись цветочки. К солнцу потянулись, солнцу улыбнулись. К солнышку листочки повернут цветочки. Развернут бутоны, в солнышке утонут. А ещё много поэтов посвящали свои стихи Солнцу.

  1. Работа по учебнику: Давайте прочитаем стихотворение Якова Акима «Свет наш, солнышко!» (стр. 98).

— Как вы думаете, долго ли нам лететь до солнца? — Как выдумаете, Солнце вредно или полезно? 4. Формирование навыков научной организации труда. Мы должны научно обосновать значение Солнца для жизни на Земле. Для этого нам кроме теоретических знаний, нужны и практические. АРТУР РИСУНОК Я провёл наблюдение за появлением Солнца на Земле. Оно всходит с Востока и несёт свет и тепло, а когда заходит на Запад, становится темно и прохладно, наступает смена дня и ночи. А в зависимости от высоты Солнца и движения вокруг него Земли, происходит смена времён года. КАТЯ РИСУНОК Я провела такой опыт. Посадила два отростка. Первый поставила в хорошо освещённом помещении, а второй поставила в тёмной комнате. Вывод был таким: только при свете растения могут расти хорошо, а в темноте они погибают. Значит, всё живое на Земле зависит от Солнца. СЛАВА ЗЕРКАЛО Я взял для своего опыта зеркало и навёл его на солнечный луч. На потолке я увидел яркое пятно «солнечный зайчик». Это говорит о том, что солнечный свет отражается в предметах. Издревле люди украшали посуду, одежду, сочиняли загадки, пословицы о солнце. В его честь устраивали праздники. НАСТЯ Б. Древние славяне почитали Солнце за божество. ЯРИЛО (Яр). Первый раз Ярилов день праздновали в апреле — как праздник возрождения к жизни. Второй раз ближе к середине лета. Молодёжь собиралась за селом, выбирали девушку, это была невеста Ярилы, одевали её во всё белое, голову украшали венком. Ставили её около берёзы, водили вокруг неё хоровод, пели песни, чествовали Ярилу и Ярилиху. С наступлением темноты зажигали многочисленные свечи — это знак возвращения Солнца. Давайте вернемся к вопросу, который задали в начале урока. — Можем отправиться в путешествие на солнце? 6. Рефлексия. Ребята, вот и подошёл к концу наш урок. Понравился он вам? Дорисуйте настроение солнышкам. Солнце радует людей и согревает землю своим теплом. Оно дарит свои тёплые лучи каждому из нас. Оно живёт в каждом человеке, и от этого мы становимся добрее, ласковее, внимательнее. Солнце живёт в каждом из нас! Дети! Будьте как Солнце! Наше сердце очень любит слова «Я люблю тебя!» — оно научится говорить эти слова и камушку, и сверкающей песчинке, и траве, и цветку… и всему миру. У доброго человека лучистая, солнечная улыбка. Давайте ещё раз подарим свои улыбки друг другу. 7. Итог урока: Подведём итог: узнал вспомнил Я повторил удивился Оценивание детей учителем. 8. Домашнее задание: Страница _____ задание ____ Сегодня вы были художниками мысли, слова, образа, чувств и создали чудесную словесную картину. Дома вы — художники кисти. Нарисуйте свою картину, дайте ей название, придумайте рассказ.

Как выдумаете, Солнце вредно или полезно?

1. Солнце — это…

o Спутник

o Планета

o Звезда

2. Звезда состоит из…

o Газа

o Пыли

o Камней

3. Солнце относится к …

o Живой природе

o Неживой природе

o Рукотворным предметам

4. Солнце имеет форму…

o Круга

o Овала

o Шара

5. Солнце приносит…

o Пользу

o Вред

o Вред и пользу

6. Ученые, изучающие звезды, называются…

o Астрономы

o Физики

o Биологи

Источник: https://for-teacher.ru/edu/nachalnye_klassy/doc-pwjkkos.html

Конспект урока для 4 класса «Солнце – источник света и тепла. Звезда. Планета»

Познание мира 4 класс Дата__________________

Урок № 38

Тема:Солнце – источник света и тепла. Звезда. Планета. Сведения о галактике. Ф/г.Экономим электроэнергию

Цели урока: сформировать представление о Вселенной, о размерах и природе Солнца как, центра Солнечной системы и ближайшей к нам звезды — источник света и тепла.

Задачи: обучающая — расширить и углубить представление детей о космосе, космических телах;

Читайте также:  Сценарий летнего спортивного праздника в детском саду на улице. старшая - подготовительная группа

развивающая — развить общеучебные навыки, работу с иллюстрированными материалами развить навыки классификации солнечной системы, установление взаимосвязи между солнцем и жизнью на Земле; развитие психологических процессов -воображения, логического мышления, внимания , памяти .

воспитательная — воспитать любознательность, любовь к урокам Познания мира.

Тип урока: изучение нового материала.

Форма проведения : комбинированный.

Межпредметные связи: астрономия, биология, ботаника, антропология, геология.

Оборудование: учебник, тестовые задания, карточки для работы в парах, кластер для групповой работы, ноутбук, видеосюжет « Земля », схема « Планеты».

