Уроки чтения

Методики обучения чтению. Как научить читать. | Цветы жизни

Обучение чтению  — увлекательный процесс. Освоение этого важного умения в возрасте 5-6 лет значительно облегчит усвоение уроков в школе, да и адаптивный период сделает более легким.

Однако, чтение – это  и весьма сложный шаг. Прэтому важна психологическая готовность ребенка к обучению. Ведь нам нужно не только научить его читать, но и привить любовь к чтению и литературе. Как научить ребенка читать? Главное, желание родителей и готовность малыша! И все получится!

Признаки готовности ребенка к обучающему процессу

Конечно, можно начать заниматься и с трехлеткой, стараясь вырастить вундеркинда. Все индивидуально! Но все же психологи рекомендуют обратить внимание на некоторые признаки, которые скажут вам о том, что кроха готов постигать азы науки — чтение. Таких признаков очень много, и вот лишь некоторые:

  • У ребенка достаточно развитая, понятная речь;
  • Он обладает обширным словарным запасом, в речи должны быть и сложные предложения;
  • Ребенок должен уметь пересказывать то, что ему рассказали в садике, дома. Рассказ должен быть понятным и структурированным;
  • Наличие у ребенка пространственной и временной ориентации. Также понимание сторон света;
  • Отсутствие дефектов речи. То есть рано начинать читать, если у ребенка не получается выговаривать какие-то звуки и буквы. Но, опять-таки, к этому нужен очень индивидуальный подход!

Если у крохи все эти признаки наблюдаются, то родителям можно уже задуматься и над задачей освоения чтения. Сегодня педагогами и учеными разработано много способов обучения этому навыку. Методики обучения чтению разнообразны и каждый родитель и преподаватель сможет выбрать наиболее подходящие для них. Сегодня мы рассмотрим самые распространенные и популярные.

Кубики Зайцева и почему они так нравятся детям?

Методика Зайцева на данный момент, даже спустя приличное время после ее первого появления, до сих пор остается одной из самых популярных методик по обучению детей чтению.

Педагог Н.А. Зайцев из Санкт-Петербурга. Он придумал разместить часто произносимые склады букв в таблице, и затем разделил их на кубики.

В чем состоит особенность метода? Все обучение проходит в виде игры, а в игре ребенок лучше запоминает, так как увлекается и полностью включается в процесс. Кстати, многие педагоги отмечают, что этот метод очень подходит для деток-левшей. Это обосновано тем, что такие дети лучше запоминают и воспринимают целиком слово, а не отдельные буквы.

Обратите внимание

Есть, однако, в методике и минус, как считаю дефектологи, весьма значительный. Дети, которых обучали по методу Зайцева,  выучив буквы и начав читать часто «проглатывают» окончание слова или фразы, не могут потом начать разбирать слово по составу, так как изначально воспринимают слово целиком, не умея разбирать его на части.

Ошибок, а точнее недоделок в созданной методике достаточно. Так, например, на кубиках имеются сочетания букв, такие как «БЭ», «ГЭ» и так далее. Ребенок привыкает к таким «сочетаниям» букв, хотя они и применимы в довольно редких случаях.

Да и другие огрехи есть – отличия читаемого и письма. Если в письме мы используем сочетание «ФЕ» в словах «кофе», «кафе», то произносим: «КАФЭ», и так далее. Примеров таких несоответствий немало.

Что примечательно сегодня набор кубиков Зайцева под силу сделать каждому самостоятельно, и сделать их соответственно своим нуждам и любыми размерами. Так кубики поместятся не только во вместительные школьные рюкзаки для подростков, но и в маленькие забавные рюкзачки дошколят.

Читаем по слогам  — легко и непринужденно. Самый известный метод — слоговое чтение

Слоговое чтение – методика, используемая сегодня практически в каждом дошкольном и начальном школьном учреждении. Уже к годам пяти ребенок может полностью запомнить алфавит и даже научиться читать, если помогать ему в этих непростых делах последовательно и не спеша. Кстати, слоговая методика как раз идеально подходит к этому возрасту.

Вначале кроха с родителями или воспитателями знакомится с буквами, учится их правильно называть, произносить, а затем соединять эти буквы с другими, объединяя их в слоги. Слоги, в свою очередь, затем образуют слова. Но каждый этап этого обучения делается постепенно.

Для занятий вам понадобятся карточки с буквами, желательно крупные, на белом фоне. Кстати, такие карточки можно изготовить и самостоятельно.

Возьмите плотный картон, лучше белого цвета. Фломастер или красный маркер. И сделайте разметку для каждой карточки на картоне. Пусть они будут 5 на 5 сантиметров, так их будет удобно держать ребеночку, да и вам потом собирать их будет легко.

На каждой карте с одной стороны напишите одну крупную букву, закрасьте ее. Обязательно пишите печатным шрифтом. Изготовьте так целый алфавит, а лучше всего не один, а несколько наборов карточек, чтобы потом можно было составлять и слоги, и слова.

Можно приобрести и букварь – он явно будет не лишним, к тому же, потом пригодится и в школе. Самый первый учебник для вашего крохи стоит выбирать очень тщательно.

Важно

Учитывайте все – шрифт, наличие иллюстраций, следите, чтобы их не было слишком много на одной странице, так как сильно яркие и большие рисунки могут отвлекать внимание маленького ученика.

Отсутствие картинок совсем также может негативно сказаться на результатах учения – малышу просто будет неинтересно заниматься.

Несколько советов родителям по методике слогового чтения

Лучше всего начинать знакомство с буквами с открытых гласных. Это А, Э, У, Ы. Затем можно включить в изучение несколько звонких согласных. Первыми запоминаются М и Л.

Буква «М» запоминается быстро, так как на эту букву начинается самое часто произносимое слово – «мама».

Малыш начинает читать как раз эти слоги «ма-ма», а потом и писать начинает тоже, ну и конечно, буквы и слоги своего имени.

