Занятие в средней группе «как зимуют дикие звери»

«жизнь диких животных зимой» конспект занятия

Цель:
формировать представления о жизни диких животных в зимний период.

Интеграция образовательных областей:
познавательное развитие, речевое развитие, социально – коммуникативное развитие.

Продолжать знакомить с дикими животными, как они приспосабливаются в зимний период времени, воспитывать любовь ко всему живому, стремление помочь им.

Формировать грамматически правильную диалогическую и монологическую речь, учить составлять рассказ по мнемотаблице.

Обогащать словарный запас детей: нора, берлога, стая, логово.

Посмотрите, нам с вами прислали письмо из? кто догадался? далекой Африки.

Прочитаем его: Здравствуйте ребята. (От кого нам может прийти это послание?) (Ответы детей.) Пишет вам животное, которое водится только в теплом, жарком климате отгадайте по загадке, от кого это письмо. Я питаюсь листьями и растительностью, у меня длинная шея и ноги.

Обратите внимание

Я высотой с двух этажный дом и достаю до самых верхушек высоких деревьев. Кто же Я? (Жираф.) У нас круглый год стоит теплая или жаркая погода, я не знаю что такое холод.

Говорят, у вас тоже водятся животные? Какие они я не знаю? Cкоро, наступит холодное время года, и вашим животным придется нелегко.

Жираф просит рассказать ему, как же готовятся наши животные в лесу к наступлению холодов, он очень хочет об этом узнать? Поможем? Как, это можно сделать (ответы детей) нарисовать, составить рассказ. С начало, нам нужно выяснить, какое у нас сейчас время года?

Игра «Скажи наоборот»

День солнечный – пасмурный, морозный,

Ночь темная — лунная, звездная, длинная

Небо серое – облачное, голубое, хмурое

Солнце яркое – горячее, не греет

Ветер холодный – сильный, северный.

Осень ранняя – поздняя, дождливая, серая.

Значит у нас сейчас, поздняя осень.

Холод, ветер на дворе,

Руки мерзнут в ноябре.

Осень поздняя несет

Первый снег и первый лед.
За осенью наступит, какое время года? (Зима.)

Какие хлопоты и у кого в осеннем лесу? (Ответы детей.)

Дети, вы хотели бы посмотреть, что там происходит?

Посмотрите, как красиво в осеннем лесу.

Лес для кого, является домом?

П/и: «Дикие животные».

Раз, два, три, четыре, пять —

Как животных нам назвать? (Шагаем на месте.)

С людьми они не знаются,

Живут в лесу, скрываются. (Хлопаем в ладоши.)

По картинкам всяк их знает
: (Сложить ладошки в виде книжки.)

Волк, лиса, медведь и заяц (Показывают пушистый длинный хвост лисы и длинные уши зайца.)

Дом их заросли густые. (Изобразить крышу дома.)

Звери дикие, лесные. (Изобразить деревья.)

Дети, вы знаете, как готовятся к зиме животные?
Об этом мы обещали рассказать жирафу.

Я буду загадывать загадку, слушайте внимательно:

Зверь мохнатый любит мед, если что- то не поймет,

Может дико зареветь, потому что он (медведь)

Серый, строгий и зубастый, произвел переполох

Все зверята разбежались, напугал зверят тех (волк)

Лесная рыжая плутовка – известна всем ее сноровка,

С ней аккуратней, не зевай,

А, дверь в курятник запирай (лиса)

Всех боится он в лесу: волка, филина, лису,

Бегает от них спасаясь, с длинными ушами (заяц)

Вместо шубки лишь иголки, не страшны ему и волки

Колючий шар, не видно ножек, звать его конечно (ежик)

А, вы знаете, как медведь готовится к зиме? Все лето и осень он готовится:
ест много ягод, ловит рыбу в реке, накапливает жир на зиму. В конце осени он находит себе место под сосной, где лежит много веток, листьев и ложится спать до весны. Зимой снег выпадает, засыпает медвежью берлогу и медведю будет тепло (показываю картинку медведя в берлоге).

Медведь — хищное животное.

Дети, а вы знаете, почему так говорят «сосёт лапу». Просто в середине зимы кожа на лапах у медведя начинает чесаться, зудеть, меняться. Вот медведь во сне и слизывает старую кожу.

Кто сможет рассказать о медведе? Какой он – неуклюжий, неповоротливый, косолапый.

А, кто из вас знает, кто еще спит зимой?

Ежик (картинка ежа)

А, где он прячется?

Важно

Да, ежик готовит себе ямку, небольшую ложбинку, под кучей листьев и хвороста. Оно старательно выстлано травой и листьями. С наступлением холодов еж глубоко закапывается в свою нору и засыпает на всю зиму, перед этим осенью он сытно наедается, ему нужно накопить под своей колючей шубкой очень много жира. Чем он питается? Червями, мелкими грызунами.

Готовятся ли зайцы к зиме?

Зайцы
меняют шубку с серой на белую, чтобы зимой его не было видно на снегу. А ещё белая шубка – тёплая. Питается заяц корой деревьев, молодыми веточками.

У зайца есть дом?

Оказывается, у него нет отдельной норки. Днём он обычно спит в снежной ямке или зарывшись в сугроб, а ночью выходит еду добывать.

Все они приспособились к жизни в лесу. О них никто не заботится, они сами добывают себе пищу и защищаются от врагов.

Подбери слова: заяц какой – пугливый, серый, боязливый, трусишка.

Рассказ по мнемотаблице.

Физминутка:

Раз, два, три, четыре, пять –

Начинаем мы играть.

Ручками похлопаем, головою два кивка

Покрутились, покружились,

И, в зверюшек, превратились. (По картинке.)

Белка — маленький, беззащитный зверек, пушистая рыжеватая шерстка, большой хвост, зубы острые, грызет орехи, семена хвойных деревьев. Делает запасы на зиму. Дом – дупло. Прячется в густых ветках.

Назовите мне врагов зайца?

Это
— лиса и волк. Правильно ребята, а ведь лиса и волк тоже осенью готовятся к зиме. Они тоже линяют. У них вырастает теплая шерсть. Но цвет шерсти у них остается такой же, потому что им не от кого прятаться и маскироваться, они — сами хищники. Они ходят по лесу в поисках добычи. Еще волка называют «Санитар леса» он охотится на очень слабых и больных животных

Это хищные звери. У лисы, есть дом – нора (хором сказали «нора»
, там она может спрятаться от зимней стужи, а у волка — волчье логово. Как называются семья волка? Стая.

У диких животных, есть детёныши:

Как-то раз осенним днем

Звери все пошли гулять гурьбой

За мамой волчицей топал… Кто? (Волчонок.)

За мамой лисицей крался… Кто? (Лисёнок.)

