Заповеди марии монтессори

Заповеди Марии Монтессори для родителей

Всего четыре педагога совершили революцию педагогического воспитания в ХХ веке. Это американец Джон Дьюи, немец Георг Кершенштейнер, итальянка Мария Монтессори и наш соотечественник Антон Макаренко.

Мария Монтессори стала первой в истории своей страны женщиной-доктором.

Всю жизнь она проработала с детьми, создав путём точных наблюдений уникальную систему образования для разностороннего и гармоничного развития ребёнка. А также сформулировала краткие заповеди-напоминания для родителей.

Обратите внимание

Они просты, но если вдуматься в каждую из них – это многотомная мудрость в нескольких словах.

Если Вы будете хотя бы раз в год перечитывать этот список, то взаимоотношения с детьми могут выйти на качественно новый уровень, а ребенок вырастет более развитой и гармоничной личностью:

  • Де­тей учит то, что их окру­жа­ет.
  • Если ре­бен­ка час­то кри­ти­ку­ют – он учит­ся осуж­дать.
  • Если ре­бен­ка час­то хва­лят – он учит­ся оце­ни­вать.
  • Если ре­бен­ку де­мон­ст­ри­ру­ют враж­деб­ность – он учит­ся драть­ся.
  • Если с ре­бен­ком чест­ны – он учит­ся спра­вед­ли­вос­ти.
  • Если ре­бен­ка час­то вы­сме­и­ва­ют – он учит­ся быть роб­ким.
  • Если ре­бе­нок жи­вет с чувст­вом без­опас­нос­ти – он учит­ся ве­рить.
  • Если ре­бен­ка час­то по­зо­рят – он учит­ся чувст­во­вать се­бя ви­но­ва­тым.
  • Если ре­бен­ка час­то одоб­ря­ют – он учит­ся хо­ро­шо к се­бе от­но­сить­ся.
  • Если к ре­бен­ку час­то бы­ва­ют сни­схо­ди­тель­ны – он учит­ся быть тер­пе­ли­вым.
  • Если ре­бен­ка час­то под­бад­ри­ва­ют – он при­о­бре­та­ет уве­рен­ность в се­бе.
  • Если ре­бе­нок жи­вет в ат­мо­сфе­ре друж­бы и чувст­ву­ет се­бя не­об­хо­ди­мым – он учит­ся на­хо­дить в этом ми­ре любовь.
  • Не го­во­ри­те пло­хо о ре­бен­ке – ни при нем, ни без не­го.
  • Кон­цент­ри­руй­тесь на раз­ви­тии хо­ро­ше­го в ре­бен­ке, так что в ито­ге пло­хо­му не бу­дет оста­вать­ся ме­с­та.
  • Всег­да при­слу­ши­вай­тесь и отве­чай­те ре­бен­ку, ко­то­рый об­ра­ща­ет­ся к вам.
  • Ува­жай­те ре­бен­ка, ко­то­рый сде­лал ошиб­ку и смо­жет сей­час или чуть поз­же ис­пра­вить ее.
  • Будь­те го­то­вы по­мочь ре­бен­ку, ко­то­рый на­хо­дит­ся в по­ис­ке и быть не­за­мет­ным для то­го ре­бен­ка, ко­то­рый уже все нашел.
  • По­мо­гай­те ре­бен­ку осва­ивать неосвоенное ра­нее. Де­лай­те это, на­пол­няя окру­жа­ю­щий мир за­бо­той, сдер­жан­ностью, ти­ши­ной и лю­бовью.
  • В об­ра­ще­нии с ре­бен­ком всег­да при­дер­жи­вай­тесь луч­ших ма­нер – пред­ла­гай­те ему луч­шее, что есть в вас самих.

А в народе говорят: «На самом деле в отношениях с детьми всё не так сложно: хотите хороших детей – будьте хорошими родителями».

Реклама

Источник: http://thingx.ru/lifestyle/zapovedi-marii-montessori-dlya-roditelej/

Принципы обучения и заповеди для родителей от Марии Монтессори | Красота спасет мир?

Еще в начале XX века она создала педагогическую систему, равной которой в мировой практике нет до сих пор.

Основная идея Марии Монтессори состоит в том, чтобы дать возможность ребенку наиболее полно раскрыть свой внутренний потенциал в обучении, реализовать свою индивидуальность, найти свой уникальный путь

Мария Монтессори наблюдала за детьми в свободной, непринужденной обстановке; не тестируя их, она определяла базисные потребности каждого в самых разнообразных сферах: в стремлении к любви, уважению, в интересе к окружающему миру, во вкусовых предпочтениях.

Детей учит то, что их окружает.

Если ребенка часто критикуют – он учится осуждать.

Если ребенка часто хвалят – он учится оценивать.

Если ребенку демонстрируют враждебность – он учится драться.

Если с ребенком честны – он учится справедливости.

Если ребенка часто высмеивают – он учится быть робким.

Если ребенок живет с чувством безопасности – он учится верить.

Если ребенка часто позорят – он учится чувствовать себя виноватым.

Если ребенка часто одобряют – он учится хорошо к себе относиться.

Если к ребенку часто бывают снисходительны – он учится быть терпеливым.

Если ребенка часто подбадривают – он приобретает уверенность в себе.

Если ребенок живет в атмосфере дружбы и чувствует себя необходимым – он учится находить в этом мире любовь.