После согласных и гласных можно начинать изучать и шипящие: Ч, Ш, П, Х и так далее.

Еще один совет, больше психологический – не торопите. Всему свое время. Ребенок научится читать всенепременно, а вот когда в 4, в 3 или даже в 6 лет – не важно. Ведь, если признаться самим себе, многие просто хотят похвалиться достижениями деток, и от того все старательнее с ними занимаются, стараясь, дать им, как можно больше информации.

Каждое новое ваше занятие по изучению букв лучше всего начинать с повторения прошлых уроков. Пусть малыш назовет те буквы, которые знает, вместе назовите слова на эти буквы. Старайтесь каждый новый день называть разные слова, так вы в итоге получите развитый словарный запас и прекрасное воображение, да и память.

Выучили все буквы? Не путаетесь? Не запинаетесь? Отлично! Вы молодцы – теперь самое время приступать к самому слоговому чтению. Называйте одну букву, объясняйте, что они могут соединяться, и читайте уже весь слог вместе.

Чуть позже будет целая статьям по играм в слоговом чтении.

Учимся, играя

Игровое обучение чтению, пожалуй, самое приятная и самая доступная для детей методика. Само название говорит за себя – ребенок активно осваивает знания, при этом занимаясь тем, что он любит делать.

Возьмем, к примеру, такую простую игру. Вот перед малышом буква – ее можно нарисовать, сделать из бумаги, сшить из ткани, даже слепить из пластилина (еще один плюс – развитие мелкой моторики), и вот вторая – и они догоняют друг друга.

По этому глубоко-играющему и сказочному принципу построено и мое пособие по изучению букв «Буквоград». Если вы с ней еще не знакомы, то начните знакомство с посещения Буквы А.

Совет

Можно играть в «поиски букв-потеряшек», которые заблудились и не могут найти дорогу домой. Как им помочь? Правильно назвать. Буква «А» будет прочитана и «пойдет домой», и так дальше. Вовлекайте в эту простую игру ребенка – ищите нужные буквы в телевизионных передачах, книгах с картинками, на улице в вывесках магазинов и так далее… Вариантов очень много.

Можно сделать дома «Буквенный лабиринт». Возьмите картон и сделайте карточки одинакового цвета и размера, на них напишите буквы. Гласные пусть будут красного цвета, а согласные – синего. Так малышу будет легче их запомнить.

И во теперь проделайте отверстие в каждой карточке и протяните сквозь это отверстие ниточку на разном расстоянии. Ниточку с нанизанными на нее буквами разложите по квартире.

А ребенок пусть найдет начало этой ниточки, и двигается по ней вперед, называя каждую встречающуюся букву. И интересно, и просто!

С одной стороны, вроде от этой методики только одни плюсы – ведь и ребенку хорошо, не скучно, и маме с папой просто – игры несложные, а умения, получаемые с их помощью – очень ценны. Но есть все же и минусы.

А именно игрой может стать любое занятие… То есть, ребенок привыкнет только играть, а когда начнутся реальные серьезные занятия, он будет их воспринимать неправильно.

Поэтому стоит сразу расставить приоритеты, ведь ваша цель не только поиграть, но и обучить чтению, умениям сосредотачивать внимание, быть усидчивым.

После того, как вы освоите в игре буквы, таким же способом можно приняться за слоги, а затем и чтению простых слов. Еще важный момент! Какой бы интересной у вас не была игра, всегда правильно произносите читаемые буквы, слоги и слова.

Обратите внимание

Не нужно коверкать правильное ударение, следите за собой и за ребенком.

  Игровая методика обучения чтению по слогам предполагает забавную подачу информации, занимательные уроки, но никак не сюсюканье и придумывание глупых уменьшительно ласкательных слов.

Метод обучения чтению по Глену Доману

Популярным среди современных родителей является метод обучения по Глену Доману. По нему нужно начинать заниматься с наследником или наследницей прямо с грудного возраста. Основан метод на показывании карточек с разными изображениями. Это могут быть буквы, цифры, животные, растения и многое другое. Смотря, чему вы хотите учить кроху.

Что касается именно чтения, то у Домана есть свои догадки и утверждения: ребенку вначале нужно заучить первые несколько десятков слов. Мама просто показывает картинку на карточке несколько секунд. Таких карточек может быть много, а может быть и мало. вообще методика советует быстро сменять картинки.

Данная методика благоприятно воздействует и на широту кругозора. Благодаря Доману, дети буквально с пеленок начинают осваивать и «изучать»  окружающие предметы и даже то, чего он вообще пока не видел.

Какой бы вы не выбрали метод или способ, или даже отдельное пособие, сейчас их много, помните одно – не торопите своего малыша, дате ему насладиться беззаботным детством, начинайте занятия и серьезное обучение тогда, когда он к этому полностью готов! Чувствуйте друг друга…

Приятного обучения и игр!

С теплом,

Людмила Поцепун.

Источник: https://tsvetyzhizni.ru/detki/effektivnye-i-prostye-metodiki-obucheniya-chteniyu.html

Обучение чтению по слогам: советы и видео материалы

Еще около 10 лет назад ребенок, приходя в школу, только начинал знакомиться с буквами, звуками, слогами, и в результате первый год обучения был посвящен формированию тому, чтобы научиться читать и писать на начальном уровне.

Сегодня быстрый ритм жизни и образовательные программы требуют от детей умения читать и писать уже при поступлении в школу.

Читайте также:  Пословицы и поговорки о правде

  В связи с этими нормами особое значение приобретают подготовительные детские центры, репетиторство учителей дошкольного и раннего школьного развития, занятия в детском саду, который берет на себя задачу научить детей самым необходимым знаниям и навыкам.

Важно

Можно воспользоваться всеми приведенными способами, чтобы ребенок в первом классе, придя на урок, не чувствовал себя ущербным. Но что делать тем, у кого по тем или иным причинам не получается нанимать репетитора или посещать занятия вне дома, довольно трудно.