За мамой ежихой катился… Кто? (Ежонок.)

За мамой медведицей шёл… Кто? (Медвежонок.)

За мамой бельчихой скакал… Кто? (Бельчонок.)

За мамой зайчихой прыгал… Кто? (Зайчонок.)

«Выложи на столе животное» из подручного материала (счетные палочки, геометрические фигуры)

Кому я брошу мяч, тот отвечает на вопрос:

1. Кого мы видели в лесу? В лесу мы видели медведя, волка, зайца, лису, ежика.

2. Кто из животных спит зимой? Зимой спят медведь, ежик.

3. Где спит медведь? Медведь спит в берлоге.

4. Какие животные не делают себе запасов на зиму? Не делают себе запасов на зиму волк, заяц, лиса.

5. Какие животные являются врагами для зайца? Волк и лиса

6. Где живет белочка? Белочка живет на дереве в дупле.

7. О чем мы говорили на занятии? Как, дикие животные готовятся к зиме? 8. Какое, животное нас просило нас рассказать, о том, как наши животные готовятся к зиме? Жираф.

Интеграция образовательных областей:
“Познание”, “Коммуникация”, “Физическая
культура” с использованием здоровьесберегающей
технологий: речь с движением – “Снегири”

Цель и задачи:
Уточнять и расширять
представления детей об образе жизни лесных
зверей (белка, заяц, волк, медведь, лось). Обобщить
знания детей о типичных повадках зверей зимой,
способах защиты от врагов. добывания пищи.

Совет

Дать
знания о том, что животные могут выжить только
если приспособятся к тяжёлым зимним условиям.
Воспитывать стремление помогать птицам и зверям
зимой. Активизировать словарь детей. Воспитывать
любовь и бережное отношение к природе.

Оборудование и материалы:

Конверт с письмом от Лесовичка, картинки
животных, карточки-символы для игры
«Перелётные или Зимующие», картинки птиц,
карточки с загадками, картины зимнего леса.

Предварительная работа:

  • Чтение книг: В. Бианки «Лес зимой», Ю.Коваль «Заячьи тропы», Г.Ладонщиков «Что мы видели в лесу?».
  • Рисование: «Животные леса», «Деревья леса».
  • Проведение экологических игр: «Кто где живёт», «Отгадай мой домик», игра-кубик «Чей хвост?»

Виды детской деятельности: коммуникативная
деятельность.

Место проведения: групповое помещение.

Ход занятия

В: Здравствуйте, ребята! Я сегодня получила
письмо от нашего друга Лесовичка. Он зовёт нас с
вами в лес. Но прежде чем мы с вами отправимся в
гости к Лесовичку, давайте вспомним, кто живёт в
зимнем лесу. Но сначала отгадайте мою загадку.

Жаль озябшего бедняжку — Всем ветрам и ветеркам Он последнюю рубашку

Раздарил по лоскуткам.

В: Молодцы ребята!
Это лес.

В: Ребята, как вы думаете, зимой в лесу есть
жизнь? Или лес зимой умирает?

В: Правильно, ребята, зимой лес живёт своей
жизнью. А деревья зимой спят.

В: А почему деревья зимой спят?

В: Правильно, зимой холодно и деревьям нечем
питаться, т.к. по корню не идут питательные
вещества, листья на зиму опадают и дерево
засыпает. А ствол дерева покрыт корой, она
защищает дерево от холода.

В: А какие птицы живут в зимнем лесу? Вы
знаете? (Выслушивает ответы детей)

В: Хорошо, тогда мы с вами поиграем в игру
«Перелётная или Зимующая» надо отгадать
загадки и разделить всех птичек на зимующих и
перелётных.

(Воспитатель загадывает загадки, а дети
отгадывают и ставят картинки с изображением птиц
к соответствующему символу)

В: А звери зимой в лесу есть? Какие?

В: Правильно, зимой в лесу можно увидеть
зверей. Это белка, лось, заяц, волк, лиса.

В: Давайте мы с вами вспомним, как зимуют
звери.

Не мышь, не птица

В лесу резвится.

На деревьях живёт

И орешки грызёт.

В: Кто это?

В: Правильно ребята, это белка (выставляет
картинку белки).

В: Где белка живёт?

(Прыгает с дерева на дерево, находит дупло,
утепляет его и живёт в нём)

В: Чем питается?

(С осени делает запасы: орешки, грибы)

В: Как спасаются от врагов?

(Умеет быстро перебираться с дерева на дерево)

В: Как готовится к зиме?

(Линяет, Меняет шерсть, цвет)

В: А это кто такой?

Зимой белый

Летом серый.

В: (Выставляет картинку) Правильно это заяц.
Как он готовится к зиме?

(Линяет, меняет цвет шерсти).

В: Чем питается?

(Корой деревьев, ветками, молодыми побегами)

В: Есть ли у зайца враги и как он спасается от
них?

(Лиса, волк, спасают быстрые ноги, цвет шерсти)

В: Ребята, а как вы думаете, кто ещё из жителей
зимнего леса питается веточками и корой
деревьев?

В: (выставляется картинка лося)

Правильно, ребята это лось. И люди зимой
помогают перенести лосям тяготы зимней жизни.
Они ставят кормушки с сеном и солью.

В: А есть у лося враг и как он от него
спасается?

(Волк. Убегает или защищается рогами или
копытами)

В: А это, что за зверь?

Кто зимой холодной Ходит по лесу злой

Голодный?

В: Правильно волк.(выставляется картинка
волка)

В: Как волк добывает себе пищу?

(У него сильные ноги, он выносливый. Обычно ему
попадаются слабые или больные животные. Поэтому
его ещё называют » санитаром леса».

В: Где живёт волк?

(Волк живёт в стае и ведёт кочующий образ жизни.
Для выведения потомства роет нору)

В: А это кто?

Хвост пушистый, Мех золотистый, В лесу живёт,

Кур крадёт.

В: (выставляет картинку) Правильно это лиса.

В: Почему лису называют рыжей плутовкой и ей
не страшен мороз?

(У лисы тёплая, густая, рыжая шерсть, а на ногах
шерсть густая, точно валенки)

В: Ребята, вы молодцы. Всё правильно
рассказали. А теперь давайте поиграем.

Физкультминутка «Снегири»

Координация речи с движением, развитие
общих речевых навыков

(чёткости дикции, правильного
звукопроизношения, интонационной
выразительности) Снятие мышечного напряжения.

В: Давайте представим, что мы оказались на
лесной полянке и увидели стайку красногрудых
снегирей.