Не говорите плохо о ребенке – ни при нем, ни без него.

Концентрируйтесь на развитии хорошего в ребенке, так что в итоге плохому не будет оставаться места.

Всегда прислушивайтесь и отвечайте ребенку, который обращается к вам.

Уважайте ребенка, который сделал ошибку и сможет сейчас или чуть позже исправить ее.

Будьте готовы помочь ребенку, который находится в поиске и быть незаметным для того ребенка, который уже все нашел.

Помогайте ребенку осваивать неосвоенное ранее. Делайте это, наполняя окружающий мир заботой, сдержанностью, тишиной и любовью.

Важно

В обращении с ребенком всегда придерживайтесь лучших манер – предлагайте ему лучшее, что есть в вас самих.

Мария Монтессори разаботала систему воспитания, основанную на индивидуальном подходе педагога к каждому ребёнку — малыш постоянно сам выбирает дидактический материал и продолжительность занятий, развиваясь в собственном ритме и направлении.

1. Движение и Познание

Движение и познание тесно переплелись, и движение может повысить мышление и обучение.
Известная история о школьнице Джиллиан Линн. Родители сказали, что у нее неуспеваемость, потому что она постоянно нервничала и не могла сосредоточиться. Они отправили ее к специалисту.

Она беспокойно сидел на руках в то время как врач и ее мать говорила о проблемах Джиллиан в школе.
В конце концов, врач сказал, что он должен поговорить с матерью наедине, он и мать Джиллиан вышли из комнаты. Когда он уходил, то включил радио, и сказал матери: «Просто стойте здесь и смотрите на нее.

»
В ту минуту, когда доктор и мать вышла из комнаты, Джиллиан начала двигаться в такт музыке.
Доктор повернулся к матери и сказал: «Г-жа Линн, Джиллиан не больна, она танцовщица ».
Джиллиан Линн продолжала изучать танцы и в конечном итоге стала всемирно известным хореографом.

Люди должны двигатся, каждый по-своему.

2. Выбор

Обучение и благополучие улучшается, когда у людей есть чувство контроля над своей жизнью.
Составьте список рабочих заданий в течение дня и график их выполнения.
Держите в холодильнике здоровые закуски на выбор.

Создайте корзину книг для чтения на выбор.

3. Интерес

Люди учатся лучше, когда они заинтересованы в том, что они учатся.
Заполните ящик или журнальный столик книгами из библиотеки, с красивыми, вдохновляющим фотографиями, которые вызовут обсуждение и интерес.

Создайте карту исследования вокруг любимого хобби, периода в истории, музыканта, автора или животного на выбор вашего ребенка.

Любите писать письма? Создайте коробку для письма, где будет все необходимое: стационарные ручки, марки, адресная книга, (ламинированная) копия правильного написания письма.

4. Избегайте наград

Связывание деятельности с наградами, такими как деньги за чтение или за высокие оценки на контрольных, негативно сказывается на мотивации участников, когда награда отменяется.

5. Совместное обучение со сверстниками

Механизмы взаимодействия могут быть очень благоприятными для обучения.
Формирование группы вязания в вашем доме
Встреча в кафе еженедельной исследовательской группы
Сформируйте в группу молодых писателей или поэтов
Ищите группы по интересам

Кинопроизводство? Соберитесь с друзьями, чтобы снять короткометражный фильм.

6. Обучение в контексте

Обучение в значимом контексте часто глубже и богаче, чем обучение в абстрактных условиях.
Сделайте самодельный йогурт, а не говорите о том, как изготовлен их любимый йогурт.

Узнайте о флоре и фауне с гидами на местах во второй половине дня похода через лес.
Сделайте утреннюю поездку в продуктовый магазин с бюджетом и списком покупок.

Играйте с наукой, сделав домашний бальзам для губ, мыло, или природные средства.

7. Путь учителя и путь ребенка

Конкретные формы взрослого взаимодействия связаны с более оптимальными результатами у детей.

Дети могут сотрудничать с вами при проектировании сада, переставляя мебель (проектируя дизайн), или пересмотре выбора учебных программ на предстоящий год
Сотрудничать в создании списка литературы на следующий год.

Попросите их рекомендовать несколько наименований книг, которые они любят, чтобы вы им почитали.

8. Порядок на столе, порядок в мыслях

Не допускайте беспорядка на рабочем столе
Организуйте 10 минутную уборку после каждого обучения

Создайте рабочие стеллажи для практических занятий

Эти принципы могут служить примерной схемой или просто источником вдохновения, для каждого из нас в организации домашнего обучения.

На самом деле в отношениях с детьми не так сложно: хотите хороших детей – будьте хорошими родителями

До введения в Италии Евро, портрет Марии Монтессори украшал купюру 1000 лир.

В 1988 г. решением ЮНЕСКО  имя М. Монтессори включено в список четырех педагогов, определивших способ педагогического мышления XX века. Это — Джон Дьюи, Георг Кершенштейнер, Мария Монтессори и Антон Макаренко.

Имя итальянки Марии Монтессори замечательной учительницы, психолога, физика, врача семьдесят лет было забыто в восточной Европе и упоминалась лишь в трудах историков педагогики. В то же время на Западе, в Америке, Азии открывались научные институты и академии, в которых изучали и воплощали в жизнь идеи Марии Монтессори, и миллионы детей успешно учились в ее школах.

