Пословицы для детей 6-7 лет в детском саду

Пословицы и поговорки для дошкольников — ВашПедагог

14.05.2018

На данной странице вы найдете пословицы для детей дошкольного возраста, ребенку обязательно пригодится эта информация для общего развития.

В здоровом теле — здоровый дух.

***

Друзья прямые — братья родные.

***

У ребёнка заболит пальчик, у матери сердце.

***

Азбука — к мудрости ступенька.

***

Талант трудом добывают.

***

Отца с матерью почитать — горя не знать.

***

Мал да удал.

***

Делай другим добро — будешь сам без беды.

***

На ошибках учатся.

***

Утро встречай зарядкой, вечер провожай прогулкой.

***

Старый друг лучше новых двух.

***

Лад и согласие — первой счастье.

***

Семья опора счастья.

***

Горе на двоих — полгоря, радость на двоих — две радости.

***

Ученью время — игре час.

***

Лучше не обещать, чем слово не сдержать.

***

Речь без пословицы, что суп без соли.

***

Ласковый телёнок двух маток сосёт, а бодливому и одна не даётся.

***

Терпенье и труд всё перетрут.

***

Не делай того, чего надо стыдиться.

***

Умную речь приятно и слушать.

***

У кого есть бабушка и дед, тот не ведает бед.

***

Нет такого дружка, как родимая матушка.

***

Чистота — залог здоровья.

***

Друг в беде узнаётся.

***

В доме, где свежий воздух и солнечный свет, врач не надобен.

***

На свете всё найдешь, кроме родной матери.

***

Скромность красит человека.

***

Яйца курицу не учат.

***

Отец — наставник, брат — опора, а друг и то и другое.

***

Счастье и труд рядом живут.

***

Ласковым словом и камень растопишь.

***

Все бобры добры до своих бобрят.

***

После драки кулаками не машут.

***

Послушному сыну родительский наказ не тягостен.

***

Всё приходит вовремя для того, кто умеет ждать.

***

Любому молодцу скромность к лицу.

***

Легко найти счастье, а потерять и того легче.

***

Умный себя винит, глупый — своего товарища.

***

Умный делу научит, а глупый только наскучит.

***

Было бы начало, будет и конец.

***

Будет день, будет и ночь.

***

Лучше горькая правда, чем красивая ложь.

***

Злой плачет от зависти, а добрый от жалости.

***

Ищи друзей, а враги сами найдутся.

***

Неверный друг — опасный враг.

***

Сытый голодного не разумеет.

***

От лени — болезнь, от работы — здоровье.

***

Добро побеждает зло.

Источник:

Пословицы и поговорки для детей

Пословицы и поговорки для детей читать

Как отличить пословицу от поговорки?

И пословицы, и поговорки придуманы людьми и для людей. Написаны и те и другие понятным для восприятия языком. Многие люди не могут распознать, к какому жанру относится то или иное выражение.

В принципе, можно не задумываться об этом вопросе и жить спокойно дальше. Но, для общего развития, подобная информация не будет лишней.

Тем более, зная некоторые секреты, можно научиться, без особого труда, различать пословицы с поговорками. Рассмотрим их.

Итак, речь идет о пословице, если:

Фраза является законченным предложением.Имеет поучительный наказ.

Вторая часть высказывания рифмуется с первой.

Поговорку распознают по следующим признакам:

Короткая фраза из двух-четырех слов.Не имеет морали.Входит в состав предложения.

Используется для придания яркого образа в предложении.

Итак, пословицы — это поэтические, широко употребляющиеся в речи, устойчивые, краткие, часто образные, многозначные, имеющие переносное значение изречения, оформленные синтаксически как предложения, нередко организованные ритмически, обобщающие социально-исторический опыт народа и носящие поучительный, дидактический характер.

Поговорки — это поэтические, широко употребляющиеся в речи, устойчивые, краткие, часто образные, иногда многозначные, имеющие переносное значение выражения, как правило, оформляющиеся в речи как часть предложения, иногда бывающие ритмически организованными, не обладающие свойствами поучать и обобщать социально-исторический опыт народа.

https://www.youtube.com/watch?v=3fPRnGTKmd0

Это основные моменты отличий пословицы от поговорки. При желании их можно легко запомнить и удивить своими познаниями окружающих людей.

Пословицы и поговорки для детей читать по темам

Пословицы и поговорки о числах

Пословицы и поговорки о беде

Пословицы и поговорки о Боге, вере, религии

Пословицы и поговорки о волке

Пословицы и поговорки о временах года

Пословицы и поговорки о гостях

Пословицы и поговорки о деньгах, богатстве, бедности

Пословицы и поговорки о детях, матери и отце

Пословицы и поговорки о добре и зле

Пословицы и поговорки о дружбе

Пословицы и поговорки о еде, хлебе, пищи

Пословицы и поговорки о животных

Пословицы и поговорки о жизни

Пословицы и поговорки о здоровье и болезнях

Пословицы и поговорки о котах, кошках

Пословицы и поговорки о лени

Пословицы и поговорки о лисе

Пословицы и поговорки о любви

Пословицы и поговорки о медведе

Пословицы и поговорки о Москве и других городах

Пословицы и поговорки об ответственности и безответственности

Пословицы и поговорки о пословицах и поговорках

Пословицы и поговорки о правде

Пословицы и поговорки о природе и месяцах года

Пословицы и поговорки о птицах

Пословицы и поговорки о Родине

Пословицы и поговорки о русских

Пословицы и поговорки о рыбе

Пословицы и поговорки о слове и деле

Пословицы и поговорки о смелости, храбрости

Пословицы и поговорки о собаке

Пословицы и поговорки о соли

Пословицы и поговорки о счастье

Пословицы и поговорки о труде, работе

Пословицы и поговорки об ученье, классе, школе

Пословицы и поговорки о человеке

Пословицы и поговорки о языке

Пословицы и поговорки про детей

Пословицы и поговорки про дочь

Пословицы и поговорки про сына

Разные пословицы и поговорки

Пословицы и поговорки на английском языке с переводом

Источник:

Пословицы и поговорки для дошкольников

Пословицы и поговорки для детей 5, 6, 7 лет

В современной педагогике существует отдельный раздел, который называется этнопедагогика.

Он занимается изучением народного опыта в воспитании и обучении подрастающего поколения. Каждая культура внесла свои этнические штрихи и традиции в понимание этого вопроса.

Однако ни одна из них не обходится без живого и мудрого материала: это загадки, притчи, легенды, сказки, пословицы и поговорки.

Обратите внимание
Важно

Научите ребенка объяснять пословицы и поговорки своими словами. Процесс будет полезным, поскольку развивает абстрактное и образное мышление. Кроме того, он окажется веселым. Ваш ребенок наверняка удивит вас своими нестандартными вариантами умозаключений.

[/su_box]

Пословицы и поговорки о труде

Кончил дело — гуляй смело.

Терпенье и труд все перетрут.

Без труда не выловишь и рыбку из пруда.

Дело мастера боится.

Мала пчелка, да и та работает.

Усердная мышь и доску прогрызет.

Любишь кататься — люби и саночки возить.

Семь раз отмерь, один — отрежь.

Пословицы и поговорки о дружбе

Источник: https://65-school.ru/bez-rubriki/poslovitsy-i-pogovorki-dlya-doshkolnikov.html

Детские считалки

Шли бараны по дороге, Промочили в луже ноги. Раз, два, три, четыре, пять, Стали ноги вытирать, Кто платочком, кто тряпицей,

Кто дырявой рукавицей.

Шла Марфушка по тропинке И несла в руках корзинку. В этой маленькой корзинке Есть различные цветы: Роза, ландыш, незабудки,

Голубые васильки.

Шла кукушка мимо сада, Поклевала всю рассаду И кричала: «Ку-ку-мак,

Отжимай один кулак!»

Шла коза по мостику И виляла хвостиком, Зацепилась за перила, Прямо в речку угодила —

Бух!

Шел котик по лавочке, Раздавал булавочки. Шел по скамеечке — Раздавал копеечки: Кому десять, кому пять,

Выходи, тебе искать!

Чирики-микирики, По сороку четырики, Скустик-корустик, Черная смородина,

Урюк!

Черепаха хвост поджала И за зайцем побежала, Оказалась впереди,

Кто не верит — выходи!

Ходит жоров по болоту, Зовет жабку на работу. Жабка скажет: «Не хочу!» Жоров скажет:

«Заплачу!»

Уж как зоренька-заря Русы косыньки плела. Кто те косы расплетет,

Первый кон водить идет!

Сидел петух на палочке, Считал свои булавочки: — Раз, два, три,

В этот счет выходишь ты!

Раз, два, три, четыре, пять, Шесть, семь, восемь, девять, десять, Выплывает белый месяц! Кто до месяца дойдет,

Тот и прятаться пойдет!

Раз, два, три, четыре, пять, Вышел месяц погулять, А за месяцем луна,

Оставайся ты одна!

Раз, два, три, четыре, Кошку грамоте учили: Не читать, не писать,

А за мышками скакать.

Раз, два, три, четыре, Жили мышки на квартире, Чай пили, чашки мыли, По три денежки платили. Кто не хочет платить —

Тому и водить!

Перводан, другодан, На колоде барабан, Свистель, коростель, Ежик! Первенчики, Другенчики, Круги, други,

Вон!

Летела птичка через сад, Уронила виноград. Кто его поднимет,

Тот из кона выйдет!

Важно

Куба-куба-кубака, Больно ямка глубока. Там мышки сидят, Все на солнышко глядят И считают: раз, два, три —

В этот счет выходишь ты!

Кован-кован, перекован, У Ванюши конь подкован Бьет подковой, бьет копытом, Золотым гвоздем прибитым,

Цок!

Катится яблочко С крутой горы. Кто поднимет —

Тот уйди!

Катилась торба С великого горба. В этой торбе: Хлеб, соль, вода, пшеница, С кем ты желаешь поделиться? Выбирай поскорей, Не задерживай добрых и честных людей. Три копейки — медный грош, Выбирай кого ты хошь! Три копейки по рублю,

Выбирай кого люблю!

Кан, кан, капитан, Чем коней ты пропитал? Я не житом, не овсом, Только белым калачом. Из копыта, под копыта, Из телеги прямо в грязь.

Оставайся белый князь!

За высокими горами Ходит Мишка с пирогами. — Мишка, Мишенька-дружок, Сколько стоит пирожок? Дай отведать пирожок! — Пирожок не дорог —

Стоит рубль сорок!

Ехала телега, Сломалось колесо, Сколько гвоздей На починку пошло? Говори поскорей — Не задерживай добрых И честных людей.

Люди ждут тебя!