Вот на ветке, посмотри, (Руками, как
крылышками, хлопают по бокам)

В красных майках снегири (Руками показывают
грудку)

Распустили пёрышки, греются на солнышке.
(Делают мелкие потряхивающие движения рук,
опущенных вдоль тела)

Головой вертят (Повороты головой влево,
вправо, два раза)

Улететь хотят (Бегут по кругу, взмахивают
руками)

Обратите внимание

Кыш! Кыш! Улетели! За метелью! За метелью!
(Разбегаются по группе, продолжая взмахивать
руками)

В: Мы с вами поиграли, отдохнули, а сейчас
отгадайте ещё одну загадку.

Хозяин лесной Просыпается весной. А зимой под вьюжный вой

Читайте также:  Праздники осени для детского сада. сценарии

Спит в избушке снеговой.

В: (выставляется картинка)

Правильно. Медведь. Как медведь готовится к
зиме?

(накапливает подкожный жир, впадает в спячку).

В: Чем питается зимой?

(Зимой спит, жизнь сохраняется за счёт
использования организмом подкожного жира)

В: Вот какая жизнь зимой в лесу.

Каждый заботится о том, чтобы найти корм. В
холодные дни и ночи не замёрзнуть и не погибнуть
от голода. Для животных зима трудное время. Ветры,
метели, снегопады занесут снегом землю, деревья,
кусты, где можно отыскать пищу. Тогда для наших
друзей наступают тяжёлые дни. В это время им
нужна наша помощь. А как мы можем помочь нашим
друзьям?

(Внимательно выслушивает ответы детей)

В:
Ребята, вы молодцы. Правильно отгадали
загадки, много знаете о жизни зимнего леса и его
обитателей. Поэтому мы с вами в следующий раз
отправимся в гости к нашему другу Лесовичку.

Поговорить с ребенком о том, какое сейчас время года; обратить внимание на природные условия зимой; вспомнить знакомых ребенку диких животных, которые проживают в наших лесах, как они добывают себе пищу, чем они питаются, как называется их жилище;

Рассказать ребенку о том, как звери зимуют в лесу, какие изменения произошли в их внешнем виде к зиме.

Задание 2.
Прочитайте ребенку стихотворения, обсудите их. Назовите животных наших лесов, про которых говорится в стихотворении.

Кто где живет

Зимой в берлоге мишка спит,

Под крышей воробей сидит.

Лиска рыжая — в норе,

Жучка — в теплой конуре.

В логове лежит волчиха,

Под кустом дрожит зайчиха.

Белка спряталась в дупле,

Ежик спит в сухой траве.

Белочка — хозяйка

Ветер гонит по земле мерзлых листьев стайку.

Приготовилась к зиме белочка-хозяйка.

В срок она ушанку сшила, серым мехом опушила.

Примеряла боты собственной работы.

Заготовленные впрок шишки спрятала в мешок.

И колоть без спешки принялась орешки.

Славно в белкином жилище — в нем порядок, тишина.

Пусть холодный ветер свищет, белке вьюга не страшна.

Лиса

Лисичка зимой мышкует — мышей ловит. Она встала на пенек, чтобы подальше было видно, и слушает, и слушает, и смотрит: где под снегом мышь пискнет, где снег чуть-чуть шевельнется. Услышит, заметит — кинется. Готово, попалась мышь в зубы рыжей пушистой охотнице!

Белка

Не страшен белке холод. У нее серенькая шубка серенькая. А лето пришло, белка шубку переменила — теперь и холода нет, и прятаться не от кого: не нужен охотникам тонкий рыжий мех. Белка грибы сушит, шишки шелушит.

Волк

Летом ходит волк сытый. Дичи много. Придет зимнее время, птицы улетят, звери спрячутся, нечего есть волку. Злые, голодные ходят волки, ищут добычу. К деревне подойдут… Где сторожа нет да запоры плохи — несдобровать овце.

Медведь

Медведь имеет теплую мохнатую шубу. Морда у него вытянутая. Ходит медведь тяжело, переставляя лапы как-то вкось, поэтому его и назвали косолапым. Но он может быстро бегать. Он очень ловко лазает по деревьям. Медведь ест ягоды, мед. Медведь на холодные месяцы забирается в берлогу, спит и сосет лапу.

Задание 4.
Упражнение на координацию речи с движениями.

Зайки белые сидят и ушами шевелят,
Вот так, вот так, — и ушами шевелят.
Зайкам холодно сидеть, надо лапки им погреть.
Вот так, вот так, — надо лапки им погреть.
Зайкам холодно стоять, надо зайкам поскакать.
Вот так, вот так, — надо зайкам поскакать

Ребенок приседает, держа ладони у головы. Имитирует шевеление ушками.

Ребенок встает и потирает кисти рук — «греет лапки».

Ребенок прыгает на месте, держа руки на поясе.

Дети стоят в кругу. Ребята, скажите какое у вас сегодня настроение? А как его можно сделать еще лучше? Ребята давайте улыбнемся друг другу и возьмемся за руки, чтобы передать тепло наших рук.

Источник: https://vlsgroup.ru/zhizn-dikih-zhivotnyh-zimoi-konspekt-zanyatiya.html

Педология | Итоговое занятие «Как зимуют звери»

Автор: Белянская Любовь Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №44 «Сказка»
Населённый пункт: г.

Белово, Кемеровская область
Наименование материала: Конспект
Тема: Итоговое занятие «Как зимуют звери»
Дата публикации: 28.02.

2016
Раздел: дошкольное образование

Назад

Занятия с детьми. Белянская Любовь Сергеевна Воспитатель МБДОУ детский сад №44 «Сказка» г.Белово Кемеровская область
Конспект итогового занятия в подготовительной группе

«Как звери в лесу зимуют».

Цель:

1. Дать представление о том, как зимуют дикие звери (заяц, белка, медведь, лиса, волк, барсук, лось). 2. Развивать умение логически верно выражать свои мысли, делать сообщения. Учить анализировать, делать выводы, развивать речь. 3.Воспитывать любознательность, любовь к природе родного края, животным, обитающим в лесах.

Задачи:

Расширение знаний детей о жизни животных в лесу зимой. Развитие умений выделять особенности внешнего вида животных, условия обитания. Воспитание интереса к изучению природы, чувства доброты, сопричастности и сопереживания ко всему живому, что нас окружает.

Материал:

Слайды с изображением диких животных зимой, картинки для коллажа «Зимний лес».

Ход беседы

:

Слайд 1.Как зимуют звери?

Ребята, мы с вами уже говорили о том, как меняется природа зимой, говорили о приметах зимы. Но ведь животные — это тоже часть природы. Значит, и с ними происходят перемены. А вот какие — это мы сейчас узнаем. Я вам предлагаю совершить путешествие в зимний лес.

Психологический настрой. Слайд 2.

Белый снег пушистый в воздухе кружится. И на землю тихо падает, ложится. И под утро снегом поле забелело, Точно пеленою все его одело. Темный лес, что шапкой, принакрылся чудной И заснул под нею крепко, непробудно.

