Пословицы и поговорки про песни и пляски

Пословицы и поговорки о музыке и песнях

Затянул бы я песню, да подголосков нет.

Звенят бубны хорошо, да плохо кормят.

Звони поп, в колокола, чтобы попадья не спала.

Звони, звони, да и перезванивай!

Звонки бубны за горами, а к нам придут – что лукошки.

Звонки бубны за горами.

И новая песня стареется.

И рад бы спел, да голос не смел.

Играл в дуду – не скачут, рыдал в пиру – не плачут.

Когда играют, тогда и пляши.

Когда пир, тогда и песни.

Колокольным звоном болезни не лечат.

Ладно слушать скомороха на гусельках, а сам играть станешь – ан не по нас.

Мастер на все руки: и швец, и жнец, и на дуде игрец.

Музыка ухо режет, а кровь не течет.

Музыкант уж умирает, а пальцы все играют.

На заднем столе – с музыкантами.

На словах, что на гуслях, а на деле, что на балалайке.

На чьем возу сижу, того и песенку пою.

Натощак и песня не поется.

Не вся та музыка, что звучит.

Не вся та музыка, что мучит.

Не всякая песня до конца допевается.

Не к добру курица петухом запела.

Ни в дудочку, ни в сопелочку.

Ни поплясать, ни в дудочку поиграть.

Ни поскакать, ни поплясать, ни в дудочку поиграть.

Об нем песни напевают, сказки сказывают.

Один рубит, другой в дудку трубит.

Отзвонил да и с колокольни.

Отзвонил, да и с колокольни долой.

Певали и мы эту песню, да устали.

Петь вместе, а говорить порознь.

Плохой плясун всегда музыканта хает.

По дудке – погудка, по пляске – игра.

По песне и напев.

По пляске погудка, по песне припев.

По словам песни и голос.

Под хорошую музыку и змеи пляшут.

Полпесенки спела – половина дела.

Пословицы и поговорки

По-церковному запел, да на плясовую свел.

Про всякого дурака своя песня поется.

Птица поет, сама себя продает.

Рано пташка запела, как бы кошка не съела.

Скоморох голос на гудке настроит, а житья своего не устроит.

Скоморох с Пресни наигрывал песни.

Скоморохова жена всегда весела.

Слышал звон да не стой колокольни.

Слышал звон, да не знает, где он.

Слышали мы эту песенку.

Слышно, как песни поем; не слышно, как воем.

Спела б и рыбка песенку, когда б голос был.

Старая песня на новый лад.

Тон делает музыку.

Тяжбу завел – стал, как бубен, гол.

У всякого скомороха свои погудки.

У нас в Кашире часто звонят, да редно едят.

Учился читать да писать, а выучился петь да плясать.

Фома музыку разумеет, а Ерема плясать умеет.

Хороша музыка, да не играет.

Хороша потеха гусли, а ореха не стоят.

Хорошие люди, но плохие музыканты.

Хорошо песни петь пообедавши.

Хоть песни пой, хоть волком вой.

Чьим умом живешь, того и песенку поешь.

Пословицы и поговорки о песнях

Ария «Не тяни кота за хвост».

Ах, какая тоска! Не выпустил бы из рук куска, все бы ел, да песни пел.

Бедный песни поет, а богатый только слушает.

Без голоса.

Без запевалы и певцы вялы.

Без запевалы и песня не поется.

Без песен мир тесен.

Без песен на войне труднее вдвойне.

Без песен рот тесен.

Беседа дорогу коротает, а песня – работу.

Будто за душу тянет.

Будто кошке на хвост наступили.

Был бы запевала, а подголоски найдутся.

Были б песни, будут и пляски.

В армии быть – с песней дружить.

В воскресенье песни орет, а в понедельник кобылы ищет.

В нашей роте песня в почете.

В руках гусли, в сердце песня.

В своем болоте и лягушка поет.

В тесноте люди песни поют, на просторе волки воют.

Весело поется, весело и прядется.

Волк одну песню знал, а ты и ту спел.

Волком воет.

Воют, как волки.

Время будет, что и нас не будет, а люди подымут песню нашу, как застольную

Вся свадьба песни не стоит.

Вся свадьба песни не стоит.