Именно Монтессори-школа занесена в Книгу Гиннеса как самая многочисленная. В ней учится более 22000 детей, а находится она в Индии. Монтессори-школу в Америке окончила дочка Билла Клинтона. Внуки и правнуки Льва Николаевича Толстого, эмигрировавшие в разные страны мира, тоже учились в Монтессори-школах.

В Нидерландах, Финляндии и США детские сады и школы этого направления включены в основной государственный реестр официальных учебных заведений.

Если вам понравилась статья и наш сайт, расскажите друзьям!

Источник: https://elklub.ru/printsipy-obucheniya-i-zapovedi-dlya-roditelej-ot-marii-montessori/

Заповеди Марии Монтессори для родителей

«Помоги мне сделать это самому» – так звучит главный принцип методики,  способствующей саморазвитию и самовоспитанию малышей. Согласно системе, малыш должен в непринужденной атмосфере и своём темпе делать то, что ему нравится. Воспитателю же следует разобраться, что интересно ребенку, создать подходящую среду для занятий и научить воспитанника использовать подручные материалы.

Читайте также:  Конспект занятия по пдд в старшей группе. транспортные средства

Применение методики Монтессори помогает ребенку развить заложенный потенциал, стать свободной, самодостаточной личностью. Поэтому система Монтессори была и остается более чем популярной, насчитывается множество детских учреждений, применяющих данную методику.

«У нас есть проблема – взрослые находятся в центре внимания цивилизации. Если власти перенесут свой взгляд на детей, на душу ребенка, мы сможем создать мирный мир. Образование – оружие мира», – отмечала Мария Монтессори.

Заповеди Марии Монтессори для родителей

  1.  Детей учит то, что их окружает.
  2. Если ребенка часто критикуют — он учится осуждать.
  3. Если ребенка часто хвалят — он учится оценивать.
  4. Если ребенку демонстрируют враждебность — он учится драться.
  5. Если с ребенком честны — он учится справедливости.
  6. Если ребенка часто высмеивают — он учится быть робким.
  7. Если ребенок живет с чувством безопасности — он учится верить.
  8. Если ребенка часто позорят — он учится чувствовать себя виноватым.
  9. Если ребенка часто одобряют — он учится хорошо к себе относиться.
  10. Если к ребенку часто бывают снисходительны — он учится быть терпеливым.
  11. Если ребенка часто подбадривают — он приобретает уверенность в себе.
  12. Если ребенок живет в атмосфере дружбы и чувствует себя необходимым — он учится находить в этом мире любовь.
  13. Не говорите плохо о ребенке — ни при нем, ни без него.
  14. Концентрируйтесь на развитии хорошего в ребенке, так что в итоге плохому не будет оставаться места.
  15. Будьте активны в подготовке среды. Проявляйте постоянную тщательную заботу о ней. Показывайте место каждого развивающего материала и правильные способы работы с ним.
  16. Будьте готовы откликнуться на призыв ребенка, который нуждается в вас. Всегда прислушивайтесь и отвечайте ребенку, который обращается к вам.
  17. Уважайте ребенка, который сделал ошибку и сможет сейчас или чуть позже исправить ее, но немедленно строго останавливайте любое некорректное использование материала и любое действие, угрожающее безопасности самого ребенка или других детей.
  18. Уважайте ребенка, отдыхающего или наблюдающего за работой других, или размышляющего о том, что он сделал или собирается сделать.
  19. Помогайте тем, кто хочет работать, но пока не может выбрать себе занятие по душе.
  20. Будьте неустанны, разъясняя ребенку то, чего ранее он понять не мог — помогайте ребенку осваивать не освоенное ранее, преодолевать несовершенство. Делайте это, наполняя окружающий мир заботой, сдержанностью и тишиной, милосердием и любовью. Будьте готовы помочь ребенку, который находится в поиске и быть незаметным для того ребенка, который уже все нашел.
  21. В обращении с ребенком всегда придерживайтесь лучших манер — предлагайте ему лучшее, что есть в вас самих.

Источник: https://gazeta-pedagogov.ru/zapovedi-marii-montessori-dlya-roditelej/

19 заповедей Марии Монтессори для родителей

Чтобы постоянно совершенствовать свои отношения с ребёнком и не забывать о главных моментах вашего общения, достаточно хотя бы иногда перечитывать эти ёмкие заповеди от знаменитой Марии Монтессори.

Выдающаяся итальянка — первая женщина-врач в стране, педагог, учёный и философ — Мария Монтессори прославилась, в основном, своими инновационными методиками обучения детей, которые сегодня, как и 100 лет назад, остаются эффективнее классических образовательных программ. Монтессори-среда теперь есть не только во многих детских садах и развивающих центрах, но и в домах и квартирах.

Однако не только эти методики были предметом изучения Монтессори. Большое внимание уделяла она и воспитанию детей, отношению к ним родителей, а также эмоциональной стороне семейного общения.

Совет

Опираясь на свой многолетний опыт, Мария Монтессори сформулировала 19 заповедей для родителей, которые помогут лучше понять своего ребёнка, наладить отношения с ним и вырастить гармоничную личность.