Слайд 3.

Посмотрите, какой красивый лес! Всё засыпано снегом. Лес как будто спит под пуховым одеялом. Может быть, в лесу никого нет? Исчезли все звери и птицы? А лес стоит загадочный, А лес стоит таинственный, Безмолвна тишина: Зверушек и пичужек — Всех спрятала зима.

Слайд 4 «Приглашает лес к себе…»

— Кого же мы можем встретить в зимнем лесу? Посмотрите на экран.

Слайд 5 Белка.

— Есть у белки свой дом в лесу. Как зовут его? /дупло/. Чем она питается зимой? /шелушит шишки/.

Слайд 6

-Расскажите о жизни белочки зимой. «Летом рыженькая, а зимой серенькая. У неё сильные задние ноги, чтобы легко было перепрыгивать с ветки на ветку. А пушистый хвост помогает держаться в воздухе и как руль помогает рулить. У белки острый нюх – она может учуять шишку, спрятанную под огромным сугробом! Любит ягоды, грибы и орехи и заготавливает их в дупле на зиму. В сильные морозы спит в дупле. Гнездо у белки в дупле или прямо на веточках, ближе к стволу. Внутри своё жилище зверёк выстилает мхом, лишайником, сухими травинками, листьями и шерстью в таком гнезде обычно один или два входа, которые в сильные морозы белки затыкают мягким лишайником или хвостом». — Путешествие продолжаем.

Слайд 7 Заяц.

По глубокому снегу скачками передвигается заяц от одного куста к другому. — Что можно рассказать о жизни зайца зимой?

Слайд 8

«У него длинные уши, чтобы хорошо слышать. Летом был серым, а к зиме белеет. Сначала белеет хвост, потом задние лапы, а потом белеют спинка и бока. Хвост короткий, чтобы не мешал бегать, а вот задние ноги длинные и сильные, чтобы отталкиваться и делать большие прыжки. Норки нет. Он спит в снежной ямке. В основном зайцы питаются веточками осины, берёзы, а так же клёна и дуба. С веток более толстых сгрызают только кору. Едят и сухую траву, правда не очень охотно. Иногда зимой зайцы наведываются в сады, где обгрызают кору с молодых деревьев. Поэтому люди на зиму обвязывают стволы деревьев. День зверь проводит в укромных местах — под поваленными деревьями, под пнём или в кустах. В сильные морозы роет в снегу глубокие норы. Спит, не закрывая глаз». — У косого нет берлоги, не нужна ему нора. От врага спасают ноги, а от голода нора. А теперь нас в лесу поджидает….

Слайд 9 Волк.

Рассказ ребенка.

Слайд 10

« Волки – хищники коварные и очень опасные и для зверей, и для человека. Волки отлично видят даже в темноте и прекрасно слышат. Зимой волк почти всегда ходит голодный, он не может быстро бегать по рыхлому снегу. А вот по насту бегает очень быстро! Тогда от волка не убежать! Наверное, вы слышали такую поговорку «волка ноги кормят». Это действительно так. Волк пробегает очень большие расстояния, чтобы найти себе пропитание. Они охотятся на лосей, зайцев, куропаток, тетеревов. Да, даже на лосей! Если лось стоит, то волк на него не бросается. Но если лось бежит, то волчья стая может его одолеть. Голодные волки зимой нападают даже на собак и на людей. Зимой у волков вырастает толстая теплая зимняя «шуба», шерсть становится теплее. Живут волки зимой стаями: волк, волчица и их выросшие волчата».

Слайд 11 Стая идет след в след.

Послушайте рассказ В. Бианки. Волчьи хитрости. «Когда волк идет шагом или рысью, он аккуратно ступает правой задней лапой в след своей передней левой лапы, поэтому следы его ложатся прямой, как по верёвочке, строчкой — в одну линейку. Глядишь на такую строчку и читаешь: «Тут прошёл здоровенный волк». Но так попадёшь впросак. Правильно будет читать: «тут прошло пять волков «, потому что тут впереди шла матёрая и мудрая волчица, за ней старый волк и за ними волчата. Ступали след в след, что и в голову не придёт, что это след пяти волков. Это могут отличить только очень опытные следопыты». — Кто нас встречает в лесу? /лиса/

Слайд 12, 13 Лиса.

« Зимой шубка становится очень густой и теплой. На лапках тоже отрастает густая шерсть, чтобы не холодно ступать по снегу. Самое замечательное, что есть у лисы — это пушистый хвост, он, как руль помогает делать резкие повороты, когда она гоняется за мышами. Лисы зимой живут поодиночке. Весь день, особенно вечером, рыщет лисица по лесу: гоняется за зайцами, подкарауливает мышей – мышкует она. А когда устанет, ляжет поспать, но не в нору – зимой она почти там не бывает,- а устроит себе снежную постель, где и свернется калачиком».

Слайд 14 Лиса мышкует.

— Как вы думаете, что делает лиса? /мышкует/ — Путешествие продолжаем. Кто это? /кабан/

Слайд 15 Кабан.

«Зимой кабанам приходится трудно, им очень тяжело идти по глубокому снегу. Если нужно пройти по снегу, то кабаны идут гуськом друг за другом. Сначала идет самый сильный кабан. Он прокладывает всем дорогу, за ним – все остальные. Особенно трудно кабану идти по насту. Кабан проваливается под наст, режет свои ноги острым льдом. Ночами кабаны зимой греются в убежищах, лежат на ветках, листьях. Если очень холодно – то ложатся близко друг к другу – греют друг друга. Кабаны никогда не зарываются в снег, они его не любят. Наоборот, стараются чем-то снег накрыть — натаскают они под елку веток или лягут на камыши. Кормятся кабаны зимой днем. Едят они веточки, выкапывают из-под снега желуди, орехи, траву. Если снега нет – кабанам раздолье! Они выкапывают из земли корневища, луковицы, роют рылом землю, добывают жуков, червяков, куколок. Недаром кабана секачом зовут. Он клыками и дерево подсечёт, как топором, он клыками и волка убьёт — будто саблей зарубит. Даже сам медведь и тот его побаивается. За зиму кабан теряет треть своего веса! К весне остаются только «кожа да кости».

Слайд 16 Лось.