Всякая пляска хороша с побаской. Не дорога песня, дорог мотив.

Всякая птица свои песни поет.

Высоко взял – не вытянешь.

Где двое работают, там и песня слышна.

Где молодость, там и песня.

Где песни, там и молодость.

Где песня льется, там легче живется

Где песня поется, там счастливо живется.

Где песня, там и молодость.

го песенка спета.

Голосу нет – душа поет.

Горькому Кузеньке горькая и песенка.

Гусли – мысли мои, песня – думка моя.

Гусли-мысли мои, песня-думка моя.

Гусли-самогуды: сами заводятся, сами играют, сами пляшут, сами песни поют.

Далась тебе эта песня.

Доведется и нам свою песенку спеть.

Жизнь хороша – и песни хороши.

Жить стало веселей – и поем громче

Жить-с песней дружить.

Замуж идет – песни поет, а вышла – слезы льет.

Запел соловьем, да кончил петухом.

Запоешь Емеля, которого не умеешь.

Запоешь ты не своим голосом.

Затянул песню – допевай, хоть тресни.

Затянул песню – так допевай до конца.

Затянул песню, допевай, хоть тресни.

Затянул песню, так веди до конца.

Знал бы, у кого ты сегодня обедал, сказал бы, чьи ты песни поешь.

Знаючи песенку спеть.

И без песен рот тесен (не до песен ему).

И без песен рот тесен, а запоешь – и весь раздерешь.

И без песен рот тесен.