  1. Если ребёнка часто критикуют — он учится осуждать.
  2. Если ребёнка часто хвалят — он учится оценивать.
  3. Если ребёнку демонстрируют враждебность — он учится драться.
  4. Если с ребёнком честны — он учится справедливости.
  5. Если ребёнка часто высмеивают — он учится быть робким.
  6. Если ребенок живет с чувством безопасности — он учится верить.
  7. Если ребёнка часто позорят — он учится чувствовать себя виноватым.
  8. Если ребёнка часто одобряют — он учится хорошо к себе относиться.
  9. Если к ребёнку часто бывают снисходительны — он учится быть терпеливым.
  10. Если ребёнка часто подбадривают — он приобретает уверенность в себе.
  11. Если ребёнок живёт в атмосфере дружбы и чувствует себя необходимым — он учится находить в этом мире любовь.
  12. Детей учит то, что их окружает. Уважайте ребёнка, который сделал ошибку и сможет сейчас или чуть позже исправить её.
  13. Не говорите плохо о ребёнке — ни при нём, ни без него.
  14. Концентрируйтесь на развитии хорошего в ребёнке, так что в итоге плохому не будет оставаться места.
  15. Всегда прислушивайтесь и отвечайте ребёнку, который обращается к вам.
  16. Будьте готовы помочь ребёнку, который находится в поиске, и быть незаметным для того ребёнка, который уже всё нашел.
  17. Помогайте ребёнку осваивать неосвоенное ранее.
  18. Делайте это, наполняя окружающий мир заботой, сдержанностью, тишиной и любовью.
  19. В обращении с ребёнком всегда придерживайтесь лучших манер — предлагайте ему лучшее, что есть в вас самих.

Что удивительно, ни одна из этих заповедей в наши дни не звучит старомодно, и они уже больше столетия не теряют свою актуальность. Не зря именно Мария Монтессори стала одним из четырёх выдающихся учёных, определивших основы педагогического мышления XX века по мнению ЮНЕСКО.

Вы согласны со всеми заповедями Марии Монтессори?

Источник: https://DetStrana.ru/article/deti-3-7/vospitanie/19-zapovedej-marii-montessori-dlya-roditelej/

19 важных истин для родителей от Марии Монтессори. Всем родителям читать как молитву!

Мария Монтессори — женщина, изменившая взгляд на традиционное воспитание детей. Она входит в четверку лучших педагогов ХХ столетия.

Система отношений с ребенком, которую разработала Мария, — очень необычная, потому что работать она начала с умственно отстающими детками.

Методика Монтессори показала очень хорошие результаты, благодаря этому многие дети стали развиваться так же, как их здоровые сверстники.

Эти мудрые заповеди Марии Монтессори полезно прочесть всем родителям. И не только прочесть, а и придерживаться их в повседневной жизни. Помни, что дети не меньше взрослых заслуживают уважения. Твой ребенок будет очень благодарен тебе за это.

Истины от Марии Монтессори

  1. Детей учит то, что их окружает.
  2. Если ребенка часто критикуют — он учится осуждать.
  3. Если ребенка часто хвалят — он учится оценивать.
  4. Если ребенку демонстрируют враждебность — он учится драться.
  5. Если с ребенком честны — он учится справедливости.
  6. Если ребенка часто высмеивают — он учится быть робким.

  7. Если ребенок живет с чувством безопасности — он учится верить.
  8. Если ребенка часто позорят — он учится чувствовать себя виноватым.
  9. Если ребенка часто одобряют — он учится хорошо к себе относиться.
  10. Если к ребенку часто бывают снисходительны — он учится быть терпеливым.

  11. Если ребенка часто подбадривают — он приобретает уверенность в себе.
  12. Если ребенок живет в атмосфере дружбы и чувствует себя необходимым — он учится находить в этом мире любовь.
  13. Не говорите плохо о ребенке — ни при нём, ни без него.
  14. Концентрируйтесь на развитии хорошего в ребенке, так что в итоге плохому не будет оставаться места.

  15. Всегда прислушивайтесь и отвечайте ребенку, который обращается к вам.
  16. Уважайте ребенка, который сделал ошибку и сможет сейчас или чуть позже исправить ее.
  17. Будьте готовы помочь ребенку, который находится в поиске, и быть незаметным для того ребенка, который уже всё нашел.
  18. Помогайте ребенку осваивать ранее неосвоенное.

    Делайте это, наполняя окружающий мир заботой, сдержанностью, тишиной и любовью.

  19. В общении с ребенком всегда придерживайтесь лучших манер — предлагайте ему лучшее, что есть в вас самих.

Быть родителем — непростая работа. Когда тебе сложно, всегда помни о том, что твой ребенок — прежде всего, тоже человек. Дружи с ним, договаривайся, объясняй.

Эти усилия не пройдут даром, чувство, что ты состоялся как родитель, — ни с чем не сравнимо.

Расскажи об этой мудрой статье друзьям, у которых есть дети.