Я оказалась как раз в такой ситуации, когда дочь не ходила в детский сад по причине частых заболеваний: хорошего развивающего центра, где бы учили читать, поблизости не было, а репетитор – дело недешевое. Вот и пришлось мне самой овладевать методикой, как научить ребенка читать  слоги.

Многие мамы боятся это делать, не хотят принять на себя ответственность за развитие детей.

По собственному опыту знаю: ничего сложного в том, чтобы научить малыша читать или писать, нет. Кроме того, вы начинаете больше и теснее общаться с собственным ребенком, который ценит вас и ваши знания. А теперь подробно.

С чего начать?

Как любой предмет в школе, обучение чтению тоже требует пособий и специальной литературы, в качестве которой для нас будет выступать Букварь.

Сегодня издательства предлагают массу букварей или книг на тему «Учимся читать по слогам» с картинками, по новым методикам, однако для меня главным критерием при выборе учебников является четкость в построении и структурированность материала.

Согласно перечисленным особенностям предлагаю буквари Н.С.Жуковой и А.Н.Ткаченко, которые можно также приносить на урок в 1 класс. Они построены так, что обучение чтению по слогам становится для малыша логически обоснованным.

Скачать книгу бесплатно можно здесь.

Почитать обзор про букварь Жукова можно здесь.

Фото обложки книги.

Итак, первый шаг сделан.

С какого же возраста можно задумываться над тем, как научить ребенка читать слоги?

думаю, необходимость в этом возникает в 5-6 лет, но ни в коем случае не затягивайте обучение чтению до того времени, пока ребенок не пойдет на урок в школу в 1 класс. будет поздно.

в  возрасте 5-6 лет обучение чтению выглядит как  сознательный процесс, конечно, если малыш приучен к книге и мама часто читала ему в более раннем возрасте.

иначе усадить ребенка за книгу будет сложно. начиная с 2-3 лет, не лишайте малыша возможности самому определить, интересно ли ему изучение букв.

у моей знакомой сын уже в два года читал по слогам. у меня дочь с двух лет начала активно интересоваться азбукой и  знала, как выглядят и произносятся практически все буквы алфавита. поэтому назвать определенно возраст, с которого нужно начинать учиться читать, сложно.

ребенок сам даст понять, что он готов к обучению. однако хочу предостеречь от методик, призывающих с трехмесячного возраста развешивать карточки с буквами по стенам, чтобы малыш их видел и запоминал.

мне кажется, что это вредно, поскольку ребенок запоминает буквы бездумно, не понимая их назначения и не соотнося со звуками.

мозг малыша засоряется не нужными ему пока вещами, отвлекающими от познания окружающего мира, который ребенок только начинает для себя открывать.

Совет

целесообразней будет в таком возрасте использовать методику домана по обучению ребенка чтению через запоминание слова.

главное правило при обучении чтению – делать это ненавязчиво, в игре, иначе вы рискуете на всю жизнь отбить интерес к книге.

попытайтесь заинтересовать:

  1. начните урок с того, что вылепите букву из теста, пластилина, рассмотрите предметы, названия которых начинаются на изучаемую букву;
  2. если позволяют финансы, приобретите «говорящую» электронную азбуку, карточки с буквами и картинками, кубики и т.д. (при выборе «говорящей» азбуки хочу предостеречь от часто встречающейся ошибки. иногда в таких азбуках буквы произносятся так, как они называются в алфавите. нам это не надо! выбираем азбуку, где каждой букве соответствует один звук).
  3. мы с дочкой очень любим вырезать буквы из сырой картошки, жарить их и съедать, выговаривая каждую букву. примените фантазию, и  способ мотивации обучения всегда найдется.

следующее правило, как научить ребенка читать  слоги, заключается в том, чтобы правильно произносить звуки. ни в коем случае, называя малышу букву, не выговаривайте ее «официальное» название в алфавите.

обозначайте ее звуком, например: м – «м», а не «эм»; ш – «ш», а не «ша». иначе у ребенка начнется путаница.

существуют методики, по которым советуют пропевать гласные звуки (методика зайцева). думаю, такой подход возможен лишь на уровне изучения отдельных звуков и букв.

поем слоги

когда начнется чтение по слогам, лучше отойти от данного метода, иначе дети не будут делать пауз между словами и не видеть границ самих слов.

  • первый урок лучше посвятить изучению гласных а, о, у, ы, и, э.
  • не берите вначале буквы е, ё, ю, я – это грубейшая методическая ошибка. они представляют собой два звука: е – «йе», ё – «йо», ю – «йу», я – «йа».

в разных позициях они и читаться будут по-разному. не путайте ребенка.

гласных звуков в русском алфавите всего 6, вот и выучите сначала эти шесть.

что касается согласных, то советую изучать прежде всего звуки и буквы м, л, потом ш, ж, с, з, т.е. шипящие и свистящие. первая буква, которую освоила моя дочь, была ж – уж очень ей понравилось ее звучание.

как буквы сложить в слоги?

после освоения некоторых букв и звуков начинаем складывать слоги. скачать бесплатно слоги можно здесь.

первыми изучаем открытые слоги, т. е. заканчивающиеся на гласный звук, например: «бэ», «мэ», «ма», «па» и т.д. они легче произносятся и усваиваются. затем к открытому слогу можно присоединить один согласный, например: «ма-к», «со-к». изучая следующие согласные, действуйте по тому же методу: сначала простые слоги, затем сложнее.

обязательно закрепляйте и повторяйте пройденный материал при каждом удобном случае: во время прогулки на улице, дома при выполнении каждодневных действий.

помните: повторение – мать учения.

итак, мы выучили открытые слоги. следующий этап – слоги закрытые. они произносятся сложнее. это слоги, где согласный, наоборот, бежит за гласным: «ап», «ам» и т.д. варьируйте звуки в слогах, меняя их, чередуя. когда ребенок научится хорошо читать слоги, приступайте к следующей ступени – словам.