Источник: http://www.ermak.su/pogovorki/o_muzyke.htm

Музыкальные пословицы и поговорки русского народа

В мире звуков Музыкальный фольклор
Русские пословицы и поговорки, связанные с музыкой В этом разделе помещены русские пословицы и поговорки, связанные с темой музыки и пения. Если вам знакомы другие русские народные пословицы, поговорки, частушки, шутки, другие фольклорные формы по этой же теме, то пишите нам на почту kastaliya@yandex.ru и мы сразу поместим их в этом разделе.
Аа Ах, какая тоска! Не выпустил бы из рук куска, всё бы ел, да песни пел. Бб Беседа дорогу коротает, а песня – работу. Были бы песни, будут и пляски. Вв В чужую дудку не наиграешься. Велик звон, да не красен. Весело поётся, весело и прядётся. Волк одну песню знал, а ты и ту спел. Вся свадьба песни не стоит. Всякая птица свои песни поет. Гг Гусли звонки, да струны тонки. Гусли звончатые думку за горы заносят, из-за гор выносят. Гусли – мысли мои, песня – думка моя. Гусли потеха, а хуже ореха. Гусли-самогуды: сами заводятся, сами играют, сами пляшут, сами песни поют. Гусли-то те, да руки не те. Дд Дудочку не надуешь, дурочку не научишь. Ее Его дуда и туда и сюда. Жж Жена не гусли: поиграв, на стенку не повесишь. Зз Замуж идет – песни поет, а вышла – слезы льет. Запел соловьем, да кончил петухом. Запоёшь Емеля, которого не умеешь. Запоёшь ты не своим голосом. Затянул песню, так веди до конца. Звони, звони, да и перезванивай. Звони поп, в колокола, чтобы попадья не спала. Звонки бубны за горами, а к нам придут – что лукошки. Знаючи песенку спеть. Ии И кот песни поёт, когда хорошо живет. И рад бы спел, да голос не смел. Играл в дуду – не скачут, рыдал в пиру – не плачут. Из песни слова не выкинешь. Кк Каждый петух своим голосом поёт. Как птица родилась, так она своё и поёт. Какая жизнь, такие и песни. Какие думы, такие и песни. Какова песня, таковы и слова. Когда играют, тогда и пляши. Колокольным звоном болезни не лечат. Кому и петь, как не петуху?! Красна птица пением, а человек – умением. Красна сказка складом, а песня – ладом. Крой да песни пой – шить станешь, наплачешься. Курице не петь петухом, а коли прилучится грех такой, то на порог и голову долой. Мм Мастер на все руки: и швец, и жнец, и на дуде игрец. Можно бы про это песню спеть, да чтоб кого по уху не задеть. Нн На чьем возу сижу, того и песенку пою. Наладил песню, так хоть тресни. Натощак и песня не поется. Не бойся того, кто песни поет, а бойся того, кто дремлет. Не в том куту сидишь, не те песни поешь. Не всем соловьем петь. Не всяк весел, кто поет. Не всякая песня до конца допевается. Не петь было рано пташечке, не съела б кошечка. Не спрашивай глухого про пенье соловья. Не умеешь петь, в запевалы не суйся. Неволя пляшет, неволя и песни поет. Немой глухому псалмы поет. Ни поплясать, ни в дудочку поиграть. Нужда песен не поет. Ныне съедим, завтра поглядим, а там – споем да спляшем. Оо Обед на песнях пропет, а ужин на плясках прокружен. Один рубит, другой в дудку трубит. Отзвонил, да и с колокольни долой. Пп Певали мы эту песню, да устали. Певцы да плясуны – первые люди на миру. Песенку пой, да не досказывай. Песню играть – на полу пахать. Песня от Нижнего до Москвы. Песня – подруга, а шутка – сестра. Песня поется не как придется, а надо лад знать. Песня – правда, сказка – ложь. Песня хороша, да певунья никуда. Петух поневоле запоет, коли говорить не умеет. По дудке – погудка, по пляске – игра. По которой реке плыть, по той и песенки петь. По песне и припев. По пляске – погудка, по песне – припев. Поёшь – слово родит, а другое само бежит. Пой, пой – сегодня твой день. Полпесенки спела – половина дела. Поп поёт, кузнец кует, а солдат свою службу несет. Рр Рано пташечка запела, как бы кошечка не съела. Сс С песней работать легче, а с охотой – вдвойне. Скоморох с Пресни наигрывал песни. Слышал звон, да не знает, где он. Слышал звон да не стой колокольни. Соловей берет пением, а человек – умением. Соловей месяц поет, а ворона круглый год каркает. Соловей поет – себя тешит. Соловей – птичка-невеличка, а поет – лес дрожит. Соловей с вороной по разному живут, да по разному песни поет. Соловья баснями не кормят. Соловья за песни кормят. Тт Тужат да служат, а кто орет, тот песни поет. Тяжбу завел – стал, как бубен, гол. Уу У волка всегда одна песенка. У всякой песни свой конец. У нас в Кашире часто звонят, да редно едят. Фф Фомка не помеха, и при нем пропоём. Хх Хорошо поет, да где-то сядет. Яя Я не о том пел, а ты не о том слушал. При подготовке раздела была использована следующая литература: 1. Русские пословицы и поговорки / под ред. В.Аникина. — М., 1988.2. Литература: справочные материалы / сост. С.В.Тураев и др. — М., 1988. Раздел составлен webmaster-ом сайта, e-mail: kastaliya@narod.ru (помещено на сайте в июне 2003г.)