Источник: https://takprosto.cc/zapovedi-marii-montessori/

19 заповедей Марии Монтессори для родителей

19 заповедей Марии Монтессори для родителей [May. 27th, 2014|01:22 pm] Анна Коваленко
Оригинал взят у mka в Прблема выбора для детей, или 19 заповедей Марии Монтессори для родителей19 заповедей Марии Монтессори для родителей Считается, что всего четыре педагога ХХ века совершили революцию в воспитании. Это американец Джон Дьюи, немец Георг Кершенштейнер, итальянка Мария Монтессори и советский педагог Антон Макаренко. Мария Монтессори сформулировала краткие заповеди-напоминания для родителей. Они просты, но если вдуматься в каждую из них — это многотомная мудрость в нескольких словах. AdMe.ru советует хотя бы раз в год перечитывать этот список, и тогда взаимоотношения с детьми могут выйти на качественно новый уровень, а ребенок вырастет более развитой и гармоничной личностью.1. Де­тей учит то, что их окру­жа­ет.2. Если ре­бен­ка час­то кри­ти­ку­ют — он учит­ся осуж­дать.3. Если ре­бен­ка час­то хва­лят — он учит­ся оце­ни­вать.4. Если ре­бен­ку де­мон­ст­ри­ру­ют враж­деб­ность — он учит­ся драть­ся.5. Если с ре­бен­ком чест­ны — он учит­ся спра­вед­ли­вос­ти.6. Если ре­бен­ка час­то вы­сме­и­ва­ют — он учит­ся быть роб­ким.7. Если ре­бе­нок жи­вет с чувст­вом без­опас­нос­ти — он учит­ся ве­рить.8. Если ре­бен­ка час­то по­зо­рят — он учит­ся чувст­во­вать се­бя ви­но­ва­тым.9. Если ре­бен­ка час­то одоб­ря­ют — он учит­ся хо­ро­шо к се­бе от­но­сить­ся.10. Если к ре­бен­ку час­то бы­ва­ют сни­схо­ди­тель­ны — он учит­ся быть тер­пе­ли­вым.11. Если ре­бен­ка час­то под­бад­ри­ва­ют — он при­о­бре­та­ет уве­рен­ность в се­бе.12. Если ре­бе­нок жи­вет в ат­мо­сфе­ре друж­бы и чувст­ву­ет се­бя не­об­хо­ди­мым — он учит­ся на­хо­дить в этом ми­ре любовь.13. Не го­во­ри­те пло­хо о ре­бен­ке — ни при нем, ни без не­го.14. Кон­цент­ри­руй­тесь на раз­ви­тии хо­ро­ше­го в ре­бен­ке, так что в ито­ге пло­хо­му не бу­дет оста­вать­ся ме­с­та.15. Всег­да при­слу­ши­вай­тесь и отве­чай­те ре­бен­ку, ко­то­рый об­ра­ща­ет­ся к вам.16. Ува­жай­те ре­бен­ка, ко­то­рый сде­лал ошиб­ку и смо­жет сей­час или чуть поз­же ис­пра­вить ее.17. Будь­те го­то­вы по­мочь ре­бен­ку, ко­то­рый на­хо­дит­ся в по­ис­ке, и быть не­за­мет­ным для то­го ре­бен­ка, ко­то­рый уже все нашел.16. По­мо­гай­те ре­бен­ку осва­ивать неосвоенное ра­нее. Де­лай­те это, на­пол­няя окру­жа­ю­щий мир за­бо­той, сдер­жан­ностью, ти­ши­ной и лю­бовью.19. В об­ра­ще­нии с ре­бен­ком всег­да при­дер­жи­вай­тесь луч­ших ма­нер — пред­ла­гай­те ему луч­шее, что есть в вас самих.
Comments:
From: pavpro2014-05-28 08:14 am (UTC) (Link)

Считается много чего в наших околицах и все даже на слух удивительное! Что это за список, куда не входит Януш Корчак, а входит лучший друг чекистов — Макаренко? (Из серии — Брежнев писатель, усач — друг детей…)

From: resonata2014-05-29 05:26 am (UTC) (Link)

Говорят, что это было решение Юнеско 1988 года — года Макаренко по поводу его столетия, а также об этих 4х педагогах, которые «определили вектора педагогического мышления и действия в 20 веке» (приблизительная цитата).Макаренко как педагог — удивительно интересный. Я пару лет назад его перечитывала и о нем, и обсуждения разные. Кучу с чем можно в его методах не соглашаться, но он выпускал жизнеспособных людей, у которых было свидетельство об образовании, бумага о получении профессии (реальные, не просто липа), трудовая книжка и деньги, которые воспитанники зарабатывали сами, знали их цену, умели их зарабатывать и использовать. Социализация практически 100%. Какие-то вещи он пишет страшные — о том, что коллектив может любого сломать и перевоспитать куда угодно. Еще страшнее, что это работало успешно, причем по всей стране и не только на детях. Для меня было важно понять, что я очень хочу воспитать и себя, и ребенка так, чтобы в случае чего иметь силы идти против всего течения. Такой красный флажок: коллектив — опасность! А вот требовательность в обязательной связи с уважением и верой в ребенка — это просто потрясающая штука, особенно с учетом, что Макаренко поставили учить списанных государством детей по причине моральной испорченности. Насколько я понимаю, сейчас в сиротских домах ни требовательности, ни уважения, ни веры. И в обычной школе тоже, кстати. Очень спорный тезис, мягко говоря, у Макаренко о том, что ребенок должен забыть, кто он и что с ним было до того, начать с чистого листа — но большое рациональное зерно в этом тоже есть, с учетом того, что у многих было за плечами — как бы такое крещение, принятие в другой мир, смена всего. Короче, Макаренко — очень живой и занимательный педагог, не идеологическая пустышка.Дьюи — прямо обратное предлагал: центр на ребенка (переворот как у Коперника, кто вокруг кого вращается), на его задатки, всё такое индивидуалистическое — индивидуалистическое, но тоже направленное на социализацию: как выжить в дикой природе свободного капиталистического мира. Тоже есть о чем подумать в положительном смысле.Кершенштейнера самого я почти не читала, больше в пересказе. Надо на английском поискать, наверняка, переведен. Что-то у него меня очень сильно смутило: особенно про «народную школу и армию как наиболее действенные государственные воспитательные институты, способные формировать у молодежи желание трудиться на благо государства, чтобы службе ему они посвящали бы себя, работали преданно во имя людей или великой идеи» со всяким безусловным подчинением авторитетам. Хотя идея, что обычная («книжная») школа («школа слушания») очень зациклена только на умственное развитие и игнорирует остальное — она явно заслуживает внимания. Что ребенку нужно действие, движение, активное участие в процессе. И кучу всего делать своими руками, глазами, ушами, ногами, а не только головой. «Сущность человека в годы детства заключается в том, чтобы работать, творить, двигать, пробовать, познавать, переживать для того, чтобы беспрерывно изучать окружающую действительность. Вся беспрерывная игра, жизнь ребенка есть как бы сознательное намерение природы, направленное к тому, чтобы развивать духовные и физические силы ребенка под влиянием живого, разностороннего опыта. И именно там, где здоровые дети не свалены за могильные стены больших городов, они вся инициатива. Они открывают постоянно новые области радующей их деятельности и отдаются ей до самозабвения.» В общем, о том, что обычная школа не способствует развитию инициативы и жизненной активности.Во всяком случае, все эти педагоги имеют очень разные направленности. Совсем-совсем.