сперва подбираем слова с одинаковым типом слогов (ра-ма, мо-ло-ко) либо с несколькими открытыми и одним закрытым (об-ла-ко, ёл-ка).

не берите труднопроизносимые слова, такие как сест-ра, дождь. малышу сложно будет их прочитать, он начнет мямлить, в результате пострадает дикция. пока не акцентируем внимание на выразительности или скорости чтения. наша задача – вообще научиться читать. скорость придет с практикой, а интонационное наполнение фразы возможно только при четком осознании ее смысла. это дело более позднее.

примеры игр

Если вашему ребенку предстоит поступление в школу в 1 класс, можно поиграть в ролевую игру: ученик – учитель. При этом учителем может выступать малыш. Пусть он попросит вас написать или прочитать слово. Сделайте это заведомо неправильно: пусть ребенок увидит ошибку и исправит вас.

Это придаст ему уверенности в собственных силах и умение видеть свои и чужие ошибки, исправлять их. В 5-6 лет детям вполне под силу такие упражнения. Если есть возможность привлечь к занятиям ребят одного возраста, то они будут намного продуктивнее. У детей очень развито чувство конкуренции, они редко позволят кому-то быть лучше.

Таким образом, появится стимул к работе над собой и мотивация, а 1 класс уже не будет так страшен.

Обратите внимание

Если ребенок все же не заинтересовался чтением даже после всех испробованных методов или у него плохо получается, не отчаивайтесь. Продолжайте попытки в игровой форме. Возможно, настанет момент, когда он морально созреет и сам примет участие в игре с удовольствием. Поддержите ребенка, не говорите, что у него что-то не получается, радуйтесь каждому новому успеху, шагу вперед.

Так что, как видите, вопрос, «как научить ребенка читать слоги?» не сложен. Нужно только проявить усердие, терпение, фантазию, следить, чтобы занятия проходили регулярно.  Если у вас нет возможности уделять малышу много времени, поручите занятия бабушке, дедушке, дав предварительно необходимые инструкции.

Иногда дети легче идут на контакт с представителями старших поколений и охотнее учатся у них. Используйте эту возможность, не ревнуйте. Все равно успехи ребенка будут вашей заслугой, так как вы мудро позволили им проявиться в нужном месте в нужное время.

Вашим девизом должно стать правило: «Читаем по слогам вместе!»

Мультфильмы Дизяка мизяка

Придя в 1 класс, учитель может начать обучение чтению по слогам с видео студии «Дизяка мизяка». Его можно скачать или смотреть онлайн здесь:

Чем же интересны видео серии от «Дизяка мизяка»? Это  учебные видео, представляющие собой короткие мультфильмы, каждый из которых посвящен отдельному складу. Именно складу, а не слогу, поскольку создавалось видео на основе методики Зайцева. В склад могут входить не только согласные и гласные, но также согласная буква с мягким знаком.

Схема видео от «Дизяка мизяка» очень проста:

  1. выезжает грузовик или кораблик, на котором везут кубики с буквами;
  2. кубики ставятся на землю;
  3. каждый звук произносится диктором отдельно;
  4. кубики соединяются и произносятся в составе склада;
  5. далее показываются картинки и написание нескольких слов, в состав которых входит этот склад;
  6. завершает видео песенка об этом складе.

Таким образом, если вы будете регулярно ставить ребенку онлайн этот мультфильм «Дизяка мизяка», он будет постепенно запоминать состав и звучание слога, воспринимая его как единое целое.

Достаточно в день просмотреть до 3-4 мультфильмов от «Дизяка мизяка». Малыш долго перед компьютером или телевизором не просидит, такой урок онлайн даст максимальную пользу для обучения.

Используйте любую возможность, чтобы сделать учебу красочной и увлекательной!

Полезные видео уроки по теме

Источник: http://steshka.ru/kak-nauchit-rebenka-chitat-slogi

Как научить ребенка читать? Учимся читать по слогам, азбука-самоучка и видео уроки для детей 4, 5, 6, 7 лет

(2 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка…

В процессе взросления ребенок осваивает важные и полезные навыки. Чтение – один из основополагающих.

Психологи рекомендуют учитывать индивидуальные особенности детей. Это поможет понять, готов ли ребенок изучать буквы и пришла ли пора начинать учиться читать по слогам.

Для детей разных возрастов требуется индивидуальный подход.

Признаки готовности малыша к обучающему процессу

Важно своевременно распознать сигналы готовности к обучению:

  • ребенок создает иллюзию чтения, водит пальцем по тексту;
  • проявляет интерес к книгам, может подолгу их рассматривать;
  • знает все буквы и без труда может их назвать;
  • у него понятная речь;
  • у ребенка большой словарный запас;
  • необходимо индивидуально подходить к малышу с дефектами речи.

Особенности обучения в разном возрасте

В 3-4 года

Ребенок в этом возрасте активный и любознательный и способен усваивать большой объем новой информации за небольшой промежуток времени.

Продуктивное обучению любому навыку должно сочетать в себе:

  1. Интересную форму подачи, т.е. обучение лучше проводить в виде игры. Монотонность и однообразие способно отпугнуть кроху и надолго отбить желание обучаться.
  2. Подбирать задание в зависимости от индивидуальных особенностей малыша. Даже в возрасте 3 лет развитие и способности двух детей могут разительно отличаться. Необходимо подбирать развивающие игры, чтобы они подходили ребенку и не были для него слишком сложными.
  3. Следить за реакцией маленького ученика, чтобы он не перенапрягался.
  4. Учитывать его настроение. Не стоит приступать к обучению, если малыш не настроен на занятия.
Читайте также:  Как правильно ухаживать за волосами. советы для девочек

В 4-5 лет

Мозг ребенка начинает активно работать и обрабатывать информацию. Ему уже гораздо проще структурировать и анализировать все происходящее вокруг. Обучение также стоит проводить в виде игр, чтобы ребенку было легче и интереснее усваивать новые знания. Маленькому ученику необходимо уметь подолгу сосредотачиваться на занятиях, иначе результат от них будет минимальным.