— Из всех зверей, обитающих в наших русских лесах, самый крупный и самый сильный зверь — лось. Недвижно стоящего в лесу лося трудно увидеть — так сливается окраска его бурой шерсти с корой дерева. «Лось – это лесной великан, и еды ему нужно очень много. Зимой лоси живут вместе, обгладывают кору деревьев, растирая ее мощными и крепкими зубами. Очень любят лоси кору молодых осинок. Едят они и побеги молодых сосен, для них эти побеги как лекарство. Отдыхают лоси зимой, закопавшись в снег, в снежных ямах. В пургу лоси собираются в стадо и уходят в укромное место, прячутся на земле — забираются под снежную шубу. Сверху на них падает снег, укрывая лосей иногда почти с головой. Получается снежное тёплое «покрывало». В последний месяц зимы – в феврале — настаёт для лося тяжелая пора. В лесу появляется наст – корочка на снеге. Лоси проваливаются под снег, режут настом себе ноги, не могут быстро бегать. Этим пользуются волки. Лоси защищаются от волков рогами и копытами». — Послушайте отрывок из рассказа И. Соколов – Микитов «Лоси». «Вблизи городов и селений лоси чувствуют себя в большей безопасности, чем в глухих местах, где их преследуют охотники-браконьеры. Они не боятся переходить широкие асфальтовые дороги, по которым непрерывным потоком движутся грузовые и легковые машины. Нередко они останавливаются у самой дороги, и проезжающие в машинах люди свободно могут их наблюдать. Лось — очень сильное, осторожное и умное животное. Отловленные лоси быстро привыкают к людям. Зимою их можно запрягать в сани, как запрягают на севере домашних оленей. Каждый год самцы лосей меняют свои тяжёлые ветвистые рога. Сбрасывая старые рога, они трутся о стволы и сучья деревьев. В лесу нередко люди находят сброшенные рога лосей. Всякий год на рогах самца-лося прибавляется лишний отросток, и по количеству отростков можно узнать возраст лося». — Зимой многие дикие звери спят – погружаются в спячку. Во время спячки они ничего не едят, не растут, не реагируют на звуки. Перед спячкой осенью звери накапливают жир. Жир помогает им во время длительной спячки поддерживать температуру тела – он их «греет» изнутри как печка. — Какие звери спят зимой? /медведь, барсук, ежик/.

Слайд 17, 18 Медведь

. «С наступлением холодов медведь начинает готовить себе берлогу, которую выстилает хвоей, корой деревьев, сухим мхом. Обычно он устраивает её под корнем упавшего дерева. Но прежде чем залечь на зиму, медведь запутывает свои следы, петляет как заяц. Медведь зимой спокойно спит в своей берлоге. Если медведь осенью не нагулял много жира, то он долго не может уснуть в берлоге, ходит по лесу в поисках пищи. Такой медведь очень опасен для всех. Его называют «шатун». Поздней зимойу медведицы рождаются 2-3 медвежонка. Они рождаются беспомощными, лежат у мамы — медведицы на брюхе. Она их кормит густым молоком, но при этом сама не ест. Только весной медвежата выходят из берлоги».

Слайд 19 Барсук.

«Барсук зимой спит, но не очень крепко. Он может проснуться во время оттепели, вылезти из норы ненадолго, пригладить и почистить свою шерстку и … снова пойти спать. В своей зимней «кладовке» припасает на зиму барсук пищу – семена, высушенные лягушки, коренья, желуди. А с осени он накапливает жир – наедается. Во время спячки барсук ничего не ест. А запасы в «кладовой» нужны на время его короткого зимнего пробуждения». — Расскажите стихотворение про барсука.

Игра «Чьи следы?»

— Зимой каждое животные обязательно “распишется” в “зимней книге” леса, т.е. оставит свои следы. Рассмотрите следы животных. Чьи это следы?

Слайд 20,21,22,23,24

Больше всего страдают звери зимой не от холода, а от голода. Именно пища нужна зверюшкам чтобы поддерживать постоянную температуру тела и не погибнуть. Поэтому заботу о диких животных взяли на себя люди – лесники.

Слайд 25,26

Они устанавливают кормушки для лосей и зайцев. Летом заготавливают ветки деревьев, сено.

Слайд 27

На деревья вывешивают кормушки не только для птиц, но и для белок.

Слайд 28

А для кабанов подсыпают на их снежные тропы желуди и корнеплоды. Итог: —Ребята, вам понравилось наше путешествие в зимний лес?

Слайд 29

-Что же интересного вы узнали о жизни животных? — Я предлагаю вам создать творческую работу коллаж «Звери в зимнем лесу».

В раздел образования

Благодарственное письмо. Бесплатно!

Источник: http://pedologiya.ru/servisy/publik/publ?id=288

Педразвитие, создание сайта для педагога, публикация работ педагогов

Автор: Мельник Ирина Юрьевна, воспитатель дошкольного образования, МДОУ детский сад №109, город Магнитогорск, Челябинская область

В раздел дошкольное образование

Познавательное развитие.

Ознакомление с окружающим.

Тема «Как зимуют дикие звери»

(

средняя группа

).

Выполнила: Мельник Ирина Юрьевна. МДОУ «Детский сад № 109». Город Магнитогорск.

Тема «Как зимуют дикие звери».

Программные задачи:

Формировать представления о том, что дикие животные приспосабливаются к изменению погодных условий. Формировать представления детей об образе жизни диких животных в условиях трудной зимовки (изменение цвета и характера шерстного покрова, утепление жилища, заготовка корма).

Предварительная работа:

рассматривание иллюстраций «Дикие животные и их жилища», чтение В. Зотов «Лесная мозайка». Физминутка «Как у наших у зверят».

Материал:

Игрушка Буратино. Картинки диких животных: белка, еж, медведь, барсук, лиса, волк, заяц.

Ход занятия

: В группу входит огорченный Буратино, здоровается со всеми. Воспитатель спрашивает, чем он огорчен. Буратино рассказывает о том, что не узнает знакомые места: все изменилось вокруг, да и знакомых животных в лесу не встретил, тихо там, не с кем и поговорить. «Даже когда к вам шел, не увидел ни травы, ни листьев на деревьях. Ребята вместе с воспитателем объясняют, почему это случилось (стало холодно, солнышко реже светит, деревья приготовились к зиме – листву сбросили). Затем воспитатель предлагает детям и Буратино поиграть. Выставляются на Фланелеграф картинки: дерево, ком снега, ледяная горка, пенек. Буратино посмотрел и сказал: «Подумаешь, я все это видел». Но дети ему говорят: «Посмотри, картинки необычные, волшебные». 1. Буратино вместе с ребенком рассматривает дерево и видит, что там дверца. Предполагают, кто там может быть. Открывают дверцу и видят белочку. Почему она там спряталась? Дети: Скоро наступит зима, будет холодно, морозно, голодно. Сейчас в лесу нет ни шишек с орехами, ни грибов, ни ягод. Голодно стало, но белочка заботливая хозяйка, она заранее сделала запасы еды в кладовых и теперь может спокойно зимовать. Да и цвет шкурки поменяла, он стал такой же, как и ствол дерева: если ей нужно будет сбегать в кладовку, ее даже не видно будет. 2. Затем рассматривают картинку-ледяная горка, она тоже необычная, это берлога нашего Михайлы Иваныча. Дети вспоминают о том, чем питаются медведи (ягодами, медом, травами), этого зимой и поздней осенью нет; медведи строят берлоги и спят там до самой весны, пока не появится солнце и все не начнет цвести. 3. Следующая картинка — снежный ком-открывают, а там норка барсука. Картинка также обыгрывается вместе с Буратино. Чем питается (корешками, травами, овощами). С едой зимой плохо, поэтому барсуки спрятались в свои норки и крепко спят зимой. 4. И последняя загадочная картинка-пенек. Кто же там спрятался? Дети предполагают: ежик колючий, вот он свернулся в клубочек и приготовился спать. Чем питается-мелкими грызунами, змеями. Добычу добывать стало трудно, и он тоже зимой спит, заготовив запасы.