Ход урока

Организационный момент.

Повторение пройденного материала.

А) Тестирование:

1.Солнце — это:

а) планета;

б) звезда;

в) космический спутник.

2. Земля — это:

 а) планета;

 б) звезда;

в) космический спутник.

3. Земля по своим размерам:

а) больше Солнца;

б) меньше Солнца;

в) такая же, как Солнце.

4. В Солнечную систему входят:

а) 3 планеты;

б) 4 планеты;

в) 8 планет.

Ключ: 1 — 6; 2 — а; З — б; 4 — в.

Б) Работа у доски:

На доске вы видите планеты, расположенные в неправильном порядке:

а) покажите планеты Сатурн, Меркурий и т.д.

б) расположите планеты в порядке их удаления от Солнца.

3. Введение в тему.

 — Что вы можете сказать о Солнце?

Ответ: Солнце имеет форму шара. Оно находится в небе, значит это небесное тело.

 — Что вы можете сказать о Солнце из личных наблюдений? Ответ: Солнце дает нам свет и тепло. Наша жизнь на Земля возможна лишь благодаря Солнцу. Еще в глубокой древности люди понимали это и почитали Солнце. Наблюдая за Солнцем, люди придумали очень много загадок, пословиц, поговорок.

 — Катится по голубому блюдечку золотое яблочко. (Солнце)

 — Не огонь, а больно жжет, не фонарь, а ярко светит, не пекарь, а печет. (Солнце)

Давайте послушаем, что говорят о солнце разные учёные:

АСТРОНОМ

«Солнце — это звезда массой в 333 000 раз больше массы Земли и в 750 раз превышает массу всех других планет, вместе взятых».

Солнце — это раскаленный газовый шар, который выделяет энергию в виде света, а вы знаете, что температура Солнца доходит до 5000 С ( Цельсия ), а Земля получает от Солнца примерно 1/2 000 000 000 часть излучаемой энергии. А энергия Солнца огромна.

Обратите внимание

Энергия солнечных лучей, падающий на квадратный метр земной поверхности может заставить работать двигатель и вся Земля в целом получает от Солнца в десятки тысяч раз больше энергии, чем могли бы вырабатывать все электростанции мира, если бы они работали на полную мощность.

ГЕОЛОГ

Как уже было сказано, Земля получает минимальное количество света , потому что наша атмосфера, озоновый слой отражают его. Остальное количество света поглощает наша Земля и нагревается, т.е. солнечная энергия превращается в тепло.

БОТАНИК

Земля, получая свет и тепло от Солнца, передает их растениям. Ведь на севере очень мало растений, а вот на юге они растут круглый год. Почему? (вопрос залу) ( на юге больше света, а значит больше тепла). Выделяют кислород растения, поглощая свет, перерабатывают его в пищу. А теплом цветы и деревья обогреваются.

Представьте себе, если наши растения не получали бы достаточно света. Чтобы тогда случилось? Могут ли они жить без света? ( нет, растения погибнут).

БИОЛОГ

А многие, животные не могут жить без растений. А другие без животных, которые едят эту растительность. Получается цепочка .

Солнце дает пищу, растениям, растения — это пища травоядным животным (вопрос залу: Каких травоядных животных вы знаете?), а эти животные пища для хищников. Приведите пример такой цепочки( трава- заяц — волк). Заметьте, где мало растений, там мало и животных. В каких местах мало животных? (северный полюс, вечная мерзлота, пустыня).

А в каких много? ( леса, тайга, Южная Америка, тропики). Животные также обогреваются теплом Солнца.

АНТРОПОЛОГ

Что же можно сказать, какую пользу приносит Солнце человеку?

Как же человек использует Солнечную энергию? (вопрос залу) Здесь и говорить не о чем.

Важно

Вот например, приведите примеры из техники (солнечные батарейки), пищевой промышленности ( сушка плодов, овощи, ягоды), животноводства ( разведение овец, птиц, коров) и др.

А что для вас самое важное из функции Солнца? Конечно, свет и тепло.

Выводы: исходя из услышанной вами информации о солнце, заполните кластер всей группой:

Солнце

свет

тепло

жизнь

растения

животные люди

4. Закрепление. Работа по учебнику.

 — Прочитай текст, выдели самые главные мысли о Солнце. (Солнце освещает и согревает нашу планету. Без солнечного света и тепла была бы невозможна жизнь на Земле. )

Работа в парах.

 — Используя текст, впиши недостающие данные:

Солнце — ближайшая к Земле. . . (звезда). Это огромное. . . (раскаленное) космическое тело. Солнце имеет форму. . . (шара). Диаметр Солнца в. . . (109) раз больше диаметра Земли. Масса Солнца в. . . (3 тысяч) раз больше массы нашей планеты. Расстояние от Земли до Солнца 150миллионов километров.

 — Сформулируйте кратко полученные знания о Солнце.

5. Блиц — турнир.

 — Мы с вами находимся в космическом пространстве. Давайте посмотрим, как выглядит наша планета из космоса.

Показ видеосюжета «Земля».