В 5-6 лет

У ребенка наступает новый этап интеллектуального развития. Он начинает активно проявлять интерес к чтению, потому что сам хочет вникнуть в обучающий процесс.

Ребенок получает больше положительных эмоций от обучения чтению. Мозг маленького человечка активно развивает определенные участки, которые отвечают за внимание, помогает лучше структурировать, анализировать и запоминать информацию.

В 6-7 лет

Взрослым людям не нравится заниматься рутинными делами, которые нагоняют тоску. А ребенку заниматься чем-то скучным просто противопоказано. Занятия должны быть увлекательными и интересными.

Для этого потребуется:

  • обучающий материал с большими буквами;
  • проводить обучение в форме игры;
  • не переутомлять ребенка.

Не стоит брать во внимание только книги, лучше использовать говорящую азбуку, карточки, кубики и другой учебный материал.

Классическое обучение в домашних условиях

Правильное начало

Для того чтобы успешно и результативно обучить ребенка чтению по слогам, необходимо задать правильное начало. Психологи и педиатры советуют действовать определенными методами, чтобы снизить у маленького ученика сопротивление к обучающему процессу.

Среди них:

  1. Проводить занятия, когда у ребенка хорошее настроение и не наблюдается признаков болезни. Это правило относится и к обучающему человеку.
  2. В начале учебы у малыша часто наблюдается быстрое переутомление и сложности с концентрацией внимания. Лучше всего будет сократить время занятий в первые несколько дней.
  3. Золотое правило любого обучения у детей – это игровая подача. Таким образом ребенок учится необходимым вещам в легкой и интересной форме.
  4. Занимаясь с ребенком, не нужно изображать строгого учителя. Подобная форма подачи может навсегда загубить в нем желание получать новые знания.
  5. Кроху обязательно нужно поддерживать и радоваться его успехам. Это поможет укрепить уверенность ребенка в собственных силах и способность быстрее достигать успеха.
  6. Чем больше будет разнообразных игр, тем малышу будет проще и интереснее учится читать по слогам. Для детей также необходимым условием является своевременное переключение с одной игры на другую. Это помогает поддерживать интерес и внимание маленького ученика.

Этапы обучения

Учимся читать по слогам (для детей это очень непростой процесс):

  1. Для начала объяснить в игровой форме, что речь состоит из звуков.
  2. Научить ребенка отличать согласные различной твердости (мягкие и твердые). Определять гласную, на которую падает ударение.
  3. Затем маленькому ученику нужно научиться выделять звуки в небольших словах.
  4. В игровой форме показывать букву и произносить ее звуковое обозначение.
  5. Затем вместе с родителями складывать слоги.

Игровые формы изучения букв

Для детей современный мир предлагает множество различных методик, которые помогают научить читать по слогам.

Чтобы научить ребенка читать по слогам рекомендуется начать с изучения буква. Азбуку лучше покупать для детей 2-3 года, где каждая буква ассоциируется с предметом

Среди них:

  1. Изучение азбуки и книг. В азбуке буквы четкие, яркие и большие. Это прекрасно подходит маленьким малышам. Детям постарше можно выбрать не только азбуку, но ещё и книгу с захватывающим сюжетом, тогда будет интереснее учиться читать.
  2. Кубики. Кубики бывают разных размеров и из различных материалов. Они помогают ребенку с помощью игры изучать буквы.
  3. Лепка. Лепить буквы можно из пластилина, глины или теста. Тесто можно сделать самому или купить в магазине готовое.
  4. Буквы из различных материалов. Не обязательно покупать различные игрушки, чтобы помочь ребенку, гораздо важнее, чтобы игра была веселой и увлекательной. Делать буквы можно из подручных материалов, главное, чтобы они были безопасны для использования. Можно выложить буквы из спичек, карандашей, ручек, столовых приборов и любых других предметов, даже из обуви. На улице можно использовать веточки, камни, ракушки и т. п.
  5. Рисование. Рисовать можно на бумаге, ненужных вещах газетах, журналах, старых обоях и др., мелом на доске или асфальте, можно рисовать на песке.

Обучение правильному произношению звуков

Обучение лучше разделить на несколько этапов. Это поможет ребенку быстрее научиться правильному произношению.

  1. 1 этап. Направлен на развитие органов, которые участвуют в речи: губы, язык, щеки. На этом этапе осваивают более легкие звуки, т.е. гласные и простые согласные.
  2. 2 этап. Ребенок учится сложным согласным. Как показывает практика, это свистящие и шипящие звуки.
  3. 3 этап. Этому этапу стоит уделить особое внимание, т.к. он является одним из самых сложных при обучении ребенка правильному произношению. На 3 этапе нужно научить правильно произносить сложные звуки (шипящие и свистящие), чтобы малыш их не путал.
  4. 4 этап. Когда маленький ученик научится по отдельности выговаривать сложные звуки, наступает следующий этап. Ребенку нужно будет научиться отделять смешивающиеся звуки, например, [Ш] и [С].

Составление слогов и переход к их произношению

Слоги можно разделить на 3 типа:

  1. Согласная + гласная А. Это самый простой слог для усваивания у ребенка. Например, слоги: МА, БА, ПА и др. Ему нужно объяснить, как составляются слоги, и научиться правильно их читать. Пусть маленький читатель не старается изучить слоги быстро, ведь главное, чтобы он понял суть, и делал это правильно. Со временем он научится делать это гораздо быстрее.
  2. Согласная + другие гласные. Сначала лучше изучить слог с простыми согласными, но другой гласной, кроме [А]. Когда он освоит этот урок, можно перейти к следующему. Чередовать простые согласные со сложными (свистящие и др.) и любой гласной. Например, слоги: ДИ, ЩА, ЧЕ и др.
  3. Слог наоборот. Когда маленький читатель понял суть, педиатры рекомендуют переходить на закрытые слоги. Т.е. слог заканчивается на согласную букву. Например, слоги: ИР, ЯЩ, АР и т. д.