Пальчиковая гимнастика «В лесу»

Дикие животные водятся в лесу (последовательное соединение пальцев правой руки с большим) Здесь увидеть можно волка и лису (последовательное соединение пальцев левой руки с большим) Зайца и медведя, белку, кабана (последовательное соединение пальцев правой и левой рук) Прячет всех надежно (сжимание и разжимание пальцев обеих рук) Лесная тишина (постукивание кулачками друг о друга). — А каких еще диких животных вы знаете? (Перечисляют). -А эти звери впадают в спячку (Ответы детей). — Сережа, покажи иллюстрацию зайца. -Как готовится к зиме заяц? (Меняет цвет шерстки на белую, пушистую, чтобы не замерзнуть и спрятаться) -Чем питается заяц зимой? (Дети отвечают). -Где живет заяц в лесу? (Под деревом, кустом). — Ребята и Буратино, я вам загадаю загадку: Рыжая хозяюшка из леса пришла, Всех кур пересчитала И с собой унесла. — Кто это? (Это лиса). Аня найди иллюстрацию лисы. -Как называется жилище лисы (нора) -Как добывает себе пищу лиса (Охотится на зайцев, мышей, забирается в курятники) . -Какая лиса? (Рыжая, хитрая, пушистая, хищница). -Ребята, кого из диких животных мы еще не назвали? — Как вы думаете, как называется это жилище дикого животного? -Кто живет в логове (Волк) -Как волк живет зимой (Бегает по лесу, добывает себе пищу). -Правильно, есть такая поговорка «Волка ноги кормят», голодный волк очень опасен. Буратино благодарит ребят за интересные рассказы. Теперь он точно знает, куда подевались ему знакомые звери, он будет ждать встречи с ними весной.

В раздел дошкольное образование

Форма:
E-mail:

для обращений
pedrazvitie@mail.ru

  • Подписаться на новости сайта
  • Отписаться от рассылки новостей
  • Условия использования
  • pedrazvitie.ru © 2013 — 2019

Cвидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 — 60640 от 20.01.2015г.

Возрастная категория: 0+

Источник: http://pedrazvitie.ru/raboty_doshkolnoe_new/index?n=33856

Конспект занятия по формированию основ экологического воспитания у детей среднего дошкольного возраста Как дикие звери готовятся к зиме

Цели:

  • Формировать представление о том, что дикие животные приспосабливаются к изменениям погодных условий.
  • Закрепить представление о том, что у каждого времени года свои особенности и как дикие звери приспосабливаются к жизни в зимних условиях.
  • Развивать доказательную речь, логическое мышление, воображение.

Материал:

  • картины «Как зимуют дикие звери»,
  • дидактическая игра «Когда это бывает»,
  • «Времена года»,
  • фланелеграф,
  • на каждого ребенка рисунок бельчонка,
  • раскркска «Осень в лесу»,
  • цветные карандаши.

Ход занятия

Эмоциональный настрой: «Улыбка».

1. Игра «Когда это бывает».

У детей цветные карточки. Белые карточки обозначают — зиму, зеленые — весну, красные — лето, желтые — осень.

Воспитатель предлагает отгадать, когда это бывает.

Дел у меня немало — Я белым одеялом Всю землю укрываю, В лед реки убираю, Белю поля, дома,

Зовут меня : (Зима).

Зазвенели ручьи, Прилетели грачи, В дом свой — улей — пчела Первый мед принесла. Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает? (Весной).

Солнце печет, Липа цветет. Рожь колосится, Золотится пшеница. Кто скажет. кто знает.

Когда это бывает? (Летом).

Дни стали короче, Длинней стали ночи, Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает? (Осенью)

Свои ответы дети сопровождают поднятием карточек.

Приходит Буратино, здоровается со всеми, просит прощения за свое опоздание на занятие. Буратино рассказывает о том, что не мог найти детский сад, не узнаёт знакомых мест, все изменилось вокруг: на деревьях нет листьев, трава пожелтела, ее покрыл первый снежок; гуляя по даче, в лесу не встретил знакомых животных, тихо в лесу, не с кем поговорить.

Воспитатель вместе с детьми объясняют Буратино, почему это случилось.

(Стало холодно, солнышко реже светит, не такое теплое, деревья приготовились к зиме — листву сбросили).

Рассказ сопровождается показом зрительных символов на фланелеграфе.

Дети читают стихи.

Ни листочка, ни травинки, Тихим стал наш сад, И березки и осинки Скучные стоят. Зябнет осинка, Дрожит на ветру. Дайте осинке Пальто и ботинки. Нужно согреться Бедной осинке. Дуб дождя и ветра Вовсе не боится. Кто сказал, что дубу Страшно простудиться? Ведь до поздней осени Он стоит зеленый — Значит он выносливый,

Значит закаленный.

2. Оздоровительная минутка «Времена года».

Воспитатель.

Представьте, что вы маленькое зернышко. Дети присели
Весной посадили вас на землю.
Солнышко тёплое нагрело землю, Встают, тянут руки вверх
Дождик теплый полил, поднимают голову
Зернышко проросло, Стебелек протянулся к солнцу, Выросли листочки,

Раскрылся цветочек.

Важно

Всё лето радовалось растение солнышку, Качают руками
Качалось под ветром.

Но вот наступила осень, Присели, опустили голову,
Подул холодный ветер, опустили руки.
Солнце реже светит, Дождь холодный, Опали листочки, Согнулся стебель,

Ждем зимы.

3. Составление детьми экологических рассказов.

Воспитатель обращает внимание детей и Буратино на фланелеграф. На нем выставлены картинки: дерево, зимний пейзаж, пеньки, берлога. Буратино посмотрел и сказал: «подумаешь, я всё это видел!». Но дети ему говорят: «Посмотри внимательно. Эти картинки необычные, волшебные»

А.Рассматриваем дерево. Там есть дверца. Открываем и видим белочку.

Почему она спряталась?