From: pavpro2014-05-29 10:27 am (UTC) (Link)

Как я понимаю, эта доблестная «четверка» взята из статьи в Википедии. Те обосновывают ссылкой на ЮНЕСКО. Еще в советские годы культурный человек при своем становлении понимал, что сие такое. Ее кормят несколько богатых стран . При этом она очень быстро попала в руки «товарищей».

Нынче главные доноры прервали финансирование – формальные причины иные, чем нас интересуют. Но специалисты там, по-видимому, подобраны соответствующей школы. Что видно по списку лучших воспитателей человечества.

Попытки привлечь внимание к Макаренко, видимо, связаны с научными интересами ряда немецких авторов 70-90-х гг. Ряд их перешел в нынешнюю Германию из ГДР. У других, возможно, имеются какие-то свои причины для подобного внимания.

From: resonata2014-05-29 10:47 am (UTC) (Link)

Это же список не самых лучших, не самых умных, а именно используемых, на кого опирались.
А как выглядел бы Ваш список педагогов, которые оказали самое большое влияние на развитие педагогики в 20 веке?

From: pavpro2014-05-29 11:33 am (UTC) (Link)

Не осведомлен в этом вопросе, к сожалению. Ориентируюсь на ощупь. В «Мироносицах» у меня есть очерк и в нем главка «Христианство в семье» и след. Там я изложил свое понимание простейших принципов. Статьи Ушинского у меня всегда вызывали интерес.. Но они, конечно, написаны в ритме 19 в. В них нужно вникать.

Есть, правда, очерк Василевской (тетка о. А. Меня) о его системе, но не очень внятный. Зато его букварь, по-моему, годится и сейчас, как ценное подспорье. А из 20-го? Когда-то с интересом просматривал тексты Станислава Шацкого, Корчака.

Да и что такое самое большое влияние? Был такой Дальтон-план в период нэпа, в приказном порядке внедряемый в школах. Ну, вот эта система американской дамы, получила самое широкое тогда распространение. Какие результаты? Видимо по нулям. Вальдорфская школа — с ней я сталкивался, изучая их хрестоматию. Очень толковая.

В области педагогики, в том числе и русской, постоянно всплывает и элемент доктринерства и утопизма. Так что да здравствует здравый интерес и поиск.

From: resonata2014-05-29 05:45 am (UTC) (Link)

Корчака ты читала, кстати?
http://www.lib.ru/KIDS/KORCHAK/rebenok.txt» Я долго не хотел понимать, что необходимрасчет и забота о детях, которые должны родиться. В неволе порабощеннойПольши, подданный, а не гражданин, я равнодушно упускал, что вместе с детьмидолжны рождаться школы, места, где можно трудиться, больницы, культурныеусловия жизни. Бездумную плодовитость теперь я воспринимаю как зло и

легкомыслие.»

From: pavpro2014-05-29 10:30 am (UTC) (Link)

Я не занимался Макаренко. Но занимался одним из его апологетов. Для этого ученого еще старой дореволюционной закалки занятие Макаренко было видом выживания и одновременно мучения. И самым печальным образом сказалось на собственном даре. Для Макаренко характерно погружение в терминологию классового сознания и социальной инженерии. Копаться в его наследии мне кажется губительным для внутреннего здоровья. Хотя граждане, обязанные изучать какого-нибудь Фадеева или Бабенышева, в конце концов, порой выходили и какому-то человеческому пониманию. Но это печальная история сама по себе. Конечно, Макаренко был не таким, как его рисовала пропаганда. Он решал прикладные задачи, были и результаты. Хотя кто исследовал «отбракованный» при этом материал? Для изучения его наследия нужна серьезная гуманитарная наука. Она разрушена. Попытки реанимировать Макаренко, это как попытки реанимировать Павлика Морозова. Они тоже делаются и тоже с фальшивыми ссылками на «иностранцев».