Пословица – жанр фольклора, распространенное в повседневной речи краткое, ритмически организованное изречение, интересное не только смыслом, который непосредственно в нем выражен, но и смыслом, который возникает от применения по сходству к самым разным ситуациям и положениям. «Нет дыму без огня» — у всего есть свои причины: например, если распространился слух, то есть и какая-то причина придумать пословицу, как и басня, – «ходячая, житейская, практическая философия народа» (Белинский В.Г., Полн. собр. соч., 2. – М., 1953.). Выражение мысли в пословице нерасторжимо связано с эмоциональной оценкой явлений. Ритмический строй пословицы отличается повышенной четкостью. Композиционное членение совпадает с синтаксическим: «Жизнь прожить – не поле перейти». Поучительность выражается в частом использовании обобщенно-личностных предложений с повелительными формами глагола: «Век живи – век учись». Из литературы в речь перешло много выразительных суждений, часть которых влилась в общий пословичный фонд: «Ох, тяжела ты, шапка Мономаха!» (А.С.Пушкин, «Борис Годунов»). Поговорка – жанр фольклора, вошедшее в повседневную речь образное выражение. В отличие от пословицы в поговорке нет законченного суждения: она лишь часть его. «Семь пятниц на неделе» — пословица, использующаяся как часть суждения о тех, кто отступает от слова, меняет решение. Пословица часто является средством речевой характеристики действующего лица в литературном произведении. Из литературы в обиходную речь перешло множество выражений, имеющих поговорочный смысл. Например: «С корабля на бал» (А.Пушкин, «Евгений Онегин»). Фольклор – виды и роды когда-либо существовавшего и продолжающего существовать в народном быту устного непрофессионального эпоса, лирики и драмы (от англ. folklore – народная мудрость, народное знание). Фольклор непосредственно включен в быт и практическую жизнь: к примеру, под пение колыбельных песен укачивают ребенка, под ритм так называемых трудовых песен перетаскивали в старину тяжелые грузы, забивали сваи («Эй, ухнем» и пр.). Вне связи с практической необходимостью не может существовать обрядовая поэзия (календарная, свадебная, похоронная и пр.). Связь с практической жизнью не просто сопутствующий момент, а то обстоятельство, которое вызвало к жизни самое существование фольклорных произведений. Связь с бытом придает своеобразие самому выражению фольклорного творчества в темах, образах, сюжетах, стиле. Связь с бытом не мешает фольклору быть высоким образцом искусства. Бытовое назначение свойственно однако, не всем фольклорным произведениям. Героические песни – былины, исторические песни, сказки всех видов, лирические песни, драматические произведения – прямо не ведут к достижению каких-либо практических целей. Первоначальная связь с практической жизнью у этих видов народного творчества уясняется лишь при изучении происхождения тех видов и форм творчества, из которых с течением времени возникли сказки (связь с мифологическими, поучительными рассказами), героические песни (связь с практической необходимостью сохранить память об историческом прошлом, откликнуться на реальные деяния современников), драма (связь с обрядами) и пр. Фольклор как художественное творчество создается по особым законам, существенно разнящимся от законов литературного творчества, которое всегда сопряжено с деятельностью отдельного человека – автора, создавшего неповторимое и неповторяемое другими художественное произведение. Индивидуальная творческая работа накладывает печать на образность и стиль произведений. Иной характер носит акт фольклорного творчества. Он тоже сопряжен с деятельностью отдельного человека, но сказочники, певцы, сказители не столько создают нечто новое, до той поры не существовавшее, сколько повторяют усвоенное от других лиц. В перенимании и воспроизведении уже существующего своеобразие самого процесса фольклорного творчества. Здесь всегда имеет место непосредственное заимствование результатов предшествующей работы. При многократном пересказывании, многократном пении фольклорных произведений сохраняется лишь удачно спетое и удачно сказанное – все то, что соответствует интересам и вкусам среды, в которой бытует фольклор. Поэтому фольклорные произведения и называются народными – они действительно непосредственно отражают художественные вкусы народной массы. Фольклорным можно назвать только то, что создано по законам традиционного творчества, основанного на актах непосредственного заимствования. Фольклорные произведения не создаются отдельными людьми как автора своих особых произведений. Процессу коллективного создания произведений в немалой степени способствует и устная форма творчества. Искусство слова не закреплялось материально на бумаге и при устной передаче не было ограждено от видоизменений, дополнений, поправок, вносимых разными сказочниками, сказителями, певцами. Так создаются многочисленные варианты и версии фольклорных произведений. На них лежит печать времени и места создания. У фольклора, как искусства звучащего слова, налицо особая поэтика, учитывающая условия устной передачи и восприятия художественного содержания в условиях непосредственного контакта исполнителя-творца и его слушателей.
Читайте также:  Заповеди марии монтессори