Дети. Скоро наступит зима, будет холодно, морозно, голодно. Сейчас в лесу нет ни шишек с орехами, ни грибов, ни ягод. Голодно стало, но белочка заботливая хозяйка: она заранее сделала запасы еды в кладовых и теперь можно спокойно зимовать. Да и цвет шкурки поменяла, он стал такой же, как ствол дерева: если ей нужно будет сбегать в кладовку, её даже не будет видно.

Б.Берлога медведя. Дети вспоминают, чем питается медведь (ягоды, мед, трава). Этого зимой и поздней осенью нет: медведи строят берлоги и спят там до самой весны, пока не пригреет солнце и всё не начнет цвести.

В. Пеньки. Кто же там спрятался? Дети предполагают: мышка под одним пеньком, ёжик под другим.. Ёжик колючий свернулся в клубок и приготовился спать. Он питается мелкими грызунами, змеями Добычу стало трудно добывать ,и он тоже спит, заготовив запасы.

Г. Зайчик (подвижная модель) поменял цвет шерсти.

4. Пальчиковый игротренинг «Лиса, заяц, волк».

Зайка

Ушки длинные у зайки, Из кустов они торчат,

Он и прыгает и скачет, веселит своих зайчат.

Пальчики в кулачок. Выставить вверх указательный и средний пальцы. Ими шевелить в сторону и вперед.

Волк и лиса.

Серый волк бежит по лесу, А за ним бежит лиса. Поднялись у них трубою.
Два пушистеньких хвоста.

Совет

Волк делаем (проходик), большие пальцы разводим в стороны.: указательные пальцы сгибаются внутрь ладони и образуют лоб, а остальные в виде( лодочки)_ верхнюю и нижнюю челюсти.

Лиса: выполняем тоже самое, но внутрь ладони сгибаем ещё мизинцы, чтобы мордочка у лисы была острее

Большие пальцы чуть сгибаем. Одна фигурка вытекает из другой.

5. Эмоциональная гимнастика «Вокруг себя обернись и в зверя превратись».

Дети изображают поведение животных: злой, сердитый волк, трусливый зайчик, хитрая лиса, встревоженная белочка

Воспитатель предлагает рассказать остались мишке, ёжику и зайчику рассказать о том, как они встречают осень.

Мишка.

В берлогу скоро лягу спать, За осенью зима придёт опять Пусть мне во сне приснится мёд!

Проснусь, когда весна придет!

Зайка.

Пора мне, зайчику, линять Пора мне шубку поменять, Зимой быть серым не могу,

Меня заметят на снегу.

Ёжик.

Я тоже буду спать, как мишка, Я поохотился за лето: Грибы искал, мышей ловил. Мне нужно отдохнуть за это, Устал я, выбился из сил, А для вас, мои друзья,

Принёс грибов корзинку я.

5. Практические действия с моделями.

У детей — зрительные символы. Предлагается выставить модели на фланелеграфе выполняя действия:

  • Звери поменяли цвет шерстки: она стала гуще.
  • Приготовили себе дома (берлоги, дупла, норы).
  • Заготовили корм.

За хороший рассказ Буратино дарит каждому ребенку раскраску «Осень в лесу» и рассказывает сказку про непослушных бельчат:

6. Развитие мелкой моторики.

«Однажды мама-белка ушла за припасами, а бельчатами велела тихо сидеть, но они расшумелись. Услышала их курица. Как нам спасти бельчат? (Ответы детей.)

Пока дети штрихуют, звучит музыка П.И Чайковского «Золотая осень. Октябрь», из цикла «Времена года»

7. Рефлексия.

  • Какое настроение у вас возникло на занятии?
  • Что нового узнали?
  • О ком из животных узнали больше?
  • Назовите времена года?
  • Как дикие звери готовятся к зиме?
  • Назовите диких животных?

Источник: https://students-library.com/library/read/52533-konspekt-zanatia-po-formirovaniu-osnov-ekologiceskogo-vospitania-u-detej-srednego-doskolnogo-vozrasta-kak-dikie-zveri-gotovatsa-k-zime

кто как зимует

В кухне на табуретке стояла плоская корзина, на плите — кастрюля, на столе — большое белое блюдо. В корзине были раки, в кастрюле был кипяток с укропом и солью, а на блюде ничего не было.

Вошла хозяйка и начала: раз — опустила руку в корзину и схватила рака поперёк спины; два — кинула рака в кастрюлю, подождала, пока он сварится, и —

три — переложила рака ложкой из кастрюли на блюдо. И пошло, и пошло!

Раз — чёрный рак, схваченный поперёк спины, сердито шевелил усами, раскрывал клешни и щёлкал хвостом; два — рак окунался в кипяток, переставал шевелиться и краснел;

три — красный рак ложился на блюдо, лежал неподвижно, и от него шёл пар.

Раз-два-три, раз-два-три — в корзине оставалось всё меньше чёрных раков, кипяток в кастрюле кипел и булькал, а на белом блюде росла гора красных раков.

И вот остался в корзине один последний рак.

Раз — и хозяйка схватила его поперёк спины.

В это время ей крикнули что-то из столовой.

— Несу, несу,- последний! — ответила хозяйка — я спуталась: два — кинула чёрного рака на блюдо, подождала немножко, подцепила ложкой с блюда красного рака и

три — опустила его в кипяток.

Обратите внимание

Красному раку было всё равно, где лежать — в горячей кастрюле или на прохладном блюде. Чёрному раку совсем не хотелось в кастрюлю; не хотелось ему лежать и на блюде. Больше всего на свете ему хотелось туда, где раки зимуют. И — долго не раздумывая — он начал своё путешествие: задом, задом на попятный двор.

Он наткнулся на гору неподвижных красных раков и забился под них.

Хозяйка украсила блюдо укропом и подала на стол.

Белое блюдо с красными раками и зелёным укропом было красиво. Раки были вкусны. Гости были голодны. Хозяйка была занята. И никто не заметил, как чёрный рак перевалился с блюда на стол и задом, задом подполз под тарелку, задом, задом добрался до самого края стола.

А под столом сидел котёнок и ждал, не перепадёт ли ему что-нибудь с хозяйского стола.

Вдруг — бап! — треснулся перед ним кто-то чёрный, усатый.

Котёнок не знал, что это рак, думал — большой чёрный таракан, и толкнул его носом.

Рак попятился.

Котёнок тронул его лапкой.

Рак поднял клешню.

Котёнок решил, что с ним дела иметь не стоит, обернулся и мазнул его хвостом.

А рак хвать! — и зажал ему клешнёй кончик хвоста.

Что тут с котёнком стало! Мяу! — он скакнул на стул. Мяу! — со стула на стол. Мяу! — со стола на подоконник. Мяу! — и выскочил во двор.

— Держи, держи, бешеный! — кричали гости.