И это при том, что в России существовала выдающаяся педагогическая школа. Которую мало кто знает и понимает нынче. Ей во многом обязан тот же Корчак. Это школа Ушинского-Рачинского и т.д. В начале 20 века появились их обновленные продолжатели.

Среди них все занимались проблемами жизненными и выживания в будущем. Погружаться в это обычному человеку практически невозможно. И все же лучше, чем затемняться «списками». Кроме того, есть естественный здравый смысл. Корчак – он им сразу и естественно выделяется.

А вот Макаренко…

From: resonata2014-05-29 10:43 am (UTC) (Link)

Поскольку у меня нет педагогического дара — могу быть спокойной за его сохранность :)Реанимировать Макаренко — это не его собственно, а как раз идеологического идола.Януш Корчак, безусловно, замечательный педагог. Но с позиции 8 лет своему ребенку, я уже совсем не так восторженно его воспринимаю, как раньше. У меня к нему куча вопросов и отчасти несогласия.

Ушинский до меня не дошел. Не тронул. Надо будет еще раз почитать.

Источник: https://resonata.livejournal.com/452964.html

10 важных заповедей Марии Монтессори

31 августа родилась женщина, изменившая историю воспитания и развития детей, Мария Монтессори. Во многом ее поступки и достижения были новаторскими для своего времени. В Италии она стала первой женщиной доктором, для этого ей приходилось посещать университет со своим отцом.

Позднее для достижения компромисса между научной деятельностью и общественной моралью ей пришлось вступить в отношения, которые сейчас бы назывались гостевым браком. После рождения малыша, какое-то время он воспитывался в «принимающей» семье, а по выходным дням много играл и общался с матерью.

Обратите внимание

Все это было настолько ново и непривычно, что созданная в итоге упорного труда уникальная педагогическая система в течение долгого времени не получала широкого распространения. С сыном, кстати, Мария сохранила прекрасные отношения, впоследствии он стал ее верным помощником и педагогом.

Сейчас в России и в мире повсеместно открывают игровые Монтессори-клубы и детские сады. Какими главными принципами они руководствуются?

Философия родительства определяет цель педагогики

Любой родитель хотя бы раз слышал имя Монтессори. В чем «соль» ее педагогической программы? Система Монтессори помогает построить базу, на которую с успехом будет ложиться традиционное образование.

Любые материалы, которые предлагают родители, должны быть использованы в соответствии с личными интересами малыша при условии его спонтанной активности — тогда он приобретет необходимые для взрослой жизни навыки и умения.

Педагоги лондонского филиала Центра Монтессори утверждают: «Дальнейшее обучение ребенка зависит от того, что он знал до этого и насколько хорошо он это понял».

При этом родителю или воспитателю отводится роль не руководителя, а скорее, внимательного наблюдателя, который в нужный момент заметит пробуждающийся талант и поможет его развить.

С другой стороны, эта система не поможет тем родителям, кто непременно хочет добиться невероятных успехов своих детей в какой-то заданной области, поскольку она не является средством достижения непременных академических результатов. Философия педагогики Монтессори исключает соревновательный момент. Элизабет Хейнсток подчеркивает: «Вы учите ребенка отнюдь не для того, чтобы произвести впечатление на родственников или друзей».

10 заповедей родителям от Марии Монтессори

Истинным «открытием» доктора стал тот факт, что с малышом нужно говорить как с разумным человеком и относиться к нему соответствующе. Ребенок вырастет более развитой и гармоничной личностью, если держать в голове простые, но такие важные педагогические ориентиры.

1. Будьте готовым оказать ребенку помощь, когда он в ней нуждается

Юлия Борисовна Гиппенрейтер, одна из главных психологов современности, дополняет и развивает эту мысль — будьте рядом с ребенком, но оставляйте ваше наблюдение незаметным для ребенка; когда же ребенок обратится к родителям в поиске — проделайте сложную для него работу вместе и уже завтра он справится с ней самостоятельно. Стоит отметить, что это «правило» работает не только для деток раннего возраста или школьников, но даже для подростков — но маме и папе нужно будет суметь «прочитать» эти призывы о помощи за возможной бравадой.

2. При­слу­ши­вай­тесь к лепету (и более осознанной речи) малыша

Вечный закон, призывающий никогда не отмахиваться от вопросов ребенка. При затруднении с ответом, не бойтесь сообщить об этом — так ребенок на практике увидит, как вы справляетесь со сложной задачей: обращаетесь за помощью к справочнику или за ответом к специалисту.

3. По­мо­гите ре­бен­ку осва­ивать еще не освоенное

Для каждой ступени развития характерна определенная способность воспринимать информацию и усваивать навыки.

Так называемые «сенситивные» периоды по Марии Монтессори включают следующие:

  • С полутора до трех лет важно развивать язык малыша
  • С полутора до четырех поддерживайте интерес к манипуляциям с мелкими предметами, а также увлеките ребенка упражнениями на развитие мышц и координации.

    Современные ученые и нейропсихологи подчеркивают роль крупной моторики в стимуляции функционирования головного мозга.

  • В два — четыре года у ребенка просыпается интерес к понятиям «правды», реальности и активно развивается воображение. Приходит понимание течения времени и расположения в пространстве.