 — Какая она, наша планета? (Земля имеет форму шара. ) Космонавты ты с любовью называют Землю голубая планета. А почему она такая голубая? (На Земле много воды. )

 — На Земле не только много воды, но она еще имеет воздушную оболочку — атмосферу, и эта оболочка придает планете голубизну.

 — Что еще вы можете сказать о планете Земля? (По размеру : небольшая планета. Это третья планета от Солнца. Соседями Земли являются Марс и Венера. )

 Земля имеет естественный спутник. Кто знает как он называется? (Луна)

А почему Землю еще называют планета — сад? (Потому что на ней растут растения. )

И еще потому, что на Земле есть жизнь благодаря Солнцу. Человек стремился использовать солнечный свет и тепло, без которых невозможна была бы жизнь на планете Земля.

Рефлексия:

 — Какое значение имеет Солнце для жизни на Земле?

 — Как люди используют солнечную энергию?

Домашнее задание: Прочитать текст «Солнце — источник света и тепла». Исследовательская работа. Задание после текста.

А) Тестирование:

1. Солнце — это:

а) планета;

б) звезда;

в) космический спутник.

2. Земля — это:

 а) планета;

 б) звезда;

в) космический спутник.

3. Земля по своим размерам:

а) больше Солнца;

б) меньше Солнца;

в) такая же, как Солнце.

4. В Солнечную систему входят:

а) 3 планеты;

б) 4 планеты;

в) 8 планет.

А) Тестирование:

1. Солнце — это:

а) планета;

б) звезда;

в) космический спутник.

2. Земля — это:

 а) планета;

 б) звезда;

в) космический спутник.

3. Земля по своим размерам:

а) больше Солнца;

б) меньше Солнца;

в) такая же, как Солнце.

4. В Солнечную систему входят:

а) 3 планеты;

б) 4 планеты;

в) 8 планет.

АСТРОНОМ

«Солнце — это звезда массой в 333 000 раз больше массы Земли и в 750 раз превышает массу всех других планет, вместе взятых».

Солнце — это раскаленный газовый шар, который выделяет энергию в виде света, а вы знаете, что температура Солнца доходит до 5000 С ( Цельсия ), а Земля получает от Солнца примерно 1/2 000 000 000 часть излучаемой энергии. А энергия Солнца огромна.

Энергия солнечных лучей, падающий на квадратный метр земной поверхности может заставить работать двигатель и вся Земля в целом получает от Солнца в десятки тысяч раз больше энергии, чем могли бы вырабатывать все электростанции мира, если бы они работали на полную мощность.

__________________________________________________________________

ГЕОЛОГ

Как уже было сказано, Земля получает минимальное количество света , потому что наша атмосфера, озоновый слой отражают его. Остальное количество света поглощает наша Земля и нагревается, т.е. солнечная энергия превращается в тепло.

_________________________________________________________________-

БОТАНИК

Земля, получая свет и тепло от Солнца, передает их растениям. Ведь на севере очень мало растений, а вот на юге они растут круглый год. Почему? (вопрос залу) ( на юге больше света, а значит больше тепла). Выделяют кислород растения, поглощая свет, перерабатывают его в пищу. А теплом цветы и деревья обогреваются.

Совет

Представьте себе, если наши растения не получали бы достаточно света. Чтобы тогда случилось? Могут ли они жить без света? ( нет, растения погибнут).

Солнце -ближайшая к Земле____________. Это огромное____________ космическое тело. Солнце имеет форму__________. Диаметр Солнца в____________ раз больше диаметра Земли.

Масса Солнца в________ раз больше массы нашей планеты. Расстояние от Земли до Солнца ___________ километров.

БИОЛОГ

А многие, животные не могут жить без растений. А другие без животных, которые едят эту растительность. Получается цепочка . Солнце дает пищу, растениям, растения — это пища травоядным животным (вопрос залу: Каких травоядных животных вы знаете?), а эти животные пища для хищников.

Приведите пример такой цепочки( трава- заяц — волк). Заметьте, где мало растений, там мало и животных. В каких местах мало животных? (северный полюс, вечная мерзлота, пустыня).

А в каких много? ( леса, тайга, Южная Америка, тропики). Животные также обогреваются теплом Солнца.

__________________________________________________________________

АНТРОПОЛОГ

Что же можно сказать, какую пользу приносит Солнце человеку?

Как же человек использует Солнечную энергию? (вопрос залу) Здесь и говорить не о чем. Вот например, приведите примеры из техники (солнечные батарейки), пищевой промышленности ( сушка плодов, овощи, ягоды), животноводства ( разведение овец, птиц, коров) и др.

А что для вас самое важное из функции Солнца? Конечно, свет и тепло.

Солнце -ближайшая к Земле____________. Это огромное____________ космическое тело. Солнце имеет форму__________. Диаметр Солнца в____________ раз больше диаметра Земли. Масса Солнца в________ раз больше массы нашей планеты.

Расстояние от Земли до Солнца ___________ километров.

КЛАСТЕР

Источник: https://docbase.org/679-konspekt-uroka-dlya-4-klassa-solnce-istochnik-sveta-i-tepla-zvezda-planeta.html

Ссылка на основную публикацию