Но котёнок вихрем помчал через двор, взлетел на забор, понёсся по саду. В саду был пруд, и котёнок, верно, свалился бы в воду, если б рак не разжал клешни и не отпустил его хвоста.

Котёнок повернул назад и галопом поскакал домой.

Пруд был маленький, весь зарос травой и тиной. Жили в нём ленивые хвостатые тритоны, да карасики, да улитки. Житьё у них было скучное — всегда всё одно и то же. Тритоны плавали вверх и вниз, карасики плавали взад-вперёд, улитки ползали по траве — один день наверх ползёт, другой — вниз спускается.

Вдруг всплеснула вода, и чьё-то чёрное тело, пуская пузыри, опустилось на дно.

Сейчас же все собрались на него поглядеть — приплыли тритоны, прибежали карасики, поползли вниз улитки.

И верно, было на что поглядеть: чёрный был весь в панцире — от кончиков усов до кончика хвоста. Гладкие латы охватывали его грудь и спину. Из-под твёрдого забрала на тоненьких стебельках высовывались два неподвижных глаза. Длинные прямые усы торчали вперёд, как пики. Четыре пары тонких ног были как вилочки, две клешни — как две зубастые пасти.

Важно

Никто из прудовых жителей ещё ни разу в жизни не видал рака, и все из любопытства лезли поближе к нему. Рак шевельнулся — все испугались и отодвинулись подальше. Рак поднял переднюю ножку, ухватил вилкой свой глаз, вытянул стебелёк и давай чистить.

Это было так удивительно, что все опять полезли на рака, а один карасик даже наткнулся на его усы.

Рраз! — рак схватил его клешней, и глупый карасик разлетелся пополам.

Всполошились рыбки и карасики, разбежались кто куда. А голодный рак спокойно принялся за еду.

Сытно зажил рак в пруду. Целыми днями он отдыхал в тине. Ночами бродил, ощупывал усами дно и траву, хватал клешнями тихоходов-улиток.

Тритоны и карасики боялись теперь его и близко не подпускали к себе. Да ему достаточно было и улиток: он съедал их вместе с домиками, и панцирь его только креп от такой пищи.

Но вода в пруду была гнилая, затхлая. И его по-прежнему тянуло туда, где раки зимуют.

Раз вечером начался дождь. Он лил всю ночь, и к утру вода в пруде поднялась, вышла из берегов. Струя подхватила рака и понесла из пруда, ткнула в какой-то пень, подхватила опять и сбросила в канаву.

Рак обрадовался, расправил широкий хвост, захлопал им по воде и задом, задом, как ползал, поплыл.

Но дождь кончился, канава обмелела — плыть стало неудобно. Рак пополз.

Совет

Полз он долго. Днём отдыхал, а ночью снова отправлялся в путь. Первая канава свернула во вторую, вторая в третью, третья — в четвёртую, а он всё пятился, полз, полз — и всё никак не мог никуда приползти, выбраться из ста канав.

На десятый день пути он забрался, голодный, под какую-то корягу и стал ждать, не поползёт ли мимо улитка, не проплывёт ли рыбка или лягушка.

Вот сидит он под корягой и слышит: бул-дых! Что-то тяжёлое упало с берега в канаву.

И видит рак: плывёт к нему мордастый зверь с усами, с короткими лапами, а ростом с котёнка.

В другое время рак испугался бы, попятился от такого зверюги. Но голод не тётка. Чем-нибудь надо брюхо набить.

Пропустил рак зверя мимо себя да хвать его клешнёй за толстый волосатый хвост. Думал, отрежет, как ножницами.

Да не тут-то было. Зверь — а это была водяная крыса — как рванёт — и легче птички вылетел рак из-под коряги.

Метнула крыса хвостом в другую сторону — крак! — и переломилась рачья клешня пополам.

Обратите внимание

Упал рак на дно и лежит. А крыса дальше поплыла с его клешнёй на хвосте. Спасибо, ещё не хватила рака своими страшными зубами, не помог бы ему и крепкий панцирь.

Пополз рак дальше с одной клешнёй.

Нашёл водоросли и поел их. Потом попал в ил. Рак засунул в него свои лапки-вилки и давай ими шарить. Левая задняя лапка нащупала и схватила в иле червяка. Из лапки в лапку, из лапки в лапку, из лапки в лапку — и отправил рак червяка себе в рот.

Подкрепился и пополз дальше.

Целый месяц уже длилось путешествие по канавам, уже был сентябрь месяц, когда рак вдруг почувствовал себя плохо, так плохо, что не мог ползти дальше; и стал он хвостом песок в берегу ворошить, рыть.

Только успел вырыть себе норку в песке, как начало его корчить.

Рак линял. Он упал на спину, хвост его то разжимался, то сжимался, усы дёргались. Потом он разом вытянулся — панцирь его лопнул на животе — и из него полезло розовато-коричневое тело. Тут рак сильно дёрнул хвостом — и выскочил сам из себя. Мёртвый усатый панцирь выпал из пещерки. Он был пустой, лёгкий. Сильным течением его поволокло по дну, подняло, понесло.

А в глиняной пещерке остался лежать живой рак — такой мягкий и беспомощный теперь, что улитка могла бы проткнуть его своими нежными рожками.

День проходил за днём, а он всё лежал без движения. Понемногу тело его стало твердеть, снова покрываться жёстким панцирем. Только теперь панцирь был уже не чёрный, а красно-коричневый.

И вот чудо: оторванная крысой клешня быстро начала отрастать заново.

Рак вылез из норки и с новыми силами отправился в путь — туда, где раки зимуют.

Из канавы в канаву, из ручья в ручей полз терпеливый рак. Панцирь его чернел. Дни становились короче, шли дожди, на воде плавали лёгкие золотые челночки — облетевшие с деревьев листья. По ночам вода подёргивалась хрупким ледком.

Ручей вливался в ручей, ручей бежал к реке.

Плыл, плыл по ручьям терпеливый рак — и наконец попал в широкую реку с глиняными берегами.

Важно

В крутых берегах под водой в несколько этажей пещерки, пещерки, пещерки — как гнёзда ласточек вверху над водой, в обрыве. И из каждой пещерки рак глядит, шевелит усами, грозит клешнёй.

Целый рачий город.

Обрадовался рак-путешественник. Нашёл в берегу свободное местечко и вырыл себе уютную-уютную норку-пещерку. Наелся поплотней и залёг зимовать, как медведь в берлогу.

Да уж и пора было: снег падал, и вода замерзала.

Заткнул рак вход в пещерку своей большой клешнёй — поди-ка, сунься к нему!

И заснул.

Так и все раки зимуют.

Источник: http://rodnaya-tropinka.ru/kto-kak-zimuet/

Ссылка на основную публикацию