Ехала телега темным лесом За каким-то интересом. Стук, звон,

Выйди вон!

Ехал Туз на бочке, Продавал цветочки, Синий, красный, голубой —

Читайте также:  Занятие по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «огонь друг или враг»

Выбирай себе любой!

Вышла курица с-под клети, Сама села на повети И кричала: «Куд-куда!

Приходи водить сюда!»

Вышел месяц из тумана, Вынул пышку из кармана: — Буду деточек кормить,

А тебе, дружок, водить!

Белка прыгала-скакала И на ветку не попала, А попала в царский дом, Где сидели за столом: Царь, царевич, Король, королевич, Сапожник, портной. Кем ты будешь такой? Выбирай поскорей, Не задерживай добрых

И мудрых людей!

Барашек на лугу гулял, Барашек рожки потерял.

Шел стороной голодный волк, Барашка он зубами щелк!

— Зайчик, зайчик, где ты был? — Я на речке хвостик мыл. Вымыл, вымыл да упал,

Снова хвостик замарал!

— Заяц белый, — Куда бегал? — В лес дубовый! — Что там делал? — Лыки драл! — Куда клал? — Под колоду! — Кто украл? — Родион!

— Выйди вон!

Шла кукушка Мимо сети, А за нею Малы дети И кричали: «Кук! Мак!»

Убирай один кулак!

Первинчики, Другинчики, Летали голубенчики По утренней росе, По зеленой полосе. Здесь яблоки, Орешки, Медок, сахарок, Поди вон

В уголок!

Аты-баты Шли солдаты, Аты-баты На базар. Аты-баты Что купили?

Аты-быты Самовар!

Совет

Раз, два, три, четыре, Кто у нас живет в квартире? Папа, мама, брат, сестренка, Кошка Мурка, два котенка, Мой щенок, сверчок и я — Вот и вся моя семья! Раз, два, три, четыре, пять,

Всех начну считать опять.

Подогрела чайка чайник, Пригласила восемь чаек: «Приходите все на чай!»

Cколько чаек, отвечай?

Раз, два, три, четыре, пять Нам друзей не сосчитать, А без друга в жизни туго,

Выходи скорей из круга.

Черепаха хвост поджала И за зайцем побежала. Оказалась впереди,

кто не верит — выходи!

Шла кукушка мимо леса За каким-то интересом. Инте, инте, интерес,

Выходи на букву С.

Семка тощий, Не валися! Степка толстый, Берегися! Савка шустрый, Становися! Санька слабый, Оставайся! Сенька малый, Не качайся! Родион,

Поди вон!

Источник: http://detkam.e-papa.ru/pogovorki/26/

Развивающее значение пословиц для детей дошкольников

Образовательный процесс детей дошкольного возраста предполагает формирование правильного понимания окружающего мира, явлений, действий и других факторов. Важную роль в обучении играют различные художественные произведения и народное творчество. Использование таких элементов позволяет развить у детей интерес к художественному слову, стихам и литературе.

Различные пословицы для детей дошкольного возраста широко применяются в образовательном процессе в детском саду, но при этом важно употреблять поговорки правильно и объяснять их смысл.

Особенности использования

Существуют различные средства и технологии умственного воспитания для детей. Одним из эффективных и простых способов является применение художественного слова.

Простые пословицы и поговорки развивают мышление, ведь ребенку необходимо осмыслить фразу, понять ее содержание и значение.

Также народные произведения способствуют воспитанию любви к творчеству, знакомству с литературными произведениями своего народа.

Пословицы — это краткие и точные высказывания, которые несут в себе определенный смысл. Такие элементы имеют следующие особенности:

  • аллегорический стиль суждения;
  • четкая форма;
  • обобщение;
  • выразительность.

Народные поговорки очень схожи с пословицами, что позволяет использовать такие произведения для образования, развития и воспитания ребенка. Поговорки существуют на самые различные темы, например, о дружбе или о труде, о честности и времени.

Для детей в дошкольный возрастной период занятия, в которых используются пословицы и поговорки, начинаются со средней группы детского сада.

Программа обучения предполагает не только чтение педагогом таких произведений, но и совместная работа с детьми над пониманием смысла высказывания, ведь это развивает мышление и другие качества.

Обратите внимание

Данный возрастной период является наиболее важным, так как в этот момент ребенок стремится получить новые знания и умения, применить навыки на практике и понять суть того или иного слова, действия или выражения. Народные поговорки являются оптимальным средством для достижения таких целей и улучшения образования.

Использование пословиц в различных образовательных занятиях для детей обеспечивает воспитание следующих качеств:

  • отработка звуков, тренировка чистоты произношения и речи;
  • обучение четкости и ясности выражения мыслей;
  • навыки творческого использования слова;
  • умение обсуждать, находить смысл поговорки.

Образовательные занятия могут проводиться как в форме беседы, так и с творческим подходом. Начинать лучше всего с объяснения смысла той или иной поговорки. Для этого ребенок должен попытаться выразить основную мысль изречения своими словами.

Такие занятия можно проводить ежедневно, изучая по две поговорки. Также можно разделить выражения на тематические блоки, например, о дружбе и силе.

При этом важно заинтересовать ребенка процессом обучения, ведь именно это обеспечивает качество усвоения информации.

Освоение любой поговорки может проводиться в виде активных занятий. Такой вариант оптимален в том случае, когда дети уже хорошо знакомы с такими произведениями. Для этого педагог произносить поговорку, а ребенок должен продолжить ее. При этом используется мяч. Игровой подход обеспечивает заинтересованность детей.