    Весьма повышается точность движений, которую надо тренировать.

  • С трех до шести у ребенка вырабатывается устойчивость к влиянию взрослых. Появляется знаменитое «я сам», отражающее психологический процесс отделения от мамы и окружающих родных.

  • С трех с половиной лет до четырех с половиной ребенок, по мнению Марии Монтессори, наиболее чувствителен к освоению начальных навыков письма. Японские и американские педагоги с ней солидарны и своим малышам предлагают красочные тетради с предложениями рисовать линии, круги, завитки и зигзаги.

  • В четыре — четыре с половиной особо развивается тактильная чувствительность. Для ребенка данного возраста крайне важно собирать пазлы, лепить и выполнять прочие рукодельные работы, требующие точности движений.
  • Четыре с половиной года — пять с половиной лет — отличный возраст для начального чтения.

    Ребенок уже способен научиться данной премудрости и ему как раз это интересно. А значит, не только мама будет читать ему перед сном, но и они будут осуществлять этот процесс вместе. Разумеется, показывать, как пишутся отдельные слова, можно и раньше. Но, как считают педагоги и неврологи — всему свое время.

Предлагайте ребенку новые для него действия, но при этом позаботьтесь, чтобы ребенка окружала забота, спокойствие, сдержан­ность взрослых и, конечно, их лю­бовь.

4. В об­ра­ще­нии при­дер­жи­вай­тесь луч­ших ма­нер

Разговаривайте четко, чистым литературным языком. Если разговариваете с ребенком — не скупитесь на выражение разнообразных эмоций и эмоциональный интеллект вашего ребенка возрастет.

Предложите ему игру на угадывание разнообразных загаданных вами эмоций. Откажитесь от вредных привычек и не пренебрегайте основами этикета — являйте собой идеальный пример.

Дети, как обезьянки, копируют в основном то, что видят — подарите возможность впитывать лучшее.

5. Детей учит все то, что их окружает

Социализация очень важна, и если по каким-то причинам ребенок обучается дома и не ходит в детский сад, важно, чтобы он как можно чаще участвовал в играх или ином роде группового общения.

Дошкольник должен узнать, что в жизни приходится не только брать, но и давать.

Берите ребенка в походы и гости, не отдавайте его на время бабушкам — пусть он видит, чем живут взрослые, познакомится с новыми людьми и получит ворох новых впечатлений, в которых так нуждается.

6. Ува­жай­те ре­бен­ка, даже если он ошибся

Старайтесь не ругать его самого, а осуждать именно его действия, если они требуют реакции. Так он непременно смо­жет ис­пра­вить ошибку, неверный поступок. Используйте «Я-посыл»: «Меня огорчило, как ты повел себя с другом…»

7. Подчеркивайте «зеленым маркером» хорошие поступки

Оставьте «красную ручку», которая подчеркивает недостатки, школьной учительнице — сконцентрируйте внимание на позитивных качествах и умениях вашего ребенка. Вполне возможно, что для плохого просто не останется места. С помощью удовольствия от похвалы законченного действия вы будете закреплять успех и мотивировать на его повторение.

8. Не го­во­ри­те пло­хо о ре­бен­ке: если его позорить, он научится быть вечно виноватым

Тем более, удержите себя от использования преувеличенно пренебрежительных выражений. Причем придерживаться этого правила стоит как при ребенке, так и без (казалось бы) него.

Если ребенку в глаза «льется мед», а подруге или соседке мама излагает нелицеприятную правду, сгущая краски (даже если хочет посоветоваться), это может восприниматься маленьким человечком как предательство, и в дальнейшем ваши педагогические маневры могут потерпеть фиаско. Не стоит провоцировать недоверие к вашим словам — они много значат для малыша.

9. Чувство безопасности в семье порождает в сердце ребенка веру

Гармоничное развитие не в последнюю очередь зависит от окружающей обстановки. Одобрение родителей учит ребенка правильно к себе относиться — уважать и любить себя (скольким взрослым этого не хватает?).

Подбадривая ребенка незамысловатыми фразами, родители насаждают ребенку уверенность в своих силах.

Пожалуй, это даже важнее многих развивающих курсов — ведь обладая верой в себя, ребенок во взрослой жизни добьется всего, чего захочет.

10. Дайте ребенку необходимое — а он выберет из этого то, что ему пригодится

Со стороны кажется, что в классах Монтессори ребенок делает что хочет. Действительно, детям предоставлена определенная свобода: они могут выбирать занятия из предложенного. Однако границы все же имеются — дети должны доделать свое действие, они должны убрать за собой игровой материал, чтобы следующий ребенок нашел их в положенном месте и т. п. Кроме того, ребенку предлагается именно то, что в соответствии с его возрастом, поможет в развитии, поэтому ему наверняка будет интересно.

История донесла любопытный эпизод, когда в класс к великому педагогу заглянули гости и посетительница в шутку спросила первого попавшегося ребенка

— И это комната, в которой делают, что хочется?

— Нет, мадам, мы здесь хотим того, что делаем, — последовал серьезный ответ.

Свобода стать собой не имеет ничего общего со вседозволенностью.

Источник: https://MedAboutMe.ru/mat-i-ditya/publikacii/stati/razvitie_ditey/10_vazhnykh_zapovedey_marii_montessori/

Ссылка на основную публикацию