Чтение целых слов

Научиться читать по слогам – промежуточный этап, после которого для детей наступает сложный, но интересный период – чтение целых слов. Чем меньше слов будет попадать в поле зрения ребенка, тем ему будет проще.

  1. Лучше всего будет начать со слов, в которых есть повторяющиеся слоги. Например, МА-МА, ПА-ПА, БА-БА и т. п.
  2. Далее проще всего у детей воспринимаются слова с повторяющимися (несложными) согласными. Например, МИ-МО и пр.
  3. Потом стоит выбрать различное сочетание слогов, но с простыми согласными. Например, СА-ЛО, КИ-СА и др.
  4. Затем лучше уделить внимание словам с одной сложной согласной. Например, РО-ЩА, ПИ-ЩА и т. п. Далее можно выбрать обе сложные согласные: ЧА-ЩА и пр.

С постепенным увеличением сложности ребенок сможет прочесть даже самые трудные слова.

Обучение беглому чтению

Обучение беглому чтению поможет ребенку научится быстро читать. Текст для занятий важно выбирать в соответствии с возрастом. Необходимо зафиксировать начальный результат, чтобы знать, насколько успешно проходит обучение. Для этого достаточно дать ребенку прочитать текст, предварительно засечь время. В начале тренировок не стоит переутомлять его, будет достаточно 1-2 минут.

Дальше предлагается несколько вариантов занятий:

  1. Понять смысл. Необходимо, чтобы ребенок мог усваивать и запоминать смысл прочитанного текста. Когда маленький ученик прочитает часть, нужно задать ему вопросы и проверить, понял ли он смысл текста.
  2. На поиски. Начинающему читателю предлагается быстро найти в тексте определенное слово или словосочетание (но это зависит и от возраста ребенка).
  3. Трудная борьба. Специалисты утверждают, что детям сложно дается чтение слов с несколькими согласными подряд. Нужно составить список трудных слов с идущими подряд согласными. Лучше всего ежедневно прорабатывать такие слова, чтобы ребенок не терял сноровку.
  4. Скороговорки. Проговаривание скороговорок помогает улучшить произношение, правильно распределять дыхание, увеличить скорость чтения.

Популярные методики обучения чтению

Кубики Зайцева

Главное отличие методики Зайцева – это единица языка, т.е. склад вместо общепринятого слога. Например, «пи-ро-г» вместо «пи-рог».

Кубики имеют множество особенностей:

  • размер;
  • цвет;
  • количество;
  • вес.

Различия помогают ребенку запомнить определенное правило. Дополнительно к кубикам прилагаются таблицы со складами. Методика Зайцева подходит детям от 3 лет.

Слоговое чтение

Данный метод представляет собой таблицы со слогами. Огромный набор слогов хорош тем, что его невозможное запомнить и заучить, поэтому одну таблицу можно изучать многократно. Слоговое чтение помогает изучить разнообразные слоги и подготовиться к чтению трудных слов.

Метод Глена Домана

Данный метод рекомендуется использовать с 6 месяцев. В наборе находятся карточки со словами, напечатанными красными буквами. Суть метода в том, чтобы показывать ребенку карточки со словами, проговаривая их четко и ясно. При помощи этой методики ребенок сможет научиться читать, не заучивая слоги и буквы.

Методика Надежды Жуковой

Для этого метода ребенка заранее необходимо познакомить с буквами. Надежда Жукова утверждает, что детям сложнее выделять отдельные звуки и проще выделять слоги. Кроху сначала нужно познакомить с самыми простыми буквами, гласными. Помочь ему понять, что их можно пропеть. Потом нужно объяснить, как складывают 2 гласные буквы, тогда он сможет понять основы сложения слогов.

«Магнитная азбука» Надежды Жуковой поможет ребенку научиться определять на слух, сколько букв и звуков произнесено, и в какой последовательности звучат звуки.

Кубики Чаплыгина

В основе методики лежат динамические кубики. Это соединенные особым способом кубики, которые можно крутить. Поворачивая их, малыш получает новые слова. Из 2 кубиков можно собрать 20 слов, а из 3 кубиков – в 25 раз больше (т.е. 500 разнообразных слов).

Азбука-самоучка

Азбука-самоучка позволяет ребенку выучить алфавит без посторонней помощи. Электронная азбука поможет изучить основу чтения – буквы в игровой форме практически без помощи взрослых.

Видео-уроки обучения чтению

Существует огромное количество видео-уроков как простых, так и замысловатых. Родителям порой сложно выбрать из такого многообразия то, что действительно подойдёт ребенку.

Видео-уроки можно условно разделить:

  • по возрасту;
  • по полу ребенка;
  • по уровню подготовки (начальный, средний, сложный).

Следует подбирать видео-уроки согласно этим параметрам.

В чем преимущества видео-уроков по обучению чтению:

  • дистанционное обучение;
  • самостоятельное обучение без участия взрослых;
  • легкая доступность;
  • интересный формат обучения;
  • большое разнообразие.

Полезные советы родителям

Научить ребенка читать по слогам – это очень сложный и трудоемкий процесс.

Для успешного обучения важно проявлять:

  • настойчивость;
  • терпение;
  • методичность;
  • внимательность;
  • любовь и заботу.

Не стоит приступать к занятиям с плохим настроением и/или самочувствием. Правило касается как ребенка, так и родителя. Нельзя проявлять при обучении отрицательных эмоций: раздражительность, злость, агрессия. При появлении трудностей в процессе обучения лучше отложить занятия на некоторое время.