Очень важно обеспечить правильное формирование и понимание окружающего мира, творчества и действий. Народные поговорки являются простым, но эффективным методом для интересных обучающих занятий.

Источник: http://deti.center/doshkolnyy_vozrast/poslovicy_dlya_detej_doshkolnogo_vozrasta.html

Пословицы и поговорки для дошкольников

В современной педагогике существует отдельный раздел, который называется этнопедагогика. Он занимается изучением народного опыта в воспитании и обучении подрастающего поколения.

Каждая культура внесла свои этнические штрихи и традиции в понимание этого вопроса.

Однако ни одна из них не обходится без живого и мудрого материала: это загадки, притчи, легенды, сказки, пословицы и поговорки.

Обратите внимание
Важно

Научите ребенка объяснять пословицы и поговорки своими словами. Процесс будет полезным, поскольку развивает абстрактное и образное мышление. Кроме того, он окажется веселым. Ваш ребенок наверняка удивит вас своими нестандартными вариантами умозаключений.

[/su_box]

Пословицы и поговорки о труде

Кончил дело – гуляй смело.

Терпенье и труд все перетрут.

Без труда не выловишь и рыбку из пруда.

Дело мастера боится.

Мала пчелка, да и та работает.

Усердная мышь и доску прогрызет.

Любишь кататься – люби и саночки возить.

Семь раз отмерь, один – отрежь.

Пословицы и поговорки о дружбе

Гусь свинье не товарищ.

Друга ищи, а найдешь – береги.

Друг познается в беде.

Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты.

Сытый голодному не товарищ.

Друзья – не разлей вода.

Старый друг лучше новых двух.

Друг денег дороже.

Друга за деньги не купишь.

Пословицы и поговорки о речи

Слово – не воробей: вылетит – не поймаешь.

Держи язык за зубами.

Язык мой – враг мой.

За словом в карман не полезет.

Мал язык, да всем телом владеет.

Нем, как рыба.

Не спеши языком, торопись делом.

Никто за язык не тянет.

Язык до Киева доведет.

Молчание – золото.

Твоими бы устами да мед пить.

Пословицы и поговорки о пище

Голод и волка из лесу гонит.

Голоден, как волк.

Голод не тетка, пирожка не подсунет.

Мельница сильна водой, а человек едой.

Сладкого досыта не наешься.

Натощак и песня не поется.

И пес перед хлебом смиряется.

Положить зубы на полку.

Пословицы и поговорки о времени

Семеро одного не ждут.

Тише едешь – дальше будешь.

Поспешишь – людей насмешишь.

Всякому овощу свое время.

Обещанного три года ждут.

Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня.

Век прожить – не поле перейти.

Делу время, потехе час.

Деньги пропали – наживешь, время пропало – не вернешь.

Источник: http://www.slavkrug.org/poslovicy-i-pogovorki-dlya-doshkolnikov/

Использование пословиц и поговорок в умственном воспитании детей дошкольного возраста

Психология рассматривает ум человека как функцию мозга, который заключается в точном и адекватном отображении закономерностей явлений окружающей жизни и соответствующей регуляции деятельности человека относительно освоения действительности и собственного совершенствования. Умственное развитие проявляет себя в объёме, характере и содержании знаний, уровне развития психических процессов (памяти, мышления, внимания, воображения); познавательных способностей, характере ведущей деятельности.

Одним из средств умственного воспитания выступает художественное слово. Художественное слово захватывает ребёнка не только внешней стороной, но и внутренним, смысловым содержанием. Дошкольник в восприятии художественного произведения не эгоцентричен.

Постепенно он учится становиться на позицию героя, мысленно ему способствовать, радоваться его успехам и грустить за неудачи.

Наши предыдущие поколения создали бесчисленное количество метких, отточенных, отшлифованных, как самоцветы, высказываний, которые имеют признаки преемственности, мудрости, и неописуемой красоты, что употребляются всеми категориями населения от детства и до старости.

Пословицами называют короткие, меткие, глубокие за силой мысли народные высказывания и суждения о жизненных явлениях, которые выделяются простотой и сжатостью, логической законченностью, образной выразительностью.

Характерными особенностями пословиц является аллегорическая манера суждения, обобщение, выраженное в конкретной форме, стойкость, строгость формы, которая даёт возможность легко их запомнить. К пословицам в народной речи близки поговорки.

Очень подобные своей сжатостью, силой суждение, поэтической выразительностью с пословицами, поговорки,  впрочем, существенно от них отличаются. По определению В. Даля, поговорка –  «сложное, короткое высказывание, которое бытует в народе, но не составляет полной пословицы».

Пословицы и поговорки почти энциклопедически раскрывают все стороны поведения человека, черты его характера. В них отмечается, что свойства и характер человека формируются под воздействием внешней среды, жизненных условий, общих этических норм.

Совет

Народная мудрость распределяет людей на хороших и злых, советует никогда не терять человеческого достоинства («Гляди, не забудь, человеком будь»). Только благодаря честному труду, хорошим поступкам человек зарабатывает себе авторитет («Не место мужчину красит, а мужчина место») и т.д.

Работа над пословицами и поговорками начинается со средней группы детей дошкольного возраста. Пословицы применяются для отработки звуковой стороны речи. Они помогают поставить произношение отдельных тяжелых согласных, особенно тех, какие отсутствуют в родном языке.

Используя в своей речи пословицы и поговорки дети учатся ясно, лаконично, выразительно выражать свои чувства, интонационно окрашивая свою речь. Развивается умение творчески использовать слово, умение образно описывать предмет, давать ему яркую характеристику. Пословицы и поговорки ярко конкретизируют в себе органическое сочетание речи и мышления.

Читайте также:  Классный час на день космонавтики, 5 класс

Старшие дошкольники, слушая и обсуждая содержание пословицы совершенствуют активную речь и развивают мышление.

С помощью специально организованных воспитателем речевых и творческих заданий, детям предлагается определить, о чём идет речь в пословице, или закончить пословицу соответствующим словом, а в случае затруднения просит выбрать правильный ответ из нескольких предложенных вариантов. Предлагаются также задания на развития мышления и памяти.

Взрослый проводит упражнение «Подбор пословиц» к изученным сказкам, или просит детей составить соответствующую ситуацию, которая подтвердила бы конкретные пословицы или поговорки. На развитие воображения дошкольников проводится коллективная работа методом «коллаж», инсценировка пословиц и другие творческие задания и интересные упражнения.

Пословицы и поговорки имеют большое воспитательное влияние на дошкольников благодаря своей особенной форме, эмоциональности, образности, яркости, доступности. Они знакомят детей с морально-этическими нормами, формируют навыки культурного поведения, лаконично и в доступной форме учат быть вежливыми, скромными, сдержанными, ответственными, уважать родителей и  уважать людей. Примеры работы над пословицами и поговорками  в ДОУ.

Развиваем речь дошкольников:

I. Воспитатель обсуждает с детьми вопрос:

— О каком человеке говорят: «Крутится, как белка в колесе», «Дрожит, как осиновый листок»?;

— В какой ситуации мы говорим: «Выше себя не подпрыгнешь», «Кто спешит, тот людей смешит»?;

— О каком правиле поведения напоминают нам такие пословицы: «С людьми говори вежливо», «Когда не зовут – в гости не идут», «Каждой вещи своё место»?;

— О какой черте человека говорится в таких пословицах: «От самого начала думай, какой будет конец», «Своевременная помощь, – как дождь в засуху»?;

— От чего предостерегают такие пословицы: «С кем поведёшься, того и набёрешься», «Доверяй, но и проверяй»?

II. Творческое задание

Воспитатель предлагает детям составить правила к поговорке «В правде – сила». Например:  дошкольники могут предложить:

1. Говори всегда правду.

2. Не рассказывай тайну своего друга без его согласия.

3. Не обращай свою вину на других.

4. Помогай говорить правду своим близким.

5. Учи говорить правду младших по возрасту.

Обратите внимание

III. Составление словосочетания или предложения к пословице «Человек без друзей, что дерево без корня»

— одинокий муравей;

— бабочка без цветов;

— одна звезда на небе;

— один цветок в поле;

Развиваем мышление и память дошкольников:

I. Творческое задание «Подбери слово».

Не заживает рана от плохого…

Слово… каждому приятное.

Кто… тот людей смешит.

Без печи холодно, без хлеба…

Не будет хлеба, не будет и…

Ответы: Слова, учтивое, спешит, голодно, обеда.

II. Игровые упражнения:

1) «Подбор пословиц к сказкам».

Взрослый читает дошкольникам пословицу и побуждает вспомнить сказки, к которым её можно отнести.

Дай волю душе захочется потом – сказка «О рыбаке и рыбке».

Завистливые глаза не знают стыда – сказка «Лиса и заяц».

Залез в богатство – забыл и братство – сказка «Три брата».

У страха глаза большие – сказка «Пан Коцкий».

Хорошо делай – хорошо и будет – сказка «Кобылья голова».

2)  «Спор мышат». Воспитатель рассказывает детям, что друзья, когда шли на День Рождение, начали спорить: «Какая пословица лучше?» Лучше иметь 100 рублей, чем 100 друзей. Лучше иметь 100 друзей, чем 100 рублей. Лучше иметь 100 рублей и 100 друзей. Взрослый предлагает детям разрешить спор друзей (объясняя свой выбор).

3)  «Умняшки». Воспитатель предлагает детям послушать интересный рассказ «Для чего человек работает». Для чего человек работает Трое работников строили дом. К ним подошёл старый мужчина и спросил: «Что вы делаете?».

Один работник ответил: «Камни складываю», второй ответил: «Деньги зарабатываю», третий ответил: «Строю красивый дом, чтобы люди радовались и благодарили меня».

После прочитанного рассказа воспитатель спрашивает дошкольников: «К которому из работников подходит пословица «Без труда человек не познает счастья», просит обосновать свои ответы.

Развиваем воображение дошкольников:

I. Инсценировка пословиц.

Воспитатель предлагает детям показать мимикой, жестами то, как они понимают пословицы: Между тремя деревьями потерялся. Слышали звон, да не узнали, где он. Даёт, но с рук не выпускает. Прячется, как лягушка в камыше. Задрал нос, что кочергой не достанешь.

II. Творческое задание «Какая пословица лучше»?

Воспитатель читает детям пословицы: «Если себя не похвалишь – никто не похвалит, Не хвалы себя сам – пусть люди похвалят», после чего спрашивает: «Какая пословица лучше?» Если детям трудно ответить, то предлагает найти ответ в сказке «Заяц-хвастун»Воспитатель предлагает вспомнить сказку «Заяц-хвастун» и тётю Ворону.

Важно

В сказке Заяц – Хвастун стоял на пеньке перед другими зайцами и прихвастывал: «Я самый умный, я самый смелый, хитрый!». А тётя Ворона потрепала его за ухо и не позволила хвастаться. А затем прибежали собаки, поймали тётю Ворону и стали её трясти, а Заяц помог ей освободиться.

И увидела Ворона, что Заяц не хвастун, а молодец.

III. Составление ситуации, которая подтвердила бы пословицы.

Воспитатель предлагает детям составить ситуацию соответствующую к пословицам («Бояться волка – в лес не ходить», «Заварил кашу, так и ешь её сам» и т.п.).

IV. Коллективная работа методом «коллаж» используя пословицу «За деньги не купишь ни отца, ни матери, ни семьи».

Рекомендуется использовать фотографии родителей, семьи каждого дошкольника, а также рисунки детей на тему «Моя семья», можно сделать ксерокопии банкнот.

Пословицы и поговорки – один из самых давних жанров устного народного творчества. Вместе они составляют вроде бы свод правил, которыми человек должен руководствоваться в повседневной жизни. Пословицы и поговорки редко констатируют какой-то факт, скорее рекомендуют или предостерегают, одобряют или осуждают, – словом, поучают, потому что за ними стоит авторитет прошлых поколений.

Источник: http://PlanetaDetstva.net/vospitatelam/starshaya-gruppa/ispolzovanie-poslovic-i-pogovorok-v-umstvennom-vospitanii-detej-doshkolnogo-vozrasta.html

Пословицы и поговорки про осень для детей

Сайт «Мама может все!» собрал самые интересные пословицы и поговорки про осень для детей дошкольного и младше школьного возраста. Они помогут ребятам не только расширить кругозор, но обратят их внимание на то, что происходит с природой в это время года.

Сентябрь холоден, да сыт.

В сентябре шуба за кафтаном тянется.

В сентябре огонь и в поле, и в избе.

Октябрь на пегой лошади ездит.

Октябрь ни колеса, ни полоза не любит.

Октябрь землю покрыл где листом, где снежком.

Ноябрь без топора мосты наводит, декабрь без гвоздя загвазживает.

Ноябрь — сентябрев внук, октябрев сын, зиме родной батюшка.

В ноябре с утра может дождь дождить, а к вечеру сугробами снег лежать.

Осень — это время собирать урожай.

Осень — запасиха, зима — подбериха.

От осени к лету поворота нету.

Осень — погоды перемен восемь.

Осень идёт, а за собою дождь ведёт.

Осень прикажет, ну а весна свое скажет.

Упал с дерева один лист — жди осени.

Весна красна, да голодна; осень дождлива, да сытна.

Осень хвастлива, зато весна справедлива.

Осенью молоко спичкой хлебают. Раз макнут, два тряхнут, а потом и в рот понесут.

В осень и у кошки пир.

Осенью и воробей богат.

Осенью и у воробья пир.

Осень непогодь несет.

Понеслись ветерки с полуночи, ай да сентябрь!

Осенью скот жиреет, да человек добреет.

Поздней осенью одна ягода, да и то горькая рябина.

Придет осень, за все с вас спросит.

Семка украл поросенка, а показал на гусенка.

Тёплая осень — это к долгой зиме.

Цыплят по осени считают.

Что пожнешь, то и смолотишь, что смолотишь, то и в амбар положишь.

Всем бы октябрь взял, да мужику ходу нет.

Брюзжит, что худая муха в осень.

В осеннее ненастье семь погод на дворе: сеет, веет, крутит, мутит, рвет, сверху льет и снизу метет.

В осень и у воробья пир.

В осень и у вороны копна хлеба.

В осень и у вороны копна, не только у тетерева.

В осень любого гостя потчуют молоком, ну а не любого — медом.

Погода такая, что добрый хозяин собаки со двора не выгонит.

Весна красна цветами, ну а осень — снопами.

Весна красна, но голодна; осень дождлива, но сытна.

Дай грош и пусти поросенка в рожь — будешь хорош.

Осень велика, зима долга.

Золотая осень Осень-то матка: кисель да блины, а весною — то гладко: сиди да гляди.

Клевала ворона хлеб в осень, а зимой и сама попала в осил (т. е. в петлю).

Осень говорит: «Гнило», весна: «Мило, лишь бы было».

Осенний дождь мелко сеется, да долго тянется.

Осень говорит: «Я поля упряжу», весна говорит: «Я еще погляжу».

Осенняя муха (поздняя) больнее кусает.

Осень — перемен восемь.

Источник: http://mamamozhetvse.ru/poslovicy-i-pogovorki-pro-osen-dlya-detej.html

Пословицы и поговорки для развития детей

24 Апрель 2015      admin74      Главная страница » Развитие детей      Просмотров:   1888

Устное народное творчество – уникальная копилка не только произведений малых жанров, но и кладезь обучающих приемов, которые с удовольствием используют педагоги. Эти легко запоминающиеся выражения могут составить достойную конкуренцию появляющимся в большом количестве и довольно однообразным новым дидактическим материалам.

Важно использовать пословицы и поговорки для развития детей с целью постановки правильной речи, умения сосредотачиваться, укрепления памяти. К тому же, в этих небольших по объему произведениях запечатлена история, мудрость наших предков, их представления о том, что такое хорошо и плохо, поэтому можно поразмышлять вместе с ребенком и об этом.