дизайн сайта N&B

Сайт управляется системой uCoz

Источник: http://kastaliya.narod.ru/kastaliya_zvuki_poslovici.htm

Обрядовые песни

Календарно — обрядовые песни относятся к древнейшему виду народного творчества, и получили они свое название из-за связи с народным сельскохозяйственным календарем — распорядком работ по временам года.

 Обрядовые песни — это песни, которые исполнялись во время самых разнообразных обрядов и являлись необходимой их частью. Считалось, что если не будут выполнены все обрядовые действия и сопровождающие их песни, то не будет достигнут желаемый результат.

Зимний период русского народного земледельческого календаря начинался с октября. Обычно с Покрова (1/14 октября) крестьяне приступали к зимним работам. После Покрова скот переводили в хлев на зиму, конопатили щели в стенах, утепляли избы. С Покро­ва начинались осенне — зимние сборища молодежи — «посиделки».

В весенне-летней обрядности выделяются также обрядовые песни, приуро­ченные к празднованию Ивана Купалы и к Петрову дню. Это время наиболее пышного расцвета растительности, а вместе с тем и начала созревания злаков.

Празднование Ивана Купалы происходило в период летнего солн­цеворота, в ночь с 23 на 24 июня по старому стилю, с 6 на 7 июля — по новому, и совпадало с днем Иоанна Крестителя.

Жатвенные обряды заключали летний цикл. Начало и конец жат­вы сопровождались особыми обычаями, обрядами и песнями. Жатвенный обрядовый комплекс растянут по времени и приурочен к пограничью двух сезонов.

Обратите внимание

Связано это с тем, что уборка озимых (рожь, пшеница) приходится на летнее время, а яровые (овес, ячмень) убирают уже осенью, поэтому некотрые исследователи отно­сят его уже к осеннему циклу (В. И. Чичеров).

В составе свадебного обряда самое важное место занимают песни: они принадлежат обряду и вне обряда не исполняются. Их функция — обрядовая, они придают гласности начало, ход и завершение свадьбы как бытового юридического акта. Свое назначение эти песни сочетают с поэтизацией традиционного ритуала. Отличительной особенностью свадебных песен является эпический, повествовательный стиль.

Читайте также:  Праздничная упаковка подарка своими руками

Трудовые песни – это жанр песенного фольклора, отличительной особенностью которого является непосредственное включение в тот или иной трудовой процесс.

 Песни трудового народа являлись способом организации коллективной работы посредством определенного ритма, создававшегося несложной мелодией и текстом, который не всегда имел определенное смысловое содержание, однако в любом случае отдельные слова, строки или текст в целом были организующей командой,  служили сигналом к объединению усилий, началу  или завершению определенного трудового процесса.

Календарные обряды и песни можно разделить на два цикла: весене-летние и осенне-зимние. В первом цикле центральное место за­нимает образ Солнца и расцветающей растительности.

Русский календарь открывается встречей весны. Исполнение вес­нянок обычно связывалось с календарными датами, отмечающими прилет птиц. Основными датами «кликания весны» на Смоленщине были: 1/14 марта (день Евдокии), 9/22 марта (праздник сорока му­чеников, в народе — Сороки), и 25 марта (7 апреля) — Благовещение, коогда, как говорят в народе, «весна зиму поборола».

Замыкает осенне-зимний цикл народных календарных праздни­ков масленица, которая является как бы неким мостом, соединяю­щим зиму и лето. По христианскому календарю она праздновалась за 56 дней до Пасхи, в неделю, предшествующую наступлению Великого Поста. Многие исследователи относят этот праздник уже к весенне­-летнему циклу.

Обрядовые песни на Троицу — это разновидность летних календарно — обрядовых песен. Троицкие песни  исполнялись при обрядах наряжения березки, заклинания густых всходов, дождя и богатого урожая. Приводим тексты и значение песен.

Обрядовые песни — это  вид фольклора, сопровождавший календарные и семейные праздники, а также труд земледельца в течение хозяйственного года.

Календарно обрядовые песни — это разновидность обрядовых песен, которые связаны с праздниками, с явлениями природы и трудом крестьян в разные времена года. Всю календарную обрядность также связывают с солнечным циклом — солнцестояниями и равноденствиями.

Зимние календарно — обрядовые песни связаны со святками, рождеством и новым годом.

Коляда́ — славянское народное название рождественского Сочельника, праздника Рождества Христова, а также Святок от Рождества до Крещения.

  Главными  атрибутами праздников зимнего цикла являлись ряженье (с использованием шкур, рогов и масок), колядование, колядные песни, одаривание колядовщиков, молодёжные игры, гадания

 Календарно — обрядовые песни осени связаны со сбором урожая. В начале жатвы обряды были направлены на почитание первого снопа, снопа «именинника» или снопа — «деда». Сноп, нередко украшенный, торжественно приносился в деревню и хранился весь год. Из первых и последних колосьев на пашне завивали венки. 

Какие календарно — обрядовые песни можно назвать самыми веселыми? Представляем вам литературное исследование, которое провели ученики 6 класса, что бы выяснить ответ на данный вопрос.

Источник: https://ucthat-v-skole.ru/biblioteka/obryadovye-pesni

Читать

Павел Лебедев (Составитель)

Пословицы и поговорки Великой Отечественной войны

С давних пор в жизни русского народа важное место занимает устно-поэтическое творчество. В устном творчестве отражены быт и история, чувства и чаяния народа, ум, смекалка и чистота души русского человека.

https://www.youtube.com/watch?v=3fPRnGTKmd0

Русские народные сказки учат отваге, стойкости, сноровке. Они ценны и своим порой замаскированным, а порой открытым протестом против угнетателей: помещиков, кулаков, попов.

Одним из основных жанров русского народно-поэтического творчества являются пословицы и поговорки.

Они создавались на основе богатого исторического опыта народа. Наблюдая и изучая жизнь, люди подмечали определенные социальные явления, из которых затем делали обобщенные выводы.

Важно

Пословица — это очень краткое суждение об отдельных сторонах жизни народа, имеющее обобщенный смысл. В широте обобщения и назидательном характере мысли, а также в предельной сжатости словесной формы и образности заключается жанровая специфичность пословицы.

То же самое относится к поговорке. Однако содержащаяся в поговорке мысль не отличается такой обобщенностью, как в пословице; поговорка лишь намекает на вывод, но не делает его. В словесном отношении поговорка короче пословицы.

Однако резкой грани между ними нет, и подчас трудно бывает отличить пословицу от поговорки.

Пословицы и поговорки ценны не только тем, что они передают из поколения в поколение накопленный опыт и наблюдения народа, — они украшают народную речь. Беседа оживляется, когда в ней блестками народной мудрости начинают играть образные выражения, кстати употребленные пословицы, поговорки.

По своей природе русская пословица удивительно метка и выразительна. Недаром многие выдающиеся русские писатели, военные и государственные деятели восторженно отзывались о пословицах и поговорках.

Великий вождь и основатель Советского государства В. И. Ленин очень любил и с увлечением изучал русские пословицы. В. И. Ленин особенно ценил пословицы и поговорки за их меткость и выразительность, за то, что они могут быть острым оружием в борьбе против врагов Советской власти.

Владимир Ильич, как известно, охотно использовал пословицы в своих статьях, речах и докладах. Полемизируя с меньшевиками, эсерами, ликвидаторами, буржуазными националистами и прочими предателями рабочего класса, В. И.

Ленин часто прибегал к сатирическим народным пословицам и поговоркам, к метким крылатым словам н выражениям.

Совет

В пословицах и поговорках, затрагивающих самые различные стороны общественной жизни и быта народа, отразились и военные события.

Военные пословицы появились на Руси очень давно: мы находим их уже в первых русских летописях. Немало выражений пословичного характера имеется в «Слове о полку Игореве» — литературно-художественном памятнике XII века.

В более поздних произведениях древнерусской литературы («Моление Даниила Заточника», «Сказание об Александре Невском», «Задонщина», повесть «О нашествии Батыя на Рязань») пословицы, поговорки и прочие изречения встречаются еще чаще.

Военные пословицы и поговорки помогали обучению н воспитанию русских солдат. Не случайно А. В. Суворов так широко использовал их в своем трактате «Наука побеждать».

Советский народ бережно отобрал и сохранил все лучшее, что имелось в старом пословичном арсенале. Но, приняв на вооружение старые пословицы, советские люди создали свои, отразившие события современной нам эпохи.

Особенно много пословиц создано в годы Великой Отечественной войны как на фронте, так и партизанами в тылу врага.

Читайте также:  Конспект прогулки зимой в детском саду в группе раннего возраста

Следует сказать, что многие военные пословицы создавались как меткие крылатые выражения и фразы, сказанные вскользь, мимоходом, применительно к содержанию той или иной беседы или разговора и, конечно, без претензии на самостоятельное существование и особую популярность. Приведем примеры.

В одном из боев на территории Восточной Пруссии сержант Куцобин, служивший в 638-м стрелковом полку, выстрелом из миномета уничтожил вражеский пулемет. Этот успех воина окрылил наступающие подразделения, гитлеровцы были отброшены от занимаемых ими позиций.

Обратите внимание

После боя в подразделениях, как обычно, были проведены беседы. Командиры называли имена отличившихся воинов, подчеркивая при этом важность подвига, совершенного минометчиком Куцобиным.

Тут же, в ходе беседы, возникли запомнившиеся всем поговорки: «Выстрел из миномета — и нет фашистского пулемета», «Сержант Куцобин фашиста угробил».

Были случаи на фронте, когда пословицы и поговорки создавались во время коллективного чтения художественной литературы, особенно поэтических произведений.

Русская поэзия сослужила в годы Великой Отечественной войны немалую службу; политработники фронтовых частей и подразделений часто использовали лучшие художественные произведения в качестве действенного средства политического воспитания и идейной закалки советских воинов.

Воинам-фронтовикам полюбилась поэма Твардовского «Василий Теркин». Многим солдатам казалось, что в поэме отразились их непосредственные переживания, а также эпизоды из их нелегкой фронтовой жизни.

Образ солдата Василия Теркина, мужественного воина и горячего патриота, исключительно привлекателен. Фронтовики старались подражать Теркину.

Читая поэму Твардовского, они создавали о Теркине меткие поговорки: «Будь предан России, как Теркин Василий», «Теркин-солдат на все хват», «У Теркина Василия душа красивая».

Так же, экспромтом, создавали многие пословицы и партизаны.

Как-то в марте 1942 года в брянском селе Невдольск, находившемся в центре большой партизанской зоны, остановился отряд курских партизан (кстати сказать, это село расположено по соседству с Курской и Сумской областями, и через него по шляху и проселочным дорогам проезжали партизаны).

Важно

В селе быстро узнали о приезде нового партизанского отряда, и многие невдольцы, особенно молодежь, высыпали на улицы, чтобы «посмотреть на курян».

Партизаны с воодушевлением рассказывали о боевых успехах своего отряда, о том, как на Курщине разгорается пламя партизанской войны. «Если приходит вор, куряне берут топор», — сказал один из них и, лукаво прищурившись, посмотрел на своего товарища.

Тот не заставил себя ждать и сказал: «Курские топоры дождались поры». Третий партизан тоже не остался в долгу и к сказанному его товарищами тут же добавил: «Партизанский топор на дела спор».

В толпе засмеялись, удивленные неожиданной складностью этих фраз.

Вскоре принесли гармошку, и партизаны кое-что сыграли и спели. «Прилетели курские соловьи!» — кто-то нарочито громко сказал в толпе. Партизаны не растерялись, и один из них, выждав момент, сказал: «Курские соловьи тогда поют, когда партизаны фашистов бьют». Эта фраза также прозвучала пословицей, и было заметно, как в толпе многие переглянулись.

Когда партизаны собрались уходить, местные жители стали тепло благодарить их за беседу и умелую игру на гармошке. «Без гармонистов не бьют фашистов», — развели в ответ руками партизаны. А в толпе долго еще обсуждали встречу с курскими партизанами.

«Очень уж речисты у них гармонисты», — как бы мимоходом заметил один старожил.

Этой фразе, как и многим другим образным выражениям, вскоре суждено было стать пословицей, получившей широкую известность среди населения партизанских зон: «У партизан гармонисты очень речисты».

Курские партизаны уехали тогда не сразу, и кое-кому из нас удалось прочитать их Боевой листок, который назывался «Партизанский клич». Там среди коротеньких партизанских заметок имелось до трех десятков местных пословиц и поговорок.

Многие из тех пословиц были созданы на темы партизанской борьбы и бросались в глаза своей исключительной выразительностью.

Совет

Надо отметить, что партизаны охотнее всего сочиняли острые, сатирические пословицы, направленные против врагов советского народа: Гитлера, Геббельса, Риббентропа, фашистских «дохлых вояк» и разного рода предателей — старост, бургомистров, полицаев.

Своими частушками, пословицами, поговорками, прибаутками партизанская молодежь беспощадно разоблачала также трусов, паникеров, ханжей, всех тех, кто укрывался в норы, прятался на чердаках и в подвалах, не решаясь взяться за оружие и включиться в активную борьбу с врагом.

Источник: https://www.litmir.me/br/?b=210365&p=24

Заклички, пословицы и поговорки о весне

Слайд 1

Пословицы, поговорки и заклички и загадки про весну. Исполнитель: Изгагина Полина 2А класс МКОУ ПГО «СОШ №16» Полевской 2017

Слайд 2

Весна. Весна — это время пробуждения и обновления всего живого, когда после долгой холодной зимы просыпается каждая травинка. Этого не могли не заметить наши предки. Об этом — в поговорках и пословицах о весне и весеннем пробуждении.

Слайд 3

Пословицы про весну. Март. В марте курица из лужицы (под порожком) напьется. И март морозом на нос садится. Март сухой да мокрый май — будет каша да каравай. В марте югом веет, старого греет. Март не весна, а предвесенье . Пришел март-марток — надевай двое порток. В марте и сзади и спереди зима.

Слайд 4

Пословицы про весну. Апрель. Апрель всех напоит. Апрель обманет, под май подведет. Апрель с водою, а май с травою. Ни в марте воды, ни в апреле травы. Апрель, апрель — на дворе звенит капель. Апрель воду подбирает, цветы раскрывает. Апрель открывает ключи и воды. Апрельский скворец — весны гонец.

Слайд 5

Пословицы про весну. Май. Ай, ай, месяц май — и тепел, да холоден. Майская травка и голодного кормит. Май холодный — год голодный. В теплый месяц май о зимовке скота не забывай. В мае все принарядится — там листком, тут цветком, а где и травинкой. Дождь в мае лишним не бывает. Дождь в мае хлеба подымает.

Слайд 6

Поговорки о Весне. Весенний лёд толст, да прост, осенний тонок, да цепок. Весна – наши отец и мать, кто не посеет, не будет собирать. Готовь сани с весны, а колёса с осени. Весна — красная девица: не знаешь, когда заплачет, когда засмеётся. Весной дождь парит, а осенью мочит. Весною сутки мочат, а час сушит. Увидел грача — весну встречай.

Слайд 7

Заклички о весне ( Веснянки) Весна, весна красная! Приди, весна, с радостью. С радостью, радостью, С великою милостью: Уроди лен высокий, Рожь, овес хороший.

*** Весна! Весна красна! Тепло солнышко! Приди скорей, Согрей детей! Приди к нам с радостью! С великой милостью! С льном высоким! С корнем глубоким! С хлебом богатым! *** Всё теплей и теплей! Поднимайся, пар, с полей! Снежная тай, пелена! Приходи скорей, весна! Ты приди, Весна – веснянка, Выходи к нам на полянку! Дружно, дружно, всем народом, Мы пройдемся хороводом. Песни , пляски заведем, Игры разные начнем… Не дадим Весне скучать, Будем праздник отмечать! *** Весна весна красная! Приди, весна, с радостью, радостью, С великою милостью: Со льном высоким, С корнем глубоким, С хлебом обильным! *** Ау, ау, аукаем, Весну приаукиваем : Март, март Солнцу рад; Апрель, апрель — Откроет дверь; Май, май- Сколько хошь гуляй! Аy , ау, аукаем!

Слайд 8

Обратите внимание

Загадки о весне Снег чернеет на полянке, С каждым днем теплей погода. Время класть в кладовку санки. Это, что за время года. (весна) У занесённых снегом кочек, Под белой шапкой снеговой Нашли мы маленький цветочек, Полузамёрзший , чуть живой. (подснежник ) В голубенькой рубашке Бежит по дну овражка. (ручеек) Жёлтые, пушистые Шарики душистые.

Их укроет от мороза В своих веточках … (мимоза) Ручейки бегут быстрее, Светит солнышко теплее. Воробей погоде рад — Заглянул к нам месяц … (март) Мишка вылез из берлоги, Грязь и лужи на дороге, В небе жаворонка трель — В гости к нам пришёл … (апрель) В белый цвет оделся сад, Пчёлы первые летят. Гром грохочет.

Угадай, Что за месяц это? (май)

Источник: https://nsportal.ru/ap/library/literaturnoe-tvorchestvo/2017/03/19/zaklichki-poslovitsy-i-pogovorki-o-vesne

Ссылка на основную публикацию