Видео на тему: как научить ребенка читать

Советы о том, как научить ребенка читать:

Как быстро научить ребенка читать. Мастер класс для родителей:

Читайте также:  Пословицы и поговорки про коллектив

Источник: https://kidteam.ru/uchimsya-chitat-po-slogam-dlya-detey.html

Глава 8. УРОКИ ЧТЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ

лизируется на комбинированном уроке (т. е. каждый урок по произведению включает в себя все этапы работы);

2-й вариант – проводятся 3 (или 2) урока:

первый – з н а к о м с т в о с произведением (подготовительная работа, первичное восприятие, проверка первичного восприятия);

второй – а н а л и з произведения (чтение и анализ по логически законченным частям, включающий уяснение фактического уровня произведения, осознание его идейной направленности и осмысление собственного отношения к читаемому);

третий – о б о б щ а ю щ и й урок по произведению (общие выводы, перечитывание, творческие работы учащихся по следам прочитанного).

Как видим, уроки могут различаться учебными задачами, но ведущей деятельностью учащихся на таких уроках неизменно остаются чтение и анализ произведения. Таким образом, на уроках чтения решаются основные проблемы начального обучения – совершенствование навыка чтения и работа над пониманием прочитанного. Учебным материалом в этом случае является текст литературного произведения.

Слушание художественного произведения будет ведущей деятельностью урока другого типа – урока п р о с т о ч т е н и я , который должен включать такие компоненты:

–чтение вслух произведения взрослым (учителем);

–беседа о прочитанном;

–свободные высказывания детей;

–размышления о прочитанном;

–совместные переживания и выводы.

Во многих современных системах обучения предусмотрен специальный урок, на котором идет работа с целостным литературным произведением, при этом внимание акцентируется на его структуре, детьми осваиваются приемы работы, позволяющие проникать в художественный мир произведения через его форму.

На таком уроке дети получают литературоведческие сведения, наблюдают существенные признаки литературоведческих понятий, учатся применять литературоведческие понятия как средства прочтения художественного произведения. Например, по программе Л. Е. Стрельцовой и Н. Д.

Важно

Тамарченко «Азбука словесного искусства» такой урок – у р о к л ит е р а ту ры – сначала проводится 1 раз в неделю наряду с традиционным уроком чтения по любой существующей программе, затем 2 раза в неделю, и постепенно к последнему классу начальной школы уроки чтения замещаются уроками литературы.

Такой тип урока, который предполагает применение приемов всестороннего освоения литературного произведения, есть и в системе О. В. Джежелей «Чтение и литература» (см.: Программы общеобразовательных учреждений: Начальные классы

(1–4).М., 1998).

В современных системах обучения чтению учебный материал в хрестоматиях часто группируется по тематическому принципу (см., например: Голованова М. В., Горецкий В. Г., Климанова Л. Ф. Родная речь. Кн. I. М., 1992; «О братьях наших меньших», «Люблю природу русскую», «Я и мои друзья»).

В таком случае в завершение чтения по теме проводится обобщающий урок, главная идея которого – обобщить читательские представления, подвести итог: какие писатели пишут на эту тему, какие жанры читали в этом разделе, в каких книгах можно найти произведения по этой теме.

На уроке, обобщающем тему, учитель должен предстать перед детьми как квалифицированный читатель и расширить читательский круго-

Источник: https://StudFiles.net/preview/6019386/page:30/

План-конспект урока на тему

Урок чтения.  1 «Б» класс

ТЕМА: «Учимся читать слоги и слова».

ЦЕЛИ:

Формирование общеречевых навыков, развитие сенсорной сферы, формирование предпосылок к развитию мышления, обучение первоначальным навыкам чтения.

Коррекция недостатков восприятия, внимания, зрительно – двигательной координации, пространственных представлений, наглядно – образного мышления, речи.

Коррекция специфических, индивидуальных нарушений в развитии.

Привитие навыков учебной деятельности: умения правильно сидеть за партой, вставать, слушать объяснения и указания учителя.

ОБОРУДОВАНИЕ:

Совет

Магнитная азбука, слоговые таблицы, предметные  картинки, наборное полотно, игрушки.

ХОД УРОКА:

  1. Наши гости   и Лунтик хотят узнать: кто мы.

    Игра «Ты кто?»

Цель: формировать умение повторять и выполнять простые поручения по словесной инструкции, называть своё имя.

  1. Артикуляторная гимнастика.

Цель: развитие органов артикуляторного аппарата, дыхания, голоса, исправление дефектов речи, выполнение упражнений: «Улыбка», «Хоботок», «Лопаточка».

  1. Игра «Умные пальчики» — развитие мелкой моторики

Цель: развитие мелкой моторики, учить владеть своими пальчиками и расширять представления об окружающем мире, словарный запас.

(«Семья», «Помогу маме», «Пирожки», «Поезд»).

  1.  Повторение изученных букв и слоговых структур в форме игры «Поезд». Чтение букв: а, у, о,м,с.

На «поезде» едем на урок чтения. Читаем и поём – А,У,О.

«Ну – ка, буквы, стройтесь в ряд!

  Я – командир, вы – мой отряд!»

А) выбрать и прочитать знакомые буквы;

Б) Найти и прочитать слоги

2 уровень — показать

    АС – СА

    УС – СУ

    ОС – СО

В) рассказать и показать чистоговорки:

    АС – АС – АС – у нас свет погас

    СА – СА – СА – вот бежит лиса

    СУ – СУ – СУ – яблоко несу

Г) «Учим Лунтика читать звуковую дорожку»

    А___________С                     А____________М

   О __________  С                     У____________М

   У___________С                      О___________М

  1. Выделяем звук – С-,  называем картинки

  (суп, сок, сова, самолёт)

Учить правильно и отчётливо произносить звук С в изолированной позиции, в начале и в конце слов.

2-й уровень показать (Ильназ, Света, Ира).