В основе названий этих видов народного творчества – корни «слов» и «говор». Это означает, что такие выражения свойственны для разговорной речи и используются для того, чтобы сделать ее более образной, меткой, выразительной. Человек, умело использующий пословицы и поговорки в речи, может эмоционально захватить аудиторию, произвести на нее впечатление.

Читайте также:  Летние праздники в детском саду. сценарии

В чем отличие пословиц и поговорок?

Среди малых фольклорных форм пословицы и поговорки считаются едва ли не самыми многочисленными. Однако структура их отличается: пословицы состоят из двух частей – условия и следствия (вывода), а поговорки представляют собой частичное суждение о чем- либо. Например:

  • «Лыка не вяжет», «остался у разбитого корыта», «не в городе Богдан, ни в селе Селифан» – поговорки
  • «Без труда не вынешь рыбку из пруда», «Сам погибай, а друга выручай», «Семь раз отмерь – один отрежь» – пословицы

С одной стороны, это примеры устного творчества, легко запоминающиеся и воспроизводимые. С другой – в них «спрятано» сложное обобщение целой группы сходных явлений. Главная польза заключается как раз в осмыслении этого скрытого послания.

Использовать пословицы и поговорки для развития детей можно только с условием хорошего понимания самими взрослыми их поучительного смысла. При формальном подходе эти занятия пользы не принесут.

Пословицы, поговорки и… логика

С помощью малых произведений фольклора можно успешно развивать логику детей.

В одном из городов было проведено исследование нескольких десятков детей старшего школьного возраста среднего уровня развития, по итогам которого выяснилось, что примерно 20 % из них вообще не понимают смысл пословиц, некоторые даже отказывались давать пояснения. Около 70 % понимают прямое значение ( «не плюй в колодец – пригодится воды напиться» = «не надо плевать в колодец, потому что потом из него неприятно будет пить»)

Скрытый смысл образных выражений – поговорок не улавливают более 30 % детей. Многие затрудняются объяснить его своими словами или на примерах.

Это грустная статистика, потому что доказано: образцы устного творчества развивают логику. Когда ребенок объясняет их значение, он тренирует понимание причинно-следственных связей. Пословицы так и «устроены»: в них вывод невозможен без первоначального условия.

Игры с пословицами и поговорками

Пословицы и поговорки для развития детей лучше применять в привычной ребятам игровой форме.

Игра «Угадай пословицы и поговорки»

Ведущий зачитывает краткое пояснение-намек, а игроки как можно скорее угадывают, о какой пословице идет речь:

  • Что летит, когда лес рубят? (щепки)
  • По чему провожают? (ум)
  • Кто до старости щенок? (маленькая собачка)
  • На кого зверь бежит? (на ловца)
  • Что не тянет, если своя? (ноша)

и т.д.

Игра «Путаница»

Это развлечение для деток постарше. Нужно написать на отдельных листах пословицы, затем разрезать их по словам и перемешать. Детям нужно быстро сориентироваться в том, какая именно пословица «перепутана», и восстановить ее.

Вообще игры с пословицами и поговорками проходят весело и вызывают много положительных эмоций у детей и взрослых.

Источник: http://sonyaclub.ru/poslovicy-i-pogovorki-dlya-razvitiya-detej/

Пословицы и поговорки по лексическим темам

                                     Пословицы и поговорки, распределенные по лексическим темам.
     

         Уважаемые родители! Вашему вниманию предлагается материал, собранный из крупиц народной мудрости, который мы используем на логопедических занятиях с вашими детьми.


        Не секрет, что “речь без пословицы, что каша без масла”, нам же необходимо использовать пословицы и поговорки не только для демонстрации красоты, меткости и величия нашего, русского, языка, но также для развития у детей языкового чутья, формирования понимания многозначности слов, развития красочности и связности высказывания.

Учеба• В одно ухо вошло, в другое вышло.• Век живи – век учись.• Аз да буки- все науки.• Корень ученья горек, да плод его сладок.• Тяжело в ученье, легко в бою.

• Ученье свет, а неученье тьма.

Профессии, работа

• Дело мастера боится.

• Делу время, а потехе час.

• Кончил дело — гуляй смело.• Криком избу не поставишь.• Сапожник без сапог, портной без порток.• Терпение и труд все перетрут.

• Я не я, и лошадь не моя, и сам я не извозчик.

Одежда• Береги платье снову, а честь смолоду.• С миру по нитке- голому рубашка.• Своя рубашка ближе к телу.

Здоровье, тело человека• В здоровом теле- здоровый дух.• Здоровому все здорово.

• Веселый смех- здоровье.

Совет

Дружба• Берись дружно-, не будет грузно ( одна пчела немного меду натаскает).• Дружба дружбой, а служба службой.• Друзья познаются в беде.• Дурной пример заразителен.• Сам пропадай, а товарища выручай.• Верному другу цены нет.• Один за всех и все за одного.• С кем поведешься, того и наберешься.• Без хорошего друга не узнаешь своих ошибок.

• Старый друг лучше новых друх.

Родина, наш дом• В гостях хорошо, а дома лучше.

• Где кто родился, там и пригодился.

Фрукты• Цветы для радости, сады для сладости.

• Красна весна цветами, а осень плодами.

Овощи
• Всякому овощу свой срок.

Ягоды• Каков уход- таков и плод.• При красном солнышке и ягодка краснеет.• Положи ягодку в рот- избавишься от хворей на целый год.

• Одного поля ягоды.

Травы• Где цветок, там и медок.

• Это еще цветочки, ягодки впереди будут.

Деревья• Дерево держится корнями, а человек- друзьями.• Дерево ценят по плодам, а человека- по делам.

• Дерево скоро садят, да нескоро с него плоды едят.

Грибы• Кто любит земле кланяться, без грибков не останется.

• Назвался груздем- полезай в кузов.

Рыбы
• Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

Звери• Лиса живет хитростью, а заяц прыткостью.

• Рыщет, как голодный волк.

Домашние животные• Собака- первый друг человека.• Козла сколько не корми, а он все в огород лезет.• Где конь, там и седло.• Кошка из дома- мыши на стол.• Гусь свинье не товарищ.

• Свинья всегда грязь найдет.

Насекомые• Муравей невелик, а горы копает.• Жужжала муха, дождалась паука.• Пчелка маленькая, да мед ее сладок.

Птицы• Сорока весть на хвосте принесла.• Соловей берет пением, а человек- умением.• Белая ворона.• Цыплят по осени считают.• Курочка по зернышку клюет.• У каждой пташки свои замашки.• Воробьи под кровлю, а совы на ловлю.

• Лебединая верность.

Источник: http://29sadik.ru/stranichka-spetsialistov/potemkina-viktoriya-olegovna/122-poslovitsy-i-pogovorki-po-leksicheskim-temam

Занятия «Пословицы и поговорки русского народа»

Программное содержание. Продолжать знакомить детей с устным творчеством русского народа. Воспитывать желание запоминать пословицы. Учить понимать переносный смысл пословиц. Развивать эстетическое восприятие при рассматривании иллюстраций к пословицам. Формировать умение передавать в рисунке воображаемый сюжет пословицы. Учить украшать рисунок декоративными элементами.

Материалы. Иллюстрированные книги пословиц и поговорок русского народа. Бумага – 1/2 листа ватмана, гуашь, акварельные краски, баночки с водой, палитра, карандаши, кисти разных размеров, салфетки.

Делу время – потехе час.Тот герой, кто за родину горой.Худ обед, когда хлеба нет. Нет друга – ищи, а нашел – береги.На смелого собака лает, а трусливых кусает.Красна птица перьем, а человек ученьем.

1-й этап

Педагог рассказывает: «Глубокого смысла полны пословицы и поговорки русского народа: «Поговорка – цветочек, пословица – ягодка». Пословицы и поговорки – это краткие изречения, заключающие в себе вывод из наблюдений об окружающем. Они учат людей правилам поведения, моральным нормам, сноровке.

В словаре В. Даля написано: пословица – коротенькая притча. Пословица – это суждение, приговор, поучение, высказанное обиняком и пущенное в оборот, под чеканом народности. Народ высказывается очень точно, метко.

Обратите внимание

Но не каждое изречение можно назвать пословицей, а лишь то, которое усвоено народом и пошло в ход».

Педагог вместе с детьми вспоминают пословицы на разные темы.

Пословицы о труде

Дело мастера боится.

Скучен день до вечера, коли делать нечего.

У лентяя Федорки всегда отговорки.

Не сиди сложа руки, так не будет скуки.

Пословицы о Родине

Всякому мила своя сторона.

Человек без родины – соловей без песни.

Пословицы о хлебе

Хлеб – батюшка, вода – матушка.

Хлеба ни куска, так и в горнице тоска.

Пословицы о дружбе

Один за всех и все за одного.

Пословицы о смелости и трусости

Трусливому зайке и пенек – волк.

Пословицы о грамоте

Грамоте учиться всегда пригодится.

Слушай больше – говори меньше.

Педагог продолжает рассказ: «В словаре В. Даля написано: «Поговорка – окольное выражение, переносная речь, простое иносказание, обиняк, способ выражения, но без притчи, без суждения, заключения, применения; это одна первая часть пословицы».

И далее: «Поговорка очень близка к пословице: стоит прибавить лишь одно словечко или сделать перестановку, и из поговорки вышла пословица». Великий поэт А. С.

Пушкин говорил о поговорках: «А что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой поговорке нашей! Что за золото!» Например: пословица – «Чужими руками жар загребать легко», а поговорка будет звучать так: «Он чужими руками жар загребает».

Пословица – «Сваливать с больной головы на здоровую не накладно», а поговорка – «Он сваливает с больной головы на здоровую»».

Педагог предлагает детям дома вместе с родителями вспомнить знакомые пословицы и поговорки.

2-й этап

Педагог предлагает детям назвать некоторые пословицы и поговорки, объяснить их значение. После этого дети приступают к иллюстрированию пословиц и поговорок. Материал для рисования они выбирают самостоятельно. Педагог обращает внимание детей на то, как лучше расположить рисунок на листе бумаги.

3-й этап

Дети продолжают раскрашивать рисунок и украшать его декоративными элементами. Педагог напоминает особенности выполнения рисунков по произведениям устного фольклора. В конце занятия дети организуют выставку рисунков, вспоминают и рассказывают пословицы и поговорки.

Источник: http://xn—-7sbb3aaldicno5bm3eh.xn--p1ai/publ/iskusstvo_detjam/zanjatija_po_oznakomleniju_detej_5_7_let_s_narodnym_iskusstvom/zanjatija_quot_poslovicy_i_pogovorki_russkogo_naroda_quot/108-1-0-1749

Ссылка на основную публикацию