  1. Показать игру «Совушка – сова», «Самолёт»
  1. Чтение слогов, слов, предложений
  1. Игра – задание «Узнай игрушку» (по описанию)

Казанская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 142 VIII вида

КОНСПЕКТ УРОКА ЧТЕНИЯ

 В 1 классе

ТЕМА: «УЧИМСЯ ЧИТАТЬ СЛОГИ И СЛОВА»

2012 год

Источник: https://nsportal.ru/shkola/korrektsionnaya-pedagogika/library/2015/09/28/urok-chteniya-v-1-klasse-na-temu-uchimsya

Уроки чтения | Блог Оксаны Бычкуновой

Вот и пришло лето. Время отпусков! Время, когда можно больше времени уделить сыну или дочке… А ко мне снова обращаются родители детей, которые в этом сентябре или через год впервые переступят порог школы. Самая частая просьба — помогите научиться читать… … Читать далее

В этой статье Вы найдете последний блок тренажеров по формированию навыка чтения. Я в этом году в очередной раз убеждаюсь, что правильно построенная работа значительно облегчает ребенку чтение. Так за 2 недели мой ученик, который в прошлом году отказывался читать — … Читать далее

Продолжаем работу по формированию техники чтения и развитию памяти. Начало — тренажеры №1-3 и № 4 — 8 можно найти, если перейти по ссылке (нажмите на номера тренажеров для перехода). … Читать далее

Продолжаем работу над формированием техники чтения. В этой статье публикуется следующий блок тренажеров. Начало в предыдущей статье «Чтение без принуждения». … Читать далее

Первый урок литературного чтения во 2 классе посвящен книгам. С чем знакомятся ученики? 1. С книгой как источником необходимых знаний. 2. С элементами книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации. 3. Общаются по поводу книг, прочитанных летом, а так … Читать далее

С введением новых стандартов обучения большое внимание уделяется метапредметным умениям и навыкам. Одним из главных навыков является умение работать с текстом. Результаты краевых контрольных работ показали, что именно этот блок является одним из самых сложных. Казалось бы, учитель уделяет достаточно … Читать далее

Рассказ «Ивовый пир» Николая Сладкова изучается в канун праздника Вербное воскресенье или вскорости после него. Во многих семьях сейчас этот праздник отмечается, кто-то связывает его с религиозными событиями, а кому-то просто нравится эта традиция — украшать дом веточками вербы или … Читать далее

В статье Вы найдете материалы для урока литературного чтения для учащихся 4 класса, которые можно с успехом использовать и во внеклассной работе с детьми. Что можно найти в этой статье? 1) информацию об авторе сказки, фотографии, иллюстрации к сказкам Андерсена, … Читать далее

«Как научить ребенка читать быстро?» — с таким вопросом часто обращаются родители к педагогам. Малыш научился сливать звуки в слоги, складывать из слогов слова, а дальше… У некоторых темп чтения остается очень низким, пока дочитали текст из 20 слов до … Читать далее

Скоро праздник, который очень любим в нашей стране. Женский день — 8 марта. В этот день все поздравляют мам, бабушек, сестёр… В воспитательной работе этот день, и особенно подготовка к нему, занимает много места. Традиционно проходят праздники. В интернете можно … Читать далее

Источник: http://bov44.ru/category/uroki-chteniya/

Читаем по слогам для ребенка 5-6 лет

Очень часто развивающие мультфильмы учат произносить названия букв, но чтению они не обучают. Однако у студии «Мизяка Дизяка» (созданной, к слову, профессиональным педагогом) подход совсем другой. В серии «Учимся читать по слогам» зрители найдут ролики, посвященные раннему обучению чтению.

Все серии мультика

Выбрать серию

YouTube responded with an error: The playlist identified with the requests playlistId parameter cannot be found.

Информация о мультиках

Все ролики имеют совсем небольшую продолжительность. И рассчитаны они на детей в возрасте от 3 лет, хотя эти мультфильмы будут интересны и детям постарше. Смотреть онлайн видеоуроки «Учимся читать по слогам» рекомендуется всем дошкольникам, так как они построены на основе современных обучающих методик. Занятия проходят в игровой форме.

Герои мультфильма – симпатичные зверюшки, и они, как и малыши, учатся складывать слова из кубиков. В каждом мультфильме есть веселая песенка, которой ребенок непременно будет подпевать. А в песенке кроется подсказка, и благодаря этому малыш постепенно (не с первого раза, конечно) начнет читать те слоги, которые будут появляться на экране.

Мультфильмы получились красочными и яркими, но не кричащими. В них используются простые визуальные ассоциации, доступные для детского восприятия, и это на самом деле очень важно, ведь у ребенка должна быть мотивация, интерес к тому, что происходит на экране.

Как учить ребенка читать по слогам вместе с мультфильмами?

  1. Сегодня родители могут выбирать для обучения ребенка чтению различные методики. Мультфильмы «Мизяка Дизяка» основаны на методу чтения именно по складам, а не по слогам. Под складами принято понимать минимальные произносительные единицы. То есть слоги могут быть длинными, а склады всегда короче. Эти акустические единицы используются нами для письма и для чтения.
  2. Деление на слоги и склады важнее для филологов. А родителям нужно знать, что на сегодняшний день лучшим учебным пособием считаются кубики Н. Зайцева. И мультфильмы «Мизяка Дизяка» идеально подходят для тех, кто уже начал заниматься с ребенком по этим кубикам. Сами создатели роликов утверждают, что их мультфильмы будут отличным дополнением к основным занятиям. А это означает, что не стоит полагаться исключительно на мультфильмы. С ребенком необходимо заниматься постоянно, пусть даже облекая это обучение в игровую форму.
  3. Очень важно, чтобы малыш понял принцип, по которому из складов формируются слова. Разумеется, для начала нужно изучать самые простые слова со складами, которые ребенку будет несложно произносить – например, «МА» или «ЛА». А уже потом переходить к более сложным конструкциям.

Игры Зума онлайн играть бесплатноИгры шарики, играть бесплатно в онлайн игры шарики

Источник: http://razvivaka.com/chitaem-po-slogam-dlya-rebenka-5-6-let.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector